Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 159 «Непоседа» г. Брянска
Семинар-практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами Брянщины»
Подготовил воспитатель: Желудова Г.В.
Подготовил воспитатель: Селькина Н. В.
Задачи семинара:
1. Расширять и закреплять знания воспитателей о декоративно-прикладном искусстве родного края, его влиянии на развитие детского творчества.
2. Расширять знания о народных промыслах, знать историю их возникновения и развития.
3. Уметь воспроизводить элементы росписи на готовых плоскостных формах.
4. Воспитывать уважение к труду народных умельцев, использовать произведения декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии дошкольников, а также чувство уважения к искусству своего народа.
«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового искусства; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные, народные и национальные явления».
В. Г. Белинский
Часть 1. Вступительное слово Селькиной Н.В.
«Ознакомление дошкольников с народными промыслами Брянской области»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями нашей Брянщины.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
О чём мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Поэтому необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Для этого мы обратились к истокам Брянской народной культуры, и в первую очередь к народным промыслам.
Ведь содержание форм народного творчества отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Если знакомить дошкольников с народными промыслами Брянской области, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
Наша цель - формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре Брянщины через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи нашей работы – это:
- Познакомить детей с народными промыслами Брянщины;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Древнее искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Судя по предметам, дошедших до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и в быту.
Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. И в наши дни сохранились традиционные промыслы Брянской области благодаря умельцам из разных районов.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Часть 2. Мозговой штурм. Воспитателям предлагается вспомнить основные моменты по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Как известно, все
педагогические методы делятся на группы:
- наглядные
- словесные
- практические
К какой группе относят следующие методы:
Чтение произведений русского народного творчества; Словесные
Рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Наглядные
Лепка народных игрушек;
Практические
Демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
Аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
Рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
Беседа о русском народном творчестве; С
Эпизодические игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
Рассказывание русских народных сказок; С
Просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
Художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
Пение колыбельных, народных песен; С
Рисование элементов народных художественных промыслов. П
Часть 2.1 Конкурс знатоков народного творчества
Воспитателям задаются вопросы по теме декоративно-прикладного творчества за каждый правильный ответ член команды получает медальку.
Конкурс знатоков народного творчества
1. Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел).
2. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор).
3. Характер построения узора. (Композиция).
4. Инструмент для проработки мелких деталей. (Стека).
5. Народные забавные игрушки и скульптуры из дерева. (Богородская).
6. Место изготовления игрушек с преобладанием геометрических форм.
(Дымково).
7. Роспись деревянных предметов быта по дереву Нижегородской
Области. (Городец).
8. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлома)
9. Полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная
Игрушка, в которую вставляются другие такие же меньшего размера. (Матрешка).
10 Известные народные промыслы. (Жостово, Гжель, Палех, Загорская
Матрешка, Семеновская матрешка,
Богородская Каргапольская
Игрушка, Полхов-Майдан, Хохлома, Дымка, Павловский Посад).
11. Назовите народные игрушки. (Ванька-встанька, свистульки, дудки,
волчки, каталки, бабки, городки, змей, мяч, бирюльки, бабенские
игрушки- вкладыши, конусы, пирамидки, матрешки).
Часть 3 Просмотр презентации. Докладчик Желудова Г.В.
Народные промыслы и ремесла Брянщины
Брянская область
1) резьба по дереву;
2) художественная вышивка, художественная обработка соломки, изготовление народной тряпичной куклы и текстильной интерьерной игрушки;
3) лоскутное шитьё и изготовление кукол;
4) плетение из рогоза;
5) изготовление картин из бересты;
3.1 Мглинская игрушка.
Издревле славилась мглинская земля гончарами. Отзвуки глинного дела в названии самого города – Мглин. Нигде в России не найти кружку, из которой можно пить и присвистывать - это фирменная мглинская посуда.
Мглинская глиняная игрушка Брянской области – светло-коричневого золотистого цвета расписывается незначительными полосками, смесью ультрамарина с белилами.
