МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических занятий по дисциплине: «Основы философии»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических занятий по дисциплине: «Основы философии»

Оценка 4.7
Лабораторные работы
pdf
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.01.2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических занятий по дисциплине: «Основы философии»
Пособие по предмету «Основы философии" необходимо для получения студентами философских знаний, которые помогут правильно и самостоятельно представлять философию, как специфическую область знания, в которой рассматриваются научные и религиозные картины мира, смысл жизни человека, формы человеческого сознания и особенности его проявления в современном обществе, соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации. Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, прикладных и т.д.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения практических занятий по дисциплине: «Основы философии»
практ раб.pdf

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края  «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения практических занятий по дисциплине: «Основы философии» для студентов 2 курсов всех специальностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армавир 2017

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 3

Практическая работа № 1 ............................................................................................................. 5

Практическая работа № 2 ............................................................................................................. 7

Практическая работа  № 3 ............................................................................................................ 9

Практическая работа  № 4 .......................................................................................................... 10

Практическая работа  № 5 .......................................................................................................... 11

Практическая работа  № 6 .......................................................................................................... 12

Практическая работа № 7 ........................................................................................................... 13

Практическая работа № 8 ........................................................................................................... 14

Практическая работа № 9 ........................................................................................................... 15

Практическая работа № 10 ......................................................................................................... 16

Практическая работа № 11 ......................................................................................................... 17

Практическая работа № 12 ......................................................................................................... 19

Практическая работа№ 13 .......................................................................................................... 21

Практическая работа № 14 ......................................................................................................... 22

Практическая работа № 15 ......................................................................................................... 25

Практическая работа № 16 ......................................................................................................... 28

Практическая работа № 17 ......................................................................................................... 31

Список литературы…………………………………………………………………………….33

 

             

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «Основы философии» в соответствии с требованиями министерства образования по всем специальностям очного отделения.

Методическое  пособие включает в себя практические задания по дисциплине «Основы философии», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием. 

Философия является особым способом духовного освоения мира, заключающимся в выработке обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека, в исследовании познавательного, ценностного и эстетического отношения человека  к  миру. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важнейшее место философии среди гуманитарных дисциплин, изучаемых  в  колледже.

Целью преподавания дисциплины является формирование мировоззренческой и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке знаний, понимания философской картины мира и места человека в мире и обществе.

Данная работа воссоздает картину возникновения, развития и современного состояния философии. Особое внимание при этом уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, сыгравших ключевую роль в создании «новых» образцов миропонимания, основным философским проблемам.

Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и ее духовной культуры, задавая определенные мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия. Вековечные философские вопросы: что есть человек? В чем смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? – эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня.

Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств ее осуществления, ответственности за собственные решения. Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлективного размышления над глубинными ценностями и жизненными  ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум.

 

Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.

Оценка «5» выставляется, если студент:

-    безошибочно выполнил задание;

-    обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;

-    сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

-    точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах; - свободно применяет полученные знания на практике. 

Оценка «4» выставляется, если студент:

-    обнаружил знание программного материала;

-    осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

-    обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

-    в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если студент:

-    обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;

-    предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; - испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; - в устных и письменных ответах допускает ошибки. 

Оценка «2» выставляется, если студент:

-    имеет отдельные представления о материале;

-    в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки

 

             

Практическая работа № 1

Цель работы: дать основное представление о философии античного мира; изучить тенденции философии античных школ, дать им сравнительную характеристику, показать самоценность философской мысли.

Оборудование: учебники Губин В.Д. «Основы философии», лекции.

Сравнительная таблица школ античной философии

Направление школа

Философ,

годы жизни

Основные труды

Основные проблемы, понятия и принципы

Сущность главных идей

Милетская школа

Фалес, (625 – 547 гг. до н.э.)

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Онтология, вопрос о субстанции, первоначале всего.

 

Эфесская школа

Гераклит,  (520 – 460 гг. до н.э.)

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке.

Вопрос о первоначале.

Вопрос о душе.

 

Пифагорейская школа

Пифагор,

 (ок. 570 – ок. 500 гг.

до н.э.)

Ему приписывают авторство следующих книг: "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" и др.

 

1) Учение о числе как о начале мира. 2) Учение о душе.

3) учение об образе жизни.

Дуалистическая концепция души и материи.

 

Элейская школа

Парменид,  (2-я пол. 6го – нач. 5 вв. до н.э.)

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

Вопросы бытия, мышления.

Рационалистический, логический методы в философии.

.

Софистская школа

Сократ,

(470 – 399 гг. до н.э.)

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона.

Принцип: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Этические и гносеологические проблемы. Значение понятий, важность их определения, роль индукции в их формировании.

 

Афинская школа

Платон,

(427 – 347 гг. до н.э.)

"Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных

диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем.

Онтология, теория познания, этика, эстетика и социальнополитическая проблематика. Идеал государства.

 

Афинская школа

Аристотель, (384 – 322 гг. до н.э.)

"История животных",

"Описание государственных устройств", "Политика", "Органон",

"Метафизика",

"Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" и др.

Внерелигиозные знания, научное знание в целом, а также:

искусство, политика

Основные принципы

онтологии, гносеологии. Метафизика в противоположность диалектике. Критика концепции идей Платона. Преимущество частной собственности в концеции государства.

 

Эпикуреизм

Эпикур,

(341 – 271 гг. до н.э.)

"О природе", "Об атомах и пустоте",

"Об образе жизни".

Интерес к человеку.

Этические проблемы.

Познание.

Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного.

 

Диоген 

Ок. 400 г. до н.э.

 

Поиск наилучшей жизни.

 

 

Практическая работа № 2

Философские школы Древней Греции.

Цель: дать основное представление о философии античного мира; изучить тенденции философии античных школ, дать им сравнительную характеристику, показать самоценность философской мысли.

Оборудование: учебники Губин В.Д. «Основы философии», лекции.

