Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»
Оценка 4.7

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +2
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
20.08.2019
Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»
Данная методическая разработка Урока мужества (устного журнала), предназначается для учащихся. Материал моей работы может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования и воспитателям в их работе с детьми и родителями. В разработке изложена методика проведения Урока мужества «Эти трудные версты войны»
на Метод совет Анашкина Н.А.ДЭБЦ Ростов-на-Дону.docx
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова­на­Дону «Детский эколого­биологический центр»   Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны» Автор­составитель Педагог ДО Анашкина Надежда Алексеевна 2019г. Содержание  1.Пояснительная записка………………………………………2­5 стр. 2.Интерактивная беседа………………………………………..6­11 стр. 3.Тескты произведений конкурса чтецов  «Никто не забыт, ничто не забыто»…………………………. 12­29 стр. 4. Викторина «День Победы»…………………………………30­33 стр. 5. Приложение 1. Презентация «Эти трудные версты войны»…………………34­49 стр. 6.Используемые источники…………………………………..50­51 стр. 2 Пояснительная записка Данная методическая разработка устного журнала, предназначается  для учащихся. Материал моей работы может быть полезен  учителям, педагогам дополнительного   образования   и   воспитателям   в   их   работе   с   детьми   и родителями.  В разработке изложена методика проведения Урока мужества «Эти трудные версты войны» Форма урока мужества выгодно отличается от других форм проведения внеклассных   патриотических   мероприятий   широтой   и   свежестью информации, занимательностью форм организации работы. Короткие, емкие, доступные научные сообщения чередуются с диалогом. В   данном   уроке   мужества     широко   используется   наглядность. Соответствующим   образом   оформляется   кабинет.   Используются тематические рисунки, плакаты, созданные детьми. Беседа сопровождается презентацией, что делает мероприятие еще более наглядным. Выбранная форма мероприятия позволяет удерживать интерес зрителей, при этом сохраняется высокий научный уровень материала. Целесообразное привлечение   для   проведения   мероприятия   родителей   учащихся   в  качестве жюри. Актуальность темы мероприятия  Работа   посвящена   чрезвычайно   актуальной   теме   патриотического   История   нашей   Родины воспитания   подрастающего   поколения. свидетельствует   о том,   что во все времена   одним   из основных   факторов, 3 помогавших   ему преодолеть обеспечивавших   сплоченность   народа, трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также   стремление   своими   действиями   служить   интересам   Отечества,   Патриотизм   представляет   собой   сложное защищать   его от врагов.   и многогранное   явление.   Будучи   одной   из наиболее   значимых   ценностей общества,   он интегрирует   в себе   социальные,   политические,   духовно   – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является   естественным   инстинктом   самосохранения   любой   нации,   когда ей плохо.   Патриотизм   выступает   в единстве   глубочайшего   духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает   свою   неразрывность   с Отечеством,   социальную   значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты. Цель мероприятия:  Создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину,  сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи мероприятия: Познавательные: Обобщить и закрепить знания детей о событиях, связанных с  историей    Великой  Отечественной  войны.  Развивающие: Развивать интерес и уважение детей к героическим событиям прошлого,  боевой славе ветеранов,  военной истории Отечества.  Воспитательные: 1. Продолжать формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей  Родине, уважения к ветеранам В.О.В., гордость за участников военных  действий через стихотворения об историческом прошлом нашей страны. 4 2. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям  Великой Отечественной войны. 3. Побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать  доброжелательность, дружелюбие. Новизна  заключается   в   интеграции   различных   видов   деятельности   и комплексном   изучении   как   литературных   и   интернет   источников, фотографий,   дневников,   писем,   воспоминаний,   так   и   знакомство   с  Для   решения   одной   из   важных   задач историческими   источниками. патриотического   воспитания   большие   возможности   представляют используемые  методы:     формирования   сознания,   создания   воспитывающих ситуаций,   обеспечивающие   самовоспитание   в   созданных   педагогом воспитательных   ситуациях   и   в   соревновательных   мероприятиях,   имеющих воспитательный   эффект.   Педагогическая   ценность   соревновательных мероприятий обусловлена тем, что она способствует свободному проявлению и   развитию   самодеятельности   учащихся   и   их   гражданских   качеств. Коллективная форма воспитательной работы позволила формировать навыки социального взаимодействия с группой сверстников. Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, рисунки,   презентация.  Форма: тематическое мероприятие Метод: интерактивный. Приёмы: беседа сопровождается  показом  презентации  «Эти  трудные   вёрсты  войны, конкурс  чтецов  стихотворений «Никто не забыт, ничто не  забыто», викторина «День Победы». Дидактические средства: компьютер, проектор, экран, слайды,  аудиозапись песен: «День победы» (муз. Д. Тухманова), на слайде надпись:  «Эти трудные версты войны». Участники мероприятия: дети, родители. 5 План мероприятия: Организационный момент 1. Цель: настроить обучающихся на мероприятие, вызвать интерес,  положительные эмоции. 2. Вводная часть Цель: активизировать обучающихся, расположить их к воспитательному  воздействию. 3.  Основная часть Цель: реализация основной идеи мероприятия. 4. Заключительная часть Цель: настроить участников мероприятия на рефлексию, оценивание своего  эмоционального состояния после проведённого мероприятия. Беседа  сопровождается  показом  презентации   «Эти  трудные  вёрсты  войны..» Ребята,   вы   знаете,   что   в   этом   году   наша   страна   отмечает   74 годовщину  Победы в  Великой  Отечественной  войне. Кто   скажет,   когда   началась   Великая   Отечественная   война? (Ответы детей). 22 июня 1941 года  фашистская  Германия  напала  на  Советский  Союз. В  четыре  часа  утра  фашистские  самолёты  бомбили  наши  города,  а  в пограничной  зоне  шли  ожесточённые  бои. (Слайд 3) Гитлер     назвал     свой     план     «блицкриг»­   молниеносная     война.     Он собирался  захватить  Советский  Союз  за  два­три  месяца.  Немцы  думали, что  они   перешагнут   границу   и  прогулочным  шагом   пойдут  по   нашей земле.  Но  перейти  границу  оказалось  не  так  просто,  потому  что  наши пограничники  стояли  насмерть  и  немцы  завязли  в  пограничных  боях  на несколько  суток.  А   Брестская  крепость  оборонялась  почти  два  месяца. В   подвалах   крепости   нашли   прощальные   надписи,   датированные   даже 6 августом   месяцем.   Нашим   солдатам   не   хватало   боеприпасов,   еды,   но больше  всего  люди  страдали  от  жажды:  водопровод  немцы  разрушили,  а подступы  к  реке  держали  под  постоянным  обстрелом.  Берег  реки  был завален  убитыми:  каждую  ночь  наши  солдаты  подползали  к  реке,  чтобы добыть  хоть  по  глотку   для  раненых  да  залить  воды  в  пулемёты.  Когда немцы  всё­ таки  вошли  в  крепость,  вернее,  в  её  развалины,  оставшиеся  в живых   наши   солдаты,   измученные,   обессиленные   голодом   и   жаждой, укрылись   в   подвалах   крепости.   Каждую   ночь   они   выходили   наверх, убивали     немцев,    добывали     оружие     и    опять     спускались     в    подвалы крепости   до  следующей  ночи.  И   так ­   пока  не  умирали   от  ран  или голода.   Гитлер   вынужден   был   держать   в       непокорившейся   крепости значительные  силы,  которые  ох  как  нужны  были  на  фронте,  потому  что советские     солдаты     везде     сражались     с     непредвиденными     немцами мужеством  и  стойкостью. (Слайд 4,5,6). Немецкие  армии  рвались  к  столице  нашей  Родины.   Ожесточённые бои  шли  на  подступах  к  Москве.  Несмотря  на  то,  что  враг  был  в  28 км от  Москвы,  произошло  событие,  которое  до  сих  пор  изумляет  весь  мир. Кто  знает,  что  это  за  событие? (Ответы  детей).   