Методические рекомендации "Технология подготовки открытого занятия"

  • Документация
  • docx
  • 18.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данные методические рекомендации посвящены открытому занятию, и выбор этой темы не является случайным. В современной системе подготовки спортсменов изменяются организационно-методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые средства и технологии обучения, обновляется и модернизируется материально-техническое обеспечение спортивной деятельности, но тренировочное занятие остается главной формой подготовки спортсменов различной квалификации. Эта форма определяет социальный и педагогический статус спортивной школы, роль и место в становлении, развитии и тренера-преподавателя, и обучающихся. С одной стороны с занятия начинается тренировочный процесс в спортивной школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и воспитательного процессов. Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников в ДЮСШ через использование такой формы, как открытое занятие.
Иконка файла материала занятие.docx
Министерство образования и науки Оренбургской области Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско­юношеская спортивная школа» Гайского городского округа Оренбургской области «Технология подготовки открытого занятия» (методические рекомендации) подготовил: ст. инструктор­методист Черкасова Татьяна Николаевнаг.Гай,2016 Введение Данные методические рекомендации посвящены открытому занятию, и выбор этой темы не является случайным. В   современной   системе   подготовки   спортсменов   изменяются организационно­методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые   средства   и   технологии   обучения,   обновляется   и   модернизируется материально­техническое   обеспечение   спортивной   деятельности,   но тренировочное   занятие   остается   главной   формой   подготовки   спортсменов различной квалификации. Эта форма определяет социальный и педагогический статус спортивной школы,   роль   и   место   в   становлении,   развитии   и   тренера­преподавателя,   и обучающихся. С   одной   стороны   с   занятия   начинается   тренировочный   процесс   в спортивной школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и воспитательного процессов. Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения   уровня   профессиональной   квалификации   педагогических работников   в   ДЮСШ   через   использование   такой   формы,   как   открытое занятие. Открытое   занятие   представляет   собой   одну   из   старейших   форм методической работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое ритуальное действо, появился формализм этих занятий. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации и   проведения   открытых   занятий   как   эффективной   формы   повышения педагогического профессионализма тренеров­преподавателей. Поэтому нами была   определена   основная   цель   составления   методических   рекомендаций, которая   заключается   в   оказании   методической   помощи   тренерам­ преподавателям и инструкторам­методистам в подготовке открытых занятий. В   методических   рекомендациях   будет   раскрыта   вся   технологическая цепочка проведения открытых занятий в целостной педагогической системе спортивной   школы.   Особое   внимание   будет   уделено   методическому обеспечению   подготовки   присутствующих   на   открытом   занятии   тренеров­ преподавателей   или   методистов.   Так   как   участниками   открытых   занятий (тренер­преподаватель, подготовивший занятие, и коллеги, присутствующие на   нем)   равноправные   субъекты   в   деятельности   «учение­обучение»,   т.е. одновременно   обучаются   и   те   и   другие,   что   способствует   повышению профессионального уровня всех участников открытых занятий.   Общая характеристика открытого занятияОткрытые занятия представляют собой одну из давно применяющихся форм проведения методической работы, как для внутришкольной, так и для муниципальной   службы   образования.   Для   более   детальной   проработки данного вопроса необходимо определиться, что представляет собой занятие в системе образования. Занятие, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному   рамками   применения   отрезку   образовательного   процесса,   в котором   работа   проводится   с   постоянным   составом   обучающихся.   Ему присуща следующая совокупность признаков: —   наличие   определенных   образовательных,   воспитательных развивающих целей и задач; —   отбор   в   соответствии   с   поставленными   целями   конкретного учебного материала и уровней его усвоения; —  достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения; —  организация соответствующей деятельности обучающихся. Целью открытого занятия является показ передовых форм и методов учебно­воспитательного   процесса,   анализ   дидактической   эффективности использования средств обучения и развития, обобщения приемов организации и контроля качества учебно­воспитательного процесса. Задачей тренера, демонстрирующего открытое занятие, является оценка эффективности   применяемых   технологий,   методов,   совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно­воспитательной   работы.   