|
Должность |
Ф.И.О. |
Подпись |
Разработал |
Преподаватель |
Е.Г. Минина |
|
Рассмотрено на заседании ЦМК Протокол №___ от «__»___________20__ года
|
Председатель ЦМК |
Е.Г. Минина |
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ 6 Методические рекомендации по подготовке сообщения 6
Методические рекомендации по написанию мини-сочинения Ошибка! Закладка не определена.
Методические рекомендации по составлению презентаций 6
Методические рекомендации по составлению кроссворда 7
Методические рекомендации по составлению конспекта 9
Требования к оформлению 9
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ 10
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
22
Приложение №1 Сравнение митоза и мейоза 23
Приложение №2 Энергетический обмен 25
Уважаемый студент!
Освоение программы по биологии начинается с 1 курса и длится 3 семестра. По окончании 3 семестра на 2 курсе Вам предстоит итоговая аттестация за курс обучения в форме дифференцированного зачета. Внимательно ознакомьтесь с алгоритмом движения в образовательном пространстве, постарайтесь учиться и осваивать дисциплину с наименьшим числом повторных циклов. Теоретический блок завершается практическими работами или контрольными, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по этим видам работ необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на занятии по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа. В Вашем распоряжении библиотека, компьютерный класс, кабинет биологии.
Если в ходе освоения дисциплины у Вас возникают трудности, преподаватель готов Вам помочь. Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику консультаций. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета.
Желаю удачи в продвижении по выбранной Вами образовательной траектории.
Обучающиеся успешно выполнившие все практические работы, контрольные тесты и получившие зачет по внеаудиторной самостоятельной работе освобождаются от итоговой аттестации. Оценка ставится автоматически, путем высчитывания среднего балла по практическим и контрольным работам.
Если имеются пропуски занятий, вы не можете присутствовать на занятии по уважительной причине, и вы не смогли пройти тестирование своевременно, то всегда можете выполнить его самостоятельно и прислать мне ответ на мою электронную почту. Е-mail:
№ сам. работы |
Тематика работы |
Кол-во часов на выполнение |
|
1 курс |
|
1. |
Составить таблицу «Особо охраняемые природные памятники Суксунского района» |
2 |
2. |
Составить схему «Свойства воды» |
2 |
3. |
Проанализировать содержание жиров, белков, углеводов в продуктах растительного и животного происхождения, и сравнить их энергетическую ценность |
2 |
4. |
Составить таблицу «Витамины. Нарушения при их недостатке и избытке» |
2 |
5. |
Сделать сравнительную характеристику строения прокариотической и эукариотической клеток, привести примеры |
2 |
6. |
Заполнить таблицу «Сравнение митоза и мейоза» |
2 |
7. |
Ответить письменно на вопросы по опасным вирусам и бактериофагам |
2 |
8. |
Составить конспект с использованием учебной литературы и интернет источников «Пластический обмен: биосинтез, фотосинтез». |
2 |
9. |
Составить схему по теме «Энергетический обмен (дыхание)» |
1 |
10. |
Составить сравнительную таблицу «Половое и бесполое размножение» |
2 |
11. |
Составить таблицу «Этапы эмбрионального развития человека» |
2 |
12. |
Подготовить письменные доклады «Последствия влияния алкоголя (никотина, наркотических веществ) на развитие зародыша человека» (на выбор обучающихся) |
2 |
13. |
Подготовить письменный доклад «Жизнь и заслуги Грегора Менделя». |
1 |
14. |
Подготовить сообщение на тему «Мутации человека» |
1 |
15. |
Составить родословную с одним показателем (цвет глаз, волос, болезнь) |
2 |
16. |
Составить кроссворд на тему «Генетика». |
2 |
17. |
Составить таблицу «Методы селекции». |
1 |
18. |
Подготовить доклад на тему «Биография Н.И. Вавилова» |
1 |
19. |
Составить краткий конспект «Учение Н.И. Вавилова» |
2 |
20. |
Подготовить письменный доклад «Проблемы клонирования человека» |
2 |
|
2 курс |
|
21. |
Подготовить сообщение о факторах эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование, ее формы. |
2 |
22. |
Письменно ответить на вопросы по теме «Эры и периоды» |
2 |
23. |
Составить таблицу на тему «Ароморфозы в царстве растений и животных» |
2 |
24. |
Выполнить практические задания «Критерии вида». |
2 |
25. |
Домашняя практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека» |
2 |
26. |
Написать доклад на тему «Опасность расизма в современном обществе» |
2 |
27. |
Ответить письменно на вопрос «Правда ли что современный человек деградирует?» |
2 |
28. |
Сделать презентацию по заповедным памятникам России, Пермского края, Суксунского района |
4 |
ИТОГО |
53 |
В результате изучения учебной дисциплины формируются общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов еѐ достижения, определѐнных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы так же направлено на формирование необходимых знаний и умений.
Обучающийся должен уметь:
• объяснять родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы своей местности;
• делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
• анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.
