Методические рекомендации по выполнению практических работ
Оценка 4.9

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
история
10 кл—11 кл +1
15.05.2018
Методические рекомендации по выполнению практических работ
Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы студентов на практических занятиях по дисциплине История. Практические занятия разнообразны по форме: традиционные, активные, интерактивные. Данные рекомендации могут использоваться для учащихся школ 9, 10 , 11 классы. Тематика практических занятий соответствует календарному плану и рабочей программе.Методические рекомендации по выполнению практических работ
5.МУ ПР ИСТОРИЯ.docx
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБПОУ  ВО “Бутурлиновский механико­технологический колледж” (наименование учебного заведения) Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов учебной дисциплины История Преподаватель истории Осипова С.В. 2 Пояснительная записка.                 Предусмотренные   рабочей     программой   практические   занятия   по   истории          Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по  дисциплине ОДБ. 05 История, которая является важной составной частью в системе подготовки специалистов профессионального образования.    подразумевают:      во­первых, совместную работу преподавателя и обучающихся (студентов) по освоению учебного   материала,   работу   с   документами,   картами,   наглядным   материалом, проблемными и компетентностно­ориентированными заданиями;          во­вторых, самостоятельную работу обучающихся по выполнению в рамках каждого занятия   комплекса   заданий   из   учебного   пособия   по   истории   предложенного преподавателем. Все предложенные задания должны быть ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства;          в­третьих, каждое практическое занятие должно включать проверку осмысленного выполнения обучающимися внеаудиторных заданий. На основе содержания этих заданий должно   строиться   содержание   каждого   следующего   практического   занятия   (а   не наоборот);     в­четвертых,   характер   и   особенности   выполнения   внеаудиторных   заданий обучающимися должны определять особенности учебной деятельности на каждом текущем практическом занятии. В основу каждого этапа работы на практическом занятии должно быть положено не содержание учебного материала, а различные формы учебной и учебно­ исследовательской   деятельности,   которые   и   будут   обеспечиваться   конкретным содержанием;      в­пятых, организация аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности обучающихся должна   быть   основана   на   процессе   самостоятельного   сбора,   анализа   и   осмысления изученной в рамках задания информации. Подобный подход при грамотном направлении поисков обучающихся со стороны учителя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО; в – шестых,           практические занятия проводятся в учебном кабинете, не менее одного академического   часа,   обязательным   этапом   является   самостоятельная   деятельность учащихся как правило либо в парах, либо в группах, под методическим руководством преподавателя,   следовательно подразумевается использование активных и интерактивны технологий. Практические   занятия     по   дисциплине   История   имеют   практико­ориентированную направленность   и   значимость.   Формируемые   в   процессе   практических   занятий   умения могут быть использованы учащимися  в будущей профессиональной деятельности, т.к. учат самостоятельно анализировать информацию и делать обобщающие или логические выводы.      Материалы, по которым выполняются практические работы, размещены в Приложении 1.   Оценки   за   выполнение   практических   работ   выставляются   по   пятибалльной   системе. Оценки за практические работы являются обязательными текущими оценками по учебной дисциплине История и выставляются в журнале теоретического обучения. 3 Приложение 1. Тема   2.4.Семинар   «Религии   Древнего   мира   и   культурное   наследие   древних цивилизаций» Примерные задания и темы для семинара: «Картина мира древних людей» 1. Верования древних Египтян. 2. Влияние верований египтян на культовую архитектуру. 1. Научные знания древних египтян.  2. Библейские сказания. 3. Древний Китай: научные и культурные достижения, философские учения. 4. Религиозные верования в Др. Индии. 5. Научные достижения и культура Др. Индии. 6. Мифология Древнего Востока. 7. Религиозные верования древних треков. 8. Взаимосвязь мифологии, религии и искусства древних греков. 9. Научные и культурные достижения древних греков» 10. Религиозные верования римлян. 11. Римская мифология в искусстве. 12. Научные и культурные достижения римлян. 13. Зарождение и становление христианства в Древнем Риме. 14. Философское наследие Древней Греции,  Рима. 15. Римское право. 4 Тема 4.3. Восточные славяне в VI­IX вв Урок 20. Практическая работа: «Племенные союзы и их расселение на территории древней Руси»  А. Сахаров § 5, стр. 43­45. План пратикума. 1. Выяснить что собой представляли племенные союзы восточных славян? 2. Причины формирования племенных союзов. 3.   Перечислить   племенные   союзы,   их   местоположение,   главные   города,   хозяйственная деятельность,  уровень развития. Тема 4.4.  Происхождение государственности у восточных славян  Урок №22 ­25 Практическая работа (4  часа). Древняя Русь в лицах:  от князя Олега до князя Игоря (задачи, деятельность, оценка деятельности). Заполнить таблицу, самостоятельно работая с учебником.   годы Имя правления князя Задачи, деятельность, оценка, князя. Задачи Деятельность князя. Оценка князя Тема 4.7. Политическая раздробленность.  Урок   №   25.     Практическая   работа   (2   часа).   А.   Сахаров   §14   Работа   с   учебником. «Сравнительный   анализ   Владимиро­Суздальского   княжества,   Новгородской республики» по плану: 1. Географическое положение. 2. Природные ресурсы. 3. Экономическое развитие. 4. Общественно­политическое устройство княжества. 5. Тема 4.8 Экспансия с Запада и Востока.  Заполнить таблицу: Невская битва Дата Участники Цели Ход битвы Итоги   и 5 участников значение   Заполнить таблицу: Ледовое побоище Дата Участники Цели участников Ход битвы Итоги значение Заполнить таблицу: Куликовская битва Цели Дата участников Участники Ход битвы Итоги значение     и и Тема   4.10.   Завершение   объединения   русских   земель   и   образование   Российского государства. Урок № 36. Семинар « Защитники Земли Русской». Подготовить доклады по темам: 1. Защитники русских городов:  Рязани, Торжка, Козельска, Киева, Данилова и Каменца. 2. Евпатий Коловрат ­ правда или вымысел?  3. Защитник Земли русской­ Александр Невский.  4. 3ащитник Земли русской ­ Дмитрий Донской.  5. Защитник Земли русской ­ Даниил Галицкий.  6. Защитник Земли русской ­ Иван III 7. Подвиг русского народа в борьбе с татаро­монгольским игом.  8. Противостояние Московского и Тверского княжества за великокняжеский ярлык. 9. Юрий Долгорукий. 10.Иван Калита 11.Михаил Тверской. 12.Противостояние Руси и Великого княжества Литовского. 13.Борьба против Ордынского владычества. 14.Споры историков о Куликовской битве.  15.Роль церкви в борьбе с монголо­татарским игом.  16.Особенности военной доктрины татаро­монгольского войска.  17.Военно­монашеские ордена католической церкви.  18. Александр Невский –полководец и защитник русского государства 19.Александр Невский – политик русского государства.  20.Сергий Радонежский и его роль в объединительной политике Руси. 6 Тема 4.12. Россия в царствование Ивана Грозного. Урок № 38­39.Модульный урок . Тема урока «Правление Ивана Грозного».               Сегодня тебе предстоит поработать над одной из важнейших тем отечественной истории. Каждый путешественник знает, куда он идёт. Цель твоего сегодняшнего путеше­ ствия   ­   самостоятельно   сформировать   представления   о   противоречивости     процесса централизации   России   в   период   правления   Ивана  IV  Грозного   (1533   –   1584   гг.),   его значении   в   российской   истории.   Постарайся   дать   собственную   оценку   происходившим событиям середины XVII в.              Сегодня ты работаешь самостоятельно. Цель поставлена. Вперёд!             