Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология +2
Взрослым
22.01.2017
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дает возможность познать законы земледелия и растениеводства, позволит учащимся научиться выращивать не только декоративно – цветочные культуры, но и сельхоз – культуры, которые можно использовать в зимний период для здорового питания. Возраст учащихся 11-16 лет Срок реализации программы 2 года Количество часов 144/216Программа для городских школьников реализуется на дополнительных занятиях по биологии, и как внеклассная работа
ОГОРОД круглый год.docx
Департамент образования Администрации города Омска Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Детский Эколого­биологический Центр» «УТВЕРЖДЕНО» Педагогическим советом БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр» Протокол № 1 от 30.08.2016    г. Директор_______ /Г.В. Ситникова/ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»                                                               Возраст учащихся 11­16 лет Срок реализации программы 2 года Количество часов 144/216 Авторы­составители: Ульянова Марина Викторовна, Бакаенко Татьяна Леонидовна, педагоги дополнительного образования Омск 2016 г. Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа Пояснительная записка. «Огород круглый год» ­ имеет естественнонаучную направленность. Новизна программы В   процессе   реализации   данной   программы   учащиеся   не   только усваивают   теоретические   знания,  но   и   проходят   практику   в   ландшафтном парке  и оранжерее экологического центра, имея возможность  наблюдать и изучать   лекарственные,   декоративные   и   сельскохозяйственные   растения   и проводить лабораторные работы. Новизна программы заключается в том, что после   первого   года   обучения   в   летний   период   предусматривается исследовательско­экскурсионный   модуль,   а   также   самостоятельная   работа учащихся в школьной теплице и на пришкольном участке. В летний период учащиеся   выполняют   учебно   ­   исследовательские   проекты   используя разнообразное   сочетание   методов   и   приемов.   Это   позволяет   получить практические   навыки   выращивания   сельскохозяйственных   растений   в открытом   грунте.   Результаты   летней   практики   представляются   на   учебно­ исследовательских конференциях, и учитываются при выпускных  экзаменах. Актуальность и педагогическая целесообразность программы Данная   дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа дает   возможность   познать   законы   земледелия   и   растениеводства,   позволит учащимся   научиться   выращивать   не   только   декоративно   –   цветочные культуры, но и сельхоз – культуры, которые можно использовать в зимний период для здорового питания.  Цель программы  формирование у учащихся знаний, умений и навыков выращивания растений комнатных   и   сельскохозяйственных   через   учебно­   исследовательскую   и проектную деятельность  Задачи программы Образовательные: ­ углубить и расширить знания учащихся о выращивании растений  декоративно­культурных и сельскохозяйственных ­ сформировать у учащихся представления о многообразии растений,  выращиваемых в открытом грунте; ­ познакомить с сущностью биологических процессов растения; ­ познакомить с методами исследования растений: наблюдениями, опытами  (эксперимент), измерением, описанием и объяснением полученных  результатов. ­ научить применять полученные знания в объединении, дома, для оказания  помощи своим родителям; Развивающие: ­ развивать экологическую культуру личности ­ сформировать умения и навыки ставить и проводить демонстрационные  опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на  этой основе формулировать выводы; ­ сформировать способность рассуждать и принимать решения; ­ развивать коммуникативные умения (ведения диалога и дискуссий). Воспитательные ­ воспитывать трудолюбие, внимательность, аккуратность при выполнении  работ; ­ сформировать осознанную потребность в здоровом образе жизни; ­ предоставить возможность каждому ребенку проявить себя индивидуально в различных сферах деятельности; ­ воспитывать бережное отношение к природе; Отличительные особенности программы По   окончанию   первого   года   обучения   работает   летний   учебно исследовательский­экскурсионный   модуль.   Учащиеся     проводят   сбор материала, проводятся экскурсии   на природу, самостоятельно работают на пришкольном участке и в петлице школы    Формирование учебных групп Возраст учащихся.  Программа рассчитана на школьников в возрасте 11­16 лет. В объединение принимаются учащиеся без специального отбора. Условия набора при формировании учебной группы Для успешной реализации программы целесообразен набор в группы по 15   человек   (1года   обучения)   и   по   12   человек   (2   года   обучения).   В   этом возрасте   учащиеся   обладают   способностью   усваивать     информацию, стремятся самостоятельно реализовать свои умения и применять свои знания практически. