В методическом сборнике представлены рекомендации педагогам по организации и этапам работы по самообразованию, как выбрать тему, какие проблемы возникают при её выборе и какие пути решения существуют для их решения. Подробно описаны все этапы работы над темой по самообразованию и формах работы.Методические рекомендации педагогам по самообразованию.
брошюра самообразование.docx
2015
Самообразовани
е педагога
дополнительного
образования
Методические рекомендации
Данный сборник содержит рекомендации по
организации и этапам работы по
самообразованию . Методические материалы
адресованы педагогам дополнительного
образования.
Составитель: Пристинская О.В.,
методист МКУ ДО
«Дома детского творчества»
г.Новопавловска
1 Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях!..
Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по
расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в
свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной
деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу
самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать
больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно,
потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются
временные этапы, углубляются и даже меняются представления об
окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у
педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта
способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации,
анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности
коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию,
не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще
всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников
информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление
инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно
быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы,
побуждающие педагога к самообразованию:
• Планирование целостного воспитательного воздействия, включенного в
воспитательную систему УДО.
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно
образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у
педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
2 • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек
не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию,
читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа
должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и
педагогики).
• Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога
как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский
сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим»
или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение
аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и
правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства
педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелится сам!»
Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли
он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников,
использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и
собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их
искать?
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
• Литература (методическая, научнопопулярная, публицистическая,
художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Платные курсы.
• Семинары и конференции.
• Мастерклассы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
• Курсы повышения квалификации.
3 Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и
проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме
самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период
– 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом
индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны
с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на
достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его
затруднений по какомулибо направлению работы или в соответствии со
сферой его интересов. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют
навыками самостоятельной работы.
Наиболее часто возникают следующие проблемы:
• не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её
актуальность;
• не могут правильно сформулировать тему самообразования;
• при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в
правильном выборе;
• при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить
прочитанный материал;
• не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:
Возможная
проблема
Пути решения
Не могут
определиться с
темой
самообразования.
•
Выделите из многообразия проблем, которые
вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов
диагностики, анализа работы) ту, которая является для
Вас главной и решение которой могло бы дать
устойчивый положительный результат.
•
Определите актуальность данной проблемы,
перспективность и практическую значимость для
повышения образовательного процесса.
4 Формулируйте темы по схемам:
• ЧТОТО как условие развития ЧЕГОЛИБО;
• ЧТОТО как средство формирования ЧЕГОЛИБО;
•
Использование ЧЕГОЛИБО как средство (или
условие) развития (или формирования, воспитания,
становления) ЧЕГОТО.Например: «Сюжетноролевая
игра как средство развития коммуникативных
способностей детей младшего школьного возраста».
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на
условия, в которых он изучается:
Изучаемый
процесс
Предмет
исследования
Условия
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние
Познавательные
способности
Познавательная
активность
Умение чтото
делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
На экскурсиях в
природу
В процессе
изучения чего
либо
В процессе
знакомства с чем
либо
В игровой
деятельности
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно
изучать сегодня, насколько она важна и значима для
практики обучения,
воспитания и развития
обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов,
затрагивать региональные особенности.
Подбор литературы осуществляйте следующим
образом:
• просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает
общее представление о замысле книги, делает чтение
осмысленным и целенаправленным;
• ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что
5
Не могут правильно
сформулировать
тему
самообразования,
выделить ее
актуальность.
При подборе
литературы
теряются в ее
изобилии.
Затрудняются в
правильном выборе При работе с
методической
литературой не
могут глубоко
осмыслить
прочитанный
материал
Не могут
сформулировать
цель и задачи
работы
мне нужно, изучив оглавление содержания?
С чего начать изучение подобранной литературы:
пользуйтесь справочниками,
словарями,
• начните с изучения традиционных методик по данной
проблеме;
• изучите современные взгляды на проблему;
• используйте опыт других педагогов.
• по мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли,
суждения;
• записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в
собственной формулировке, используя различные
приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли,
факта, выделяйте главное для себя условным символом;
• записывайте вопросы, которые возникают по мере
ознакомления с источником;
•
раскрывающими основные термины и понятия.
Цель – это то, что необходимо получить или показать в
результате
работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования
познавательных способностей детей дошкольного
возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих
игр в формировании познавательных способностей
детей
возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы
подтвердить
предположение?
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности
исследования
Изучить, исследовать,
проанализировать,
рассмотреть, обосновать,
объяснить, разработать,
экспериментально
проверить, доказать,
апробировать.
Условия, факторы,
подходы, роль, значение,
место, средства,
возможности,
целесообразность, приемы,
технологии, рекомендации.
Частичный предмет
исследования
дошкольного
6 Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно
ознакомительный).
Включает в себя:
• Изучение научнометодической и учебнометодической литературы.
• Изучение периодической печати.
• Посещение библиотек.
• Знакомство с работами других педагогов.
• Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по
теме.
2. Практический этап.
На данном этапе педагог может:
• Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
• Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
• Разработка конспектов занятий.
• Разработать рекомендации, памятки для педагогов и
родителей.Подготовить консультации по теме.
• Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу
программы – составление календарно – тематического плана и подбор
методов, приемов для развития обучающихся.
• Разработать проект.
• Разработать опросники для диагностирования обучающихся.
• Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает
педагог.
• Создать собственные методические пособия, атрибуты.
• Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
• Презентация проекта.
• Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по
обмену и обобщению педагогического опыта.
• Мастер – классы.
• Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».
• Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ,
методических пособий.
• Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме
самообразования (проблеме).
• Неделя педагогического мастерства.
7 • Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
• Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет
пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и
детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со
стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и
найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с
обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и
исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается
потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических
знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и
прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий
потенциал.
Рекомендации педагогу по самообразованию
• создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду;
• поддерживайте связь с творческими людьми;
• расширяйте свой кругозор – читайте;
• путешествуйте;
• развлекайтесь, играйте и шутите;
• приобщайтесь к искусству;
• используйте современные технологии.
Список литературы:
1. Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного
образования как личностная траектория его профессиональной карьеры //
Внешкольник. – 2007. №3. – с.1718.
2. Алексеев С.А. Внутренний механизм «самости» личностных качеств
учителя в процессе непрерывного образования //Учитель в школе.2009.№2.
с.120123.
3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога // Директор
8 школы. 2008. №5. – с.169.
4. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор
повышения качества образования //Учитель в школе.2009.№2. с.124126.
5. Новокшонова М. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. –
2005. №3. – с.69 – 73.
6. Проказа А.Т. Педагогическая проблема «Самости» и её реализация
//Педагогическое образование и наука.2005.№3. – с.54 – 57.
7. Словарь – справочник в дополнительном образовании детей / Сост.
Л.Н.Буйлова, И.А.Дрогов и др. – М: ЦРСДОД, 2002.
8. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие
личности будущего специалиста // Педагогика.2003.№2. – с.42 – 47.
9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.