В твоём распоряжении учебник, рабочая тетрадь. Ряд заданий направлен на работу в паре. Если нетрудно, помоги товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью. Шаг первый. Составь вопросы к тексту учебника параграф 25, раздел «Начало правления Ивана IV»,  которые начинались бы со слов «кто» и «почему». Шаг второй. Взаимоконтроль. Работа в паре. Каждый покажи свои вопросы товарищу по парте. Попытайтесь ответить на вопросы друг друга самостоятельно. При необходимости помоги товарищу. Шаг третий. Используя материал учебника параграф 25 раздела «Венчание на царство», ответь на вопрос теста (укажи правильный вариант ответа). Венчание на царство Ивана IV знаменовало собой: а) новый виток борьбы бояр за власть; б) конец боярского правления и начало укрепления центральной •власти в России; в) укрепление власти боярства; г) победу группировки бояр Шуйских.   Шаг четвертый.  Приведённый   выше   тест   называется   альтернативным.   Составь   свой альтернативный тест по данному разделу на тему «Даты». Шаг пятый.  Взаимоконтроль. Работа в паре. Покажи свой тест товарищу. При необ­ ходимости, помоги решить тест ­ товарищу. Попытайтесь ответить на тесты друг друга самостоятельно. При необходимости помоги товарищу. Выпиши ответ в тетрадь. Шаг шестой. Используя материал учебника параграф 25  раздела «Реформы Избранной рады», дай определение понятию Земский собор –это…. Шаг седьмой. Восстанови хронологическую  последовательность следующих собы­ тий (запиши в тетради события в порядке очередности происходивших событий) 1. Стоглавый собор. 2. Боярское правление. 3. Первый Земский собор. 4. Венчание Ивана IV.  Шаг восьмой. В приведённом ниже буквенном ряде находятся четыре ключевых термина данного раздела. Найди их и выпиши в тетрадь. ДАНЬСТОГЛАВГЛАСОБОРКОРМЛЕНИЕПРИКНЕЩЕНИЕСУДЕБНИКРАТЬ Шаг   девятый.  Сформулируй   задание   к   разделу   25   параграфа     «Реформы   Избранной рады», которое начиналось бы со слова «сравните». 7 Шаг десятый.  Взаимоконтроль. Работа в паре. Покажи свой вопрос товарищу. При не­ обходимости помоги ему ответить на него. Прочти его вопрос. Выпиши ответ в тетрадь. Шаг одиннадцатый. Используя материал 25 параграфа разделов «Восточная политика» и «Поход Ермака и покорение Сибирского ханства», заполни таблицу   из   СОБЫТИЕ РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЬ ­   необходимость   усиления   торговых связей   с   восточными   и   южными странами; ­ необходимость укрепления восточных рубежей государств ­ расширение российских земель Шаг двенадцатый.  Используя   материалы   разделов   «Поход   Ермака   №   покорение   Си­ бирского ханства» и «Нерусские народы», приведи в соответствие данные правого и левого столбиков,   располагая   рядом   с   порядковым   номером   из   правого   столбика   буквенный вариант левого: 1.Кучум.                       А. Казак. 2.Болховский.              Б. Сибирский хан.' 3.Темрюк Идаров.       В.Русский князь. 4. Ермак.                       Г. Кабардинский князь. Шаг тринадцатый. Предыдущий  тест – это тест на соответствие. Причём необязательно в   этом   тесте   используются   имена   исторических   персонажей.   Это   могут   быть   какие­то понятия,   даты,   места   исторических   событий,   разорванные   смысловые   конструкции. Используя весь материал параграфа, составь тест на соответствие. Шаг четырнадцатый.  Взаимоконтроль. Работа в паре. Обменяйся тестом с товарищем по парте. При необходимости помоги ему. Реши его тест, выпиши ответ в тетрадь. Контроль  изученного. Шаг пятнадцатый. Продолжи предложение: « Судебник 1550 г. в отличие от  Судебника Ивана III …… Шаг шестнадцатый. Дать определение понятию «приказ»:   Приказ ­ это ….. Шаг семнадцатый. Изложи своё мнение, продолжив следующие предложения:   Я считаю, что правление Ивана IV Грозного стало периодом …..  Потому, что….. Я могу доказать это тем, что…… Исходя из этого, я делаю вывод….. 8 Тема 4.14. Россия в середине и второй половине XVII века. Урок № 45. Практическая работа. « Деятельность первых Романовых». Работа по группам. Используя учебник   заполнить таблицу «Реформы  первых Романовых» Реформа Цели  Содержание  Результаты Вывод. Результаты правления. Урок № 47. Практическая работа « XVII век – «бунташный» век». Работа по группам Используя учебник   заполнить таблицу Событие  Причины и цели  Ход событий Результаты Вывод: Причины и последствия событий 9 Тема 4.15. Семинар «Русская культура во второй половине XV­ XVII веках» 1. Оборонное зодчество, как часть русской архитектуры. 2.Н.М.Карамзин об освоении Сибири. 2. Ермак Тимофеевич в народных сказаниях и русской литературе. 3. Православная церковь в XVI в. и её роль в жизни общества. 4. Развитие русской политической мысли в XVI в. 5. Соловецкий монастырь и его роль в истории русской культуры. 6. Новодевичий монастырь­ крупный культурный центр России. 7. Летопись происхождения многих русских фамилий. 8. Максим Грек­ основатель русской публицистики. 9. Иван Фёдоров­первый книгопечатник Руси. 10. Библиотека Ивана Грозного. 11. Русская литература XVI в. 12. Публицистика эпохи Ивана Грозного: штрихи к портрету XVI столетия. 13. Достижения науки и техники в России в XVI XVII вв. 14. Живопись в России в XVI ­  XVII вв. 15. Деревянная скульптура XV­XVI в.в. 16. Ювелирное искусство в России в XVI в. 17. Страницы каменной летописи средневековой Руси в XVI в. 18. XVI в.­ эпоха зарождения новых городов России. 19. Распространение грамотности в городской среде.  20. Славяно­греко­латинская академия. 21. Расширение связей России с другими странами.  22. Географические открытия русских первооткрывателей.  23. Исторические сочинения: сибирские летописи.  24. Устное народное творчество. 25. Литература XVII века: исторические повести, биографии, сатира, поэзия.  26. Зодчество: основные стили и памятники XVII века.  27. Быт русского народа: сословный характер, патриархальный уклад жизни, новшества в быту. 28. Традиционная кухня дворянства в XV­ XVII вв. 10 РАЗДЕЛ  5. Истоки индустриальной цивилизации:  страны Западной Европы вXVI­XVIII вв. Тема   5.3   Великие   географические   открытия   и   начало   европейской   колониальной экспансии.Урок   №   44.   Практическая   работа.  :   Н.   Загладин   ВИ   §24,заполнить таблицу: Мореплаватель  Даты путешествия Открытые земли Тема 5.7.    Технический прогресс и Великий промышленный переворот.  Урок № 48 Учащиеся работают в группах.  Координаторы групп делают общий вывод по заданию своей группы. Практическая работа. Н. Загладин ВИ §37 Задания для групп. 1. Группа   1.   Каковы     социально­экономические   и   политические   предпосылки промышленного переворота? 2. Группа   2.   Назовите   технические   изобретения,   способствующие   началу промышленного переворота. 3. Группа   3.   Как   промышленный   переворот     в   Англии   повлиял   на   изменения   в социальной структуре общества? 4. Для всех групп. Сделать обобщающий вывод по всем трём заданиям Тема 5.9. Тенденции развития европейской культуры XVI­XVIII веков. Примерные темы докладов к семинару «Тенденции развития европейской культуры XVI­XVIII веков.» 1.Влияние буржуазных революций в новое время на различные стороны жизни человека. 2.Эпоха Просвещения: крупнейшие представители Просвещения.  3.Эпоха Просвещения: деятельность просветителей по установлению "царства разума". 4.Социально­политические идеи в период английской буржуазной революции. 5.Развитие науки в XVII­XVIII в. в. 6.Английская литература в XVII­XVIII веках. 7.Искусство в Англии в XVII­XVIII веках. 8.Наука и образование в период французской революции. 9.Литература в период французской революции. 10.Искусство и французская революция. 11 .Быт периода революции во Франции. 12.Французская   революция   и   философия  XVII­XVIII  B.B.   :   борьба   материализма   и идеализма. 13.Классицизм, романтизм, сентиментализм в искусстве Европы в XVII­XVIII в.в. 14.Эстетика Барокко и Рококо. 15.Быт и нравы аристократии, буржуазии, крестьян, наемных рабочих в XVII­XVIII в.в. 16.Развитие просвещения и образования в Европе в XVII­XVIII B.B.  11 17.Жизнь и творчество представителей культуры. 12 Тема 6.1. Эпоха Петра Великого. Преобразования.  Урок № 64­65.  Внешняя политика Петра I. Северная война и ее итоги практическая работа.  Практическая работа в парах . В. Буганов §42, 43, 45. Урок – практикум по теме «Внешняя политика Петра I. Северная война и ее итоги». 1. Определить цели участников войны. 2. Заполнить таблицу 3. Заполнить таблицу, работая по учебнику.                                                     Основные событие                   На суше                           На море Дата 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 27.06. 1709 1710 1711 1714 1718 1719 1720 1721 Вывод:Определить итоги и последствия Северной войны для России, для Швеции. 