7   ноября   1941 года   прошёл   парад   советских   войск     на   Красной площади  в  Москве. Ребята,  кто  скажет,  почему  именно  в  этот  день  был  проведён парад? (Ответы  детей). День     7     ноября     был     очень     важным     и     значительным     в     жизни советского  народа.  Это  был  день  Великой  Октябрьской  социалистической революции,  24­ю  годовщину  которой  отмечали  в 1941 году.  И  Гитлер  на весь  мир  кричал,  что   именно  в  этот  день  он  проведёт  парад  своих войск  на  улицах  поверженной  Москвы. Но  парадом  по  Красной  площади  прошли,  как  и  всегда,  советские 7 войска ­  и  прямо  в  бой,  на  защиту  Москвы.  (Слайд 7,8). Летом   1942 года,   оправившись   от   разгрома   под   Москвой,   немцы двинулись     к     Волге,    на     Сталинград  ­    прямой     путь     к     нефтеносным районам. Кто   знает,   когда   произошла   Сталинградская   битва? (Ответы детей).   С   августа   1942 по   февраль 1943 года   сначала   на   подступах   к Сталинграду,  а  затем  в  самом  городе  шли  ожесточённые  бои­ за  каждую улицу,  за  каждый  дом,  за  каждый  этаж.  Немцы  вошли  в  город,  но  не взяли  его.   Они   увязли   в  его   развалинах   на   целых   полгода,   а  потом сдались     в     плен   ­   300   000   немцев     вместе     со     своим     фельдмаршалом Паулюсом  и  его  штабом ­ одних  генералов  17 штук.  Это  был  конец  мифа о  непобедимости  гитлеровской  армии. Ребята,   кто     знает,     когда     мы     отмечаем       победу     в Сталинградском  сражении? (Ответы  детей).         Совершенно  верно,  2 февраля в  этом  году  мы  отметили  72­ю годовщину   этого  события.               За  Волгу  немцы  попали  только  под  конвоем  советских  солдат. От  Сталинграда  остались  одни  руины.  Потребовалось  много  времени  и усилий,  чтобы  заново  отстроить  город.  К 20­ летию  Победы  на  Мамаевом кургане,     где     шли     наиболее     ожесточённые     бои,     был     воздвигнут величественный  Мемориал  и  Вечный  огонь. (Слайд 9,10,11,12). После  разгрома  немецко­фашистских  войск  под  Сталинградом  была освобождена     значительная     часть     территории     Советского     Союза.     В результате  наступления  наших  войск  образовался  выступ  на  линии  Орёл­ Курск­ Белгород,  получивший  название  Курской  дуги.  Немцы  никак  не могли     примириться       с     таким     сокрушительным     разгромом     под Сталинградом  и  к  лету  1943 года  собрали  на  Курском  выступе  большое 8 количество  войск  и  техники,  в том  числе  новые  мощные  танки  «Тигр»  и «Пантера»,  с  которыми  они  надеялись  разбить  советские  войска  и  опять устремиться  вглубь  советской  территории. Но  после  пятидневных  ожесточённых  оборонительных  боёв ,  так  и не     дав     немцам     прорваться,       наша     армия     перешла     в     наступление. Переломным  моментом  в  ходе    Курской битвы  стало  танковое  сражение. Ребята,  кто  скажет,  когда  и  где  оно  произошло? (Ответы  детей). Тысяча  танков  с  обеих  сторон  сошлись  в  поле   у  села  Прохоровка. Рёв   моторов,   скрежет   гусениц,   разрывы   снарядов,   лязг   железа,   когда танки     шли   на   таран,   чёрные   дымы   горящих   машин,   крики   и   стоны заживо  горящих  людей...    Целый  день  продолжалась  битва,  но  и  здесь наши  люди  и  наша  техника  оказались  более  стойкими  и  выносливыми. Немцев   опять   погнали   на   запад,   освобождая   наши   города   и   сёла.   В честь  победы  на  Курской  дуге  в  Москве...  Что  произошло  в  Москве, кто  знает? (Ответы  детей).  5  августа  1943 года  в  честь  разгрома  немецких  войск  в  сражении  на Курской  дуге  в  Москве  был  дан  салют,  первый,  но  не  последний  в  этой страшной  войне.  Если  разгром  немцев  под  Москвой  и  Сталинградом  дал людям   надежду,   то   победа   на   Курской   дуге   вселила   уверенность   в нашей  окончательной  и  бесповоротной  Большой  Победе.  Но  к  ней   была ещё  долгая  и  трудная  дорога  боёв,  трудов,  лишений. (Слайд  13,14,15). Ещё  задыхался  в  тисках  блокады  Ленинград.  