Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД.12 БИОЛОГИЯ
Кафедра математических и
естественно -научных дисциплин
Ставрополь, 2016
Автор-составитель: преподаватель Ракчеева Наталия Александровна
Методические указания по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Биология
– ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
2016. стр. - 25.
Рассмотрено на заседании
кафедры «Математических и естественно-научных дисциплин»
В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы
с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля
самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.
Данные указания способствует развитию знаний и умений обучающихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей,
установки на самостоятельное пополнение знаний.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие сведения |
3 |
2. Инструкция для студентов для работы с рекомендациями |
4 |
3. Тематический план изучения дисциплины |
6 |
4. Технологическая карта самостоятельной работы |
7 |
5. Порядок оформления видов и форм отчетности по самостоятельной работе |
8 |
6. Ведомость учета выполнения самостоятельной работы |
21 |
7. График выполнения самостоятельной работы |
22 |
8. Критерии оценивания самостоятельной работы |
23 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов |
24 |
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работыпо дисциплине «Биология» разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОУД. 12 Биология.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего профессионального образования нового поколения.
По учебному плану рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины следующее: максимальная учебная нагрузка обучающегося 54, в том числе:
36ч.- обязательное аудиторная учебная нагрузка обучающегося;
самостоятельная работа -39ч.
Целью методического пособия является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся, определение ее содержания, установление требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целью самостоятельной работы является формирование и развитие профессиональных и общих компетенций (пункт 7.1 ФГОС СПО) и их элементов.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- развитие комплексного подхода к изучению дисциплины на основе освоения ее методологических основ применения ранее полученных знаний и умений с использованием междисциплинарных связей;
- активизация самостоятельной работы обучающихся;
- содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой и нормативными документами;
- управление познавательной деятельностью обучающихся.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.
Дисциплина «Биология» относится к дисциплинам общеобразовательного цикла.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен
уметь:
логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.
знать:
о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания.
2. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЛЯ РАБОТЫ
С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Уважаемый студент!
Вы должны знать, что самостоятельная работа, как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важным элементом образовательного процесса. В соответствии с учебным планом по специальностям технического профиля в процессе изучения учебной дисциплины «Биология» Вам необходимо более углубленно сформировать и совершенствовать профессиональные и общие компетенции через выполнение заданий для внеаудиторной самостоятельной работы. Чтобы выполнить предусмотренные задания Вам необходимо воспользоваться рекомендациями по выполнению и оформлению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Биология».
В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Биология» объем часов, отводимый на самостоятельную работу составляет 18 часов.
Обратите внимание, что все виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы указаны в технологической карте внеаудиторной самостоятельной работы и перечне тем и рекомендаций по ее выполнению. Вам необходимо очень подробно и тщательно изучить эти два документа. Они являются вашим ориентиром и маршрутом в выполнении предложенных вам видам работ. Особое внимание обратите на выполнение практических заданий предусмотренных для самостоятельного выполнения. В технологической карте обозначены формы выполнения и контроля заданий, они различны.
Контроль за выполнением заданий для внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель будет осуществлять с помощью карты-маршрута внеаудиторной самостоятельной работы студента. Она будет выдана на руки каждому из Вас. Кроме того, приводится стандарт карты-маршрута. Карта - маршрут предполагает необходимый стандарт набора баллов по оценке сформированных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Если предлагаемые условия не выполняются, то рекомендуемые баллы корректируются в сторону уменьшения. На руках у студента должен быть незаполненный образец карты-маршрута по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Каждый вид задания будет оценен соответствующим баллом. Карта маршрута должна находиться в Вашем портфолио студента. Отметки о выполнении заданий будет производить преподаватель.
