Методический докла "Практико-ориентированное обучение на урокак математики как один из методов ситемно-деятельностного подхода при формировании общих компетенций в условиях реализации требований ФГОС СПО"
Оценка 5

Методический докла "Практико-ориентированное обучение на урокак математики как один из методов ситемно-деятельностного подхода при формировании общих компетенций в условиях реализации требований ФГОС СПО"

Оценка 5
Педсоветы +2
pdf
математика
11 кл +1
22.12.2023
Методический докла "Практико-ориентированное обучение на урокак математики как один из методов ситемно-деятельностного подхода при формировании общих компетенций в условиях реализации требований ФГОС СПО"
Методический докла "Практико-ориентированное обучение на урокак математики как один из методов ситемно-деятельностного подхода при формировании общих компетенций в условиях реализации требований ФГОС СПО"
Практико-ориентированное обучение на уроках математики.pdf

 

Государственноебюджетноепрофессиональноеобразовательноеучреждение Балахнинскийтехническийтехникум (ГБПОУБТТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Практико-ориентированное обучение наурокахматематики какодинизметодовсистемно – деятельностногоподхода  приформировании общих компетенций вусловияхреализации требованийФГОССПО»

 

             

“Яслышу – язабываю, явижу – язапоминаю, яделаю – яусваиваю»

 

Китайскаямудрость

 

Введение

Актуальность темы связана с реализацией требований образовательных стандартоввформировании общихи профессиональных компетенций специалистов среднего звена. ФГОС СПО создают условия для повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Поэтому обязательным условием современногоучебногопроцессавсреднемпрофессиональномучрежденииявляется формирование общих и профессиональной компетенции выпускника. В основе ФГОС СПО нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который в образовании позволяет создать сквозную модель специалиста, которая включает в себя возможность согласования между собой интересов личности и общества. В формировании общих компетенций по предмету Математика необходимо применять практико-ориентированные задания, способствующие выработке умений и навыков практической деятельности, что является важнейшим показателем успеха в дальнейшей профессиональной деятельности. Практикоориентированные заданияпомогаютнепросто решить конкретную математическую задачу, но иактивизируют весь потенциал личности, заставляют подходить к задаче творчески, задействуют различные знания и способности студента за счет самостоятельного поиска необходимой информации для решения задачи. Применение данного подхода обязательно, так как он повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обучения, а, следовательно, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций. Практико-ориентированные задания — это прикладные задания, в которых решение возможно за счет применения математики. Основной задачей применения практико-ориентированных заданий является формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. В процессе решения практикоориентированных заданий у студентов реализуются такие навыки, как работа с информацией, критическая оценка, поиск собственных нестандартных решений и умениеотстаиватьсвоюточкузрениявтворческойдеятельности.

Требованияистандартыформированияобщихипрофессиональных компетентностивусловияхреализацииФГОССПО новогопоколения

В образовательном и социально-экономическом пространстве современной России возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, конкурентно- способных выпускников СПО, способных не только эффективно справляться с возложенными на них профессиональными обязанностями, но и продолжить процесс самообразования. В этом и заключается основная задача компетентно-ориентированного подхода к подготовке специалистов СПО. Под компетентностью мы понимаем способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, чторечьидетодеятельностивреальныхпостоянноизменяющихсяусловиях.

Известно, что в процесс обучения в СПО закладываются основы профессионализма (специализированные знания и умения решения практикоориентированных задач), развиваются личностные качества (коммуникабельность, эмпатия) будущего специалиста. Следует отметить, что дальнейший же успех зависитнетолькоотсуммыкомпетенций, сформированныхвСПО, ноиотнавыков саморазвития.

Профессиональная компетентность в настоящее время представляет результат образования и в настоящее время существует определенное количество компетенций в сфере профессионального образования, которым свойственно разделение компетенций на две группы: общие (универсальные) компетенции и профессиональные. Сложностиимеютсяприструктурированиикомпетенцийвнутри этих групп. Немалый перечень компетенций усложняет их диагностику, проводимую с помощью результатов образования. При этом сегодня уже во многих образовательных учреждениях ведѐтся системная работа по применению компетенций для реализации ФГОС третьего поколения, в том числе в нашем среднем профессиональном учреждение проводится работа по внедрению современных педагогических технологий и процедур оценки качества подготовки выпускников в условиях модернизации среднего

профессионального образования и развития социального партнерства. В соответствии с этим актуальность темы столь важна, что многие исследователи занимаются ее разработкой, имея опережающие показатели. Следовательно, ФГОС СПО третьего поколения отличается обновленными целями и содержанием образования. Выпускник СПО должен обладать как профессиональными компетенциями, так и личностными, формирующимися в результате взаимодействия всоциуме.

