Мастер-класс на тему "От смысла текста к смыслу жизни"
Оценка 5

Мастер-класс на тему "От смысла текста к смыслу жизни"

Оценка 5
Семинары
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл
01.04.2024
Мастер-класс на тему "От смысла текста к смыслу жизни"
Анализ текста с помощью шести познавательных вопросов.
28.03.2024.docx

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Фокус группа.

Перед началом  нашей беседы я хотела бы поинтересоваться у Вас, Вы любите читать?

Что такое тексты? Как вы понимаете?  ответы

Для чего мы читаем тексты в  нашей  жизни?   ответы

Я согласна с Вашей точкой зрения. Я солидарна с Вашей позицией.

Как говорил Вольтер: читая хорошо написанные тексты, привыкаешь красиво говорить. Мы не "просто читаем" - тексты изменяют нашу жизнь.

Не случайно  для своего мастер класса я выбрала тему:

От смысла текста к смыслу жизни. CЛАЙД 1

 (Как бы громко она не звучала )

 

Будучи учителем русского языка и литературы, я учу детей не только правильно писать и читать. Но и понимать в их возрасте глубину прочитанного текста.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Основу содержания истории, географии, обществознания - любого учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала.

CЛАЙД  2.Сегодня я хочу вам продемонстрировать один из популярных приемов работы с текстом, разработанным американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Этот прием называется "Ромашка  Блума" или «ромашка вопросов и ответов».  Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.

Главным в работе с текстом является осмысление информации.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298847/img21.jpg

 

CЛАЙД  3    1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

 CЛАЙД  4      2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.Вопрос следует начать со слова – объясни…

CЛАЙД  5    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.

CЛАЙД  6      4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".Вопрос следует начать со слова – придумай….

 CЛАЙД   7      5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи….

CЛАЙД  8       6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…

 

CЛАЙД 9

На примере притчи о смысле жизни предлагаю продемонстрировать прием вопросы ромашки.

золотой ключ к смыслу жизни – твоя мудрость и понимание".

И с этими словами старец передал молодому человеку небольшой золотой ключ, символизирующий их разговор. С тех пор, молодой человек стал новым мудрецом деревни, и его слова и советы оставались такими же ценными, как и слова прежнего старца

«Ромашка Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.

CЛАЙД 10

Сейчас придумайте  вопросы  к данному тексту.

О чем говорит нам эта притча???? –вопрос к зрителям…
Притча о золотом ключе к смыслу жизни напоминает нам, что каждый из нас может найти свой собственный путь и смысл в жизни, который будет уникален и индивидуальный, так как мы все разные, и каждый из нас способен приносить свою ценность в этот мир.

Зачитываются вопросы….

Тема моего мастер класса «От смысла текста к смыслу жизни.»

 Включить мультик крик

 Следующим этапом  я предлагаю Вам  посмотреть  советский мультфильм «Крик».

Поделитесь вашим впечатлением от увиденного.

Почему такие эмоции нас посетили?

 Что говорит о возможных переменах в новой жизни?

  В чем особенность мультфильма???-нет озвучки.  Как вы думаете, почему?

Текст мульфильма каждый понимает  по – своему.

 

Поскольку человечество уже давно занимается поисками смысла жизни, оно успело придумать множество его вариантов, которые, казалось бы, могут удовлетворить кого угодно. Рождается человек. Он растет, делает первые шаги, говорит первое слово, ходит в детский сад, потом в школу, получает среднее или высшее образование, работает, обзаводится семьей, растит детей, выходит на пенсию и… задумывается …..о смысле жизни. К некоторым людям размышления о жизни приходят раньше, к другим позже, но это происходит со всеми.

А как вы думаете, в чем заключается смысл жизни  (Ответы)

 Гласит распространенная фраза :Сколько людей, столько и мнений. Подводя итог нашей встречи, вы убеждаетесь  в том, что каждый человек,проживая свою жизнь, оставляет  след для последующего поколения..Я горда тем, что помогаю своим  детям задуматься о многом. Потому что главным в жизни  является умение  развивать мысль и анализировать свои поступки.

В мире много профессий. Но три  из них от Бога.

1 Профессия –судить.

2. Профессия-лечить.

3. Профессия-учить.

 

Цветок может олицетворять многие понятия и явления. У нас цветок - это

«Модель формирования и развития личности»

стебель цветка –  грамотная личность

вода – педагогические технологии

цветы – ключевые компетенции

садовник - учитель

 

 

 Рефлексия

Благодарю Вас  за участие и хотела бы закончить наше занятие такими словами:

Мы учим не для школы, а для жизни.

 

 


 

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри

C ЛАЙД 3 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"

C ЛАЙД 3 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"

Мастер-класс на тему "От смысла текста к смыслу жизни"

Мастер-класс на тему "От смысла текста к смыслу жизни"

И с этими словами старец передал молодому человеку небольшой золотой ключ, символизирующий их разговор

И с этими словами старец передал молодому человеку небольшой золотой ключ, символизирующий их разговор

Профессия-учить. Цветок может олицетворять многие понятия и явления

Профессия-учить. Цветок может олицетворять многие понятия и явления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024