Сроки проверки заданий преподаватель устанавливает в зависимости от применяемых видов контроля: текущий, рубежный, промежуточная аттестация. В основном контроль будет осуществляться на этапе рубежной аттестации, т. е. после изучения каждой темы учебной дисциплины «Химия». В зависимости от количества часов, отведенных на выполнение заданий и их сложности, преподаватель может осуществить текущий контроль. Преподаватель может спросить по теме любые вопросы в любой последовательности. О проведении контроля Вы будете заранее предупреждены. Карта - маршрут с оценками преподавателя вместе с портфолио студента окончательно должна быть представлена на этапе промежуточной аттестации, т. е. на дифференцированном зачете по учебной дисциплине.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа |
Максимальная учебная нагрузка |
Введение |
1 |
|
1 |
Раздел 1. Учение о клетке |
5 |
2 |
7 |
Тема 1.1 Химическая организация клетки |
1 |
|
|
Тема 1.2 Строение и функции клетки. |
2 |
|
|
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки |
2 |
|
|
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
4 |
2 |
6 |
Тема 2.1 Размножение организмов |
2 |
|
|
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма |
2 |
|
|
Раздел 3. Основы генетики и селекции |
8 |
2 |
10 |
Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости |
4 |
|
|
Тема 3.2 Закономерности изменчивости |
2 |
|
|
Тема 3.3 Генетика и селекция |
2 |
|
|
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение |
6 |
2 |
8 |
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле |
2 |
|
|
Тема 4.2 История развития эволюционных идей |
2 |
|
|
Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция |
2 |
|
|
Раздел 5. Происхождение человека |
2 |
|
2 |
Тема 5.1 Антропогенез. Человеческие расы. Несостоятельность расизма |
2 |
|
2 |
Раздел 6. Основы экологии |
6 |
2 |
8 |
Тема 6.1 Предмет экологии. Экологические факторы среды |
2 |
|
|
Тема 6.2 Биосфера. Охрана биосферы |
2 |
|
|
Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу |
2 |
|
|
Раздел 7. Бионика |
2 |
|
2 |
Тема 7.1Бионика |
2 |
|
2 |
Дифференцированный зачет |
2 |
|
2 |
Индивидуальный проект |
|
8 |
8 |
Итого по дисциплине |
36 |
18 |
54 |
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методическое пособие по выполнению и оформлению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Биология включают в себя технологическую карту самостоятельной работы, отражающую в себе изучаемые разделы и темы дисциплины, тематику самостоятельной работы, количество часов, виды самостоятельной работы, ее информационное обеспечение и форму контроля.
Технологическая карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем и тематику самостоятельной работы; ее виды как обязательные, так и по выбору обучающихся. Информационное обеспечение, обозначенное в карте, содержит в себе источники информации для самостоятельной работы. Предусмотренная форма контроля определяет функции преподавателя по проверке результатов самостоятельной работы и указывает на ее оформление. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику освоения содержания учебной дисциплины.
Наименование и номер раздела |
Наименование темы |
Тематика сам. работы |
Кол-тво часов |
Виды сам. работы |
Информационное обеспечение |
Форма контроля |
Раздел 1 Учение о клетке |
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки |
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. |
2 |
самостоятельная работа №1 Составление конспекта на тему: «Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)»
|
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
|
проверка составления конспекта по теме |
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма |
Последствия влияния вредных привычек на здоровье человека. |
2
|
самостоятельная работа №2 Подготовка доклада на тему: «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека» |
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014. |
защита доклада |
Раздел 3 Основы генетики и селекции |
Тема 3.3 Генетика и селекция |
Генетика -теоретическая основа селекции. |
2
|
самостоятельная работа №3 Решение задач по генетике |
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014. |
проверка решения задач |
Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле.
|
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле |
Возникновение жизни на Земле |
2 |
самостоятельная работа №4 подготовка сообщения по теме: «Возникновение жизни на Земле» |
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014. |
проверка подготовки сообщения |
Раздел 6. Основы экологии |
Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу
|
Экология -основа рационального природопользования и охраны природы. |
2 |
самостоятельная работа №5 Подготовка сообщения по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
|
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014. |
проверка подготовки сообщения |
5. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
5.1 Методические рекомендации по оформлению реферата
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.
Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Структура реферата:
□ Титульный лист.
□ Оглавление.
□ Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
□ Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
□ Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
□ Список литературы.
В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.
Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Приложение 1.
