ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Alexevatatyana@mail.ru Алексеева свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»
Файл:

разработка.docx - Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»


Все файлы публикации > разработка.docx
Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

Алексеева Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Мирный Республика Саха (Якутия)
учитель начальных классов
89243642805; Alexevatatyana@mail.ru
Методические рекомендации для учащихся «Как работать над
проектом?»

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

Виды учебно­исследовательской деятельности
Основными видами учебно­исследовательской деятельности учащихся
являются: — проблемно­реферативный: аналитическое сопоставление данных
различных литературных источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения; — аналитико­систематизирующий:
наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и
качественных показателей изучаемых процессов и явлений; — диагностико­
прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование
качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений,
проверка
процессов;
экспериментально­исследовательский:


предположения о подтверждении или опровержении результата; — проектно­
поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где
целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и
анализ фактических знаний. Предположим, существует проблема, которую
решить крайне сложно: ведь для этого необходимо провести тщательное
исследование: разработать план, провести наблюдения, измерения. Все
результаты проанализировать и сделать соответствующие умозаключения,
наглядно оформить. Результаты вашей работы будут небезынтересны и
другим учащимся, педагогам, а может и ученым. Тогда стоит подумать, как
лучше её представить. Вся эта объёмная работа может быть успешна, если
четко представлять, как её выполнять. Проект – это результат
скоординированных совместных действий группы или нескольких групп
учащихся. Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного, а
значит, вы узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не
умели.

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

Работа над проектом проходит в несколько этапов:
1 этап: Подготовка.
На этом этапе определяются цели и задачи проекта. Цель – это то, чего вы
хотите достичь в результате совместных действий. Сформулируйте цель и
запишите её в рабочую тетрадь. А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели,
что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи.
2 этап: Планирование.
Здесь вырабатывается план действий. Попробуйте ответить на вопрос что уже
известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит
сделать?». Это и будет ваш план действий.
Что известно? Что предстоит сделать?
Не забудьте, что на этапе планирования вы четко должны представлять весь
фронт ваших работ: а) определить источники информации; б) определить
способы сбора и анализа информации; в) определить способы представления
результатов; г) выработать критерии оценки результатов и процесса; д)
разделить задачи (обязанности между членами команды).

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

Работа над проектом на первых этапах может вестись в рамках определенного
направления, а тема может быть сформулирована позже, например, после
анализа литературы и других информационных источников.
В рабочую тетрадь запишите распределение работы:
Что предстоит сделать
Срок выполнения
+ ­
3 этап: Исследование.
Работая над проектом, вы выступаете не столько в качестве «ученика»,
сколько в качестве «исследователя». И, как все исследователи, вы можете
поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу,
подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом.
Поэтому у вас не получится списать весь свой проект из книжки, ведь
настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы. А
для этого, возможно, вам понадобится самостоятельно искать необходимую
информацию во множестве источников, применять разнообразные методы
исследования, например: анализ литературы, анкетирование, интервью, поиск
в Интернет и т.д.
На этапе исследования обычно собирают информацию,
решают
промежуточные задачи. Основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты.
Интервью, опросы
Любое интервью можно рассматривать так же, как возможность задать
интересующие вас вопросы специалистам той области, по которой вы
выполняете свой проект. Ваши вопросы покажут вашу заинтересованность,

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

увлеченность и осведомленность. К интервью необходимо также
подготовиться. Чтобы люди вас восприняли всерьез, лучше всего, если в
школе вам выдадут удостоверение, что вы являетесь учащимся __ школы и в
данный момент ведете научное исследование. Если вы направляетесь в какую­
нибудь организацию, то о вашем приходе необходимо предварительно
договориться руководителю школы или выполняемого проекта (учитель,
завуч, директор) Заранее продумайте вопросы, которые вы зададите. Вопросы
формулируйте четко и ясно, чтобы на них можно было получить предельно
ясный ответ. Запомните, обрабатывать результаты лучше на конкретных
фактах, а не эмоциях.
Наблюдения
Наблюдение – это общенаучный метод сбора первичной информации путем
непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов,
происходящих в определенных условиях (Большая Советская Энциклопедия).
Первые опыты познания природы человеком дошли до нас в виде народного
погода­ и природоведения, различных примет, праздников, верований,
фольклора. И теперь они не только являются частью культуры, но и широко
используются в практической деятельности. Методика проведения
наблюдений выглядит так: нужно обнаружить изменение, произошедшее с
объектом наблюдения и записать в рабочую тетрадь или Дневник. Как бы
хороша ни была память у человека, в ней всегда возможны ошибки и
путаница, особенно в цифровых данных. Поэтому ни в коем случае не следует
откладывать запись своих наблюдений до вечера или до возвращения домой.
Все необходимо записывать на месте, где проведено наблюдение, в виде
кратких, но обязательно точно сформулированных заметок. Основой для
записи служит полевой дневник. За неимением настоящих дневников
начинающим исследователям проще пользоваться продающимися в
писчебумажных магазинах записными книжками в твердых обложках такого