13 Урок № 66. Семинар. Эпоха Петра I. Примерные темы докладов к семинару: «ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО» 1. Детство и отрочество Петра I. 2. Соратники  и наставники Петра I. 3. Первые годы правления Петра I. 4. Реформы Петра I и их значение I. 5. "Великое посольство" в Европе: цели и значение. 6. Внешняя политика Петра I. 7. Создание российского флота. 8. Строительство первых военных кораблей на Воронежской земле. 9. Пётр I на Воронежской земле. 10. Соратники Петра I на Воронежской земле. 11. Развитие промышленности в эпоху Петра I. 12. Вклад Петра I в развитие образования в России. 13. Вклад Петра I в развитие градостроительства в России. 14. Историки о Петре I. 15. Каковы плюсы и минусы в деятельности Петра I. 16. Особенности модернизационного процесса в России. 14 Тема 6.2. Россия в период дворцовых переворотов. Урок № 68. « Правители и их деятельность в период дворцовых переворотов» Заполнить таблицу: Имя   и   годы правления Условия вступления престол   на Деятельность Результаты Вывод: почему стала возможной  «Эпоха дворцовых переворотов»? Тема 6.3. «Золотой век» Екатерины II. Урок № 71­72.(2 часа)  Практическая работа по группам « Внешняя политика России во второй половине XVIII в.» Используя учебник   В. Буганов и др. ИР § 47 и Интернет­ресурсы подготовить устные сообщения о деятелях и полководцах эпохи Екатерины II по плану:  1. Биография 2.Ззаслуги перед Отечеством 3.Связь деятельности личности с политикой России. Тема 6.5. Народные восстания в России: от Булавина до Пугачёва» Урок № 74­75. Работа по группам.  Событие  Причины и цели  Ход событий Результаты Вывод. Координаторы групп делают общий вывод по заданию своей группы. 15 Тема 6.6. Урок­конференция. «Культура России и быт в XVII в.» Урок № 76­77.  Защита и обсуждение докладов студентов. Примерные темы докладов к семинару «Культура России в XVIII»    1. Просвещение  в России в XVIII в: сословный характер образования. 2. Первые университеты в России. 3. Первые ремесленные школы в России. 4. Создание Академии наук в России, и её деятельность. 5. Новшества в культуре и быту в эпоху Петра I.  6. «ЮНОСТИ  ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО».   7. М.В.Ломоносов и его вклад в науку России. 8. Русские изобретатели: И.И.Ползунов, И.П.Кулибин. 9. Научные экспедиции и их значение . 10. Историческая наука в XVIII в.: вклад Ломоносова, Татищева, Щербакова, Болтина. 11. Архитектура в XVIII веке. 12. Литература в XVIII веке. 13. Живопись в XVIII веке. 14. Быт русского народа в XVIII веке. 15. Быт дворянства в XVIII веке. 16. Книгоиздательство в России. 17. Общественно­политическая мысль. Идеи Просвещения 16 Тема 7.1. Эпоха наполеоновских войн. Урок № 79­80.  Дата Противники Франции Место   прохождения битв Итоги сражений 1795 – 1797гг. 1798 – 1799 гг. 1798 – 1801 гг. 1805­1807 гг. 1808 – 1810 гг. 1812 г. 1813 – 1814 гг. 1815 г. Тема 7.3. Революции и реформы в Европе XIX в. Н. Загладин ВИ §§ 41—43 заполнить таблицу( работа в группах по странам) Событие  Причины и цели  Ход событий Результаты Составить обобщающие выводы 17 Тема 7.3. Революции и реформы в Европе XIX в. КОНФЕРЕНЦИЯ   Революции   и   реформы   в   государствах   Западной   Европы   в середине XIX века. Задание для самостоятельной работы Вопросы к семинару: 1.     Венский конгресс и Священный союз. 2.     Революции во Франции (Июльская 1830 г. и 1848 г.). 3.     Революция 1848 г. в Германии. 4.     Революция 1848 г. в Австрийской империи. 5.     Реформы в Великобритании в середине XIX в. 6.     Борьба против рабства в США. План рассмотрения революции / реформ в конкретной стране: 1.Ситуация в стране накануне изменений. 2. Причины революции / проведения реформ. 3.Содержание происходящих в стране перемен. 4. Результаты и последствия. Рекомендуемая литература: 1.     Авербух Р.А. Революция в Австрии (1848­1849). – М., 1970. 2.     Галкин И.С. Создание Германской империи 1815­1871 гг. – М., 1986. 3.     Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814­1878. – Ростов­на­Дону, 1995. 4.     Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815­1917 гг. – М., 1959. 5.     Застенкер Н.Е. Революция 1848 года во Франции. – М., 1948. 6.     История Франции: В 3­х тт. – М.,1972­73. 7.     Козенко Б.Д., Севостьянов Г.Н. История США. – Самара, 1994. 8.     Краткая история Венгрии. – М., 1991. 9.     Новая история стран Европы и Америки. / Под ред. А.В. Адо. – М., 1986. 10.  Новая история стран Европы и Америки. / Под ред. И.М. Кривогуза. – М., 2002. 11.   Очерки политической истории Великобритании (XIX – XX века). – Ростов­на­Дону, 1992. 18 КОНФЕРЕНЦИЯ. Тема 7.4. Особенности духовной жизни нового времени. Примерный перечень тем. 1.Открытия в области математики, астрономии, физики и химии в XIX В.  2.Революция в орудиях труда: развитие металлургии, машиностроения, транспорта и связи. 3.Развитие обществознания: знаменитые мыслители XIX в. 4.Развитие обществознания: идейные течения в европейской общественной мысли. 5.Место религии в жизни общества у разных народов мира.  6.Литература в ХIХв.: романтизм и критический реализм.  7.Жизнь и творчество знаменитых писателей XIX в.  8.Развитие театрального искусства в Европе в XIX в. 9.Национальные и временные особенности архитектуры XIX в. в разных странах. 10.Музыка XIX века: классика и новые направления.  11 .Жизнь и творчество знаменитых музыкантов XIX века.  12.Правовые,   нравственные   и   религиозные   взгляды   у   народов   Европы,   Азии,   Америки, Востока. 19.Знаменитые изобретатели в XIX в. жизнь и научная деятельность.  20.3наменитые учёные XIX в жизнь и научная деятельность. 21. Человек в движении. Миграция и социальная мобильность. Вопросы, предлагаемые для обсуждения..  1.      Особенности культуры Нового времени   2.      Наука и техника   3.      Духовная жизнь человека   4.      Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода   5.      Живопись, архитектура и скульптура  X •1. Особенности культуры Нового времени   2. Наука и техника   3.Духовная жизнь человека   4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода  Тезисы. 1. Живопись, архитектура и скульптура XVII век – его можно назвать революционным. К его   середине   закончились   религиозные   войны,   ванные   Реформацией,   и   возникла   новая, сильная Европа. Огромный рывок вперед сделала наука, уже не так стесненная надзором церкви, как раньше. Зарождается экспериментальная наука, главным критерием истины теперь считается разум. 2. В XVII веке в искусстве появляются два новых направления ­   классицизм и барокко. Основными   принципами   классицизма   были   подражание   античным   идеалам   и монументальность. В барокко на первом месте были чувственность и динамичность. Этот стиль легко можно отличить по пышности во всем. На картинах это роскошные столы с прекрасными   яствами   и   великолепная   одежда   знати.   В   литературе   –   вычурные   слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий. 3.     XVIII век – одна из самых ярких эпох нового времени – век Просвещения. Великие мыслители и просветители этого периода – Дидро, Вольтер, Руссо. Особенность культуры XVIII   века   –   появление   салонов,   где   часто   проводились   дискуссии   между   великими 19 мыслителями. Судьба века Просвещения была трагичной – он закончился Французской революцией. 4.     XIX   век   –     новое   требование   –   быть,   как   все.   Возникают   новые   направления   в искусстве – романтизм и реализм. Основные черты романтизма – стремление к свободе, желание   совершенства.   Реализм   интересует   в   человеке   его   обычная   жизнь,   типичные характеры.   реализм   ее   исследует. В   середине   XIX   века   появляются   новые   направления   в   искусстве   –   декаданс, импрессионизм и постимпрессионизм.   Если   романтизм   бежит   от   реальности, 5. VII век – его можно назвать революционным. К его середине закончились религиозные войны,   вызванные   Реформацией,   и   возникла   новая,   сильная   Европа.   Огромный   рывок вперед сделала наука, уже не так стесненная надзором церкви, как раньше. Зарождается экспериментальная наука, главным критерием истины теперь считается практичность. 