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2 года  1 год рассчитан на 144 часа по 4 часа в неделю теория ­ 67 часов,  практика ­ 64 часа,  экскурсии ­ 13 часов.  2 год рассчитан на 216 часов по 3 часа в неделю теория ­ 77 часов практика ­ 121 час экскурсии ­ 18 часов Режим занятий по программе:  Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут.  Форма обучения 1. Групповая 2. Парногрупповая 3. Звеньевая 4. индивидуальная Методы обучения:  Методы наглядный. Метод предполагает показ учащимися  Словесные методы (рассказы, беседы, лекции, объяснение, дискуссия,   1. сообщения); 2. иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, фотографий, карт, зарисовок  на доске и др. предполагает демонстрацию технических установок,  лабораторных приборов, видеофильмов, электронных фотографий и др. 3. Методы практического обучения (практические учебные занятия,  лабораторные работы); Планируемые результаты.  В результате освоения программы учащиеся должны: знать:     экологические группы, вредителей растений,  влияние различных факторов на растения        способы размножения растений;  основные явления, происходящие в жизни растений;   представителей   цветковых   растений   разных   природных   зон   земного шара;  условия, необходимые для прорастания семян;  иметь представление о многообразии растительного мира и отдельных его представителей;   значение некоторых растений для человека; уметь:  подготавливать почву, тару для посадки и пересадки растений и семян;   производить обработку растений от вредителей;   ухаживать   за   растениями:   проводить   поливку,   подкормку,   обрезку, черенкование;  проводить опыты, исследования, делать выводы и предложения;  развивать   наблюдательность   через   опытническую,   практическую, исследовательскую работу, экскурсии;  выращивать сельскохозяйственные растения  владеть:  навыками посадки семян различных размеров   знаниями в области почвоведения и агротехники Основные формируемые понятия: Агроэкология,   экосистема,   селекция,   гибриды,   экологически   чистая продукция, гидрогель, гидропоника Прогнозируемые   педагогические   результаты   компетенции): (сформированные учащиеся будут уметь   составлять самостоятельно паспорт растения  собирать и монтировать гербарий;    подготавливать почву под посадку растений;   самостоятельно   работать   с   определителями   растений,   различной литературой по определенной тематике;   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни  учащиеся овладеют техникой и методами выращивания семян и растений   умение применять полученные знания в повседневной жизни. Формы контроля При   реализации   программы   контроль   знаний,   умений,   навыков предусматривает несколько этапов и уровней 1. входящий­ выявляет начальный уровень сформированных основных понятий 2. промежуточный –тестовую проверку знаний пройденного учебного материала 3. итоговый контроль­ производится по сумме показателей за все время обучения 4. итоговая   аттестация   проводится   в   форме   теста.   Для   отдельных учащихся достигших высоких результатов по   обучению по данной программе   используется   портфолио   или   защита   проекта исследовательской деятельности 3. Учебно­тематический план 1 года обучения № Темы занятий 1 Вводное занятие 2 Хозяйственные осенние  работы 3 Подготовка   почвы   для   весенней посадки 4 5 Зимовка растений открытого грунта в теплице Семенное размножение  сельскохозяйственные растения в  закрытом грунте 6 Комнатные растения и их значения 7 Паспортизация растений в школьной теплице 8 Уход за комнатными растениями 9 Подведение итогов  исследовательских работ 10 Весенние работы Кол ­во часо в 2 22 6 10 22 6 22 6 20 4 28 Формы и количество часов теория практика экскурсии 1 4 3 3 10 2 9 2 10 ­ 12 3 7 14 10 4 9 2 16 1 6 2 2 2 2 11 Итоговое занятие ВСЕГО ЧАСОВ: 2 144 1 67 1 64 ­ 13 Летняя практика практика сбор экскурсии материала для учебно­ исследователь ской деятельности Летний исследовательско­экскурсионный модуль Самостоятельная деятельность учащихся 27 12 12 Содержание деятельности 1 года обучения 1. Вводное занятие 2часа Теория­1час  Знакомство с планом работы объединения «Огород круглый год». ТБ при работе с садовым инвентарем, растениями, с химикатами. Правила поведения в теплице. Правила дорожного движения. / Экскурсия 1час  Школьная теплица. Общий обзор , знакомства с коллекцией растений 2.  Хозяйственные осенние  работы 22часа   Теория ­4 часа   Изучение   плодов   и   семян   различных   цветочных   и сельскохозяйственных   культур, Строение плодов и семян,   правило сортировки и расфасовки собранных семян цветочных культур. Виды сельскохозяйственных   растений   и   их   значение   (петрушка,     укроп, сельдерей,   кинза,   салат)   Цветущие   растения   пришкольного   участка ­их характеристика Плодовые деревья. Ягодные растения. Знакомство с видами гербариев, правило изготовления. Практика­12 часов Лаболаторная работа : строение плодов и семян Сбор семян цветочных растений на пришкольном участке. Сбор семян сельхоз растений. Сбор плодов.  