Пособие включает в себя практические задания для студентов СПО по дисциплине «История», вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тесты, таблицы, работу с текстами, работу с учебником, работу с картой, тестом по темам в соответствии с календарно -тематическим планом. Практические занятия проводятся с студентами на уроках с целью формирования общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России, её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период истории России и мира с древнейших времен до наших дней.
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для выполнения практических занятий по дисциплине:
ОУД.04 «История»
для специальностей
19.02.10 Технология продукции общественного питания
15.02.08 Технология машиностроения
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
оборудования (по отраслям)
базовый уровень2019
Учебное пособие содержит методические указания для выполнения
практических заданий студентами 1 курса механического отделения
СПО по дисциплине ОУД.04 «История»
Авторы: Червякова З.А., преподаватель высшей квалификационной
категории БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж»ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией «Общие гуманитарные и
социальноэкономические дисциплины»
протокол №_________ от ___________2019 г.
Председатель________________ /Е.В.Скачкова/
Содержание
Введение……………………………………………………….4
1. Практическое занятие №1……………………………………7
2. Практическое занятие №2 ……………………………………8
3. Практическое занятие №3 ……………………………………9
4. Практическое занятие №4…………………………………...10
5. Практическое занятие №5……………………………………11
6. Практическое занятие №6……………………………………14
7. Практическое занятие №7……………………………………17
8. Практическое занятие №8……………………………………18
Перечень источников…………………………………………19Методическое пособие составлено на основе профессиональной
образовательной программы курса ОУД.04 «История» в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования.
Введение.
Пособие включает в себя практические задания по дисциплине
«История», вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тесты,
таблицы, работу с текстами, работу с учебником, работу с картой.
История является особым способом освоения мира, заключающимся в
выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познании событий и
явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего.
Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе
и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин,
изучаемых в СПО.
Целью преподавания дисциплины является формирование целостного
представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого
мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их
творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к
обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и
обществе.
Целью данного практикума является формирование общего
представления о некоторых аспектах общественнополитического, социально
экономического, культурного развития России, её роли в системе
международных отношений. Работа охватывает период истории России и мира
с древнейших времен до наших дней.
Наличие данной цели обусловило ряд задач:
сформировать представления об истории России как неотъемлемой
части всемирной истории;
вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях,
процессах истории России и мира;
выявить основные тенденции общественнополитического, социально
экономического и внешнеполитического развития России и ряда стран с
древнейших времен до 1990х гг.;
обозначить основные проблемы исторического развития России и мира
и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим
вопросам; привить студентам навыки исторического мышления, анализа и
научного прогнозирования;
развить умения самостоятельно мыслить и работать с таблицами;
развить критическое мышление на основе критического анализа
текстового материала, исследования статистических данных;
сформировать представление об исторических, социологических и
политологических категориях, необходимых для понимания современной
социальноэкономической и общественнополитической ситуации;
повысить политическую и гражданскую культуру студентов,
подготовить их к активному участию в современной общественно
политической жизни страны;
развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать
общероссийский патриотизм и толерантность;
развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.
Практикум предназначен для студентов всех форм обучения, уровень
знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу
изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы.
Данная работа включает в себя основные проблемы истории России и
мира с древнейших времен по 1990е годы, взаимоотношения России со
странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и
Америкой.
Дисциплина «История» формирует личность, способную к
самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует
выполнение практических заданий студентов на занятиях. В процессе
выполнения заданий студенты получают возможность применить
теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и
навыки (работа с источниками; составление таблиц; сравнение и обобщение и
др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней
речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.
Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.
Оценка «5» выставляется, если студент:
безошибочно выполнил задание;
обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических
навыков в соответствии с программой;
сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные
положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных
работах;
свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если студент:
обнаружил знание программного материала;
осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные
его стороны; обладает умением применять знания на практике, но испытывает
затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет
замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если студент:
обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения
при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных
уточняющих вопросов преподавателя;
предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если студент:
имеет отдельные представления о материале;
в устных и письменных ответах допускает грубые ошибкиПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Исламская цивилизация» (1ч.)
Цель:
определить особенности исламской цивилизации и ее возникновения ;
охарактеризовать социальноэкономическое развитие цивилизации,
понять каковы причины арабских завоеваний.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать текст параграфа;
письменно выполнить конспект.
Задание №1:
Выполнить конспект « Экспансия ислама» по параграфу 14, стр.112119.