Обучающийся должен знать:
• основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя;
• строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов;
• вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику.
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
7. Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
8. Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и может сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д. на выбор студента или по заданию преподавателя.
На первом слайде размещается:
• название презентации;
• автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке); год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с
требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
|
Оформление слайдов |
Стиль |
- необходимо соблюдать единый стиль оформления; - нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; - вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) |
Фон |
для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета |
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; - для фона и текста используются контрастные цвета; - особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты |
- нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; - не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
|
Представление информации |
Содержание |
следует использовать короткие слова и предложения; |
информации |
- времена глаголов должно быть везде одинаковым; - следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположение информации на странице |
- предпочтительно горизонтальное расположение информации; - наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; - если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней |
Шрифты |
- для заголовков не менее 24; - для остальной информации не менее 18; - шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; - нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; - для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; - нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные). |
Способы выделения информации |
Следует использовать: - рамки, границы, заливку - разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объем информации |
- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. |
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1. Содержательный критерий |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий |
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий |
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий |
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Кроссворд-это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на эрудицию. Составление кроссвордов является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности.
Существует множество видов кроссвордов. По форме кроссворды могут быть в виде прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, есть круглые (циклические), фигурные, диагональные кроссворды. По расположению кроссворды могут быть симметричные, асимметричные или иметь вольное расположение слов. По содержанию выделяют тематические, учебные, числовые, алфавитные кроссворды, кроссворды с фрагментами (рисунками), кроссворды с ключевым словом или фразой и др.
Рассмотрим некоторые виды кроссвордов.
Классический кроссворд. Данный вид кроссворда может иметь двух- или четырехстороннюю симметрию, а может и не иметь симметрии. Есть много разновидностей классического кроссворда: открытый кроссворд, в котором черные блоки есть снаружи; закрытый кроссворд, в котором снаружи только буквы.
Линейный кроссворд. В данном кроссворде конец одного слова служит началом другого слова. Одной из разновидностей линейного кроссворда является чайнворд. Он не вытянут в линию, а закручен по спирали.
Сканворд. В этом кроссворде вопросы записываются внутри сетки в незанятых клетках и стрелка указывает к какому слову относится вопрос. Сканворд может быть реверсивным. В таком сканворде слова записываются по направлению стрелок, и могут записываться и справа налево.
Реверсивный кроссворд. Кроссворд, слова в котором вписываются строго по направлениям стрелок, а они могут указывать любое из четырех направлений.
Круговой кроссворд. Сетка этого кроссворда слегка изогнута, таким образом слова расположенные по внешней стороне сетки образуют круг. Как правило, слова имеют одинаковую длину. Общие правила составления кроссвордов:
• Загаданные слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
• Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.
• Не используются аббревиатуры и сокращения.
• В каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква.
• Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.
• Имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов.
• Не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные и нецензурные слова.
• Не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из обихода слова.
• Начинать составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов. Правила оформления кроссвордов:
• Кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере.
• При составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранен на электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде.
• Рисунок кроссворда должен быть четким.
• Сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:
1-й экземпляр – с заполненными словами;
2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.
• Толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов.
• Каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней.
• Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Оформляются на отдельном листе. Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:
1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники).
2. Определите круг понятий по изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд.
3. Составьте вопросы к выбранным понятиям. Каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование.
4. Продумайте дизайн кроссворда, его эстетическое оформление.
5. Начертите кроссворд и оформите список вопросов к нему.
6. Оформите ответы на кроссворд на отдельном листе.
7. Проверьте правильность выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации, количество соответствующих ячеек).
К критериям оценки самостоятельной работы по составлению кроссворда относятся:
• соответствие содержания кроссворда изучаемой теме;
• грамотность в изложении терминов, понятий изучаемой темы;
• уровень сложности составленных вопросов;
• наличие листа правильных ответов;
• качество оформления работы (аккуратность, эстетичность, оригинальность).
• Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
• Выделите главное, составьте план.
• Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
• Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
ü к оформлению текста (сообщения, мини-сочинения, доклада, ответов на вопросы): Формат: 210х297 мм (А4). Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Шрифт: Times New Roman.
Кегль: 14.
Отступ: 1,25 см.
Межстрочный интервал: 1,5.
Выравнивание текста: по ширине.
Сноски: концевые.
Нумерация страниц: автоматическая, номер страницы – внизу, справа. Первая страница (титульный лист) не нумеруется.
ü к оформлению списка литературы:
Список литературы должен содержать только те источники, на которые автор ссылается в тексте.
Ссылка на источники оформляется как концевая ссылка и выступает в качестве списка литературы, в котором авторы указываются не по алфавиту, а по мере упоминания.
• Один автор: Иванов С.Е. Название: тип (например, монография, учеб. пособие, учебник) Место, год издания. С. 0–00.