1. Задание: прочтите основные черты античных школ и введите правильное название (переписать в тетрадь полностью) К  характерным чертам __________________школы относятся:

         возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

         добровольная   отверженность,   разрыв   социальных   связей,  одиночество;

         отсутствие постоянного места жительства, скитания;

         паразитический образ жизни, попрошайничество;

         предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; • восхваление физической и духовной бедности;

         критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

         непризнание авторитетов;

         воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

         отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

         радикализм, парадоксальность, скандальность.

 

К  характерным чертам __________________школы относятся:

         призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

         признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

         призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

         признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

         неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

         оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

         восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

         высокий эстетизм в мыслях и поступках;

         осуждение   бедности,   болезней,   нищеты,   бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

         признание стремления к счастью высшей целью человека. 

         учение о природе и космосе ("физика");

         учение о познании ("каноника"); • учение о человеке и его поведении ("эстетика").

 

К  характерным чертам __________________школы относятся:

         ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвестиизменения (закон сохранения материи);

         вселенная вечна и бесконечна;

         все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

         атомы находятся в постоянном движении;

         "мира чистых идей" не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной.

 

2 Задание:  Кому принадлежат приведенные  изречения и высказывания? Правильные ответы записать в тетрадь по порядку (изречения не переписывать):

1.     «Я знаю, что ничего не знаю, зато другие не знают даже этого»;

2.     «Платон мне друг, а истина дороже»;

3.     «Познай самого себя»;

4.     «В здоровом теле - здоровый дух»;

5.     «Я умру ради своей идеи и проложу дорогу философии»

6.     «Знание - есть добродетель»

7.     «Познать мир – дело Богов»

           

Практическая работа  № 3

Тема:  Философия Древней Индии и Древнего Китая

Цель: Сравнить философские системы Древней Индии и Древнего Китая, определить общее и особенное. Определить особенности Древневосточной философии.

Оборудование: лекции, раздаточный материал  по теме.

Словарь:

Реинкарнация, карма, кастовая система, архетип, Единое, Бытие, Вечное, майя, ахимса, драхма, Веды, Упанишады, «ян», «инь», «Книга перемен», натурфилософия, диалектика, дао.

 

1.  Губин В.Д. Основы философии. – М., Форум - Инфра, 2009. 

2.  Горелов А.А. Основы философии – М., Академия, 2010. 

3.  Гуревич П.С. Основы философии – М., ООО УИЦ «Гардарики». 2008

4.  Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

 

Задания:

      Письменно ответить на вопросы:

1.     Что такое реинкарнация и закон кармы?

2.     Каково основное содержание Вед и Упанишад?

3.     Какова роль этики в индийской культуре? 

4.     В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

5.     Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?

6.     Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

7.     Что такое «дао»?

8.     Какое значение имеет китайская культура для становления философии?

 

      Составить биографию философов выбор:

           Лао-Цзы,  Конфуций, Будда

 

      Заполнить сравнительную таблицу (работа с учебником)

Лао-Цзы   (годы жизни)

Конфуций   (годы жизни)

Учение о «дао»:

Учение о государстве:

 

 

 

 

 

 

          

Практическая работа  № 4

Тема:  Средневековая философия

Цель: Определить основные особенности средневековой философии, проследить ее связь с христианским мировоззрением.

Словарь:

Христианство, теология, неоплатонизм, дуализм, «град Божий», «град Земной», судьба, свобода воли, источник морали, благодать, вера, любовь, зло, космология, суфизм, цель суфия, патристика, схоластика, добродетель, реалисты, номиналисты, иезуиты, пантеизм, скептицизм, гуманизм.

Оборудование: опорный конспект, учебники, таблицы, видеоматериал

 

1.  Губин В.Д. Основы философии. – М., Форум - Инфра, 2009. 

2.  Горелов А.А. Основы философии – М., Академия, 2010. 

3.  Гуревич П.С. Основы философии – М., ООО УИЦ «Гардарики». 2008

4.  Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

 

Задания:

      Письменно ответить на вопросы:

1.     В чем основные особенности средневековой философии?

2.     Дайте определения понятиям теологизм, креационизм, дуализм.

3.     В чем отличия, по Августину, Града Божьего от Града Земного?

4.     Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

5.     Какова роль средневековой схоластики?

6.     Что такое реализм и номинализм средневековой философии?

7.     В чем отличие средневековой философии от античной?

 

      Составить биографию философа:

Августин, Аль-Фараби, Авиценна, Фома Аквинский, М. Монтень, Эразм Роттердамский.

 

      Заполнить сравнительную таблицу (работа с учебником)

Августин   (годы жизни)

Фома Аквинский    (годы жизни)

 

 

 

 

 

 

 

          

Практическая работа  № 5

Тема: Философия Нового времени

Цель: Определить характерные особенности философии Нового времени, основания противоречия  между эмпиризмом и рационализмом, пути развития философии Нового времени и ее значение. 

Словарь:

Субъект, объект, познание, рационализм, бытие, дедукция, аксиомы, субстанция, атрибут, материальное, идеальное, пантеизм, аффект, эмпиризм, «чистая доска», «вещь в себе», рационализм, трансцендентальные апперцепции.

Оборудование: учебники Губин «Основы философии», Кахановский «Основы философии», видеоматериал, конспект

 

1.  Губин В.Д. Основы философии. – М., Форум - Инфра, 2009. 

2.  Горелов А.А. Основы философии – М., Академия, 2010. 

3.  Гуревич П.С. Основы философии – М., ООО УИЦ «Гардарики». 2008

4.  Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

 

Задания:

Письменно ответить на вопросы:

1.     В чем специфика новоевропейской философии?

2.     Что нового внес в философию Декарт?

3.     Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?

4.     В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

5.     Что такое феномен и «вещь в себе» по Канту?

6.     Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?

 

      Составить биографии любых двух философов:

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк, Д.Юм, И.Кант.

 

      Заполнить сравнительную таблицу:

Р.Декарт   

(годы жизни)

И. Кант (годы жизни)

А.Шопенгауэр (годы жизни)

С. Кьеркегор (годы жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Практическая работа  № 6

Тема: Философия XIX века

Цель: Определить основные особенности и тенденции развития философии 19 века.

Словарь:

Я (Фихте), самосознание, метафизика, абсолют, диалектика, абсолютная идея, бытие, законы диалектики, учение о сущности, тезис, антитезис, синтез, учение о понятии, чувственное представление, чувственная мысль, абсолютная истина, материализм, бессознательное.