6. Культура постепенно становится массовой. Появляется новое требование – быть, как все. Возникают   новые направления в искусстве – романтизм и реализм. Основные черты романтизма – стремление к свободе, желание совершенства. Реализм интересует в человеке его обычная жизнь, типичные характеры. Если романтизм бежит от реальности, реализм ее исследует. В   середине   XIX   века   появляются   новые   направления   в   искусстве   –   декаданс, импрессионизм и постимпрессионизм.   20 Тема 8.2. Внешняя политика   Александра I и  Николая I. Урок № 87.  Отечественная война 1812 г и заграничные походы. Заполнить таблицу используя учебник и Интернет­ресурсы. Дата 12 июня 1812 г. ??? 24 -25 августа 1812 г. 26 августа 1812 г. 1 сентября 1812 г. 2 сентября 1812 г. Событие ??? Наполеон начал штурм Смоленска ??? Бородинское сражение Совет в Филях. ??? Отступление Наполеона из Москвы ??? ??? 12 октября 1812 г. 26 ноября 1812 г. 25 декабря 1812 г. Манифест Александра I об окончании Отечественной войны. ??? ??? ??? Начало января 1813 г. . 16 февраля 1813 г. Начало августа 1813 г. 6 октября 1813 г. 19 марта 1814 г. Июнь 1815 г. Сражение под Лейпцигом (Битва народов) ??? ??? Последствия ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? Наполеон потерпел поражение. ??? ??? ??? Урок № 89.Практическая работа В. Буганов §63 (1  час). Крымская война 1853­1856 гг.   Заполнить таблицы, самостоятельно работая с учебником. Дата Событие Результаты и последствия Страны участницы войны ( прямые и косвенные) Цели Результаты и последствия 21 Тема 8.3. Россия в эпоху великих реформ Александра II. Практическая работа(2  час)  «Анализ основных положений реформы 19 февраля 1861 г»   Студенты    изучают  по учебнику социальнэкономическое  и политическое  положение  в России накануне реформы. Знакомятся   с   Манифестом   «О   всемилостивейшем   даровании   крепостным   людям   прав состояния свободных сельских обывателей…» и Положениями.( Кейс документов)  Заполнить таблицу, самостоятельно работая с учебником. Реформа Причины Содержание Итоги и последствия Обобщающий вывод. Эталон вывода. 1.  Отмена   крепостного   права   (1861)   привела   к   бурному   росту  производительных   сил   страны, развитию   внутреннего   рынка,   железнодорожного   строительства,   росту   городов.  Расслоение крестьянства вело к развитию капиталистического рынка. 2. Промышленный переворот в России начался в конце 30­х годов XIX в., но он тормозился крепостным правом,   после   реформ   процесс   ускорился   и   завершился   к   концу   80­х   годов:  сформировались основные промышленные районы   России:  Московский;  Петербургский;  Прибалтийский;  Уральский; Южный (Донбасс и Криворожье);  Бакинский. В пореформенное время в России появилось много талантливых предпринимателей.  Значительно вырос товарооборот в промышленности, чему немало способствовали строительств железных дорог, быстрое развитие водного парового транспорта. 3. Свидетельством капиталистического развития России после реформы 1861 г. стал рост городского населения. Согласно  официальной статистике в конце века в России было 932 города, в которых проживало 13,5% всего населения страны. 4.Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Реформы способствовали росту производительных   сил   страны,     создали  правовые   условия   для   развития   капиталистической экономики,  способствовали  обороноспособности   страны.   Резко   выросло   гражданское   самосознание населения,   быстрыми   темпами   стало   распространяться  просвещение,   улучшилось  качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности. 5.   Воплощение   реформы   в   жизнь   проходило   очень   сложно.   Реформы   разрабатывали   молодые либералы,   а   претворяли  в   жизнь   старые   чиновники­консерваторы.   Александр  II  стремился корректировать   реформы,   чтобы   сохранить   социальную   стабильность   в   стране.   Т.е.   реформы проводились  непоследовательно  и с  длительными  остановками.  В такой ситуации  реформатор неизбежно терпит поражение, как Александр  22 Семинар   по   теме   8.6.   Интелектуальная   и   художественная   жизнь   пореформенной России. Повседневная жизнь. Примерные темы докладов. 1. Достижения науки и техники в России в ХIХ в. 2. Жизнь и деятельность изобретателей России XIX в.  3. Жизнь и научные изыскания русских учёных в XIX в.  4. Жизнь и творчество русских художников в XIX в. 5. Жизнь и творчество русских писателей в XIX в.: романтизм и критический реализм. 6. Меценатство: П.М .Третьяков и С.И .Мамонтов. 7. Развитие исторической науки: исторические труды Карамзина и Грановского. 8. Тема народа и долга перед народом в русских произведениях литературы живописи и музыки. 9. Влияние православной церкви на систему просвещения в России. 10. Борьба   идей   в   исторической   науке,   общественной   мысли,   философии:   Герцен, Писарев, Плеханов, Соловьёв, Ключевский и др. 11. Место и роль церкви и духовной жизни народов. 12. Место и роль церкви в государственной политике. 13. Диалог культур: восточные мотивы в русской культуре. 14. Развитие восточных форм и традиций в культуре народов Средней Азии. 15. Бытовая культура различных сословий и этносов. Обычаи и образ жизни.  16. Основные вероисповедания народов и этносов России XIX в.  17. .Образование: университеты как­ центры образования и культуры.  18. Образование :сословное деление. 19. Крестьянская культура, мещанская культура: быт, общественные идеалы и нормы морали, вероисповедание. 23 Тема 9.2.  Россия в начале ХХ в. (1900 – 1914 гг.). Урок №101 Практическая работа « Русско­японская война». Работа в парах. Используя учебник А. Левандовский. ИР § 6 и Интернет­ресурсы заполнить таблицу. Готовность к войне Итоги войны Причины поражения/победы. Последствия. Причины   и цели участников войны Русско­ японская война 1904­1905 гг. Россия Япония Тема 9.2.  Россия в начале ХХ в. (1900 – 1914 гг.). Эсеры Народники Большевики Меньшевики Урок   №106.    «Формирование   многопартийной   системы   и   парламентаризма   в России». А. Левандовский ИР.§ 15 Учащиеся делятся на две подгруппы: 1 подгруппа выполняет исследовательскую деятельность по  первой таблице. Вторая подгруппа по таблице №2. Далее координаторы групп делают обобщающие выводы по заданию. Представители   каждой   группы   готовят   объяснение   полученных   знаний   для   второй подгруппы. Таблица №1. Вопросы   для сравнения к Отношение рабочему вопросу Когда образовалась партия Лидеры Чьи   интересы отражали в первую очередь Отношение   крестьянскому вопросу. Отношение государственной власти Отношение буржуазии Предполагаемая модель устройства общества. к к к         24 Организационные и   программные документы. Методы достижения цели Таблица №2. I Государствен ная Дума II  Государствен ная Дума III Государствен ная Дума IV Государствен ная Дума Сроки работы Состав Деятельност ь Итоги деятельност и 25 Тема 9.2.  Россия в начале ХХ в. (1900 – 1914 гг.).  Урок № 108. Практическая работа «Анализ основных положений аграрной реформы Столыпина.»   Просмотр док. фильма о реформе  П.А. Столыпина. Студенты   используя учебник  А. Левандовский   ИР.§   4,    https://ru.wikipedia.org/wiki/  Столыпинская аграрная реформа: Заполнить таблицу, самостоятельно работая с учебником.   Интернет­ресурс: Реформа Причины Содержание Итоги и последствия Обобщающий вывод. Тема 9.3. Первая мировая война.  Примерные темы к семинару «Влияние войны на общество Европы ». 1.Отношение к войне различных общественно­политических сил в странах мира и России. 2.Вопрос о национальных интересах России и других стран. 3.Отношение к войне революционных партий в странах мира и в России. 4.Массовое общественное сознание в начале войны. 5.Патриотические настроения и причины их спада. 6.Рост антивоенных выступлений в странах мира и России. 7.Изменение политической ситуации в странах мира в конце войны. 8.Роль прессы в формировании общественного мнения в отношение войны.  9.Отношение общества России и прессы к трагедии «Великого отступления». 10.Отношение общественных слоев к героизму русских солдат. 11. Изобретения в первую мировую войну. Тема 9.4.     Россия в Первой мировой войне Практическая работа « Россия в Первой мировой войне» Используя   учебник   А.   Левандовский   ИР.§§   20­21и   Интернет­ресурсы заполнить аналитико­хронологическую таблицу   Дата  Событие  Фронт  Результаты  Значение  Тема 9.6 Приход большевиков к власти. Практическое занятие по технологии кейс­метод   Октябрь 1917г – случайность, неизбежность, закономерность? 1.Преподаватель   даёт   опережающее   задание   учащимся  ознакомиться   с   материалом учебника А.