• Несколько авторов: Иванов С.Е. и др. Название: тип (например, монография, учеб. пособие, учебник) Место, год издания. С. 0–00.
• Без автора: Название: тип / Под ред. С.Е. Иванова. Место, год издания, С. 0–00.
• Статья в сборнике / книге: Иванов С.Е. Название статьи // Автор (ы) сборника / книги (если есть). Название сборника: тип / книги. Место, год издания. С. 0–00.
• Статья в журнале: Иванов С.Е. Название статьи // Название журнала. Год. Номер. С. 0–00.
• Статья в журнале / сборнике / книге, несколько авторов: Иванов С.Е. и др. Название статьи // Название журнала, сборника, книги. Далее – в соответствии.
• Электронный ресурс: Иванов С.Е. Название [Эл. ресурс]: тип и т.д. Режим доступа: …
Самостоятельная работа №1
Составить таблицу «Особо охраняемые природные памятники Суксунского района»
Цель выполнения работы: научиться описывать экологически защищенные природные объекты нашей местности, на основе информации, добытой из указанных источников.
Задание: составьте таблицу «Особо охраняемые природные памятники Суксунского района» (должно быть 9 памятников)
|
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в рабочей тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать интернет-источники:
1. Официальный сайт Суксунского района http://www.suksun.ru/newsite/page.php?138
2. Проект «Памятники природы Суксунского района» http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/27/proekt-pamyatniki-prirody-suksunskogo-rayona
3. Перечень памятников природы Пермского края http://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/ooptpermskogo-kraya Критерии оценивания:
Правильно и полно заполненная таблица дает 1 балл, за каждый объект. 3 и менее баллов – «2», 5-4 балла – «3», 7-6 баллов – «4», 9-8 баллов – «5».
Самостоятельная работа №2
Составить схему «Свойства воды»
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы
Задание: составьте схему «Свойства воды» и дайте краткую характеристику каждому свойству (количество свойств может быть больше,
чем указано на схеме) Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в рабочей тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать учебную литературу и интернет источники, выбранные
самостоятельно;
• указать использованные источники. Критерии оценивания:
Правильно и полно заполненная схема дает 1 балл за каждое описанное свойство. 2 и менее баллов – «2», 3 балла – «3», 5-4 балла – «4», 7-6 баллов – «5». Отсутствие использованной литературы или источников автоматически снижает оценку на 2 балла.
Самостоятельная работа №3
Провести мини-исследование содержания жиров, белков и углеводов в продуктах питания
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет
Задание: проанализируйте содержание жиров, белков, углеводов в 100 граммах продуктах растительного (3 на свой выбор) и животного (3 на свой выбор) происхождения, и сравните их энергетическую ценность. Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради;
• отчет сделать в виде таблицы и написать вывод. Приведен пример заполнения таблицы (не повторять).
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и
интернет источники, выбранные самостоятельно.
Вывод: |
Критерии оценивания:
Верно и полно заполненная таблица оценивается в 3 балла, наличие правильного вывода добавляет 2 балла. 2-3- балла – «3», 4 балла – «4», 5 баллов – «5».
Самостоятельная работа №4
Составить таблицу «Витамины»
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет
Задание: составьте таблицу «Витамины А, B(B1, B6, B12), C, D. Нарушения, заболевания при их недостатке и избытке». Приведен пример заполнения таблицы (не повторять).
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно;
• сделайте вывод, ответив на вопрос: Зачем нужны витамины человеку?
Вывод: |
Критерии оценивания:
Правильно и полно заполненная таблица дает 1 балл, за каждый объект, за правильный вывод дается 2 балла . 3 и менее баллов – «2», 5-4 балла – «3», 6 баллов – «4», 7 баллов – «5».
Самостоятельная работа №5
Сравнить строение прокариотической и эукариотической клеток
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно сравнивать информацию по заданной теме, с использованием учебной литературы и интернет-источников
Задание: сделайте сравнительную характеристику строения прокариотической и эукариотической клеток, приведите свои примеры (2-3 примера).
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в отдельной тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать литературу (электронные варианты учебников есть в группе Вконтакте)
a. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н. И. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведение-2-е изд.-М.:Дрофа, 2012.
b. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно и полно заполненная таблица дает 30 баллов, за каждую правильно заполненную ячейку дается 1 балл. 14 и менее баллов – «2», 20-15 баллов – «3», 26-21 балл – «4», 30-27 баллов – «5».
Самостоятельная работа №6
Заполнить таблицу «Сравнение митоза и мейоза»
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной
Задание: заполните сравнительную таблицу «Сравнение митоза и мейоза» используя дополнительный материал в приложении №1.
|
Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать информацию из приложения №1. Критерии оценивания:
Правильно и полно заполненная таблица дает 30 баллов, за каждую правильно заполненную ячейку дается 1 балл. 14 и менее баллов – «2», 20-15 баллов – «3», 26-21 балл – «4», 30-27 баллов – «5».