Изготовление гербария в виде слепка, работа с собранным материалом. Изготовление пакетов для хранения семян. Деловая игра «Огородия» Экскурсия ­ 6 часов Знакомство   с   растениями   в   природе:однолетние,   двулетние   и многолетние   растения   Экскурсия   в   музей   Аграрного   института. Кафедра агротехническая. 3. Подготовка почвы для посадки 6 часов  Теория­3 Виды почвы, состав почвы, подготовка почвы к посадке. Выращивание растений   безпочвенным   способом   (гидропоника,   гидрогель). Характеристика разных видов удобрений и их значение Практика­3 Опыты по исследованию   почвы. Приготовление почвенных смесей. Знакомство   с   новыми   способами   выращивания   растений –«Гидропоника».   Корневая   и   внекорневая   подкормка   растений различными удобрениями. 4. Зимовка растений открытого грунта в теплице 10 часов Теория 3 часа Отличительные особенности выращивания растений в зимней теплицы. Правила пересадки и выращивания  сельскохозяйственных  растений в закрытый грунт. Выращивание цветочных растений открытого грунта в теплице. Практика 7 часов Пересадка   растений   –   розы,   каны,   хризантемы,   лилии,   мадина. Одуванчики, клубника. Пересадка цветочных растений с территории в теплицу­ герани Посадка   и   пересадка   сельхоз   растений   в   закрытый   грунт­   щавель. Петрушка, укроп  Посадка   и   уход   за   растениями   для   животных   ЭкоЦентра­   овес, пшеница Викторина  «Я садовником родился»­ Подведение итогов  5. Семенное   размножение   сельскохозяйственные   растения   в закрытом грунте 22 часа Теория 6 часов   Агротехнические   приемы   возделывания   сельскохозяйственных культур Значение зеленой массы для питания человека и животного в зимний период. Техника выращивания зеленой массы сельхоз растений Выращивание клубники. Выращивание зерновых культур Выращивание   цитрусовых   из   косточек   на   подвой.   Выращивание паслёновых. Выращивание лука разных сортов. Способы выращивание огурцов. Зимняя выгонка растений Практика 14 часов Проверки семян, луковиц, корневищ   на всхожесть и хранение. Выращивание и уход за зелёной массой (традесканции, овес) в теплице для животных Детского зоопарка Посев   семян   томатов,   семян   клубники,   зерновых   культур,   семян цитрусовых   растений,   паслёновых   растений,   луковиц   лука,   семян огурцов Заносим   ящики   для   проростков   гиацинтов,   нарциссов,   тюльпанов   в тёплое помещение Обработка теплицы от вредителей механическим способом. Экскурсия 2 часа Экскурсия в плодовый питомник Дендросада им. Гензе: Знакомство с  профессией  «мастер растениеводства» или на Биофабрику 6. Комнатные растения и их значения 22 часа Теория10 часов Значение комнатных растений в жизни человека Особенности  строения, содержания и ухода за декоративно­ лиственными  растениями, цветочно­ декоративными, плодово­декоративными растения,  лианами и ампельными растениями, почвопокровными, суккулентами.  Лекарственные свойства растений.   Цветы на срезку.  Значение света для зимней выгонки растений, Влажность и  темпиратура    Практика 10 часов Викторина «Знаешь ты эти растения?» Зарисовка, обозначение всех групп растений. Уход за растениями в теплице.  Сезонные изменения у комнатных растений.  Экскурсия 2 часа Размещение растений разных групп. Экскурсия в оранжерею «Детского ЭкоЦентра». 7. Паспортизация растений в школьной теплице 6 часов Теория 2 часа Значение паспорта растения. Правила пользования определителями растений Правила оформления паспорта растения Практика 4 часа Работа с определителем. Составление паспорта растения Проверка на всхожесть семян, проращивание семян, посадка перцев.  Баклажан.   петунии 8. Уход за комнатными растениями 20 часов Теория 9 часов Значение   воды   (свойство   воды),   света   (время   воздействия   света,   виды освещения), для растений Значение рыхления, окучивания почвы под растений Основные вредители: тля, паутинный клещ, щитовка, мучнистый червец, трипс,  белокрылка.  Методы  борьбы  с  вредителями.  Борьба   с  вредителями народными   методами.   Борьба   с   вредителями   химикатами   и   механическим путем. Болезни растений: черная ножка, мучнистая роса. Практика 9 часов Правило полива растений. Опыт­значение света для растений (проращивание овса при солнечном свете, лампе дневного света, на северном окне, в темноте) Обработка растений от клеща, щитовки, мучнистого червеца, белокрылки  Опрыскивание настоями трав Обработка почвы от черной ножки, мучнистой росы,  Посадка семя томата, однолетних цветов Экскурсия 2часа Оранжерея «Детского ЭкоЦентра». 9. Подведение итогов исследовательских работ 4 часа Теория 2часа Требования к оформлению учебно­исследовательских работ Практика 2 часа  оформлении презентации, исследовательской работы 10.Весенние работы 28 часов Теория 10 часов Правило   посева   семян,   рассады   цветов.   