Говоря о Мглинской игрушке нельзя не сказать о мастере, который возрождает этот промысел. Это Хомрачев Александр Владимирович. Родился в г. Мглин, Брянской области. Работает в области декоративно-прикладного искусства - керамика, графика, графика на бересте. Александр Хомрачев - постоянный участник выставок-ярмарок, посвященных праздничным мероприятиям, проводимым в г. Москве, г. Брянске (Свенская ярмарка, конкурс «Поет село Родное») и Брянской области (фестиваль славянской молодежи у Монумента Дружбы). Работы находятся в собственности Брянского областного управления Культуры, Костромском художественном музее, в частных коллекциях Германии, Бельгии, Англии, Японии.
3.2 Унечская игрушка.
Унечская глиняная игрушка, уходит своими корнями в Мглинскую народную игрушку. Отличительной ее особенностью является не только анималистическая тематика, но также изысканная обработка поверхности игрушки, украшение чеканным геометрическим орнаментом с добавлением минимальной росписи «теплым» цветом.
3.3 Гончарный промысел.
Технологический процесс производства керамики в древнерусскую эпоху состоял из четырех последовательных операций. Первая - это подготовка сырья для производства изделия, т.е. приготовления специальной глиняной массы. Вторая операция -это формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья операция - это разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвертая операция - это обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия. Специальные технические приспособления применялись только во второй и четвертой операциях технологического процесса; это гончарный круг для придания формы самому изделию и гончарный горн для обжига.
Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и, наконец,
Подавляющее большинство посуды изготавливали на ручном гончарном круге (с X в.). Гончарные круги изготавливались из дерева и поэтому не сохранились. Гончарные горны раскопаны во Вщиже, Зарубе и Брянске (Чашин курган]. На Кветунском городище был обнаружен горн для обжига кирпичей-плинф толщиной 4-4,5 см (вторая половина XII в.). Рядом с ним находилась яма для выжигания извести. Во Вщиже одновременно работало 15-20 гончаров.
Керамическая посуда - целые формы, а чаще ее мелкие куски -одна из самых массовых находок в археологии, важность которой для ученых трудно оценить. Часто при проведении археологических разведок (поиски новых памятников] и раскопок фрагменты глиняной посуды - единственный материал, позволяющий датировать археологический памятник. Битые глиняные горшки - своеобразная летопись древней истории, прочесть которую позволяет изучение технологических особенностей гончарного производства.
Искусных гончаров в древней Руси называли «горшечниками». Народ говорил: «Деревня без гончара, что колодец без воды». На Брянщине этот промысел был распространен в Мглинском, Новозыбковском, Суражском, Карачевском, Трубчевском и с 1882 – в Брянском уездах. Работы новозыбковских и брянских мастеров.
3.4 Вышивальный и ткацкий промысел.
Трудно представить без ткачества крестьянский быт и культуру Брянщины. Ткачество и вышивка исстари имели в крестьянском быту два назначения – утилитарное и обрядовое.
В брянских поселениях старинные льнотканые изделия выполнялись традиционными узорами с богатым геометрическим орнаментом. Яркие подзоры, скатерти, покрывала придавали неповторимый вид и крестьянскому жилищу, и крестьянской одежде.
Ручное ткачество в деревнях области не утрачивало своего значения вплоть до середины 20 века. В настоящее время ручное ткачество и вышивка сохранились как род искусства; кроме того, ручная вышивка позволяет придать одежде неповторимую индивидуальность.
А полотенца до сих пор служат украшением деревенского дома, являясь необходимой частью приданного, подарком, напутствием, материнским благословением.
Ткачество занимало одно из важнейших мест в древнерусском ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды.
В Древней Руси ткани изготовляли из шерсти, льна и конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды, называлась «вотола». Были и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т.д. Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Древнерусские ткачи изготовляли три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным относятся разные виды сукон. Большая масса шерстяных тканей делалась красного цвета, потом шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.
Все инструменты для прядильного и ткацкого дела, как и сам ткацкий станок, изготовлялись из дерева, кроме пряслиц - грузиков для веретен ткацких станков. Пряслице надевалось на нижний конец веретена и служило для усиления вращательного момента веретена при скручивании нити. Пряслица изготовляли из камня, глины, кости, металла. Они встречены почти на всех древнерусских поселениях. Особой популярностью пользовались пряслица из шифера (пи-рофилитового сланца), добываемого у г. Овруча (Западная Украина), которые мелкие торговцы распространяли по всей Руси. До конца XII в. на Руси и, конечно же, в Брянском регионе были распространены вертикальные, а с начала XIII в. - гораздо более совершенные горизонтальные ткацкие останки, которые практически не отличались от крестьянских кустарных станков XVIII-XIX вв.