Оборудование: видеоматериал, учебники, раздаточный материал, конспект

Литература:

Горелов А.А. Основы философии. - М., 2003.С.103-115 Дополнительная литература:

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1977.

Конт О. Курс положительной философии. – М., 1980.

Ницше Ф. Собрание сочинений. – М., 1990.

Спенсер Г. Сочинения. – М., 1988.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М.,1955.

 Шеллинг Ф. Сочинения. – М .,1987.

Шопенгауэр А. Собрание сочинений. – М., 1992.

Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. - М .,1994.

Задания:

Письменно ответить на вопросы:

1.     Каковы основные черты философии 19 века?

2.     Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?

3.     Каковы основные законы диалектики Гегеля?

4.     Что такое Абсолютная Идея?

5.     Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

6.     Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

7.     В чем своеобразие учения Ницше?

 

      Составить биографии любых двух философов:

И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, О.Конт, Г.Спенсер, Ф.Ницше,

Э.Гартман, С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр.

      Заполнить сравнительную таблицу:

Мартин Хайдеггер (годы жизни)

Ф. Ницше    (годы жизни)

 

 

 

 

 

Практическая работа № 7

Тема: Философия XX  века.

Цель: Определить основные особенности и систематизировать основные направления философии 20 века.

Словарь:

Экзистенция, страх, абсурд, свобода, гуманизм, психоанализ, архетип, поведение, позитивизм, прагматизм, скептицизм.

Оборудование: конспект урока, видеоматериал, учебники

1.  Губин В.Д. Основы философии. – М., Форум - Инфра, 2009. 

2.  Горелов А.А. Основы философии – М., Академия, 2010. 

3.  Гуревич П.С. Основы философии – М., ООО УИЦ «Гардарики». 2008

4.  Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

Задания:

Письменно ответить на вопросы:

1.     Что такое экзистенция?

2.     В чем различие в понимании гуманизма Хайдеггером и Сартром?

3.     В чем основное философское значение психоанализа?

4.     Что нового внес в психоанализ Юнг?

5.     Каково соотношение опыта и веры в теории познания 20 века?

6.     Каковы основные исходные предпосылки и выводы герменевтики?

 

      Составить биографии любых двух философов:

М.Хайдегер, А.Камю, Ж.П.Сартр, Х.Ортега-и-Гассет, Г.Марсель, К.Ясперс, З.Фрейд, К.Юнг, Э.Кассирер, Э.Фромм, Г.Маркузе, Л.Витгенштейн, Б.Рассел, К.Поппер, У.Джемс, Д.Дьюи, Д.Карнеги.

 

      Заполнить сравнительную таблицу (работа с учебником)

Экзистенциализм    (представители)

Позитивизм   (представители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 8

Тема: Русская философия

Цель: Определить основные особенности и систематизировать основные направления русской философии.

Словарь:

Русская идея, закон, Благодать, «верующий разум», «живая истина», Вера, Бог и человек, пантеизм, «живое знание».

Оборудование:  конспект, видеоматериал, презентации, учебники

1.  Губин В.Д. Основы философии. – М., Форум - Инфра, 2009. 

2.  Горелов А.А. Основы философии – М., Академия, 2010. 

3.  Гуревич П.С. Основы философии – М., ООО УИЦ «Гардарики». 2008

4.  Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

 

Задания:

Письменно ответить на вопросы:

1.     Каковы особенности русской философии?

2.     Какие этапы развития прошла русская идея?

3.     Каковы основные черты программы развития русской философии И.В. Киреевского?

4.     Каковы главные особенности философии В.С. Соловьева?

5.     Каковы главные особенности философии  Н.А. Бердяева?

6.     В чем значение русской философии?

7.     Каких современных русских философов вы знаете?

 

      Составить биографию любого философа:

Митрополит Илларион, В.И. Ленин, Н.К. Михайловский, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, М.М. Бахтин.

 

      Заполнить сравнительную таблицу:

Митрополит Илларион  (годы жизни)

В.И. Ленин  (годы жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа № 9

Философская антропология

Человек как главная проблема философии

Цель: познакомиться с философскими теориями, посвященными проблеме человека; проследить постоянные изменения взглядов философов в понимании человека; ориентироваться во множестве современных теорий личности.

Основные понятия: аксиология, гедонизм, дух, душа, индивидуальность, личность, мораль, ответственность, прагматизм, свобода, судьба, фатализм, ценность, человек, эгоизм.

Оборудование: учебник Губин В.Д. «основы философии», конспект урока Вопросы для обсуждения: 1. Можете ли вы привести пример какой-либо тайны (таинственного, непонятного      события,     необъяснимого    явления),    с        которой      вы столкнулись в жизни?

2.     Часто ли вам бывает скучно, и если да, то, как вы боретесь со скукой? Считаете ли вы, что скука ненормальное состояние, от которого надо как можно быстрее избавиться, или это неизбежный и постоянный спутник нашей жизни?

3.     Какое детство, по-вашему, лучше: детство безмятежное или трудное, когда надо постоянно преодолевать препятствия и закалять волю?

4.     Как вы понимаете фразу: «Человек – сверхъестественное существо»? Ведь обычно под сверхъестественным понимается нечто сказочное, фантастическое, а философия утверждает, что любой человек – сверхъестествен.

5.     «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то я не человек?

На основе лекционного материала и уже имеющихся знаний о человеке, заполните предложенную таблицу.

Идея человека

Взгляд на:

Религия

Философия

Наука

Жизненный опыт

Сущность человека

 

 

 

 

Смысл человеческого существования

 

 

 

 

Отношение человека к миру

 

 

 

 

Проблема духовного

 

 

 

 

 

                                                

Практическая работа № 10

Что такое человек?

Цель: дать основные понятия философской антропологии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов  понимании человека; познакомиться с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности. 

Платон: «Человек – это двуногое животное без перьев»

Достоевский Ф.М.: «Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

Фома Аквинский: «Человек – это промежуточное существо между ангелами и животными»

Николай Бердяев: «Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка!»

