Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Наш друг - мяч"
Оценка 4.9

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Наш друг - мяч"

Оценка 4.9
docx
20.10.2020
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Наш друг - мяч"
Методичка Наш друг - мяч.docx

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ОБЛАСТНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»  

 

 

Методическое пособие

 для воспитателей детского сада

и родителей

 

Наш друг - мяч

https://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/81/92/the-child-with-a-ball-vector-28192.jpg

Ульяновск, 2020 год

 

 

 

Автор – составитель – Стрельцова  Жанна Юрьевна, воспитатель ГКУЗ «Областной специализированный дом ребёнка»

 

 

 

 

Пособие адресовано педагогам ДОУ и родителям. Русские народные игры и их варианты, представленные в сборнике, доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой. Игры малой подвижности пригодны для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

 

 

 

 

 

 

Влияние  народных игр с мячом на гармоничное развитие личности дошкольника

 

 

 

 

Давайте детям больше и больше содержания общего,

 человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь

 знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Белинский

 

 

       Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках и красках, в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

           Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

        Игры с мячом были известны и любимы во все времена. В детских играх мяч по популярности занимает первое место. Он притягивает и манит детей всех возрастов, стимулирует фантазию и двигательное воображение. Сегодня мяч многолик. Это — фитбол, hop, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и другие. А как делали мячи в старину? В простонародье чаще всего мячи делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры липы, берёзы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда комок хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому. Резиновыми мячами играли только дети из зажиточных семей.

       Играя в мяч, дети выполняли порой довольно сложные фигуры, каждую повторяя, как правило, три раза. В разных местах России их называли по-разному.

Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Второй раз бросить выше, в третий раз ещё выше.

Поднебески — подбросить мяч вверх, дать ему упасть и с отскока от земли поймать.

Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.

Хватки — поднять руки с мячом повыше головы, выпустить его и поймать на лету.

Вертушки-перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной, отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлепы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

Галки, вороны, зеваки — встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой; подбросить левой и поймать левой.

Ручки — опереться левой рукой о стену, правой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки — упереться левой ногой в стену, из-под неё ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. То же, но упереться правой ногой.

В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и так далее.

        Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.  Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

       Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей и вместе с тем школа разнообразных умений и навыков. В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.

      Видовое разнообразие современных мячей позволяет использовать их для поддержания активности. Разные по размерам, материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч.

        У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия, способствующие увеличению амплитуды движения. Для гиперактивных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам. Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для работы с агрессией — в первую очередь тем, что безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С ними играют даже застенчивые ребята. Взрослым, воспитателям детского сада или родителям, следует учитывать возрастные особенности


 

детей и соответствие мяча и игры. Не каждый мячик, например, теннисный или баскетбольный, подойдет к игре.

          История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространёнными, встречаются они почти у всех народов мира.

     Предлагаем вам познакомиться с русскими народными подвижными играми с мячом. Дети останутся довольны. А взрослым — радость, ведь движение — это жизнь!

 

 

 

http://xn--b1addbnagcefbkmlmfkilododi2u.xn--p1ai/image/cache/catalog/balls/myach-detskij-polosatyj-200-mm-102lp-1000x1000.png

 

 

 

 

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ   ДЛЯ  ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

 

          Подбирать мяч для малыша необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения — основные во владении мячом. Поэтому, чтобы дети смогли выполнить соответствующие действия, необходимо подобрать удобный мяч. Внимание должно быть обращено на вес, объём и качество материала, из которого сделан мяч. Дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с воздушным шариком, сенсорным (поролоновым) мячом, интересны им и маленькие массажные мячи, пластмассовые шарики. Для детей среднего дошкольного возраста подойдут лёгкие мячи диаметром 15—20 сантиметров, маленькие мячи диаметром 5—8 сантиметров (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые родителями), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч - шар. Эти мячи могут быть использованы в играх и игровых упражнениях, развивающих координацию, силу, глазомер, формирующих произвольность и умение сосредотачиваться при выполнении заданий, помогающих осваивать различные варианты выполнения движений.

Игра «ПОИГРАЙ СО МНОЮ В МЯЧ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужен: большой мяч

 

Ход игры: Взрослый садится перед ребёнком на четвереньки и предлагает ему сесть так же. Катит мяч к ребёнку, приговаривая:

Ты поймал весёлый мяч,

Ну, верни его, не прячь.

Ребёнок катит мяч обратно.

Упражнение повторяется несколько раз.

