Методический доклад"Значение интонации в виолончельном исполнительстве"
Оценка 4.7

Методический доклад"Значение интонации в виолончельном исполнительстве"

Оценка 4.7
doc
04.11.2021
Методический доклад"Значение интонации в виолончельном исполнительстве"
Значение интонации....doc

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ №7 Г. ДОНЕЦКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение интонации в виолончельном исполнительстве

 

 

 

 

Методический доклад    преподавателя  I категории оркестрового отдела коммунального учреждения дополнительного образования ШИ №7г. Донецка Проничкиной Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

 

 

I. Вступление.

 

Понятие об интонации.

 

II. Основная часть.

 

1.Наиболее характерные дефекты интонирования и методы их исправления;

 

2.Интонация как наиважнейшая составляющая метода С.М. Козолупова.

 

3.Методы и приёмы работы над интонацией выдающихся советских педагогов

 

и исполнителей.

 

III. Заключение.

 

Значение интонации при игре на виолончели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Слово интонация используется в музыке в двойном смысле. Во-первых, под интонацией понимают наименьшую часть мелодии, которая имеет отчетливо смысловое значение в ее реальном звучании. Во-вторых, интонацию определяют как воспроизведение высотных соотношений звуков исполнителями на инструментах с частично зафиксированным и незафиксированным звукорядом.

     Современные методисты-струнники воспринимают значение интонации более широко. На их взгляд это не только воспроизведение высоты звука, но и работа над звуком в целом, над раскрытием его лучшего музыкального качества. Под чистой интонацией следует понимать выявление ладовых взаимосвязей между музыкальными звуками и всей их выразительностью. Чисто интонировать - это значит не только правильная игра отдельных интервалов мелодии, но и достижение стройности и выразительности интонации целых музыкальных отрывков.

     Таким образом, интонация на смычковых инструментах – это не только необходимое условие, но и важнейший способ художественно-выразительного исполнения музыки. Восприятие содержания музыки слушателями во многом зависит от чистоты интонации исполнителя.

     Чистота интонации в игре на струнном инструменте занимает львиную долю работы педагога. Это есть первое овладение инструментом. Ученик может обладать прекрасной фразировкой, экспрессивной вибрацией, звуковыми красками и т.д., однако интонационные погрешности сводят на нет любые достоинства его исполнения. Неуклонное воспитание чистоплотности в игре, обостренного внимания к чистоте интонирования с младших классов является необходимым условием успеха всей дальнейшей технологической работы, ибо фальшиво играющие  ученики, переходя из школы в училище, из училища в вуз, практически лишены любой профессиональной перспективы.

     Роль сольфеджио и сольфеджирования для струнника чрезвычайно важна. Вообще оценка «отлично» на сольфеджио в ДМШ и училище - вещь нормальная и абсолютно необходимая.

     Первым помощником педагога по специальности, а зачастую и главным действующим лицом борьбы за чистоту интонирования является преподаватель сольфеджио. Только путем неуклонных ежедневных занятий сольфеджированием, в постоянном контакте педагогов по специальности и сольфеджио возможны существенные изменения слуха ученика. Здесь возникает главная проблема: природную ограниченность слуховых данных полностью преодолеть, конечно, нельзя. Музыкальный слух можно развивать, но в пределах, отпущенных природой. Это всегда бывает особенно досадно, когда ученик вдумчив, двигательно-одарен и эмоционально ярок.

     Для достижения чистого интонирования весьма важна роль предслышания, которая развивается у ученика методично каждодневной работой не только в гаммах, но и при отработке сложных переходов, двойных нот, аккордовых последований, а ключом к овладению процессом предслышания является пение и сольфеджирование своей партии.

     Абсолютный слух для струнника – вещь, скорее, вредная. Оказываясь в ситуации измененного строя (плохо настроенное фортепиано, низкое или высокое «ля» у оркестра), исполнитель-абсолютник испытывает часто большие неудобства в чистом интонировании, так как привычная «шкала интонационных ценностей» оказывается смещенной относительно реально выстраиваемой интервалики. В этом отношении огромный вред слуху ребенка подчас наносят плохо или совсем не настроенные пианино, имеющиеся в школе: ведь под них настраиваются не столько инструменты, сколько уши учеников.

     В работе над интонацией педагог должен учитывать индивидуальные особенности физической конституции ученика. Это- строение руки, и особенно кисти, ладони и пальцев, формы и размеры подушечек, сила четвертого пальца, способность прозвучивать и вибрировать ставку, длина растяжки, морфологическую и функциональную готовность левой руки к расширенному и ставочному расположениям.