Знакомство   с   видами   ландшафта, работа с картинками. Разработка схемы высадки растений. Цветовая гамма посадки   цветущих   растений. Подготовка   участка   для   посева     ­     проверка кислотности   почвы   Особенности   цветочных   культур.   Изучение   разных методов выращивания огурцов, томатов.  Практика 16 часов Приготовление почвы для посадки, внесение удобрения, перекопка, рыхление. Нанесение   рисунка   для   высадки   цветов.   Проверка   семян   на   всхожесть, посадка   семян,   уход   за   всходами,   озеленение   пришкольного   участка цветочными культурами. Уход за посадками. Посадка   сельхоз   культуры   –   морковки,   картофеля,   огурцов,   помидор, кабачков,   Выращивание   томатов   методом   Маслова.   Применение   разных методов для выращивании огурца.  Экскурсия 2 часа Экскурсия в Управления дорожного хозяйства и благоустройства г. Омска. 11. Итоговое занятие 2 часа Теория 1час Работа с контрольными срезами. Практика 1час Выполнение практической работы Летняя практика 51 час Летний исследовательски­экскурсионный модуль 24 часа Этот модуль планируется проводить с выездом за город, учащиеся должны  побывать в сельской местности, ознакомится с полевыми работами, с жизнью  и работой села. Можно вывести детей на опытные поля педагогического  университета, аграрного университета. Учащиеся знакомятся с правилами  закладки полевых опытов. Во время этого периода предлагается выбрать тему для учебно­исследовательской работы   по сельскохозяйственным растениям.  Этот модуль связан и с экологическим воспитанием учащихся, поэтому  учащимся предлагается выезд в палаточный лагерь, где проходит сбор  материала для конференций учащихся, обучение пользоваться   приборами  геодезии (нивелиром), сбора гербария а полевых условиях, изучение  планктона в водоемов, получает знания о ядовитых и съедобных растениях,  изучают почвы. Изучают физиологию растений С учащимися работают  педагоги и специалисты разных областей. Занятия проходят по 3 часа, 8 дней,  в зависимости от природных условий.  Собранный материал обрабатывается во время учебных занятий.  Самостоятельная деятельность учащихся 27 часов Занятия проходят 3 часа в день. Учащиеся самостоятельно ухаживают за  высаженными цветочными растениями. Занимаются прополкой, поливкой,  рыхлением почвы, проводят обработку растений от вредителей. Проводят  защиту от солнечных лучей. Проводят работу с плодовыми растениями ­  прикапывают ветки для укоренения,  производят  обрезку веток, обработка  стволов.  Ухаживают за клубникой. Сеют семена укропа, петрушки и других  зеленых пряных трав. Высаживают клубневые и луковичные растения в  открытый грунт Учебно­тематический план 2 года обучения Формы и количество часов теория практика экскурсии 3 3 3 3 3 6 3 3 3 ­ 9 9 9 12 15 9 9 9 24 16 9 21 3 3 3 6 8 3 6 3 12 12 27 12 12 15 30 27 12 27 3 № Темы занятий 1 Вводное занятие 2 Осенние   работы   на   пришкольном участке ив теплице Кол­во часов 3 18 3 Физиологические   явления   в   жизни 6 растений 4 Общая   характеристика   водного обмена растительного организма 5 Значение света в жизни растений в закрытом грунте 6 Организация   творческой   и   учебно– работы   исследовательской учащихся 7 Температурный режим 8 Исследование   почвы   и   значения подкормки для растения 9 10 11 Вегетативное комнатных растений   размножение  Основы генетики растений Знакомства с семействами растений 12 Вредители и борьба с ними 13  Весенние работы Итогвое занятие Всего часов 216 65 139 12 Содержание деятельности 2 год обучения 1.Вводное занятие 3 часа Теория часа Правило ТБ в теплице, на пришкольном участке, при работе с растениями, с  почвой, с химикатами. Правила дорожного движения.  Игра  «Экологическое лото»  2.Осенние работы на пришкольном участке и в теплице 18 часов Теория 6 часа Требование подготовки пришкольного участка к зиме. Правила хранения  клубневых и луковичных растений в зимний период.  Правило сборки и  хранения семян цветочных растений.  Определение объёма работы в школьной теплице и планирование площади  посадки растений на зиму.    Практика 9 часа Обработка почвы, выкапывание клубней и луковиц, сбор семян и плодов, уход за зимующими цветочными и декоративными растениями. Подготовка  растений к пересадке, обработка средствами защиты, перестановка и  пересадка растений в теплице. Заготовка почвосмеси, профилактическая  обработка растений.  Пересадка комнатных  растений с участка в теплицу  (пеларгонии, традесканцию РИО, розы) Экскурсия 3 часа Дендросад 3.Физиологические явления в жизни растений 6 часов Теория 3 часа физиологические особенности растительного организма. Обмен веществ.  Поступление веществ в клетку растений. Общие понятия о росте и развитии  растений. Регуляторы роста. Влияние внешних условий на рост. Периодичность роста растений. экскурсия 3 часа парк   30   лет   ВЛКСМ­   изменения   в   природе.   Практическая   работа   – определение экологического состояния по хвои . 