Аристотель: «Человек – это политическое животное»

Артур Шопенгауэр: «Человек – единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели»

Демокрит: «для меня один человек – что целый народ»

Ф.Ницше: «Человек – это больное животное»

Упражнение на самовосприятие

1.     Выпишите по порядку 10 слов, фраз или определений, которые наиболее полно вас характеризуют: «мое Я».

2.     Выделите в себе отрицательные и положительные черты.

3.     Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

4.     Если бы вы могли на неделю поменяться местами с кем-либо, то кого бы вы выбрали для этого? Почему?

5.     Если бы вы могли чудесным образом переселиться в любое место на Земле или даже в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

6.     Если бы вы в течение дня были невидимкой, то, как бы вы этим воспользовались?

Задание:

В общении между людьми существуют четыре позиции

1.       Я люблю себя и  люблю другого.

2.       Я не люблю себя, но люблю другого.

3.       Я люблю себя, но не люблю другого.

4.       Я не люблю себя и не люблю другого.

Какая из позиций самая приемлемая? Прокомментируйте остальные.  Подумайте и выполните в тетрадях следующее задание: Как взаимосвязаны совесть людей и их поведение?

Совесть

 

Помогает

Не позволяет 

Предупреждает

В обществе

 

 

 

В семье

 

 

 

В отношениях между людьми

 

 

 

С самим собой

 

 

 

 

 

          

Практическая работа № 11

Человек и религия

Цель: иметь представление о мировых религиях, их возникновение и основные положения.

Основные понятия: религия, буддизм, христианство, ислам, мировоззрение, фетишизм, тотемизм, анимизм, политеизм, иудаизм, конфуцианство, индуизм, монотеизм.

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специальные культовые действия, которые основываются на вере в Бога. 

Основные мировые религии:

      Буддизм

      Христианство

      Ислам

Выполните задание в тетрадях:

 

Религия

Основные положения мировых религий

Общее религиях

в

Чем отличаются

Буддизм

 

 

 

 

 

 

Христианство

 

 

 

 

 

 

Ислам

 

 

 

 

 

 

Существуют различные формы религиозных верований:

      Культ природы;

      Анимизм;

      Тотемизм;

      Тоталитаризм;

      Шаманизм;

      Культ предков;

      Пантеизм;

      Религиозный дуализм;

      Монотеизм;

      Политеизм. 

 

Десять заповедей Закона Божьего:

 

1.     Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2.     Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся им.

3.     Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4.     Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.

5.     Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы долго ты жил на земле.

6.     Не убивай.

7.     Не прелюбодействуй.

8.     Не кради.

9.     Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни рабыни его…ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

 

«Золотое правило нравственности»:

В буддизме: «Не делай другим того, что считаешь злом».

В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».

В индуизме: «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе». В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе»

В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».

 

Контрольные задания:

 

1.     Что такое религия?

     Религия – это…

     …вера в Бога;

     …мировоззрение, основанное на вере в Бога;

     …знание о Боге;

      …эмоциональный опыт человека

2.     Мировоззрение – это…

     …мироощущение;

     …знание о мире;

     …практический опыт человека;

    …совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по   отношению к миру.

 

 

           

Практическая работа № 12

 Будущее человечества

Глобальные проблемы современности

Цель: познакомиться с философскими представлениями о взаимоотношениях общества и природы; знать факты и понимать причины глобальных проблем.

Основные понятия: природа, ноосфера, глобалистика, Коэволюция, экология.

Все глобальные проблемы человечества можно разделить на три группы:

Интерсоциальные проблемы

 

Проблемы системы

«Человек - Общество»

 

Проблемы системы

«Природа - Общество»

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Рост населения Земли

-   1990 году – 5 миллиардов

-   2000 году – 6 миллиард

-   2025 году – 8 миллиардов

-   2050 году – 10 миллиардов

О чем свидетельствуют эти данные?

2.   Что нам, людям Земли необходимо предпринять, чтобы смягчить глобальную катастрофу?

3.   Хотели бы вы жить в обществе, в котором нет больше производства (металлургического, химического, автомобильного и т. д.), уничтожающего природу, где единственным видом транспорта является велосипед и лошадь, - зато есть чистый воздух и чистая вода?

4.   С какого момента человек становится культурным:

-   когда научился вести себя в обществе;

-   когда получает образование и профессию;

-   когда сам становится способным развивать культуру дальше, создавая культурные продукты?

5.     Можно ли быть человеком цивилизованным, но не культурным? И, наоборот, культурным и не цивилизованным?

6.     Распределите по степени важности следующие причины экологического кризиса:

а) бизнес и индустрия

б) равнодушие населения к экологическим проблемам

в) перенаселение

г) плохие технологии

д) расточительное отношение к ресурсам

е) бедность стран «третьего мира», решение продовольственной проблемы за счет «химического» отношения к природе

7.     Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса:

а) ухудшение среды обитания человека

б) грубые механические приемы земледелия

в) нерациональное использование ресурсов

г) исчезновение многих видов животных и растений

д) потребительское отношение к природе

е) увеличение промышленных отходов

ж) рост наследственных заболеваний

8.     Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Под кризисом понимается такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку. Катастрофа – это крайне неблагоприятные изменения в окружающей среде, ведущие к массовой гибели живых организмов. Что из перечисленного ниже по своим последствиям относится к кризису, а что к катастрофе: а) авария на Чернобыльской АЭС

б) разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере

«Находка»

в) загрязнение вредными отходами Москвы - реки

г) пересыхание Арала

д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов

9.     Что    из      перечисленного   можно        отнести      к        экологическим правонарушениям:

а) расширение производства, имеющие токсичные отходы

б) незаконная охота с применением взрывчатых веществ

в) уничтожение мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу

г) транспортировка радиоактивных веществ на значительное расстояние

д) внесение в почву ядохимикатов

е) выброс в атмосферу загрязняющих веществ

ж) загрязнение источников водоснабжения

10. Укажите, что делаете вы лично для сохранения природы. Что из перечисленного входит в обязанности граждан?

а) соблюдать требования природоохранного законодательства

б) участвовать в общественном движении защитников природы

в) повышать уровень знаний о природе

г) вносить средства в общественные экологические фонды

д) содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения

е) участвовать в общественном экологическом контроле.

