Методическое обеспечение развития коммуникативных компетенций учащихся в учреждении общего среднего образования
Оценка 4.7

Методическое обеспечение развития коммуникативных компетенций учащихся в учреждении общего среднего образования

Оценка 4.7
docx
12.01.2023
Методическое обеспечение развития коммуникативных компетенций учащихся в учреждении общего среднего образования
Методическое обеспечение развития коммуникативных компетенций учащихся в учреждении ОСО.docx

Управление по образованию

Молодечненского райисполкома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение развития коммуникативных компетенций учащихся в учреждении

общего среднего образования

 

 

Пекарская Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебной работе ГУО «Городиловская средняя школа Молодечненского района»

 

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Основная часть. 5

Теоретические основы методических рекомендаций    5

Этапы и умения развития коммуникативных компетенций    8

Методы и приёмы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности    11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15

Использованная литература:. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей…

Бахтияр Мелик оглы Мамедов [1].

В современной педагогике важную роль играет решение проблемы коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса.

Большинство учащихся XXI века, к сожалению, обладают невыразительной, односложной лексикой. Большая их часть не проявляют активности на учебных занятиях, ученики не умеют общаться и не могут грамотно выразить свои мысли во время урока. С такой ситуацией педагогу приходится сталкиваться на каждом уроке.

Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся – актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Актуальность данных методических рекомендаций обусловлена требованиями Кодекса об образовании, образовательных стандартов общего среднего образования, которые ориентируют педагогов на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей обучающихся, формирования коммуникативной компетенции. Обществом востребована активная коммуникативная личность, которая проявляется в общении, отношениях с другими людьми и постижении мира. Владение коммуникативными компетенциями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Целью данных рекомендаций является повышение профессионального уровня педагогов по развитию коммуникативных компетенций учащихся на уроках через внедрение методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке уроков и занятий внеурочной деятельности.

Благодаря целенаправленной системной работе педагогов по развитию коммуникативных компетенций с применением методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, достигаются определенные результаты в успеваемости обучающихся, возрастает их активность на уроках и во внеурочное время. У большинства появляется устойчивый интерес к предмету. Ребята с удовольствием идут на уроки, выполняют упражнения различной степени трудности, творческие задания, проекты, самостоятельно составляют диалоги и монологи. Дети не боятся писать эссе, высказывать свои мысли, фантазировать, отстаивать свою точку зрения, успешно работать в парах, в группах, умело пользуются памятками и выполняют действия по алгоритму.

Между учителем и обучающимися создается атмосфера сотрудничества и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1.     Теоретические основы методических рекомендаций

Стратегические модели развития социума рассматривают коммуникацию как условие адаптации, освоения и творческой самореализации человека в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникация определяется как ресурс культуры, отражающий новые ценностно-целевые установки общества (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Д.С. Лихачёв).

Развитию интереса к изучению предмета способствуют:

- применение эмоционально-насыщенных, игровых и разнообразных занимательных приёмов обучения, наглядности;

- подчёркивание удач, похвала, и признание учителем достижений ученика вызывает у него чувство удовлетворения, способствуют положительному отношению к дальнейшей работе;

- разнообразие изучаемого материала, форм и способов работы повышают внимание, активность учащегося, создают положительный эмоциональный тонус и возможность заинтересовать его речевой работой;

- показ значимости знаний и умений, использование «комического эффекта» незнания предмета в ситуациях, где эти знания нужны (учащиеся должны понимать, для чего они изучают ту или иную тему, почему это знание необходимо в повседневной жизни);

- подбор заданий, адекватных возможностям детей и оказание необходимой для выполнения задания помощи, что позволяет обеспечить ситуацию успеха и самостоятельность в учебной деятельности;

- организация и опора на личный опыт детей, использование аналогий с жизненными ситуациями;

- создание противоречий между известным и неизвестным, активное использование частично-поискового или эвристического метода обучения, когда учитель ставит перед учениками проблемную ситуацию [6].

Одним из условий формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения является конструирование коммуникативных ситуаций на уроке. С этой целью подбираются специальные задания, которые обеспечивают коммуникативную тренировку. На начальном этапе развиваются умения общаться со сверстниками, учащиеся говорят друг другу комплементы, ведут диалоги, желают успехов [4].

В старших классах у учащихся формируются навыки делового общения, умения составлять деловые бумаги, что будет способствовать их социальной адаптации и интеграции в общество. Практика показывает, что даже уяснив, как заполнять документы, учащиеся в конкретной обстановке теряются, не знают к кому им надо обратиться. Формирование специальных умений устной и письменной коммуникации на уроках осуществляется через коммуникативные ситуации, ролевые и деловые игры, тренинги. Оценка оформления деловых бумаг также позволит оценить социальную и коммуникативную компетенции школьников.

Представляется целесообразным использование коммуникативных тестов. Они требуют выбора правильного решения из предложенных и обязательного воспроизведения речевой ситуации, т.е. участие в диалоге.