Для   проведения   открытого   занятия   может использоваться любой вид занятий по различным формам обучения. Опираясь на анализ научно­методической литературы можно выделить следующие основные цели открытых занятий в ДЮСШ: — повышение квалификации (тех, кто пришел на занятие); — экспертиза коллегами экспериментальной методики; —   обобщение   и   распространение   передового   опыта   по   обучению   и развитию обучающихся; —   саморазвитие   тренера­преподавателя,   стремление   к   собственному повышению   квалификации   (когда   мнение   коллег,   замечания,   предложения становятся инструментом развития преподавателя). Вся процедура проведения открытого занятия условно делится на три этапа: — предварительный этап; — этап непосредственного проведения занятия; — заключительный этап. Далее по тексту будет представлен каждый этап с последовательными действиями, что и характеризует технологичность всего процесса проведения открытого занятия.Подготовка открытого занятия В   начале   учебного   года   составляется   график   проведения   открытых занятий в каждом отделении ДЮСШ. Инструткор­методист составляет единый график проведения открытых занятий, который доводится до сведения педагогов. К проведению открытых занятий могут привлекаться не только опытные и творческие тренеры­преподаватели, но и молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки. Организующему открытое занятие необходимо четко знать требования, предъявляемые   к   занятиям.   Следует   применять   только   основательно проверенные педагогические средства, методы, приемы. После решения вопроса – какой опыт, и каких преподавателей будет изучаться   на  открытых   занятиях  –  определяется  конкретная  методическая цель каждого открытого занятия, т.е. то, что должен он дать приглашенным тренерам. Методическая цель может быть как общей, так и частной. Общая   цель   формулируется   как   обобщение   использования   опыта работы тренера на занятии, а частная цель – изучение отдельных наиболее удачных приемов, средств обучения и развития. Кроме   того,   цель   может   дифференцироваться   в   зависимости   от назначения   открытого   занятия:   стремление   преподавателя   к   собственному повышению квалификации или распространение собственного опыта. Для   целенаправленного   наблюдения   за   ходом   открытого   занятия присутствующие преподаватели также должны определить цель посещения. Ниже представлены примеры методических целей открытых занятий и цели посещения занятий. Методическая цель открытого занятия 1:  Обобщить работу по организации обучения техническому элементу на начальном этапе. Цель посещения 1: Изучить   специфику   работы   тренера   по   обучению   техническому элементу. Основные аспекты посещения открытого занятия: Место   технического   элемента   в   подготовке   спортсмена   в   избранном виде спорта. Правильность и четкость постановки задач на занятии. Средства, методы и методические приемы с учетом подготовленности занимающихся. Анализ преподавателем качества выполнения технического элемента и его оценка.Методическая цель открытого занятия 2:  Освоить   методику   учета   и   контроля   адекватности   нагрузки   на предварительном этапе. Цель посещения 2:  Проанализировать эффективность деятельности преподавателя по осуществлению учета и контроля адекватности нагрузки занимающихся на занятии. Основные аспекты посещения открытого занятия: Формы учета и контроля адекватности нагрузки. Использование дифференцированного подхода к занимающимся. Объективность и информативность методов контроля. Активизация   самостоятельной   деятельности   и   самоконтроля занимающихся на занятии. Методическая цель открытого занятия 3:  Обобщение   опыта   по   организации   занятия   с   использованием технических средств обучения. Цель посещения 3.  Изучить   организацию   занятия   с   использованием   технических средств обучения. Основные аспекты посещения открытого занятия: Разновидности использованных методов обучения с учетом специфики занятия. Направленность ТСО на занятии. Методические приемы преподавателя по решению основных задач. Формы организации деятельности обучающихся на занятии. Методические особенности построения занятия. В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства. При   подготовке   к   открытому   занятию   педагог   должен   использовать современную информацию,  подобрать материалы из периодической, научно­ технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п. К   открытому   занятию   необходимо   составить   план­конспект   (проект) занятия   с   рациональным   распределением   времени   занятия   и   указаниями деятельности воспитанников и педагога на каждом этапе открытого занятия. План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается с инструктором­методистом. На   предварительном   этапе   тренер­преподаватель   разрабатывает   не только план­конспект, но и информационный проспект занятия (приложение 1).В   проспекте   обозначается   дата   и   место   проведения;   тема   занятия; информация о группе воспитанников (название группы, возраст, спортивная квалификация), но самое главное – цель занятия. Ведь педагог приглашает коллег  для того,  чтобы продемонстрировать   свои педагогические  находки, свой опыт, а приглашенные – для того, чтобы поучиться, поэтому главное – сформулировать   те   научные   и   методические   новшества,   которые   будут положены в основу предстоящего открытого занятия. К   открытому   занятию   педагог   должен   подготовить   краткую характеристику   группы,   где   будет   проводиться   занятие,   и   обоснование проекта предстоящего занятия (приложение 2). Проект   занятия   отражает   вопросы   организации   и   методики   учебно­ тренировочного   процесса   на   занятии   (приложение   2).   