Самостоятельная работа №7
Ответить письменно на вопросы по опасным вирусам и бактериофагам
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать и анализировать видеоинформацию.
Задание: ответить письменно на вопросы по опасным вирусам и бактериофагам, используя информацию полученную при просмотре видеофильма «Самые опасные вирусы» (посмотреть можно в группе
Вконтакте https://vk.com/club143539699 )
1. Почему нельзя принимать антибиотики хаотично и без назначения врача?
2. Почему нужно ставить прививку?
3. Что такое вирус?
4. Чем вирус отличается от бактерии?
5. Что такое бактериофаг?
6. В каких продуктах можно встретить бактериофаги?
7. Что происходит с организмом, заразившимся лихорадкой Эболой?
8. В чем суть СПИДа?
9. Может ли оспа быть бактериологическим оружием?
10. Какие меры профилактики необходимо проводить, чтобы не заразиться Гриппом?
Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – через урок;
• работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать информацию, полученную при просмотре фильма, специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Полный ответ на каждый вопрос дает 1 балл. 4 и менее баллов – «2», 6-5 баллов – «3», 8-7 баллов – «4», 10-9 баллов – «5».
Самостоятельная работа №8
Составить конспект «Пластический обмен: биосинтез, фотосинтез»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом.
Задание: составьте конспект с использованием учебной литературы по теме «Пластический обмен:
биосинтез, фотосинтез», соблюдая методические требования.
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно;
• изучите материалы учебника (Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н. И. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведение-2-е изд.-М.:Дрофа, 2012.) и, по желанию, дополнительной литературы;
• составьте развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составьте конспект.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - логично составлен план конспекта, тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.
Оценка «хорошо» - план составлен, тема раскрыта не полностью, но сделаны выводы.
Оценка «удовлетворительно» - план составлен, но не сделаны выводы.
Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.
Самостоятельная работа №9
Составить схему по теме «Энергетический обмен (дыхание)»
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме схемы. Задание: составьте схему по теме «Энергетический обмен (дыхание)» Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания используйте дополнительный материал из приложения №2.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - логично составлена схема, тема всесторонне раскрыта.
Оценка «хорошо» - схема составлена, тема раскрыта не полностью.
Оценка «удовлетворительно» - схема составлена не полно.
Оценка «неудовлетворительно» - не выполнен конспект.
Самостоятельная работа №10 Составить сравнительную таблицу «Половое и бесполое размножение»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, развитие мышления через умение обобщать и систематизировать.
Задание: составить сравнительную таблицу «Половое и бесполое размножение», сделать вывод, ответив на вопрос: В чем заключаются недостатки и преимущества данных типов размножения?
Вывод: |
Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно заполненная каждая ячейка таблицы несет 1 балл, за правильно сформулированный вывод начисляется еще 1 балл, за его отсутствие - снижается 1 балл. 6 и менее баллов – «2», 10-7 балла – «3», 1311 балла – «4», 15-14 баллов – «5».
Самостоятельная работа №11
Составить таблицу «Этапы эмбрионального развития человека»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, развитие мышления через умение обобщать и систематизировать.
Задание: составьте таблицу «Этапы эмбрионального развития человека». Данные выберите самостоятельно. Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно заполненная каждая ячейка таблицы несет 1 балл.
Самостоятельная работа №12
Подготовить письменные доклады «Последствия влияния алкоголя (никотина, наркотических веществ) на развитие зародыша человека» (на выбор обучающихся)
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом
Задание: подготовьте письменный доклад «Последствия влияния алкоголя (никотина, наркотических веществ) на развитие зародыша человека» (на ваш выбор) Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• доклады сдаются преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5);
• изучить материалы учебника, интернет-источников и дополнительной литературы; составить развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составить доклад.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта. Оценка «хорошо» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично.
Оценка «удовлетворительно» - при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, тема раскрыта не полностью.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил доклад.
Самостоятельная работа №13
Подготовить письменный доклад «Жизнь и заслуги Грегора Менделя».
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по дисциплине, определение предмета и методов исследования выдающегося ученого в области биологии.
Задание: подготовить письменный доклад «Жизнь и заслуги Грегора (Иогана) Менделя» используя учебник биологии.
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• проверяется на следующем уроке в форме устного доклада (4-5 студентов);
• остальные доклады сдаются преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 4);
• изучить материалы учебника и дополнительной литературы; составить развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составить доклад.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта, при публичном выступлении сделаны выводы по теме, студент верно отвечает на вопросы оппонентов. Оценка «хорошо» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, при публичном выступлении сделаны выводы по теме, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.
Оценка «удовлетворительно» - при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, при публичном выступлении не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил доклад.
Самостоятельная работа №14
Подготовить сообщение на тему «Мутации человека»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом
Задание: напишите сообщение на тему «Мутации человека» Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• сообщение сдается преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5);
• изучить материалы учебника, интернет-источников и дополнительной литературы; составить развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составить сообщение. Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при составлении сообщения было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план сообщения, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта.