Н.В.Загладин. История России и мира с древнейших времен до конца XIX
века. Учебник. М.:Русское слово, 2009.
Задание №2.
Объясните, почему арабам сравнительно легко удалось покорить огромные
территории и подчинить народы, стоявшие на более высоком уровне
общественного развития?ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: « Общество Древней Руси» (2ч.)
Цель:
определить причины возникновения феодальной земельной
собственности;
охарактеризовать категории зависимого населения.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, атлас, мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать текст параграфа;
письменно выполнить задание.
Задание 1. Выполнить конспект «Развитие феодальных отношений. Русь при
Ярославичах» по параграфу №7, стр.8294.
А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI века.
Учебник. М.:Русское слово, 2004.
Задание №2. Ознакомьтесь с историческим источником «Русская правда»:
а) прочитать документ;
б) ответьте на вопросы:
Как изменилась социальная структура общества согласно новой системе
наказания по «Русской правде»?
Каким образом документ способствовал стабилизации положения в стране?
В чем состоит ее историческое значение?ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема: «Смутное время начала XVII века»(2ч.)
Цель:
Определить причины, вызвавшие Смутное время;
Охарактеризовать экономические и политические особенности
Смутного времени.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать текст параграфа;
выполнить задание письменно.
Задание 1. Составьте хронологическую таблицу «Смутное время» на
основании работы с текстом параграфов № 13, стр.533.
А.Н. Сахаров. История России XVIIXIX века. Учебник. М.:Русское слово,
2004.
Имена
участников
Хронологические рамки
периода
Основные
события
Итоги периода
Сделайте вывод по работе с таблицей
Задание №2. Ответьте на вопрос: «Почему Москву от поляков освободило
второе ополчение, а первое ополчение не смогло с этим справиться?ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема: «Пореформенная Россия» (2ч.)
Цель:
определить какую роль в пореформенный период играла крестьянская
община?;
охарактеризовать экономическое и политическое развитие страны.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, портреты политических лидеров периода; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать задание;
письменно выполнить задание.
Задание №1. Выполнить конспект параграфа №32 «Россия после отмены
крепостного права» , стр.390403.
А.Н. Сахаров. История России XVIIXIX века. Учебник. М.:Русское слово,
2004.
Задание №2. Работа с понятиями: трехполье, модернизация, капитализм,
народничество.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Тема: «Установление тоталитарного режима в СССР» (2ч.)
Цель: сконцентрировать внимание студентов на основных фактах периода
тоталитаризма, на целях и последствиях этого периода.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, тест; портреты политических лидеров периода.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать задание;
письменно выполнить тест.
Выполнить тест:
Новая экономическая политика проводилась в
1) 19181920 гг. 2)19291934 гг.
3) 1928 1933гг. 4) 19211929гг.
2. Годом образования СССР был:
1) 1921 г. 2) 1922 г. 3) 1924 г. 4) 1936
3. Пакт о ненападении между СССР и Германией был заключен в
1)1922 г. 2) 1938 г. 3) 1935 г. 4) 1939 г.ПОНЯТИЯ
4. Существовавшие в 19201930 гг. В СССР народные комиссариаты – это…
1) центральные органы государственного управления отраслью хозяйства или
сферой деятельности;
2) органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией;
3) отделы в Красной Армии, созданные для политработы в войсках;
4) органы народной милиции.
5. Политика создания в СССР государственного крупного сельского
хозяйства взамен мелких индивидуальных хозяйств называлась:
1) коллективизацией 2) кооперированием
3) социализацией 4)национализацией.
ФАКТЫ
6. Завершите список 4 республик, вошедших в состав СССР в 1922 году:
РСФСР, УССР, БССР.
1) Хорезмская Народная республика 2)Дальневосточная республика
3)Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика
4)Бухарская Народная республика
7. Среди репрессированных в 30е годы военачальников был…
1)К.Е.Ворошилов.2)Л.Д.Троцкий
3) Г.К.Жуков 4) М.Н. Тухачевский
8. Что объединяет имена Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Берия в истории нашей
страны?
УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
9. Установите соответствие между годами и событиями внешней политики
СССР в 1930 гг.
