Методические разработки классных часов по профилактике наркомании и формированию навыков здорового образа жизни.
Автор: Холкина Наталия Андреевна
Заместитель директора по ВР
БМАОУ СОШ№9.
2017
Пояснительная записка
Широкое распространение наркомании приводит к резкому увеличению доступности наркотиков, и как следствие – к еще большему распространению наркомании.
Злоупотребление наркотиками связано с серьезными негативными последствиями для общества: ростом преступности, снижение производительности труда и процента, работающих среди трудоспособного населения, ростом общей заболеваемости и инвалидизации, увеличение расходов на лечение и социальное обеспечение наркоманов и их близких, личными и семейными трагедиями.
Характерной чертой современной ситуации является омоложение наркомании. В связи с этим особую важность приобретает раннее начало профилактической работы с целью упреждения стихийного знакомства детей с миром наркотиков.
Новизной данного опыта является подход автора к организации профилактической работы. Автор уходит от традиционной системы и использует приемы группового взаимодействия: игры – активаторы, групповые дискуссии, обсуждения.
Опыт может быть использован в работе классного руководителя. Автор реализовал данный опыт для организации работы с учащимися 8 класса.
Тематика классных часов:
· Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.
· Сопротивление давлению социальному окружению.
· Как отказаться от предложенных наркотиков и псимхоактивных веществ.
Приложение:
· Презентация «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления»
· Презентация «Наркомания»
«Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления»
Цель:
· Разъяснить понятия «наркотики» и «психоактивные вещества», объяснить их общие свойства и разницу между ними;
· Познакомить с традициями и законами, ограничивающие употребление психоактивных веществ;
· Рассмотреть неблагоприятные последствия употребления психоактивных средств;
· Создать условий для проявления своих знаний и формирования жизненной позиции.
План:
· Наркотики и психоактивные вещества;
· Правила и законы, ограничивающие использование психоактивных веществ;
· О вреде злоупотребления психоактивными веществами;
Ход занятия:
Кл. рук-ль.
Вводит учащихся в суть проблемы. У многих подростков нет четкого представления о том, что такое наркотики и что такое психоактивные вещества. Как определить к какой группе относится то или иное вещество, а тем, более какой вред организму оно наносит.
Организация игры «Построиться по ….»
По команде учителя ученики стараются как можно быстрее построиться в порядке возрастания по ряду сменяющихся признаков.
· По росту.
· По дням рождения.
· В алфавитном порядке по имени.
Итог игры:
Каждый из вас может занимать разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка. А по какому признаку вещество можно отнести к наркотикам?
Дискуссия
Что такое наркотики?
Предоставить возможность ребятам сформулировать определение понятия наркотики, необходимо направлять из размышления не на перечисления наркотиков, а на описание их общих свойств
· Способность изменять настроение.
· Способность вызывать зависимость.
· Способность приносить вред здоровью.
· Противозаконность распространения и хранения.
Вывод: Если вещества обладают выше перечисленными свойствами, то их можно отнести к наркотикам?
Пояснить детям, что на международном уровне перечни наркотиков составляют специальные конференции при ООН, а в России этим занимается Постоянный комитет по контролю за наркотиками (ПККН) при правительстве России.
Так вот, наркотик – это вещества, внесенное в перечень наркотиков.
Но в этом перечне вы не найдете ни табак, ни алкоголь.
А они обладают хотя бы частью перечисленных свойств?
Какие еще вещества могут влиять на наш организм подобным образом?
Вывод: Алкоголь, табак, некоторые медицинские препараты, летучие вещества – являются психоактивными веществами. Почему?
И наркотики так же являются психоактивными веществами.
Обсуждение (слайда №13)
Правила и законы, ограничивающие использование психоактивных веществ
1.Уголовный кодекс, который запрещает изготавливать, приобретать, переносить, передавать другим, продавать наркотики и предлагать их употребление кому бы то ни было;
2.Правила и рекомендации для врачей, которые назначают наркотики больным;
3.Правила для торговли, запрещающие продавать сигареты детям и алкоголь несовершеннолетним;
4.Правила дорожного движения, запрещающие пить и принимать наркотики за рулем;
5.Профессиональные правила, запрещающие на работе пить и принимать наркотики;
6.Неписаные традиции, касающиеся употребления психоактивных веществ (алкоголь, табак)
Вывод: У нас получился список правил и законов, которые помогают разобраться, как поступать с психоактивными веществами. Когда люди придерживаются этих правил, обычно ничего страшного не происходит. Однако, если употреблять для собственного удовольствия и не обращать внимания на законы и традиции, часто случаются различные неприятности.
