Назаренко Светлана Николаевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №4
Урок по теме:
«Движение декабристов»
2 часа
8 класс (§ 8-9)
Урок 1
Урок изучения нового материала с элементами практической работы.
Характер: проблемно-поисковый.
Цель: через проблему урока сформировать представление об общественном движении после Отечественной войны 1812 года
Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, портретный ряд, учебник, тетради, рабочие листы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие.
Обратите внимание, о чем мы сегодня будем говорить?
«Они называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?»
II. Изучение нового материала:
· А говорить мы сегодня будем о декабристах. Это участники выступления на Сенатской площади в Санкт- Петербурге 14 декабря 1825 года.
· Какие настроения в Российском обществе преобладали после Отечественной войны 1821 года?
(Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права.
Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг., познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца ХVIII в.
Однако большинство дворян- консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны).
Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском обществе были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.
· Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Оправдались ли ожидания российского общества?
(Курс на реформы фактически продолжен, не был, все проекты отмены крепостного права и введения конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось общественности.)
Так в чем же причины возникновения тайных обществ? (на основании п.1, § 8, определите эти самые причины)
Таким образом, бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ, а организаторами этих обществ были дворяне.
· Как вы думаете почему? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)
· О каких же тайных организациях мы будем сегодня говорить? (на основании п. 2, § 8 заполните таблицу)
Организация, годы создания, место создания |
Участники организации |
Цели |
Союз спасения, 1816-1818гг., С.-Петербург |
С.Муравьев, С.Трубецкой, братья Муравьевы- Апостолы, П.И.Пестель. |
Введение конституции, уничтожение крепостного права.
Четкой программы нет.
Распущен.
|
Союз благоденствия, 1818-1821гг.,
|
Около 200 человек |
«Зеленая книга»- устав.
Борьба с крепостничеством и самодержавием.
Просвещение для распространения либеральных идей.
Помощь правительству в реформировании общества.
Распущен.
|
Южное общество, 1821-1822гг., Украина |
П.И.Пестель, (доклад) С.И.Муравьев- Апостол, Юнишевский, Бестужев- Рюмин
|
Установление республики. Россия единое государство. Устав «Русская правда» Разделение властей.
Отмена крепостного права, но земля делилась на 2 части: 1- сохранение за помещиками» 2- освобожденным крестьянам без права купли-продажи.
|
Северное общество, 1821-1822гг., С.-Петербург |
Н.Муравьев, (доклад) С.Трубецкой, Е.Оболенский, И.Пущин. |
Устав- «Конституция».
Ограничение монархии. Конституционная монархия.
Россия- федерация- 15 «держав».
Отмена крепостного права, но земля у помещиков.
|
· Так почему же общества носили тайный характер?
(Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения своей цели смены политического режима.)
· Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.
(Отмена крепостного права, введение представительного правления, введение гражданских демократических свобод, уничтожение сословий.)
Итак, участники стремились к достижению своих целей, но без опоры на широкие народные массы.
Как думаете почему?
(Декабристы выбрали тактику военного государственного переворота, которая не предполагала обращения к широким народным массам.)
Почему декабристы избрали тактику военного переворота?
(в тех условиях выбор тактики был во многом предрешен тем, что каких-либо иных общественных сил, способных влиять на власть или добиться восстания, не существовало. Даже среди дворян преобладали консерваторы.)
III. Вернемся к нашей проблеме выдвинутой в начале урока.
«Они называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?»
Влияние войны на мировоззрение декабристов многоплановое. Во-первых, являясь офицерами, они были свидетелями героического поведения солдат — вчерашних крепостных. Защита Отечества людьми, по сути являющимися рабами этой страны, многих подтолкнула к размышлению о несправедливости крепостного права. Во-вторых, именно война привела к всплеску патриотизма и рассуждению о том, что такое благо Отечества. В-третьих, сам Наполеон вызывал неоднозначную реакцию — первоначально он воспринимался как носитель передовых для того времени буржуазных идей.
Таким образом, вынашивая планы свержения самодержавия, общественное движение назначает день восстания. А вот получилось ли у декабристов или нет мы узнаем на следующем уроке.
IV. Домашнее задание § 8, вопросы на странице 62-63(документы), записи в тетрадях, таблица.
V. Рефлексия.
- Вам понравился урок?
- Было интересно работать?
- Что узнали новое?
- Вам было все понятно?
- Оцените свою деятельность: все успел, успел, но частично, не успел.
VI. Оценивание деятельности учащихся. Комментарии к оцениванию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.