Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Оценка 4.8
Игры
docx
дефектология
Детсад
22.09.2018
Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Сборник методических рекомендаций для практикующих воспитателей и родителей малышей. В сборник вошли наиболее простые и популярные игры по развитию тактильного восприятия и мелкой моторики.Наибольшую ценность составляет то, что все игры изготовлены из подручных материалов , которые можно найти в каждом доме - крупы, обрезки ткани, крышки от бутылок и т.д. В умелых руках они превращаются в увлекательную игрушку.
Сборник.docx
Государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы  и нарушением психики»   города Ульяновска Методические рекомендации  Изготовление и использование   дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста Автор : воспитатель  Отделения ранней помощи ГКУЗ «Областной специализированный дом ребёнка» Стрельцова Жанна  Юрьевна ОТ  АВТОРА        В июле 2017 года в  ГКУЗ «Областной специализированный дом ребёнка для детей с   органическим   поражением   центральной   нервной   системы   и   нарушением   психики» города Ульяновска было открыто Отделение ранней помощи.            Воспитанниками   группы «Бусинки» стали малыши в возрасте от 2 до 4 лет с разными   проблемами   в   психическом   развитии.   Педагогический   и   медицинский персонал Дома ребёнка разработали индивидуальные Программы развития для каждого ребёнка. В этих Программах большое внимание уделяется  сенсорному развитию детей, развитию тактильных восприятий и мелкой моторики.        Предметно­развивающая среда  группы полностью укомплектована методическими пособиями и дидактическими играми фабричного производства  для работы с детьми в этом   направлении.   Однако   малышам   всегда   хочется   чего­нибудь   новенького!     Для обогащения и разнообразия игровых впечатлений малышей, поддержания постоянного интереса в течении 2017­2018 учебного года  мною были созданы дидактические игры из подручных   материалов. Эти игры очень нравятся моим воспитанникам, дарят им положительные эмоции.       Большую помощь в  работе мне оказали советы и рекомендации педагога­ психолога Рогожиной Ю. В., логопедов­дефектологов Тимохиной Е. С. и Москвичёвой   Н. В., воспитателей  Черниковой  Е. Ю., Заводсковой Л.В., Мосиной  М. А., Тазетдиновой Р. И., Шамгуновой Г.Н., Алимовой А. Н..          Особые  слова благодарности хочу сказать главному врачу   ГКУЗ «Областной специализированный   дом   ребёнка»   Смоленской   Ирине   Михайловне   и   старшему воспитателю   Бурковской   Ольге   Николаевне   за     поддержку   моего   творчества   и положительную оценку достигнутых результатов.       Надеюсь, что размещенные в сборнике методические материалы по изготовлению и использованию   дидактический   игр   для   развития   тактильного   восприятия   и   мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста , окажутся полезными для воспитателей и родителей маленький детей. ВВЕДЕНИЕ Руки дают человеку голову, затем  поумневшая голова учит руки,  а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И. Павлов           Ребёнок   постоянно   изучает,   постигает   окружающий   мир.   Основной   метод накопления   информации   –   прикосновение.   Детям   необходимо   всё   трогать.   хватать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие, холодные и т. д. ), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.                     О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки­ладушки», «Сорока   –   белобока»   и   другие   пальчиковые   игры.   Все   ученые,   изучавшие   психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.                Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий   головного   мозга.  Систематические   упражнения   по   тренировке   движений пальцев,   по   мнению   М.М.   Кольцовой,   являются   мощным   средством   повышения ― работоспособности головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет   сенсорное   развитие.   Познание   окружающего   мира   малышом   начинается   с «живого   созерцания»,   с   сенсорных   процессов   —   ощущения,   восприятия, представления.   Развитие   их   у   ребёнка   создаёт   необходимые   предпосылки   для возникновения   более   сложных   познавательных   процессов   (памяти,   воображения, мышления).   музыкальных,   Формирование   многих   способностей   (например, изобразительных)   также   связано   с   развитием   ощущений,   восприятий.   А   сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество   информации   об   окружающем   мире.   Правильно   формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.  Тренировка пальцев рук является   мощным   тонизирующим   фактором   для   коры   головного   мозга.   Изучая всевозможные   предметы,   трогая   и   ощупывая   их   руками,   ребенок   приходит   к пониманию причинных связей.  Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного   мозга   и   детской   психики,   нейробиологи   и   психологи   пришли   к единогласному   выводу   о   существовании   связи   между   уровнем   развития   мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей.   Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать   речь.   Если   движение   пальцев   рук   соответствует   возрасту,   то   и   речевое развитие   находится   в   пределах   нормы;   если   движение   пальцев   отстает,   то задерживается   и   речевое   развитие.   