Оценочный лист реферата
ФИО __________________________________________________
Группа_____________________
специальность________________________
Преподаватель___________________________________
Тема реферата_____________________________________________
Учебная дисциплина_________________________________
Критерии оценки реферата |
Максим. кол-во баллов |
Кол-во баллов |
Новизна текста |
||
Актуальность темы исследования |
2 |
|
Самостоятельность в постановке проблемы |
2 |
|
Наличие авторской позиции |
3 |
|
Стилевое единство текста |
2 |
|
Степень раскрытия сути исследуемой проблемы |
||
Соответствие плана теме реферата |
3 |
|
Соответствие содержания теме и плану |
3 |
|
Полнота и глубина раскрытия основных положений |
3 |
|
Обоснованность способов и методов работы с материалом |
1 |
|
Умение работать с литературой |
2 |
|
Умение систематизировать и структурировать |
1 |
|
Умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения |
1 |
|
Обоснованность выбранных источников |
||
Полнота использования работ по проблеме |
1 |
|
Привлечение работ известных исследователей, новых статистических данных и т.п. |
1 |
|
Требования к оформлению |
||
Грамотность и культура оформления |
1 |
|
Владение терминологией |
1 |
|
Соблюдение орфографического режима |
1 |
|
Соблюдение единой стилистики изложения |
1 |
|
Наличие приложений |
1 |
|
Средний балл |
|
|
Окончательная оценка |
|
Оценка в баллах
30-25 -оценка «5»;
24-20 - оценка «4»;
19-15 - оценка «3»;
14 и ниже - оценка «2»
Подпись преподавателя ___________________
5.2 Методические рекомендации по оформлению конспекта
Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспект:
· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;
· показывает внутреннюю логику изложения;
· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;
· отражает отношение составителя к материалу;
· может использоваться не только самим автором (составителем), но и другими читателями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Виды конспектов графически представлены на рис. 1.
Общий алгоритм конспектирования состоит в следующем:
· прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена, даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составить простой план, который поможет группировать материал в соответствии с логикой изложения;
· выяснить в словаре значение новых непонятных слов, выписать их в тетрадь или словарь в конце тетради;
· вторично прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведется своими словами, не переписывая текст. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;
· прочитать конспект ещё раз, доработать его.
Вместе с тем, существуют некоторые особенности создания конспектов различных видов. Остановимся кратко на этом вопросе.
Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».
Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется. Положительной чертой этого вида конспектов является то, что он учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
1. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
2. Сформулируй и запиши вывод.
План-конспект может выглядеть как таблица. Например:
1)
Основные вопросы |
Раскрытие вопросов |
1. Сущность, содержание, основные характеристики бренда. 2. Взаимосвязь бренда с экономическими категориями «потребность», «спрос», «предложение. 3. Технологии. 4. Управление активами бренда и др. |
Бренд - это атрибуты фирмы или товара, которые отражают их индивидуальность, привлекают внимание клиентов, создают имидж фирме, репутацию, способствуя продвижению товара на рынках. Российскими авторами бренд трактуется как раскрученная торговая марка. Символ бренда должен: · наиболее точно и полно отражать содержание товара; · обеспечить максимальное отличие от конкурентных брендов; · сформировать у потребителя убеждения, что этот бренд уникальный. Уникальность символа бренда – главное требование при формировании бренда |
2)
Ключевые слова |
Суть, основная мысль |
Раскрытие основной мысли |
Заключение, вопросы, личные отношения |
Задание для самостоятельной работы при этом может быть сформулировано следующим образом:
Вариант 1. Внимательно прочтите предложенный текст (тексты) в учебнике (учебниках или распечатке). Представьте его в виде конспекта. На его основе составьте тезисы и план.
Вариант 2. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя предложенный преподавателем план. Оформите план-конспект.
Вариант 3. Внимательно прочтите предложенный текст в учебнике или распечатке. Законспектируйте его, используя вид конспекта - тематический обзорный (раскрывает конкретную тему использованием нескольких источников).
Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний тора, из изложенных им фактов. Чаще всего этот вид конспекта используется для работы с первоисточником. К нему студент может обращаться неоднократно. Но он не способствует актив мыслительной работе, поэтому, как правило, служит только люстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
1. Прочитать текст, отметить в нём основное содержание, главные мысли, выделить те цитаты, которые войдут в конспект.