 

 

 

Игра «ЛОВИ,  КАТИ! »

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужны: флажок и мяч

 

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом. Просит его встать к флажку (расстояние 50 сантиметров), показывает, как присесть на четвереньки, и катит ребёнку мяч. Затем просит его катить мяч обратно.

Игра «ОТТОЛКНИ  И  ПОЙМАЙ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужен: мяч

 

Ход игры: Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.

 

 

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9-12683965.jpg

 

 

 

 

 

Игра «МЯЧ  ПО  ДОРОЖКЕ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение катить  мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужны: дорожка и шар

 

Ход игры: Взрослый обращает внимание ребёнка на дорожку (Цветная ткань шириной 35—40 сантиметров, длиной 0,5—1 метр), предлагает ему катить шар по дорожке. Затем катит шар вместе с ребёнком.

 

 

 

 

Игра  «ДОКАТИ  МЯЧ  ДО  СТЕНЫ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение катить  мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужны: скамейка или стул, мяч

 

Ход игры: Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.

 

 

Игра «СКАТИ  С  ГОРКИ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение катить  мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужны: горка и мяч (или шар)

 

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мяч (или шар).

 

 

 

 

 

Игра «КАТИ,  ТОЛКАЙ!»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение катить обруч или мягкий модуль в заданном направлении, развивать координацию движений.

 

Для игры нужны: обруч или мягкий модуль-круг.

 

Ход игры: Взрослый даёт ребёнку круг среднего размера из мягкого модуля или обруч и предлагает катить, идти за ним и подталкивать.

 

 

 

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bbe/0010d49d-7d11eb68/hello_html_m74c45777.png

 

Игра «ПОПАДИ  В  ВОРОТА»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение катить мяч в заданном направлении, развивать координацию движений.

 

Для игры нужны: ворота и мяч

 

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем добежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.

 

 

Игра «ЗАКАТИ  МЯЧ  В  ВОРОТА»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение толкать мяч ногой в заданном направлении, развивать координацию движений.

 

Для игры нужны: ворота и мяч

 

Ход игры: Взрослый вместе с ребёнком делает ворота (дуга, кегли, тоннель, стульчик), затем предлагает ему толкнуть мяч ногой, закатить в ворота.

 

 

 

 

Игра  «ПОДБРОСЬ, ПОЙМАЙ, УПАСТЬ

НЕ  ДАВАЙ!»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение подбрасывать и ловить мяч развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: мяч

 

Ход игры: Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.

 

 

 

Игра «ПОПАДИ  В  КРУГ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать умение попадать мячом в  цель, развивать координацию движений.

 

Для игры нужны: корзина или обруч и малые мячи или мешочки

 

Ход игры: Дети берут из корзины (можно вместо корзины использовать обруч) малые мячи или мешочки (по два, в правую и левую руки), встают на расстоянии 1—1,5 метра от корзины в кружок и бросают мячи или мешочки в корзину.

 

https://stihi.ru/pics/2019/06/19/4718.jpg

 

 

Игра  «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение подбрасывать и ловить мяч развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: мяч

 

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом, затем показывает, как подбросить и поймать мяч, предлагает повторить малышу. Свои действия сопровождает словами:

Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой.

После слов бросает мяч вперёд, просит ребёнка догнать свой мяч, делая вид, что хочет обогнать малыша и первым взять мяч. Игра повторяется снова.

 

Игра  «СБЕЙ  МЯЧ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение попадать мячом в  цель, развивать координацию движений.

 

Для игры нужны: верёвка и большой и малый мячи

 

Ход игры: На уровне глаз ребёнка подвесить мяч (диаметром не меньше 70 сантиметров), дать ребёнку малый мяч (диаметром 8—12 сантиметров), встать с ребёнком на расстоянии 1 метра от мяча и предложить ему бросить свой мяч в подвешенную цель.

 

 

Игра  «ОТБЕЙ  МЯЧ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение отбивать мяч (шар), развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: надувной мяч (или шар)

 

Ход игры: Взрослый берёт надувной мяч (шар), бросает его ребёнку, а малыш должен отбить мяч с лёта одной или двумя руками.

 

 

 

Игра  «МЯЧ  ВЫСОКО»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение подбрасывать и ловить мяч, развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: резиновый мяч

 

Ход игры: Ребёнок берёт мяч среднего размера, взрослый предлагает подбросить его как можно выше, поймать от пола и снова бросить.

