Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Оценка 4.9
Лабораторные работы
docx
ОБЗР
10 кл—11 кл +1
07.11.2017
Поражающие факторы, причины и последствия пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре в быту и способы эвакуации из горящего здания.
Цель работы: изучить классификацию средств пожаротушения, виды пожаров по месту возникновения, категории помещения по пожароопасности. Виды пожаров по месту возникновения: пожары на транспортных средствах; степные и полевые пожары; подземные пожары в шахтах и рудниках; торфяные и лесные пожары; техногенные пожары (в резервуарах и резервуарных парках, АЭС, электростанциях и т. п.), пожары в зданиях и сооружениях: наружные (открытые), в них хорошо просматриваются пламя и дым; внутренние (закрытые), хар-ся скрытыми путями распространения пламени, домашние пожарыМетодические указания к практической работе
для Знанио.docx
Практическая работа 3
Тема «Средства пожаротушения»
Цель работы: изучить классификацию средств пожаротушения, виды
пожаров по месту возникновения, категории помещения по пожароопасности.
Методическое оснащение: методические рекомендации к выполнению
практической работы, раздаточный материал.
Ход работы
1.Изучите теоретическую часть
Виды пожаров по месту возникновения
пожары на транспортных средствах;
степные и полевые пожары;
подземные пожары в шахтах и рудниках;
торфяные и лесные пожары;
техногенные пожары (в резервуарах и резервуарных парках, АЭС,
электростанциях и т. п.)
пожары в зданиях и сооружениях:
наружные (открытые), в них хорошо просматриваются пламя и дым;
внутренние (закрытые), харся скрытыми путями распространения
пламени.
домашние пожары
Средства тушения пожаров
Для подавления процесса горения можно снижать содержание горючего
компонента, окислителя (кислорода воздуха), снижать температуру процесса
или увеличивать энергию активации реакции горения.
Огнетушащие вещества.
Вода, которая подается в зону горения в виде компактных сплошных струй
или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоёмкостью и теплотой
испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в процессе испарения воды образуется большое количество пара,
который будет оказывать изолирующее действие на очаг пожара.
Воду нельзя применять для тушения рады металлов, их гидридов, карбидов, а
также электрических установок.
Пены являются широко распространенным, эффективным и удобным
средством тушения пожаров.
Порошки. Они могут применяться для тушения пожаров твердых веществ,
различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок,
находящихся под напряжением. Порошки рекомендуют применять в
начальной стадии пожара.
Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от
используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные,
газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили
установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и
дренчерные.
Спринклерная установка – наиболее эффективное средство тушения
обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара.
Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении
температуры в защищаемом объеме выше заданного предела. Вся система
состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и
спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным
расстоянием друг от друга.
Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в
оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной
системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу
автоматического извещателя с помощью контрольно – пускового узла,
размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная
установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь
защищаемый объект.
Первичные средства пожаротушения. К ним относят огнетушители, ведра,
ёмкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.
Огнетушители являются одним из наиболее эффективных первичных
средств пожаротушения. В зависимости от заряжаемого огнетушащего
вещества огнетушители подразделяются на пять видов: водные, пенные,
углекислотные, порошковые.
Пожарная
автоматическая сигнализация Пожарная сигнализация является важной мерой предотвращения крупных
пожаров. Основная задача автоматической пожарной сигнализации –
обнаружение начальной стадии пожара, передача извещения о месте и времени
его возникновения и при необходимости включения автоматических систем
пожаротушения и дымоудаления.
Функционально автоматическая пожарная сигнализация состоит из приёмно –
контрольной станции, которая через сигнальные линии соединена с
пожарными извещателями. Задачей сигнальных извещателей является
преобразование различных проявлений пожара в электрические сигналы.
Приёмно – контрольная станция после получения сигнала от первичного
извещателя включает световую и звуковую сигнализацию и при
необходимости автоматические установки пожаротушения и дымоудаления.
Скорость срабатывания автоматической пожарной сигнализации в основном
определяется скоростью срабатывания первичных извещателей.
Тепловые извещатели по принципу действия разделяются на максимальные,
дифференциальные и максимальнодифференцильные. Первые срабатывают
при достижении определенной температуры, вторые – при определенной
скорости нарастания температуры, а третьи – от любого значительного
изменения температуры. В качестве чувствительных элементов применяют
легкоплавкие замки, биметаллические пластины, трубки, заполненные легко
расширяющейся жидкостью, термопары и т.д. Тепловые пожарные извещатели
устанавливают под потолком в таком положении, чтобы тепловой поток,
обтекая чувствительный элемент извещателя, нагревал его. Тепловые
пожарные извещатели не обладают высокой чувствительностью, поэтому
обычно не дают ложных сигналов срабатывания в случае увеличения
температуры в помещении при включении отопления, выполнения
технологических операций.
Правила пожарной безопасности
Правила пожарной безопасности рекомендуют для общественных зданий
площадью 800 м2 использовать или четыре порошковых огнетушителя марки
ОП5, или два ОП10, или четыре ОУ2, или два ОУ5 в компьютерных
классах, там, где есть электроустановки под напряжением.
Здания образовательных учреждений имеют различную пожарную
устойчивость, низкую пожароустойчивость имеют здания старой постройки,
а также здания с открытыми лестницами. При пожаре продукты горения распространяются вдоль лестниц открытого
типа на верхние этажи здания, затем, образуя зону задымления, спускаются
вниз, заполняя поэтажные коридоры.
Пожарная безопасности в образовательных учреждениях
1) применение мер, направленных прежде всего к предупреждению
возникновения пожара, – мер пожарной профилактики,
2) если пожар уже возник, выполняются мероприятия для его локализации
и полного прекращения (ликвидации) пожара – меры пожарной обороны.
Эти правила остаются обязательными и для борьбы с пожарами в
образовательных учреждениях. Но в силу особенностей объекта для
противопожарной защиты должны быть выработаны и продуманы
специальные мероприятия и способы борьбы.
Для снижения пожарной опасности необходимы следующие меры:
– не разводить костры, не использовать открытый огонь;
– курить только в отведённых местах;
– не ставить автомобили ближе, чем в 15 метрах от здания, так как они
могут мешать подъезду пожарной техники.
– все электроприборы обесточены (штепсельные вилки вынуты из
электрических розеток);
– проходы и пространство у выходов из помещений свободны;
– электроосвещение отключено, автоматическая сигнализация включена;
– первичные средства пожаротушения находились на специально
отведённых для них местах и доступ к ним был свободен;
– запрещается хранить ёмкости с горючими, легковоспламеняющимися
жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях
эвакуации (в коридорах, в лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах
эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических
помещениях;
– запрещается загромождать мебелью, материалами и оборудованием
пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры
эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам
пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим
устройствам;
– запрещается закрывать на труднооткрываемые запоры двери
эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;
–– закрывать двери эвакуационных выходов на запоры. Задание: используя таблицы и схемы объясните выбор огнетушащего средства. Вопросы для самоконтроля и защиты практической работы
1. Практическая часть
Письменно ответьте на вопросы:
1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.
2. Правила безопасного поведения при пожаре в быту и способы эвакуации из
горящего здания.
Сделайте вывод
Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Методические рекомендации при выполнении практического занятия по Охране труда "Средства пожаротушения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.