Отделение ткачества от прядения также произошло в этот период древнерусской истории. Ткач в наших городах стал ремесленником, а прядение оставалось несколько столетий в сфере домашней деятельности женщин городов и сельской местности.
Говоря о традиционных промыслах Брянской области, нельзя не вспомнить о Верещакских ткачихах Новозыбковского района. Уникальные рушники, вышитые рубахи не без основания вошли в сокровищницу Российского народного искусства. Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несут и обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.)
3.5 Валяльный промысел.
Валенки на Руси носили представители всех слоёв населения. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горячих щей и валенки. Лечебный эффект наступал от того, что овечья шерсть согревая ноги, вместе с этим расширяет сосуды, восстанавливая кровообращение по всему телу. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение.
Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.
Однако, историки костюма считают широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.
В Почепском районе издавна занимаются изготовлением валенок. Изделия почепских мастеров известны в области и за ее пределами. Большим спросом пользуются валенки семьи Романовых - постоянных участников городских, районных и областных выставок, ярмарок.
3.6 Стеклодельный промысел.
Ещё в XVIIв. в Стародубе появились предприятия по производству стекла – «гуты». Вблизи многих из них возникли поселения, в названиях которых звучит или само слово «гута» (Старая гута), или слова связанные с производством стекла (Стеклянная Радица). Начиная с первой четверти восемнадцатого столетия, здесь стали быстро подниматься заводы и фабрики. И хотя наш район наиболее известен как Мальцовский заводской, промышленное освоение земель, прилегающих к реке Болве, начали Гончаровы, Мосоловы, Демидовы. В 1752 г. братьями Мосоловами были построены Бытошский доменный и молотовые заводы. Опытный промышленник А.А. Гончаров ускоренными темпами развивает здесь металлургическое производство.
Первые заводы Гусевский и Дятьковский положили начало массовому изготовлению стеклянных изделий. Становление русского хрусталя шло по двум линиям (в зависимости от приемов обработки) – гравировкой и алмазной гранью. Основные материалы для изготовления стекла – кварцевый песок, сода, поташ, мел, известняк, доломит, свинцовый сурик. Мелодичный звон стеклу придает свинец. Красителями стекла служат: кобальт, марганец, хром, медь, золото.
Дятьковский хрустальный завод в Брянской области основан в 1790 г., выпускает 25 % всего хрусталя в России. Техника изготовления стекла – прессование с доработкой.
Дятьковский хрусталь прославил Брянщину далеко за её пределами. В разное время для царских резиденций дятьковские мастера неоднократно исполняли сервизы на 200 персон, которые предписывалось употреблять при фаянсовых и фарфоровых гербовых сервизах в Зимнем Дворце, в Царском Селе, на Елагином Острове и в Гатчине.
И сегодня приемы самого высшего уровня в Кремле сервируются Дятьковским хрусталем.
3.7. Заключение.
Наши предки, жившие давно и недавно, оставили нам в наследство бесценный дар – это свой богатый опыт, искусное мастерство народных умельцев и трудолюбие. Наша цель –сохранить это богатство.
Практическая часть
РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ (Приложение)
Задание:
Найдите пропущенное слово через решение кроссворда
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже – розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к дубу, бывают различных оттенков – от жёлтого до коричневого.
2. Совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
3. Город Брянщины, знаменитый «хрустальным заводом», который выпускает хрустальные изделия, стеклянную посуду, сувениры.
4. Название профессии по производству глиняной посуды. Древнерусское название мастера, делающего горшки (уменьшительное от горн –печь для обжига) из глины.
5. Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).
6. Созданная человеком из дерева, тряпья, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Раскрашивание, аппликация шаблонов игрушек, посуды, одежды различными видами росписи, оформление выставки. Каждая команда получает карточку с заданием
ВАЛЯЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Украсить Почепские валенки
(Аппликация)
ВЫШИВАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Украсить платье и фартук
(Рисование)
СТЕКЛОДЕЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Украсить вазу и бокал
Итоговая часть дегустация изделий «Бежицкого хлебокомбината»
Воспитатели получили памятки по теме семинара. Рефлексия
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.