Поэтому   специалисты   рекомендуют   развивать мелкую   моторику   с   самого   раннего   возраста,   т.к.   тем   самым   стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры,  отвечающих за движения пальцев рук   и   речь,   которые   расположены   очень   близко   друг   к   другу,   активизируются   и соседние отделы, отвечающие за речь. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.   Педагоги   и   психологи   рекомендуют   начинать   активную   тренировку   пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев   рук   являются   и   средством   повышения   работоспособности   коры   головного мозга. Развитие мелкой моторики у детей ­ это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.                   Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от   органов   чувств,   в   частности   зрительной   системы,   которая   необходима   для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.                 Понимание   педагогами   и  родителями   значимости   и  сущности   современной диагностики   кистевой   моторики   и   педагогической   коррекции   сохранят   не   только физическое   и   психическое   здоровье   ребенка,   но   и   оградят   его   от   дополнительных трудностей   обучения   в   школе.   Так,   ребенок,   имеющий   высокий   уровень   развития мелкой  моторики, умеет логически рассуждать, у  него  достаточно  развиты  память, внимание, связная речь. Способы развития  тактильного восприятия  и  мелкой моторики                Для развития   тактильного восприятия и мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.             Воспитатели,   логопеды,   педагоги   Отделения   ранней   помощи   ГКУЗ «Специализированный дом ребёнка» в своей работе постоянно используют следующие методы и приемы работы: ∙ Массаж кистей рук ∙ Пальчиковая гимнастика, физкультминутки ∙ Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками ∙ Пальчиковый театр ∙  Лепка   из   пластилина   и   соленого   теста   с   использованием   природного   материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) ∙ Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой  ∙ Конструирование: работа с конструктором ЛЕГО ∙ Различные виды аппликаций ∙ Рисование по трафаретам ∙ Штриховка ∙ Дорисовка (по принципу симметрии) ∙ Лабиринты ∙ Дидактические игры ∙ Шнуровка ∙ Игры с мелкими предметами         Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях ­ на сжатие, на растяжение, на расслабление.  И поэтому мы используют следующие принципы: ∙  систематичность  проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов,   так   как   автоматизация   навыка   развивается   многократным   его повторением.   В   связи   с   этим   отработка   одного   навыка   проходит   по   нескольким разделам; ∙  последовательность ­ (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении ­ на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что­то пропускать и “перепрыгивать” через какие­то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; ∙ все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном   фоне.   Для   любого   человека,   независимо   от   его   возраста,   значим результат.   Поэтому   любое   достижение   малыша   должно   быть   утилитарным   и оцененным; ∙  если   ребенок   постоянно   требует   продолжения   игры,   необходимо   постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо   переутомление   ребенка   в   игре,   которое   также   может   привести   к негативизму.          С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний происходит постоянно, но для активизации этого процесса мы используем специальные формы работы :  ­­ совместная деятельность воспитателя с детьми; ­­ индивидуальная работа с детьми; ­­ свободная самостоятельная деятельность самих детей.         Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить   обучение   в   игру.   Ведь,   только   играя,   ребёнок   полноценно   развивается, особенно такие дети, которые посещают Отделение ранней помощи. Именно они как никто нуждаются в развитии тактильного восприятия и мелкой моторики рук, так как у большинства наблюдается речевое отставание или полное отсутствие речи. Движения рук помогают снять умственную усталость, убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Манипуляции с пальчиками имеют положительное воздействие   на   внутренние   органы,   тонизирующий,   иммуностимулирующий   эффект, стимулируют   мыслительные   функции   ребёнка.   В   процессе   игр   малыш   имеет возможность   эмоционального   общения   со   взрослым,   что   очень   важно   для формирования у него чувства уверенности в себе.              Для обогащения и разнообразия наглядно­игрового материала, используемого педагогами в работе, в течении 2017­2018 учебного года воспитателем Стрельцовой Жанной Юрьевной   были разработаны и изготовлены следующие дидактические игры для развития тактильного восприятия и мелкой моторики : «Воздушные   шарики»,    «Золушка»,  «Сухой   бассейн»,  «Салют»,  «Весёлые   крышки», «Волшебные палочки», «Собери цветок», «Закончи рисунок», «Найди фигуру», «Найди фигуру   (проволока)»,   «Найди,   что   спряталось?»,   «Волшебные   ящички»,   «Угости зверюшек»,   «Фантазёры», «Весёлые фигурки», «Узнай предмет по контуру», «Бусы для куклы Наташи», «Накорми друга», «Найди пару», «Придумай фигуру», «Пчёлки», «Запусти салют», «Найди пару (лоскутки)». Методические рекомендации по изготовлению и использованию дидактических игр для развития тактильного восприятия Дидактическая игра  «Золушка» Материалы: 1.