Ребята,  кто  знает, как  долго  продолжалась  блокада  города  на  Неве? (Ответы  детей)   900 страшных  дней  и  ночей  на  город  сыпались  бомбы,  рвались  на  улицах снаряды.  В  домах  не  было  воды,  света,  отопления.  Ленинградцы  жили  на скудном  блокадном  пайке­  125 граммов  в  день   хлеба  из  муки  пополам  с опилками.   Другого   ничего   не   было.   И   при   этом   в   городе   работали детские   сады,   в   школах   учились   дети,   а   предприятия       выпускали 9 продукцию   для   фронта­ оружие,   боеприпасы,   даже   танки   делали   на Кировском   заводе   падающие   в   голодные   обмороки   рабочие.   С   конца ноября  1941 года  начала  работать  знаменитая  «Дорога  жизни»­  по  льду Ладожского  озера  в  Ленинград  везли  на  машинах  нужные  для  города грузы,  а  из  города  вывозили  раненых,  детей,  больных  и  ослабевших  от голода  жителей.  На  Пескарёвском  кладбище,  где  хоронили  погибших  от бомбёжек  и  артиллерийских  обстрелов  и  умерших  от  голода  жителей города,     создан     Мемориал     и     горит     Вечный     огонь     в     память     о беспримерном   подвиге   и   героизме   защитников   и   жителей   Ленинграда. (Слайд 17,18,19,20,21).   Ещё   одна   героическая   страница   истории   Великой   Отечественной войны   ­     оборона     Заполярья.     Кольский     полуостров     имел     важное стратегическое     значении   е­     незамерзающий     порт     Мурманск,     куда приходили     транспорты     от     наших     союзников     с     военным     грузом     и продовольствием,     военно­морские     базы     Северного     флота,     Кировская железная   дорога,   соединяющая   порт   с   глубинными   районами   страны, богатые     месторождения     полезных     ископаемых,     особенно     никеля, необходимого для   военной   промышленности   Германии   и   её   союзников. Захват  всего  этого  Гитлер  планировал  в  течение  нескольких  недель.  Но советские  войска,  проявляя  невиданные  стойкость  и  героизм,  остановили наступавших   фашистов   и   осенью   1941 года   вынудили   их   перейти   к обороне.  Немцам  удалось  продвинуться  всего  лишь  на  50­ 70 км,  а  на некоторых   участках   фронта   они   до   конца   войны   не   смогли   даже пересечь  государственную  границу  СССР.  И  в  Арктике  «блицкриг»  был сорван.  Для  этого  пришлось  потрудиться  не  только  солдатам  и  морякам на     фронте,    но     и       жителям       всего     Заполярья.     Руками       населения Мурманской  области  были  построены  оборонительные  сооружения,  а  там ­ скалы,  а  где  нет  скал­  там  вечная  мерзлота. Рабочие  судоремонтных 10 заводов     сутками     не     покидали     доков,     ремонтируя     подбитые     и повреждённые  подлодки  и  корабли.  Железнодорожники  поддерживали  в рабочем     состоянии         железную     дорогу,   которую     немцы     ежедневно бомбили.  Рыбаки  (в  основном  женщины  и  подростки,  которые  заменили ушедших  на  войну  мужчин)  под  бомбёжкой  и  обстрелом  выходили  в море  на  лов  рыбы,  потому  что  надо  было  кормить  и  фронт,  и  тыл. Оленеводческие   хозяйства   поставляли     оленей   и   нарты   для   перевозки грузов  и  нужд  армии.  Промысловые  артели  изготавливали  лыжи,  печки­ буржуйки   для   отопления   землянок,   валенки,   обмундирование,   шили   и ремонтировали  сапоги. На  Победу,  не  покладая  рук  и  не  смыкая  глаз, работали  все ­  от  мала  до  велика.   В  октябре  1944 года  наши  войска освободили  Заполярье. (Слайд 21,22,23,24,25). А   17 июля   1944 года   в   Москве   произошло   ещё   одно   значимое событие. Ребята,  кто  может  сказать,  какое  именно? (Ответы  детей). В    результате     проведения     операции  «Багратион»    была     полностью разгромлена  немецкая  группа  армий «Центр».  Свыше  400 000  немецко­ фашистских  солдат  и  офицеров  были  уничтожены  или  попали  в  плен. Советские     войска     освободили     Белоруссию     и     перешли       границу     с Польшей.   Сталин   приказал   провести   пленных   немцев   во   главе   с   их генералами  по  улицам  Москвы, в  которую  они   так  стремились  попасть ещё  в 1941 году.  Кадры  кинохроники  были  показаны  в  самых  отдалённых уголках  Советского  Союза  и  в  иностранных    посольствах.  