Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОУД.12 БИОЛОГИЯ

  • Домашняя работа
  • doc
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОУД. 12 БИОЛОГИЯ предназначены для обучающихся всех специальностей и профессий технического профиля. Пособие содержит указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОУД.12 БИОЛОГИЯ
Иконка файла материала биология сам работа 36ч..doc

Министерство образования  и молодежной политики Ставропольского края

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД.12 БИОЛОГИЯ

 

 

 

 

Кафедра математических и

 естественно -научных дисциплин 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2016


 

Автор-составитель: преподаватель   Ракчеева Наталия Александровна

 

Методические указания  по выполнению внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся  по дисциплине  Биология

– ГБПОУ  «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

2016. стр. - 25.

 

Рассмотрено на заседании

кафедры «Математических и естественно-научных дисциплин»

 

 

В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы 

с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля

самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.

      Данные указания  способствует развитию знаний и умений обучающихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей,

установки на самостоятельное пополнение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие сведения

3

2. Инструкция для студентов для работы с рекомендациями

4

3. Тематический план изучения дисциплины

6

4. Технологическая карта самостоятельной работы

7

5. Порядок оформления видов и форм отчетности

по самостоятельной работе

8

6. Ведомость учета выполнения самостоятельной работы

21

7. График выполнения самостоятельной работы

22

8. Критерии оценивания самостоятельной работы

23

Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работыпо дисциплине «Биология» разработаны в соответствии с рабочей программой  учебной дисциплины ОУД. 12 Биология.

Содержание методических рекомендаций  по выполнению самостоятель­ной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.

По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее: максимальная учебная нагрузка обучающегося 54, в том числе:

36ч.- обязательное аудиторная учебная нагрузка обучающегося;

самостоятельная работа -39ч.

Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы является формирование и развитие профессиональных и общих компетенций (пункт 7.1 ФГОС СПО) и их элементов. 

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе явля­ются:

- развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения  ее  методологических основ применения  ранее полученных знаний и умений с использованием  междисциплинарных связей;

-   активизация самостоятельной работы обучающихся;

-    содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;

-    выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;

-    управление познавательной деятельностью обучающихся.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе яв­ляются:

- определение содержания работы обучающихся по овладению программ­ным материалом;

-   установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определя­ются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.

Дисциплина «Биология» относится к дисциплинам общеобразовательного цикла.

В результате освоения учебной дисциплины  «Биология» обучающийся должен

 уметь:

логически мыслить, обосновывать место и роль биоло­гических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

знать:

о биологических системах (клетка, ор­ганизм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных пред­ставлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания.

 

 

2.                         ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ

С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Уважаемый студент!

Вы должны знать, что самостоятельная работа, как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важным элементом образовательного процесса. В соответствии с учебным планом по специальностям технического профиля в процессе изучения учебной дисциплины «Биология» Вам    необходимо    более    углубленно сформировать    и совершенствовать профессиональные и общие компетенции через выполнение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Чтобы выполнить предусмотренные задания Вам необходимо воспользоваться рекомендациями по выполнению и оформлению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Биология».

В соответствии с рабочей программой по дисциплине  «Биология» объем часов, отводимый на самостоятельную работу составляет 18 часов.

Обратите внимание, что все виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы указаны в технологической карте внеаудиторной самостоятельной работы и перечне тем и рекомендаций по ее выполнению. Вам необходимо очень подробно и тщательно изучить эти два документа. Они являются вашим ориентиром и маршрутом в выполнении предложенных вам видам работ. Особое внимание обратите на выполнение практических заданий предусмотренных для самостоятельного выполнения. В технологической карте обозначены формы выполнения и контроля заданий, они различны.

Контроль за выполнением заданий для внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель будет осуществлять с помощью карты-маршрута внеаудиторной самостоятельной работы студента. Она будет выдана на руки каждому из Вас. Кроме того, приводится стандарт карты-маршрута. Карта - маршрут предполагает необходимый стандарт набора баллов по оценке сформированных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Если предлагаемые условия не выполняются, то рекомендуемые баллы корректируются в сторону уменьшения. На руках у студента должен быть незаполненный образец карты-маршрута по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Каждый вид задания будет оценен соответствующим баллом. Карта маршрута должна находиться в Вашем портфолио студента. Отметки о выполнении заданий будет производить преподаватель.

