Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории
Оценка 4.7

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Оценка 4.7
Лабораторные работы
doc
история
Взрослым
13.03.2019
Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса . Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов; - углубления и расширения теоретических знаний; - развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности; -формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: - уровень освоения студентом учебного материала; - умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированность общеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями.
МУ по Истории.doc
Министерство образования и науки Самарской области государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение Самарской области "Жигулевский государственный колледж" Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ По дисциплине: История Курс первый Для   профессии:13.01.10   Электромонтер   по   ремонту   и   обслуживанию электрооборудования (машиностроение)                                   Жигулевск, 2018 г. РАССМОТРЕНО на заседании предметной  (цикловой)  комиссии  ООД  Протокол №  ____от ___________2018г. Председатель ________  Гусенкова Е.С.  Составлено  в соответствии с  требованиями ФГОС СПО к реализации  ППКРС по профессии:  13.01.10  Электромонтер по ремонту и  обслуживанию электрооборудования  (машиностроение)   Утверждаю На заседании научно­методического совета Протокол №  ____от ___________2018г. Председатель НМС ____________________С.Ю. Сорокина «____» ________________ 2018 г.     Составитель:   Кузнецова Н.И. – преподаватель ГАПОУ СО «ЖГК» Эксперты:    Гусенкова Е.С. ­ председатель предметной (цикловой) комиссии  ГАПОУ СО «ЖГК» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка…………………………………………………………………….4 2. Перечень видов самостоятельной внеаудиторной работы……………………………...5 3.Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ………………..8  4.Список литературы………………………………………………………………………...28 3 Пояснительная записка Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по  дисциплине История предназначены для студентов 1 курса . Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью: ­ систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов; ­ углубления и расширения теоретических знаний; ­   развития   познавательных   способностей   и   активности   студентов,   самостоятельности, ответственности и организованности; ­формирования   самостоятельности   мышления,   способностей   к   саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. В результате освоения учебной дисциплины студент должен: уметь:  ­   применять   исторические   знания   в   профессиональной   и   общественной   деятельности, поликультурном общении; ­ осуществлять проектную деятельность и историческую реконструкцию с привлечением различных источников;  ­ вести диалог; знать:  ­представления о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; ­ истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе; Внеаудиторная   самостоятельная   работа   выполняется   студентом   по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По истории используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: ­для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями   и   справочниками,   учебно­исследовательская   работа,   использование   аудио­   и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; ­для закрепления и систематизации  знаний:  повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио­ и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы,   подготовка   сообщений   к   выступлению   на   семинаре,   конференции,   подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;  ­для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.  Критериями   оценки   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы   студента являются: ­ уровень освоения студентом учебного материала; 4 ­ умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; ­ сформированность общеучебных умений; ­ обоснованность и четкость изложения ответа; ­ оформление материала в соответствии с требованиями. Перечень видов самостоятельной внеаудиторной работы студента: Название Основы исторического знания. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция .  Древний Восток Цивилизации Древнего мира. № 1 2 3 4 5 6 7 Великое переселение народов Христианская Европа и исламский мир в  средние века. Принятие христианства славянскими народами Крестовые походы Происхождение Древнерусского государства Крещение Руси и его значение. Политическая раздробленность Руси. Культура Древней Руси. 8 9 10 11 12 13 14 Монголо­татарское нашествие 15 16 От Древней Руси к Московскому царству. Правление Ивана III. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Россия в правление Ивана Грозного. Россия на рубеже XVI­XVII веков. Смута.  Крестьянская война под предводительством  Степана Разина Просвещенный абсолютизм. Культура Руси конца XIII­XVII вв. Страны Европы в ХVI – ХVIII веке. Великие географические открытия. Высокое Возрождение в Италии. Промышленная революция. Колониальная экспансия европейских стран.  Индия. Кол­во часов 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Форма отчётности Работа с терминами. Составить таблицу. Составить кроссворд Тест  Составить презентацию. Составьте кроссворд Составить тест. Составить таблицу Доклад Доклад Реферат Сообщение Сообщение Сообщение доклад Подготовить конспект доклад Составить глоссарий реферат Сообщение Доклад Реферат доклад Работа с датами. Работа с текстом. Составить конспект 5 Война за независимость США. Петр I и его  реформы в оценках и суждениях. Россия в начале 18 века. Внутренняя политика Екатерины II. Культура и быт во второй половине XVIII  века. Промышленный переворот и его последствия. 32 33 Международные отношения в Новое время. 34 Процесс модернизации в традиционных  обществах Востока. Отечественная война1812 года. 27 28 29 30 31 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Восстание декабристов и его значение. Эпоха Николая I. Общественное движение в 60­70 е гг. 19 в. Внешняя политика России в начале XIX века.  Крестьянская реформа 1861 г. и ее значение.  