     У ряда учеников наблюдается резкое снижение интонационного контроля на сцене. После выступления ученик бывает доволен своей интонацией, в то время как объективно имелись серьезные потери в этом плане. В таких случаях целенаправленная предварительная работа по формированию «пунктов интонационного внимания» может дать хороший эффект, особенно если она носит долговременный, регулярный характер. Делается это следующим образом: в сочинении выделяются несколько проблемных в интонационном смысле зон, а внутри каждой – наиболее рискованные переходы, либо альтерированные пассажи. Потом, в предконцертный период подготовки сочинения, на каждом уроке внимание ученика специально фиксируется на этих пунктах либо с остановкой игры, либо не прерывая исполнение. Очень полезно многократно спрашивать на уроке именно эти фрагменты.

     Психологи отмечают, что важной особенностью музыканта является способность «постоянно удерживать и возобновлять в сознании некое синтезированное резюме того, что сыграно и одновременно как бы сжатый конспект того, что ещё предстоит сыграть». Отсюда следует, что в сознании ученика должен присутствовать некий перечень интонационных опасностей, подстерегающих в данном произведении даже опытных мастеров. Его желательно «иметь под рукой» во время игры, а готовится он задолго до концерта. Справедливо говориться, что «чистая игра собственно только и покоится на постоянном усовершенствовании фальшивой игры». Нельзя сыграть абсолютно чисто, но можно и нужно контролировать степень своей фальши, учитывая определённую зону допуска нечистой интонации, по одну сторону которой находится ученик, а по другую – педагог.

     Желательно также искусственно создавать на уроке «эстрадную ситуацию», когда другие ученики, педагоги или родители своим присутствием создают эффект публичности, принося дополнительное волнение исполнителю.

     Поистине приходишь к мысли, что у каждого ученика в сознании существует некая «кнопка слухового контроля», которая у некоторых периодически выключается на сцене или в классе, причем педагогу не всегда бывает понятно, по каким причинам это происходит. Один и тот же переход у данного ученика может прекрасно получаться на сцене, а до этого в классе – не выйти совсем, и наоборот. Перефразируя слова классика, заметим, что чисто все играют одинаково, а вот фальшиво – каждый по своему, по своим индивидуальным причинам.

     В основе методики работы над левой рукой по С.М. Козолупову лежит активизация слухового внимания ученика плюс оптимальное функционирование левой руки на грифе. Слуховое внимание – это способность, возможность и наработанный навык не только интонационного, но и тембрового, и вибрационного контроля. С.М. Козолупов всегда учил, что в игре надо научиться слушать не идеальную воображаемую модель интерпретации, но большей степени то, что реально звучит из-под пальцев. Только тогда ученик в состоянии добиться интонационной дисциплины на грифе. С этим согласен один из крупнейших методистов Х. Беккер: «В большинстве случаев причина недостаточно четкой интонации заключается не столько в неловкости пальцев, сколько в несовершенстве критической оценки звука».

     Контроль за чистотой интонации со стороны педагога должен постепенно трансформироваться в самоконтроль ученика. Педагогу мало указать на фальшь, ему необходимо заставить ученика попытаться самому проанализировать её физиологические и психологические причины. Исправление нечистой интонации – это именно работа рук, ушей, головы, причём принципиально важно, чтобы она носила интерактивный характер, чтобы ученик не был только пассивным исполнителем указаний педагога, но и предлагал свои варианты упражнений, способы чистки переходов, проверки двойных нот и т.п.

     Заботы педагога о формировании потребности ученика играть чисто должна начинаться с первых классов школы и неуклонно проходить через весь курс обучения на инструменте, при чём чем крупнее и ответственнее очередное выступление, тем жестче должен педагог требовать слуховой самооценки ученика.

     Решающее значение для будущей профессиональной перспективы ученика имеет закладываемое уже на стадии освоения первых позиции- чувства грифа, знание его позиции и расстоянии между нотами, позициями и струнами. Причем наиболее существенную часть этого знания составляет мышечная память руки, сложным, непрямым образом связанная с корой головного мозга, основной зоной локализации которой является спинной мозг.

    Интонация имела первостепенное значение в системе преподавания С.М.Козолупова. В работе над техникой левой руки в его классе существовал принцип: «Врать смело». Это означало, что меньшим злом является просто не попасть на переход, но гораздо большим – «проехать» неуверенно, трусливо, поискать и в конце концов, найти нужную ноту. «Как в артиллерии, - говорил Семен Матвеевич – недолёт, перелёт – а в итоге цель поражена. Глаза должны помогать пальцам точно перейти на нужный интервал. Нужно очень хорошо нацелиться на нужную ноту, и тогда будет тебе снайперский выстрел, кончики пальцев должны быть видящими и слышащими» - говорил он.

     Переходы в левой руке, как известно, являются самым уязвимым местом у многих струнников. Малейшие сбои в самочувствии, недостаточная подготовка или неуверенность в исполняемой программе, постановочные дефекты или несовершенная техника переходов делает достижение верного интонирования проблематичным. Особый раздел козолуповской методики – техника и эстетика переходов. Соединение позиций, связывание нот в кантилене как у вокалистов, мера глиссандо, виды переходов в зависимости от их места во фразе и штрихов – всё это глубоко и всесторонне прорабатывалось в классе. Особенно четко формулировал Козолупов две главные закономерности в переходах – разницу в употреблении скользящих и накладных переходов и зависимость темпа перехода от скорости ведения смычка.

     Методика С.М. Козолупова по работе над переходами, по рассказам его учеников, предполагала выработку сознательного отношения студента к этому процессу: постоянному анализу ошибок-с одной стороны, и достижений –          с другой стороны. Сложный переход мысленно разбивался на 3 части:

1) нота до перехода – фиксация состояния левой руки в период, предшествующий переходу, проверка высоты локтя с резервированием его высоты, позволяющей одним горизонтальным движением руки перенести в другую позицию;

2) собственно процесс перехода, зависимость его скорости от движения смычка, выбор пальца, на котором делается переход, сила прижатия пальца в переходе, его форма, высота над струной, мера глиссандо, соединяющего обе ноты;

3) нота после перехода – моментальность её взятия, активность пальца над ней и его готовность к вибрации (если она требуется).

     В отношении оптимальной работы левой руки на первый план в методе Козолупова выходят артикуляция пальцевых движений, их четкое опускание – поднятие на струне, соотношение высоты, скорости и силы этих движений. Семён Матвеевич учил, что у крупных мастеров – струнников левая  рука всегда играет «на форте», и нет ничего важнее плотной фиксации пальцами нот именно в нюансе «пиано». Важнейшим принципом грамотной работы левой руки было так же требование: чтобы палец и смычок брали ноту не одновременно, а фиксация струны пальцами левой руки обязательно опережала на йоту взятие данной ноты смычком.

     Чрезвычайно актуальным вопросом бытия наших маленьких виолончелистов является настройка инструмента дома, в классе до урока и во время игры, а так же на сцене во время концерта. Если учесть что у многих нет машинок, колки находятся в нерабочем состоянии, а струны и подгрифник удовлетворительного качества, то мы получаем полный «букет» факторов, крайне отрицательно влияющих на интонирование юных виолончелистов.

     Работа над дифференцированной и обострённой интонацией в классе Козолупова начиналась с выработки простых, но очень важных профессиональных навыков. Это- настройка инструмента : «настраиваться нужно быстро, тихо и точно». Это-состояние колков и машинок : «не надо, чтобы всё крутилось: и на виолончели и в голове». Это и резко негативное отношение к бытующей и по сию пору привычке некоторых учеников делать насечки на грифе инструмента. «Зарубки надо делать в голове, а не виолончели», - мрачно шутил Козолупов. Он предостерегал от оркестровой настройки флажолетами, которая позволяет быстро, но не очень точно приводить строй в относительный порядок. «Умейте слышать чистые квинты. Это основа нашей игры!» - учил он. По качеству и времени настройки он сразу определял слуховые возможности студента. У него существовала целая система проверки интонации. Так, любую позицию после смены надо было выстроить с начала с ближайшей по высоте открытой струной или флажолетом, а только потом чистить собственно ноты между собой. Для достижения наилучшего звучания аккордов и двойных нот ученику не рекомендовалось играть равномерно громко оба голоса: почти всегда один голос «ведёт», а значит -  голоса не должны играться с одинаковой громкостью.

     Существенную роль для верного интонирования в двухголосии на струнном инструменте играет принцип линейных ладовых тяготений, согласно которому интонация выстраивается по мелодической линии ведущего голоса, а не гармонической вертикали интервалов и аккордов.

     Дочь Козолупова, Галина Семеновна рассказывала, как отец объяснял ученику зависимость интонации от вибрационного состояния левой руки, утверждая, что грань между широкой вибрацией и детонированной (расшатанной)- весьма тонка и коварна. «Палец должен очень цепко фиксировать звуковысотность во время интенсивной вибрации, иначе ваша игра будет напоминать пение вокалистки преклонного возраста», - говорил он.

     Интересен тот факт, что многие выдающиеся исполнители на струнных инструментах (например, Д.Ф. Ойстрах) обычно интонировал чуть выше, чтобы добиться более яркого богатого обертонового звучания инструмента. С другой стороны, необходимость усилия тусклых, матовых, темных тембровых красок часто заставляет искать чуть заниженные интонационные ходы.

     «Альфой и омегой» козолуповской интонационной «штудировки» была работа над гаммой. Он говорил, что если у вас есть только час в день на занятия – это должна быть гамма. К сожалению, в настоящее время у многих педагогов имеется определённое  пренебрежение к этому существенному элементу исполнительской техники.                                                                            Таким образом, обобщая вышесказанное, охарактеризуем некоторые методы и приемы работы над интонацией, разработанные и используемые выдающимися советскими педагогами и исполнителями:

1. Сольфеджирование музыкальных фраз, требующих улучшения интонации.

2. Изучение произведения в медленном темпе. Это даёт возможность осуществлять сознательный слуховой контроль над каждым звуком.

3. Проверка интонации на нюансе пиано.

4. Исправление интонации не отдельно взятого звука, а всей музыкальной фразы.

5. Знание аккомпанемента, представление его в период самостоятельной работы над  музыкальным произведением.

6. Подготовка слуха к данной тональности. Сюда относится не только пение и игра данной тональности, но и подготовительная игра этюда данной тональности.

7. Транспонирование  мелодических отрывков, фраз : 1)в разных тональностях, 2) в разных позициях.

8. Контроль над опорными звуками в мелодии.

9. Контроль над звуками, которые повторяются.

10. Проверка интонации мелодии с помощью двойных нот.

11. Контроль  над исполнением тонов и полутонов – обязательное условие чистого интонирования одноголосной мелодии.

12. Контроль над исполнением вводного тона. Для выразительного интонирования необходимо подчеркнуть тяготение вводного тона к тонике и сближать звуки всех диатонических полутонов.

13. Контроль интервалов разного типа. Сужение малых и уменьшённых интервалов и расширение больших и увеличенных необходимо при игре на струнных инструментах только в некоторых пределах.

     Подытоживая данную проблему, можно сделать следующие выводы, что интонация – это основа исполнительства на струнно- смычковых  инструмента. Без чистого интонирования все другие стороны исполнительства теряют всякий смысл. Слуховое внимание ученика – предмет неусыпной заботы педагога. Адекватность восприятия своей игры, непрерывный контроль её качества, трезвая и объективная самооценка есть условие достижения хорошего владения инструментом и истинного профессионализма.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Используемая литература

 

 

 

1. Музыковедение №1, 2007 г.

 

2. Х. Беккер. Техника искусства на виолончели. М., 1972 г.

 

3. К.Г. Мострас. Интонация на скрипке. М., 1968 г.

 

4. Л.С. Гинзбург. История виолончельного искусства. М., 1965 г.


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

План I . Вступление

План I . Вступление

Слово интонация используется в музыке в двойном смысле

Слово интонация используется в музыке в двойном смысле

Только путем неуклонных ежедневных занятий сольфеджированием, в постоянном контакте педагогов по специальности и сольфеджио возможны существенные изменения слуха ученика

Только путем неуклонных ежедневных занятий сольфеджированием, в постоянном контакте педагогов по специальности и сольфеджио возможны существенные изменения слуха ученика

Справедливо говориться, что «чистая игра собственно только и покоится на постоянном усовершенствовании фальшивой игры»

Справедливо говориться, что «чистая игра собственно только и покоится на постоянном усовершенствовании фальшивой игры»

Причем наиболее существенную часть этого знания составляет мышечная память руки, сложным, непрямым образом связанная с корой головного мозга, основной зоной локализации которой является спинной мозг

Причем наиболее существенную часть этого знания составляет мышечная память руки, сложным, непрямым образом связанная с корой головного мозга, основной зоной локализации которой является спинной мозг

Чрезвычайно актуальным вопросом бытия наших маленьких виолончелистов является настройка инструмента дома, в классе до урока и во время игры, а так же на сцене во…

Чрезвычайно актуальным вопросом бытия наших маленьких виолончелистов является настройка инструмента дома, в классе до урока и во время игры, а так же на сцене во…

Таким образом, обобщая вышесказанное, охарактеризуем некоторые методы и приемы работы над интонацией, разработанные и используемые выдающимися советскими педагогами и исполнителями: 1

Таким образом, обобщая вышесказанное, охарактеризуем некоторые методы и приемы работы над интонацией, разработанные и используемые выдающимися советскими педагогами и исполнителями: 1

Используемая литература 1

Используемая литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021