Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»
Оценка 5

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Оценка 5
Документация
docx
физическая культура +1
Взрослым
18.09.2017
Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»
Методические рекомендации рассматривают возможности сохранения здоровья обучающихся в учреждении дополнительного образования спортивно-физкультурной направленности. Данные методические рекомендации призваны оказать помощь тренерам-преподавателям ДЮСШ при реализации здоровьесберегающих компонентов на тренировочных занятиях. Вопросы инновационных методов здоровьесбережения рассмотрены в книгах профессиональных групп работников образования со здоровьесберегающими технологиями, такими, как к.м.н., профессор, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России Н.К.Смирнова, доктора биологических наук, профессора В.Д.Сонькина Данные методические рекомендации могут быть использованы главным образом тренерами – преподавателями спортивных школ, а также педагогами дополнительного образования, стремящимися не только ис¬ключить негативные стороны воздействия школы на обучающихся, но и воспитать у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
ЗОЖ.docx
Министерство образования и науки Оренбургской области Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско­юношеская спортивная школа» Гайского городского округа Оренбургской области «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся» (методические рекомендации) подготовил: инструктор­методист Черкасова Татьяна Николаевна г.Гай,2016 Аннотация Методические рекомендации   рассматривают возможности сохранения здоровья   обучающихся   в   учреждении   дополнительного   образования спортивно­физкультурной направленности. Данные   методические   рекомендации   призваны   оказать   помощь тренерам­преподавателям   ДЮСШ   при   реализации   здоровьесберегающих компонентов на тренировочных занятиях. Вопросы инновационных методов здоровьесбережения   рассмотрены в книгах   профессиональных   групп   работников   образования   со здоровьесберегающими   технологиями,   такими,   как  к.м.н.,   профессор,   чл.­ корр.   Международной   педагогической   академии,   заведующий   кафедрой психолого­педагогических  технологий охраны и  укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России  Н.К.Смирнова, доктора биологических наук, профессора В.Д.Сонькина Данные методические рекомендации могут быть использованы главным образом тренерами – преподавателями спортивных школ, а также педагогами дополнительного   образования,   стремящимися   не   только   исключить негативные стороны воздействия школы на обучающихся, но и воспитать у них культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Пояснительная записка Актуальность   проблемы   здоровьесбережения   обусловлена,   с   одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе   ценностей   российских   образовательных   учреждений   здоровье   пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача тренеров­ преподавателей   и   руководителей   –   обучить   детей   и   взрослых   (тренеров­ преопдавателей  и  родителей)  способам  сохранения  здоровья  обучающихся, создав   специальную   систему   работы   –   и   собственную,   и   в   УДО   ­   по здоровьесбережению. Основные понятия в системе здоровьесбережения: Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра,   переоценки   всех   компонентов   педагогического   – образовательного и  методического  процесса,  поскольку  радикально  меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка. Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций  организма   (физических,   психических,   интеллектуальных   и   духовных)   во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания. Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения,  воспитания   и   развития   ребенка, эмоционально ­ положительного отношения к природе, окружающему миру,  ответственного   отношения   к   своему   здоровью   и   состоянию   окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных  ориентаций.   направленный   на   формирование Здоровьесберегающий   подход   в   образовании   детей   –   это   комплекс психолого   ­   педагогических,   медицинских   и   других   мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса. Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических,  психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и  обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения  к собственному здоровью. Цель   методических   рекомендаций   по   здоровьесберегающим педагогическим   технологиям   –   обеспечить   тренерам­преподавателям возможность сохранения здоровья обучающихся в период пребывания в УДО, сформировать   у   обучающихся   необходимые   знания,   умения   и   навыки   по здоровому   образу   жизни,   научить   использовать   полученные   знания   в повседневной жизни. Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, – признание приоритета заботы о   здоровье   детей   и   педагогов   в   конструктивной   деятельности   в   данном направлении.   