4. Общая характеристика водного обмена растительного организма 12 часов Теория 3 часов Группы   растений   по   отношению   к   воде.   Поступление   воды   в   растение. Передвижение воды по растению. Транспирация воды листьями Практика 9 часов Практические   занятие­   Тургор,   плазмолиз   и   деплазмолиз, Определение транспирации   весовым   методом. Наблюдение   за   движением   устьиц. Окрашивание белых     роз в голубой или зеленый цвет. Перевод растений из одной среды обитания в другую. 5. Значение света в жизни растений в закрытом грунте 12 часов Теория 3 часов Значение   света   для   растений   разных   групп. Световая   и   темповая   фазы фотосинтеза. Экология фотосинтеза. Суточные ритмы экзогенные у растений Практика 9 часов Проведение  опытов относительно светового  режима. Процесс фотосинтеза. Портрет на листе цветка.  «цветочные часы».  6.  Организация   творческой   и   учебно­исследовательской   работы учащихся 27 часов Теория 12 часов Учебные   опыты   по   размножению     растений.   Методика   постановки эксперимента.   Фенологические   наблюдения.   Постановка   экспериментов   по вегетативному   и   генеративному   размножение   .   Предпосевная   обработка   и дезинфекция семян, посуды. Правила оформления опытнических дневников. Методика постановки экспериментов по трансплантации растений. Практика 15 часов Подготовка почвосмесей для экспериментов. Подготовка посевных плошек. Изготовление пакетиков для семян. Фасовка семян. Дезинфекция почвосмеси, семян,   посевной   посуды,   пикировочных   палочек,   табличек.   Оформление опытнических   дневников.   Проведение   посевов   семян.   Наблюдение   за всходами.   Пикировка   сеянцев.   Укоренение   черенков.   Трансплантация растений на различные виды подвоев. Фенологические наблюдения за ростом и развитием сеянцев, привоев. Исследования по анатомии растений. 7. Температурный режим 12 часа Теория 3часов Классификация растений по степени адаптации к понижению температуры. Факторы, влияющие на процесс дыхания Практика 9 часов Проведение опытов с растениями разных групп. Проведение опыта – влияние темпиратуры на жизнь и развитие растений 8. Исследование почвы и  значения подкормки для растения 12 часов Теория 3 Роль зольных макроэлементов в минеральном питании растений Использование   почвенных   смесей   в   комнатном   цветоводстве,   состав   почв: дерновая,   листовая,   перегнойная,   торфяная,   компостная   земли,   речной крупнозернистый   песок,   белый   болотистый   мох   (сфагнум).   Приготовление зеленых смесей: кислых, нейтральных, щелочных.  Практика 9 30 Заготовка   дерновой,   листовой,   перегнойной,   торфяной,   компостной   земли. Подборка почвенной смеси для растения. Определение почвы и ее состава. Определение   кислотности   почв.   Викторина   «Пустим   корни   в   правильную почвенную смесь». 9. Вегетативное размножение комнатных растений 15 часов Теория 3 час Значение вегетативного размножения, размножение черенками, размножение листом, делением куста, воздушными корнями, . Практика 9 час Черенкование     фикуса   Бенжамина,  Каланхое   традисканцию.     Размножение листом­   фиалка.   Сансавьению.   Бегонию,     воздушные   корни   –цитрусовые, деление корневища­спатефилиум, посадка кактусов ­деток Экскурсия 3 часа Посещение ботанического сада Детского ЭкоЦентра. 10. Основы генетики растений Теория 6   Смена   поколений   у   растений.   Оплодотворение.   Генетический   анализ. Хромосомы   и   наследственность..   Генная   инженерия.   Изменчивость организмов.   Мутационная   изменчивость.   Индуцированный     и   спонтанный мутагенез.   Основные   типы   мутаций   и   их   классификация.   Химеры. Генетические   основы   селекции   (типы   отбора,   типы   скрещивания, использование мутагенеза в селекции). Практика 24 Лабораторные   работы   по   изучению   растительных   клеток,   органелл. Проведение   селекционной   работы.   Фенологические   наблюдения.   Работа   с семенами. Заполнение опытнических дневников, таблиц. Зарисовка диаграмм 11. Знакомства с семействами растений 26 часов Теория 12 часов Изучение     родов   семейства,   их   особенности,   ареалы,   биология:   тутовых, цитрусовых, пасленовых, мальвовых, лилейных,   агавовых, сложноцветных и другие. Практика 12 часов Размножение   тутовых,   цитрусовых,   пасленовых,   мальвовых,   лилейных, агавовых, сложноцветных и других декоративных растений. Экскурсия 2 часа Детский ЭкоЦентр, оранжерея. 12. Вредители и борьба с ними 12 часов Теория 3часа Фунгициды.   Инсектициды.   Акарициды.   Вредители и болезни цветочно­декоративных растений. Химические средства защиты.     Микрофлора   семян. Применение   перекиси   водорода.   Техника   безопасности   при   работе   с химическими средствами защиты.  Практика 9 часов Изучение и определение наиболее распространенных болезней и вредителей цветочных   культур.     Лабораторные   работы   по   изучению   морфологии вредителей. 