 

 

           

Практическая работа № 13

Психоанализ З. Фрейда

Цель: познакомиться с философией Фрейда; изучить основные направления философии XIX-XX веков; анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития.

Психоанализ – это направление в современной философии, основателем которого является австрийский учёный-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Психоанализ объясняет роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Фрейд представляет схему психики как совокупность 3-х слоёв:

 

1.   Оно – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека;

2.   Я – сознание человека;

3.   Сверх-Я – «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции.

Я пытается подчинить  себе Оно. Это не всегда удаётся сделать, так как психика всегда ищет пути к удовольствию. Скрытые нереализованные стремления человека реализуются через сны.

 

 

Изначально Фрейд считает, что в основе бессознательного лежит либидо (сексуальное влечение, инстинкт). Позднее Фрейд приходит к тому, что в основе бессознательного лежит Эрос (инстинкт жизни) и Танатос(инстинкт смерти), их постоянное взаимодействие.

Основные последователи психоанализа Фрейда: Эрих Фромм, Карл Юнг, Вильгельм Райх, Альфред Адлер.

 

         Ответьте на вопросы:

1.     С чем вы соглашаетесь или не соглашаетесь в психоанализе Фрейда, и почему?

2.     Какой из слоёв психики выступает у Фрейда в качестве регулировщика, стража сознания?

Практическая работа № 14

Ответьте на вопросы работы:

1.      Чем инстинкт отличается от разума? Вспомните, почему инстинкт – это естественное влечение. Приведите примеры, показывающие, что в инстинкте заложена конкретная программа, которую существо преодолеть не в состоянии. Чем деятельность человека отличается от деятельности животного? Паук ткет паутину, но не строит запруды. Пчела создает соты, не имея никакого предварительного идеального проекта того, как должен выглядеть готовый улей. Покажите, что разум человека позволяет ему преодолеть видовую ограниченность. 

 

2.      Волк преследует зайца. Он прикидывает, где может оказаться трусишка, убегая от него, рассчитывает траекторию своего преследования и, сокращая расстояние, настигает жертву. Как, по-вашему, волк способен мыслить? Откуда у волка такая мудрая расчетливость? Растения и животные тоже обладают разумом? Приведите доводы «за» и «против».

3.      Почему сознание появилось у человека не в готовом виде, а формировалось постепенно? Означает ли это, что в ходе последующей эволюции сознание человека станет еще более совершенным? Что такое сознание вообще? Чем отличается сознание от мышления? Что дает основание характеризовать мышление как процесс? 

4.      Что такое бессознательное? Когда в истории философии оно было открыто? Кто из философов исследовал бессознательное? 

5.      Что позволяет рассматривать сознание как планетарный феномен? Как сознание обеспечивает единство психики? Почему важен психический опыт ребенка, полученный до рождения? 

6.      Почему сознание называют даром человека и одновременно его проклятьем?  Если оно служит опорой человека, то почему философы нередко критически оценивают его, анализируют парадоксы сознания? Можно ли представить человека и человечество в целом лишенными сознания?

7.      Определите, какие из перечисленных черт характерны историческим картинам мира и обоснуйте свой выбор.

                Картины мира                      Характерные черты

1)   мифологическая   а)         наличие          множества     разнообразных          законов           и необходимость их строгому подчинению

2)   религиозная  б) представление о мировом пространстве и времени как имеющем начало и конец 

3)   философская         в)         представление           о          материальных           телах   как существующих в пространстве и времени 

4)   научная г) представления о существовании разнообразия миров внутри большого мира 

д) олицетворение природных и социальных явлений в образах богов 

е) представление об абсолютном пространстве и

времени 

ж) представление о мире как упорядоченном целом

з) взаимосвязь человека с универсумом 

Тестовые   задания   по  «Основам   философии» (письменно)

1.          Система  общих теоретических  взглядов  на  мир,  на  человека,  на  отношение  человека  к  миру  это:

А)   философия

Б)  физика

В)  история

2.          Основной  вопрос  философии  это:

            А)  вопрос  об  отношении  человека    к  природе

            Б)  вопрос  об  отношении  мышления  к  бытию

            В)  вопрос  об  отношении  человека  к  обществу

3.          Наиболее  ранняя  форма  духовной  жизни  человека…

             А) наука

             Б) философия

             В) мировоззрение

4.          Какая  теория  лежит  в  основе  материализма?

              А) мир  сотворил  Бог

              Б)  теория  эволюции

              В)  теория  Большого  Взрыва

 

5.          Знания  из  разных  наук  формируют  мировоззрение

               А) обыденное

               Б)  научное

               В)  гуманистическое

6.          Философия  как  наука  зародилась-                А)  в  Др. Греции

               Б)  в Индии

               В)  в Китае

7.          В   основе  всего  в  мире  лежит  духовное  начало, это

              А)   материализм

              Б)   идеализм

              В)   дуализм

8.          Отрицают  возможность  познания  мира –

              А)   материализм

              Б)   идеализм

              В)   агностицизм 9.  Материализм  отвечает  на  вопрос :  Да,  Мир  познаваем:

              А)  с  религиозной  точки  зрения

              Б)  с  научной  точки  зрения

              В)  обыденной  точки  зрения

10.      Философия   зародилась

              А)  в  7 – 6 веке  до н.э.

              Б)  в  7 -6 веке  н.э.

              В)   1  век  н.э.

11.      Какое  направление  в  философии  берет   за  основу  мир,  который  существует  независимо  от  сознания  человека?

              А)  идеализм

              Б)  материализм

              В)   агностицизм

12.      Понятие  религия  в  переводе  с  латинского  обозначает –

             А)  знание

             Б)  молитва

             В)  набожность

13.      Сомневаются  в  возможности  познания  мира –              А)  материалисты

             Б)  скептики

             В)  агностики

14.      Философию  выделил  как  самостоятельную  науку –

              А)  Платон

              Б)  Пифагор

              В)  Аристотель

15.      Сознание  первично,  материя  вторична – это

              А)  идеализм

              Б)  материализм

              В)  дуализм

16.      Кто первый ввел  понятие  «Философия»?

