Методический доклад "Методы педагогической диагностики"
Оценка 4.6

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Оценка 4.6
Памятки
doc
администрации +1
Взрослым
21.11.2018
Методический доклад "Методы педагогической диагностики"
Термин «диагностика»- это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В педагогике диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на: 1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности); 2. Диагностические (для количественного измерения); 3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений); 4. Формирующие (для выявления возможностей развития).
Гузяева педагогика.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Детская школа искусств № 8 г. Ульяновск  Методический доклад «Методы педагогической диагностики» (неэкспериментальные) Автор: преподаватель фортепианного отделения Гузяева Л.П. 1 «Методы педагогической диагностики» 2018 Содержание: 1.Подразделение методов. 2.Виды неэкспериментальной диагностики: а) анкетирование; б) наблюдение; в) беседа.       Термин   «диагностика»­   это   оценочная   процедура,   направленная   на       прояснение   ситуации,     выявление     истинного   уровня   воспитанности.   В педагогике  диагностика   направлена   на   результаты   формирования  личности учащегося,   поиск   причин   этих   результатов   и   характеристику   целостного педагогического процесса.    В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:  1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой­нибудь психологической особенности);   2. Диагностические (для количественного измерения); 3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений); 4. Формирующие (для выявления возможностей развития).    Неэкспериментальные   методы  часто   используют   как   средство   первоначальной   «разведки»,   ориентировки,   знакомства   с   учениками.   Они позволяют   собрать   большой   материал   для   установления   предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений. Виды неэкспериментальной диагностики: Анкетирование   ­ представляет собой методический приём получения психологической   информации   при   помощи   составленных   в   соответствии   с определенными   правилами   систем   вопросов.   Посредством   анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.   Вопросы   анкет   бывают   открытыми   (предполагают   свободные ответы   по   своему   усмотрению)   и   закрытыми   (даны   готовые   ответы   для выражения   своего   согласия   или   несогласия,   список   ответов   на   выбор   или ответы для определения их места в классификации). Анкета должна удовлетворять ряду требований: 2 1.  Нельзя   предлагать   вопросы,   требующие   нравственной   оценки   своих качеств   («Считаете   ли   вы   себя   самоуверенным?).   Лучше   этот   вопрос сформулировать   по­другому   («После   критического   момента   ситуации склонны ли вы, думать о том, что вы что­то сделали не так?) 2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными. 3.   На   выяснение   одной   характеристики   должно   быть   направлено несколько   вопросов,   которые   контролировали   бы   искренность   ответов ученика. 4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые. Достоинствами анкет являются: − Массовость обследования − Большая скорость сбора информации − Легкость обработки результатов − Возможность применения статистических методов. К недостаткам следует отнести следующие: − Анкетирование   не   учитывает   различное   понимание   вопросов школьниками. − Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу. − Жесткий   список   вопросов   может   ограничить   круг   мыслей опрашиваемых   и   заставить   ответить   не   то,   что   они   думают   в действительности. Наблюдение  – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания   психических   особенностей,   проявляющихся   в   деятельности   и поведении   учащихся,   на   основе   их   непосредственного   восприятия   с обязательной   систематизацией   получаемых   данных   и   формулированием возможных выводов. − Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям: − 1.   Целенаправленность   –  наблюдение   проводится   не   за   учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей. 3 − 2.   Планирование   –  до   начала   наблюдения   необходимо   наметить определенные   задачи   (что   наблюдать),   продумать   план   (сроки   и средства).   Показатели   (что   фиксировать),   возможные   просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. − 3.   Самостоятельность   –  наблюдение   должно   являться самостоятельной,   а   не   попутной   задачей.   Например,   не   лучшим способом   выяснения   качеств   учеников   будет   поход   в   лес   на экскурсию,   потому   что   сведения,   полученные   таким   путем,   будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач. − 4. Естественность  – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях. − 5. Систематичность –  наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом. − 6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть»   в   подтверждение   своего   предположения,   а   объективные факты. − 7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.  Наблюдение – метод трудоемкий. Беседа  –   метод   установления   в   ходе   непосредственного   общения психических   особенностей   ученика,   позволяющий   получить   интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только   проследить   интересы   конкретных   учеников,   но   и   установить особенности класса в целом. Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов   группы,   а   не   только   самых   активных.   Обычно   такая   беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.  Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В   первом   случае   беседа   ведется   по   строго   регламентированной   со   строгой   последовательностью   предъявления   четко программе, фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты. 4 Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает   свободнее,   шире,   но   это   осложняет   организацию,   проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет  очень высокие требования к преподавателю. Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов. 1.Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить. 2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе. 3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли. 4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника. 5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение   в   разговоре,   желание   убедить,   а   не   принудить   к   соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано   говорить.   Скромное   и   корректное   поведение   вызывает доверие. 6. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные   вопросы   прямым,   которые   порой   неприятны   собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из­ за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке. 7.   С   точки   зрения   результативности   беседы   лучше   задать   несколько мелких вопросов, чем один крупный. 8.   В   беседе   с   учениками   следует   широко   использовать   косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах. 9. Беседа не должна длиться более 30­40 минут.       К несомненным достоинствам беседы следует отнести: − Наличие   контакта   с   собеседником,   возможность   учитывать   его ответные   реакции,   оценивать   его   поведение,   отношение   к   содержанию разговора,   задать   дополнительные,   уточняющие   вопросы.   Беседа   может носить   сугубо   индивидуальный   характер,   быть   гибкой,   максимально адаптированной к ученику. 5 − На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный. − Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами). − Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.      Таким образом, овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон   развития   учащихся   —   важный   компонент   профессиональной деятельности   учителя.   Предлагаем   изучить   эти   методики   и   творчески использовать их в педагогической деятельности. 6

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"

Методический доклад "Методы педагогической диагностики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018