А. Левандовский  «История России XX – началоXXI века», Раздел 4 «Россия в революционном   вихре   1917   г»   и   материалами,   подготовленными   преподавателями (Приложение 1). Преподаватель заранее с учётом желаний учащихся делит их на три группы, заранее раздаёт пакет исторических документов(кейс), знакомит с вопросами урока, чтобы учащиеся осознанно читали подготовленный материал. 26 2.   Преподаватель   знакомит   учащихся   с   точками   зрения   на   проблему   определения октябрьских событий 1917 г как случайность, неизбежность или закономерность:  В   советской   исторической   науке   в   условиях   господства   одной   идеологии определяющим было апологетическое направление в историографии, восходящее к В.И. Ленину, который объявлял, что Октябрь 1917 г. в России – неизбежным итогом развития   капитализма,   началом   его   гибели   и   победы   коммунизма   во   всемирном масштабе.  В конце 80­х – 90­е годы в публицистической литературе обозначилась тенденция рассматривать   октябрьскую   революцию   как   явление   случайное,   не   имеющее национальных   корней   в   русской   истории.   Причём   публицисты   прозападной ориентации   считают   революцию   тупиком   истории,   а   национал­патриотического направления рассматривают октябрьские события как заговор тёмных сил, явление навязанное русскому народу международным сионизмом или интригой Германии, желавшей таким образом вывести Россию из мировой войны.  Современные отечественные историки и зарубежные историки­профессионалы (Ф. Булдаков, П. Волобуев, Г. Иоффе, А. Рабинович) отвергают как тезис о фатальной неизбежности   социалистической   революции   в   России,   так   и   утверждение   о   её случайном   характере.   Они   полагают,   что   Октябрь   1917   г.   был   закономерным явлением,   порождённым   конкретно­историческими   внешними   и   внутренними условиями. При этом они исходят из того, что после февральской революции в России возникло три варианта развития ситуации. Первый вариант – победа блока демократических и социалистических сил (демократический капитализм). Второй вариант – реставрация конституционной монархии (консервативный капитализм). Третий   вариант   –   установление   большевистской   диктатуры   в   результате революционного   переворота   (социализм).   Как   показали   исторические   события победил последний вариант. 3. Преподаватель определяет задачи учащихся по группам: 1 группа. Выяснить социально­экономическую и политическую ситуацию в стране сложившуюся к октябрю 1917г. 2 группа.  Какие   события   способствовали   популяризации   большевиков   за   такой короткий промежуток времени. 3 группа.  Какие конкретные внутриполитические и внешнеполи­тические факторы способствовали установлению большевистской диктатуры. 4. Учащиеся в группах работают с материалами учебника и хрестоматии, выписывают в тетради факты и события, освещающие их задачи и делают вывод по своим  задачам.  5. Происходит обмен результатами по изучению каждой конкретной задачи.  6. Под руководством преподавателя делается обобщающий вывод   или диагностика сложившейся ситуации в стране к Октябрю 1917 г.:  В   сложившихся   условиях   военно­политического   напряжения,   социального   и экономического кризиса, незаинтересованности ни одной из политических  сил в пробуждении взвешенного ответственного отношения к тому, что происходит со страной.   Никто   не   стремился   развивать   основы   демократии   и   компромисса. Формирование образа врага была характерна для всех политических партий того времени.   Митинговая   демократия   несла   в   себе   самораз­ложение   общества   и идеологию нетерпимости. Страна медленно погружалась в хаос. В данной ситуации 27 любая   группа   радикальных   политиков,   готовых   действовать   по   принципу революционной   целесо­образности,   получала   преимущество   перед   любой     менее радикальной партией.  7. Преподаватель определяет новые задачи для учащихся: 1 2 3 группа.  Охарактеризовать   действия   партий   находящихся   у   власти   в условиях кризиса. группа. Охарактеризовать состояние общества и причины. группа. Охарактеризовать действия партии большевиков осенью 1917г. 8.  Происходит обмен результатами по изучению каждой конкретной задачи.  9.    Под руководством преподавателя делается обобщающий вывод, что октябрьские события   1917   г.   стали     закономерным   итогом   исторических   событий,   происходящих   в России с февраля по октябрь 1917г.   Тема 9.7. Гражданская война и интервенция. Урок   121.   Практическое   занятие   по   технологии   кейс­метод  «Политика   военного коммунизма» Тип   урока:   урок­практикум,   с   элементами   групповой,   проблемно­дискуссионной, аналитической работы учащихся.  Цель   урока:   Изучить   сущность   военного   коммунизма   –   как   быстрое   насильственное вытеснение капиталистических элементов. Задачи: Образовательные: 1.Охарактеризовать содержание мероприятий политики «военного коммунизма». 2.   Оценить   результаты   и   влияние   политики   «военного   коммунизма»   на   дальнейшее развитие советского государства Развивающие:  1. 2. формулировать выводы;  3. Воспитательныет: 1. 2. 3. демократические ценности. Основные   понятия:   Военный   коммунизм;   национализация;   продразвёрстка;   комбеды; продотряды; трудовая повинность; террор. Ожидаемые результаты: Дальнейшее формирование коммуникативной культуры; Формировать умение оценивать феномен политического террора; Воспитывать   гражданственность,   ориентировать   учащихся   на   гуманистические   и Продолжить формировать умение анализировать исторические документы, тесты; Развивать   умение   анализировать,   аргументировать   собственную   позицию   и Формировать умение организовывать свою работу в группе. • • • • уяснение основных черт политики «военного коммунизма; осмысление и усвоение основных понятий, связанных с изучаемой темой; умение анализировать и высказывать своё мнение; закрепление навыков участия в групповой и самостоятельной работе. 28 Ход урока. I этап. Организационный момент: В начале урока обучающиеся разделяются (произвольно) и   рассаживаются   по   группам.   На   1­м   этапе   для   мотивации   выбора   ставится   учебная проблема, даётся инструкция для работы в группах и объявляются требования к итоговому выступлению групп. II этап. Работа по группам. Ознакомитесь с документами и  текстами. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе. Запишите  на  основные  мероприятия   политики  «военного  коммунизма»  в данном Охарактеризуйте мероприятия  Подготовьтесь к выступлению по плану, в котором охарактеризуете мероприятия, Задание   1   группы.   В   каких   целях   большевики   проводили   мероприятия   «Военного коммунизма» в сельском хозяйстве? На работу в группе отводиться 35 мин(1­4 задание 30 минут, 5 задание – 5 минут). 1. 2. 3. вопросе. 4. • проводимые в рамках политики «военного коммунизма» назовите мероприятия; охарактеризуйте 1­2 мероприятия (по выбору); • • дайте свою оценку данным мерам. Выступление эксперта группы. (5 мин.):  Задание   2   группы.   В   каких   целях   большевики   проводили   мероприятия   «Военного коммунизма» в в прормышленном производстве? На работу в группе отводиться 35 мин(1­4 задание 30 минут, 5 задание – 5 минут). 1. 2. 3. вопросе. 4. 5. проводимые в рамках политики «военного коммунизма» назовите мероприятия; • • • • Задание 3 группы. Какие цели преследовали   большевики в ходе социальной политики в условиях  «Военного коммунизма»? На работу в группе отводиться 35 мин(1­4 задание 30 минут, 5 задание – 5 минут). 1. 2. 3. вопросе. 4. Ознакомитесь с документами и  текстами. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе. Запишите  на  основные  мероприятия   политики  «военного  коммунизма»  в данном Ознакомитесь с документами и  текстами. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе. Запишите  на  основные  мероприятия   политики  «военного  коммунизма»  в данном Охарактеризуйте мероприятия  29 Охарактеризуйте мероприятия  Подготовьтесь к выступлению по плану, в котором охарактеризуете мероприятия, охарактеризуйте 1­2 мероприятия (по выбору); дайте свою оценку данным мерам. Выступление эксперта группы. (5 мин.): Подготовьтесь к выступлению по плану, в котором охарактеризуете мероприятия, 5. проводимые в рамках политики «военного коммунизма» назовите мероприятия; • • • охарактеризуйте 1­2 мероприятия (по выбору); дайте свою оценку данным мерам. Выступление эксперта группы. (5 мин.): Ознакомитесь с документами и  текстами. Выявите и проанализируйте основные направления политики в данном вопросе. Запишите  на  основные  мероприятия   политики  «военного  коммунизма»  в данном Задание 4 группы.  