Методические рекомендации "Работа над темой самообразования" содержит следующий материал: формы работы с молодыми специалистами по самообразованию; формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических работников учреждения образования; факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию; предварительная работа по выбору темы для работы методического объединения учителей и т.д.
Методические рекомендации «Работа над темой самообразования»
Составитель: Коваленко Г.А.
Формы работы с молодыми специалистами по самообразованию:
индивидуальные консультации;
практикумы;
посещение и совместный анализ урока опытного коллеги;
встречи с мастерами педагогического труда;
посещение творческой лаборатории педагога;
анализ педагогических ситуаций;
встречи с психологом;
психологические тренинги;
деловые и ролевые игры;
круглые столы;
участие в работе мастер классов и др.
Формы контроля за самообразовательной деятельностью педагогических
работников учреждения образования:
семинары (где подводятся итоги самостоятельной работы педагога);
собеседования;
отчеты по самообразованию;
ведение карт индивидуального развития (портфолио);
участие в методической работе учреждения, района;
мониторинг результативности педагогической деятельности;
аттестация и другие;
заседания методических объединений и творческих групп;
посещение занятий и других форм работы с детьми с целью проверки эффективности
самостоятельной работы педагогов (теоретический уровень, педагогическое мастерство);
коллективные просмотры и др.
Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию
1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию,
классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость
поиска и анализа новой информации.
2. Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в
год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те
же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит
удовольствие.
3. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на
учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя
как «несовременного человека».
4. Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к
конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
5. Общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть
обидно.
6. Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии,
надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации
и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
7. Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелись сам!»Предварительная работа по выбору темы для работы методического объединения
учителей:
выявление вопросов (через анкетирование, внутришкольный контроль и т.д.), в решении
которых имеются затруднения;
учет общешкольной педагогической проблемы (на основе анализа деятельности
учреждения);
учет задач, стоящих перед системой образования на современном этапе.
Изучение, накопление и обобщение материала по исследуемой теме, его использование в
педагогической деятельности, актуальность и новизна, целесообразность определение темы
на перспективу, сочетаемость с темами самообразования.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ
1. Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с
общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы
основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли
исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной
темой самообразования; этапы проработки материала, какая литература изучалась:
педагогическая, по психологии, методическая и др.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как
отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество
знаний учащихся).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами отдела образования).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта
работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе
самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических
уровней, какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.
Алгоритм написания плана по самообразованию
1 Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над
изучением которой работает педагогический коллектив школы.
2 Постановка целей и задач, соответствующих целям воспитательной деятельности в учреждении
образования.
3 Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.
3.1. Повышение научнотеоретического и методического уровня педагогов
организаторов;
3.1.1. Изучение нормативных документов по воспитательной работе;
3.1.2. Изучение методических материалов по теме самообразования;
3.1.3. Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и
3.1.4. Посещение семинаров, методических объединений;
3.1.5. Изучение передового педагогического опыта и практики работы
программ;
своих коллег.
3.2. Прохождения курсов повышения квалификации.
3.3. Участие в работе методических объединений, творческих группах с
использованием активных форм занятий.
3.4. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и
программ.
3.4.1. Выступление на семинарах, методических объединениях,
конференциях;3.4.2. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;
3.4.3. Пути решения проблем;
3.4.4. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными
учреждениями воспитания и обучения.
3.5.
Самоанализ и самоконтроль.
3.6. Отчеты по самообразованию.
3.6.1. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов
организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание
авторских проектов или программ и др.);
3.6.2. Создание портфолио педагога.
Индивидуальный план по самообразованию на _______ год
Учитель ______________________________________________________________
Категория ______________________________________________________________
Учреждение ______________________________________________________________
Образование (когда, какое учреждение закончил)___________________
_____________________________________________________________
Обучение на курсах ____________________________________________________
Когда по какой теме _____________________________________________________________
Индивидуальная тема по самообразованию (допускается разработка плана от 1 до 3 лет)
______________________________________________________________
Цели и задачи самообразования по теме ________________________________________
Когда начата работа над темой, срок ее завершения_______________________________________
Предполагаемый опыт изучения____________________________________
Изучение передового опыта коллег (сколько посещено уроков, внеклассных
мероприятий)______________________________________
______________________________________________________________
Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, внеклассные и
внешкольные мероприятия, участие в конференциях и мероприятиях)
_________________________________________________________________________________
Практические выходы (планы – конспекты уроков, мероприятий, доклады, рефераты)
______________________________________________________________
Когда и где выступал с сообщением о личном педагогическом опыте __________________________
Изучаемая литература по теме ________________________________________ по окончании срока
темы самообразования __________________________________________________________________
ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
учителя ____________________________________ за 20__ 20__ уч.г.
1. Литература, изученная по данной
проблеме:_____________________________________________________
2. Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.
б) выступления на методических объединениях по темам:
______________________________________________________________
в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы:
______________________________________________________________
3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования
____________________________________________________________4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы
по самообразованию: ______________________________________________________________
а) какие методы, формы использовали?
