Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина» муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым
Автор: Кириленко Людмила Григорьевна, преподаватель
пгт Приморский
2020
Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов.
На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок.
Широкого развития достиг в русском декоративно-прикладном искусстве геометрический орнамент, отличающийся многообразием вариантов. Его простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток и звезд распространены во всех видах декоративно-прикладного искусства..
Геометрический орнамент формирует линейные, пространственные композиционные системы, состоящие из центрических, квадратных, треугольных сегментов. Основой геометрического орнамента являлась строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов, выстроенных по законам симметрии.
В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — Атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами
Особенностью индусского орнамента считается любовь к почти натуралистическим композициям и перегруженность деталями. Изображения животных, птиц, цветов очень близки к природе и обнаруживают хорошее знание их форм. Индусский орнамент носит ярко выраженный ковровый характер. В нем все поле орнаментальной площади тесно заполнено различными орнаментальными мотивами.
Своеобразным мотивом в декоре этой керамики является стилизованное, но очень выразительное по динамике плывущей лодки с характерным косым парусом.
Для второй группы расписной керамики, происходящей из Дамаска, характерны синяя гамма тонов, слегка стилизованные изображения тюльпанов, гвоздики, ирисов, винограда, скомпонованные в изящные букеты на дне блюд и нa поверхности кувшинов с шаровидным туловом.
Мавританский орнамент в целом очень близок к арабскому, но в отличие от последнего более легок и утончен. Используя движения персидского искусства, художники смогли совместить в нем растительные формы с геометрическими мотивами, что и придало ему определенную легкость и изящество.
Исламский орнамент.
Кельтский орнамент.
Спасибо за внимание.
Источники
http://matematikaiskusstvo.ru/prom.html
http://matematikaiskusstvo.ru/jap.html
http://matematikaiskusstvo.ru/ardekoorn.html
http://geometry-and-art.ru/gotik.html
http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=444
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.