В   каких   целях   большевики   проводили   мероприятия   «Военного   коммунизма»   и   чего достигли: отметьте положительные и отрицательные моменты.? На работу в группе отводиться 35 мин(1­4 задание 30 минут, 5 задание – 5 минут). 1. 2. 3. вопросе. 4. 5. проводимые в рамках политики «военного коммунизма» назовите мероприятия; • • • Охарактеризуйте мероприятия  Подготовьтесь к выступлению по плану, в котором охарактеризуете мероприятия, охарактеризуйте 1­2 мероприятия (по выбору); дайте свою оценку данным мерам. Выступление эксперта группы. (5 мин.): III этап – формулировка выводов, подведение итогов, оценивание. Тема 10.5. Советское общество в 1922­1941 гг. Урок № 130. Практическая работа «Новая экономическая политика большевиков: положительные и отрицательные черты» Опираясь на материал учебника А. Левандовский ИР. §§41,43 заполнить таблицу: Причины НЭПа Методы НЭПа Положительные результаты НЭПа Отрицательные результаты НЭПа Причины отказа от НЭПа 30 Тема 10.5. Советское общество в 1922­1941 гг. Урок   №   133­134.   Практическая   работа   «   Плюсы   и   минусы   коллективизации   и индустриализации» Причины коллективизации Методы коллективизации Причины индустриализации Методы индустриализации Положительные результаты коллективизации Положительные результаты индустриализации Отрицательные результаты коллективизации Отрицательные результаты индустриализации Тема 10.5. Советское общество в 1922­1941 гг. Вариант  I.   Урок   №   136.   Коллоквиум.  Основные   направления   общественно­ политического   и   государственного   развития   СССР   в   20­30   гг.   Работа   в   парах. Вопросы выбираются по желанию. Вопросы для обсуждения. 1. Проанализируйте   сущность   новой   экономической   политики.   Каковы   причины   её свертывания? 2. Дайте   анализ   основных   процессов   в   общественно­политической   жизни   страны   в годы НЭПа. (?) 3. Охарактеризуйте внешнюю политику СССР в 20­е года (цели, основные события, итоги). 4. Каковы были цели, методы и итоги коллективизации в СССР? 5. Почему стал возможен режим личной власти Сталина? Какова была социальная база этого режима? (?) 6. Назовите основные направления финансовой политики в годы НЭПа.  7. Каковы основные итоги новой экономической политики?  8. Какие   принципы   национально­государственного   строительства   были   положены   в основу создания СССР?  9. Назовите основные источники средств для индустриализации в СССР.  10. Каковы причины голода в СССР в 1932­33 годах?  11. Каковы достижения и потери в сфере науки и искусства?. Дополнительный материал. Даты.  Когда в СССР проводилась новая экономическая политика?  1921­1929 гг. Когда проводилась денежная реформа во время НЭПа?  5 февраля – 31 мая 1924 г., однако в реформа денежной системы продолжалось с ноября 1922 года – появления червонца, до его официального утверждения в 24 г. Когда в СССР проводилась массовая коллективизация?  лето 1929 г. – весна 1930 г. (60% всех хозяйств коллективизированы) Назовите годы первой и второй пятилеток?  I пятилетка ­ 1928/29­1932/33 гг., II – 1933­1937 гг. Когда был образован СССР?  30 декабря 1922 года на I съезде Советов. 31 В СССР вошли: РСФСР, УССР, ЮССР, ЗСФСР. В какие годы СССР был членом Лиги Наций?  1934 г. – декабрь 1939 г. Персоналии.  С чьим именем связана разработка и осуществление денежной реформы в годы НЭПа? Общепринято   считать   приписывать   её   проведение   Григорию   Яковлевичу   Сокольникову (Бриллианту),   занимавшему   в  1921­29   гг.  пост   наркома   финансов.   Будучи   постоянным членом РСДРП с 1905 г. получил юридическое образование в Сорбоне. После революции участвовал в переустройстве банковской системы и др. В 21 вошел в коллегию Минфина, с 22 г. нарком финансов, а с 26 – председатель Госплана, с 28 председатель Нефтесиндиката. В 37 осужден, а в 39 погиб в заключении. Однако с мыслями о реформе связывают также с именами Н.И. Бухарина, Л.Б. Красина, а её реализация с Л.Н. Юровским, И.Н. Леонтьевым, А.А. Дзеном, С.С. Меклером. Что вы знаете о Н.И. Бухарине?  Выдающийся советский политик и экономист, в середине 20х стал ярким представителем оппозиции   в   партийной   верхушке,   отражавшей   «бухаринский»,   мягкий   вариант индустриализации,   связанный   с   продолжением   НЭПа   и   достижением   триединой   цели: создание   тяжелой   промышленности,   добровольное   кооперирование   крестьян,   рост благосостояния народа. Однако его концепция была осуждена как «правый уклон», а сам он   и   его   ближайшее   окружение   лишились   в   скором   времени   и   партийных   и государственных постов  Кто такой А. Стаханов?  Алексей Стаханов – донбассский шахтер, который 30 августа 1935 года добыл за смену 102 т. угля вместо 7, прадяа для этого пришлось остановить все остальные работы на этой шахте,   а   всех   работников   использовать   на   вспомогательных   операциях.   Его   имя   дало название   движению   стахановцев,   энтузиастов­ударников   –   живого   воплощения коммунистического лозунга второй пятилетки: «Кадры решают все!» Какой пост занимал в 1930­1939 гг. М.М. Литвинов?  М.М.   Литвинов   занимал   пост   Наркома   иностранных   дел.   Еще   в   20х   участвовал   в переговорах   с   иностранными   державами   относительно   признания   СССР   и   оказания помощи.   В   30е   гг.   представлял   внешнеполитические   интересы   России,   выступая   с инициативами   подобными   всеобщему   разоружению   (32   г.),   а   также   коллективной безопасности   и   связанными   с   этим,   но   не   имевшими   особого   успеха   пактами   о взаимопомощи (Франция, Чехословакия – 35 г.), ненападении. Назовите партийно­советских лидеров из окружения Сталина в 30­е гг.  Кого вы знаете из лидеров оппозиции в ВКП(б) в 1920­е гг.?  Можно   выделять   разные   периоды   существования   оппозиции,   и   в   силу   проводившейся Сталиным политики разделяй и властвуй, состав оппозиционного лагеря менялся. В 23/24 гг.,   во   время   первого   этапа   широко   развернувшейся   борьбы   за   власть   против   Сталина выступил Троцкий и Т.В. Сапронов. Второй этап, возглавлялся Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым,   а  третий   объединил   уже   все   силы   оппозиции   в  лице   Троцкого,  Каменева, Зиновьева,, Сапронова и Шляпникова. Еще одним ключевым для страны процессом стала дискуссия и раскол между сталинской и бухаринской   группой   за   выбор   пути   индустриализации.   Отражавшая   мягкую   позицию 32 бухаринская   группа   включала:   Н.И.   Бухарин,   председатель   СНК   А.И.   Рыков,   М.П. Томский. Термины.  Колхоз ­ коллективное хозяйство или сельскохозяйственная артель – форма объединения крестьянских   хозяйств   с   обобществлением   земли,   скота,   техники,   но   с   сохранением личного подсобного хозяйства, когда результат деятельности становится собственностью колхоза (в отличие, например, от полностью государственных совхозов). Хозрасчет  ­ переход к финансовой самостоятельности с самостоятельным обеспечением ресурсами и сбытом продукции в рамках трестов. Концессия  ­ передача иностранной компании на договорной основе в использование за определенную   плату   предприятий   добывающей/обрабатывающей   отрасли   с   целью улучшения их работы и получения дохода.  Федерация  ­ форма внутренней административно­территориальной организации страны, при   которой   составляющие   её   субъекты   федерации   (регионы,   области,   края)   обладают определенной   самостоятельностью   и   собственными   законами,   не   противоречащими общефедеральным законам, с распределением полномочий между федеративной властью и субъектной. Автономия  ­   выделенное   автономное   объединение   в   составе   федерации   –   автономная республика, или его субъекта – автономная область, имевшее право на собственные законы, преимущественно   относящиеся   к   вопросам   культурных,   национальных   и   религиозных особенностей. Административно­командная   система  ­   совокупность   способов,   методов   и   средств управления страной, при которой основным способом взаимодействия является приказ, а все решения относительно управления страной принимаются на основании Тоталитаризм  ­   феномен   или   характерная   черта   государственной   системы, характеризующаяся   вмешательством   государства   во   все   сферы   жизни   и   деятельности человека, контролем над личностью. Тема 10.5. Советское общество в 1922­1941 гг. Вариант  II.   