Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП
Оценка 4.6

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +2
Взрослым
15.01.2017
Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП
Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП. В статье представлены материалы определяющие особенности заболевания детей, дана картина педагогических и психологических проблем и пути их преодоления в виде методических рекомендаций. Статья рассчитана на широкую заинтересованную общественную аудиторию.В нашей школе в этом учебном году насчитывается 77 детей с заболеванием ДЦП. Такие важные психологические характеристики ребенка как уровень интеллектуального и речевого развития, объем внимания и памяти, стратегия произвольной регуляции деятельности в значительной степени отражаются в особенностях организации биоэлектрической активности мозга. не разобравшись в особенностях заболевания ребёнка, нельзя полноценно осуществлять воспитательный и педагогический процесс.
Ст.doc
Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП                                                                                              Зубкова Г.П. Помочь ребёнку пережить собственную  драму, найти силы, чтобы жить  дальше и растить ребенка, принять его таким, каков он  есть – задача  родителей, помочь же ему стать таким, каким он может стать, — задача  педагога и психолога.                                                       Д.А. Фарбер                                         Медико­психолого­педагогические   особенности   детей   с   заболеванием ДЦП В нашей республике три года назад насчитывалось 4408 детей­инвалидов, из них 528 детей, нуждающихся в обучении на дому и 220 детей дошкольного возраста, наши будущие ученики. К сожалению, дети с заболеванием ДЦП стали рождаться всё чаще. Известно, что на каждую тысячу новорождённых приходится от 2 до 5,6 % детей с этой патологией. В нашей школе в этом учебном году начитывается 77 детей с заболеванием ДЦП. Клинико­морфологические исследования последних лет показали, что в патогенезе детского  церебрального паралича ведущая роль принадлежит нарушению развития мозга. Для каждого возраста существуют нормативные показатели структурно­функциональной организации головного мозга. Такие важные психологические характеристики ребенка как уровень   интеллектуального   и   речевого   развития,   объем   внимания   и   памяти,   стратегия произвольной регуляции деятельности в значительной степени отражаются в особенностях организации биоэлектрической активности мозга. Различные  факторы (травма,  интоксикация, инфекции), воздействующие на мозг на разных этапах развития (перинатальном, постнатальном, на первом году жизни и т.д.), могут вызвать отставание в развитии мозговых структур и связей между ними. В процессе индивидуального развития структурно­функциональная организация обоих полушарий формируется постепенно (известные учёные Д.А. Фарбер, Л.К. Семенова, В.В. Алферова и др.). При поражениях левой височной области у правшей отмечено нарушение фонематического слуха,  экспрессивной речи и слухоречевой памяти. Поражение правой височной области вызывает трудности восприятия сложных ритмических сочетаний звуков и звуковысотных отношений,  наблюдается слуховая агнозия в виде трудностей узнавания 1 знакомых средовых шумов и мелодий.  У детей и подростков с различными формами ДЦП чрезвычайно велик спектр эмоциональных нарушений    Проблема   детского   церебрального   паралича   является   одной   из   актуальных   и необычайно сложных  проблем медицины и специальной педагогики. Программа массовой общеобразовательной школы  не рассчитана на детей с этим заболеванием, так как ДЦП поражает   определённые   мышечные  группы,   может   затрагивать   интеллект,   речь, формирование других высших корковых функций.  Существует более 20 классификаций детского церебрального паралича. По мнению таких учёных психологов, как Д.А. Фарбер, Л.К.   Семенова,   эти   классификации   могут  включать   в   себя   пять   основных   форм заболевания.   Они   учитывают   уровень,   распространённость   поражения   и   клиническую картину заболевания. Рассмотрим эти формы ДЦП.        1. Спастическая диплегия. В нашей школе эта форма  самая многочисленная, она наблюдается у 11 учащихся, причём у некоторых детей это заболевание сопровождается тетрапарезами и парепарезами. Спастическая диплегия (синдром Литтля) ­ наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в   верхних   и   нижних   конечностях;   причем   ноги   страдают   больше,   чем   руки.   Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной ­ от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. При этой   форме   церебрального   паралича   у   ребенка   может   возникнуть   задержка   речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50% случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного   тонуса.   