Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
7 кл—10 кл
24.05.2017
Формирование нравственности при изучении рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в среднем и старшем звене. Статья, в которой содержится частичный анализ рассказов великого прозаика А.П. Чехова, тематика и проблематика. Как раскрывается понятие нравственности через поступки героев, как формируется мировоззрение человека.
Нестерова статья.doc
Формирование нравственности при изучении рассказов А.П. Чехова на
уроках литературы в среднем и старшем звене
Е.С. Нестерова, учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Мегион, пгт Высокий
Проблема нравственности в современном мире приобретает все большую
актуальность в силу сложности межкультурных взаимодействий в многомерном
мире. Само понятие приобретает сегодня философский оттенок и является
важным показателем человеческой культуры.
Общее определение,
представленное в словарях, все более уточняется и расширяется.В
«Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как
«Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы». По сути дела, нравственность означает чаще всего мораль, иногда
этику. В более узком значении нравственность это внутренняя установка
индивида действовать согласно своей совести.
Литература зеркало жизни, и конечно же, в произведениях русских
поэтов и писателей отражаются жизненные процессы, истории и отношения
обычных людей, события, которые происходят ежедневно, и, как сказал А.П.
Чехов, «решаются судьбы людей, когда они обедают, просто обедают…»
Чехов один из многих писателей, которые показывали реальность в своих
произведениях, иногда жестокую, иногда справедливую, поучительную,
безвыходную и смиренную…
Рассказ «Размазня» был создан писателем в 1888 году, и хотя автор
создаёт его как юмористический рассказ, ничего смешного в нем нет. Сюжет
произведения достаточно простой и основывается на шутке, можно сказать
психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения
над работающей у него гувернанткой. Он вызывает кроткую и милую Юлию
Владимировну с тем, чтобы «посчитаться». Рассказчик хочет отдать гувернантке
ее жалованье, но вместо обещанных и заработанных 80 рублей, она получает
только лишь 11. Наша кроткая героиня пытается оправдать себя, но у неё это не
выходит, так как она понимает всю бессмысленность действий человека её
социального уровня. Читатель понимает всю несправедливость данной ситуации,
но что в действительности может сделать хрупкая беззащитная девушка?
Конечно, она может спорить и даже настаивать на своём, бороться за
справедливость, но зачастую это бывает и не нужно. Нам повезло, и герой
нашего рассказа оказался человеком порядочным.
В моментрасчёта рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее
обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он
отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более
«зубастой» и отстаивать свою позицию.
Смирение и нравственная позиция этой героини истинно христианские,
она и головы не поднимает, не смотря на несправедливость «хозяина», это
смирение не столько перед ним, сколько перед своей судьбой, ведь мы узнаём,
что и раньше её обманывали…Читатели не знают об этой героине ничего, но
могут себе её вообразить: скорее всего это замечательная няня, которая
выполняет свои обязанности на «отлично», она работает без выходных, не
жалуется на судьбу и здесь она также смиренна: тихая, скромная, безотказная,
набожная…Такое смирение перед судьбой может быть только у человека
верующего. Не случайно элементы православия видны во многих рассказах
писателя. Вот, например, в рассказе «Ионыч» автор точно указывает день, когда
впервые доктор Старцев отправился в гости к Туркиным: «Весной, в праздник
это было вознесение, после приёма больных, старцев отправился в город… »
(обычно это всегда четверг, сороковой день после Пасхи). В рассказе «На
святках» героиня Василиса решилась написать письмо своей дочери, которую не
видела уже четыре года, именно во время святок (12 дней после Рождества
Христова). А вот в рассказе «Архиерей» показана последняя неделя жизни
Преосвященного Петра, и это была не просто неделя: «Под вербное воскресенье
в Старо Петровском монастыре шла всенощная…» Так началась эта история и
закончилась она так: «…Преосвященный приказал долго жить. А на другой день
была пасха…» Каждый православный знает, что смерть на Пасху ведёт человека
в рай, тем самым автор показывает нам человека безгрешного, смиренного,
способного жить, радуясь.Мы понимаем, что всевышний дарует и нашей героине
все благости, но как же ей выжить сейчас?
Скорее всего, нравственность это не смирение , относиться уважительно к
несправедливости нельзя, обман и унижение человека уже само по себе
безнравственно, так как же к этому можно относиться с пониманием? Бороться
с несправедливостью или смириться дело каждого, но если мы не будем
говорить об этом, высказывать свою точку зрения и стоять за себя, кто же это
сделает за нас?
Как и всегда А.П. Чехов не даёт нам ответа, каждый, кто прочитал этот
рассказы, сделает свои выводы: кто то осудит, кто то поймёт, главное, что
читатель, имеющий собственное мировоззрение, увидит себя на месте няни или
рассказчика и посмотрит на себя со стороны.
Русская литература всегда была образцом нравственности, правильного и
красивого видения мира, ее лучшие герои отличаются глубокой порядочностью,
человеколюбием.
Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)
Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.