              А)  Фалес

              Б)  Пифагор

              В)   Платон

17.      Система  взглядов  на  мир  и  место  человека  в  нем – это

             А)  характер

             Б)  мировоззрение

             В)   Этика

18.      Особенности  философии  -

              А)  изучение  религии   и  науки

              Б)  объединяет  знания  из  разных  наук

              В)  обобщает  всю  систему  знаний 19.  Знания  человека   из  повседневной  жизни  наз.

             А) обыденное

             Б)  научное

             В)  гуманистическое

20.  Какие  направления  в  идеализме  утверждают,  что  человек  познает  лишь  собственные  мысли?

             А)  субъективный  идеализм

             Б)  объективный  идеализм

             В)  материализм 21.  Назовите  религии  которые  относятся   к  мировым  религиям?

             А)  Даосизм

             Б) Ислам

             В)  Буддизм

 

 

             

Практическая работа № 15

Тема: Познание как предмет философского познания; 

Цель: проследить постоянное обновление взглядов философов на развитии природы и познания; дать основные понятия философской онтологии и гносеологии.

Основные термины: гносеология, истина, понятие, суждение, умозаключение.

1.                  Проблемы познания в гносеологии. Гносеология, или теория познания, – раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки и условия достижения знания. Кроме того, теория познания интересуют вопросы происхождения заблуждений и способов их преодоления. Термин «гносеология» происходит от двух греческих слов: «gnosis» – знание и «logos» – закон, понятие, учение.

Познание – ключевое понятие гносеологии. Во-первых, это сущностная способность человека, отличающая его от других животных. Во-вторых, познание – это один из видов культурной деятельности. В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В связи с этим следует отметить, что в теории познания рассматриваются любые виды знания: обыденное, философское, научное, художественное и т.д.

2.                  Познавательные способности. Еще в Античности сформировались два противоположных взгляда на познавательные способности: сенситивная и разумная (рациональная), а позже появились два направления – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты считали ведущей познавательной способностью ощущения. К сенсуалистам в Античности относились Демокрит, Эпикур; в новое время – Дж.Локк, Т.Гоббс, Дж.Беркли и Д.Юм. Сенсуалисты считали, что ощущения дают исходный материал для познания, выступают его основой. Все знание, по их мнению, должно выводиться из органов чувств. Сенситивная познавательная способность представлена тремя формами: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – отображение отдельных свойств предмета. Восприятие – комплекс ощущений, отображение множества свойств данного объекта. Представление – образ предмета объективной действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств.

Рационалисты впервые разделили мнение (основанное на данных органов чувств и представляющее собой искаженное знание) и истинное знание (основанное только на разуме). Рационалисты считали, что чувства – это неразвитый интеллект, но, тем не менее, не отрицали роль чувств в познании, считая их лишь первым этапом на пути к истине. Представителями рационализма в Античности были Сократ, Платон; в Новое время – Р.Декарт, Б.Спиноза и Г.Лейбниц.

Рациональная способность (или мышление) представлена также в трех формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам. Примерами понятия являются: «студент», «дерево» и т.д. Суждение – форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие между предметами каких-либо свойств или отношений. Суждения бывают общие, частые и единичные. Пример общих суждений: «Все люди смертные»; частное суждение: «Некоторые люди изучают философию»; единичные суждения: «Студент И. изучает философию». Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений, называемых посылками, по законам логики, выводится новое суждение, называемое заключением. Пример умозаключения: «Все кошки – животные, некоторые кошки рыжие, следовательно, некоторые животные рыжие». 

Тесная связь сенситивного и рационального мышления служит основой для появления нового вида познавательной способности – интуиции. Интуиция – это переход с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот. Необходимой составляющей интуиции является воображение – способность наглядно представить объект исследования. 

3. Понятие истины. Классическая и неклассические концепции истины. Проблемы истины является центральной в гносеологии. Принято различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний – онтологический, в котором истина рассматривается как особого рода бытие. Примером такого подхода может послужить теологическое представление о Боге как единственной истине. Суть данной концепции: истина есть независящая от субъекта реальность. Гносеологическое понимание истины заключается в представлении истины как особого рода знания, то есть истина есть характеристика знания. Общепризнанной является классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности. Такого понимания истины придерживались: Дж.Локк, Б.Спиноза, Г.Гегель, философыпросветители. В этой концепции истине приписывается ряд характеристик: объективность – то есть независимость содержания знания от познающего субъекта; субъективность – истинное знание существует только через человека и выражается в индивидуальной форме; абсолютность – то есть полнота истины, то есть то знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху; относительность истины – в истине есть такие компоненты, которые меняются и усовершенствуются в процессе развития знания; динамичность – единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности истины; процессуальность – истина существует только в движении.

Неклассические концепции истины представлены: конвенциональной, когерентной и прагматической концепциями. Конвенциональная концепция трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. Прагматическая концепция истины отождествляет свойство истины с полезностью знания, истинным признается только то знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция понимает истину как свойство согласования нового знания с уже имеющимся, то есть истинным будет только то знание, которые вписывается в общепринятые теории. 

Следует также отметить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и в религии, искусстве, философии и т.д.

 

Вопросы и задания

1.                  Что изучает гносеология?

2.                  Почему проблема познания является одной из наиболее принципиальных в философии? Прокомментируйте парадоксальное утверждение Сократа: “Я знаю, только то, что я ничего не знаю”.

3.                  Как Вы понимаете смысл высказывания индийского мыслителя Рабиндраната Тагора: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти»?

4.                  Сравните два умозаключения. Выберите верное:

1)               Все дети любят яблоки. Света — ребенок. Следовательно, Света любит

яблоки.

2)               Все дети любят яблоки. Света любит яблоки. Следовательно, Света — ребенок.

 

1.      Заполните схему: укажите виды познания и приведите по примеру на каждый из видов познавательной деятельности человека 

 

 

2.      Мыслители считают, что для разумного человека слово обладает такой же силой, 

 

3.      так и материальное действие. Словом можно даже убить. Или это преувеличение? Если нет, то всегда ли Вы измеряете силу своих слов с возможными последствиями? Что имел в виду Ф. Тютчев, когда писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…?»

