Проект
«Семейный лагерь «Экологическая тропа»
Пояснительная записка
Последние 10 лет объявлены ЮНЕСКО годами экологического образования. Поэтому интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. С принятием закона Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании» создана правовая база для формирования системы непрерывного экологического образования в нашей республике. Современная система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, подчинение себе всей природы, её варварское использование, безответственную манипуляцию объектами животного и растительного мира. Актуальной задачей экологического образования и воспитания детей является формирование в ребёнке основополагающих глубинных духовных ценностей, воспитание такой личности, которая живёт в гармонии с собой, обществом и природой. В настоящее время в школьном курсе экологии вопросы экологической этики практически не освещены, что и создало предпосылки для разработки данной программы.
Обоснование актуальности проекта
В последние годы стали практиковать летний отдых детей на детских площадках. Их количество растет. Искусственная среда обитания, суета, информационно-звуковой шум не дают детям возможности почувствовать гармонию природы. Родители стараются на лето выезжать за пределы района. Дети Мирнинского района слабо знают родной край. Современное урбанизированное подрастающее поколение мирнинцев нуждается в познании живой природы. Необходимостью возникновения проекта послужил тот факт, что и взрослые и дети отдаляются от природы, если даже выезжают, то только на шашлыки и после себя оставляют мусор. Так возникла идея создания семейного экологического лагеря.
Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в данном направлении в нашей школе является экологический лагерь, миссия которого состоит в вовлечении детей в процесс природоохранной деятельности природного парка «Живые алмазы Якутии».
Семейный лагерь «Экологическая тропа» представляет экологическую экспедицию и отдых детей и их родителей на базе природного парка. Семейный лагерь функционирует в течение учебного года. Во время осенних, зимних, весенних и летних каникул дети выезжают в природный парк «Живые алмазы Якутии». В программу лагеря входит изучение детьми совместно с родителями флоры и фауны природного парка, проведение подвижных, спортивных игр, озеленение и благоустройство территории природного парка, создание интерактивной карты природного парка, проведение проектно-исследовательской деятельности, прохождение определенного маршрута, развитие и воспитание любви к природе, бережного отношения к животным.
Выездной семейный лагерь «Экологическая тропа» базируется на территории участка, прилегающего к природному парку «Живые алмазы Якутии» на 11 км на северо-запад от г. Мирный вблизи автотрассы Мирный – Чернышевск (местность Чуоналыыр, бассейн одноимённой речки). Общая площадь парка – 32105,22 га. Протяжённость границы – около 90 км.
Социальная значимость проекта
Данный лагерь особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху. Именно семейный экологический лагерь сможет помочь детям воспринимать природу сердцем, сознавать свою ответственность перед ней, любить родной край.
В деятельности лагеря предусмотрено сотрудничество с семьями с детьми-инвалидами. Пребывание в природном парке детей с ограниченными возможностями положительно влияет на их самочувствие. Для этих детей разработаны программы по иппотерапии, отдельные экскурсии по парку.
Также семейный лагерь способен организовывать прием туристов. Для них разработана программа экотуризма.
Созданные в входе проектной деятельности гербарий, пособие по применению лекарственных растений природного парка «Живые алмазы Якутии», атласы «Редкие животные природного парка «Живые алмазы Якутии», «Лекарственные растения природного парка «Живые алмазы Якутии» широко используются на практике среди населения не только Мирнинского района, но и республики в целом.
Содержание работ по проекту
Работа по проекту экологического лагеря состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых используются свои методы работы.
1.Полевые исследования:
- ознакомительная и обучающие экскурсии в сочетании с практическими и игровыми заданиями;
- самостоятельные практические работы на учебном маршруте;
- самостоятельные полевые исследования.
2.Обработка полевых наблюдений:
-работа со специальной и справочной литературой;
-аналитическая обработка полевого материала;
-оформление результатов исследовательской работы;
3. Предварительный отчет каждого участника в форме активной беседы с замечаниями и рекомендациями по окончательному оформлению работы.
4.Домашняя работа по подготовке отчетных материалов.
5.Итоговая конференция, которая включает защиту доклада по самостоятельным исследованиям.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия, ролевые игры и семинары, разработку и защиту экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств.
Традиционно исследования проводятся по специальным программам:
Программа занятий по ботанике:
Полевые: морфологическое описание растений, описание и закладывание геоботанических площадок на экотропе.