Сроки проверки заданий преподаватель устанавливает в зависимости от применяемых видов контроля: текущий, рубежный, промежуточная аттестация. В основном контроль будет осуществляться на этапе рубежной аттестации, т. е. после изучения каждой темы учебной дисциплины «Химия». В зависимости от количества часов, отведенных на выполнение заданий и их сложности, преподаватель может осуществить текущий контроль. Преподаватель может спросить по теме любые вопросы в любой последовательности. О проведении контроля Вы будете заранее предупреждены. Карта - маршрут с оценками преподавателя вместе с портфолио студента окончательно должна быть представлена на этапе промежуточной аттестации, т. е. на  дифференцированном зачете по учебной дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 БИОЛОГИЯ

 

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

Введение

1

 

1

Раздел 1. Учение о клетке

5

2

7

Тема 1.1 Химическая организация клетки

1

 

 

Тема 1.2 Строение и функции клетки.

2

 

 

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки

2

 

 

Раздел 2. Организм. Размножение и индивиду­альное развитие организмов

4

2

6

Тема 2.1 Размножение организмов

2

 

 

Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма

2

 

 

Раздел 3. Основы генетики и селекции

8

2

10

Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости

4

 

 

Тема 3.2 Закономерности изменчивости

2

 

 

Тема 3.3 Генетика и селекция

2

 

 

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

6

2

8

Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

2

 

 

Тема 4.2 История развития эволюционных идей

2

 

 

Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция

2

 

 

Раздел 5. Происхождение человека

2

 

2

Тема 5.1 Антропогенез. Человеческие расы. Несостоятельность расизма

2

 

2

Раздел 6. Основы экологии

6

2

8

Тема 6.1 Предмет экологии. Экологические факторы среды

2

 

 

Тема 6.2 Биосфера. Охрана биосферы

2

 

 

Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу

2

 

 

Раздел 7. Бионика

2

 

2

Тема 7.1Бионика

2

 

2

Дифференцированный зачет

2

 

2

Индивидуальный проект

 

8

8

Итого по дисциплине

36

18

54

 

 

4.  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Методическое пособие по выполнению и оформлению  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Биология включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля.

Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной кар­ты обучающиеся узнают наименования тем и  тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы.        Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке  результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.


Наименование и номер раздела

Наименование

темы

Тематика сам. работы

Кол-тво часов

 Виды сам. работы

Информационное обеспечение

Форма контроля

Раздел 1

Учение о клетке

Тема 1.3

  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.

2

самостоятельная  работа №1

Составление конспекта  на тему: «Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)»

 

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

 

проверка составления конспекта  по теме

Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема  2.2

 Индивидуальное развитие организма

Последствия влия­ния вредных привычек на здоровье человека.

2

 

самостоятельная работа №2

Подготовка доклада на тему: «Последствия влия­ния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека»

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

 защита  доклада 

Раздел 3 Основы генетики и селекции

Тема 3.3 Генетика и селекция

Генетика -теорети­ческая основа селекции.

2

 

самостоятельная работа №3

Решение задач по генетике

Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

проверка  решения задач

Раздел 4

Происхождение и развитие жизни на Земле.

 

Тема 4.1

 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Возникновение жизни на Земле

2

самостоятельная работа №4

подготовка  сообщения по теме: «Возникновение жизни на Земле»

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

 проверка подготовки сообщения

Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу  

 

 

Экология -основа рационального природопользования и охра­ны природы.

2

самостоятельная работа №5

Подготовка сообщения по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

 

Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

проверка подготовки сообщения


5.  ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

5.1            Методические рекомендации по оформлению реферата

 

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.

Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

   Титульный лист.

   Оглавление.

   Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).

   Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

   Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).

   Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Приложение 1.

Оценочный лист реферата

ФИО __________________________________________________

Группа_____________________   

специальность________________________

Преподаватель___________________________________

Тема реферата_____________________________________________

Учебная дисциплина_________________________________

Критерии оценки реферата

Максим.

 кол-во

баллов

Кол-во баллов

Новизна текста

Актуальность темы исследования

2

 

Самостоятельность в постановке проблемы

2

 

Наличие авторской позиции

3

 

Стилевое единство текста

2

 

Степень раскрытия сути исследуемой проблемы

Соответствие плана теме реферата

3

 

Соответствие содержания теме и плану

3

 

Полнота и глубина раскрытия основных положений

3

 

Обоснованность способов и методов работы с материалом

1

 

Умение работать с литературой

2

 

Умение систематизировать и структурировать

1

 

Умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения

1

 

Обоснованность выбранных источников

Полнота использования работ по проблеме

1

 

Привлечение работ известных исследователей, новых статистических данных и т.п.

1

 

Требования к оформлению

Грамотность и культура оформления

1

 

Владение терминологией

1

 

Соблюдение орфографического режима

1

 

Соблюдение единой стилистики изложения

1

 

Наличие приложений

1

 

Средний балл

 

Окончательная оценка

 

      Оценка в баллах

30-25 -оценка «5»;

24-20 - оценка «4»;

19-15 - оценка «3»;

14 и ниже - оценка «2»

Подпись преподавателя ___________________

 

5.2            Методические рекомендации по оформлению конспекта

 

Конспект - это последова­тельная фиксация информ­ации, отобранной и обдуман­ной в процессе чтения.

