Методический семинар на тему: « Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ» (модуль «Основы православной культуры»)
Слайд 1
- Уважаемые, гости, коллеги.
Хотелось бы начать свое выступление со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, это - ответственность, самоотдача, терпение. Учителем нельзя стать, им надо родиться. С самого раннего детства я мечтала стать учителем. Из детских игр в школу и учителя незаметно перешагнула к настоящему делу.
Работая учителем начальных классов, я поставила перед собой такую цель: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения основ православной культуры.
Задачи:
-создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем;
- сформировать у учащихся активную жизненную позицию, целостное мировоззрение, позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе;
-воспитывать у учащихся чувство патриотизма, деятельного отношения к труду, приобщить к нравственным и духовным ценностям русского народа;
- осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам духовно- нравственного воспитания.
Слайд 2
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся являются базовые национальные ценности:
– патриотизм
– человечество
– семья
– труд и творчество
– традиционные российские религии
-- искусство и литература
– природа
Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Из опыта своей работы учителем начальных классов знаю, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников.
Слайд 3
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках я приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учу слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Вижу, как на уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Таковыми являются уроки ОПК.
Считаю, что наиболее приемлемой формой занятий являются нетрадиционные формы, так как именно в коллективной работе наиболее эффективно можно сочетать все виды деятельности учащихся.
Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях с учащимися рассматриваем изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомимся с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы.
Слайд 4
Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.
На некоторых из используемых методов хочу остановиться.
Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Слайд 5
Метод проектов наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Православная молитва», « Россия – наша Родина», « Пасха». Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Примером является исследовательская работа «Храм моего села». В ходе сбора материала мы встречались с прихожанами церкви, сотрудниками музея, обращались в архив. Работа в этом направлении продолжается.
Современные дети привыкли к видеоряду, поэтому почти
на каждом уроке ОПК я показываю православные мультфильмы,
видеофильмы-притчи, презентации.
Мультфильмов на православную тематику не так уж и много, но они настолько
богаты по содержанию, что дают возможность возвращаться к ним вновь
и вновь. Когда рассказываешь о христианской семье (или о совести
и раскаянии), отлично подойдет мультфильм «Сказание о Петре
и Февронии», для знакомства с культурой Православия —
«Рождество», «Сказание о крещении Руси», «Истории Ветхого завета».
Дети очень любят такие видеоуроки, потому что они рождают сильные эмоции,
побуждают к разговору на темы, которые редко обсуждаются. А в фильмах
всё как будто из их школьной жизни, только иносказательно, на это
я обращаю внимание ребят и перевожу ситуацию в плоскость
дел класса, событий в школе. Просматривая фильм-притчу, дети как будто
сами участвуют в нем, и иногда даже моделируют счастливый конец.
После просмотра задаю вопросы, мы вместе их обсуждаем, делаем выводы.
Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, технологией, изобразительным искусством, окружающим миром.
Слайд 6
На данных уроках я знакомлю детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в русской семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, дети узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. При этом включаю учащихся в самостоятельный поиск, ребята проводят опрос своих старших родственников (бабушек, прабабушек), о том как жили раньше, какие семейные традиции существовали, какие изменения они претерпели во времени.
Слайд 7
Эффективно использую следующие формы работы.
1) Знакомлю с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Провожу совместные с родителями праздники, концерты, участвуем в благотворительных акциях.
Изучая православные праздники и традиции русского народа, сравниваем с тем, как сейчас в народе отмечают данные праздники или святочные недели. Ребятам очень нравится празднование масленичной недели. Я знакомлю с православным аспектом этого праздника: что значит для православных эта неделя.
Таким образом, происходит формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Слайд 8
2) Также на уроках ОПК знакомлю учащихся с устным народным творчеством, которое питает духовными соками наш народ. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.
Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках отражаются национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного. Дети узнают у своих бабушек и прабабушек пословицы, поговорки, а потом на уроке мы разбираем их значение, соотносим с другим вариантом пословицы.
Слайд 9
Уроки ОПК тесно связаны с внеурочной деятельностью. С 1 по 4класс в рамках внеурочной деятельности мною реализуются программы духовно – нравственного направления «Азбука нравственности», «Уроки милосердия»
На занятиях дети разбираются и осмысливают такие понятия, как: « добро и зло», «дружба», «друг», «семья» и другие.
Слайд 10
Веду занятия в объединении дополнительного образования «Хочу все знать», где ребята знакомятся с православными праздниками, обычаями, изготавливают различные поделки, которыми с удовольствием делятся со взрослыми и сверстниками. В рамках внеурочной деятельности мы посещаем библиотеку, музеи Петровского района, Мичуринский драматический театр.
Слайд 11
В результате кропотливой целенаправленной работы мы с ребятами добились немалых успехов. В этом году в рамках школьной олимпиады среди учащихся 4х классов несколько ребят заняли призовые места.
Также ребята принимали участие в Общероссийской олимпиаде школьников по основам православной культуры, по итогам которой были награждены Дипломами 1 и 2 степени.
Еще ребята моего класса с огромным удовольствием участвуют в творческих конкурсах «Красота божьего мира», « Пасха красная», в которых также занимают призовые места.
Но главный результат, на который я очень хочу надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Интерес учащихся к предмету растёт, преподавание ОПК способствует повышению духовно-нравственной культуры ребенка, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.
Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования. Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.