Характеризуя предстоящее занятие, преподаватель  указывает, как он учитывал те или иные особенности группы при конструировании проекта. Форма   представления   проекта   вариативная   и   определяется   самим педагогом.   Как   правило,   в   проекте   обозначаются   следующие   ключевые моменты: —   место   занятия   в   системе   подготовке   или   программы,   его   цели, содержание материала, формы организации, обосновывая свой выбор; —   информация   о   структуре   занятия,   расходе   времени   на   различных этапах, средствах и методах, запасных методических вариантах; —   прогнозирование   возможных   действий,   реакции   воспитанников, возможных результатов. Информация о проекте предстоящего занятия может быть представлена в печатном виде до начала занятия, главное – познакомить присутствующих с обоснованием своих действий. Рекомендуется по возможности более или менее четко определить, что представляет проект с точки зрения известных путей рождения новшеств: — это модификация своего прежнего опыта; — заимствование и применение в новых условиях кем­то созданного опыта; — использование научных разработок ученых; —   научно­обоснованного результат     и   методически инструментированного эксперимента. Часто обоснование проекта вызывает вопросы, в любом случае ответы должны быть аргументированы. Подготовленный   и   оформленный   проект   (методическая   разработка) занятия   после   рассмотрения   на   заседании   научно­методического   совета сдается в методический кабинет.     Проведение открытого занятияЗа одну неделю до проведения занятия педагог или методист ставит в известность о проведении открытого занятия. Приглашенные   входят   в   зал   до   начала,   занимают   заранее  подготовленные   места,   выбранные   так,   чтобы   меньше   отвлекать   внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и занимающихся. Перед проведением занятия преподаватель знакомит коллег с группой. Характеристика   состава   группы,   уровня   подготовленности   (уровень физической   и   теоретической   подготовленности),   реальных   возможностей занимающихся. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий   занятие,   достигает   поставленной   цели;   с   помощью   каких методических приемов и средств обучения реализует требования программы; каковы результаты его деятельности. Результаты   наблюдений   отражаются   в   бланке   «Лист   наблюдений открытого занятия» (приложение 3). Общее обсуждение открытого занятия проводит заместитель директора по УВР или ответственное лицо за подготовку занятия. Цель   обсуждения   —   оценка   правильности   постановки   занятия, целесообразность   выбранных   методов   и   средств,  помощь   педагогу   увидеть отдельные   методические   приемы,   их   эффективность   с   точки   зрения поставленных задач. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных   моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности: — тренер, проводивший занятие; — приглашенные; — методисты; —   представитель   администрации,   ответственный   за   методическую работу; — тренер, проводивший занятие. Первое   слово   предоставляется   тренеру,   который   проводил   открытое занятие. Анализ своего занятия — это мысленное разложение проведенного занятия на его составляющие с глубоким проникновением   в   из   сущность,   задачи    с    целью    оценить    конечный    результат    своей    деятельности   путем    сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Тренер должен четко раскрыть цели и задачи занятия, обосновать выбор методов   и   средств,   качество   их   применения,   сообщить   критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление   педагога   должно   помочь   присутствующим   понять   его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.Выступающие   должны   детально   разобрать   достоинства   и   недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических и специальных принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных и словесных методов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы. В   заключении   выступают   методист   и   представитель   администрации. Они   подводят   итоги   обсуждения,   отмечают,   что   было   упущено присутствующими,   дают   оценку   приемам   и   методам,   использованным   на занятии,   отмечают   глубину   раскрытия   поставленной   методической   цели открытого   занятия   и   делают   вывод   о   целесообразности   использования представленного опыта. При   анализе   открытого   занятия   все   выступающие   должны   оценить воспитательную, развивающую, обучающую роль занятия, его значение. Тон обсуждения   должен   быть   деловой   и   доброжелательный.   Необходим   живой обмен   мнениями,   дискуссия,   которые   вызывают   не   только   желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе. После   выступления   присутствующих   слово   вновь   предоставляется педагогу,   проводившему   открытое   занятие.   