2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выписать их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
· ... (цитата);
· ... (цитата); (вывод);
· основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
3. Прочитать написанный текст, сверить его с оригиналом.
4. Сделать общий вывод.
Опорный конспект - это отражение изложения информация заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.
Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.
Этапы работы:
1. Прочитать внимательно текст.
2. Разделить его на смысловые части - блоки.
3. Поставить к каждой части вопрос.
4. Ответить на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий от студента при составлении, так как требует умений активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Однако именно этот вид конспектов в высшей степени способствует прочному усвоению учебного материала.
Этапы работы:
1. Используя имеющиеся источники, выбрать материал по интересующей теме, изучить его и глубоко осмыслить.
2. Сделать необходимые выписки основных мыслей, цитат, составить тезисы.
3. Используя подготовленный материал, сформулировать основные положения по теме.
Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хро. но логическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
1. Изучить несколько источников и сделать из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
2. Мысленно оформить прочитанный материал в виде плана.
3. Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложить осознанный материал.
Приложение 2.
Оценочный лист конспекта
ФИО ________________________________________________________
Учебная дисциплина __________________________________
Тема конспектирования_________________________________________
Группа___________специальность_______________________________
Преподаватель________________________________________________
Критерии оценивания
|
Максим. кол-во баллов |
Кол-во баллов |
Оценка |
20-17 –оценка «5»; 16-13 – оценка «4»; 12-9 – оценка «3»; 8 и ниже -оценка «2» |
|||
Системность |
3 |
|
|
Краткость |
3 |
|
|
Сохранение логики материала |
3 |
|
|
Убедительность |
1 |
|
|
Умение выделять главное |
3 |
|
|
Аккуратность |
1 |
|
|
Умение моделировать ситуацию |
2 |
|
|
Грамотность |
2 |
|
|
Общее впечатление |
2 |
|
|
Общее кол-во баллов |
|
Подпись преподавателя_____________________________________
3.Методические рекомендации по написанию и оформлению доклада
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Цель доклада - сформировать научно-исследовательские навыки и умения у студентов, способствовать овладению методами научного познания, освоить навыки публичного выступления, научиться критически мыслить. При этом главная составляющая - это публичное выступление.
Этапы подготовки доклада:
Ø выбор темы доклада;
Ø подбор и изучение наиболее важных учебных, научных работ по данной теме, нормативных правовых актов;
Ø анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений ученых;
Ø составление плана доклада;
Ø написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Структура доклада:
1. Вступление, в котором указываются:
· тема доклада;
· цель доклада;
· связь данной темы с другими темами;
· актуальность, проблематика темы;
· краткий обзор изученной литературы по данной теме и т.п.
2. Основная часть, которая содержит логичное, последовательное изложение материала.
3. Заключение, в котором:
· подводятся итоги, формулируются выводы;
· подчеркивается значение рассмотренной проблемы;
· выделяются основные проблемы, пути и способы их решения и т.п.;
4. Приложения (схемы, таблицы для более наглядного освещения темы).
Требования к оформлению работы:
§ размер бумаги – А 4;
§ поля: сверхнее, нижнее - 2 см; левое, правое - 2,5 см;
§ колонтитулы - 1,25 см;
§ ориентация книжная;
§ шрифт Times New Roman, высота 14pt;
§ межстрочное расстояние - одинарное;
§ выравнивание по ширине;
§ красная строка 1,5 см.
В случае невозможности выполнить работу в электронном варианте, допускается рукописное оформление доклада.
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Докладпо дисциплине ___________на тему: «__________»
Ставрополь, 20….
|
Требования к защите доклада:
1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
2. Для успешного выступления с докладом заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
3. При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем.
Приложение 3.