Это  событие воодушевило  советский  народ и  придало  силы  уставшим  за  годы  войны людям     и     заставило     наших     союзников     поверить     в     сокрушительную катастрофу,  постигшую  немцев  в  Белоруссии,  в  которой  они  почему­то засомневались.   А   Гитлер   воспринял   «Марш   пленных»   как   позор   и пощёчину  от  Сталина. (Слайд 26, 27).  В   освобождённые  города  и  сёла  возвращались  жители:  вылезали  из 11 погребов  и  подвалов,  шли  из  леса,  где  партизанили,  ехали  из  эвакуации. На  очищенных  от  мин  полях  сеяли  хлеб,  восстанавливали  разрушенные дома   и   заводы,   начинали   выпускать   продукцию   для   фронта, радуясь освобождению     и     всё     приближающейся     окончательной     победе.  (Слайд 28,29,30,31). А  наши  войска  с  боями,  преодолевая   ожесточённое  сопротивление немцев,  шли  на  Запад,  освобождая  города  и  страны.  И  чем  дальше  от родного   порога   уходили   солдаты,   тем   твёрже   становился   их   шаг   и радостней  были  лица:  они  понимали,  что  уже  никогда  враг  не  вернётся на  нашу  землю. (Слайд 32,33,34,35,36,37). Это   была   не   весёлая   прогулка   по   Европе.   Победа   доставалась нелегко ­  бои,  раны,  боль,  смерть.  Была  долгая  и  жестокая  битва  за Берлин   и  вот,  наконец,  повержен  рейхстаг­  последний  оплот  фашизма,  и маршал   Г.К.Жуков   принимает   безоговорочную   капитуляцию   Германии. 1418  страшных  дней  и  ночей  войны  позади,  впереди   дорога  домой  и мирная  жизнь  на  родной  земле. (Слайд 38,39). Навсегда  останутся  в  памяти  солдат  минуты  возвращения  и  Парад Победы:  демонстрация  нашей  стойкости,  мужества,  силы  духа,  нашего нравственного    и    морального    подвига.   Наш    флаг    Победы    реет    над поверженным   рейхстагом,   знамёна   фашистской   Германии   брошены   к подножию  Мавзолея. (Слайд 40,41,42)                      «Поклонимся  великим  тем  годам,              Всем  нашим  командирам  и  бойцам».               (Слайд 43,44) Конкурс  чтецов      УТРО ПОБЕДЫ  Где трава от росы и от крови сырая, Где зрачки пулеметов свирепо глядят, В полный рост, над окопом переднего края, 12 Поднялся победитель­солдат. Сердце билось о ребра прерывисто, часто. Тишина... Тишина... Не во сне ­ наяву. И сказал пехотинец: ­ Отмаялись! Баста!­ И приметил подснежник во рву. И в душе, тосковавшей по свету и ласке, Ожил радости прежней певучий поток. И нагнулся солдат и к простреленной каске  Осторожно приладил цветок. Снова ожили в памяти были живые ­ Подмосковье в снегах и в огне Сталинград. За четыре немыслимых года впервые, Как ребенок, заплакал солдат. Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая, Сапогом попирая колючий плетень. За плечами пылала заря молодая, Предвещая солнечный день. 1945г. А. Сурков      АТАКА  Когда ты по свистку, по знаку, Встав на растоптанном снегу, 13 Готовясь броситься в атаку, Винтовку вскинул на бегу, Какой уютной показалась  Тебе холодная земля, Как все на ней запоминалось: Примерзший стебель ковыля, Едва заметные пригорки, Разрывов дымные следы, Щепоть рассыпанной махорки  И льдинки пролитой воды. Казалось, чтобы оторваться, Рук мало — надо два крыла. Казалось, если лечь, остаться — Земля бы крепостью была. Пусть снег метет, пусть ветер гонит, Пускай лежать здесь много дней. Земля. На ней никто не тронет. Лишь крепче прижимайся к ней. Ты этим мыслям жадно верил  Секунду с четвертью, пока  Ты сам длину им не отмерил  Длиною ротного свистка. Когда осекся звук короткий, Ты в тот неуловимый миг  Уже тяжелою походкой  Бежал по снегу напрямик. Осталась только сила ветра, И грузный шаг по целине, И те последних тридцать метров, Где жизнь со смертью наравне! 1942г. ТЫ ДОЛЖНА! 14 К. Симонов Побледнев, Стиснув зубы до хруста, От родного окопа  Одна  Ты должна оторваться, И бруствер  Проскочить под обстрелом  Должна. Ты должна. Хоть вернешься едва ли, Хоть "Не смей!" Повторяет комбат. Даже танки (Они же из стали!) В трех шагах от окопа  Горят. Ты должна. Ведь нельзя притворяться  Перед собой, Что не слышишь в ночи, Как почти безнадежно "Сестрица!" Кто­то там, Под обстрелом, кричит... 