Коробка небольшого размера 2.Цветная бумага 3.Пластмассовые баночки 4­6 штук 4.Фасоль белая 5.Фасоль красная 6.Макароны Изготовление: Выбранную коробку украсит цветной бумагой. Перемешать белую и красную фасоль с  макаронами. Использование :  Проводить индивидуально или с двумя детьми. Цель   :  развитие   тактильного   восприятия,   мелкой   моторики,   воспитание   внимания, целенаправленности действий, усидчивости.   Ход игры :  Напомнить  ребёнку (детям)  сказку  Ш.Перро  «Золушка». Предложить поиграть в эту сказку. Высыпать в крышку от коробки белую фасоль, красную фасоль и макароны. Показать образец игрового действия –раскладывать в отдельные баночки ­белую фасоль ­красную фасоль ­макароны Когда   ребёнок   (дети)   будет   выполнять   действия   достаточно   уверенно   усложнить задачу. Предложить раскладывать фасоль и макароны в разные баночки с закрытыми (завязанными) глазами, ориентируясь на осязательные впечатления. Вариант игры ( проводится с двумя детьми после  достаточного усвоения) Завязать   детям   глаза.   Перед   каждым   ребёнком   поставить   тарелку   с   определённым количеством   фасолинок     и   макаронинок   (например   10   и   10)   .   Предложить соревнование­ кто быстрее разложит фасоль и макароны в разные баночки ! Игра проводится только под контролем взрослого ! Дидактическая игра    «Сухой бассейн» Материалы : 1.Пластмассовая ёмкость с крышкой 2.Мелкие игрушки с характерными признаками (от «Киндерсюрпризов») 3.Любая мелкая крупа (пшено, гречка) Изготовление : Насыпать мелкую крупу  в ёмкость. Использование: Проводится индивидуально. Цель: развитие тактильного  восприятия, мелкой моторики, памяти детей, разговорной речи. Снятие негативных эмоциональных состояний. Ход игры : Показать ребёнку мелкие игрушки 3­5 штук. Дать их ощупать, попросить назвать каждую игрушку. Сказать, что игрушки очень любят играть в «Прятки». На глазах у ребёнка «спрятать» игрушки в крупе. Предложить ребёнку найти игрушки в крупе и достать их.    Усложнение игры : ­ Найти игрушку в крупе, и не вынимая описать и назвать её. ­Найти в крупе заданную игрушку. Игра проводится только под контролем взрослого ! Дидактическая игра « Найди пару (лоскутки) » Материалы : 1.Лоскутки ткани различной фактуры     2.Ножницы    3.Нитки Изготовление : 1.Подобрать лоскутки ткани различной фактуры – шелк, фланель, гипюр, драп, и так далее­ 15­20 образцов. 2.Выкроить из каждого лоскутка по 2 квадрата, размером 8 на 8 сантиметров. 3.Обработать края заготовленных квадратиков на машинке или вручную. 4.Сложить игровой материал в яркую коробку. Использование : Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3­4 человека. Цель:  развитие   тактильного   восприятия   ,внимания,   памяти   детей.   Воспитание усидчивости, целенаправленности действий. активизация словаря .Снятие негативных эмоциональных состояний. Ход   игры   :  Познакомить   ребёнка   (детей)   с   игровым   материалом,   рассмотреть лоскутки, подержать их в руках, пощупать. Рассказать, что у каждого лоскутка есть пара   (например.   «сестрёнка   или   братик»),   предложить   ребёнку   (детям)   разложить лоскутки по парам.              Когда дети освоят игровой материал, можно переходить к игре с закрытыми (завязанными) глазами. Раскладывать по парам (2­3) в начале лоскутки контрастных фактур – например, сукно, шёлк, гипюр. А затем , постепенно, увеличивать количество лоскутков.                На завершающем этапе освоения игры можно проводить соревнования­ Кто быстрее найдёт пару для своего лоскутка? (с закрытыми глазами.)                   Игра может использоваться детьми самостоятельно . Дидактическая игра « Узнай предмет по контуру » Материалы : 1.Плоские деревянные фигурки 2.Кусок линолиума 3.Клей 4. Ножницы Изготовление : 1.Подобрать плоские деревянные фигурки. 2.Распечатать контурные изображения простых, знакомых детям предметов (звездочка, грибок, машинка, уточка и т.д.) 3.Вырезать   контурные   изображения   предметов   из   бумаги.   Нанести   изображения   на изнаночной стороне линолиума. Вырезать. 4.Наклеить   клеем   «Супер   момент»   вырезанные   заготовки   на   внутреннюю   сторону линолиума (изнанка к изнанке). 5.Оставить для высыхания. Вырезать фигурки из второго слоя линодиума. Использование : Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3­4 человека.  Цель:  развитие   тактильного   восприятия,   памяти   детей.   Воспитание   внимания, усидчивости, целенаправленности действий. активизация словаря за счёт употребления существительных Ход   игры   :  Познакомить   ребёнка   (детей)   с   игровым   материалом   .   Предложить рассмотреть   фигурки,   назвать   их.   Спросить   с   какими   фигурками   ребёнок   хочет поиграть? Выбрать 3­4 фигурки. Дать малышу фигурки , по очереди, в руки, попросит обвести их по контуру пальчиками, обязательно называя предмет.             Объяснить правила игры : игрок с закрытыми (завязанными ) глазами  должен на ощупь   определить   и   назвать   выбранные   фигурки.   