Оценка «хорошо» - при составлении сообщения было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично.
Оценка «удовлетворительно» - при составлении сообщения было использовано недостаточное количество источников литературы, тема раскрыта не полностью.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил задание.
Самостоятельная работа №15
Составить родословную с одним показателем
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме, представлять информацию в форме родословной (древа семьи)
Задание: составьте родословную с одним показателем (цвет глаз, цвет волос, болезнь, либо какое-нибудь другое отличие вашей семьи) и сделайте вывод, ответив на вопрос: Доминантным или рецессивным является выбранный признак в вашем случае? (докажите оформив ответ в виде задачи) Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – через 1 пару;
• работа выполняется на отдельном листе формата А4, с соблюдением правил оформления родословной (см. интернет источники);
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно выполненная работа с выводом и решенной задачей дает 6 баллов. 2 и менее баллов – «2», 3 балла – «3», 5-4 балла – «4», 6 баллов – «5».
Самостоятельная работа №16
Составить кроссворд на тему «Достижения в генетике».
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме Задание: Составить кроссворд на тему «Генетика».
Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется на отдельном листе (двойной тетрадный лист в клетку);
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно оформленный кроссворд дает 8 баллов. 2 и менее баллов – «2», 4-3 балла – «3», 6-5 баллов – «4», 8-7 баллов – «5».
Самостоятельная работа №17 Составить таблицу «Методы селекции».
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме Задание: Составить таблицу «Методы селекции».
Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно заполненная каждая ячейка таблицы несет 1 балл. 2 и менее баллов – «2», 3 балла – «3», 5-4 балла – «4», 6 баллов – «5».
Самостоятельная работа №18,19
Подготовить письменный доклад на тему «Биография Н.И. Вавилова» и составить краткий конспект «Учение Н.И. Вавилова»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом.
Задание: напишите доклад на тему «Биография Н.И. Вавилова» и составить краткий конспект «Учение Н.И. Вавилова»
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно;
• изучите материалы учебника и дополнительной литературы (не менее 4); составьте развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составьте конспект. Критерии оценивания:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении конспекта было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план конспекта, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.
Оценка «хорошо», если при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен, сделаны выводы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен неверно, не сделаны выводы.
Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.
Самостоятельная работа №20
Подготовить письменный доклад «Проблемы клонирования человека»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом
Задание: подготовьте письменный доклад «Проблемы клонирования человека» Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• доклады сдаются преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5);
• изучить материалы учебника, интернет-источников и дополнительной литературы; составить развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составить доклад.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта. Оценка «хорошо» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично.
Оценка «удовлетворительно» - при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, тема раскрыта не полностью.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил доклад.
Самостоятельная работа №21
Подготовить сообщение о факторах эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование, ее формы.
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом
Задание: подготовьте сообщение о факторах эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование, ее формы.
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• сообщение сдается преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5);
• изучить материалы учебника, интернет-источников и дополнительной литературы; составить развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составить сообщение.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при составлении сообщения было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план сообщения, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта.
Оценка «хорошо» - при составлении сообщения было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично.
Оценка «удовлетворительно» - при составлении сообщения было использовано недостаточное количество источников литературы, тема раскрыта не полностью.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил задание.
Самостоятельная работа №22
Ответить письменно на вопросы по теме «Эры и периоды»
Цель выполнения работы: научиться описывать и объяснять биологические явления, связанные с происхождением жизни на Земле, на основе научной информации.
Задание: ответьте письменно на поставленные вопросы.
1. По какому принципу историю на Земле делят на эры и периоды?
2. Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?
3. Когда появились первые наземные растения?
4. Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу?
5. В каком периоде мезозойской эры и вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие?
Рекомендации:
• на выполнение данной работы отводится 2 часа;
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать учебную литературу и интернет источники:
1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н. И. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.
учеб. заведение-2-е изд.-М.: Дрофа, 2011.
2. http://distant-lessons.ru/ery-i-periody-zemli.html
3. http://stud24.ru/ecology/jery-i-periody/143751-421959-page1.html
4. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/geohronologicheskaya-istoriya-zemli.html
Критерии оценивания: полный ответ на каждый вопрос дает 1 балл. В срок выполненная и сданная работа дает дополнительный балл. 3 и менее баллов – «2», 4 балла – «3», 5 баллов – «4», 6 баллов – «5».
Самостоятельная работа №23
Заполнить таблицу на тему «Ароморфозы в царстве растений и животных»
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать и структурировать информацию по заданной теме, и представлять ее в форме таблицы.
Задание: заполните данную таблицу, используя учебник и интернет источники, выбранные самостоятельно. Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать интернет источники, выбранные самостоятельно и учебную литературу: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н. И. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведение-2-е изд.-М.: Дрофа, 2011. Критерии оценивания:
Полный ответ на каждый вопрос дает 1 балл. В срок выполненная и сданная работа дает дополнительный балл. 3 и менее баллов – «2», 4 балла – «3», 5 баллов – «4», 6 баллов – «5».