Он   отмечает,   какие   замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. Обсуждение  и  подведение  итога фиксируется  в протоколе  заседания тренерского   совета,   который   проводится   после   проведения   открытого занятия.   Список использованной литературы: 1. Конаржинский   Ю.А.   Анализ   урока.   –   М.:   Центр   «Педагогический поиск», 2003. – 336с. 2. Подласый   И.   П.   Педагогика:   Новый   курс:   Учебник   для   студентов Высших Учебных Заведений: − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. − 576 с. 3. Прибыткова Г.К. Требования по подготовке и проведению открытого мероприятия: Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. − 51с. 4. Чучалина   А.И.   Открытое   занятие   как   средство   формирования профессиональной компетентности преподавателя физкультурного вуза //   Сб.   научных   трудов   «   Совершенствование   высшего   образования   в сфере физической культуры». – Челябинск, 2009. – С.178­188.Приложение 1 Форма информационного проспекта открытого занятия       «___» ____ 20___ г.     в _____час.      в ________________________   тренер­преподаватель ___________________________________   проводит открытое занятие в группе _________________, отделение ___________________________________________   по «__________________________________________________________»   Цель открытого занятия _______________________ ______________________________________________________                 теме:План (Проект) открытого занятия Приложение 2 Тема __________________________________________________ Раздел __________________ Тип занятия ____________________ Группа ____(кол­во уч­ся)________________________ Уровень подготовленности _____________________________________ Цели занятия: Образовательная:________________________________________ Развивающая: __________________________________________ Воспитательная: ________________________________________ Методы обучения: _______________________________________ Формы организации: _____________________________________ Оборудование:__________________________________________ Раздаточный материал:___________________________________ Ход занятия: Информация: — о структуре занятия; — расходе времени на различных этапах; —  средствах и методах, запасных методических вариантах. Технологическая карта занятия: Этап занятия Цель \этапа   ВремяСодержание работы   Деятельность тренера   Деятельность занимающихся Методы, формы Предполагаемый результат   Роспись тренера­преподавателя: __________________________   Дата_______________________       Приложение 3 «Лист наблюдения открытого занятия»   Отделение ____________Группа________  Дата  _____________ Посещающий ___________________________________________________ Ф.И.О. тренера __________________________________________________ Воспитанников в группе _______  на занятии ___________ Тема занятия ______________________________________________ Балл 0 1 2             Показатель Критерии   Целесообразность   содержания 1. замысла, занятия   Педагогическое 2. мастерство.   1.1. Полнота поставленных задач УТЗ. 1.2.Соответствие   содержания   возрас­ тным   и   индивидуальным   особенностям обучающихся (занятия). 1.3.   Соответствие   целей   занятия   и   его содержания. 2.1.Уровень   мотивации   обучающихся (воспитанников). 2.2.Оптимальность методов, технологий и т.д. 2.3.Соответствие   выбранных   форм, методов   организации   деятельности обучающихся целям и содержанию УТЗ. 2.4.Адекватность   и   современность используемых  средств обучения.   выбора   форм,использования   Адекватность   тренировочных   Использование   нестандартного 2.5.Оригинальность тренером методики, технологии. 2.6. инвентаря, оборудования и ТСО. 2.7. нагрузок. 2.8.   Рациональность   и   эффективность использования   времени   занятия   его темпа,   а   так   же   оптимальность   чере­ дования и смены видов деятельности. 3.1. Уровень активности обучающихся. 3.2. Наличие самостоятельных действий. 3.3.   Включение   воспитанников   в рефлексивную деятельность (самоконтроля, самооценки).   Степень   дисциплинированности, 3.4. организованности   и   заинтересован­ности обучающихся в ходе занятия. 4.1. Виды форм сотрудничества тренера и обучающихся. 4.2.Способность тренера к импрови­зации (гибкость,   способность   опера­тивно корректировать действия). 4.3.Общая   культура   тренера   (речь, мимика, пантомимика, обаяние). 4.4.Создание   тренером   благоприятного психологического климата в группе. 4.5.   Эффективность   и   объективность  контроля за работой обучаемых. 4.6. безопасности в ходе занятия. 5.1.Степень   конкретности,   четкости   и лаконичности   формулировки   цели занятия. 5.2.   целесообразность, сложность   и   достижимость   цели одновременно 5.3.Степень развивающего и обучающего воздействия учебно­тренировочного занятия   (чему   и   в   какой   степени научились). 5.4.   Соблюдение   правил   техники   Реальность,                                       Степень   воспитательного      3. обучающихся  Деятельность Деятельность   4. тренера.     Оценки и 5. эффективности результатов проведенного занятиявоздействия   воспитанию и в какой мере). (что   способствовало   Общая оценка за занятие______________________________________ Выводы:  __________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________   Роспись посетившего занятие _______________________