Постепенно   увеличивать   число фигурок для угадывания. При проведении игры с подгруппой детей можно варьировать игровые задания : ­Кто быстрее найдёт названную фигурку ­Кто быстрее назовёт определённое число фигурок (2­3) ­Кто узнает и назовёт большее количество фигурок и т.д.                 Игра может использоваться детьми самостоятельно . Дидактическая игра  « Волшебные ящички» Материалы : 1.Спичечные коробки 12­14 штук   2.Мелкие пуговицы 12­14 штук 3.Цветная бумага 4.Материалы   разной   фактуры   :   драпп,   шелк,   наждачная   бумага,   линолиум,   кожа ,монетки, плоские пуговицы и т.д.        5.Клей, ножницы Изготовление : 1.Спичечные коробки украсит цветной бумагой с внешней стороны. 2.К торцевой стороне внутреннего ящичка прикрепить мелкие объёмные пуговицы ­ сделать «ручки» 3.Наклеивать   на   внешнюю   сторону   коробка   и   внутреннюю   часть   ящичка   материал одинаковой фактуры­ например шёлк. 4.После   высыхания   собрать   «Волшебные   ящички»­вставить   внутрь   коробков выдвижные   ящички.   Должны   получиться   пары   :   например,   сверху   драпп   и   внутри драпп. Использование : Игру можно проводить с одним­двумя детьми. Цель:  развитие   тактильного   восприятия,   памяти   детей.   Воспитание   внимания, активизация словаря за счёт употребления прилагательных. Ход игры : Предложить ребёнку (детям) рассмотреть «Волшебные ящички»­разобрать их,   отметить,   что   снаружи   и   внутри   «ящички»   одинаковые,   имеют   одинаковую поверхность­гладкую или шероховатую, металлическую или деревянную.                      На первом этапе игра проводится с открытыми глазами. Игровое действие­ собрать все «ящички».   Когда ребёнок (дети) усвоят игровое действие   предложить собирать   «ящички»   с   закрытыми   (завязанными)   глазами.   Начинать   с   2­3   ящичков, постепенно увеличивая количество. После освоения детьми игрового материала , можно проводить соревнование – Кто   быстрее   соберёт   определённое   количество   «Волшебных   ящичков»   с закрытыми(завязанными) глазами.                 Игра может использоваться детьми самостоятельно .         Дидактическая игра  «Найди пару (мешочки)» Материалы : 1.Тонкая ,плотная ткань 2.Крупы: фасоль, горох, гречка, манка 3.Ножницы   4.Нитки Изготовление : 1.Раскроить из ткани 8 прямоугольников размером 12 на 22 сантиметров 2. Сшить из заготовок 8 мешочков размером 10 на 10 сантиметров­ оставить верхний  край не зашитым 3.Наполнить мешочки крупами( по парно) 2 мешочка фасолью, 2 мешочка горохом и  т.д. 4.Зашить верхний край наполненных мешочков. Использование : Игра проводится с одним ребёнком или с подгруппой 2­4 человека Цель : развитие тактильного восприятия, умения сравнивать тактильные впечатления,  находить пару на ощупь. Активизация словаря. Ход игры : Познакомить ребёнка (детей) с игровым материалом. Дать потрогать все  мешочки, отметить, что они разные на ощупь. Предложить рассказать, что малыш  чувствует. Объяснить правила игры :нужно на ощупь найти два одинаковых мешочка­  найти пару. Для   проведения   парных   игр   или   соревнований   –   Кто   быстрее   найдёт   пару,   потребуется большее количество игрового материала ­ мешочков с крупой.         Игра подходит для самостоятельного использования детьми. Дидактическая игра   «Волшебные палочки» Материалы : 1.Биссер и леска 2.Пуговицы, атласные ленточки 3.Кусок верёвки 4.Трубочки для коктейля 5.Деревянные палочки 6.Скрепки     7.Опушенная проволока для поделок «Шенил» и т. д. Изготовление : 1.Из разноцветного биссера, закреплённого узелками на леске, набрать палочки длиной 20 сантиметров ­4­6 штук 2.На атласные ленточки шириной 1 сантиметр, длиной 20 сантиметров основных цветов (красная,   желтая,   зелёная,   синяя)   нашить   пуговицы   разного   диаметра   и   фактуры. Диаметр пуговиц и порядок расположения на лентах варьируются. Изготавливаются по две одинаковые ленточки. 3.Верёвку   разделить   на   равные   отрезки   длиной   20   сантиметров.   Края   верёвки обработать. 4.Готовые трубочки для напитков обрезать. Длина трубочек 20 сантиметров. 5. Взять круглые деревянные палочки (можно использовать палочки для суши) 6.Из цветных скрепок набрать цепочки длиной 20 сантиметров. 7.Опушенную   проволоку   для   поделок   «Шенил»   обрезать   на   отрезки   длиной   20 сантиметров. 8. Сложить все палочки в не глубокую коробку. Коробку украсить цветной бумагой. Использование : Игра может проводиться с одним ребёнком или подгруппой детей 3­4 человека. Цель   :  развитие   тактильного   восприятия.   Активизация   словаря­   закрепление прилагательных­стеклянный,   деревянный,   пластмассовый   и   т.д.   Снятие   негативных эмоциональных состояний. Ход   игры   :  Предложить   ребёнку   (детям)разобрать   «Волшебные   палочки».   В   ходе «знакомства» обязательно называть прилагательные (стеклянная палочка, деревянная палочка слов. повторению   побуждать детей к       и   т.д.)     На   первом   этапе   игровое   действие   «по   образцу»­   «Найди   такую   же   палочку». Например:   дать   ребёнку   деревянную   палочку   и   попросить   его   найти   такую   же деревянную палочку. На втором этапе игровое действие усложняется – ребёнку предлагается найти палочку по образцу , но с закрытыми глазами. На третьем этапе можно просить находить заданную палочку по описанию с открытыми глазами. Более сложный вариант­ с закрытыми (завязанными ) глазами. Когда   дети   будут   легко   ориентироваться   в   игровом   материале,   можно   проводить соревнования – «Кто быстрее найдёт «Волшебную палочку»!» С игровым материалом дети могут заниматься самостоятельно . Дидактическая игра  «Найди фигуру» Материалы : 1.