Самостоятельная работа №24
Выполнить задание по теме «Критерии вида».
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно определять критерий вида по его описанию, аргументировать свои ответы и подтверждать примерами.
Задания:
А) Решить биологические задачи, определите критерий вида и объясните свой выбор:
1. Паук крестовик относится к типу Членистоногие классу Паукообразные. Тело паука состоит из двух отделов – головогруди и брюшка. Сплошного хитинового покрова не имеет. На верхней стороне брюшка имеются белые или светло-бурого цвета пятна, образующие крест, отсюда и пошло название вида. Размеры самки от 17 мм до 26 мм, самца — 10—11 мм. На нижней стороне брюшка имеется паутинная железа, продуцирующая паутину.
2. Яд паука токсичен для беспозвоночных и позвоночных животных. В составе яда имеется термолабильный гемолизин, действующий на эритроциты кролика, крысы, мыши, тогда как эритроциты морской свинки, лошади, овцы, человека и собаки к нему устойчивы. Термостабильный нейротоксический компонент яда блокирует синаптическую передачу через синапсы беспозвоночных животных.
3. В соматических клетках паука крестовика содержится 32 хромосомы. По форме и размеру аутосомные хромосомы практически одинаковые, половые хромосомы - последняя 16 пара имеет отличительные черты. У самок они имеют Х - образную форму, у самцов в последней хромосоме в процессе эволюции редуцировано одно плечо. Поэтому по зиготности генотип самок гомозиготный, генотип самцов является гетерозиготным.
Б). Выполните тестовые задания по теме «Критерии вида». Выберите один правильный ответ. К каждому ответу приведите пример из царства животных. 1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида.
А) генетический критерий В) экологический критерий Б) морфологический критерий Г) географический критерий
2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.
А) биохимический критерий В) морфологический критерий Б) генетический критерий Г) физиологический критерий
3. Сходство химического состава особей одного вида.
А) морфологический критерий В) генетический критерий Б) биохимический критерий Г) экологический критерий
4. Определѐнный набор и форма хромосом у особей одного вида.
А) биохимический критерий В) генетический критерий Б) морфологический критерий Г) физиологический критерий
5. Обитание особей одного вида в сходных условиях.
А) морфологический критерий В) географический критерий Б) биохимический критерий Г) экологический критерий
6. Общий ареал, занимаемый видом в природе.
А) географический критерий В) морфологический критерий
Б) экологический критерий Г) генетический критерий
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать рабочую тетрадь с конспектом урока, а также специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
За правильно решенную и аргументированную биологическую задачу 2 балла.
За каждое правильно выполненное тестовое задание 2 балла (правильный ответ и пример критерия вида). «5» - 18-17 баллов, «4» - 16-13 баллов, «3» - 12-9 баллов.
Самостоятельная работа №25
Домашняя практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека»
Цель выполнения работы: научиться анализировать и давать оценку различным гипотезам происхождения человека, аргументировать свой ответ
Задание: дайте свою оценку различным гипотезам о происхождении человека. Результаты занесите в таблицу. В выводе укажите свою точку зрения, укажите теорию, которую вы разделяете. Аргументируйте свой ответ.
Вывод: |
Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок; работа выполняется в тетради;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5). Критерии оценивания:
«зачет» - проанализировано 3-4 теории: приведены аргументы в пользу той или иной теории и высказано свое отношение. Указаны источники информации
«незачет» - проанализировано 3-4 теории: не приведены аргументы в пользу той или иной теории и не высказано свое отношение.
Самостоятельная работа №26
Написать доклад на тему «Опасность расизма в современном обществе»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом
Задание: напишите доклад на тему «Опасность расизма в современном обществе» Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• доклады сдаются преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5);
• изучить материалы учебника, интернет-источников и дополнительной литературы; составить развернутый план по выбранному материалу; четко следуя плану, составить доклад.
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом, тема всесторонне раскрыта. Оценка «хорошо» - при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично.
Оценка «удовлетворительно» - при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, тема раскрыта не полностью.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил доклад.
Самостоятельная работа №27
Ответить письменно на вопрос «Правда ли что современный человек деградирует?»
Цель выполнения работы: углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом
Задание: ответить письменно на вопрос «Правда ли что современный человек деградирует?», посмотрев фильм «Деградация человека» (в группе Вконтакте) Рекомендации:
• срок сдачи – следующий урок;
• работа выполняется в тетради или на формате А4;
• работы сдаются преподавателю на проверку без публичного выступления;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно (не менее 5);
• изучить материалы учебника, интернет-источников, видеосюжета и дополнительной литературы;
• развернуто ответить на поставленный вопрос (не менее 2 страниц рукописного текста и 1 страницы в формате А4).