Годы События
1)1933г. а)заключение советскогерманского
пакта о ненападении
2)1935г. б) принятие СССР в Лигу Наций
3) 1934г. в) установление дипломатических
отношений между СССР и США
4)1939г. г) подписание советско
французского договора о взаимопо
мощи
д) подписание Рапальского договора
с Германией10. Политика «военного коммунизма» предусматривала (отметьте неверное
положение)
А) продразверстку на основные сельскохозяйственные продукты;
Б) разрешение свободной торговли;
В) национализацию промышленности;
Г) введение всеобщей трудовой повинности.
11. Новую экономическую политику характеризовали:
А) введение всеобщей трудовой повинности;
Б) введение натурального налога;
В) запрещение аренды земли и наемного сельскохозяйственного труда
Г) разрешение частной кооперативной
торговли.
12. Продолжите логический ряд, выбрав четыре элемента приведенного
списка: хлебозаготовки, кулачество, «головокружение от успехов»,…
А) проект аграрной реформы;
Б) «двадцатипятитысячники»;
В) колхоз;
Г) выкупные платежи;
Д) МТС;
Е) коллективизация.
13. Выберите из предложенных предложений те, которые отражают
последствия проведения форсированной индустриализации в СССР:
А) индустриализация сделала отсталое государство индустриальноаграрной
державой;
Б) индустриализация позволила СССР выйти на первое место в мире по
уровню промышленного производства;
В) цена, оплаченная за индустриализацию народом, особенно крестьянством,
была чрезвычайно высока;
Г) перенапряжение сил страны и народа в период «большого скачка»;
Д) индустриализация не оказала существенного воздействия на развитие
страны.
14. Отметьте основные черты советского общества в 1930е гг.
А) однопартийная система;
Б) неуклонное исполнение принципов и положений советской Конституции;
В) господство государственной собственности на средства производства;
Г) идеологизация культурнодуховной жизни;
Д) широкое и свободное развитие культуры.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
Тема: «Великая Отечественная война» (2ч.)
Цель:
рассмотреть роль исторической личности конца 1980х гг.;
определить особенности идеологии, национальной и социально
экономической политики СССР во второй половине 80х гг.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, карточки задания; портреты политических лидеров периода;
мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать задание;
изучить текст; письменно выполнить задание
Выполнить тест:
1.Что предусматривал пакт РиббентропаМолотова? Выберите три
правильных ответа.
1. Военный союз между СССР и Германией;
2. Размещение на территории СССР германских военных баз;
3. Договор о ненападении сроком на 10 лет;
4. Сокращение численности обеих армий;
5. Разграничение сфер интересов в Восточной Европе между СССР и
Германией;
6. Взаимный обмен информацией в вопросах касающихся интересов сторон.
2.Что из перечисленного относится к мерам советского руководства по
укреплению трудовой и производственной дисциплины накануне Великой
Отечественной войны? Выберите два правильных ответа.
1. Переход на 8часовой рабочий день и 7дневную рабочую неделю;
2. Высшая мера наказания за прогулы;
3. Привлечение к ответственности за выпуск недоброкачественной продукции;
4. Запрет на смену местожительства
.
3.Соотнестие события и даты.
1. 9 мая 1945г.
2. 6,9 августа 1945 г.
3. 17 июля2 августа 1945 г.
4. 17 июля 1942 г.2 февраля 1943 г.
5. 8 сентября 1941 г.27 января 1944 г.
6. 30 сентября 1941 г.20 апреля 1942 г.
А) Блокада Ленинграда;
Б) Битва за Москву;
В) Капитуляция Германии. Окончание войны в Европе;
Г) Ядерная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки;
Д) Потсдамская конференция;
Е) Сталинградская битва.
4.Какие страны были оккупированы фашистской Германией к весне 1941 г.?
Выберите два правильных ответа.
1. Швеция;
2. Швейцария;
3. Чехословакия;
4. Голландия;5.Укажите причины победы Красной Армии в битве за Москву. Выберите два
правильных ответа.
1. Героизм и самопожертвование советского народа;
2. Полное техническое превосходство над вермахтом;
3. Нежелание немецких солдат воевать за Гитлера;
4. Полководческий талант Г.К. Жукова.
6.В чем причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом в 1942г.?
Выберите три правильных ответа.
1.Плохие погодные условия;
2.Использование вермахтом новых танков «Тигров» и «Пантер»;
3. Вступление Японии в войну против СССР;
4. Отсутствие у Красной Армии подготовленных резервов;
5. Просчеты в оценки направления главного удара вермахта;
6. Переоценка Сталиным возможностей Красной Армии.
7.Каковы последствия победы Красной Армии в Курской битве? Выберите
два правильных ответа.