Урок   №   136   .  Основные   направления   общественно­политического   и государственного развития СССР в 20­30 гг. Методическая цель:  Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории. Обучающая цель:   Изучить   основные   направления   общественно­политического   и   государственного развития СССР в 20­30 гг;  раскрыть сущность формирования культа личности И.В. Сталина;  раскрыть   сущность   формирования   идеологических   основ   советского   общества   и культуры в 1920­х – 1930­х гг. Развивающая цель: 33  формирование   навыков   работы   с   источниками,   установление   причинно­ следственных   связей,   изложение   собственной   позиции,   развитие   монологической речи, ведение диалога. Воспитательная цель:  воспитание нравственной позиции. На уроке проводится коллоквиум. План урока.   1. Коллоквиум.  2. Пояснения к домашнему заданию. Пояснения к теме.  Коллоквиум   по   теме   проводится   в   форме   беседы,   заслушав   первоначально   устные сообщения  учащихся. План беседы:  1. Общеполитическая линия компартии.  2. Общественные организации. Церковь.  3. Новый этап культурной революции.  4. Удар по «спецам».  5. Новый виток внутрипартийной борьбы.  6. «Большой террор».  7. Завершение культурной революции. Тема 11.2. Советский Союз в годы ВОв Практическая работа « Сравнительный анализ готовности к войне ССР и Германии»  Используя Интернет­ресурсы и учебник А. Левандовский ИР.§53 ответить на вопросы: 1. Причины войны. 2. Планы и цели Германии.  3. Планы СССР. Готовность к войне СССР и Германии.  СССР 1.   Развитие   производства   новых   танков   и самолетов, подлодок, но стали поступать гораздо позже 1941 г. 2.   На   начало   войны   перевооружение, закончиться в 1942­1943 гг.   в   армии   проходило   которое   должно   было Германия 1.   Уже   в   30­е   гг   высокоразвитая   военная промышленность   страны   с   привлечением иностранных частных предприятий. 2.   Дополнительный   источник   стратегического сырья   из   завоёванных   стран   и   поставки   СССР. Военная экономика завоёванных стран работала на гитлеровскую армию. 3.Учёные   и   конструкторы   Германии   и завоёванных стран работали на нужды армии. 3.   В   стране   репрессии   против   военных конструкторов (создатель «Катюши» расстрелян в   1937   г.,   Королёв     и   Глушко   арестованы     и мн.др.)   офицерских   кадров   были   40   тыс. 4. ═ репрессированы >снижение профессиональности и инициативности. 5. СССР к началу войны оказался в политической 5. Германии оказывали военную помощь страны 4. квалификация офицерских кадров. 34     Традиционная   подготовка   и   высокая изоляции. 6.   Вмешательство   НКВД   в   деятельность   армии ═ >снижение её боеготовности. 7. Информация о подготовке к войне Германией не принималась к сведению. 8.   На   западной   границе   было   сосредоточено около 2,7 млн. военно­служащих (170 дивизий), 2500   танков,   1540   самолётов,   около   37,5   тыс. орудий и миномётов.     Информированность фашистского блока. 6. Идеологическая подготовка военнослужащих к ведению жестокой воны на Восточном фронте. 7. германского командования   о   состоянии   советской   армии   и стратегических объектах. 8.   На   западной   границе   Германия   вместе   с союзниками против СССР сосредоточила 5 млн. военнослужащих   (190   дивизий   –   70% вооружённых   сил),   4   тыс.   танков,   5   тыс. самолётов,   47   тыс.   орудий   и   миномётов, передвижения   пехоты     применялась   мото­   и автотехника. Тема 11.2. Советский Союз в годы ВОв Конференция. Роль советского тыла и партизанского движения во время Вов. Подготовьте сообщение по теме на выбор: 1. Победа ковалась в тылу 2.Русская православная церковь в годы войны 1. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 2. Мой край в годы ВОВ. 3. Вклад советского тыла в разгром врага в период Великой Отечественной Войны. 4. Представители русской культуры в годы ВОВ. Ответьте на контрольные вопросы. 1.Что означало понятие «единство фронта и тыла»?  2. Известно, что уже в 1942 г. СССР завершил переход на военные рельсы, а к началу зимней кампании 1945 г. превосходил Германию в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках и САУ – более чем в 3 раза, боевых самолетах – в 8 раз. Почему Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста и масштабам военного производства? Свои выводы аргументируйте.  Тема 11.2. Советский Союз в годы ВОв Практическое занятие «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» План: 1. СССР в системе международных отношений накануне и в первый период Второй мировой войны. 2. Великая Отечественная война, характер, этапы, основные события. Истоки победы. 3. Роль антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма. 4.   Послевоенное   устройство   и   поляризация   послевоенного   мира.   Ялтинско­ Потсдамская система международных отношений и передел мира. Литература: 35 1. Ржешевский О. А. Война // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. – М., 1991. 2. Самсонов М. И. Вторая мировая война. – М., 1989. 3.   Кто   был   кто   в   Великой   Отечественной   войне:   Люди.   События.   Факты.   Краткий справочник. – М., 1995. 4. Соколов В. Б. Великая Отечественная война: цена победы. – М., 1991. Методические рекомендации: Обозначить ситуацию в системе международных отношений СССР накануне ВОВ и в её начале: проследить, как изменялось отношение в СССР со стороны европейских стран и стран   Дальнего   Востока.   Во   втором   дать   общую   характеристику   ВОВ:   ключевые моменты военных действий, переломные моменты войны, обозначить, каким образом произошёл   перелом,   благодаря,   каким   факторам.   В   третьем   вопросе   обозначить характер отношений СССР с союзниками и значение открытия  второго фронта для Советской   армии.   В   четвёртом   вопросе   необходимо   рассмотреть   систему международных   отношений,   сложившуюся   после   окончания   войны,   решения международного суда в отношении Германии и обозначить какие события повлекли за собой охлаждение в отношениях между бывшими «союзниками». Домашнее задание: 1. Подготовьте сообщение по теме на выбор: Воронежская область в годы Великой отечественной войны 2.Причины неудач Красной Армии в начальный период войны 3. Маршалы Советского Союза Вов.. 2. Ответьте на контрольные вопросы: 1. Какие цели преследовала Германия в войне с СССР?  2. Было ли нападение Германии неожиданным для руководства страны?  3. На какие этапы подразделяется Великая Отечественная война?  4. Чем была обусловлена победа советских войск под Москвой, одержанная после пяти месяцев   тяжелейших   оборонительных   сражений?   Почему   разгром   фашистов   у   стен Москвы оценивается как начало коренного поворота в ходе войны?  5. Расскажите  об итогах и  уроках Великой Отечественной и второй  мировой  войн. Каковы   их   последствия   для   всего   мира   и   для   нашей   страны?   Чему   учит   трагедия второй мировой войны? Каковы, на Ваш взгляд, основные уроки этой страшной войны? Тема 12.2    Научно­технический прогресс во II –ой половине XX века Используя   Интернет­ресурсы   и   материал   учебника  О.   Волобуев.   ВИ§22, заполнить таблицу Нефтехимия Атомная энергетика 36 Реактивная техника Космос Компьютерные технологии Медицина Генетика Вывод: Основные черты НТР Тема 13.1   СССР 1945­1953 гг.  Урок – семинар «Жертвы государственного террора». Методическая цель:  Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории. Обучающая цель:   раскрыть цели и причины «Большого террора»  раскрыть последствия «Большого террора» Развивающая цель:  формирование   навыков   работы   с   источниками,   установление   причинно­ следственных   связей,   изложение   собственной   позиции,   развитие   монологической речи, ведение диалога. Воспитательная цель:  воспитание нравственной позиции. План урока.  1. Ознакомление с дополнительным материалом с параллельным заслушиванием устных сообщений учащихся. 2. Анализ дополнительного материала (Приложение 1) 3. Обсуждение темы с оформлением выводов. Пояснение к теме.  Начать урок можно с ознакомления учащихся с дополнительным материалом.  (Приложение 1) 1.