13. Весенние работы 27 теория 6 часа Озеленение   территорий.   Нормативы   размещения   зеленых   насаждений. Агротехнический   уход   за   зелеными   насаждениями.   Состав   и   размещение планировочных и объемных элементов.  Практика 21 Посадка деревьев и кустарников,  обрезка, лечение деревьев и кустарников.  Озеленение пришкольного участка, посадка сельхоз растений на пришкольном участке 6 21 5. Методическое обеспечение Средства,   используемые   в   качестве   источников   знаний   (средства наглядности). Натуральные объекты: коллекционные и опытные растения, микропрепараты собственного изготовления,  почвосмеси, коллекция семян  и др. Средства, воспроизводящие натуральные объекты и явления.  Фотографии, слайды, видеофильмы, таблицы. Средства, описывающие объекты, явления знаками, символами. Вербальные средства обучения: учебные книги, брошюры, атласы, журналы, учебники Используются авторские методические разработки и публикации: комплексная   ботаническая   экскурсия   «Биологическое   разнообразие растений», статьи и фотографии в различных журналах, книгах. Используются авторские карточки­задания для выполнения лабораторных работ Картографические средства обучения   Карта   мира,   карты   отдельных   государств,   атласы   и   книги   с   картами. Графические   схематические   средства   обучения:   схемы   классификации, систем  растений, графики, диаграммы, таблицы, карточки.   Средства,   обеспечивающие   формирование   практических   умений   и навыков. Средства   для   анализа   и   воспроизведения   явлений   природы:   микроскоп исследовательского уровня, фотоаппарат, теплички,   Технические средства обучения (ТСО)  Мультимедиа материалы Мультимедиа ­ одновременное использование различных форм представления информации   с   возможностью   интерактивного   взаимодействия   с   ней. Использование   мультимедиа     необходимо   для   достижения   полноты, наглядности, интерактивности и вариативности подачи учебного материала, что повышает качество обучения. 6. Список литературы для педагога Алексеев Б.Д. «Гиганты и карлики растительного мира» Москва   1. «Агропромиздат» 1987 2. Блейз О.С. «Хвойные и цитрусовые растения в комнате»  Москва «Олма­ пресс» 2003 3. Варфоломеева Е.А. «Болезни и вредители комнатных растений» изд. дом  «Нева»2003 4. ГесдерферМ.  Комнатное садоводство. ­ М.: Молодая гвардия, 1994. ­ 512 с. 5. Головин Б.Н., Герасина О.А. «1000 поразительных фактов из жизни  растений»  ООО АСТ2001 6. Головина Б.Н.  «Комнатные растения» Москва «Лесная промышленность»   1989 7. Жданов В.С. «Аквариумные растения»  М­1987 8. Казаринова Н.В, Ткаченко К.Г. «Здоровье дарят комнатные растения»  Санкт­Петербург изд.  дом «Нева» 2003 9. Крючев Б.Д.  Практикум по растениеводству. – М.: Агропромиздат, 1988. – 287 с.: ил. – (учебники и учеб. пособия для учащихся техникумов). 10. Луким А. «Как растет аспарагус» М­1994 11.Палеева Т.В. «Ваши цветы. Уход и лечение» Санкт­Петербург «Сова»  Москва 2003 12.Полная энциклопедия комнатных растений  под ред. Ю.В.Сергиенко. ­ М.:  АСТ, 2004. ­ 319 с. 13.Порубиновская Г.В. «Пальмы» Москва ЗАО «Фитон+» 2001 14.Сааков С.Г.  «Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними»  Москва В­485 «Наука»1992 15.Сакс Анна «Сказки о цветах» издат. «Лиссма» Рига 1979 16.Смирнов, А. Мир растений. ­ М.: Молодая гвардия, 1982. ­ 335 с. 17.Урсула Крютер, Ингрид Янтра «1000 прекрасных растений в вашем доме»  БММ АО Москва 1996 18.Федосеенко М.В. «Новая энциклопедия растений» изд . дом «Ринол  классик» 2003 19.Хессайон Д.Г. Все о луковичных растениях. ­  М., «Кладезь­Букс», 2006. 20.Хессайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду. ­ М., «Кладезь­Букс», 2005. 21.Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. ­  М., «Кладезь­Букс», 2007. 22.Цыбуля Н.В., Ферманова Т.Д. «Фитоцидные растения в интерьере»  Новосибирск 2000 23.Ян Ван дер Неер «Все о комнотных растениях»  СПбЯ: ООО «СЗКЭО  «Кристалл»,2003­224спл Литература для учащихся 1. Артамонов В.И. Редкие  и исчезающие растения. ­ М.: ВО Агропромиздат, 1989. ­ 383с. 2. Занимательная ботаника  под ред. В.Рохлов, А.Терешов, Р.Петросова. ­ М.: Аст­Пресс, 1999. ­ 433 с. 3.Смирнов, А. Мир растений. ­ М.: Молодая гвардия, 1982. ­ 335 с. 4.   Книга   для   чтения   по   биологии.   Растения.   Для   учащихся   6­7   классов составитель Д.И.Трайтак. ­ М.: Просвещение АО Учебная литература, 1996. ­ 190с. Приложение 1 Оборудование для оснащения практических,  лабораторных и  теоретических работ по курсу «Огород круглый год». Наименование и тип прибора (оборудования), материалы Кол ­ во штук Назначение Измерительные инструменты Грабли Лопаты 15 15 15 Измерение семян Садовый инвентарь Садовый инвентарь Мелкие емкости неограниченно Для проращивания растений Глубокие емкости 6 Для приготовления почв Лабораторное оборудование ­ Компьютерная   техника: мультимедийный проектор, система,   акустическая   интерактивное проведения исследований проведения исследований     экологических экологических оборудование, фотоаппарат. Приложение 2 Диагностика учащихся 1 года обучения Входящая диагностика Проверяются первоначальные знания  учащихся. Критерии оценки по 5 бальной системе, за каждый правильный ответ . Необходимо собрать ключевое слово  ­ наука о растениях и получить 40  баллов 1. Подземный видоизменённый побег растения с утолщённым стеблем из  одного или нескольких междоузлий. 