Общественно­ политические движения  России XIX века.  Социально­экономическое развитие России в  пореформенный период.  Русско­турецкая война 1877— 1878 годов.  Культура и быт во второй половине XIX века.  Россия и мир в ХХ веке.  Индия и Китай в древности.  Русско­японская война.  Революция 1905 – 1907 гг. Аграрная реформа П. А. Столыпина.  Серебряный век русской культуры.   Россия в первой мировой войне.  Россия в первой мировой войне.  Великая российская революция.  Великая российская революция.  Белое движение в гражданской войне.  55 56 Между мировыми войнами.  57 Гражданская война в Испании.  58 Япония на пути модернизации: «восточная  мораль – западная техника». Китай: традиции  против модернизации. 59 Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Доклад Работа с документами. Реферат Работа с документами Доклад Реферат Составить конспект Подготовить сообщение.    Подготовить доклад Работа с документами. Составить таблицы. Работа с учебником Подготовить реферат Подготовить сообщение. Составить конспект. Подготовить сообщение. Подготовить доклад. Составить глоссарий Составить таблицу. Составить таблицы. Работа с учебником. Работа с документами. Подготовить доклад. Составить конспект. Составить конспект. Подготовить реферат. Подготовить реферат. Подготовить доклад. Составить таблицу. Подготовить презентацию Составить таблицу Ответить на вопросы по теме. 6 60 61 62 Культура в первой половине ХХ века.  Новая экономическая политика в Советской  России.  Коллективизация и индустриализация в СССР. Наш край в 1920­1930­у годы.  Советская культура в 1920— 1930­е годы.  63 64 65 Международные отношения и внешняя  политика СССР в 1930 ­е годы.  Начало Великой Отечественной войны,  периодизация.  Курская битва и ее историческое значение. Советский тыл в годы Великой Отечественной  войны.   Наш край в годы Великой Отечественной  войны.  СССР в системе послевоенных  международных отношений. «Холодная  война». «План Маршалла».  Новые национальные государства в Восточной  Европе.  Крушение колониальной системы.  Реформы в Индии.  Чилийская революция.  Борьба сверхдержав ­ СССР и США.  Крупнейшие научные открытия второй  половины XX ­начала XXI века.  СССР 1945­1991 гг.  ХХ съезд КПСС и его значение. Политические  реформы.  Социально­экономическое развитие СССР в  1965­1984 гг.  Распад СССР.  «Оттепель  60­х годов».  Политические реформы в России в 1990­е  годы.  Россия и Запад в конце XX ­ начале XXI века.  66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Составить таблицу. Подготовить доклад. Составить глоссарий. Подготовить доклад. Составить таблицу. Составить конспект. Подготовить сообщение. Подготовить презентацию Подготовить доклад. Подготовить доклад. Составить конспект. Составить конспект Подготовить презентацию. Ответить на вопросы. Подготовить сообщение. Подготовить сообщение. Составить конспект. Подготовить презентацию. Подготовить сообщение Составить конспект. Подготовить доклад. Подготовить презентацию. Подготовить презентацию. Подготовить доклад. Составить  конспект. 7 Приложение 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТА   Конспект представляет собой краткое изложение содержания статьи, параграфа или раздела.   Обычно   потребность   в   написании   конспекта   возникает,   когда   необходимо переработать большой объем информации в сжатые  сроки. После прочтения правильно составленного конспекта материал легко воспроизводится в памяти. Основные   принципы   создания   конспекта  –   это   краткость,   логичность, последовательность, простота восприятия.2 Наиболее распространенным является свободный конспект. Это конспект, сочетаю­ щий в себе выписки, тезисы, цитаты, план. Это наиболее качественный вид конспекта. При удачном его написании вы легко восстановите в памяти содержание источника даже через большой промежуток времени. Перед   написанием   конспекта   прочтите   текст   целиком.   Выделите   в   нем   основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразиро­ вать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпо­ новку материала. Только после этого начинайте конспектировать. Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, при­ ведите примеры, факты. Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наг­ лядно показать взаимосвязи между частями текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые слова или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, устано­ вите связи между группами. При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому   применяйте   оформительские   средства.   Для   этого   делайте   различные 8 подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения. Критерии оценки конспекта № Критерий оценки Содержательность конспекта, соответствие плану; Баллы 10 Отражение   основных   положений,   результатов   работы   автора, выводов Ясность, лаконичность изложения мыслей студента  Наличие схем, графическое выделение особо значимой информации Схемы,   таблицы,   рисунки   снабжены   пояснениями,   выполнены   в соответствии с предъявляемыми требованиями Соответствие оформления требованиям Грамотность изложения Приведены примеры, иллюстрирующие ключевые моменты темы.  Конспект сдан в срок 10 Качество   ответов   на   вопросы   (полнота,   аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) 10 10 10 10 10 10 10 10 10 9 КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ Количеств о баллов 0–25 26–50 51–75  76–100 Оценка «Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично» Приложение 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление  докладчика,  удобнее всего подготовить в программе MS Power Point. Презентация как документ представляет собой   последовательность   сменяющих   друг   друга   слайдов   ­   то   есть   электронных страничек, занимающих весь экран монитора. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5­минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На   первом   слайде   обязательно   представляется   тема   выступления   и   сведения   об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: 1    стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем,   чтобы   пользоваться   ими   как   планом   для   выступления.   