Движение декабристов

  • Лабораторные работы
  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Назаренко_МБОУ СОШ 4_ история 9 класс_общественное движение после 1812 года..doc

Назаренко Светлана Николаевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №4

Урок по теме:

«Движение декабристов»

2 часа

8 класс (§ 8-9)

 

Урок 1

Урок изучения нового материала с элементами практической работы.

Характер: проблемно-поисковый.

Цель: через проблему урока сформировать представление об общественном движении после Отечественной войны 1812 года

Задачи:

  1. определить причины возникновения общественного движения, цели участников тайных организаций;
  2. формирование понятийного аппарата: «Союз спасения- 1816», «Союз благоденствия- 1818», «Северное и Южное общества декабристов- 1821-1822», тайные организации, восстание декабристов- 14 декабря 1825 года.
  3. развитие навыков выделения главного, навыков заполнения (систематизация) таблицы, анализ ситуации, умение подводить итоги;
  4. формирование ИКТ- компетенции (обработка информации, преобразование, навыки самоконтроля по визуальному ряду), воспитание коммуникативных навыков, учет мнения одноклассников, слушание, оценка деятельности.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, портретный ряд, учебник, тетради, рабочие листы.

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент. Приветствие.

Обратите внимание, о чем мы сегодня будем говорить?

«Они называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?»

 

II.                Изучение нового материала:

 

·         А говорить мы сегодня будем о декабристах. Это участники выступления на Сенатской площади в Санкт- Петербурге 14 декабря 1825 года.

                    

·         Какие настроения в Российском обществе преобладали после Отечественной войны 1821 года?

(Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права.

Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг., познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца ХVIII в.

Однако большинство дворян- консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны).

 

Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.

 

·         Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Оправдались ли ожидания российского общества?

(Курс на реформы фактически продолжен, не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось общественности.)

 

Так в чем же причины возникновения тайных обществ? (на основании п.1, § 8, определите эти самые причины)

 

  1. Бесправие основной массы населения и господство крепостного права;
  2. Патриотический подъем и рост национального самосознания;
  3. Влияние гуманистических идей французских просветителей;
  4. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ.

 

Таким образом, бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ, а организаторами этих обществ были дворяне.

 

·         Как вы думаете почему? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)

·         О каких же тайных организациях мы будем сегодня говорить? (на основании п. 2, § 8 заполните таблицу)

 

 

 

 

Организация, годы создания, место создания

Участники организации

Цели

Союз спасения,

1816-1818гг.,

С.-Петербург

С.Муравьев, С.Трубецкой, братья Муравьевы- Апостолы, П.И.Пестель.

Введение конституции, уничтожение крепостного права.

 

Четкой программы нет.

 

Распущен.

 

 

Союз благоденствия,

1818-1821гг.,

 

Около 200 человек

«Зеленая книга»- устав.

 

Борьба с крепостничеством и самодержавием.

 

Просвещение для распространения либеральных идей.

 

Помощь правительству в реформировании общества.

 

Распущен.

 

 

 

Южное общество,

1821-1822гг.,

Украина

П.И.Пестель,

(доклад)

 С.И.Муравьев- Апостол, Юнишевский, Бестужев- Рюмин

 

Установление республики. Россия единое государство.

Устав «Русская правда»

Разделение властей.

 

 

Организационная диаграмма

 

 

Отмена крепостного права, но земля делилась на 2 части:

1-      сохранение за помещиками»

2-      освобожденным крестьянам без права купли-продажи.

 

 

Северное общество, 1821-1822гг., С.-Петербург

Н.Муравьев,

(доклад)

С.Трубецкой, Е.Оболенский, И.Пущин.

Устав- «Конституция».

 

Ограничение монархии. Конституционная монархия.

 

Россия- федерация- 15 «держав».

 

Организационная диаграмма

 

Отмена крепостного права, но земля у помещиков.

 

 

·         Так почему же общества носили тайный характер?

 (Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели смены политического режима.)

·         Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

(Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий.)

 

Итак, участники стремились к достижению своих целей, но без опоры на широкие народные массы.

Как думаете почему?

 

 (Декабристы выбрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к широким народным массам.)

 

Почему декабристы избрали тактику военного переворота?

(в тех условиях выбор тактики был во многом предрешен тем, что каких-либо иных общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы.)

 

III.             Вернемся к нашей проблеме выдвинутой в начале урока.

«Они называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?»

 

 Влияние войны на мировоззрение декабристов многоплановое. Во-первых, являясь офицерами, они были свидетелями героического поведения солдат — вчерашних крепостных. Защита Отечества людьми, по сути являющимися рабами этой страны, многих подтолкнула к размышлению о несправедливости крепостного права. Во-вторых, именно война привела к всплеску патриотизма и рассуждению о том, что такое благо Отечества. В-третьих, сам Наполеон вызывал неоднозначную реакцию — первоначально он воспринимался как носитель передовых для того времени буржуазных идей.

 

Таким образом, вынашивая планы свержения самодержавия, общественное движение назначает день восстания. А вот получилось ли у декабристов или нет мы узнаем на следующем уроке.

 

IV.             Домашнее задание § 8, вопросы  на странице 62-63(документы), записи в тетрадях, таблица.

 

 

V.                Рефлексия.

 

-        Вам понравился урок?

-        Было интересно работать?

-        Что узнали новое?

-        Вам было все понятно?

-        Оцените свою деятельность: все успел, успел, но частично, не успел.

 

VI.             Оценивание деятельности учащихся. Комментарии к оцениванию.