_____________________________________________________________
б) какой результат достигнут?
______________________________________________________________
5. В каком направлении будут продолжать работу по самообразованию:
а) составление каталога литературы
______________________________________________________________
б) обобщение диагностического материала
_____________________________________________________________
в) выступление на МО, педсовете и т.д.
______________________________________________________________
г) обобщение опыта ______________________________________________________________
другое________________________________________________________
План по самообразованию на _________________г.
Педагог ___________________________________________________________
Тема:____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№
п/п
План
самообразования
Используемая
литература
Форма
отчета
Возникшие
проблемы.
Осуществлялось творческое сотрудничество: с методистом, психологом, научным руководителем, с
другими педагогами (подчеркнуть).
Нерешенные проблемы:________________________________________
Тема самообразования на следующий год_________________________
работы педагога над индивидуальной научнометодической темой (проблемой)
АЛГОРИТМ
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научнометодической работы:
1.1.
1.2.
1.3.
ознакомление с литературой;
ознакомление с нормативноправовыми документами;
изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
2.1. составление картотеки литературных источников;
2.2. выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно
методической работы:
3.1.обоснование выбора темы;
3.2. актуальность и новизна;
3.3. выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;3.4. формулирование цели и задач работы;
3.5. разработка календарного плана индивидуальной работы.
4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научнометодической темой
(проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Рекомендации по выбору темы по самообразованию
В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация
дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития.
Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно
организованная работа по самообразованию.
Цели самообразования:
1. повышение профессиональной компетентности;
2. расширение педагогических и психологических знаний
углубление знаний по методике учебных предметов;
3. овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
4. повышение общего культурно уровня учителя.
Для молодых специалистов:
1. адаптация педагогической деятельности,
2. осознание целей и ценностей личностноориентированной модели воспитания;
3. обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.
Для учителей, которые работают больше 5 лет:
1. усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
2. овладение способами проектирования и программирования учебновоспитательного процесса с
целью повышения его эффективности;
3. формирование умений анализировать научнометодическую литературу;
4. применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих учителей:
1. актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций
развития психологопедагогической науки;
2. проявление творческого потенциала педагога;
3. развитие исследовательской деятельности.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
1. актуальность;
2. учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
3. тесная связь с конкретными наученопедагогическими исследованиями и рекомендациями, с
педагогическим опытом других учреждений.
Функции самообразования:
1. компенсация недостатков полученного образования;
2. постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;
3. непрерывное развитие творческого потенциала личности.
Традиционные методы самообразования
1. Самостоятельная работа с литературой: знание источника информации;
умение находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;
оперативно определять ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и
практической деятельности;
2. Самостоятельные тренинги и упражнения.
3. Самостоятельные практические задания:
разработка заданий для дальнейшего самообразования;
шлифовка профессиональных качеств;
проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и
полученной информации.
4. Отношение:
с коллегами;
получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы
района, научных сотрудников.
^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ
1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.
2. Формирование экологической культуры личности.
3. Экологическое воспитание в семье.
4. Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при
переходе из начальной школы в среднюю).
5. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям
жизнедеятельности в новом коллективе.
6. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей
старшеклассников.
7. Нравственное воспитание школьников.
8. Этический диалог как форма нравственного воспитания.
9. Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической
культуры.
10. Культурологический подход к воспитанию.
11. Формирование творческой личности.
12. Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и
разноконфессиональной среде.
13. Воспитание культуры межнационального общения:
14. Социальнопедагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).
15. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.
16. Социальнопедагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с
неблагополучными семьями.
17. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.
18. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
19. Научнометодические подходы к организации полового воспитания учащихся.
20. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности
21. Организация работы с одаренными детьми.
22. Личностноориентированный подход к воспитанию.
23. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.
24. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.
25. Воспитательная система класса.
26. Организация коллективной творческой деятельности учащихся.
27. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной
деятельности
28. Активные формы работы с воспитанниками.29. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
30. Технология индивидуальной работы с учащимися.
31. Самоуправление в классе.
32. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.
33. Формирование национального самосознания школьников.
34.
Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.
35. Туристскокраеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного
руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.
36. Самовоспитание школьников.
37. Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
38. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.
39. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.
40. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.
41. Подготовка учащихся к семейной жизни.
42. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.
43. Диагностический инструментарий классного руководителя.
44. Психологопедагогический ключ к пониманию личности школьника.
45. Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.
46. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.
47. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.
48. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.
49. Формирование правовой культуры старшеклассников.
50. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
51. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.
52. Традиции детского коллектива.
53. Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).
54. Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителямипредметниками.
55. Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению
личности воспитанников.
56. Изучение уровня воспитанности школьников.
57. Игра как важное средство воспитания школьников.
58. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.
59. Художественноэстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального,
изобразительного искусства, художественной литературы.
60.Художественноэстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.