Обсуждение (опираясь на социальный опыт детей, иллюстрируя слайдами презентации)
О вреде злоупотребления психоактивными веществами.
1. вред здоровью
2. снижение производительности труда и ухудшение экономики
3. повышение уровня преступности
4. ухудшение в отношениях между людьми
Вы можете дать оценку нашему занятию, если напишите небольшое эссе по следующим вопросам:
1.Пол и возраст героя вашего сочинения;
2.Чем занимается / занимался (где учился, кем работал или работает)?
3.Когда начал употреблять психоактивные вещества и как долго употребляет?
4.Что стало с его друзьями?
5.Что стало с его семьей?
6.Что стало с его работой?
7.Что стало с его здоровьем?
8.Как он теперь выглядит?
9.Как он обычно себя ведет?
10.Что больше всего вам нравится в нем, а что больше всего не нравится?
Классный час на тему:
«Сопротивление давлению социальному окружению»
Цель:
· Разобрать типичные ситуации, в которых начинается прием наркотиков и психоактивных веществ.
· Пояснить причины, по которым окружающие навязывают употребление наркотиков и психоактивных веществ.
· Обсудить причины, побуждающие подростков принимать наркотики и психоактивные вещества.
· Дать ученикам навык осознания причин, по которым не следует принимать наркотики и психоактивные вещества.
План:
· Игра – активатор «Люди и вампиры»
· Как происходит первое знакомство подростков с наркотиками.
· Как обычно подростки попадают в наркозависимость.
· Как сделать правильный выбор.
Ход занятия:
Кл. рук-ль.
Вводит учащихся в суть проблемы. Наркомания – это очень распространенное явление в подростковой среде. Влияние окружающих на подростка очень велико. Как противостоять этому влиянию, чтобы не быть вовлеченным в употребление наркотиков и психоактивных веществ.
Организация игры «Люди и вампиры»
Несколько человек назначаются вампирами, они должны взяться за руки цепочкой. Их задачи – замыкать цепочку в кольцо вокруг игроков («людей»), превращая их в вампиров. Задача игроков – остаться «людьми». Если, в ходе игры «вампиры побеждают», можно дать
«людям» защиту, какие- то предметы, имитирующие чеснок (т.к. по легенде – вампиры его боятся), который можно передавать друг другу, отгоняя вампиров.
Вывод: Когда люди помогали, друг другу противостоять вампирам стало легче.
Обсуждение
Целевая установка: приобщение к потреблению психоактивных веществ, как правило, происходит под давлением тех самых людей, которых мы уважаем и считаем близкими себе.
На доске результаты анкеты, которую желательно провести заранее.
В скобках указаны результаты (участвовало в анкетировании 16 человек)
Вопросы анонимной анкеты:
· Пробовали ли алкогольные напитки. (26)
· Где это впервые произошло:
А) дома, на семейном празднике (26)
Б) в гостях, на детском празднике (14)
В) при других обстоятельствах (4)
· Курите ли вы. (4)
· Кто пробовал курить. (6)
· Кто вам впервые предложил закурить. (друзья)
· Знаете ли вы кто такие наркоманы. (26)
· Предлагал ли кто – то вам попробовать наркотические вещества (2)
· Кто отказался (2)
Из ваших ответов мы узнали, что выпить, что выпить или закурить вам предлагают не в магазине и никакие торговцы наркотиками не всучивают свой товар незнакомым ребятам. Чаще всего впервые попробовать психоактивные вещества предлагают близкие люди – друзья или даже родственники. Обычно это происходит в совершенно безобидных ситуациях, и, конечно, в этот момент никто не предполагает, что такая проба может через некоторое время привести к зависимости.
Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие психоактивные вещества?
Игра «Быстрый круг» - все участнике высказывают очень лаконично свое мнение по данному вопросу.
Обсуждение желательно направить в следующее русло:
· некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения
· другие хотят быть похожими на старших
· еще кто- то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно
· кто – то хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или пьет
· некоторые делают это назло близким – из-за обиды или просто, чтобы показать свою независимость
· очень редко, практически в единичных случаях, принимают ПАВ, надеясь, что они дадут облегчение в горе от обиды.
Вывод
Единственный способ не стать зависимым от ПАВ - это не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят.
Как решить употреблять или не употреблять ПАВ?
Попросите ребят дома написать эссе, в котором обязательно должны быть учтены следующие вопросы:
· Какими свойствами обладают ПАВ?