По   многим   другим   признакам   и   принципам   система здоровьесбережения   занимает   общее   поле   с   гуманистической,   личностно­ ориентированной, развивающей и другими инновационными образовательными системами. Инновационные методы здоровьесбережения Наиболее   общим   объективным   показателем,   характеризующим направление   тренировочного   процесса,   является   спортивный   результат. Безусловно,   только   здоровый   спортсмен   может   показать   свой   лучший результат   на   уровне   своих   потенциальных   возможностей.  К   сожалению, бытует мнение, что спорт высокий достижений нарушает здоровье. У многих еще   свежа   в   памяти   трагедия,   произошедшая   с   молодым   хоккеистом Черепановым прямо во время хоккейного матча. Как же влияют на здоровье действующих спортсменов занятия спортом? Одним   из   ведущих   современных   методов   обследования   спортсменов   в настоящее время является ЭКГ­обследование после физической дозированной нагрузки.  Это   один   из   немногих   методов,   позволяющих   безболезненно   и быстро   на   клеточном   уровне   (!)   контролировать   состояние   главного, лимитирующего   физическую   работоспособность,   органа   –   сердца,   без внедрения   во   внутреннюю   среду   организма.  Во   врачебно­физкультурном диспансере было исследовано  около 200 спортсменов различной спортивной специализации   и   различного   уровня   мастерства.   Спортсмены   показали различные результаты реакции сердца на физическую нагрузку.  Из   проведенных   исследований   видно,   что   средний   показатель неудовлетворительного состояния спортсменов составляет 42%. Оказывается, что   почти   половина   обследованных   спортсменов   показывает   не   только неудовлетворительную   функциональную   готовность,   но   и   имеет   диагноз   – перегрузка. Это позволяет сделать очень неутешительный вывод: перегрузка в тренировочном процессе вызывает снижение выносливости и отрицательную реакцию миокарда на физические нагрузки у молодых, еще не реализовавших себя   спортсменов.   Может   быть,   в   этом   кроется   задержка   их   в   росте   по спортивному   результату.   самые   трудолюбивые   и работоспособные   спортсмены   часто   оказываются   в   перегрузках   и останавливаются в спортивном росте, а иногда и бросают заниматься спортом. К подобным выводам пришла в своих исследованиях С.А. Федоткина. Она пишет о тесной взаимосвязи между спортивной квалификацией спортсменов и продолжительностью   спортивной   карьеры   Чем   ниже   спортивная квалификация,   тем   выше   вероятность   окончания   карьеры   по   причине травматизма и заболеваний.   К   сожалению, Как работает метод ЭКГ­диагностики. ЭКГконтроль по классификации А.И.Завьялова   перед   каждой   тренировкой,  при   выполнении   тренировочных заданий   в   середине   занятия   и   перед   его   окончанием.   При   выявлении необходимых кондиций утомления по контролю ЭКГ в процессе тренировки, юному   спортсмену   предлагалось   прекратить   тренировку   с   похвалой   от тренера   за   отличную   работу.   Такой   педагогический   прием   стимулировал других   ребят   к   активному   выполнению   тренировочных   заданий,   повышал эмоциональность   и   эффективность   тренировки.   Допуск   к   полноценным занятиям   получал   только   тот   спортсмен,   у   которого   перед   тренировкой регистрировалась нормальная ЭКГ, без отклонений и патологий. Если на ЭКГ наблюдались какие­то отклонения, то такой спортсмен допускался на занятия только   на   легкую   разминку.   При   этом   во   время   разминки   ЭКГ нормализовывалась в соответствии с нагрузкой – активный оздоровительный эффект.   Критерием   прекращения   тренировочного   занятия   было   появление ишемических сегментов на ЭКГ и уплощение зубца, как возможного варианта перегрузки   после   последующего   задания.  Для   наиболее   полного   и качественного определения функциональной готовности спортсменов, по всем специализациям,   необходимо   использовать   метод–ЭКГ,   как   наиболее информативный. Здоровьесберегающие технологии в тренировочном процессе на занятиях ДЮСШ Здоровьесберегающие   технологии   ­   предполагают   совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на   защиту   и   обеспечение   здоровья,   формирование   ценного   отношения   к своему здоровью. Здоровьесберегающие   технологии   реализуются   на   основе   личностно­ ориентированного   подхода.   Осуществляемые   на   основе   личностно­ развивающих   ситуаций,   они   относятся   к   тем   жизненно   важным   факторам, благодаря   которым   учащиеся   учатся   жить   вместе   и   эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении   культуры   человеческих   отношений,   в   формировании   опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и   активной   жизненной   позиции   на   основе   воспитания   и   самовоспитания, формирования  ответственности   за  свое здоровье, жизнь  и  здоровье   других людей. Принципы организации учебно­тренировочного процесса  на основе принципов здоровьесбережения: О   каких   принципах   здоровьесберегающей   технологии   педагогике   мы должны помнить? 