Психическое   развитие   замедлено.   Степень   задержки   варьирует   от легкой   до   тяжелой.   На   задержку   развития   влияет   наличие   часто   возникающих эпилептиформных   припадков.   Ребенок,   страдающий   спастической   диплегией,   может научиться   обслуживать   себя,   писать,   овладеть   рядом   трудовых   навыков.   Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых людей при сохранном интеллекте и достаточном развитии маницулятивной функции рук.   2.   Атонически­астатическая   форма   характеризуется   нарушением   координации движения, недоразвитием реакции равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц,   кроме  производящих   мышц   бёдер,   иногда   пронаторов   плеч   и   кисти.   Интеллект широко варьирует ­ от  нормального до задержки психического развития. В специальных школах   таких   учащихся   составляет   10­15   процентов.  Клиническая   картина   ДЦП характеризуется сочетанием двигательных расстройств с нарушением речи, сенсорными 2 расстройствами   и   своеобразием   психического   развития   при   различных   состояниях интеллекта.   У   большинства   детей   отмечается   смешанный   характер   заболевания   с сочетанием различных двигательных синдромов. Ребёнок   с   данным   заболеванием   нуждается   в   коррекции   дефектов   моторики, ручном   труде,  формировании   движений   с   предметами,   коррекционном   развитии ощущений, развитии сенсорного восприятия, работе над интеллектуальным развитием.       3 Гиперкинетическая  форма характеризуется  наличием  насильственных движений разной  степени   и   формы   выраженности   (гиперкинезов),   в   мышцах   лица,   языка.   Шеи, плечевого пояса,  конечностей. Насильственные движения сопровождаются нарушениями мышечного тонуса,  иногда парезами и параличами мышц конечностей, артикуляционного аппарата. При этой форме особенно затруднено развитие манипулятивных навыков речи, часто   наблюдаются   нарушения   слуха:   интеллект   у   большей   части   детей   сохранен.   В специальных школах детей с такой формой заболевания примерно 15­20 процентов. Ограниченность и недостаточность произвольных артикуляционных движений у таких детей   обусловлены   поражением   черепно­мозговых   нервов.   Поражение   черепно­мозговых нервов часто сочетается с иннервацией артикуляционного аппарата, вызванного нарушением глазодвигательных нервов,  обуславливая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания у этих детей.  Работа над артикуляционной базой, дыханием и голосом является необходимым фундаментом для исправления недостатков произношения фонем и развития всех сторон речи. Для учителя важно  развить произвольно­дыхательный ритм ребёнка в координации с его речью и движением. Необходимо   начинать   процесс   обучения   с   определения   ведущего   дефекта   для обоснования системы коррекционно­восстановительных приёмов.      4. Двойная гемиплегия ­ это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное   поражение   мозга,   прежде   всего   его   больших   полушарий.   Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем   ноги.   Основные   клинические   проявления   двойной   гемиплегии   —   преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят,   не   стоят,   не   ходят.   Функция   рук   практически   не   развивается.  Речь   может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90%) отмечается выраженная умственная отсталость. Отсутствие  мотивации  к деятельности  в значительной  степени 3 усугубляет   тяжелые   двигательные   расстройства.   Часто   имеют   место   судороги   (45   — 60%) . Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный В большинстве случаев дети с двойной гемиплегией необучаемы   5. Гемипаретическая форма  характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги)  с  одной  стороны тела.   По­видимому,  левое   полушарие  при  воздействии  вредных факторов   страдает   в   первую   очередь   как   более   молодое   филогенетически,   функции которого наиболее сложны и многообразны (К. А. Семенова, Л. О. Бадалян). В зависимости от локализации поражения при этой форме могут наблюдаться различные нарушения. При поражении левого полушария часто отмечаются нарушения речи в форме моторной алалии, а также дислексия, дисграфия и нарушение функции счета. Каждое из этих расстройств может быть лишь частичным и проявляться только в трудностях освоения чтения, письма, счета.   Поражение   височных   отделов   левого   полушария   может   сопровождаться нарушениями   фонематического   восприятия.   При   поражении   правого   полушария отмечается   патология   эмоционально­волевой   сферы   в   виде   агрессивности,   инертности, эмоциональной   уплощенности.   