МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.04 Геология

  • Контроль знаний
  • doc
  • 12.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "геология"включают методические рекомендации по выполнению домашней работы, рекомендации по написания и оформлению докладов, рефератов и работы с интернет-ресурсами. Перечень заданий для самостоятельной работы,темы рефератов и докладов по разделами последовательность выполнения самостоятельной работы.
Иконка файла материала СРСОП.04 ОГР.doc
Министерство образования Иркутской области ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум» Утверждаю: Зам. директора по УР ___________ Шпак М.Е. «___»_________ 2019 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.04  Геология Специальность: Форма обучения:  Очная, заочная 21.02.15 Открытые горные работы Рекомендовано  методическим советом   ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум» Заключение методического совета,  протокол №___  от «____»_____ 2019 г. председатель методсовета ______________ /Шпак М.Е./ 1Бодайбо, 2019 г.   Методические указания по выполнению самостоятельной работы  составлены в соответствии   с   программой  общепрофессиональной   дисциплины  ОП.04   Геология   и требованиями ФГОС СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от   12.05.2014 №   496   «Об   утверждении   федерального   государственного   стандарта   среднего профессионального   образования   по   ППССЗ   (программе     подготовки   специалистов среднего звена) 21.02.15 Открытые горные работы (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 №32773), укрупненная 21.00.00. Прикладная геология, горное дело и геодезия, квалификация – горный техник­технолог. Организация­разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум» Разработчик:   Высотина  Ольга Анатольевна  преподаватель общеобразовательных  дисциплин Рецензент: Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого­маркшейдерских дисциплин Протокол  № __ от «__» ____________ 2019 года 2СОДЕРЖАНИЕ Общие положения Перечень заданий для самостоятельной  работы  Методические указания по написанию и оформлению рефератов  Использование интернета Контроль  за самостоятельной работой студентов Список рекомендуемой литературы Приложение. Образец титульного листа 4 5 6 9 11 13 14 3Общие положения В   соответствии   с   новыми   образовательными   стандартами   роль   самостоятельной работы студентов стала очень актуальной и важной. В своё время  Анатоль Франс  « Не старайтесь удовлетворить своё   тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в  него искру. Огонь сам  разгорится там,  где для него есть пища». Целевые направления самостоятельной работы студентов 1.Для овладения и углубления знаний: ­ составление различных видов планов и тезисов пот тексту; ­ конспектирование текста; ­ составление тезауруса; ­ ознакомление с нормативными документами; ­ создание презентации. 2. Для закрепления  знаний: ­ работа с конспектом лекции; ­ повторная работа с учебным материалом; ­ составление плана ответа; ­ составление различных таблиц. 3. Для систематизации учебного  материала: ­ подготовка ответов на контрольные вопросы; ­ аналитическая обработка текста; ­ подготовка сообщения, доклада; ­ тестирование; ­ составление кроссворда; ­ формирование плаката; ­ составление памятки. 4 .Для формирования практических и профессиональных умений. ­решение задач и упражнений по образцу; ­решение ситуативных и профессиональных задач; ­ проведение анкетирования и исследования.  Дисциплина ОП.04 «Геология» входит в общепрофессиональный  цикл  дисциплин по ППССЗ ) 21.02.15 Открытые горные работы  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 4 физические   свойства   и   характеристику   оболочек   Земли,  вещественный  состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;  классификацию и свойства тектонических движений;  генетические   типы,  возраст   и  соотношение  с  формами   рельефачетвертичных отложений;  эндогенные и экзогенные геологические процессы;  геологическую и техногенную деятельность человека;  строение подземной гидросферы;  структуру и текстуру горных пород;  физико­химические свойства горных пород;  основы геологии нефти и газа;  физические свойства и геофизические поля;  особенности   гидрогеологических   и   инженерно­геологических   условий месторождений полезных ископаемых;  основные минералы и горные породы;  основные типы месторождений полезных  ископаемых;  основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных водных, физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды   зоны   аэрации;   грунтовые   и   артезианские   воды;   подземные   воды   в трещиноватых и закарстованных породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых   пород;   минеральные,   промышленные   и   термальные   воды; условия обводнённости месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;  основы   инженерной   геологии:   горные   породы   как   группы   и   их   физико   ­ механические свойства;  основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;  основы фациального анализа;  способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;  методы геоморфологических исследований и методы их;  методы   определения   возраста   геологических   тел   и   восстановления геологических событий прошлого. В  результате   освоения   учебной   дисциплины   обучающийся  должен   овладеть общими компетенциями ОК1.  Понимать  сущность  и  социальную  значимость  своей    будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.   Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их эффективность и качество.  Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях  и нести за них ответственность. ОК2. ОК3. 5ОК4. ОК5. ОК6. ОК7. ОК8. ОК9.  Осуществлять  поиск  и  использование информации, необходимой для профессиональных эффективного задач, профессионального и личностного развития. выполнения  Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в  профессиональной деятельности.   Работать сколлегами,  руководством, потребителями.    