Оценочный лист доклада
ФИО ________________________________________________________
Группа_____________________
специальность _____________________
Преподаватель____________________________________________
Учебная дисциплина_________________________________
Тип исследования______________________________________________
Тема исследования_____________________________________________
№ |
Критерии оценивания |
Показатели оценивания |
Кол-во баллов |
1. |
Качество выступления |
Студент зачитывает доклад |
2 |
Рассказывает, но не объясняет |
3 |
||
Хорошее изложение материала |
5 |
||
2. |
Оригинальность доклада |
Для доклада выбрана традиционная тема |
2 |
Доклад выполнен по актуальной теме |
3 |
||
Доклад содержит собственные идеи |
5 |
||
3. |
Структура доклада |
Нелогичная структура доклада |
2 |
Структура требует корректировки |
3 |
||
Работа структурирована грамотно |
5 |
||
4. |
Владение специальным научным аппаратом |
Владеет базовой терминологией |
2 |
Использует общенаучную и специальную терминология |
3 |
||
Хорошо владеет специальным научным аппаратом |
5 |
||
5. |
Качество ответов на вопросы
|
Не может ответить на вопросы |
2 |
Отвечает на вопросы однозначно |
3 |
||
Уверенно отвечает на вопросы |
5 |
||
6. |
Четкость выводов и обобщений |
Отсутствие выводов и обобщений |
2 |
Бездоказательность выводов |
3 |
||
Выводу полностью характеризуют работу |
5 |
||
7. |
Использование демонстрационного материала |
Не использует демонстрационных средств |
2 |
Использует, но не ориентируется в материале |
3 |
||
Уместно применяет демонстрационные материалы |
5 |
||
8. |
Оформление доклада
|
Оформление не соответствует требованиям |
2 |
Оформление в соответствии с требованиями |
3 |
||
Творческий подход к оформлению доклада |
5 |
||
Общее кол-во баллов |
|
||
Оценка |
|
Оценка в баллах
40-35 -оценка «5»;
34- 30 –оценка «4»;
29- 25–оценка «3»;
24 и ниже -оценка «2»
Подпись преподавателя_________________________________________
6.ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:___________________________________________________________
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА БИОЛОГИЯ
ГРУППА №______________
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:________________
Ф.И. обучающегося |
Раздел 1. Учение о клетке |
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
Раздел 3 Основы генетики и селекции |
Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле.
|
Раздел 6 Основы экологии
|
Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки |
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма |
Тема 3.3 Генетика и селекция |
Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле |
Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преподаватель_____________________________ (________________________)
7. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ |
Темы |
Вид задания |
Форма контроля |
Срок сдачи |
1 |
Раздел 1. Учение о клетке Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Жизненный цикл клетки |
самостоятельная работа №1 Составление конспекта по теме: «Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)» |
Проверка составления конспекта |
17,18 неделя |
2 |
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
самостоятельная работа№2 Подготовка доклада на тему: «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека» |
Проверка написания доклада |
19,20 неделя
|
3 |
Раздел 3 Основы генетики и селекции
|
самостоятельная работа №3 Решение задач по генетике
|
Проверка решения задач
|
21,22 неделя
|
4 |
Раздел 4 Происхождение и развитие жизни на Земле.
|
самостоятельная работа №4 Подготовка сообщения по теме: «Возникновение жизни на Земле»
|
Проверка подготовки сообщения |
23,24 неделя |
5 |
Раздел 6 Основы экологии
|
самостоятельная работа №5 Подготовка сообщения по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
|
Проверка подготовки сообщения |
25,26 неделя |
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны; допущена одна ошибка или два-три недочета.
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Примечание.
1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если работа выполнена оригинально.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения обучающимся. На последующем занятии предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (ОИ):
Таблица 1а
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ОИ 1 |
Биология
|
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. |
М.: Просвещение, 2014 г. |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 1б
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ДИ 2 |
Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. |
Ионцева А.Ю. |
М.: Дрофа, 2014 г. |
ДИ 2 |
Биология с основами экологии
|
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. |
М., 2014. |
ДИ 3 |
Биология: карманный справочник.
|
Никитинская Т.В. |
М., 2015. |
ДИ 4 |
Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. 1. |
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. |
М, 2014г. |
ДИ 5 |
Биология (базовый уровень). 10—11 класс.
|
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. |
М., 2014. |
Интернет-ресурсы (И-Р):
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.