В   этом   случае   к   слайдам предъявляются следующие требования: 10       объем текста на слайде – не больше 7 строк; маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов; отсутствуют  знаки  пунктуации  в   конце  строк  в  маркированных  и   нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов. 2      стратегия:   на   слайды   помещается   фактический   материал   (таблицы,   графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает   в   раскрытии   стержневой   идеи   выступления.   В   этом   случае   к   слайдам предъявляются следующие требования: выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; использованы   иллюстрации   хорошего   качества   (высокого   разрешения),   с   четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться   в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии,   схемы   и   т.д.)   с   текстовыми   комментариями   (не   более   2   строк   к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная   ошибка   при   выборе   данной   стратегии   –  «соревнование»  со   своим иллюстративным материалом (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять   материал   на   слайдах).   Обычный   слайд,   без   эффектов   анимации   должен демонстрироваться на экране не менее 10 ­ 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая­то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного   (позитивного)   эффекта   можно   достигнуть,   если   докладчик   пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом  «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать   выступление   подробностями».  Правда,   такой   прием   делать   в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления. Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами   (например,  «На   этой   диаграмме   приводится   то­то   и   то­то,   зеленым   отмечены показатели   А,   синим   –   показатели   Б»),  с   тем,   чтобы   дать   время   аудитории   на   ее рассмотрение,   а   только   затем   приступать   к   ее   обсуждению.   Каждый   слайд,   в   среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее   обсуждение).   В   связи   с   этим   лучше   настроить   презентацию   не   на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Оформлению   презентации.   Для   всех   слайдов   презентации   по   возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков ­ не меньше 24 пунктов, для информации ­ для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация —   не   самое   лучшее   дополнение   к   научному   докладу.   Также   нежелательны звуковые эффекты   в   ходе   демонстрации   презентации.   Наилучшими   являются   контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно­синий фон – светло­желтый текст и т. д.). Лучше   не   смешивать   разные   типы   шрифтов   в   одной   презентации.   Рекомендуется   не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). 11 Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой   стороны. Вспомогательная   информация   (управляющие   кнопки)   не   должны преобладать   над   основной   информацией   (текстом,   иллюстрациями).   Использовать встроенные   эффекты   анимации   можно   только,   когда   без   этого   не обойтись   (например, последовательное появление элементов диаграммы).  Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов.   Если   данные   (подписи   данных)   являются   дробными   числами,   то   число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи   стандартных   средств   рисования   пакета   MS   Office.   Если   при   форматировании слайда   есть   необходимость   пропорционально   уменьшить   размер   диаграммы,   то   размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов   диаграммы   соответствовало   значениям,   указанным   в   таблице. В   таблицах   не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Табличная   информация   вставляется   в   материалы   как   таблица   текстового процессора   MS   Word   или   табличного   процессора   MS  Excel.   При  вставке   таблицы   как объекта   и   пропорциональном   изменении   ее   размера   реальный   отображаемый   размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец»,  вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того,   такие   слайды,   так   же   как   и   слайд  «Вопросы?»,  дублируют   устное   сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. Для   показа   файл   презентации   необходимо   сохранить   в   формате  «Демонстрация Power Pоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация Power Pоint). В этом случае   презентация   автоматически   открывается   в   режиме   полноэкранного   показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы Power Point, так и от потерь времени в начале показа презентации. После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами: удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?); к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории? не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления? После подготовки презентации необходима репетиция выступления.    Критерии оценки презентации Критерии оценки Содержание оценки Баллы 12 1. Содержательный критерий  Логический  Речевой 2. критерий 3. критерий 4. Психологический критерий  Критерий 5. соблюдения дизайн­ эргономических требований   к компьютерной презентации       языковых     правильный   выбор   темы,   знание   предмета   и свободное   владение   текстом, грамотное использование терминологии, научной импровизация, речевой этикет стройное   логико­композиционное   построение речи, доказательность, аргументированность использование (метафоры, фразеологизмы,   пословицы,   поговорки   и   т.д.)   и неязыковых   (поза,   манеры   и   пр.)   средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь),   знание   и   учет   законов   восприятия   речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания соблюдены   требования   к   первому   и   последним слайдам, обоснованная последовательность   слайдов   и   информации   на слайдах,   необходимое   и   достаточное   количество фото­   и   видеоматериалов,   учет   особенностей восприятия   (иллюстративной) информации,   корректное   сочетание   фона   и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию,   грамотное   соотнесение   устного выступления   и   компьютерного   сопровождения, общее   впечатление   от   мультимедийной презентации прослеживается графической       10 10 10 10 10                                КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ Количес тво баллов 0–20 21–30 31–45 46–50 Оценка «Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СООБЩЕНИЯ Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.  Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10­15% общего времени), основной части (60­70%) и заключения (20­25%). Приложение 3 13 Вступление  включает  в себя представление  автора (фамилия,  имя отчество, при необходимости   место   учебы/работы,   статус),   название   доклада,   четкое   определение стержневой идеи. Стержневая идея выступления понимается как основной тезис, ключевое положение.   Стержневая   идея   дает   возможность   задать   определенную   тональность выступлению.   Сформулировать   основной   тезис   означает   ответить   на   вопрос,   зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления: фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; суждение   должно   быть   кратким,   ясным,   легко   удерживаться   в   кратковременной памяти; мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Самая   частая   ошибка   в   начале   речи   –   либо   извиняться,   либо   заявлять   о   своей неопытности.   Результатом   вступления   должны   быть   заинтересованность   слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. К аргументации в пользу стержневой идеи выступления можно привлекать фото­, видеофрагметы,   аудиозаписи,   фактологический   материал.   Цифровые   данные   для облегчения   восприятия   лучше   демонстрировать   посредством   таблиц   и   графиков,   а   не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. План   развития   основной   части   должен   быть   ясным.   Должно   быть   отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. Самые   частые   ошибки   в   основной   части   доклада   ­   выход   за   пределы рассматриваемых   вопросов,   перекрывание   пунктов   плана,   усложнение   отдельных положений   речи,   а   также   перегрузка   текста   теоретическими   рассуждениями,   обилие затронутых   вопросов   (декларативность,   бездоказательность),   отсутствие   связи   между частями   выступления,   несоразмерность   частей   выступления   (затянутое   вступление, скомканность основных положений, заключения). В заключении  необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.  После   подготовки   текста   /   плана   выступления   полезно   проконтролировать   себя вопросами: Вызывает ли мое выступление интерес? Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных? Смогу ли я закончить выступление в отведенное время? Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту? После   выступления   нужно   быть   готовым   к   ответам   на   возникшие   у   аудитории вопросы.        Критерии оценки сообщения 14 № Критерий оценки Умение сформулировать цель и задачи работы Баллы 9 Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) Полнота и логичность раскрытия темы Степень самостоятельности мышления Корректность выводов Реальная новизна работы Трудоемкость работы Культура оформления текста (соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность) Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы) Качество   ответов   на   вопросы   (полнота,   аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) 10 9 9 9 8 8 14 14 6 14 КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ Количество баллов 0–25 26–50 51–75  76–100 Оценка «Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично» Участие в чтениях Не допускается Заочное участие Допускается к защите 15 Приложение 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА Доклад  –   публичное   сообщение,   представляющее   собой   развёрнутое   изложение определённой темы. 5.1. Этапы подготовки доклада: 1. Определение цели доклада. 2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада. 3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного. 5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана. 6. Композиционное оформление доклада. 7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления. 8. Выступление с докладом. 9. Обсуждение доклада. 10. Оценивание доклада 5.2.  Композиционное оформление доклада  – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям,   по   объёму,   сочетанию   рациональных   и   эмоциональных   моментов,   как правило, элементами композиции доклада  являются: вступление, определение  предмета выступления, изложение(опровержение), заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: сообщение основной идеи; современную оценку предмета изложения;  название доклада;    краткое перечисление рассматриваемых вопросов;  интересную для слушателей форму изложения;  акцентирование оригинальности подхода. Выступление состоит из следующих частей: Основная   часть,  в   которой   необходимо   раскрыть   суть   темы.   Задача   основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. Заключение ­ это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме. № Критерий оценки Критерии оценки доклада Баллы 16 Умение сформулировать цель и задачи работы Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) Полнота и логичность раскрытия темы Степень самостоятельности мышления Корректность выводов Реальная новизна работы Трудоемкость работы Культура оформления текста (соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность) Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы) Качество   ответов   на   вопросы   (полнота,   аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) 10 КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ 9 9 9 9 8 8 14 14 6 14 Количество баллов 0–25 26–50 51–75  76–100 Оценка «Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично» Участие в чтениях Не допускается Заочное участие Допускается к защите 17 Приложение 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА Внеаудиторная   самостоятельная   работа   в   форме   реферата   является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Содержание реферата Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости). Примерный   объем   в   машинописных   страницах   составляющих   реферата   представлен   в таблице. Рекомендуемый объем структурных элементов реферата        Наименование частей реферата Титульный лист Содержание (с указанием страниц) Введение Основная часть Заключение Список использованных источников Приложения В   содержании   приводятся   наименования   структурных   частей   реферата,   глав   и параграфов   его   основной   части   с   указанием   номера   страницы,   с   которой   начинается соответствующая часть, глава, параграф.  