Движение декабристов
Оценка 4.6

Движение декабристов

Оценка 4.6
Лабораторные работы +1
doc
история +1
9 кл
31.05.2021
Движение декабристов
Назаренко_МБОУ СОШ 4_ история 9 класс_общественное движение после 1812 года..doc

Назаренко Светлана Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №4

Урок по теме:

«Движение декабристов»

2 часа

8 класс (§ 8-9)

 

Урок 1

Урок изучения нового материала с элементами практической работы.

Характер: проблемно-поисковый.

Цель: через проблему урока сформировать представление об общественном движении после Отечественной войны 1812 года

Задачи:

  1. определить причины возникновения общественного движения, цели участников тайных организаций;
  2. формирование понятийного аппарата: «Союз спасения- 1816», «Союз благоденствия- 1818», «Северное и Южное общества декабристов- 1821-1822», тайные организации, восстание декабристов- 14 декабря 1825 года.
  3. развитие навыков выделения главного, навыков заполнения (систематизация) таблицы, анализ ситуации, умение подводить итоги;
  4. формирование ИКТ- компетенции (обработка информации, преобразование, навыки самоконтроля по визуальному ряду), воспитание коммуникативных навыков, учет мнения одноклассников, слушание, оценка деятельности.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, портретный ряд, учебник, тетради, рабочие листы.

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент. Приветствие.

Обратите внимание, о чем мы сегодня будем говорить?

«Они называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?»

 

II.                Изучение нового материала:

 

·         А говорить мы сегодня будем о декабристах. Это участники выступления на Сенатской площади в Санкт- Петербурге 14 декабря 1825 года.

                    

·         Какие настроения в Российском обществе преобладали после Отечественной войны 1821 года?

(Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права.

Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг., познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца ХVIII в.

Однако большинство дворян- консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны).

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.

 

·         Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Оправдались ли ожидания российского общества?

(Курс на реформы фактически продолжен, не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось общественности.)

 

Так в чем же причины возникновения тайных обществ? (на основании п.1, § 8, определите эти самые причины)

 

  1. Бесправие основной массы населения и господство крепостного права;
  2. Патриотический подъем и рост национального самосознания;
  3. Влияние гуманистических идей французских просветителей;
  4. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ.

 

Таким образом, бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ, а организаторами этих обществ были дворяне.

 

·         Как вы думаете почему? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)

·         О каких же тайных организациях мы будем сегодня говорить? (на основании п. 2, § 8 заполните таблицу)

 

 

 

 

Организация, годы создания, место создания

Участники организации

Цели

Союз спасения,

1816-1818гг.,

С.-Петербург

С.Муравьев, С.Трубецкой, братья Муравьевы- Апостолы, П.И.Пестель.

Введение конституции, уничтожение крепостного права.

 

Четкой программы нет.

 

Распущен.

 

 

Союз благоденствия,

1818-1821гг.,

 

Около 200 человек

«Зеленая книга»- устав.

 

Борьба с крепостничеством и самодержавием.

 

Просвещение для распространения либеральных идей.

 

Помощь правительству в реформировании общества.

 

Распущен.

 

 

 

Южное общество,

1821-1822гг.,

Украина

П.И.Пестель,

(доклад)

 С.И.Муравьев- Апостол, Юнишевский, Бестужев- Рюмин

 

Установление республики. Россия единое государство.

Устав «Русская правда»

Разделение властей.

 

 

Организационная диаграмма

 

 

Отмена крепостного права, но земля делилась на 2 части:

1-      сохранение за помещиками»

2-      освобожденным крестьянам без права купли-продажи.

 

 

Северное общество, 1821-1822гг., С.-Петербург

Н.Муравьев,

(доклад)

С.Трубецкой, Е.Оболенский, И.Пущин.

Устав- «Конституция».

 

Ограничение монархии. Конституционная монархия.

 

Россия- федерация- 15 «держав».

 

Организационная диаграмма

 

Отмена крепостного права, но земля у помещиков.

 

 

·         Так почему же общества носили тайный характер?

 (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели смены политического режима.)

·         Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

(Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий.)

 

Итак, участники стремились к достижению своих целей, но без опоры на широкие народные массы.

Как думаете почему?

 

 (Декабристы выбрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к широким народным массам.)

 

Почему декабристы избрали тактику военного переворота?

(в тех условиях выбор тактики был во многом предрешен тем, что каких-либо иных общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы.)

 

III.             Вернемся к нашей проблеме выдвинутой в начале урока.

«Они называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?»

 

 Влияние войны на мировоззрение декабристов многоплановое. Во-первых, являясь офицерами, они были свидетелями героического поведения солдат — вчерашних крепостных. Защита Отечества людьми, по сути являющимися рабами этой страны, многих подтолкнула к размышлению о несправедливости крепостного права. Во-вторых, именно война привела к всплеску патриотизма и рассуждению о том, что такое благо Отечества. В-третьих, сам Наполеон вызывал неоднозначную реакцию — первоначально он воспринимался как носитель передовых для того времени буржуазных идей.

 

Таким образом, вынашивая планы свержения самодержавия, общественное движение назначает день восстания. А вот получилось ли у декабристов или нет мы узнаем на следующем уроке.

 

IV.             Домашнее задание § 8, вопросы  на странице 62-63(документы), записи в тетрадях, таблица.

 

 

V.                Рефлексия.

 

-        Вам понравился урок?

-        Было интересно работать?

-        Что узнали новое?

-        Вам было все понятно?

-        Оцените свою деятельность: все успел, успел, но частично, не успел.

 

VI.             Оценивание деятельности учащихся. Комментарии к оцениванию.


Назаренко Светлана Николаевна

Назаренко Светлана Николаевна

Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны

Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны

Союз благоденствия, 1818-1821гг

Союз благоденствия, 1818-1821гг

Так почему же общества носили тайный характер? (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели смены политического режима

Так почему же общества носили тайный характер? (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели смены политического режима
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021