Учащиеся изучают статистку из приложения и делают выводы. Вывод учащихся с помощью учителя. Как видно из таблицы, всего за 1930—1939 гг. за «контрреволюционные преступления» было осуждено 2 495 199 человек, из них расстреляно—715 260. При этом пик арестов приходится на 1930—1933 гг., когда власть занималась «раскулачиванием» крестьянства, а затем на 1937—1938 гг.— время «большого террора». За эти последние два года было осуждено  1  344  923   человека,  т.  е.  более  половины  общего  числа  за  все   30­е  гг.,  а  к смертной казни приговорены 681 692 человека. Последняя цифра особенно впечатляет, если вспомнить, что за годы политических репрессий с 1921 по 1954 г. к высшей мере наказания было приговорено 786 098 осужденных. 37 К   настоящему   времени   практически   все   эти   люди   полностью   реабилитированы. Государство   таким   образом   официально   признало,   что   они   были   невиновны   в преступлениях, вменявшихся им сталинским режимом. Слово учителя.    По сей день, думая о тех временах, многие мучительно хотят понять — верили   все­таки   современники   в   существование   сотен   тысяч   врагов   или,   задавленные террором,   делали   вид   что   верят?   Были   ли   случаи   открытого   выступления   против преступлений, творимых властью? Факты позволяют положительно ответить на все эти три вопроса. Правда, с одной существенной поправкой: людей первой категории было все­таки подавляющее большинство. 2.   Продолжение работы учащихся с приложением. Вывод учащихся с помощью учителя. Посредством   террора   из   общественно­политической   и   культурной   жизни   страны устранялась   лучшая,   свободомыслящая   часть   нации,   способная   критически   оценивать действительность и происходящие в ней процессы и потому уже одним фактом своего существования   представлявшая   основное   препятствие   на   пути   окончательного утверждения  личной власти И. В. Сталина. Показательно, что среди репрессированных доля лиц с высшим образованием почти втрое превышала общесоюзный уровень. Попутно решались и другие важные для И. В. Сталина задачи. В стремлении сгладить общественную   напряженность   и   раздражение,   противоречие   между   радужными обещаниями и суровой реальностью власти охотно делали из арестованных руководителей разного ранга своего рода «козлов отпущения». Постоянные трудности на производстве и в быту,   все   беды   и   неудачи   списывались   на   их   козни   как   врагов   народа,   предателей, изменивших   идеалам   социализма.   Помимо   этого,   серьезно   ослаблялись   сепаратистские настроения   в   союзных   республиках,   носителями   которых   была   национальная интеллигенция,   сформированная   уже   в   годы   советской   власти.   В   ходе   «чисток»   она понесла   ощутимый   урон,   главным   образом   в   своей   элитной   (научно­гуманитарной   и художественно­творческой) части. «Большой террор», кардинально укрепивший личную власть И. В. Сталина, дорого стоил стране и народу. Был резко ослаблен кадровый потенциал специалистов во всех областях знаний   и   практической   деятельности.   Особенно   болезненно   репрессии   сказались   на боеспособности   Вооруженных   Сил.   И   в   грянувшей   через   несколько   лет   Великой Отечественной   войне   народ   России   заплатил   за   все   преступления   сталинского   режима высокую, небывалую в мировой истории цену.­ 38 Тема 14.2. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Практическая  работа «Локальные конфликты в современном мире» Цель работы: исследовать локальные и  межгосударственные                            конфликты в конце ХХ  ­  начале  ХХ1 веков в                            различных  регионах мира Студент должен  уметь:                 анализировать историческую информацию знать:               сущность и причины локальных, региональных,                межгосударственных конфликтов в конце XX —                начале XXI в.в. Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме практической работы    используя   Интернет­ресурсы,   политических Задание выполняется в парах   в четыре этапа.  Первый этап  1.Найти   определение   понятий,   терминов А) локальный конфликт Б)  региональный конфликт В) межгосударственный конфликт  2. Изучить материалы учебных пособий и интернет – ресурсов по            вопросам:           а) сущность конфликтов           б) причины конфликтов           в) варианты разрешения конфликтов   Второй этап( домашняя работа)    1. Написать доклад по заданной теме и сдать на бумажном          носителе (объем – 2 листа формата А4 Варианты тем для написания докладов 1. Сущность и причины  локальных конфликтов в Азии 2. Сущность и причины  локальных конфликтов в Африке 3. Сущность и причины  локальных конфликтов в Америке 4. Сущность и причины  локальных конфликтов в Европе 5. Сущность и причины  локальных конфликтов в России 6. Сущность и причины  региональных конфликтов в Азии 39 7. Сущность и причины региональных конфликтов в Африке 8. Сущность и причины региональных  конфликтов в Америке 9. Сущность и причины региональных конфликтов в Европе 10. Сущность и причины  региональных конфликтов в России 11. Сущность и причины  межгосударственных конфликтов в Азии 12. Сущность и причины ко межгосударственных конфликтов в Африке 13. Сущность и причины  межгосударственных конфликтов в Америке 14. Сущность и причины межгосударственных конфликтов в Европе 15. Сущность и причины  межгосударственных конфликтов в России   Третий этап 1. Выступления докладчиков. 2. Слушатели заполняют таблицу. участники   Страны локального, межгосударственного конфликта   Причины межгосударственного конфликта локального, Участники урегулирования конфликта Ожидаемый результат конфликта. Четвёртый этап. Ответить на контрольные вопросы, используя полученные знания и Интернет­ресурсы. Контрольные вопросы 1. Назвать основные причины локальных конфликтов 2. Назвать основные причины региональных конфликтов 3. Назвать основные причины межгосударственных конфликтов 4. Каковы общие  причины локальных, региональных,    межгосударственных  конфликтов в Европе? 5. Почему международный терроризм представляет из себя главную угрозу? 6.   Почему   в   последние   десятилетия,   несмотря   на   смягчение   международной обстановки, возникла ситуация «нового международного беспорядка»? В каких формах он проявляется? 7.  Как изменились способы разрешения внутренних и локальных конфликтов? 8.   В   чем   вы   видите   причины   обострения   межэтнических   конфликтов   в   различных странах   мира?   Назовите   очаги   наибольшей   напряженности   в   межнациональных   от­ ношениях. 9. Какие возможности существуют у человечества для того чтобы решить проблему локальных войн? 10.   Какие   внешние   проблемы   представляют   из   себя   угрозу   РФ   на   международной арене? 40 Тема 14.2. Человечество на этапе перехода к информационному обществу.   Практическая   работа   Особенности   духовной   жизни   современного   общества. Российская культура. Поиск ориентиров» Цели:  Охарактеризовать   основные   элементы   культуры   конца   XX­началаХХI века и определить особенности современной культуры. Задание 1.Что сейчас представляет собой культура в современной России и мире? Используя свой опыт, знания, Интернет­ресурсы, заполните таблицу. Особенности структуры современной культуры Элементы Положитель ные   примеры в России Положитель ные   примеры в мире Отрицатель ные примеры Положитель ные   примеры в мире Ваши предложения перемен. Религия. Все   формы,   в которых проявляется народный дух. Искусство. Техника. Наука. Судопроизвод ство. Общественно­ политическое устройство. Экономика. Образование Постановка воспитания. Характер поселений.  Характер работы. 41 Характер одежды. Письменность и язык. Обычаи.  Нравственнос ть. Вывод.  Эталон вывода.Особенности развитиясовременной культуры Формирование   нового   образа  культуры   –   один   из   наиболее   интересных   моментов.   Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой – космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия.   Он  выражается  в   отказе  от  упрощенной   рациональной   схемы   решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем: 1. Желании идти на компромисс. 2. Умении строить диалогические отношения. 3. Признании правомерности существования большинства истин. 4. Принятии чужой культурной самобытности. 5. Критическом анализе собственных действий.  42

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Методические рекомендации по выполнению практических работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018