Итак, доминирующей, свойственной для инновационных преобразований на всех этапах современной системы образования, считается применение компетентностного подхода. Конечно, использование такого подхода предполагают существенные изменения образовательного процесса. Важная роль отводится личности обучающегося. Без сомнения, что открываются новые перспективы в профессиональной подготовке будущего ϲпециалиϲта, что дает возможность его становлению, росту и развитию. Соответственно будет организованаподготовкасовременныхспециалистов со среднимпрофессиональным образованием, стольважныевсовременнойэкономике.

Способыформированияобщих ипрофессиональных компетенций на урокахматематикивусловияхреализацииФГОС СПО новогопоколения

Рассмотрим различные способы формирования общих и профессиональных компетенций в СПО. К способам формирования профессиональных компетенций относятся следующие: преддипломная и производственная практика; проектная деятельность; дополнительное образование студентов; деловые игры; волонтерство идр.

Общие математические компетенции (Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине «Математика» в формировании общих компетенций по предмету Математика ОК 01-07) являются неотъемлемой частью профессиональных компетенций. В их структуре можно выделить несколько основополагающих компонентов: ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, деятельноϲтный компонент, а также педагогическая рефлексия.

Особенностииспользованияпрактико-ориентированного обучения на урокахматематики какодного изметодовсистемно – деятельностногоподхода приформированииобщихкомпетенцийвСПО

Развитие профессиональных навыков возможно осуществить посредством решения практико-ориентированных математических задач. Под практикоориентированной математической задачей мы понимаем задачу, условие и требование которой определяют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, а исследование этой ситуации средствами математики ϲпоϲобϲтвует профессиональному развитию личности ϲпециалиϲта. Профессионально- ориентированные задачи, используемые в рамках математическойподготовки, должны удовлетворятьследующимтребованиям:

1)    задача должна описывать ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности; 

2)    в задаче должны быть неизвестны характеристики некоторого профессионального объекта или явления, которые надо исследовать субъекту поимеющимсяизвестнымхарактеристикамспомощьюсредствматематики;

3)    решение задач должно ϲпоϲобϲтвовать прочному усвоению математических знаний, приемов и методов, являющихся обновой профессиональной деятельности;

4)    задачи должны обеспечить усвоение взаимосвязи математики с профильными испециальнымидисциплинами;

5)    содержаниезадачииеерешениетребуютзнанийпоспециальнымпредметам;

6)    содержание профессионально ориентированной математической задачи определяет пропедевтический этап изучения понятий специальных дисциплин;

7)    решение задач должно обеспечивать математическое и профессиональное развитиеличности.

Профессионально-ориентированные математические задачи можно проклассифицировать согласно видам профессиональной деятельности: проектноконструкторские, организационно - управленческие, производственнотехнологические, исследовательские. Проектно-конструкторские задачи отражают применение математических средств при проведении исследований ϲпециалиϲта в профессиональной области. Организационно-управленческие задачи решают вопросы, связанные с использованием математического аппарата в процессе подготовки производственных отчетов, принятия управленческих решений, осуществления контроля за производством и качеством продуктов/услуг. Исследовательские задачи связаны с применением математических методов при выполнении экспериментальных и теоретических исследований в области ϲтроительϲтваидругихотраслей, связанныхспрофессиональнойдеятельностью.

 Математические задачи, во-первых, позволят сформировать у будущего выпускника необходимые умения, которые в дальнейшем будут ϲпоϲобϲтвовать успешному применению математики в профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация преподавания математики студентам является важным фактором решения дидактических проблем обучения. Одной из главных оставляющих профессиональной подготовки считается профессионально- ориентированное обучение, предусматривающее ориентацию всех изучаемых дисциплин на конечные результаты обучения, связанные с приобретением конкретной ϲпециальноϲти. Профессиональная ориентация преподавания математики базируется на организации учебной деятельности, направленной на профессиональную деятельность. Такой подход требует создания дидактического обеспечения, использующего задачи с профессионально ориентированным содержанием. Практико-ориентированное обучения для современного среднего профессионального образованияимеетбольшоезначение.

Существуют разные подходы, которые различаются как степенью охвата элементовобразовательногопроцесса, такифункциями студентов ипреподавателей в формирующейся ϲиϲтеме практико-ориентированного обучения. Один из подходов связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов припогруженииихв профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики. На уроках математики основным является системно - деятельностный подход, который позволяет организовать учебный процесс, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Системно - деятельностный подход положен в основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а практическая направленность является неотъемлемой частью новых ФГОС СПО. И именно это направление образовательнойпрактики – практико-ориентированноеобучение на уроках математики является основой реализации системно-деятельного подхода, который позволяет повысить эффективность обучения за счет использованиятакихметодовобучениякак:

  Проблемноеобъяснениеновогоматериала (целеполагание)

  Групповаяформаобучения

  Проектнаядеятельностьучащихся

  Самостоятельное изучение нового материала, работа с источниками, ЦОР, интернетом.

