Методические рекомендации «Работа над темой самообразования»

  • Памятки
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации "Работа над темой самообразования" содержит следующий материал: формы работы с молодыми специалистами по самообразованию; формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических работников учреждения образования; факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию; предварительная работа по выбору темы для работы методического объединения учителей и т.д.
Иконка файла материала Методические рекомендации Работа над темой самообразовния.docx
Методические рекомендации «Работа над темой самообразования» Составитель: Коваленко Г.А. Формы работы с молодыми специалистами по самообразованию:  индивидуальные консультации;  практикумы;  посещение и совместный анализ урока опытного коллеги;  встречи с мастерами педагогического труда;  посещение творческой лаборатории педагога;  анализ педагогических ситуаций;   встречи с психологом;  психологические тренинги;  деловые и ролевые игры;  круглые столы;  участие в работе мастер ­ классов и др. Формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических  работников учреждения образования:  семинары (где подводятся итоги самостоятельной работы педагога);  собеседования;  отчеты по самообразованию;  ведение карт индивидуального развития (портфолио);  участие в методической работе учреждения, района;  мониторинг результативности педагогической деятельности;  аттестация и другие;  заседания методических объединений и творческих групп;  посещение занятий и других форм работы с детьми с целью проверки эффективности  самостоятельной работы педагогов (теоретический уровень, педагогическое мастерство);  коллективные просмотры и др. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию 1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию,  классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость  поиска и анализа новой информации. 2. Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в  год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те  же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит  удовольствие. 3. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на  учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя  как «несовременного человека». 4. Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. 5. Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть  обидно. 6. Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии,  надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации  и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 7. Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелись сам!»Предварительная работа по выбору темы для работы методического объединения учителей:  выявление вопросов (через анкетирование, внутришкольный контроль и т.д.), в решении  которых имеются затруднения;  учет общешкольной педагогической проблемы (на основе анализа деятельности  учреждения);  учет задач, стоящих перед системой образования на современном этапе. Изучение, накопление и обобщение материала по исследуемой теме, его использование в  педагогической деятельности, актуальность и новизна, целесообразность определение темы  на перспективу, сочетаемость с темами самообразования.                 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ 1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с  общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы  основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли  исследовательская работа. 2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной  темой самообразования; этапы проработки материала, какая литература изучалась:  педагогическая, по психологии, методическая и др. 3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как  отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество  знаний учащихся). 4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами отдела образования). 5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта  работы. Что предстоит сделать по их преодолению. 6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе  самообразования. 7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических  уровней, какой вывод сделал педагог о проделанной работе. 8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.                        Алгоритм написания плана по самообразованию 1 Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над  изучением которой работает педагогический коллектив школы. 2 Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении образования. 3 Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения. 3.1. Повышение научно­теоретического и методического уровня педагогов­ организаторов; 3.1.1. Изучение нормативных документов по воспитательной работе; 3.1.2. Изучение методических материалов по теме самообразования; 3.1.3. Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и 3.1.4. Посещение семинаров, методических объединений; 3.1.5. Изучение передового педагогического опыта и практики работы  программ; своих коллег. 3.2. Прохождения курсов повышения квалификации. 3.3. Участие в работе методических объединений, творческих группах с  использованием активных форм занятий. 3.4. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и  программ. 3.4.1. Выступление на семинарах, методических объединениях,  конференциях;3.4.2. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций; 3.4.3. Пути решения проблем; 3.4.4. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными учреждениями воспитания и обучения. 3.5. Самоанализ и самоконтроль. 3.6. Отчеты по самообразованию. 3.6.1. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов­ организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание  авторских проектов или программ и др.); 3.6.2. Создание портфолио педагога. Индивидуальный план по самообразованию на _______ год Учитель ______________________________________________________________ Категория ______________________________________________________________ Учреждение ______________________________________________________________ Образование (когда, какое учреждение закончил)___________________ _____________________________________________________________ Обучение на курсах ____________________________________________________ Когда по какой теме _____________________________________________________________ Индивидуальная тема по самообразованию (допускается разработка плана от 1 до 3 лет)  ______________________________________________________________ Цели и задачи самообразования по теме ________________________________________ Когда начата работа над темой, срок ее завершения_______________________________________ Предполагаемый опыт изучения____________________________________ Изучение передового опыта коллег (сколько посещено уроков, внеклассных  мероприятий)______________________________________ ______________________________________________________________ Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, внеклассные и  внешкольные мероприятия, участие в конференциях и мероприятиях)  _________________________________________________________________________________ Практические выходы (планы – конспекты уроков, мероприятий, доклады, рефераты)  ______________________________________________________________ Когда и где выступал с сообщением о личном педагогическом опыте __________________________ Изучаемая литература по теме ________________________________________ по окончании срока  темы самообразования __________________________________________________________________ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ учителя ____________________________________ за 20__ ­ 20__ уч.г. 1. Литература, изученная по данной  проблеме:_____________________________________________________ 2. Основные направления в работе: а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др. б) выступления на методических объединениях по темам:  ______________________________________________________________ в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы:  ______________________________________________________________ 3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования ____________________________________________________________4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы  по самообразованию: ______________________________________________________________ а) какие методы, формы использовали?  _____________________________________________________________ б) какой результат достигнут?  ______________________________________________________________ 5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию: а) составление каталога литературы  ______________________________________________________________ б) обобщение диагностического материала  _____________________________________________________________ в) выступление на МО, педсовете и т.д.  ______________________________________________________________ г) обобщение опыта ______________________________________________________________ другое________________________________________________________ План по самообразованию на _________________г. Педагог ___________________________________________________________  Тема:____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ №  п/п План  самообразования Используемая  литература Форма отчета Возникшие проблемы. Осуществлялось творческое сотрудничество: с методистом, психологом, научным руководителем, с другими педагогами (подчеркнуть). Нерешенные проблемы:________________________________________ Тема самообразования на следующий год_________________________ работы педагога над индивидуальной научно­методической темой (проблемой) АЛГОРИТМ  1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно­методической работы: 1.1. 1.2. 1.3. ознакомление с литературой; ознакомление с нормативно­правовыми документами; изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования. 2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: 2.1. составление картотеки литературных источников; 2.2. выписки из литературных источников. 3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно­ методической работы: 3.1.обоснование выбора темы; 3.2. актуальность и новизна; 3.3. выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;3.4. формулирование цели и задач работы; 3.5. разработка календарного плана индивидуальной работы. 4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. 5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. 6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно­методической темой  (проблемой), формулирование выводов и предложений. 7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.                         Рекомендации по выбору темы по самообразованию        В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация  дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития.  Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно  организованная работа по самообразованию. Цели самообразования: 1.   повышение профессиональной компетентности; 2. расширение педагогических и психологических знаний углубление знаний по методике учебных предметов; 3. овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики; 4. повышение общего культурно уровня учителя.  Для молодых специалистов: 1. адаптация педагогической деятельности,  2. осознание целей и ценностей личностно­ориентированной модели воспитания;  3. обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.  Для учителей, которые работают больше 5 лет:        1. усвоение технологического цикла профессиональной деятельности; 2. овладение способами проектирования и программирования учебно­воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;  3. формирование умений анализировать научно­методическую литературу; 4. применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творческих учителей: 1. актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций  развития психолого­педагогической науки;  2. проявление творческого потенциала педагога;  3. развитие исследовательской деятельности. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию: 1. актуальность; 2. учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; 3. тесная связь с конкретными научено­педагогическими исследованиями и рекомендациями, с  педагогическим опытом других учреждений.  Функции самообразования: 1. компенсация недостатков полученного образования; 2. постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям; 3. непрерывное развитие творческого потенциала личности. Традиционные методы самообразования 1. Самостоятельная работа с литературой:­ знание источника информации; ­ умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать; ­ оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и  практической деятельности; 2. Самостоятельные тренинги и упражнения. 3. Самостоятельные практические задания: ­ разработка заданий для дальнейшего самообразования; ­ шлифовка профессиональных качеств; ­ проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и  полученной информации. 4. Отношение: ­ с коллегами; ­ получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы  района, научных сотрудников. ^                               ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ                               КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ 1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника. 2. Формирование экологической культуры личности. 3. Экологическое воспитание в семье. 4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при  переходе из начальной школы в среднюю). 5. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям  жизнедеятельности в новом коллективе. 6. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей  старшеклассников. 7. Нравственное воспитание школьников. 8. Этический диалог как форма нравственного воспитания. 9. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической  культуры. 10. Культурологический подход к воспитанию. 11. Формирование творческой личности. 12. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и  разноконфессиональной среде. 13. Воспитание культуры межнационального общения: 14. Социально­педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя). 15. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка. 16. Социально­педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с  неблагополучными семьями. 17. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации. 18. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий. 19. Научно­методические подходы к организации полового воспитания учащихся. 20. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности 21. Организация работы с одаренными детьми. 22. Личностно­ориентированный подход к воспитанию. 23. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития. 24. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время. 25. Воспитательная система класса. 26. Организация коллективной творческой деятельности учащихся. 27. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной  деятельности 28. Активные формы работы с воспитанниками.29. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время. 30. Технология индивидуальной работы с учащимися. 31. Самоуправление в классе. 32. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе. 33. Формирование национального самосознания школьников. 34. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа. 35. Туристско­краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного  руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю. 36. Самовоспитание школьников. 37. Формирование коммуникативной компетентности учащихся. 38. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников. 39. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время. 40. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений. 41. Подготовка учащихся к семейной жизни. 42. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений. 43. Диагностический инструментарий классного руководителя. 44. Психолого­педагогический ключ к пониманию личности школьника. 45. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива. 46. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников. 47. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения. 48. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде. 49. Формирование правовой культуры старшеклассников. 50. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников. 51. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений. 52. Традиции детского коллектива. 53. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа). 54. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями­предметниками. 55. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению  личности воспитанников. 56. Изучение уровня воспитанности школьников. 57. Игра как важное средство воспитания школьников. 58. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников. 59. Художественно­эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального,  изобразительного искусства, художественной литературы. 60.Художественно­эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.