Лабораторные: приспособления растений к обитанию в различных биотопах – морфологические, анатомические, физиологические; работа с самостоятельно изготовленными микропрепаратами
Программа занятий по зоологии:
Полевые: наблюдение птиц в различных биотопах; примерный подсчет численности животных парка, описание фауны участков экотропы; взятие проб грунта для выявления почвенных простейших; заполнение зоологических карточек.
Лабораторные: работа с самостоятельно приготовленными микропрепаратами почвенных простейших.
Программа занятий по гидробиологии:
Полевые: описание протоки от озера Чуоналыыр, заполнение гидробиологических карточек
Лабораторные: биологическое описание рыб и водных растений протоки.
Экологический лагерь для постоянных его участников представляет три ступени. Путем постепенного погружения, от простого к сложному, растет и уровень участников лагеря. Школьники II ступени смогут быть консультантами для ребят I ступени, а III ступень - уже готовые инструктора для I и II. В этом заключается еще один принцип структуры экологического лагеря - преемственность поколений.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на развитие коммуникативных способностей, формирование чувства коллективизма.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают проведение разнообразных спортивных мероприятий.
С 2013г. разработан проект совместной деятельности с сотрудниками природного парка «Живые алмазы Якутии», также локальные акты для проведения исследовательских работ.
Ведется систематическая, планомерная работа по проекту «Экологическая тропа» с:
- директором природного парка «Живые алмазы Якутии» Симоновым Сергеем Семёновичем,
- старшим государственным инспектором районного комитета охраны природы Александровой Владой Владиславовной,
-государственным инспектором природного парка «Живые алмазы Якутии» Добровольской Эльвирой Сергеевной.
Также в нашей работе оказана большая методическая и информационная помощь Пинигиной Галиной Борисовной, ветераном педагогического труда, травницей нашего района. Благодаря ей выпущены гербарий и пособие по применению лекарственных растений.
Необходимую научную консультацию по руководству и организации исследовательской деятельности оказала нам Поисеева Сардаана Иннокентьевна, старший научный сотрудник Научно-исследовательского Института прикладной экологии Севера СВФУ г. Якутск.
Цель проекта: укрепление экологического движения и активного взаимодействия администрации природного парка «Живые алмазы Якутии» и семейного экологического лагеря МБОУ «СОШ №1» «Экологическая тропа» г. Мирного на основе подготовки и распространения системы полевых, исследовательских и эколого-воспитательных мероприятий по Мирнинскому району.
Задачи проекта:
1.Изучить научно-популярную литературу по заданному проекту.
2.Разработать план деятельности семейного лагеря «Экологическая тропа» по привлечению учащихся и их родителей для исследовательской и природоохранной работы с природным парком «Живые алмазы Якутии».
3.Провести конкурс на выявление лучшей Программы семейного лагеря.
4.Организовать открытие сезона экологического лагеря через проведение месячного курса полевых практик «Экологическая тропа».
4.Подготовить и провести слет «Экологическая тропа» с презентацией достижений экологических групп за период активной весенне-летней экологической работы.
5.Создать по проекту итоговый 10 мин. учебный видеофильм с прокатом на телеканале «Алмазный край»
6.Провести презентацию итогов реализации проекта на осенней конференции «Экологическая тропа».
Место проведения: особо охраняемая природная территория Природный парк «Живые алмазы Якутии».
Время проведения: со 02.11.2015г. по 07.11.2015г. (осенние каникулы), с 08.01.2016г. по 13.01.2016г. (зимние каникулы), с 25.03.2016г. по 31.03.2016г. (весенние каникулы), с 06.06.2016г. по 26.06.2016г. (летние каникулы)
Количество участников: 30 детей, 10 родителей, 1 руководитель, 4 сотрудника природного парка и комитета охраны природы.
Постановка проблемы. Данный лагерь особенно важен для городских детей, ограниченных в движении, количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры. И именно этот выездной семейный лагерь сможет помочь детям воспринимать природу сердцем, сознавать свою ответственность перед ней, привить любовь к родной земле, к животному и растительному миру природного парка, его окружающему миру.
Формы проведения: теоретические занятия по экологии родного края, практические занятия (экскурсии, сбор материалов, полевой практикум, анкетирование), конкурсные (экологическая викторина, конкурс рисунков, поделок, спортивный праздник).
Методы работы с детьми: индивидуальная и групповая работа, теоретические и практические занятия, экологические игры, акции, конкурсы, экскурсии, трудовой десант.