Брать членов на команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ответственность эффективно коллективе команде, работу себя за и в общаться определять  Самостоятельно и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно   Ориентироваться условиях планировать повышение квалификации. в частой задачи смены в профессионального технологий  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть  профессиональными компетенциями: ПК 1.1.    Проводить  геологические  маршруты. ПК 1.2.    Проводить  геологосъемочные  работы. ПК 1.3.    Определять ископаемых. ПК 1.4.    Оформлять оконтуривать техническую поисково­разведочных работ. и и месторождения технологическую полезных документацию ПК 2.1.    Отбирать образцы и подготавливать пробы к анализу. ПК 2.2.     Выполнять  физико­химические  анализы  образцов  и  проб  в полевых  условиях. ПК 3.1.    Организовывать работу персонала на участке. ПК 3.4.    Обеспечивать безопасное проведение работ. Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:   формирование полученных знаний, умений и навыков;  подготовка к учебным занятиям;  формирование общих компетенций;  формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений. Самостоятельная работа студента включает следующие формы:  подготовку к контрольной работе, к тестированию,  зачету;  подготовку к практическим работам и их оформление;  изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;  подготовка рефератов и докладов; 6Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его  выполнению и осуществляет контроль. Результаты   контроля   учитываются   при   оценке   освоения   студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.04 Геология во время рубежного контроля. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  Форма отчетности (контроля) Защита  реферата Объем, часов 2 Наименование разделов Раздел 1.  Геологические  процессы Раздел 2.  Минералогия Содержание самостоятельной работы 1. Подготовка рефератов по  предложенным темам (1 на выбор):  Роль геологических процессов в  формировании рельефа Земли   Выветривание и его типы  Геологическая деятельность  текучих рек  Геологическая деятельность  ледников   Геологическая деятельность  подземных вод  Геологическая деятельность озёр и болот  Геологическая деятельность ветра  Действующие вулканы России   Землетрясения, их причины  возникновения и прогноз  доклады 2. Подготовка к контрольной работе  (тесту)   Самородные   элементы, ­    Классификация минералов ­ физические промышленное значение ­    Класс  «Силикаты», их  классификация и значение   свойства   их и   Проверка  контрольной  работы (тест) Защита  реферата          8 1 2 4 1      Доклады  Методика выполнения  работ Проверка и  7 Оформление отчета по  практическим работам Подготовка к контрольной работе  (тесту) Раздел 3.  Петрография 1. Подготовка рефератов по  предложенным темам (1 на выбор): защита  практических  работ Проверка  контрольной  работы (тест) Защита  реферата.  Петрографические методы  исследования    Поляризационный микроскоп и  работа с ним  Структуры и текстуры  магматических горных пород   Структуры и текстуры осадочных  горных пород   Структуры и текстуры  метаморфических горных пород   Горные породы регионального  метаморфизма 2. Оформление практических работ 3. Подготовка к контрольной работе  (тест) Доклады 1. Подготовка рефератов по  предложенным темам (1 на  выбор): ­ Эволюция жизни на Земле ­ Флора и фауна палеозоя  ­  Флора и фауна мезозоя         Доклады Проверка и  защита  работ Проверка  контрольной  работы Защита  реферата Раздел 4.  Историческая  геология с основами  палеонтологии Раздел 5.  Структурная  1 Подготовка рефератов по  предложенным темам (1 на  Защита  реферата 8 2 2 1 1 5 2         2 2геология выбор): ­ Складчатое залегание слоёв  горных пород ­ Разрывные нарушения земной  коры Раздел 6.  Месторождения  полезных  ископаемых 1.Подготовка рефератов по  предложенным темам (1 на выбор): Защита  реферата 4 ­ Месторождения алюминия ­ Медно ­ никелевые  месторождения России  ­ Месторождения алмазов ­Месторождения слюды Мамско  ­Чуйского района ­ Месторождения золота Ленской  золоторудной провинции ­ Россыпные месторождения  Бодайбинского района Доклады 4 43 Итого МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ  Назначение реферата Реферат ­   письменная   работа   по   определенной   научной   проблеме,   краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой   самостоятельного   исследования   научных   проблем   на   основе   изучения   текстов, специальной   литературы,   а   также   на   основе   личных   наблюдений,   исследований   и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности. Последовательность работы 1. Выбор темы исследования Тема   реферата   выбирается   студентом   на   основе   его   научного   интереса.   Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель. 2. Планирование исследования включает следующие элементы: 9     выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата; сбор и изучение исходного материала, поиск литературы; анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы; литературное оформление исследовательской проблемы; обсуждение   работы   (на   семинаре,   в   студенческом   научном   обществе,   на конференции и т. п.). План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:  введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;  основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;  заключение,   где   обобщаются   выводы   по   теме   и   даются   практические рекомендации. 3. Поиск и изучение литературы Для   выявления   необходимой   литературы   следует   обратиться   в   библиотеку   или к преподавателю.   Подобранную   литературу   следует   зафиксировать   согласно   ГОСТ   по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:    знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы; исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их   изучение, (при конспектировании   необходимо   указывать   автора,   название   работы,   место издания, издательство, год издания, страницу); обращение   к   литературе   для   дополнений   и   уточнений   на   этапе написания реферата.    