1. Завершился коренной перелом в войне;
2. Враг был изгнан с территории СССР;
3. Перестала существовать группа армий «Центр»;
4. Были освобождены города Белгород и Орел;
5. Был развеян миф о непобедимости вермахта;
6. Снята блокада с Ленинграда.
8.Какие решения были приняты на Потсдамской конференции? Выберите три
правильных ответа.
1. Сохранение Германии единым государством;
2. Определены размеры репараций;
3. Утвержден план ядерной бомбардировки Японии;
4. Переход всей Кореи под контроль СССР;
5. Отказ СССР начать войну против Японии;
6. Были признаны довоенные границы СССР.
9.Укажите, что характеризует политику русской православной церкви в годы
Великой Отечественной войны. Выберите три правильных ответа.
1. Полная поддержка политики оккупационных властей;
2. Сбор средств по стране в фонд обороны;
3. Выжидательная политика без явной поддержки ни одной из сторон;
4. Участие духовенства в подпольном и партизанском движении;
5. Обострение отношений с советской властью;6. Призыв ко всем верующим защитить Родину от фашистских оккупантов
10. Как вы считаете, можно ли утверждать, что именно СССР внес решающий
вклад в победу над фашистской Германией? Обоснуйте ответ.
а) Выслушать и обсудить презентации по политическим лидерам 1980х гг.:
«Политический и экономический курс Ю.В. Андропова», «
М.С.Горбачев как реформатор и демократ»
б) сравнить политику Ю.В. Андропова и М.С. Горбачева.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Тема: «Мир во II половине XX начале XXI века (2ч.)
Цель:
рассмотреть хронологию внешнеполитических событий данного
периода.Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, портреты политических лидеров периода; карта,
мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать текст параграфа;
письменно выполнить задание
Задание №1: составьте хронологическую таблицу, опираясь на текст
параграфов №31,35,41,47. Н.В. Загладин. История Отечества XX начало
XXI века. Учебник. М.:Русское слово, 2004.
«Международные отношения во второй половине XX века»
Политический лидер,
дата
Внешнеполитическое
событие
Итоги события
Задание №2. Раскройте основные понятия: оттепель, застой, политика
разрядки международной напряженности, новое политическое мышление,
многополярность развития мира.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№ 8.
Тема: «РФ в 1990гг: экономические и политические преобразования»
(2ч.)Цель:
определить особенности экономических и политических
преобразований в 1990е годы.
Комплекснометодическое обеспечение: учебники, дополнительная
литература, портреты политических лидеров периода; карта,
мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
подготовиться к выполнению заданий;
внимательно прочитать задание;
изучить текст;
письменно выполнить задания №3, №4
Задание №1. Задание №1. Назовите авторов пути вывода страны из кризиса –
шоковой терапии. Раскройте суть понятий: либерализация цен, приватизация,
ваучер, инфляция, эмиссия, дивиденды.
Задание №2. Работа с текстом учебника и таблицей:
Попытки коррекции курса реформ в 1990е гг.
Глава
правительства
Принятые меры Положительные
последствия
Отрицательные
последствия
Задание №3. Выслушать и обсудить защиту презентации «Становление
политических партий в России и их лидеры».
Задание №4. Работа с текстом учебника на стр. 432435.
а) Охарактеризовать президентские выборы 1996 г. и их результаты.
б) Почему, на ваш взгляд, Б.Н. Ельцину удалось стать президентом России
на второй срок?
Основные источники:
Перечень источников1. Артёмов А.А., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших
времён до наших дней. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы.
– ОИЦ «Академия», 2013.
Дополнительные источники:
3.
4.
Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших
времён до конца XIX века. М.: ООО «ТИД «Русское слово РС»,
2009
Загладин Н.В. История Отечества ХХ – начало XXI века. М.: ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2005
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен дл конца XVI
века. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004
6. Сахаров А.Н. История России XVIIXIX века. – М.: ООО «ТИД
«Русское слово – РС», 2003
Интернетресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Библиотека военноисторической литературы на сайте:
http://militera.lib.ru/index.html.
Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте:
http://www.globalaffairs.ru.
Исторический портал:http://www.hrono.ru.
Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
Портал МИД России http://www.mid.ru.
Портал Правительства России: http://government.ru
Портал Президента России: http://kremlin.ru
Публикации научнообразовательного форума по международным
отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru
http://schoolcollection.edu.ru.