Деревянные заготовки­круг, квадрат, треугольник 2.Толстая ткань (сукно, войлок) 3.Кусок линолиума 4.Толстый картон 5.Кусок потолочной плитки и т.д. Изготовление : 1.Найти готовые деревянные заготовки­круга, квадрата, треугольника 2.Вырезать из ткани, линолиума, картона, потолочной плитки и т.д. геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник одинакового размера. 3.Сложить все изготовленные детали игры в красивую коробку. Использование : Игру можно проводить с одним­двумя детьми. Цель:  развитие тактильного восприятия, закрепление знания геометрических фигур­ круг,   квадрат,   треугольник.   Воспитание   внимания,   активизация   словаря   за   счёт употребления прилагательных. Ход игры   :  Предложить ребёнку (детям)рассмотреть игровой материал. Подержать каждую деталь в руках, провести пальцами по краям фигуры, назвать её. Например :это круг из дерева­ деревянный круг. Или­ это квадрат из бумаги­бумажный квадрат.         Попросить ребёнка найти все фигуры из ткани с открытыми глазами –взять их в руки, обвести пальцами по контуру, назвать. Затем, оставить на столе 5­6 деталей, завязать ребёнку глаза и попросить на ощупь найти все фигуры из ткани и т.д.                На следующем этапе ребёнку (детям) предлагается находить определённую фигуру­   например   бумажный   круг­   сначала   с   открытыми,   а   потом   с   закрытыми (завязанными) глазами.         После освоения детьми игрового материала , можно проводить соревнование – Кто быстрее найдёт заданную фигуру с закрытыми глазами.                 Игра может использоваться детьми самостоятельно . Вариант игры «Найди фигуру» Материалы : 1.Цветной картон 2.Опушенная проволока для поделок «Шенил» или толстый жгут 3.Клей 4.Ножницы Изготовление : 1.Вырезать из цветного картона по две карточки размером 8 на 12 сантиметров. 2. Из разноцветной проволоки для поделок «Шенил» сложить геометрические фигуры­ круг , квадрат, прямоугольник, треугольник. 3.Наклеить проволочные заготовки на карточки из плотного картона. 4. Карточки с фигурами изготавливаются парные – 2 круга, 2 квадрата и т.д. Использование : Индивидуально Цель: развитие тактильного восприятия, закрепление знания геометрических фигур. Ход игры : Предложить ребёнку рассмотреть игровые карточки, провести пальчиками по контуру геометрической фигуры, назвать её.        Сначала действие по образцу. Дать малышу карточку с кругом. Предложить закрыть глаза, провести пальчиками по контуру, назвать фигуру – круг .Найти с закрытыми  глазами такую же фигуру­ещё один круг.         Когда ребёнок освоит игровое действие, усложнить задачу­ находить  геометрические фигуры с закрытыми (завязанными) глазами по названию. Например :  найди треугольник и т.д.  Каждый ребёнок может использовать игру самостоятельно или играть в паре – один даёт задание, другой выполняет. Методические рекомендации по изготовлению и использованию дидактических игр  для  развития  мелкой моторики Дидактическая игра  «Воздушные шарики»  Материалы :  1.Картон  6  цветов­ красный, желтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый по 2  листа 2.Ленточки атласные 6 цветов (в соответствии с картоном) по 1 метру 3.Скотч широкий  4.Ножницы Изготовление : 1.Вырезать из листов картона «шарики» 3 размеров – большой, средний, маленький 2.Проклеить заготовленные «шарики» скотчем (для придания прочности и сохранения привлекательного вида) 3.В основании каждого «шарика» прорезать по два горизонтальных отверстия высотой  1 .5 сантиметра 4.Атласные ленточки разрезать на отрезки по 30­35 сантиметров. Концы лент опалить  на огне 5.Вставить лены в отверстия «шариков» Использование :   Игру можно проводить индивидуально или с подгруппой детей 3­4 человека Цель:  развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление знаний основных цветов, размера (большой поменьше, маленький), воспитание внимания и усидчивости. Ход игры :       Предложить ребёнку (детям) рассмотреть красивые шарики. Повторить названия   цветов   ,определить   размер   шариков­   большой,   поменьше,   маленький. Вытащить   ленточку   из   шарика.   Вспомнить   с   ребёнком   (детьми)   как   мы   надували шарики и завязывали их ленточкой (ниточкой), чтобы шарики не сдулись и не улетели. Предложить   ребёнку   (детям)   вставить   ленточку   в   шарик   и   завязать   её.   Показать образец действия.      Во время первого проведения игры оказывать ребёнку (детям) необходимую помощь       При повторном и последующем проведении игры можно усложнять игровые задачи : 1.Выбрать все «шарики» одного цвета 2.Подобрать к ним ленточки того же цвета 3.Вставить ленточки в отверстия и завязать бантик на скорость­ кто быстрее! Вариант игры: 1.Выбрать все маленькие (большие)шарики разного цвета 2.Подобрать к каждому шарику ленточку подходящего цвета 3.Вставить ленточки в отверстия шариков и завязать бантик Игра может использоваться в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра  «Салют» Материалы : 1.Пластмассовые банки с откручивающимися крыками­2 штуки            ( можно больше)  2.Атласные ленточки шириной 0,5 сантиметра 10­12 цветов – длиной  1 метр 3.Мелки пуговицы или бусинки 60­70 штук Изготовление : 1.