 

ГубинВ.Д. Основы философии. М., «Форум-Инфра-М», 2005. С. 167

 

3. Целью процесса познания является получение истинного знания. Однако философия довольно давно поставила перед собой наукой проблему истины. В чем суть данной проблемы? Приведите примеры различных видов истин (относительной и абсолютной). Каким образом с истиной связаны ложь и заблуждение? В чем разница между этими явлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Практическая работа № 16

Философия как учение о мире и бытии

Бытие, субстанция, материя

Цель: знать разделы философии онтология и гносеология; иметь представления о сложности процесса познания мира и его противоречиях.

Основные термины: бытие, субстанция, материя, движение, пространство, время. 1. Понятие бытия. Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Второй важной проблемой философского познания является вопрос о бытии человека. Взаимосвязь этих двух важных вопросов была осознана с самого начала философского знания. Вопросы бытия обсуждаются в разделе философии, называем онтология. Бытие – наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность человека в существовании окружающего мира и самого себя. Иными словами, бытие – все то, что существует тем или иным способом. Философская категория бытия предполагает не только описание всего того, что есть во Вселенной, но и выяснение природы истинно сущего бытия.

Одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношение бытия и небытия. Другой категорией, соотносимой с понятием бытия, является становление: становится ли бытие или всегда пребывает в неизменном виде? Данный вопрос требует рассмотрения еще одной пары онтологических категорий: возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность - как актуальное. Бытие имеет потенциальную и актуальную форму существования, которые охватываются понятием «реальность». Реальность – это и психическое, и физическое, и культурное, и социальное бытие.

2.                  Бытие и субстанция. Категория «субстанция» отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытия. Субстанция – это первооснова всего существующего, посредством чего все многообразные вещи существуют. Она является причиной самой себя. Она неуничтожима и вечна. Субстанция обладает атрибутами (или неотъемлемыми свойствами). Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом смысле.

3.                  Материя. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях. Противоположностью материи – объективной реальности, является сознание – субъективная реальность.

Многообразие всего мира можно объяснить, предположив в нем движение. Быть – значит быть в движении. Движение – один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения, и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменений структуры объекта. Качественные изменения, напротив,связаны с преобразованием внутренней структуры объекта. Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие может быть прогрессивным или регрессивным. Прогресс – развитие, повышение уровня самоорганизации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному. Регресс – развитие, символизирующее переход от высшего к низшему. 

3. Пространство и время как формы существования материи. Философские категории пространства и времени являются категориями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия. По определения И. Канта, пространство – априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время – априорная форма внешнего чувства, осуществляющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время есть формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от него не существует. 

Современная философия различает специфические формы пространства и времени:

физическую, биологическую, психологическую и социальную. Физическому пространству и времени приписываются свойства и всеобщности. Биологическое пространство - время – это пространство и время в живой природе. Биологическое пространство и время относительно человека называют психологическим. Социальное пространство и время не существует вне практической деятельности человека.

Вопросы и задания

Выполните тест "Бытие, субстанция, материя"

1.                  Бытие как объективная реальность обозначается термином... 

                а) субстрат              б) вещество               в) сознание                г) материя

2.                  Материя с позиции современного материализма есть... 

а) вещество в трех состояниях

б) ткань, из которой шьют одежду

в) кирпичик мироздания

г) философская категория для обозначения объективной реальности

3.                  Категория ____________ отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытия.

                а) субстрат              б) субстанция                       в) атрибут                г) материя

4.                  Вопросы бытия обсуждаются в разделе философии, называем …

                а) теология                б) онтология             в) гносеология                       г) этика

5.                  Установите соответствие 

1)  пространство – это а) априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения

2)  время – это            б)        априорная      форма            внешнего        чувства,

осуществляющая        систематизацию     внутренних ощущений

 

Задания для проверки уровня компетенций:

6. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

"Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных, Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже, Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу "Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему… Как может "быть потом" то, что есть, Как могло бы "быть в прошлом"?

"Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет… И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше… Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

7. Прочтите фрагмент сочинения Августина: "…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что

Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы… В чем особенность христианского понимания бытия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Практическая работа № 17

Концепции происхождения человека. Проблема его сущности

Основные термины: человек, индивид, личность.

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. 

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" – совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. 

Большое значение для превращения биологического индивида в социальнобиологическую личность имеет практика, труд. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. 

Вопросы и задания

1. Личность в философии понимается, как: 

а) синоним понятий «индивид», «человек»

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду

в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена 

г) совокупность физических способностей отдельного человека 2. Что подразумевалось в высказывании Б. Паскаля: «Человек не теряет человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья»?

3. Прочитайте отрывок из работы русского философа Н. А. Бердяева и ответьте на вопросы.

<...> Философская антропология есть центральная часть философии духа. Она принципиально отличается от научного — биологического, социологического, психологического — изучения человека. И отличие это в том, что философия исследует человека из человека, исследует как принадлежащего к царству духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, т. е. вне человека, как объект... Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. <...> Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его.

Ответьте на следующие вопросы:

Как вы понимаете отмеченную философом уникальную особенность человека выступать субъектом и объектом деятельности? Поясните свою мысль на примерах. 

Разделяете ли вы мнение философа о человеке как существе «парадоксальном» и «противоречивом»? Свой ответ подкрепите аргументами. 

Прокомментируйте мысль Н. А. Бердяева о том, что «человек есть принципиальная новизна в природе».

 

Вопросы и задания:

1.      Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

                а) культурология       б) социальная философия в) гносеология             г) политология

2.      Как определяется общество в наиболее широком значении этого слова?

3.      Заполните таблицу.

 

Сферы общества

Деятельность людей и отношения между ними

Основные учреждения

(организации)

Политическая сфера

 

 

 

 

Экономическая сфера

 

 

 

 

Социальная сфера

 

 

 

 

Духовная сфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1.       Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.

2.       Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2002. - 609 с. - ISBN 5-902171-99-7

3.       Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4.       Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, 2004. - 736 с. - (Disciplinae). - Имен. указ.: с. 731-733. - ISBN 5-8297-0098-7

5.       Философия [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е, перераб. и доп. -

М. : Юристъ, 1998. - 376 с. - ISBN 5-7975-0120-1

6.       Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.