Конспект:

·                   подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

·                   показывает внутреннюю логику изложения;

·                   содержит основные выводы и по­ложения, факты, доказательства, приемы;

·                   отражает отношение составителя к материалу;

·                   может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.

Виды конспектов графически представлены на рис. 1.

Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:

·                   прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;

·                   выяснить в словаре значение новых непонятных слов, вы­писать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

·                   вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основ­ных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется сво­ими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

·                   прочитать конспект ещё раз, доработать его.

Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания кон­спектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочи­танного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составля­ется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспек­тов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в про­цессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

 

Этапы работы:

Составь план прочитанного текста или воспользуйся гото­вым.

1.                 Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбе­ри разумную и эффективную форму записи.

2.                 Сформулируй и запиши вывод.

План-конспект может выглядеть как таблица. Например:

1)

Основные вопросы

Раскрытие вопросов

1.      Сущность, содержание, основные характеристики бренда.

2.      Взаимосвязь бренда с экономическими категориями «потребность», «спрос», «предложение.

3.      Технологии.

4.      Управление активами бренда и др.

Бренд - это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуаль­ность, привлекают внимание клиентов, создают имидж фирме, репутацию, способствуя продвижению товара на рынках.

Российскими авторами бренд трактуется как раскрученная торговая марка.

Символ бренда должен:

·                   наиболее точно и полно отражать содержание товара;

·                   обеспечить максимальное отличие от конкурентных брендов;

·                   сформировать у потребителя убеждения, что этот бренд уникальный.

Уникальность символа бренда – главное требование при формировании бренда

 

2)

Ключевые слова

Суть,

основная мысль

Раскрытие основной мысли

Заключение, вопросы, личные отношения

Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом:

Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспекта. На его основе составьте тезисы и план.

Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.

Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему использованием нескольких источников).

Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний тора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

1.                 Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.

2.                 Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

·                   ... (цитата);

·                   ... (цитата); (вывод);

·                   основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

3.                 Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.

4.                 Сделать общий вывод.

Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.

Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает ло­гическое мышление и образное умение моделировать информа­цию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.

Этапы работы:

1.                 Прочитать внимательно текст.

2.                 Разделить его на смысловые части - блоки.

3.                 Поставить к каждой части вопрос.

4.                 Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тези­сов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного ис­пользования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Од­нако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.

Этапы работы:

1.                 Используя имеющиеся источники, выбрать материал по ин­тересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.

2.                 Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.

3.                 Используя подготовленный материал, сформулировать ос­новные положения по теме.

Тематический конспект - это конспект ответа на поставлен­ный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.

Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хро. но логическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщени­ем, рефератом.

Этапы работы:

1.                 Изучить несколько источников и сделать из них выборку ма­териала по определённой теме или хронологии.

2.                 Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.

3.                 Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.

 

 

Приложение 2.

Оценочный лист конспекта

ФИО ________________________________________________________

Учебная дисциплина __________________________________

Тема конспектирования_________________________________________

Группа___________специальность_______________________________

Преподаватель________________________________________________

 

 

 

Критерии оценивания

 

 

Максим. кол-во баллов

 

Кол-во баллов

Оценка

20-17 –оценка «5»;

16-13 – оценка «4»;

12-9 – оценка «3»;

8  и ниже -оценка «2»

Системность

3

 

 

Краткость

3

 

Сохранение  логики материала

3

 

Убедительность

1

 

Умение  выделять главное

3

 

Аккуратность

1

 

Умение моделировать ситуацию

2

 

Грамотность

2

 

Общее впечатление

2

 

Общее кол-во баллов

 

Подпись преподавателя_____________________________________

3.Методические рекомендации по написанию и оформлению доклада

 

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Цель доклада - сформировать научно-исследовательские навыки и умения у студентов, способствовать овладению методами научного познания, освоить навыки публичного выступления, научиться критически мыслить. При этом главная составляющая - это публичное выступление.

Этапы подготовки доклада:

Ø  выбор темы доклада;

Ø  подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;

Ø  анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;

Ø  составление плана доклада;

Ø  написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Структура доклада:

1. Вступление, в котором указываются:

·               тема доклада;

·               цель доклада;

·               связь данной темы с другими темами;

·               актуальность, проблематика темы;

·               краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.

2. Основная часть, которая содержит логичное, последовательное изложение материала.

3. Заключение, в котором:

·               подводятся итоги, формулируются выводы;

·               подчеркивается значение рассмотренной проблемы;

·               выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;

4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).