Обучаемость   и   уровень   социальной   адаптации   детей   с гемипаретической   формой   ДЦП   во   многом   определяются   не   тяжестью   двигательных нарушений, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств. Нужно   отметить,   что   многие   наши   дети   имеют   смешанную   форму   заболевания,   часто   парапарезами, основное   заболевание   осложняется   сопутствующими:   эпилепсией,   тетрапарезами, квадрапарезами.  Можно   сделать   вывод,   что   для   детей   с   церебральным   параличом   характерно своеобразное   психическое   развитие,   обусловленное   сочетанием   раннего   органического поражения   головного   мозга   с   различными   двигательными,   речевыми   и   сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания   и   обучения.   При   ДЦП   нарушено   формирование   не   только   познавательной деятельности, но и эмоционально­волевой сферы личности. Структура   нарушений   познавательной   деятельности   при   ДЦП   имеет   ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся: ­ неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. выраженность астенических  проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех 4 психических процессов), сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире (вынужденная   изоляция,   ограничение   контактов   ребенка   со   сверстниками   и   взрослыми людьми   в   связи   с   длительной   обездвиженностью   или   трудностями   передвижения), затруднения   в   познании   окружающего   мира   в   процессе   предметно­практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология   зрения,   слуха,   мышечно­суставного   чувства   существенно   сказывается   на восприятии   в   целом,   ограничивает   объем   информации,   затрудняет   интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Около 25 % детей имеют аномалии зрения. Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно­моторной координации.  Чтобы   справиться   с   трудностями,   надо   их   изучить   и   правильно   определить деятельность педагога.                     Характер трудностей                  в обучении               мотивационные             Операционно­регуляторные              Направленность деятельности учителя       Формирование познавательных мотивов: создание проблемных учебных ситуаций;        стимулирование активности ученика.      Приёмы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие упражнения;  создание ситуации успеха.        Научить ребёнка         планировать свою деятельность,        ориентироваться в задании,       анализировать используемые средства                        деятельности.       Приёмы: обучение продуктивным видам      деятельности (конструирование, моделирование,  рисование и т. п.) ­ У   детей   более   старшего   возраста,   особенно   подросткового,   на   первый   план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым, здоровым. Учитывая это, рекомендуется   I этап — это создание эмоционально­волевого настроя к занятиям. II  этап   —   обучающий,   целью   которого   является  обучение   детей   релаксирующим упражнениям. Используют упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.  5 III этап — в о с с т а н а в л и в а ю щ и й .  На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, двигательных фиксаций. и прослеживании предметов.  Необходимо   начинать   процесс   обучения   с   определения   ведущего   дефекта   для обоснования   системы   коррекционно­восстановительных   приёмов.   Как   в   семье,   так   и   в школе важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Необходимо учесть, что тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка, которые и необходимо раскрыть педагогу.  Истории известны талантливые люди с заболеванием ДЦП. Это  Леонардо да Винчи, Вальтер Скотт, Джери Джевелл, Анна Макдональд,  Крис Фронческа , Григорий Журавлев и т.д.                                                                                               Литература 1. Акош К.А., Акош М.А. Дети с ДЦП / К.А Акош ­ М.: «Улисс», 1994  2. Бадалян Л. О.  “Детская неврология”/ Л. О. Бадалян ­ М.: “Медицина”, 1984. 3. Бадалян Л.0., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи/  Л.0 Бадалян  – Киев, 1988. 4. Семенова К.А. //Журн. невропатол. и психиатр. – 1980. – №. 10. – С.1445– 1450. 5.   Братанов   Б.Р.   Клиническая   педиатрия/   Б.Р   Братанов   физкультура,1983    –   София:   Медицина   и 6. Лильин Е.Т.,. Степанченко О.В , Бриль. А.Г.  // Журн. Детский Доктор. – 1999.­ № 2. 7. Мастюкова Е.М. Реабилитация детей с ДЦП/ Е.М Мастюкова   ­ М.: «Просвещение», 1991  9.   Фарбер   Д.А.,  Безруких   М.М. деятельности ребенка/ Д.А. Фарбер, М.М.  Безруких  М.: «Просвещение», 2001   Развитие   мозга   и   формирование   познавательной 10. Фарбер Д.А., Безруких М.М.  Возрастная физиология /  Д.А. Фарбер, М.М.   Безруких М.: «Просвещение», 2001 6

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП

Методические рекомендации для педагогов и родителей, имеющих детей с заболеванием ДЦП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017