Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)
Оценка 5

Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
7 кл—10 кл
24.05.2017
Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)
Формирование нравственности при изучении рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в среднем и старшем звене. Статья, в которой содержится частичный анализ рассказов великого прозаика А.П. Чехова, тематика и проблематика. Как раскрывается понятие нравственности через поступки героев, как формируется мировоззрение человека.
Нестерова статья.doc
Формирование нравственности при изучении рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в среднем и старшем звене  Е.С. Нестерова, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Мегион,  пгт Высокий Проблема нравственности  в современном мире приобретает все большую актуальность в силу сложности межкультурных взаимодействий в многомерном мире.   Само   понятие   приобретает   сегодня   философский   оттенок   и   является важным   показателем   человеческой   культуры.   Общее   определение, представленное   в   словарях,   все   более   уточняется   и   расширяется.В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы».   По сути дела, нравственность означает  чаще всего   мораль, иногда  этику.   В   более   узком   значении   нравственность   это   внутренняя   установка индивида действовать согласно своей совести.  Литература­   зеркало   жизни,   и   конечно   же,   в   произведениях   русских поэтов   и   писателей   отражаются   жизненные   процессы,   истории   и   отношения обычных людей, события, которые происходят ежедневно, и, как сказал А.П. Чехов, «решаются судьбы людей, когда они обедают, просто обедают…» Чехов­ один из многих писателей, которые показывали реальность в своих произведениях,   иногда   жестокую,   иногда   справедливую,   поучительную, безвыходную и смиренную… Рассказ   «Размазня»   был   создан   писателем   в   1888   году,   и   хотя   автор создаёт его как юмористический рассказ, ничего смешного в нем нет.   Сюжет произведения   достаточно   простой   и   основывается   на   шутке,   можно   сказать психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения над работающей у него гувернанткой. Он вызывает  кроткую и милую  Юлию Владимировну с тем, чтобы «посчитаться». Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье, но вместо обещанных и заработанных 80 рублей, она получает только лишь 11.  Наша кроткая героиня пытается оправдать себя, но у неё это не выходит,   так   как   она   понимает   всю   бессмысленность   действий   человека   её социального уровня. Читатель понимает всю несправедливость данной ситуации, но   что   в   действительности   может   сделать   хрупкая   беззащитная   девушка? Конечно,   она   может   спорить   и   даже   настаивать   на   своём,   бороться   за справедливость,   но   зачастую   это   бывает   и   не   нужно.   Нам   повезло,   и   герой нашего рассказа оказался человеком порядочным.  В моментрасчёта рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию. Смирение   и нравственная  позиция  этой  героини  истинно  христианские, она   и   головы   не   поднимает,   не   смотря   на   несправедливость   «хозяина»,   это смирение не столько перед ним, сколько перед своей судьбой, ведь мы узнаём, что и раньше её обманывали…Читатели   не знают об этой героине ничего, но могут   себе   её   вообразить:   скорее   всего   это   замечательная   няня,   которая выполняет   свои   обязанности   на   «отлично»,   она   работает   без   выходных,   не жалуется на судьбу­ и здесь она также смиренна: тихая, скромная, безотказная, набожная…Такое   смирение   перед   судьбой   может   быть   только   у   человека верующего.  Не   случайно   элементы   православия   видны   во   многих     рассказах писателя. Вот, например, в рассказе «Ионыч» автор точно указывает день, когда впервые доктор Старцев отправился в гости к Туркиным: «Весной, в праздник­ это было вознесение,­ после приёма больных, старцев отправился в город… » (обычно   это   всегда   четверг,   сороковой   день   после   Пасхи).   В   рассказе   «На святках» героиня Василиса решилась написать письмо своей дочери, которую не видела уже четыре года, именно во время святок (12 дней после Рождества Христова).   А   вот   в   рассказе   «Архиерей»   показана   последняя   неделя   жизни Преосвященного Петра, и это была не просто неделя: «Под вербное воскресенье в Старо­ Петровском монастыре шла всенощная…» Так началась эта история и закончилась она так: «…Преосвященный приказал долго жить. А на другой день была пасха…» Каждый православный знает, что смерть на Пасху ведёт человека в   рай,   тем   самым   автор   показывает   нам   человека   безгрешного,   смиренного, способного жить, радуясь.Мы понимаем, что всевышний дарует и нашей героине все благости, но как же ей выжить сейчас? Скорее всего, нравственность это не смирение , относиться уважительно к несправедливости   нельзя,   обман   и   унижение   человека­   уже   само   по   себе безнравственно, так как же к этому можно относиться с пониманием? Бороться с   несправедливостью   или   смириться­   дело   каждого,   но   если   мы   не   будем говорить об этом, высказывать свою точку зрения и стоять за себя, кто же это сделает за нас?  Как и всегда А.П. Чехов не даёт нам ответа, каждый, кто прочитал этот рассказы, сделает свои выводы: кто­ то осудит, кто­ то поймёт, главное, что читатель, имеющий собственное мировоззрение, увидит себя на месте няни или рассказчика и посмотрит на себя со стороны.  Русская литература всегда была образцом  нравственности, правильного и красивого видения мира, ее лучшие герои отличаются глубокой порядочностью, человеколюбием.

Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)

Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)

Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)

Методические рекомендации для учителя литературы (среднее и старшее звено)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017