1. Не навредить! Не нанести ущерба здоровью обучающихся. Не допускать обучающихся к состоянию переутомления. 2. Триединое представление о здоровье. Не забываем, что здоровье – единство физического, психического и духовно­нравственного благополучия. 3.   Непрерывность   и   преемственность:   здоровьесберегающая   работа проводится на каждой тренировке. 4. Тренер – всегда пример 5. Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся:   объем   физической   нагрузки,   уровень   сложности   изучаемого материала   должны   соответствовать   индивидуальным   возможностям   юных спортсменов. 6.  Правильная   организация   тренировки.   Использование   различных   форм   и методов   работы:  дифференцированное   обучение   в  соответствии   с   уровнем интеллектуального   и   физического   развития;   задания   разноуровневого характера, что способствует формированию положительных мотивов у детей, снижение   у   них   уровня   тревожности;   коллективные   и   групповые   способы обучения, которые помогают всем воспитанникам занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощёнными. 7. Главная цель тренера ­ научить обучающегося запрашивать необходимую информацию   и   получать   требуемый   ответ.   А   для   этого   необходимо сформировать   у   него   интерес,   мотивацию   к   познанию,   обучению.   Каждая тренировка должна быть интересна. Скучное обучение приводит к утомлению за   значительно   более   короткое   время.   Тренер   может   добиться   интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который   надо   сделать   более   доступным   и   привлекательным,   за   счет личностных качеств тренера­преподавателя. 8. Взаимный интерес, который подавляет утомление.   что 9. биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики   и   спады   как   в   течение   суток,   так   и   в   разные   дни   учебной   недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.  10. Рациональное распределение интенсивности деятельности. Практически   все   исследователи   сходятся   во   мнении,   что   тренировка, организованная на основе принципов здоровьесбережения, должна приводить к тому, чтобы спортсмены заканчивали обучение без утомления.  11.   Создание   комфортных   психологических   условий   для   тренировки, Отдавать предпочтение положительным эмоциям, благотворно влияющим на здоровье спортсменов, позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты).  Учет   зоны   работоспособности   обучающихся.Общеизвестно, 12.   Организация   профилактических   мероприятий,   сотрудничество   с внешкольными   организациями,   согласованное   взаимодействие   между тренерами, медицинскими работниками, учителями. Понятие   “здоровьесберегающая   технология”   относится   к   качественной характеристике   любой   образовательной   технологии,   показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников, тренера и спортсменов. Таким   образом,   здоровьесберегающие   технологии   –   это   образовательные технологии, соответствующие основным критериям:  почему   и   для   чего?   –   однозначное   и   строгое   определение   целей обучения;  что? – отбор и структура содержания;  как? – оптимальная организация учебного процесса;   с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;  кто? – реальный уровень квалификации учителя;  так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения. Использование на тренировках здоровьесберегающих технологий – залог успешности тренировочного процесса. От каждого из нас, тренеров, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся. Здоровьесберегающие технологии Технологии   обучения   здоровью  основаны   на   повышении   теоретической подготовленности   обучающихся.   Это   обучение   —   специально   управляемый   педагогический   процесс   активного организованный, взаимодействия   тренера­преподавателя   и   обучающихся,   направленный   на получение ими знаний о здоровье, на формирование гигиенических навыков, опыта   оздоровительной   деятельности   и   поведения,   личностных   качеств. Основные занятиях: ­ обратить внимание обучающихся на факторы, повышающие и ослабляющие эффект   физических   упражнений   в   процессе   укрепления   здоровья; ­ усилить потребность в поддержании физического и психического здоровья организма; ­ способствовать целенаправленному укреплению здоровья  и поддерживанию высокой физической и умственной работоспособности. здоровью   обучения на       задачи на здоровью Технологии   обучения   здоровью   реализуются   в   следующих   аспектах: программы   обучения   здоровью;   оздоровительные   средства   и   мероприятия; формы   оздоровления   организма   в   период   летнего   отдыха;   содействие психическому личности. Технологии укрепления здоровья и воспитание физической культуры  детей, подростков,   молодежи   эффективно   содействуют   физкультурно­спортивной деятельности   обучающихся,   мотивом   которой   является   удовлетворение   их интересов   и   потребностей   в   разностороннем   самосовершенствовании.   