В крышках пластмассовых банок сделать небольшие отверстия (по  количеству цветных ленточек) 2.Ленточки разрезать на отрезки длиной 20­25 сантиметров. Концы ленточек опалить 3.Всавитьленточки в отверстия на крышках банок 4.На   оба   конца   ленточки(   вставленной   в   отверстие   крышки)пришить   красивые пуговицы или бусинки 5.Вытянуть ленточки на внутреннюю сторону крышки. Крышку закрутить на банку. Игра готова к применению! Использование: Можно играть с одним ребёнком или с подгруппой детей (по количеству изготовленных банок). Цель:  развитие мелкой моторики, цветового восприятия. Доставить детям радость и удовольствие. Ход игры :  Напомнить ребёнку (детям) как он с мамой и папой видел праздничный салют. Предложить устроить «Салют» сейчас. Показать образец игрового действия­ вытянуть   из   банки   за   бусинку   красивую,   яркую   ленточку.   Отдать   банку   ребёнку, предложить самому сделать «Салют».  При проведении игры с подгруппой детей можно устроить соревнование – Кто быстрее «запустит Салют» Во время проведения игры обязательно называть цвета ленточек, которые появляются из   банки   (развитие   цветового   восприятия).Обращать   внимание   детей   на   красоту   и яркость праздничного «Салюта». Научить   детей   откручивать   крышку   на   банке   и   возвращать   ленточки   в   исходное положение. Игра подходит для самостоятельного использования детьми. Дидактическая игра   «Придумай фигуру» Материалы :  1.Фанера 2.Декоративные гвоздики­кнопки­144 штуки 3.Разноцветные аптечные резинки    4.Молоток              Изготовление : 1.Подготовить фанеру – выпилить квадрат размером 40 на 40 сантиметров, обклеить плёнкой или покрасить. 2.Разметить фанеру квадратиками размером 3 на 3 сантиметра. 3.Вбить   декоративные   гвоздики­кнопки   рядами,   чередуя   по   цвету. Использование : Игру можно проводить одновременно  с одним­ двумя детьми.  Цель   :  развитие   функциональных   возможностей   пальцев   рук,   закрепление   умения надевать и снимать резинки. Воспитание художественного вкуса, целенаправленности действий, терпеливости, настойчивости. Развитие воображения, фантазии детей. Ход игры  : Познакомить ребёнка (детей) с новой игрой .Показать образец действия­ как надевать на гвоздики резинки и как их снимать. Предложить ребёнку(детям)самому попробовать надеть и снять резинку. Показать, какие различные фигурки можно делать из резинок –палочки, кружочки, квадратики, домики и другие. Предложить ребёнку (детям) самому придумать фигуру или выполнить её по образцу.    Игра подходит для самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра   «Бусы для куклы Наташи» Материалы : 1.Макароны 2.Гуашь 4 цветов 3.Одноразовые медицинские системы ­3 штуки 4.Пуговицы – 3 штуки 5.Кисточка Изготовление : 1.Покрасить макароны (по 40­50 штук) гуашью в основные цвета – красный, желтый, зелёный, синий. Оставить для высыхания. 2.Отрезать   от   медицинских   систем   трубочки   длиной   80­90   сантиметров.   На   одном конце закрепить крупную пуговицу. 3.Ссыпать цветные макароны в одну коробку.  Игра готова. Использование :  Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3 человека. Цель   :  развитие   функциональных   возможностей   пальцев   рук,   закрепление   умения нанизывать   предметы   на   верёвочку.   Воспитание   художественного   вкуса, целенаправленности действий, терпеливости, настойчивости. Ход игры : Предложить ребёнку (детям) рассмотреть игровой материал. Спросить, что можно делать с такими красивыми макаронами ? Предложить собрать красивые бусы для   куклы   Наташи   (Маши,   Кати)   .Показать   образец   действия.   Во   время самостоятельной   игры   детей   обращать   внимание   на   сочетание   цветов,   красоту получившихся «бус !»         Внимание ! Игра проводится только под наблюдением взрослого !              Дидактическая игра «Накорми друга !» Материалы : 1.Пластиковые банки с крышками емкостью 0,5 литра ­3­4 штуки 2.Картинки «друзей» ( с открытым ртом) 3.»Макароны»   ­   трубочки   для   коктейля,   опушенная   проволока,   трубочки   от медицинской системы и т.д. 4.Ножницы  5.Клей Изготовление : 1.Найти и распечатать на цветном принтере «портреты друзей» с открытым ртом. 2.Картинки вырезать по размеру крышки от пластиковой банки, за ламинировать. 3.Наклеить подготовленные картинки на крышки. Вырезать во всех крышках отверстия – «рот». Крышки закрыть на банках. 4.Трубочки   для   коктейля,   опушенную   проволоку,   трубки   от   медицинских   систем нарезать на отрезки длиной 4 сантиметра, сложить в коробочку. Использование : Игру можно проводить индивидуально или с  подгруппой детей 3­4 человека. Цель :  развитие мелкой моторики, закрепление умения проталкивания в маленькое отверстие. Воспитание доброты, желания «покормить друга». Ход   игры   :  Познакомить     ребёнка   (детей   )   с   игровым   материалом.   Предложить покормить  друга. Показать  образец  игрового  действия. Когда  дети  будут  свободно пользоваться   игрой   можно   проводить   соревнование   ­Кто   быстрее   накормит   своего друга (определённым количеством «макаронин») Внимание ! Игра проводится под наблюдением взрослого !     Дидактическая игра  «Найди, что спряталось ?» Материалы : 1.Пластиковые крышки от коробок  из­под мороженного ­4­6 штук 2.Крышечки с закручивающим механизмом, от коробок из­под молока – 25­30 штук 3.