Критерии оценивания:
Оценка «отлично» - при ответе на вопрос было использовано достаточное количество источников литературы, логично изложен материал, тема всесторонне раскрыта.
Оценка «хорошо» при ответе на вопрос было использовано достаточное количество источников литературы, материал изложен, но иногда отсутствует логичность в написании.
Оценка «удовлетворительно» - при ответе на вопрос было использовано недостаточное количество источников литературы, тема раскрыта не полностью.
Оценка «неудовлетворительно» - студент не выполнил задание.
Самостоятельная работа №28
Сделать презентацию по заповедным памятникам России, Пермского края, Суксунского района (на выбор)
Цель выполнения работы: научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме и представлять ее в форме презентации.
Задание: сделайте презентацию по заповедным памятникам России, Пермского края, Суксунского района (на выбор) и подготовьте публичное выступление.
Рекомендации:
• срок сдачи – последний урок;
• работа выполняется в программе MS PowerPoint;
• для выполнения данного задания можно использовать специализированную литературу и интернет источники, выбранные самостоятельно. Критерии оценивания:
Правильно выполненная презентация, с соблюдением требований и качественное выступление дает 10 баллов. 4 и менее баллов – «2», 6-5 баллов – «3», 8-7 балла – «4», 10-9 баллов – «5».
Основные источники:
• Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н. И. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл.
общеобразоват. учеб. заведение-2-е изд.-М.:Дрофа, 2012.
• Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014. Дополнительная литература:
1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2014. Интернет-ресурсы:
1. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
2. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
3. www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
4. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
5. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
6. www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
7. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
8. www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии
— экологии на сервере Воронежского университета).
9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета
по биологии).
Митоз — деление соматических клеток. Фазы митоза Митоз — способ непрямого деления соматических клеток.
Во время митоза клетка проходит ряд последовательных фаз, в результате которых каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, как и в материнской клетке, т.е. образуется 2 соматические клетки (2n).
Митоз делится на четыре основные фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Им предшествует интерфаза, в ходе которой происходит подготовка клетки к делению, удвоение ДНК.
Профаза — наиболее длительная стадия митоза, в процессе которой происходит конденсация хроматина, в результате чего становятся видны Х-образные хромосомы, состоящие из двух хроматид (дочерних хромосом). При этом исчезает ядрышко, центриоли расходятся к полюсам клетки, и начинает формироваться ахроматиновое веретено (веретено деления) из микротрубочек. В конце профазы ядерная оболочка распадается на отдельные пузырьки.
В метафазе хромосомы выстраиваются по экватору клетки своими центромерами, к которым прикрепляются микротрубочки полностью сформированного веретена деления. На этой стадии деления хромосомы наиболее уплотнены и имеют характерную форму, что позволяет изучить кариотип.
В анафазе происходит быстрая репликация ДНК в центромерах, вследствие которой хромосомы расщепляются и хроматиды расходятся к полюсам клетки, растягиваемые микротрубочками. Распределение хроматид должно быть абсолютно равным, поскольку именно этот процесс обеспечивает поддержание постоянства числа хромосом в клетках организма.
На стадии телофазы дочерние хромосомы собираются на полюсах, деспирализуются, вокруг них из пузырьков формируются ядерные оболочки, а во вновь образовавшихся ядрах возникают ядрышки.
После деления ядра происходит деление цитоплазмы — цитокинез, в ходе которого и происходит более или менее равномерное распределение всех органоидов материнской клетки.
Таким образом, в результате митоза из одной материнской клетки образуется две дочерних, каждая из которых является генетической копией материнской (2п2с).
В больных, поврежденных, стареющих клетках и специализированных тканях организма может происходить несколько иной процесс деления — амитоз. Амитозом называют прямое деление эукариотических клеток, при котором не происходит образования генетически равноценных клеток, так как клеточные компоненты распределяются неравномерно. Он встречается у растений в эндосперме, а у животных — в печени, хрящах и роговице глаза.- Мейоз. Фазы мейоза
Мейоз — это способ непрямого деления первичных половых клеток (2п), в результате которого образуются чаще всего половые клетки (n).
В отличие от митоза, мейоз состоит из двух последовательных делений клетки, каждому из которых предшествует интерфаза. Первое деление мейоза (мейоз I) называется редукционным, так как при этом количество хромосом уменьшается вдвое, а второе деление (мейоз II) — эквационным, так как в его процессе количество хромосом сохраняется (см. табл. 2.5).
Интерфаза I протекает подобно интерфазе митоза. Мейоз I делится на четыре фазы: профазу I, метафазу I, анафазу I и телофазу I. В профазе I происходят два важнейших процесса — конъюгация и кроссинговер. Конъюгация — это процесс слияния гомологичных (парных) хромосом по всей длине. Образовавшиеся в процессе конъюгации пары хромосом сохраняются до конца метафазы I.