15 Юлия  Друнина РОДИНА  Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната  Уже занесена в твоей руке  И в краткий миг припомнить разом надо  Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину ­ такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком. Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли  Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы  При жизни никому нельзя отдать. 1941г. К.Симонов   16 БАЛЛАДА О МАТЕРИ  Постарела мать за много лет, А вестей от сына нет и нет. Но она всё продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать. И на что надеется она? Много лет, как кончилась война. Много лет, как все пришли назад, Кроме мёртвых, что в земле лежат. Сколько их в то дальнее село, Мальчиков безусых, не пришло.  ...Раз в село прислали по весне  Фильм документальный о войне, Все пришли в кино ­ и стар, и мал, Кто познал войну и кто не знал, Перед горькой памятью людской  Разливалась ненависть рекой. Трудно было это вспоминать. Вдруг с экрана сын взглянул на мать. Мать узнала сына в тот же миг, И пронёсся материнский крик; ­ Алексей! Алёшенька! Сынок! ­ Словно сын её услышать мог. Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой. Всё боялась ­ вдруг он упадёт, Но сквозь годы мчался сын вперёд. ­ Алексей! ­ кричали земляки. ­ Алексей! ­ просили, ­ добеги!.. Кадр сменился. Сын остался жить. Просит мать о сыне повторить. И опять в атаку он бежит. Жив­здоров, не ранен, не убит. ­ Алексей! Алёшенька! Сынок! ­ Словно сын её услышать мог... Дома всё ей чудилось кино... Всё ждала, вот­вот сейчас в окно  Посреди тревожной тишины 17 Постучится сын её с войны.   НАС ДВАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ Андрей  Дементьев  От неизвестных и до знаменитых, Сразить которых годы не вольны, Нас двадцать миллионов незабытых, Убитых, не вернувшихся с войны. Нет, не исчезли мы в кромешном дыме, Где путь, как на вершину, был не прям. Еще мы женам снимся молодыми, И мальчиками снимся матерям. А в День Победы сходим с пьедесталов, И в окнах свет покуда не погас, Мы все­  от рядовых до генералов­  Находимся незримо среди вас. Есть у войны печальный день начальный, А в этот день вы радостью пьяны. Бьет колокол над нами поминальный, И гул венчальный льется с вышины. Мы не забылись вековыми снами, И всякий раз у Вечного огня  Вам долг велит советоваться с нами, Как бы в раздумье головы клоня. И пусть не покидает вас забота  Знать волю не вернувшихся с войны, И перед награждением кого­то  И перед осуждением вины. Все то, что мы в окопах защищали  Иль возвращали, кинувшись в прорыв, Беречь и защищать вам завещали, Единственные жизни положив. 18 Как на медалях, после нас отлитых, Мы все перед Отечеством равны.  Нас двадцать миллионов незабытых, Убитых, не вернувшихся с войны. Где в облаках зияет шрам наскальный, В любом часу от солнца до луны  Бьет колокол над нами поминальный  И гул венчальный льется с вышины. И хоть списали нас военкоматы, Но недругу придется взять в расчет, Что в бой пойдут и мертвые солдаты, Когда живых тревога призовет. Будь отвратима, адова година. Но мы готовы на передовой, Воскреснув,                 вновь погибнуть до едина, Чтоб не погиб там ни один живой. И вы должны, о многом беспокоясь, Пред злом ни шагу не подавшись вспять, На нашу незапятнанную совесть  Достойное равнение держать. Живите долго, праведно живите, Стремясь весь мир к собратству                                      сопричесть, И никакой из наций не хулите, Храня в зените собственную честь. Каких имен нет на могильных плитах! Их всех племен оставили сыны. Нас двадцать миллионов незабытых, Убитых, не вернувшихся с войны. Падучих звезд мерцает зов сигнальный, А ветки ив плакучих склонены. Бьет колокол над нами поминальный, И гул венчальный льется с вышины. 19 Расул  Гамзатов                     <Перевод Я.Козловского> 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких­то пять минут осталось! Я о другом не пел бы ни о чем, а славил бы всю жизнь свою дорогу, когда б армейским скромным трубачом я эти пять минут трубил тревогу. Степан  Щипачёв 20 ЭТО БЫЛО В МАЕ Это было в мае на рассвете. Нарастал у стен рейхстага бой. Девочку немецкую заметил  Наш солдат на пыльной мостовой. У столба, дрожа, она стояла,  В голубых глазах застыл испуг,  А куски свистящего металла  Смерть и муку сеяли вокруг  Тут он вспомнил, как свою дочурку  Он, прощаясь, летом целовал.  