7.       История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8.       История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-наДону: «Феникс», 2001.

9.       Культурология. XX век. Антология.- М.: Юрист, 1995.

10.   Принципы материалистической диалектики как теории познания.- М.: Наука, 1985.

11.   Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

12.   Современный философский словарь/Под ред. д.ф.н., проф. Б.Е. Кемерова. Москва-Бишкек-Екатеринбург: Publisher Odissei. 1996.

13.   Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997.

14.   Арон Р. Избранное: Введение в философию истории.- М.-СПб.,2003.

15.   Бердяев Н.А. Философия свободы.- Харьков: «Фолио», Москва «АСТ», 2002.

16.   Блинников Л.В. Великие философы.- М.: Логос, 1998.

17.   Богомолов А.С. Античная философия.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.

19.   Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. Логос. 1995. Кн. 6.

20.   Вебер    М.     К       вопросу      о        социологии          государства         и культуры//Культурология. XX век. Антология.- М.: Юрист, 1995.

21.   Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.- М.: Academia, 1999.

22.   Гильдебранд Д. Что такое философия?- СПб., 1997.

23.   Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1991. №3.

24.   Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX в.- М.: Высшая школа, 1994.

26. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб.: Петрополис, 1997.

27 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.

28.            Рассел Б. История западной философии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

29.            Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт.- СПб., Петрополис, 1993-1997.

30.            Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философской концепции на развитие научной теории), М.,2003.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Содержание ВВЕДЕНИЕ ..

Содержание ВВЕДЕНИЕ ..

Философия является особым способом духовного освоения мира, заключающимся в выработке обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека, в исследовании познавательного, ценностного и…

Философия является особым способом духовного освоения мира, заключающимся в выработке обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека, в исследовании познавательного, ценностного и…

Оценка «4» выставляется, если студент: - обнаружил знание программного материала; - осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; - обладает умением…

Оценка «4» выставляется, если студент: - обнаружил знание программного материала; - осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; - обладает умением…

Милетская школа Фалес, (625 – 547 гг

Милетская школа Фалес, (625 – 547 гг

Афинская школа Платон, (427 – 347 гг

Афинская школа Платон, (427 – 347 гг

Задание: прочтите основные черты античных школ и введите правильное название (переписать в тетрадь полностью)

Задание: прочтите основные черты античных школ и введите правильное название (переписать в тетрадь полностью)

К характерным чертам __________________школы относятся: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо

К характерным чертам __________________школы относятся: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо

Гуревич П.С. Основы философии –

Гуревич П.С. Основы философии –

Оборудование: опорный конспект, учебники, таблицы, видеоматериал 1

Оборудование: опорный конспект, учебники, таблицы, видеоматериал 1

Словарь: Субъект, объект, познание, рационализм, бытие, дедукция, аксиомы, субстанция, атрибут, материальное, идеальное, пантеизм, аффект, эмпиризм, «чистая доска», «вещь в себе», рационализм, трансцендентальные апперцепции

Словарь: Субъект, объект, познание, рационализм, бытие, дедукция, аксиомы, субстанция, атрибут, материальное, идеальное, пантеизм, аффект, эмпиризм, «чистая доска», «вещь в себе», рационализм, трансцендентальные апперцепции

Словарь: Я (Фихте), самосознание, метафизика, абсолют, диалектика, абсолютная идея, бытие, законы диалектики, учение о сущности, тезис, антитезис, синтез, учение о понятии, чувственное представление, чувственная мысль,…

Словарь: Я (Фихте), самосознание, метафизика, абсолют, диалектика, абсолютная идея, бытие, законы диалектики, учение о сущности, тезис, антитезис, синтез, учение о понятии, чувственное представление, чувственная мысль,…

Тема: Философия XX века.

Тема: Философия XX века.

Практическая работа № 8 Тема:

Практическая работа № 8 Тема:

Митрополит Илларион (годы жизни)

Митрополит Илларион (годы жизни)

Идея человека Взгляд на:

Идея человека Взгляд на:

Если бы вы в течение дня были невидимкой, то, как бы вы этим воспользовались?

Если бы вы в течение дня были невидимкой, то, как бы вы этим воспользовались?

Буддизм

Буддизм

Золотое правило нравственности»:

Золотое правило нравственности»:

Интерсоциальные проблемы

Интерсоциальные проблемы

Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа»

Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа»

Цель : познакомиться с философией

Цель : познакомиться с философией

Практическая работа № 14 Ответьте на вопросы работы: 1

Практическая работа № 14 Ответьте на вопросы работы: 1

Тестовые задания по «Основам философии» (письменно) 1

Тестовые задания по «Основам философии» (письменно) 1

В) агностицизм 9. Материализм отвечает на вопрос :

В) агностицизм 9. Материализм отвечает на вопрос :

Какие направления в идеализме утверждают, что человек познает лишь собственные мысли?

Какие направления в идеализме утверждают, что человек познает лишь собственные мысли?

Рационалисты впервые разделили мнение (основанное на данных органов чувств и представляющее собой искаженное знание) и истинное знание (основанное только на разуме)

Рационалисты впервые разделили мнение (основанное на данных органов чувств и представляющее собой искаженное знание) и истинное знание (основанное только на разуме)

Когерентная концепция понимает истину как свойство согласования нового знания с уже имеющимся, то есть истинным будет только то знание, которые вписывается в общепринятые теории

Когерентная концепция понимает истину как свойство согласования нового знания с уже имеющимся, то есть истинным будет только то знание, которые вписывается в общепринятые теории

ГубинВ.Д. Основы философии. М

ГубинВ.Д. Основы философии. М

Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность - как актуальное

Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность - как актуальное

Материя с позиции современного материализма есть

Материя с позиции современного материализма есть

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" – совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" – совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание

Ответьте на следующие вопросы:

Ответьте на следующие вопросы:

Аблеев С.Р. История мировой философии

Аблеев С.Р. История мировой философии

Бердяев Н.А. Философия свободы

Бердяев Н.А. Философия свободы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018