2. Самая большая ягода. 3. Стебель дерева. 4. Что вырастает из внутренней части семени (новое растение). 5. Трава, имеющая вкусные плоды и достигает высоты до 3 метров. 6. Насекомые, которые мешают росту и могут привести к гибели  растения. 7. Растение, имеющее видоизмененные листья в виде колючек. 8. В каком виде растения поглощают и выделяют вещества при дыхании.   Ответы: клубень, арбуз, ствол, зародыш, банан, вредители, кактус, газ. 20 баллов­удовлетворительно 30 баллов­ хорошо 40 баллов­  отлично Промежуточная диагностика средний уровень Сроки  проведения – конец 1 полугодия. Время проведения ­ 45 мин Выберите один правильный ответ из 3 предложенных 1.       Что такое семя? А)  зародыш будущего растения с запасом питательных веществ и надежной защитной оболочкой – семенной кожурой. Б) Часть растения, которое обязательно образуется после цветения. В) Коробочка, в которой есть зародыш будущего растения. 2. Что такое плод?  А) Сочный слой, защищающий семя от повреждения. Б) Это орган цветочного растения, который состоит из семени, окруженного околоплодником.  В) Видоизмененное семя растения. 3. Чем отличается семя от плода? А) Семена всегда имеют свойство прорастать.  Б) Для прорастания плодов необходима большая влажность. В) Семена характерны для покрытосеменных и голосеменных растений. Г. Плод – это особенность покрытосеменных цветочных растений.  4. Рассмотрите  картинки и выберите правильные названия семян: 1 2 3 4 А) 1семянка, 2 желудь, 3 боб , 4 коробочка  Б) 1зерновка, 2 орех, 3 стручок, 4 коробочка В) 1подсолнечник, 2 желудь, 3 стручок, 4 коробочка 5. Что такое сельскохозяйственные культуры ? А)    Сельскохозяйственные культуры – все, что растет в огороде. Б)   Сельскохозяйственные   культуры   ­   это   культурные   растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технического сырья, корма для скота. В)   Сельскохозяйственные   культуры   –   растения,   употребляемые   в   пищу человеком и животными. 6. Что необходимо растениям для роста? А) воздух, вода, свет, тепло и питательные вещества. Б) кислород, вода, свет, тепло и удобрение. В) воздух, вода, свет, тепло и почва. 7. Что такое пересадка растения? А) Это перемещение растение из одного горшка в другой. Б) Это   замена земляного кома. В) Это один из методов лечения растения. 8. Рассмотрите рисунок. Какой  агроприём  ­ имел место? а б в 9 Комнатные растения­ гости из разных стран. Найдите родину растений  10. Соедините стрелочками название растений, которые встречаются в народе Промежуточная  диагностика повышенного уровня 1. Какой агроприем изображен на картинке. Выберите правильный ответ А) пересадка Б) перевалка В) перестановка 2. Какие бывают удобрения? Выберите один правильный ответ А) азотное, фосфорное, калийное Б) азотное, гранулированное, калийное В) азотное, фосфорное, гранулированное  3. Заполните таблицу 4 Какой вредитель изображён? Выберите его название А) клоп Б) щитовка В) белокрылка 5.     Растения систематизируются на основе А) сходства строения с учетом их родства Б) общности местообитания В) их практического значения Г) сходства строения, даже без учета родства 6.   строение их А) побега Б) цветка В) корня 7. Много семян находится в плодах А) подсолнечника Б) ржи В) гороха 8. Сочными плодами обладает А) горох Б) редис В) рябина 9.    Родиной картофеля является А) Африка  Б) Юго­Восточная Азия В) Южная Америка 10.   мочковатой. А) есть боковые корни В) есть главный корень    Главным   признаком   деления   покрытосеменных   на   классы   является    Назовите основной признак, по которому корневую систему относят к Б) есть придаточные корни Г) отсутствует хорошо развитый главный корень Диагностика учащихся 2 года обучения Низкий уровень Выберите один правильный ответ 1. Усами способны размножаться А) земляника Б) смородина В) капуста Г) картофель 2. Черенок – это А) основание цветка  Б) стеблевидная часть листа В) основание плода Г) отрезок любого вегетативного органа 3. Сидячие цветки характерны для А) яблони  Б) сирени В) укропа Г) подорожника 4. Колос характерен для А) ландыша  Б) вишни В) подорожника Г) груши 5. У насекомоопыляемых растений пыльца А) сухая  Б) клейкая В) мелкая Г) легкая 6. К однодольным растениям относится А) чеснок  Б) спаржа В) алоэ Г) все эти растения 7. К пасленовым относится А) картофель  Б) томат В) баклажан Г) все эти растения 8. Отметьте, где редкие растения сохраняются А) ботанический сад  Б) семенной банк В) криохранилище Г) заповедник Д) питомник 9. Листопад — это приспособление