Программа семейного осеннего лагеря со 02.11.2015г. по 06.11.2015г. (осенние каникулы)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Открытие семейного лагеря. Торжественная часть. |
Педагог родители сотрудники |
02.11.15г. |
2. |
Введение (знакомство с программой, с правилами по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей. Распорядок дня. Экскурсия по природному парку. |
Педагог родители сотрудники |
03.11.15г. |
3. |
Благоустройство территории парка. Экологическая тропа «Ориентирование по карте». |
Педагог родители сотрудники |
04.11.15г. |
4. |
Подвижные игры. Соревнование с родителями. |
Педагог родители |
05.11.15г. |
5. |
Подведение итогов. Награждение. Рефлексия. |
Педагог родители |
06.11.15г. |
Программа семейного зимнего лагеря с 08.01.2016г. по 11.01.2016г. (зимние каникулы)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Введение (знакомство с программой, с правилами по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей. Распорядок дня. |
Педагог |
08.01.16г. |
2. |
Экскурсия по природному парку. |
Сотрудники |
09.01.16г. |
3. |
Наблюдение за животными природного парка. Фотографирование. Интервью. |
Педагог родители |
10.01.16г. |
4. |
Подведение итогов. Награждение. Рефлексия. |
Педагог родители |
11.01.16г. |
Программа весеннего лагеря с 25.03.2016г. по 30.03.2016г. (весенние каникулы)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Введение (знакомство с программой, с правилами по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей. Распорядок дня. |
Педагог Родители
|
25.03.16г. |
2. |
Экскурсия по природному парку. Занятие-викторина, посвящённая Всемирному дню Земли. |
Сотрудники
|
26.03.16г. |
3. |
Наблюдение за животными природного парка. Фотографирование. |
Педагог сотрудники |
27.03.16г. |
4. |
Конкурс скворечников и кормушек для птиц. |
сотрудники родители |
28.03.16г. |
5. |
Оформление стенгазеты. |
Педагог Родители сотрудники |
29.03.16г. |
6. |
Подведение итогов. Рефлексия. |
Педагог Родители сотрудники |
30.03.16г. |
План работы семейного летнего лагеря с 06.06.2016г. по 14.06.2016г.
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1. |
Открытие семейного лагеря. Торжественная часть. День эколога. Введение (знакомство с программой, с правилами по ТБ, ПБ, ПДД). Распределение обязанностей. Распорядок дня. Экскурсия по природному парку. |
Педагоги родители сотрудники |
06.06.16г. |
2. |
Ресурсный круг «Круг дружбы». Посадка цветов. Благоустройство территории парка. Трудовой десант «Уборка территории». |
Педагоги
|
07.06.16г. |
3. |
Экологическая тропа «Ориентирование по карте». |
Педагоги родители сотрудники |
08.06.16г. |
4. |
Исследование территории. Сбор растений. Викторина «Человек и природа». |
Педагоги родители сотрудники |
09.06.16г. |
5. |
Конкурс «Поделки из природного материала». |
Педагоги родители сотрудники |
10.06.16г. |
6. |
Экологическая тропа «Исследование стоянки предков». |
Педагоги |
11.06.16г. |
7. |
Весёлые старты «Быстрее! Выше! Сильнее!» (команды детей и взрослых). |
Педагоги родители сотрудники |
12.06.16г. |
8. |
Оформление фотоальбома, папок, гербария. |
Педагоги родители |
13.06.16г. |
9. |
Закрытие семейного лагеря. Подведение итогов. Награждение. Рефлексия. Анализ работы лагеря. |
Педагоги |
14.06.16г. |
Финансово-экономическое обоснование:
- ставка сделана на перспективу: семейный лагерь окажет неоценимую помощь школе, родителям, особенно детям, по изучению экологии родного края что, самое главное – непосредственный контакт детей с природой в полевых условиях;
- транспортные расходы: – Мирный – Природный парк - Мирный;
Общая протяженность маршрута – 11 км и обратно.
Механизм реализации программы
Организационно-педагогическая деятельность
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: утренняя гимнастика, организация пешеходных экскурсий, подвижные игры, эстафеты.
Работа по сплочению коллектива воспитанников:
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся: совместные коллективные творческие дела, организация командных игр, конкурсов, викторин и т.д.
Профилактические мероприятия по здоровье сбережению: инструктажи для детей, беседы, ролевые игры, просмотр фильмов о ЗОЖ, практические занятия.
Работа по развитию творческих способностей детей: ярмарка идей и предложений, конкурсы рисунков «Мир животных», викторины, конкурсы, загадки, проведение исследований «Природа: вчера, сегодня, завтра», выставка поделок из природного материала «Зеленая фантазия».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.