Мелкие предметы : бусины, помпончики, монетки, пуговицы и т.д. 4.Цветная бумага  5.Клей  6.Ножницы    Изготовление   :  1.Коробку   из­под   молока   разобрать,   вырезать   крышечку   вместе   с закручивающим механизмом. 2.Пластиковые крышки  (от мороженного, майонеза и т.д.) украсить цветной бумагой. 3.Крышки   от   молока   приклеить   к   подготовленным   игровым   полям,   дать   клею высохнуть. 4.Разложить мелкие предметы в образовавшиеся игровые ячейки, закрутить крышечки. Игра готова. Использование : Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3­4 человека. Цель   :  развитие   функциональных   возможностей   пальцев   рук,   закрепление   знания цветов. Воспитание целенаправленности действий, терпеливости, настойчивости. Ход игры : Вариант 1 Показать ребёнку (детям) игрушку. Рассмотреть. Предложить узнать, что спряталось под крышечками, помочь открыть первую крышечку.                Отметить, что игровое поле разделено на сектора­ красный, желтый, зелёный, синий. Помпончики­ ёжики тоже разноцветные. Предложить ребёнку (детям ) найти «домики» , ­разложить помпончики в игровые ячейки по цветам и закрутить крышечки.           При последующих проведениях игры, можно заранее разложить помпончики не правильно, и предлагать ребёнку (детям) найти где спрятался , например, «красный ёжик», «синий ёжик» и т.д.              В ходе игры можно проводить соревнование­ Кто быстрее найдёт «желтого ёжика » и т.д.              Вариант 2     В игровые ячейки разложить любые мелкие предметы –бусинки, пуговицы, монетки, ленточки и т.д. Предложить ребёнку (детям) посмотреть, что же спряталось в «домиках» .Показать образец игрового действия­ открутить крышечку, достать монетку. Когда ребёнок (дети) достанут и рассмотрят все предметы, объяснить правила игры :Ведущий прячет   на   игровом   поле­   в   домиках­   различные   предметы.   Игрок   должен   найти, например, бусинку.                Когда дети будут достаточно уверенно и ловко открывать крышечки, можно проводить соревнование – Кто быстрее найдёт заданный предмет. Или –Кто быстрее достанет все предметы и т.д.  Внимание ! Игра проводится только под наблюдением взрослого ! Дидактическая игра «Собери цветок» Материалы :  1.Толстая ткань (сукно) 2.Лоскутки цветной ткани 3.Атласные ленты 4.Пуговицы 5.Нитки 6.Ножницы Изготовление : 1.Вырезать из толстой ткани (сукна) основания для игры­игровые поля .Обработать края атласными лентами. 2.Вырезать из лоскутков разноцветной ткани лепестки. Обработать края. 3.Пришить разноцветные пуговицы на игровые поля. 4.Прорезать на лепестках петли ( по размеру пуговиц). Обработать края петель. 5.Пристегнуть лепестки к игровым полям. Игра готова. Использование : Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3­4 человека. Цель :  развитие мелкой моторики , освоение и закрепление навыка расстёгивания и застёгивания пуговиц, закрепление знания цветов. Ход игры : Познакомить ребёнка (детей) с игровым материалом. Показать как нужно отстёгивать   и   пристёгивать   лепестки   к   игровому   полю.   Предложить   ребёнку (детям)попробовать выполнять игровое действие самостоятельно. Затем, обязательно называя   цвета   лепестков,   предложить   ребёнку   (детям)собрать  (разобрать)   цветочек.           Когда дети освоят игру, можно проводить соревнование­ Кто быстрее разберёт (соберёт)  цветочек. Игра рекомендована для самостоятельной деятельности детей.             Дидактическая игра «Закончи рисунок» Материалы : 1.Карточки  2.Картон 3.Пуговицы 4.Клей 5.Ножницы Изготовление : 1.Распечатать   на   цветном   принтере   игровые   карточки,   наклеить   их   на   картон, заламинировать. 2.Подобрать пуговицы разных цветов, сложить их в коробочки. Использование :  Игру можно проводить индивидуально или с подгруппой детей 3­4 человека. Цель : развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания. Закрепление знания цветов. Воспитание художественного вкуса. Ход игры : Рассмотреть вместе с ребёнком (детьми) игровые карточки, отметить, что на рисунках много белых кружочков. Предложить ребёнку (детям ) закончить рисунок , но не красками или карандашами, а пуговицами. Открыть коробочки с пуговицами, рассмотреть их, назвать цвета пуговиц. Показать   ребёнку   (детям)   образец   игрового   действия   :найти   пуговицу подходящего цвета и положить её на белый кружок. Спросить подходит ли пуговица к рисунку. Предложить ребёнку (детям)  самостоятельно закончить рисунок­ закрыть все белые кружочки цветными пуговицами.          По окончании работы вместе с ребёнком (детьми) рассмотреть рисунок, отметить, какой он стал красивый и нарядный. По желанию детей предложить для «рисования пуговицами» другие карточки. Внимание! Игра проводится только под наблюдением взрослого !               Дидактическая игра «Пчёлки» Материалы : 1.Футляры от Киндер сюрпризов – 4 штуки 2.Деревянные палочки длиной 25 сантиметров – 4 штуки 3.Цветные атласные ленточки шириной 1 сантиметр, длиной 70 сантиметров ­4 штуки 4.Пластиковая бутылка   5.Материалы для декорирования «Пчёлок»   6.Клей, ножницы Изготовление :  1.В торце футляра от Киндер сюрприза прорезать круглое отверстие. 2. Декорировать «личико Пчёлки» 3.Вставить один конец атласной ленты в отверстие футляра, закрепить изнутри. 4.Из   пластиковой   бутылки   вырезать   «крылышки»,   наклеить   их   на   декорированную «Пчёлку»   5.