Эти технологии   направлены   на   повышение   физической   культуры   обучающихся, заключающейся в: осознанной потребности в систематических занятиях спортом для решения задач физического и личностного совершенствования; ­   наличии   теоретических   знаний   о   здоровье   человека,   формировании осознанной   потребности   в   ведении   здорового   образа   жизни,   успешном   их применении практике; ­ владении двигательными умениями и навыками и других видов физических упражнений для решения задач самосовершенствования; ­   достижении   личной   физической   культуры,   выражающейся   в   умении организационно   и   методически   построить   план   собственных   спортивно­ оздоровительных занятий. Применение   технологий   укрепления   здоровья   в   занятиях   позволяет: формировать   двигательные   умения   и   навыки,   повышать   физическую работоспособность,   содействовать   пропорциональному   развитию   тела   и формированию правильной осанки. В процессе изучения теории обучающиеся усваиваются знания, относящиеся к сфере физической культуры личности. На занятиях   во   взаимодействии   дети   и   подростки   проявляют   положительные личностные   качества   —   нравственные,   эстетические,   интеллектуальные, волевые. Оздоровительные   технологии  повышают   физическую   подготовленность обучающихся и укрепляют их здоровье. В практике применяют 2 вида таких технологий. а) Спортивно­оздоровительные технологии (основаны на упражнениях). Они усиливают   развитие   физических   качеств   обучающихся,   повышают   эффект воспитания личностных качеств, обогащают специальными знаниями. б)   Физкультурно­оздоровительные   технологии   включают   технику   и направлены   на   профилактику,   коррекцию   и   минимизацию   отклонений состояний   здоровья   (нарушений   осанки,   профилактики   плоскостопия, избыточной тела). снижение Разработка   и   внедрение   в   практику   детско­юношеского   дзюдо здоровьесберегающих   технологий   формирует   интерес   и   осознанную потребность занятий именно этим видом спорта.   массы   Для сохранения здоровья юных спортсменов родители должны в тесном сотрудничестве с тренером использовать все доступные методики укрепления и восстановления здоровья. Итак, для успешного и безопасного процесса обучения в ДЮСШ нам необходимо четко разработать эти самые здоровьесберегающие технологии: 1.   Степень   подготовленности   и   физической   и   психологической   должна соответствовать поставленной задаче.  Обучение всегда проходит по принципу «от простого ­ к сложному» форсирование   недопустимо   и   может   привести   к   травме.   Для   исполнения конкретного элемента спортсмен должен обладать определенными навыками, которые должны быть заблаговременно сформированы во время тренировок. Роль родителей в этой сфере состоит в контроле за выполнением требований тренера (домашнего задания). Например, тренер для формирования стойкого навыка приземления на одну ногу дает задание в течении нескольких дней выполнять соскок с приземлением на одну ногу. Выработать этот навык во время   тренировок   сложно,   требует   многократных   повторений   и   все   дети овладевают им с разной скоростью, помощь родителей заключается в создании условий   для   выполнения   упражнения   и   контролем   за   правильностью   и дозировкой.  2. Средства защиты и страховки. В   наше   время   доступно   большое   количество   удобных   и   практичных средств для защиты от травм при возможных падениях. Всем спортсменам рекомендуется на время обучению новому элементу максимально обезопасить части тела, на которые может приходиться нагрузка во время падения. Мы используем   во   время   тренировок:   перчатки,   наколенники,   налокотники, силиконовые   накладки   во   избежание   потертостей   и   мозолей.   Разъяснить   и посоветовать родителям, какие именно нужно применять средства защиты, проконтролировать   подготовленность  спортсмена  к   тренировке  ­  прямая  и непосредственная задача тренера. 3. Средства и приемы восстановления. После каждой тренировки спортсмену необходимо восстановить свои силы и подготовить организм к дальнейшим нагрузкам. Еще совсем недавно список средств, доступных каждому сводился к медикаментам, массажу и сауне.   В   наше   время   стали   доступны   новейшие   разработки   в   области медицины  и техники.  В  настоящее  время для восстановления спортсменов применяются   всевозможные   аппараты,   которые   рекомендуются   родителям тренерами   и   медицинскими   специалистами.   Широко   используются   в   моей группе: массажёры, лимфодренаж, вибромассажёры. Применять эти средства необходимо   родителям,   проконсультировавшись   с   тренером   и   врачом, применять подобные средства необходимо ежедневно. 4. Правильное питание спортсмена. Львиная доля ответственности за правильное питание юного спортсмена лежит на родителях, поэтому вовлеченность их в эту деятельность должна быть   максимальной.   Совместно   с   тренерами   проводится   суточный мониторинг потребления пищи спортсменом. В рацион спортсмена должны входить  все  необходимые  вещества, и  жиры, и  белки,  и  углеводы,  и  наша совместная задача обеспечить поступление в организм ребенка необходимого количества   полезных   веществ.   