Кроссинговер — взаимный обмен гомологичными участками гомологичных хромосом (рис. 2.54). В результате кроссинговера хромосомы, полученные организмом от обоих родителей, приобретают новые комбинации генов, что обусловливает появление генетически разнообразного потомства. В конце профазы I, как и в профазе митоза, исчезает ядрышко, центриоли расходятся к полюсам клетки, а ядерная оболочка распадается.
В метафазе I пары хромосом выстраиваются по экватору клетки, к их центромерам прикрепляются микротрубочки веретена деления.
В анафазе I к полюсам расходятся целые гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид.
В телофазе I вокруг скоплений хромосом у полюсов клетки образуются ядерные оболочки, формируются ядрышки.
Цитокинез I обеспечивает разделение цитоплазм дочерних клеток.
Образовавшиеся в результате мейоза I дочерние клетки (1n2с) генетически разнородны, поскольку их хромосомы, случайным образом разошедшиеся к полюсам клетки, содержат неодинаковые гены.
Интерфаза II очень короткая, так как в ней не происходит удвоения ДНК, то есть отсутствует Sпериод.
Мейоз II также делится на четыре фазы: профазу II, метафазу II, анафазу II и телофазу II. В профазе II протекают те же процессы, что и в профазе I, за исключением конъюгации и кроссинговера.
В метафазе II хромосомы располагаются вдоль экватора клетки.
В анафазе II хромосомы расщепляются в центромерах и к полюсам растягиваются уже хроматиды. В телофазе II вокруг скоплений дочерних хромосом формируются ядерные оболочки и ядрышки.
После цитокинеза II генетическая формула всех четырех дочерних клеток — 1n1c, однако все они имеют различный набор генов, что является результатом кроссинговера и случайного сочетания хромосом материнского и отцовского организмов в дочерних клетках.
Большинство живых существ на Земном шаре являются аэробными организмами. То есть для жизни им необходим кислород воздуха. Но на вопрос для чего мы дышим, большинство ответит: «для того, чтобы кровь, а посредством нее и все ткани организма насытить кислородом». И всѐ! А для чего надо ткани насыщать кислородом?
Потребляемый аэробными организмами кислород необходим лишь для того, чтобы попасть в митохондрии и осуществить окисление органических веществ для выработки энергии АТФ. Отсюда и двойное название у митохондрий. Их называют и дыхательным центром и энергетическими станциями клетки. Выходит, кислород больше ни для чего и не нужен. Меньшая часть организмов на Земле получают энергию не используя кислород для расщепления органических веществ (анаэробные организмы), но их энергетический обмен протекает с гораздо меньшей эффективностью, чем у аэробов.
Разберем вкратце все три этапа энергетического обмена у аэробных организмов.
Первый этап энергетического обмена, называется подготовительным. Он заключается в расщеплении крупных молекул органических веществ до более мелких составных частей при участии воды (реакции гидролиза):
а) если расщеплению подвергаются чужеродные органические вещества пищи, то этот процесс
протекает в желудочно-кишечном тракте;
б) если расщеплению подвергаются собственные органические вещества клеток, то этот процесс происходит за счет ферментов клеточных лизосом. При этом вся энергия расщепления выделяется в виде тепла и молекулы АТФ не образуются.
Второй этап, называемый гликолизом. Рассмотрим его на примере расщепления самого распространенного источника энергии в клетке — молекулы глюкозы, являющейся гексозой, то есть С6 соединением. Одна молекула глюкозы, подвергаясь бескислородному окислению (расщеплению) в цитоплазме клеток дает 2 молекулы пировиноградной кислоты ПВК (С3 соединение). Выход энергии при этом незначительный, за счет субстратного фосфорилирования запасается всего 2 молекулы АТФ. Для анаэробных организмов, собственно, таким запасанием энергии расщепления глюкозы в 2 молекулы АТФ, энергетический обмен и ограничивается. В зависимости от вида микроорганизмов конечными продуктами брожения (бескислородного расщепления) у них являются крупные органические молекулы молочной кислоты — С3 соединение (молочно-кислые бактерии), уксусной кислоты — С2 соединение (уксуснокислые бактерии), этилового спирта — С2 соединение (дрожжи) и т.д. А вот аэробные организмы «научились» извлекать максимум энергии. У них в специализированных клеточных органеллах — митохондриях, осуществляется процесс окислительного фосфорилирования (создается большой запас энергии в виде еще 36 молекул АТФ). Итак, мы помним, что второй бескислородный этап у аэробов закончился образованием из одной молекулы глюкозы двух молекул ПВК (пировиноградная кислота — лишь при недостатке поступления в организм молекулярного кислорода при беге, интенсивной работе, ПВК переходит в молочную кислоту, которая, временно накапливаясь, может вызвать усталость мышечной ткани). При достаточном обеспечении митохондрий клеток кислородом, ПВК в матриксе митохондрий поступает в цикл Кребса (цикл трикарбоновых кислот, открытый Кребсом и поэтому названный его именем), где расщепляясь на многих стадиях до СО2 и воды, образует на каждом этапе молекулы НАДН.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.