  Работавпарах,

  Практико-ориентированноеобучение  ит.д.

В содержание учебной дисциплины включаются как основные научные понятия, факты, законы, методы, теории, так и виды деятельности, с помощью которыхосуществляетсяпроцесспознания. Математикаопределяетуровеньистиль научного мышления и наиболее полно показывает способность разума человека к анализу непонятной ситуации. Профессиональное образование является одним из компонентов подготовки студентов к самостоятельной жизни, обеспечивает всестороннееразвитиеличностизавремяегообученияивоспитания.

Эффективными формами, методами и приемами практико-ориентированного обучения в формировании общих (личностных, метапредметных и предметных) компетенций учащихся являются учебное исследование в рамках урока, учебный эксперимент в рамках урока, домашний эксперимент как вид самостоятельной работы обучающихся, исследовательская и проектная деятельность учащихся. Положительный педагогический опыт получен при проведении практических работ практико-ориентированного содержания с использованием нестандартных формуроков, таких как:

  уроки – дискуссии;

  бинарныеуроки;

  уроки – исследования;

  урокивзаимообученияучащихся; идр.

Практические работы разработаны в соответствии с требованиями программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям и профессиям УГС 08.00.00, 15.00.00, 22.00.00, а также Рабочей программой по общеобразовательной дисциплине «Математика» и содержат практико-ориентированные, прикладные задачи, подобранныесучетомпрофессиональнойнаправленности.

Решение практико-ориентированных задач по математике направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебной дисциплины, они открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию устудентов навыков решения реальных практических проблемифункциональных, профессиональныхумений.

Практико-ориентированные задачи - один из возможных путей формирования компетентностейличности, втомчислепредметной, метапредметнойиличностной.

В ГБПОУ БТТ по предмету «Математика» разработаны методические пособия, которые включают практические задачи с различными предметными линиями сюжета, в частности для групп социально-экономического профиля (ПКТ, ИПТ) итехническогопрофиля (СВТ, ТМТ, ЖК, СВ, ЛС, ОС).

Решение задач с производственным содержанием рассматриваем после того, как решено достаточное количество соответствующих абстрактных математических задач.

          

Выводыизаключения:

Скажимне, иязабуду, покажимне, иязапомню,

даймнедействоватьсамому, иянаучусь

 

Естественно-математическая подготовка студентов имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагироватьнаизмененияситуаций.

Итак, мы видим, что в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала. Практико-ориентированные технологии оказываютрешающеевлияниенавсепроцессыобучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

преподавательматематикиГБПОУБТТ,

Ю.С. Грищенкова (2023г.)

Государственноебюджетноепрофессиональноеобразовательноеучреждение

Государственноебюджетноепрофессиональноеобразовательноеучреждение

Поэтому обязательным условием современногоучебногопроцессавсреднемпрофессиональномучрежденииявляется формирование общих и профессиональной компетенции выпускника

Поэтому обязательным условием современногоучебногопроцессавсреднемпрофессиональномучрежденииявляется формирование общих и профессиональной компетенции выпускника

СПО, способных не только эффективно справляться с возложенными на них профессиональными обязанностями, но и продолжить процесс самообразования

СПО, способных не только эффективно справляться с возложенными на них профессиональными обязанностями, но и продолжить процесс самообразования

СПО третьего поколения отличается обновленными целями и содержанием образования

СПО третьего поколения отличается обновленными целями и содержанием образования

Особенностииспользованияпрактико-ориентированного обучения на урокахматематики какодного изметодовсистемно – деятельностногоподхода приформированииобщихкомпетенцийвСПО

Особенностииспользованияпрактико-ориентированного обучения на урокахматематики какодного изметодовсистемно – деятельностногоподхода приформированииобщихкомпетенцийвСПО

Проектно-конструкторские задачи отражают применение математических средств при проведении исследований ϲпециалиϲта в профессиональной области

Проектно-конструкторские задачи отражают применение математических средств при проведении исследований ϲпециалиϲта в профессиональной области

Системно - деятельностный подход положен в основу новых

Системно - деятельностный подход положен в основу новых

Положительный педагогический опыт получен при проведении практических работ практико-ориентированного содержания с использованием нестандартных формуроков, таких как:  уроки – дискуссии;  бинарныеуроки;  уроки –…

Положительный педагогический опыт получен при проведении практических работ практико-ориентированного содержания с использованием нестандартных формуроков, таких как:  уроки – дискуссии;  бинарныеуроки;  уроки –…

Скажимне, иязабуду, покажимне, иязапомню, даймнедействоватьсамому, иянаучусь

Скажимне, иязабуду, покажимне, иязапомню, даймнедействоватьсамому, иянаучусь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2023