Количество страниц 1 1 2 15­20 1­2 1­2 Без ограничений Во введении дается общая характеристика реферата:  18           обосновывается актуальность выбранной темы;  определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;  описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования; кратко характеризуется структура реферата по главам. Основная   часть   должна   содержать   материал,   необходимый   для   достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2­3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2­3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы   реферата   должны   раскрывать   описание   решения   поставленных   во   введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей   сути   формулировкам   задач   реферата.   Заголовка   "ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ"   в содержании реферата быть не должно. Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер. Обязательным   для   реферата   является   логическая   связь   между   главами   и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение   материала,   аргументированность   выводов.   Также   обязательным   является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение   необходимо   вести   от   третьего   лица   («Автор   полагает...»)  либо использовать безличные конструкции и неопределенно­личные предложения («На втором этапе   исследуются   следующие   подходы…»,   «Проведенное   исследование   позволило доказать...» и т.п.).   Заключение   должно   кратко   характеризовать   решение   всех   поставленных   во введении задач и достижение цели реферата. Список использованных источников является составной частью работы.  В   приложения   следует   относить   вспомогательный   материал,   который   при включении   в   основную   часть   работы   загромождает   текст   (таблицы   вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Оформление реферата При   выполнении   внеаудиторной   самостоятельной   работы   в   виде   реферата   необходимо соблюдать следующие требования: Оформление титульного листа Титульный лист реферата является первым листом в работе. Он не нумеруется. Поля   титульного   листа   должны   быть   выдержаны   в   тех   же   размерах,   что   и   вся работа. Стандартно: левое – 3см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.  Выравнивание содержимого всех строк  «по центру».  Кроме строк  «Выполнил»  и «Проверил», их выравнивание – по правому краю. Шрифт – такой же, как во всей работе. Т.е.  обычно:  шрифт  Times New Roman. Курсив не используется. Тема реферата должна выделяться на фоне остального текста: это делается либо посредством полужирного шрифта, либо посредством прописных (заглавных) букв. В шапке титульного листа реферата указывается: Федеральное агентство по образованию название учебного заведения Оформление работы        междустрочный интервал ­ одинарный на одной стороне листа белой бумаги формата А­4  размер шрифта­12; Times New Roman, цвет ­ черный 19         поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого­ 1 см, верхнего­2см, нижнего­2см. отформатировано по ширине листа  на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы. в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы нумерация страниц текста ­ Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по   фамилии   авторов.   Литература   обычно   группируется   в   списке   в   такой последовательности: законодательные и нормативно­методические документы и материалы; специальная   научная   отечественная   и   зарубежная   литература   (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное   название   книги   или   статьи,   место   и   наименование   издательства   (для   книг   и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается  наименование  журнала,  год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается   слово   "Приложение"   и   его   номер.   Приложение   должно   иметь   заголовок, который   располагается   по   центру   листа   отдельной   строкой   и   печатается   прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. «5»­  выставляется   за  реферат,   который   носит   исследовательский   характер,   содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.  Критерии оценки реферата «4»­  выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. «3»­ выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но   отличается   поверхностью,   в   нем   просматривается   непоследовательность   изложения материала, представлены необоснованные выводы. «2»­  выставляется   за  реферат,   который   не   носит   исследовательского   характера,   не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.  20 Министерство образования и науки Самарской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Жигулевский государственный колледж" РЕФЕРАТ на тему: Революция 1905 года 21 Выполнил: ФИО студента, курс, группа Проверил: ФИО преподавателя подпись___________________ Жигулевск, 20___г. Методические рекомендации по составлению таблиц Приложение 6 При работе с заполнением таблицы  используем формализованный  конспект, где записи вносятся   в   заранее   подготовленные   таблицы.   Это   удобно   при   подготовке   единого конспекта   по   нескольким   источникам.   Особенно   если   есть   необходимость   сравнения данных.   Разновидностью   формализованного   конспекта   является   запись,   составленная   в форме   ответов   на   заранее   подготовленные   вопросы,   обеспечивающие   исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д. Рекомендации по составлению: 1. Определите цель составления таблицы. 