конспектирование   необходимого   материала   Для   разработки   реферата   достаточно   изучение   4­5   важнейших   статей   по избранной проблеме. При   изучении   литературы   необходимо   выбирать   материал,   не   только   подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики. 4. Обработка материала При обработке полученного материала автор должен:       систематизировать его по разделам; выдвинуть и обосновать свои гипотезы; определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме; уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы; сформулировать   определения   и   основные   выводы,   характеризующие результаты исследования; окончательно уточнить структуру реферата. 5. Оформление реферата При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил: 10 Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.  Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).  Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.  Писать   осмысленно,   соблюдая   правила   грамматики,   не   злоупотребляя наукообразными выражениями. Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного   вида   документов.   Работа   выполняется   на   листах   формата   А4   (210*297мм)   с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):  слева ­    30 мм;  справа ­ 10 мм;  сверху ­  20 мм;  снизу ­    20 мм. Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем,   не   содержать   неустановленных   сокращений   и   не   создавать   затруднений   при проверке. (В приложении дается образец титульного листа). Использование интернета Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование   студентом   Интернет­ресурсов,   основными   достоинствами   которых являются:   возможность   реализации   принципа   индивидуальной   работы;   большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.   Использование   Интернет   ­   ресурсов   в   учебно­познавательной   деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео­уроков,  видеофильмов, презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами   мыслительной   деятельности,   формированию     различных   видов   мышления: системности,  критичности,  рефлексии, гибкости мышления,  умению вести диалог и др.), развития     мыслительных   операций:     анализа,         сравнения,     синтеза,   обобщения   и систематизации ЗУН студентов.    КОНТРОЛЬ   ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ Результативность   самостоятельной   работы   студентов   во   многом   определяется наличием   активных   методов   ее   контроля.   При   контроле   самостоятельной   работы применяются следующие виды контроля:  ­ текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;  ­ промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;  ­ самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; ­ итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;  11­   контроль   остаточных   знаний   и   умений   спустя   определенное   время   после завершения изучения дисциплины.  Наряду   с   традиционной   формой   контроля   организация   самостоятельной   работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.  Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном   диапазоне   индивидуальные   особенности   студентов,   а   с   другой   –   объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. В   таблице   представлена   рейтинговая   система   оценки   освоения   дисциплины (выходной рейтинг – дифференцированный зачёт) № Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости  Вид работы Виды работ 1 2 3 4 Посещаемость студентов  Практические работы Самостоятельная работа (рефераты) Итоговый контроль: экзамен   Макс. кол­во баллов 100 баллов Кол­во баллов по видам работ 10 40 20 (10+10) 30 –задание выполнено на 95­100% 20– задание выполнено на 75­95 % 10– задание выполнено на 60­75% В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок Оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо  Отлично Кол­во баллов Менее 60 70­60 80­70 100­90 Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента   в   течение   семестра,   а   также   активизирует   познавательную   деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.  12СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основные источники:  1.Практическое руководство по общей геологии: учеб. Пособие для вузов/ под ред. Н.В. Короновского – 3­е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2016 Дополнительные   источники: 1. Карлович И.А. «Геология». Москва, Академический Проект,2005 1. Короновский  Н.В. «Геология».  Москва, Академия,2008.  Интернет  ­ ресурсы: 3.  www  4.Миловский   А.В.   Минералогия   и   петрография.   Учебное   пособие   для   техникумов   М.: Недра. 1973. 5.Романович И.Ф. и др. Полезные ископаемые. М.: Недра. 1982.  6.Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология» Издательский Дом «ИнФолио», 2010 7. М.М. Жуков  «Основы геологии» Москва,  «Недра», 1987   .  ru ­ сайт Новосибирского  государственного университета.  .  ggu   .  nsu  13Министерство образования Иркутской области ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум» Приложение. Образец титульного листа Цикловая комиссия                                                                                                         _________________________ _______________    Дисциплина ________________________________________ ________________________________________                                                                            (прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа,  РЕФЕРАТ  шрифт 22)   ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЗЁР  (тема пишется без слова «тема», прописными буквами,  14без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)     Руководитель  ___________________ Ф.И.О. __________________ (подпись)   «_____»___________ 201__ г.                                            Исполнитель  ___________________ Ф.И.О. __________________ (подпись)    «_____»___________ 201__ г.                             Группа___________________ Бодайбо 2019г. 15