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

формата, чтобы они свободно помещались в кармане. Также можно
использовать аккуратно разрезанные поперек тетрадки в 48 листов. Бумага в
записных книжках или тетрадках должна быть в клетку, что облегчит записи,
нанесение схем и рисунков. Листки записной книжки следует нумеровать.
Полевой дневник необходимо надписывать, так как не исключена
возможность его потери и вместе с ним потери ценных, может быть, иногда
даже невосполнимых наблюдений. Надписывают дневник на первой странице,
указывая очередной номер дневника, фамилию, имя, адрес исследователя, а
также дату начала и окончания дневника.
Пример оформления первого листа полевого дневника
_____________________________________________ (название учебного
заведения) 20__г. Дневник полевых исследований
Фамилия, имя исследователя _______________
Начат___________ Окончен________
Писать в дневнике следует только на одной странице листа (например, на
правой) и обязательно простым, остро отточенным карандашом (ТМ, HB).
Записи, сделанные на обеих сторонах листа, со временем прочитать
становится невозможно, а восстановить написанное на одной стороне легче.
(Левый разворот листа лучше использовать для зарисовок, нанесения схем или
последующих пояснительных записей). Часто исследователь может попасть
под дождь или уронить дневник в воду. При этом то, что написано
химическим карандашом, гелиевой ручкой или чернилами, смоется или
расплывется, и возможности прочитать записи не будет. Наверняка найдутся
приверженцы шариковых ручек. Но и здесь нужно учесть, что писать ими под
дождем или на мокрой бумаге (что случается нередко) невозможно; на морозе
паста застывает, а в жаркие дни становится жидкой и мажущей. Лучше сразу

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

привыкать писать простым карандашом и вести записи на одной стороне
листа. Очень полезно, чтобы не потерять свой дневник, привязать его на
шнурке к поясу, использовать яркие обложки или наклеить на обложку яркий
(красный или желтый) листок бумаги. И принять за правило – никогда не
класть полевой дневник на землю. Его надо беречь как важнейший документ
проводимых исследований. Записи в полевых дневниках представляют собой
основной исходный материал по регистрации фактов, на котором будет в
дальнейшем строиться вся работа при составлении отчета о
рекогносцировочных обследованиях или по выполнении темы. Простота и
ясность изложения – свидетельство отчетливости и ясности мысли. Дневник
пишут так, чтобы даже спустя много лет он помогал восстановить картину
увиденного с исчерпывающей полнотой. Нельзя превращать дневник в справку
– голое перечисление фактов, цифр и объектов. Если встретилось что­то
непонятное, неопределенное на месте, сделайте подробное описание и уже по
нему попытайтесь найти объяснение в литературе или у компетентных в этой
области людей. Весьма полезно также делать зарисовки, отражающие МОУ
средняя школа №4 г. Нелидово Тверская область 9
ход ваших наблюдений, причем рисунки приводятся не ради оживления
текста, а для того чтобы показать отдельные признаки объекта – размеры,
форму, элементы окраски и т.п., различные формы поведения,
взаиморасположение следов и т.д., т.е. они должны нести в себе определенную
информацию.
Чтобы результаты наблюдения были точными, обычно их проводят несколько
раз. Сведения, полученные от других наблюдателей, записываются в дневник с
пометкой, от кого и когда получены сведения. Все данные должны быть
точными!

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

Эксперимент
Эксперимент (от лат. experimentum ­ проба, опыт), метод познания, при
помощи которого исследуются явления действительности. Отличается от
наблюдения тем, что в основе эксперимента есть теория, определяющая
постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей
эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих
принципиальное значение. В связи с этим эксперимент, как одна из форм
практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в
целом (Большая Советская Энциклопедия).
Ход эксперимента в рабочей тетради можно оформить следующим образом:
Эксперимент _______________________________
Объект исследования ______________________
Проблема __________________________________
Гипотезы________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

Способ проверки ______________________________
Результаты (в виде текста, диаграммы, графика и пр.)
Дата _________ Время _____________
4 этап: Результаты и выводы, оформление проекта
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как­
либо оформлены (компьютерная презентация, видеофильм, альбом,
бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.).
Это этап анализа информации, формулирование выводов. Оформленный
проект должен содержать:
• титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, консультанты, дата
исполнения);
• оглавление;
• вступление (включает обоснование выбора темы);
• основная часть, содержащая описание основных этапов создания проекта;
• заключение (содержит основные выводы);
• источники информации, в том числе библиография (в соответствии с
принятыми стандартами);

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

• приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограмма
интервью, анкеты).
5 этап: Представление результата, презентация
Результат работы можно представить в двух вариантах – компьютерном и
стендовом. При компьютерном варианте создается презентация данной
работы, включающая основные идеи, чертежи, схемы, рисунки, фотографии.
Если вы выбрали стендовый вариант представления вашего проекта, то можно
подготовить вот такой постер. МБОУ «СОШ №1» г. Мирный.
Стендовый вариант представления проекта имеет следующий вид:
6 этап: Оценка результатов
В качестве критериев используются:
− актуальность темы исследования;
− качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства
автора с современным состоянием проблемы;
− умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной
программы; − владение автором специальным и научным аппаратом;
− собственные выводы автора и их обоснованность;
− практическая значимость исследования;
− логичность изложения материалов;
− четкость и аргументированность выводов, обобщающих исследование;
− грамотность оформления результатов исследования;

Методические рекомендации для учащихся «Как работать над проектом?»

− наглядность представления материала;
− ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл