Вам не удастся никогда создать мудрецов,
если будете убивать в детях шалунов.
Ж.Ж. Руссо
Актуальность данной работы состоит в том, что ФГОС ставит одной из целей формирование ценности здорового и безопасного образа жизни у выпускников школ.
Всегда радостно на душе, когда ребенок растёт здоровым, сильным и умелым. К сожалению, исследования последних лет выявляют, что лишь 10% выпускников Иркутской области абсолютно здоровы, а у 66% первоклассников имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Большая учебная нагрузка, домашние задание, сидение за гаджетами приводят к ухудшению общего физического состояния. Родители старшеклассников, после введения ГИА и ЕГЭ, уделяют чрезмерное внимание подготовке к экзаменам, загружая всё свободное время детей дополнительными занятиями, забывая о здоровье ребенка и его двигательной активности. Три урока физкультуры не могут решить проблему к гиподинамии. Поэтому моя важнейшая цель - это воспитание потребности к самостоятельным упражнениям по ФГОС. Пока ученик не осознал необходимость заниматься самостоятельно, не понял и не принял, что даёт ему учитель на уроке, говорить о его самостоятельной работе бессмысленно. Нужны меры, которые помогли бы школьнику понять, что физкультура есть главное средство в поддержании организма в нормальном рабочем положении. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать комплексный подход в применении разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания.
Я всегда думаю, как лучше организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, как найти путь к успеху, чтобы заинтересовать, «зацепить» ученика, сделать урок поистине интересным и познавательным.
Для восполнения естественной потребности в ежедневной физической активности я использую все имеющееся в школе формы: уроки, спортивно - массовые мероприятия, походы, вечера, секции. На мой взгляд, урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям При подготовке к урокам, в ходе его проведения придерживаюсь следующих средств:
· Разнообразие форм и методов (фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный) организации урока - начало без традиционного построения и т.д.;
· Выполнение ОРУ в индивидуальном темпе;
· Деление на команды и отделения по выбору и взаимосимпатиям;
· Оценивание с учётом динамики их развития и роста показателей;
· Проведение текущего учёта с помощью детей;
· Дополнение популярными народными и спортивными играми;
· Предложение учащимся выполнять двигательные действия не механически, а осмысленно;
· Разноуровневые задания с учётом состояния здоровья, пола, возраста, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей;
· Проведение соревнований, конкурсов с учётом предложений учащихся;
· Привлечение к судейству.
Применяя такие приёмы мне удалось улучшить познавательную и двигательную активность учащихся. Чтобы решить вопросы самостоятельности школьников, я чаще других методов применяю игровые и соревновательные методы. Игра для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития. Игра развивает самостоятельность, инициативу, творчество, а затем и совершенствует то, что приобретено на предыдущем этапе. Приятно видеть, что, обучившись играм, они уже сами повторяют эти игры самостоятельно и умело руководят ими. Нужно всегда помнить, что дети должны уметь играть сами, а не только со взрослыми. Не подавляя инициативу детей, нужно давать разное направление игре, усложняя её, повышая этим интерес к ней, при этом меняя виды деятельности. Спортивные игры формируют у обучающихся мотивацию к самостоятельным занятиям и содействуют физическому развитию учащихся всех ступеней образования.
Дети одного возраста имеют неодинаковое биологическое и психическое развитие, поэтому нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе.
С начала учебного года принимаю на уроках у учащихся все нормативы, результаты заношу в рабочий журнал, таким образом, набираю базу данных на каждого ученика. Чтобы ученики показывали максимальный результат по каждому виду испытаний, стимулирую присуждением чемпионских званий. У мальчиков и у девочек отдельно, а так как испытаний много чемпионами могут стать большинство. Нормативы принимаю дважды в год, и если ученик улучшил свой прежний результат, то ставлю пятёрку. Если несколько учеников показывают наивысший результат, то все объявляются чемпионами. Считаю, что такая система оценок побуждает учащихся работать над собой, и она более справедлива.
Младшего школьника мало волнует, как отразиться его сегодняшнее упражнение на завтрашнем самочувствии, поэтому для них большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений их образное объяснение. Поэтому для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Главным в воспитании привычки к самостоятельным занятиям у старших школьников является: чёткое разъяснение, объяснение, доведение до сознания, что нужно долго и упорно трудится, чтобы получить результат.
Не секрет, что при всей значимости урока как основы физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к систематическим занятиям принадлежит внеклассной работе. Итак, при подготовке к самостоятельным занятиям главным я считаю:
-научить общеразвивающим упражнениям для утренней зарядки и разминки;
-дать прочные навыки ходьбы и бега;
-знать дозировку и использовать самоконтроль;
-знакомить с теоретическим материалом.
Только правильно спланированная работа даст положительный результат, поэтому в нашей школе мы провели анкетирование и создали кружки по интересам. Данные опроса обучающихся нашей школы выявили предпочитаемые виды двигательной активности: 1- 4 классы отдают предпочтение народным играм и эстафетам, 5-9 классов - баскетболу и футболу, 10-11 классов – волейболу и футболу.
Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Согласно требованиям ФГОС в нашей образовательной организации создаются условия, позволяющие учащимся приобрести опыт самостоятельных действий, овладевать навыками самостоятельной организации своей деятельности, развивать творческий потенциал. На базе школы в рамках реализации программ ФГОС НОО и ФГОС ООО реализуется внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности: 1-11 классы «Народные игры», 3-4 классы -«Лыжня зовёт», 5-9 классы -«Футбол», 9-11 классы «Спортивные игры». Работают секции дополнительного образования шашки, борьба и народные игры . В рамках спортивно - массовой работы организуется совместная деятельность учащихся учителей и родителей. Проводятся массовые мероприятия, такие как однодневные походы, кросс «Золотая осень», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу, шашкам, шахматам, армреслингу, биатлону, эстафета «Победы» и другие спортивные состязания. Материально-техническое оснащение нашей школы позволяет вести активную работу по оптимизации двигательной активности учащихся. В школе имеется 2 спортивных зала, тренажёрный и борцовский зал, комплект лыж для начальных и старших классов. Наша школа стабильно входит в число лидеров в районных соревнованиях по различным видам спорта. Многие учащиеся школы повысили собственный уровень физической подготовленности, занимаясь самостоятельно, или посещая спортивные тренировки.
Подводя итог, хочется отметить, что посещение уроков физической культуры в нашей школе составляет 100%, снизился порог респираторных заболеваний (по статистике за два последних года с 83% до 76%), наблюдается улучшение в организации самостоятельного активного отдыха ребят, и отсутствие курильщиков среди подростков. Благодаря массовым спортивным мероприятиям и рейтинговой системе оценки деятельности классных коллективов классные руководители отмечают рост коммуникативной культуры учащихся, умения взаимодействовать и приходить на помощь друг другу.
Вывод. Та работа, которая проводится в рамках внеурочной деятельности по введению ФГОС второго поколения, ведёт к укреплению здоровья, содействию гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции, к формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни
Рекомендуемая литература:
1.Каинов, А.Н. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Г.И. Курьерова - Волгоград: Из-во «Учитель», 2014. – 169с.
2.Мейксон Г.Б., Шоулин В.Н., Шоулина Е.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.- М: Просвещение, 1986. - 112 с: ил.
3.Поляков М.И. Привитие навыков самостоятельности на уроках лёгкой атлетики.// Физическая культура в школе. - 2003. - №4.
4.Трещалин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности.// Физическая культура в школе. - 1994.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.