Требования к оформлению работы:

§  размер бумаги – А 4;

§  поля: сверхнее, нижнее - 2 см; левое, правое - 2,5 см;

§  колонтитулы - 1,25 см;

§  ориентация книжная;

§  шрифт Times New Roman, высота 14pt;

§  межстрочное расстояние - одинарное;

§  выравнивание по ширине;

§  красная строка 1,5 см.

В случае невозможности выполнить работу в электронном варианте, допускается рукописное оформление доклада.

 

 

 

Министерство образования и молодежной политики  Ставропольского края

ГБПОУ  «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

Доклад

по дисциплине ___________

на тему: «__________»

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) __ курса, группы __

    Губина А.

 

Проверила:
преподаватель ____

 

Ставрополь, 20….

 

 

 

Требования к защите доклада:

1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

2. Для успешного выступления с докладом заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

3. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.

Приложение 3.

Оценочный лист доклада

ФИО ________________________________________________________

Группа_____________________

специальность _____________________

Преподаватель____________________________________________

Учебная дисциплина_________________________________

Тип исследования______________________________________________

Тема исследования_____________________________________________

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Кол-во баллов

1.

Качество выступления

Студент зачитывает доклад

2

Рассказывает, но не объясняет

3

Хорошее изложение материала

5

2.

Оригинальность доклада

Для доклада выбрана традиционная тема

2

Доклад выполнен по актуальной теме

3

Доклад содержит собственные идеи

5

3.

Структура доклада

Нелогичная структура доклада

2

Структура требует корректировки

3

Работа структурирована грамотно

5

4.

Владение специальным научным  аппаратом

Владеет базовой терминологией

2

Использует общенаучную и специальную терминология

3

Хорошо владеет специальным научным аппаратом

5

5.

Качество ответов на вопросы

 

Не может ответить на вопросы

2

Отвечает на вопросы однозначно

3

Уверенно отвечает на вопросы

5

6.

Четкость выводов и обобщений

Отсутствие выводов и обобщений

2

Бездоказательность выводов

3

Выводу полностью характеризуют работу

5

7.

Использование демонстрационного

материала

Не использует демонстрационных средств

2

Использует,  но не ориентируется в материале

3

Уместно применяет демонстрационные материалы

5

8.

Оформление доклада

 

Оформление не соответствует требованиям

2

Оформление в соответствии с требованиями

3

Творческий подход к оформлению доклада

5

Общее кол-во баллов

 

Оценка

 

Оценка в баллах

 40-35 -оценка «5»;

 34- 30 –оценка «4»;

 29- 25–оценка «3»;

 24  и ниже -оценка «2»

Подпись преподавателя_________________________________________

 


 

 6.ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:___________________________________________________________

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА  БИОЛОГИЯ

ГРУППА №______________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:________________

 

Ф.И. обучающегося

Раздел 1. Учение о клетке

Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Раздел 3

Основы генетики и селекции

Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле.

 

 

Раздел 6  Основы экологии

 

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки

Тема 2.2  Индивидуальное развитие организма

Тема 3.3 Генетика и селекция

 Тема 4.1

 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель_____________________________ (________________________)


7. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы

Вид задания

Форма контроля

Срок сдачи

1

Раздел 1. Учение о клетке

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки

самостоятельная  работа №1 Составление конспекта  по теме: «Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)»

Проверка   составления конспекта

17,18 неделя

2

 Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

 

 

 

 

 

самостоятельная работа№2 Подготовка доклада на тему: «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека»

Проверка  написания  доклада

19,20 неделя

 

 

3

Раздел 3

Основы генетики и селекции

 

 

 

 

самостоятельная работа №3

Решение задач по генетике

 

 

Проверка  решения задач

 

 

21,22 неделя

 

 

4

Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле.

 

 

 

самостоятельная работа №4

Подготовка сообщения по теме: «Возникновение жизни на Земле»

 

Проверка подготовки сообщения

23,24 неделя

5

Раздел 6  Основы экологии

 

 

 

 

 

самостоятельная работа №5

Подготовка сообщения по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

 

Проверка подготовки сообщения

25,26 неделя

 

 

8.   КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущена одна ошибка или два-три недочета.

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Примечание.

1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если  работа выполнена оригинально.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающимся. На последующем занятии предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники (ОИ):

Таблица 1а

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Биология

 

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др.

М.: Просвещение, 2014 г.

Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 1б

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 2

Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах.

Ионцева А.Ю.

М.: Дрофа, 2014 г.

ДИ 2

Биология с основами экологии

 

Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др.

 М., 2014.

ДИ 3

Биология: карманный справочник.

 

Никитинская Т.В.

М., 2015.

ДИ 4

Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс.

1.      

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

М, 2014г.

ДИ 5

Биология (базовый уровень). 10—11 класс.

 

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В.

М., 2014.

Интернет-ресурсы (И-Р):

www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био­логии).

www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо­танного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело­век»)



Скачано с www.znanio.ru