2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы. 3.   Если   составляете   план   ­   конспект,   сформулируйте   названия   пунктов   и   определите информацию, которую следует включить в план ­ конспект для раскрытия пунктов плана. 4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат. 5. Включайте не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). 22 6. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения. 7. Чтобы форма записи  отражала  его содержание,  располагайте  абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания. 8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. 9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 10.  При   конспектировании   надо  стараться   выразить   авторскую  мысль   своими   словами. Стремитесь   к   тому,   чтобы   один   абзац   авторского   текста   был   передан   при конспектировании одним, максимум двумя предложениями. Запись учебного материала в виде таблицы позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент. Критерии оценки составления таблицы «5» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки,  содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается  кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена  аккуратно карандашом и заполнена без помарок. «4» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки,  содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не  достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных  терминов. В оформлении таблицы имеются помарки. «3» – в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк  имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не  последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой. «2» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки,  содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия,  материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно. Приложение 7 Методические рекомендации по составлению кроссвордов Кроссворд – игра­задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется  перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворд  обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться,  выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.  Классификация кроссвордов  1) по форме:   a) кроссворд ­ прямоугольник, квадрат;  б) кроссворд­ромб;  в) кроссворд­треугольник;  г) круглый (циклический) кроссворд;   д) сотовый кроссворд;  е) фигурный кроссворд;  ж) диагональный кроссворд и т.д.  23 2) по расположению:  a) ­симметричные;   б) асимметричными;   в) с вольным расположением слов и др.   г) по содержанию:   д) тематические;   е) юмористические;   ж) учебные;  з) числовые.  4) по названию страны:  a) скандинавские;   б) венгерские;  в) английские;   г) немецкие;  д) американские;   е) эстонские;   ж) итальянские.  Общие требования при составлении кроссвордов  При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и  доступности.  1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.  2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.  3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже  единственного числа.  4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.  5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.  6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).  7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов. 8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.  9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.  Требования к оформлению:  1. Рисунок кроссворда должен быть четким.  2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1­й экз. ­ с  заполненными словами; 2­й экз. ­ только с цифрами позиций.  Ответы на кроссворд.  Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения  кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные  позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания  кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.  Оформление ответов на кроссворды:  ­ Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;  ­ Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;  ­ Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.  Составление условий (толкований) кроссворда:  1.Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне  исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.  2.Старайтесь подать слово с наименее известной стороны. 3.Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В  определениях не должно быть однокоренных слов. 24 Критерии оценки составления кроссвордов «5»: термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка; в содержании  кроссворда используются термины по изучаемой теме; определение терминов не  вызывает у обучающегося затруднений; определения терминов не повторяют дословно  текст учебника или конспекта; кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с  правилами оформления; объем отчета соответствует регламенту; кроссворд оформлен  иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при оформлении  кроссворда использовано специальное программное обеспечение.  «4»: содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и  незначительные ошибки; ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по  смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст; в  оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность.  «3»: студент работу не выполнил в полном объеме; содержание ячеек таблицы не  соответствует заданной теме; имеются не заполненные ячейки или серьезные  множественные ошибки; отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения  установленных требований.    «2»: ставится, если вопросы или ответы кроссворда не соответствуют заданной теме Приложение 8 Методические рекомендации по работе с историческими документами Типология вопросов и заданий к документу:  Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи  государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д.   1. Когда, где, почему появился этот документ?   2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и  деятельности?  3. Объясните основные — новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 25 4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или  весь документ в целом?   