Особенностью уроков на компетентностной основе является их положительная эмоциональная окрашенность. Начало занятий служит созданию положительного настроения, установлению контактов. Начинать урок можно с чего угодно, лишь бы начало урока вводило учеников в атмосферу общения. Используемый для этой цели вид работы называется речевой зарядкой: учащиеся слушают звучащую музыку и представляют шумящий лес, звуки моря, становятся в круг и здороваются. Такое начало настраивает учащихся на диалогичность [2].

Формирование способов деятельности и диалогичность обучения являются главной особенностью уроков на компетентностной основе. Задачами урока становится не только формирование представлений, понятий, но и определенного опыта, конкретного способа социального взаимодействия. Функциональность обучения предполагает такой отбор учебного материала, который служит потребностям учеников. Ученик спрашивает, подтверждает мысль, высказывает сомнение, и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

Спецификой уроков на компетентностной основе является также включение учащихся в рефлексивную деятельность. Школьники приучаются к анализу своей деятельности и чувств, учатся выделять положительные качества в себе и близких, защищают свою точку зрения, делают выбор. Занятия такого рода формируют собственную позицию, способность к осмыслению жизненных ситуаций и своего поведения [5].

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в образовательный процесс позволяет изменить деятельность обучающихся, которая начинает приобретать характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях [3].

К коммуникативно-диалоговым технологиям относится: технология развития критического мышления, диалоговая технология.

В основе технологии развития критического мышления лежит диалогическая концепция культуры М. Бахтина, В. Библера, а также психологические исследования Л. Выготского, Ж. Пиаже, педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили.

Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у обучающихся такие качества как: гибкость, критичность, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества.

В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская выделяют следующие составляющие данных технологий:

- постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения;

- введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта обучающихся;

- целенаправленный ход обсуждения;

- анализ и оценка дискуссии;

- подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.

Готовность к диалогу – один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений».

Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми.

В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование и развитие коммуникативной личности предполагает овладение обучающимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

2.     Этапы и умения развития коммуникативных компетенций

Развитие коммуникативных компетенций выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения.

Способствовать этому может продуманная концепция развития коммуникативных компетенций, которая может иметь следующие этапы:

1 этап (готовность учащихся участвовать в урочном общении; отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ; задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой; комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; рассказывать логично и последовательно).

2 этап (простота и чёткость речевого высказывания; отработка умения своего высказывания, понятным каждому человеку; умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко; умение использовать примеры, подтверждающие высказывание; умение использовать риторические вопросы; умение вступать в контакт с партнёром и собеседником; умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания).

3 этап (умение вести беседу в паре, в группе; умение поддерживать беседу; умение вести конструктивный диалог; умение построить дискуссию и вести её; умение участвовать в конференциях, играх и турнирах) [7].

При развитии коммуникативных компетенций на уроках для организации учебного взаимодействия педагогу следует учитывать доминирующие коммуникативные компетенции:

V-VI классы:

- пользоваться различными видами чтения;

- осуществлять прямое воспроизведение;

- отвечать по плану;

- соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом;

- аргументировать свою точку зрения;

- подтверждать фактами;

- понимать точку зрения собеседника;

- участвовать в коллективном взаимодействии.

VII-IX классы:

- осуществлять воспроизведение преобразованного текста в зависимости от целей и условий;

- знать формы вопросов и ситуации их применения;

- формулировать вопрос;

- делать сообщение, доклад;

- отстаивать собственную точку зрения;

- понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;

- использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);

- взаимодействовать в различных формах учебного диалога.

При развитии коммуникативных компетенций на уроках в X-XI классах для организации учебного взаимодействия учителю следует учитывать доминирующие коммуникативные компетенции:

- знать формы вопросов и ситуации их применения;

- формулировать вопрос;

- делать сообщение, доклад;

- отстаивать собственную точку зрения;

- контролировать логику развертывания изложения;

- понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;

- формулировать контраргументы;

- использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);

- взаимодействовать в различных формах учебного диалога.

Помимо умения формулировать свои мысли, коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие решения и его реализации, на управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.     Методы и приёмы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

Приём «Опрос в форме диалоговой пары» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Используется при работе в группе, отвечать идет тоже вся группа. Первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т.д. Можно так же предложить вопросы с заранее проставленными баллами, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания.

Применение данного приёма позволяет развивать следующие умения: отвечать на вопросы по содержанию; отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; находить в тексте подтверждение предложенного суждения; извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; высказывать своё мнение.

 

Приём «Двойной дневник» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Тетрадный лист необходимо расчертить на две колонки: в левой записаны аргументы из текста, а в правой  факты (или свои комментарии).

При использовании этого приема работы обучающиеся развивают  умения прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу, происходит свободный обмен мнениями, обучающиеся должны доказать верность своей точки зрения.

 

На уровне среднего общего образования при изучении тем, где требуется освоить большой по объему материал, можно использовать прием «Зигзаг».

 

Приём «Зигзаг» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Используется на уроке, если требуется за урок освоить большой по объему материал. Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.

2. Каждый ученик работает со своей частью текста прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект.