· Какие преимущества я получу, если соглашусь закурить или выпить и т.д.?
· Какие неприятности могут меня ожидать в этом случае?
· Как долго могут сохранять преимущества и как долго- неприятности?
· Не перевешивают ли возможные неприятности возможные преимущества? А не станут ли неприятности более серьезными с течением времени?
· Так ли я уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо?
· Чего ради мне предлагают сигареты, алкоголь или наркотик?
· Что мне необходимо сделать сейчас?
Последующая работа с эссе должна нести индивидуальный характер.
Классный час на тему
«Как отказаться от предложенных наркотиков»
Цель:
· Дать ученикам навык сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор.
· Обучить приемам отказа от предлагаемых наркотиков.
План:
· Игра – активатор «Граф Монте- Кристо»
· Приемы отказа от предлагаемых наркотиков
· Изучение ситуации через ролевые игры
· Заключительная дискуссия
Ход мероприятия.
Кл. рук-ль.
Вводит учащихся в суть проблемы. Большое количество вовлеченных в наркоманию – это те, кто не сумел противостоять натиску в виде уговоров, угроз, насмешек.
Целевая установка: нам сегодня предстоит выработать стратегию поведения в ситуации, когда нас пытаются вовлечь в среду наркозависимых людей.
Организация игры «Граф Монте- Кристо»
Учащиеся встают в круг, в центре которого из одноклассников (по желанию). Этот круг – тюрьма на острове Иф. Задача ребенка, стоящего в круге – сбежать из тюрьмы. Он может использовать любые приемы
(убеждение, хитрость, физическую силу). Нельзя оскорблять игроков, причинять им физический вред.
Вывод: Не всем удалось вырваться из круга, но, тем не менее, среди вас оказалось много тех, кому это удалось сделать.
Обсуждение приемов отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.
Целевая установка: мы все можем оказаться в ситуации, когда нам будут предлагать психоактивные вещества, но не все согласятся их попробовать. Что нужно знать о возможных способах отказа?
А) Работа в малых группах – предложите свой способ отказа.
Б) Предложить каждой группе написать свой способ на доске.
Карточки:
· Выбрать союзника
· «Перевести стрелки»
· Сменить тему
· «Продинамить»
· «Задавить интеллектом»
· Упереться
· Испугать их
· Обходить стороной
Приемы:
· Отвечать нет, несмотря ни на что. Отстаивать свое право собственного мнения.
· Сказать, что сейчас не хотите, может быть, потом.
· Сказать, что вы принуждаете никого из них что – либо делать, так почему они так назойливы?
· Заговорить о чем – то другом: придумать что – то, что может быть интересно, и не связано с приемом психоактивных веществ.
· Если оно убеждают, что это безвредно, - указать на то, где они врут или просто не знают последствий.
· Описать какое-либо страшное последствие.
· Если сеть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить, просто обходить ее стороной.
Обсуждение:
· Как вы думаете, какие из этих приемов эффективны, а какие не с работают?
· Почему?
· Как их лучше использовать?
По результатам анкеты, у нас в классе из 26 человек курят 4, 6 человек пробовали – не понравилось, остальные не пробовали, но им предлагали.
Для игры мы отберем участников, распределим среди них роли. Нам нужны:
· Главный герой – подросток, его пытаются приобщить к курению.
· «Его друзья» - 4 человека, которые пытаются его вовлечь, они могут говорить убедительно их цель заставить главного героя попробовать курить.
· Все остальные – группа поддержки, которая имеет право давать советы главному герою.
В зависимости от времени и ситуации в классе, сценок может быть несколько, каждая из которых иллюстрирует ситуацию с разными участниками и разнообразными психоактивными веществами. Желательно, чтобы все испробовали себя в той или иной ситуации.
Организация дискуссии по результатам ролевых игр.
Целевая установка: нам предстоит поговорить о том, что вы испытали в роли участников игры.
· Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?
· Какие чувства испытывали главные герои?
· Какие чувства испытывали их оппоненты?
· Что могло бы случиться потом, если бы главные герои отказались употреблять психоактивные вещества?
· Что могло бы случиться потом, если бы главные герои согласились употреблять психоактивные вещества?
· Как еще могли поступить главные герои, что бы избежать приема психоактивных веществ?
· Как еще могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных веществ?
Вывод: Как вы сами убедились, противостоять группе иногда бывает очень сложно, не универсального способа защиты от натиска толпы, но есть замечательный вариант – определиться в своем отношении к употреблению психоактивных веществ и найти группу с такими же убеждениями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.