5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного,  существовавшего ранее или аналогичного в других странах?  6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло  привести введение этого документа?  Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая  переписка и т. д. 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для  каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.  4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).  5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли  или предполагались по этому документу?  6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему? 7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.  Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи  политиков, прокламации, декларации и т.п.  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?  2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился?  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?  4. Интересы какого слоя населения он выражает?  5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и  истинными интересами?  6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого  документа?  7. Дайте историческую характеристику оценку документу.  Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические  сочинения  1. Какие исторические факты излагаются в документе?  2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в  документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.  4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических  событий?  5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора  связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?  6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на  происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?  Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства  очевидцев  1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия?  Причастность к описываемым событиям?  2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.  3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? 26 4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников  по данному историческому факту?  5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа? Критерии оценки работы с историческими документами «5» ­ работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для  выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки. «4» ­ самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно.  Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие  на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного  теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного  выполнения работы. «3» ­ работа выполняется при помощи преподаватедя. Обучающиеся показывают знания  теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной  работе. «2» ­ выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению  работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых  умений. Методические рекомендации по составлению глоссария Приложение 9 27 Глоссарий – это толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой  дисциплине или разделе.  Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных  источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература),  изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором.  Общие требования составления глоссария: – Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.  – Используемые слова должны быть именами существительными в именительном падеже  единственного числа.  – Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме.  – Не допускаются аббревиатуры, сокращения.  – Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны Критерии оценивания глоссария При оценивании глоссария учитывается: полнота исследования темы; работы, наличие или отсутствие грамматических и соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок.  грамотность   пунктуационных ошибок; работа  «5» ­ работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности, содержание глоссария соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его  оформлению. «4» ­ самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно.  Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие  на правильность конечного результата. «3» ­ основные требования к оформлению глоссария соблюдены, но при этом допущены  недочеты: неточно и некорректно подобраны слова и дано их толкование «2» ­ ставится, если слова и их толкование не соответствуют заданной теме. Список литературы: 28 1.Артемов   В.В.,   Лубченков   Ю.Н.   История:   учебник   для   студ.   учреждений   сред.   проф. образования. — М., 2014. 2. Волобуев О.В., Клоков В.А, Понамарев М.В.,  Рогожин В.А.. Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.­6­е изд. ­ М.: Дрофа, Издательско­просветительский центр «Веди­принт», 2007.­. 353 с. 3. Волобуев О.В., Клоков В.А,   Понамарев М.В.,   Рогожин В.А.. Россия и мир   20 век: учебник   для   11   класса   общеобразовательных   учреждений.­6­е   изд.­М.:   Дрофа; Издательско­просветительский центр «Веди­принт», 2007.­ 353 с. 4.Самыгин     П.      С. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,   Е.В.   Шевелева.   ­   М.:   НИЦ   Инфра­М,   2013.   ­   528   с.:   60x90   1/16.   ­   (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978­5­16­004507­8, 1000 экз.  5.Чудинов А. История: Учебник для 10 кл. Издательский центр «Академия», 2011.­352с.  6.Чудинов А. История: Учебник для 11 кл. Издательский центр «Академия», 2011.­384с.   7.Загладин Н.В. История Россия XX­ начало XXI века.   Учебник для 11 кл.­М.: ООО «ТИД Русское слово­РС»,2008. Перечень Интернет­ресурсов 1. www.gumer.info (Библиотека Гумер). 2.www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ). 3.www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал­демократа). 4.www.   bibliotekar.   ru   (Библиотекарь.   Ру:   электронная   библиотека   нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). 5.https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия). 29

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по Истории

Методические указания по выполнению  самостоятельных   работ по Истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019