3. Следующий этап работы групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Обучающиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

4. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста.

5. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Применение данного приёма способствует развитию следующих умений: работать в группе, слушать; осознанно читать; извлекать из текста информацию; выделять в тексте понятное и непонятное; выделять смысловые части; озаглавливать части текста, составлять план; выполнять подробный пересказ; выполнять краткий пересказ.

 

 

Приём «Перекрестная паутинка» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Суть в том, чтобы ученик выбирал из текста те доказательства, которые противоречат друг другу. Лист расчерчивается на 3 колонки, где в средней формулируют вопрос, ответом на который могут быть два противоположных утверждения.

При проведении опроса на уроке школьники учатся анализировать ответ товарища, давать рецензию с помощью памяток.

 

Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Применяется на этапе актуализации знаний. Предложенный текст читается по частям и формулируются открытые вопросы.

Токсономия вопросов:

Простые (фактические) Что? Как?

Уточняющие: Ты так считаешь? То есть ты сказал..?

Объясняющие «Почему?»

Творческие В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»

Практические Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «где в обычной жизни…?»

Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Применение данного приёма позволяет развивать следующие умения: отвечать на вопросы по содержанию; отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; находить в тексте подтверждение; извлекать из текста информацию; высказывать своё мнение.

 

Приём «Турнир ораторов» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Из аудитории выбираются два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий.

Этот приём обеспечивает развитие коммуникативных компетенций, способствует освоению искусства публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.

 

Приём «Интеллектуальная дуэль» [8]

Описание приёма

Ожидаемые результаты

Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной теме. Остальная аудитория (класс) оценивает качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность).

Данный прием позволяет активизировать компетентность по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики.

ЗАКЛЮЧение

Таким образом, использование в системе методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности способствует повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, качества знаний, формированию опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.

Развитие коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время. В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают:

- высокая степень самостоятельности и инициативности обучающихся;

- развитие социальных навыков;

- сформированность умения добывать знания;

- развитие творческих способностей.

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций.

Использование системы методов и приёмов коммуникативно-диалоговой технологии способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию обучающимися предметного содержания; усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных; обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений; развитию у обучающихся способности к переносу знаний в новые условия.

Кроме того, у обучающихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Таким образом, формируя ключевые компетенции обучающихся, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.

Использованная литература:

1. Цитаты известных личностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.citaty.net/tsitaty/625710-bakhtiiar-melik-ogly-mamedov-zhivi-tak-chtoby-liudi-stolknuvshis-s-toboi-ulybn/ – Дата доступа: 01.03.2021.

2. Змушко, А.М. Коммуникативная технология обучения языку в специальной школе / А.М. Змушко // Коррекционно-образовательные технологии: сб. ст.; под ред. А.Н. Коноплевой. – Минск: Народная асвета, 2004. – С. 81-97.

3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2013. –     85 с.

4. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева.  Москва, 2013.  186 с.

5. Зимняя, И.Л. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.Л. Зимняя // Высшее образование сегодня.  2005. – 122 с.

6. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов.  М.: Чистые пруды, 2007.  32 с.

7. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов.  М.: Просвещение, 2014. – 167 с.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.  М.: Народное образование, 2013.  256 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .. 3

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .. 3

ВВЕДЕНИЕ Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей…

ВВЕДЕНИЕ Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей…

Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке уроков и занятий внеурочной деятельности

Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке уроков и занятий внеурочной деятельности

Основная часть 1. Теоретические основы методических рекомендаций

Основная часть 1. Теоретические основы методических рекомендаций

Одним из условий формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения является конструирование коммуникативных ситуаций на уроке

Одним из условий формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения является конструирование коммуникативных ситуаций на уроке

Функциональность обучения предполагает такой отбор учебного материала, который служит потребностям учеников

Функциональность обучения предполагает такой отбор учебного материала, который служит потребностям учеников

Готовность к диалогу – один из универсальных показателей сформированности индивида как личности

Готовность к диалогу – один из универсальных показателей сформированности индивида как личности

Способствовать этому может продуманная концепция развития коммуникативных компетенций, кото рая может иметь следующие этапы: 1 этап (готовность учащихся участвовать в урочном общении; отвечать на вопросы,…

Способствовать этому может продуманная концепция развития коммуникативных компетенций, кото рая может иметь следующие этапы: 1 этап (готовность учащихся участвовать в урочном общении; отвечать на вопросы,…

При развитии коммуникативных компетенций на уроках в

При развитии коммуникативных компетенций на уроках в

Методы и приёмы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

Методы и приёмы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

Приём «Зигзаг» [8] Описание приёма

Приём «Зигзаг» [8] Описание приёма

Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу

Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу

Практические Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «где в обычной жизни…?»

Практические Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «где в обычной жизни…?»

ЗАКЛЮЧение Таким образом, использование в системе методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности способствует повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, качества знаний, формированию опыта творческой деятельности, опыта…

ЗАКЛЮЧение Таким образом, использование в системе методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности способствует повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, качества знаний, формированию опыта творческой деятельности, опыта…

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023