Может быть, отец девчонки этой  Дочь его родную расстрелял. Но сейчас в Берлине, под обстрелом,  Полз боец, и телом заслоня,  Девочку в коротком платье белом  Осторожно вынес из огня.  Скольким детям подарили детство,  Возвратили радость и весну  Рядовые Армии Советской,  Люди, победившие войну.  И в Берлине, в праздничную дату  Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,  Памятник Советскому Солдату  С девочкой  спасенной на руках.  21 Он стоит, как символ нашей Славы,  Как маяк, светящийся во мгле.  Это он ­ Солдат моей Державы Охраняет мир на всей Земле. Степан Щипачёв   У ОБЕЛИСКА Застыли ели в карауле, Синь неба мирного ясна. Идут года. В тревожном гуле Осталась далеко война. Но здесь, у граней обелиска, В молчанье голову склонив, Мы слышим грохот танков близко И рвущий душу бомб разрыв. Мы видим их ­ солдат России, Что в тот далёкий грозный час Своею жизнью заплатили За счастье светлое для нас... С.  Пивоваров   22 НЕТ ВОЙНЫ Спать легли однажды дети – Окна все затемнены. А проснулись на рассвете – В окнах свет – и нет войны! Можно больше не прощаться И на фронт не провожать – Будут с фронта возвращаться, Мы героев будем ждать. Зарастут травой траншеи На местах былых боёв. С каждым годом хорошея, Встанут сотни городов. И в хорошие минуты Вспомнишь ты и вспомню я, Как от вражьих полчищ лютых Очищали мы края. 23 Вспомним всё: как мы дружили, Как пожары мы тушили, Как у нашего крыльца Молоком парным поили Поседевшего от пыли, Утомлённого бойца. Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой, Жизнь отдав на поле боя За народ, за нас с тобой… Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам рядовым – Пешим, плавающим, конным, Утомлённым, закалённым! Слава павшим и живым – От души спасибо им! (С. Михалков) ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДЕДУШКЕ К 9 МАЯ Поздравляю дедушку С праздником Победы. Это даже хорошо, Что на ней он не был. Был тогда, как я сейчас, Маленького роста. 24 Хоть не видел он врага ­ Ненавидел просто! Он работал, как большой, За горбушку хлеба, Приближал Победы день, Хоть бойцом и не был. Стойко все лишенья снёс, Расплатившись детством, Чтобы в мире жил и рос Внук его чудесно. Чтоб в достатке и любви Наслаждался жизнью, Чтоб не видел я войны, Дед мой спас Отчизну.  ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ Над могилой, в тихом парке Расцвели тюльпаны ярко.  Вечно тут огонь горит, Тут солдат советский спит. 25 Н. Томилина Мы склонились низко­низко У подножья обелиска, Наш венок расцвёл на нём Жарким, пламенным огнём. Мир солдаты защищали, Жизнь за нас они отдали. Сохраним в сердцах своих Память светлую о них! Как продолжение жизни солдат Под звёздами мирной державы Цветы на ратных могилах горят Венками немеркнущей славы. ДЕДУШКИНЫ ДРУЗЬЯ Май… Вовсю щебечут птицы, И парад идёт в столице. В орденах шагают деды. Поздравляем с Днём Победы! 26 С Пивоваров Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Горят на солнце золотом Награды боевые, И входят в дом, В наш мирный дом, Дороги фронтовые. Я молча рядышком сижу, Но кажется порою, Что это я в прицел гляжу, Что я готовлюсь к бою. Приходят к дедушке друзья Отпраздновать Победу. Всё меньше их, Но верю я: Они опять приедут. У ОБЕЛИСКА Застыли ели в карауле, 27 Т. Белозёров Синь неба мирного ясна. Идут года. В тревожном гуле Осталась далеко война. Но здесь, у граней обелиска, В молчанье голову склонив, Мы слышим грохот танков близко И рвущий душу бомб разрыв. Мы видим их ­ солдат России, Что в тот далёкий грозный час Своею жизнью заплатили За счастье светлое для нас... Т. Белозёров ПОБЕДА 28 Мой прадед Рассказывал мне о войне. Как в танке сражались, Горели в огне, Теряли друзей, Защищая страну. Победа пришла В Сорок пятом году! Вечернее небо, Победы салют. Солдаты России Наш сон берегут. Я вырасту ­ Детям своим расскажу, Как прадеды их Защищали страну! 29 В. Фетисов ЕГО ЗАРЫЛИ В ШАР ЗЕМНОЙ Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля ­ На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжелые гремят, Ветра разбег берут. Давным­давно окончен бой... Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей... Когда на бой смертельный шли вы, Отчизны верные сыны, О жизни мирной и счастливой Мечталось вам среди войны. 