растений к… А) нехватке тепла Б) нехватке воды В) низким температурам Г) распространению семян и плодов 10. Какие действия человека можно назвать антропогенными. А) сильного уплотнения почвы, которая теряет многие структурные свойства,  поддерживающие необходимый для нормальной жизнедеятельности корней  деревьев водно­воздушный режим; Б) уничтожения подроста деревьев при вытаптывании; В) угнетения и уничтожения грибов­микоризообразователей; Г) снижения численности популяций многих полезных насекомых. Д) все действия Итоговая диагностика средний уровень 1. Видоизмененный побег       — это… 1) усик гороха 2) корнеплод моркови 3) луковица тюльпана 4) семя фасоли 2. Выберите признак, характерный для самоопыляемых  растений: 1) яркие, крупные цветки 2) цветут до появления листьев 3) лепестки венчика плотно прилегают друг к другу 4) имеют нектар и запах 3. Плод гороха: 1) боб 2) стручок 3) стручочек 4) коробочка 4. Какие растения относятся к семейству Крестоцветные? 1) дурман, петуния 2) ярутка, горчица 3) астра, подсолнечник 4) лук, чеснок 5. Один из признаков семейства Злаковые: 1) стебель соломина 2) цветок с двойным околоцветником 3) хорошо развит главный корень 4) дуговое жилкование 6.    Выберите признаки, характерные для корней растений: 1) вершина покрыта корневым чехликом 2) поглощают воду и минеральные вещества из почвы 3) есть конус нарастания 4) не способны к ветвлению 5) в зоне всасывания содержат корневые волоски 6) в центре расположена сердцевина, клетки которой выполняют запасающие  функции 7. Установите соответствие между признаками и семейством отдела  Цветковых. Соедините стрелками            ПРИЗНАК                                                              СЕМЕЙСТВО А)   соцветие корзинка                                      1) Семейство Сложноцветные Б)   цветки однополые или обоеполые            2) Семейство Пасленовые В)   плод ягода или коробочка Г)   плод семянка Д)   семена с эндоспермом Е)   у некоторых есть прикорневая листовая розетка 8. Найдите ошибки в приведенном тексте. 1. Стебель — это часть побега. 2. Молодой стебель деревьев покрыт  ризодермой, зрелый стебель — пробкой. 3. В умеренном климате пробка  образуется на 2­й — 3­й год жизни стебля. 4. Под пробкой находится луб,  состоящий из сосудов. 5. Под лубом расположена древесина, обеспечивающая транспорт минеральных веществ снизу вверх. 6. В центре обычно расположена сердцевина, чаще всего представленная живыми клетками. 9.     Что определяет зелёную окраску листьев?  10. С чего начинается прорастание семени? 1 хлоропласт 2 хлорофилл 3  фитоспарин                  1) с момента выхода главного корня из семени;  2) с момента проникновения воды в семя;  3) с момента выхода семядолей из семени;  4) с момента выноса семядолей на поверхность почвы. Повышенный уровень Приложение 3 Форма аттестации – тестовые задания, допускается проектно­ исследовательская деятельность Задания для аттестации: 1. Выберите одно правильное утверждение: А) почка — часть побега; Б) побег — часть стебля; В) черешок — часть листа; 2. Ботанэ ­ по­гречески означает А) крупное дерево Б) трава, растение  В) живое существо  Г) наука о природе 3. Больше всего видов относится к      А) голосеменным Б) грибам  В) покрытосеменным  Г) водорослям 4. Жизненной формой растения называют А) его органы размножения Б) его стебель с листьями  В) его внешний облик  Г) его плоды и семена 5. Придаточные почки могут располагаться на А) междоузлиях Б) корнях  В) листьях  Г) всех этих частях растения 6. Правильные суждения обозначьте "+", неверные "­".  Белокрылки не относятся к вредителям комнатных растений.  Тли являются насекомыми, развитие которых происходит с неполным превращением.  Божьи коровки и их личинки уничтожают тлей.  Трипс относится к грызущим вредителям комнатных растений.  Муравьи используют сладкие выделения тлей в пищу.  Расселение щитовки происходит на стадии взрослого насекомого.  Паутинный   клещик   строит   паутинку   инстинктивно,   т.е.   это   его врожденная способность.  Химические   методы   борьбы   с   вредителями   растений   нужно использовать в первую очередь.  Использование химических ядов не имеет вредных последствий.  Яды, применяемые для борьбы с насекомыми ­ вредителями растений, называются инсектицидами. 8. Гидропоника – это А) выращивание растений в искусственных  водоемах;  Б) метод выращивания цветочных культур на неземных субстратах.;  В) опрыскивание растений;  Г) выращивание растений на влагоемких субстратах;  Д ) выращивание растений с использованием капельного орошения. 9. Для снижения уровня влажности почвы в нее вносят: А) удобрения  Б) песок  В) гальку Г) древесный уголь Д) торф. 10. Для улучшения плодородия почвы ее: А) удобряют минеральными удобрениями Б) поливают В) удобряют органическими удобрениями  Г) вносят песок Д) промывают.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «ОГОРОД КРУГЛЫЙ ГОД»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017