Закрепить     второй   конец   атласной   ленточки   на   середине   деревянной палочки.  Использование : Игра проводится с одним ребёнком или с подгруппой 2­4 человека Цель : развитие мелкой моторики, умения вращать палочку. Доставить детям радость и удовольствие. Ход игры : Познакомить ребёнка (детей) с игровым материалом. Показать, как нужно вращать палочку в руках, чтобы «Пчёлка летела».          При проведении игры с подгруппой детей можно устраивать соревнование – Чья  Пчёлка прилетит быстрее ? Игра подходит для самостоятельного использования детьми.                      Дидактическая игра «Запустим салют» Материалы : 1.Деревянные палочки длиной 25 сантиметров – 4 штуки 2.Атласные ленточки, шириной 0,5 сантиметра,10­12 цветов по 1 метру 3.Клей 4.Ножницы 5.Плоские пуговицы – 4 штуки Изготовление : 1.Все атласные ленточки разрезать на отрезки длиной 25 сантиметров. Края ленточек опалить на огне. 2.Отметить на всех отрезках ленточек середину. Сшить середины ленточек – исходных 10­12 цветов (получится разноцветная снежинка).Сверху закрепить пуговицей. Намазать   один   конец   деревянной   палочки   клеем   «Супер   момент».   Приклеить разноцветную снежинку за центр. Оставить для высыхания. Использование : Дети могут играть индивидуально или подгруппой 3­4 человека. Цель : развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, умения вращать палочку между ладонями. Доставить детям радость и удовольствие. Ход игры : Познакомить  ребёнка (детей) с игровым материалом. Показать, как нужно вращать палочку между ладошками, чтобы «запустить Салют». Предложить ребёнку (детям) самому поиграть с новой игрушкой. Игра подходит для самостоятельного использования детьми .         Дидактическая игра  «Угости зверюшек» Материалы : 1.Распечатанные детали игры 2.Плотный картон 3.Деревянные прищепки ­12 штук 4.Клей 5.Ножницы Изготовление : 1.Распечатать   поле   с   «Угощениями   для   зверюшек»   ,   вырезать,   заламинировать, наклеить на плотный картон. 2.   Распечатанные   изображения   зверюшек,     вырезать,   заламинировать,   наклеить   на картон.  3.При помощи клея «Супер момент» закрепить изображения зверюшек на деревянных  прищепках. Использование : Игра проводится с одним ребёнком. Цель   :  развитие   мелкой   моторики,   умения   открывать   и   закрывать   прищепки. Закрепление знаний о животных – кто, что ест. Воспитание доброты, желания помогать животным. Ход   игры   :  Рассмотреть   игру.   Рассказать,   что   каждое   животное   любит   есть определённую пищу : кошка­ рыбу, мышка­ сыр и т. д. Предложить ребёнку угостить зверюшек.   Показать   образец   игрового   действия.   Взять   прищепку   с   изображением животного,   найти   на   игровом   поле   сектор   с   изображением   любимого   лакомства. Открыть прищепку, закрепить её на игровом поле. Предложить ребёнку самостоятельно «угощать зверюшек», при необходимости  оказывать помощь.   Игра подходит для самостоятельного использования детьми.                           Дидактическая игра «Фантазёры» Материалы : 1.Цветные картинки с недостающими элементами изображения 2.Прищепки разных цветов ­30­40­ штук 3.Картон 4.Клей 5.Ножницы Изготовление : 1.Распечатать   на   цветном   принтере   картинки,   вырезать,   наклеить   на   картон, заламинировать. 2.Украсить цветной бумагой большую коробку, сложить в неё разноцветные прищепки и готовые картинки. Использование : Проводится с одним ребёнком или подгруппой детей 3­4 человека. Цель   :  развитие   мелкой   моторики,   умения   открывать   и   закрывать   прищепки, закрепление знания цветов. Развитие воображения и памяти детей. Ход игры : Предложить ребёнку (детям) рассмотреть картинки, отметить, что в них чего­то не хватает (у зайчика нет лапок и ушек, у лошадки нет ног и т.д.) Показать, как можно исправить ошибку : взять прищепку, и закрепить её на место отсутствующей детали.          Предложить ребёнку (детям) выбрать любую картинку и придумать, как её можно дополнить прищепками. Давать положительную оценку деятельности ребёнка (детей) , поддерживать детские фантазии. Игра подходит для самостоятельной игровой деятельности детей. Дидактическая игра «Весёлые фигурки» Материалы : 1.Распечатанные карточки 2.Картон    3.Клей 4.Прищепки­ 10­12 штук Изготовление : 1.Распечатанные карточки разрезать, наклеить на картон, заламинировать. 2.Украсит цветной бумагой коробку, сложить в неё готовые карточки и прищепки.  Использование : Индивидуально или с подгруппой  детей 3­4 человека. Цель : развитие мелкой моторики, умения открывать и закрывать прищепки. Развивать внимание детей, умение находить парные изображения. Ход игры :              Познакомить ребёнка(детей)с игровыми карточками. Объяснить правила игры : нужно найти среди маленьких изображений «Весёлую фигурку» и закрепить на этом изображении   прищепку.   Показать   образец   игрового   действия.   Предложить   ребёнку (детям)возможность самостоятельно начать игру.          Если дети поняли правила игры, предложить играть на скорость – Кто быстрее отметит прищепками изображения «Весёлых фигурок» на одинаковом количестве (2­3 штуки) карточек. В эту игру дети могут играть самостоятельно.

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации    Изготовление и использование дидактических игр для развития тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Скачать файл