30 (С. Орлов) Вы от фашизма мир спасли, Вы заслонили нас сердцами. Поклон вам низкий до земли, В долгу мы вечном перед вами. Вы героически прошли С боями все четыре года, Вы победить врага смогли И заслужить любовь народа. Спасибо вам, отцы и деды, Спасибо, братья и сыны За ваш подарок к Дню Победы, За главный праздник всей страны! (А. Воскобойников) ВИКТОРИНА «ДЕНЬ  ПОБЕДЫ» № Вопрос 31 Ответ 3. 1. 2. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Совокупность  вооружённых  сил  государства.    Орган  управления  войсками.                                 Свод  воинских  правил Лучший  танк  Великой  Отечественной  войны.    Стрелок,  владеющий  искусством  меткой   стрельбы.       Военнослужащий,  занимающийся   разминированием  местности. Сбором  данных  о  противнике  занимается....      Преодоление  войсками  водной  преграды.           Когда  началась  Великая  Отечественная  война План  немецкого  нападения   на  Советский   Союз  в  1941г  носил  кодовое  название.....    Начало  коренного  перелома  в  Вов.          Что  наши  солдаты  называли  «Летающий   танк»     Чего  фашисты  боялись,  как  огня,  и  называли  «Чёрная  смерть»   Немцы  тряслись  от  страха,  ожидая  их   прилёта,  и  называли  их  «ночные  ведьмы».         Где  произошла  встреча  союзных  войск ­  советских  и  американских­в  мае  1945г. Какие  города   получили  звание  Город­герой.         Назовите  город,  под  которым  14 июля  1941г   наша  армия  впервые применила  «Катюши».        «Тигр»,   на   которого   охотились  советские   солдаты  с  гранатой. «Звериное»  имя  немецкого  танка  Т­5,   применявшегося  с 1943г. Во  время  Вов  наши  фронтовики  называли   самоходную артиллерийскую  установку  СУ­152 «зверобоем».  Почему? 21. Какой  Уральский  город  во  время  Вов  был   32 Армия Штаб Устав Т­ 34 Снайпер Минёр Разведчик Переправа 22 июня 1941г. план  Барбаросса Сталинградская  битва Штурмовик ИЛ­2 ИЛ­2 Наши  лётчицы  на «кукурузниках»АН­2 На  реке Эльба   в  Германии Москва,  Сталинград, Ленинград, Одесса, Севастополь,  Керчь, Минск, Тула,   Киев, Новороссийск, крепость­герой  Брест, Мурманск Орша Немецкий  танк «Пантера» Они  пробивали броню  немецких танков  «Тигр»  и «Пантера» Челябинск, 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. известен  под  именем «Танкоград».                Самое  знаменитое  письмо  с  фронта  Вов.   «Жди  меня»   Какое  событие  произошло  в  Москве  7 ноября  1941г,  потрясшее  весь мир  и   ставшее   легендой.        Советский  город,  в  честь  которого   названа   площадь  в  Париже  в память  о  великой  победе над  фашизмом          «Полями  воинской  славы  России»  Военная   энциклопедия  называет Куликово,  Полтавское,  Бородинское  и  это,  на  котором  произошло крупнейшее  танковое  сражение  второй    мировой  войны. Этот  российский  город  отважно  защищался  и  в  Смутное  время 1613г,  и  от  войск   Наполеона,  и  в  1941г.           Какой  город  выдержал 900­ дневную  блокаду,   но  так  и  не  покорился врагу.                                Во  время  Вов  немцы  всё­таки  прошли  по   улицам  Москвы. Как  и   почему  это  случилось.              В  какой  стране  и  в  каком  городе  стоит   знаменитый  памятник «Алёша»  в  честь   советских  солдат,  погибших  при   освобождении  этой  страны  от  немецко­ фашистских  захватчиков.  Какое  название  получил  парад,  прошедший   на  Красной  площади  в  Москве  24  июня   1945г.  Кто  командовал  парадом  Победы.    Кто  принимал  парад  Победы.            В  каком  городе  Германии  проходил  суд  над   33 тракторный  завод выпускал Т­34 К. Симонов. Парад  на  Красной площади,  с  которого бойцы  уходили  прямо в  бой,  защищать Москву Сталинград Прохоровское Смоленск Ленинград 17  июля  1944г  100­ тысячную колонну  пленных немцев  прогнали через  Москву ­ «Марш  пленных» Болгария,  г. Пловдив Парад  Победы маршал К. К. Рокоссовский маршал Г. К. Жуков Нюрнберг

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества «Эти трудные версты войны»

Методический кейс «Урок мужества   «Эти трудные версты войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019