Для   пополнения   организма   витаминами   и минералами   широко   должны   использоваться   медицинские   препараты,   по назначению врача спортивной медицины. Так же в физкультурном диспансере врачи   могут   порекомендовать   индивидуально   для   каждого   спортсмена комплексы   биологически­активных   добавок.   Родители   должны   очень внимательно следить за самочувствием своих детей и обо всех проблемах со здоровьем сразу сообщать тренерам. 5. Методы психологической тренировки. Соревновательная деятельность со стрессами. Некоторым очень сложно выступать   и   показывать   свои   умения   в   соревновательных   условиях. Неустойчивая детская и подростковая психика может влиять на результаты соревнований   и   приводить   к   неадекватному   поведению   во   время соревнований. Существует определение спортсменов «Плюс старт» и «Минус старт». Первые ­ это те, кто в состоянии стресса могут показать максимум возможного,   и   бывает,   что   сложный   элемент   получается   у   ребенка   на соревнованиях лучше, чем на тренировках. Это очень здорово, но далеко не все   на   это   способны,   гораздо   большая   часть   спортсменов   на   старте испытывают волнение и скованность, допускают ошибки в элементах, которые с легкостью исполняют на тренировках. Каждая неудача на старте глубоко отражается на психике ребенка и в такие моменты и родители и тренер, порой одним словом, могут еще больше усугубить этот эффект. В настоящее время помощью   в   решении   таких   сложных   ситуаций   может   стать   обращение   к спортивному   психологу.   Причем,  подобная   помощь   зачастую   требуется   не только   спортсмену,   а   и   тренеру   и   родителям.   Методики,   используемые психологами, помогут преодолеть психологический «барьер», научат снимать волнение перед стартом, расслабиться и восстановиться после соревнований, адекватно   разобраться   в   причинах,   повлекших   ошибки   и   неудачи.   Научат детей справляться со стрессом, а родителей ­ контролировать свои эмоции. Прекрасно   зарекомендовали   себя   способы   аутотренинга   и   самовнушения, которым спортсменов обучают опытные специалисты. Родителям и тренерам необходимо   совместно   и   очень   бережно   относиться   к   детям   во   время соревнований, чтоб не травмировать детскую психику.  6. Переключение на другой вид деятельности, совместные мероприятия. Для   достижения   максимального   результата   в   спорте   необходимо создать   комфортные   условия   для   всех   членов   коллектива   –   спортсмены, родители, тренеры. У каждого члена коллектива имеются свои цели и свои амбиции и нужно строить отношения так, чтоб конкуренция, необходимая для прогресса, не создавала проблем в межличностном общении. Я за «здоровую» конкуренцию.   На   протяжении   многих   лет   мы   проводим   совместные мероприятия, нацеленные на сплочение коллектива. Совместные внеурочные мероприятия дают возможность, переключиться на другой вид деятельности, благоприятно сказывается на психологическом состоянии детей.  Заключение Очевидно,   что   комплексное   использование   этих   средств   позволяет более   эффективно   решать   все   основные   задачи   здоровьесбереженияв   ОУ. Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе тренировочных занятий в УДО, возможно при условии реального соединения в единое целое процессов  обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая  каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с  природой   и   с   окружающим   миром.   В   основе   здоровьесбережения   лежат представления   о   здоровом   ребенке,   который   является   практически достижимой   нормой   детского   развития   и   рассматривается   в   качестве целостного телесно­духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных   и   бытовых   функций   в  оптимальных   для   здоровья   условиях, формированию, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.   Таким   образом,   система   здоровьесбережения   –   это   система, основанная   на   «стыке»   возрастной   физиологии,   валеологии,   детской психологии,   включающая здоровьесберегающие   и   здоровьеразвивающие   современные   технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.   методики   и   других   наук,   педагогики, Список литературы 1.   Никишина   И.В.   Мастер­класс   для   руководителей   школы:   управление методической работой. –М.: Глобус, 2013. 2. Никишина И.В. Мастер­класс для руководителей и педагогов ДОУ.  Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. –М.: Планета, 2014. 3.   Никишина   И.В.   Мастер­класс   для   руководителей   и   педагогов   ДОУ. Интерактивные   формы   методическогообучения   педагогов   в   ДОУ.   – Методическое электронное пособие. –E,2013. 4. Никишина И.В. Настольная книга современного педагога. ­Методическое электронное пособие. –Е, 2013.

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»

Методические рекомендации «Инновационные методы здоровьесбережения обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2017