 

 

 

 

 

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D0%BE-%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BE-36838251.jpg

 

Игра «ПОПАДИ  В  КОМАРА»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение попадать мячом в  цель, развивать координацию движений.

 

Для игры нужны: любой предмет, прикреплённый к палке длиной 1 метр, и мячи или мешочки (2—3 штуки)

 

Ход игры: Ребёнок берёт несколько мешочков, взрослый поднимает палку с прикреплённым к ней предметом, который обозначает комара, и предлагает детям попасть в него.

Примечание: «комар» должен быть крупным, размером не менее 50—80 сантиметров.

 

Игра  «СМОТРИ,  МЯЧ НЕ УРОНИ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать умение ловить и бросать  мяч, развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: мяч

 

Ход игры: Играть могут 2—3 ребёнка. Взрослый кидает мяч о пол, сопровождая бросок словами «Смотри, мяч не урони». После отскока ребёнок должен его поймать и через отскок бросить взрослому, затем — другому ребёнку.

 

Игра «БРОСЬ  И  ЛОВИ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение ловить и бросать  мяч. развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: большой резиновый мяч

 

Ход игры: Ребёнок встаёт на линию, по команде взрослого «Бросай!» бросает мяч вперёд и вдаль, по команде «Лови!» бежит за ним. Ребёнок должен успеть поймать мяч, пока он подпрыгивает после удара о пол.

 

 

 

 

 

 

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

 

 

       Для детей старшего дошкольного возраста арсенал мячей более разнообразен. Ребята выросли, их мышцы могут дифференцировать напряжение, а пальцы рук — выполнять точные действия. В домашних условиях могут быть использованы большой мяч диаметром 18 сантиметров, мяч для мини-баскетбола, мяч-утяжелитель (весом 1 кг), мяч - массажёр. Ребята играют как с маленьким резиновым или пластмассовым мячом (диаметром 8 сантиметров), который стимулирует развитие точных действий, так и с большим резиновым, сенсорным (диаметром 25—30 сантиметров), который помогает развивать физические способности. Для старшего дошкольника занимателен мяч набивной (весом 0,5—1 кг). Движения с мячом должны быть сложными — например, не просто бросить (это несложно), а бросить как можно дальше. Дайте ребёнку ориентир (расстояние до 10 метров), бросок в цель с расстояния не менее 2 метров. Если вы хотите научить детей играть в баскетбол, предлагайте им горизонтальную цель: корзину, обруч, кольцо. Такие задания особенно увлекают мальчиков.

       Необходимо правильно выбрать мяч. Хороший резиновый мяч — упругий, пружинит при нажатии, после надавливания быстро восстанавливает прежнюю форму. Этот мяч изготовлен из прочного материала, приятен на ощупь, правильной круглой формы, не имеет швов, или они почти незаметны. Дети очень любят мячи разных цветов и типов. Для малыша занимателен мяч с полосками или цветными секторами, а вот старшие ребята предпочитают мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные. Не забудьте, что вес мяча должен соответствовать возрасту ребёнка. Набивной мяч не должен быть тяжелее 1 килограмма, а игровой — 300 грамм.

      Для детей старшего дошкольного возраста подойдут игры, воспитывающие стремление действовать по правилам, координировать движения в соответствии с двигательной задачей, развивающие силу, ловкость, глазомер, чувство равновесия, умение передвигаться с мячом в пространстве.

 

 

 

 

http://mojakroxa.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B.jpg

 

 

 

 

Игра  «ВСТРЕЧА»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужны: мячи малого диаметра или шары по количеству игроков, фишки

 

Ход игры: На площадке проводят две линии на расстоянии 4-6 метра. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями.

По сигналу все одновременно прокатывают друг другу шары или мячи, но так, чтобы они встретились. Детям, чьи шары встретились, ведущий даёт по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек.

Количество повторений игры по договорённости.

 

Правила:

Площадка, где проводится игра, должна быть ровная. Увеличивать расстояние между играющими нужно постепенно. Эта игра требует от детей большого внимания и умения целесообразно распределять усилия при отталкивании шара в зависимости от расстояния. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок по шару.

 

Игра  «СВЕЧКИ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки подбрасывания мяча вверх, ловли мяча, стремительного бега, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим.

 

Правила:

1.  Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2.  Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

 

 

Игра «ЗАЯЦ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в цель, умение уворачиваться от летящего мяча, координацию движений.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

 

Правила:

1.  При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2.  Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3.  Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.

 

Игра «СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, развивать умение ловить мяч, развивать координацию движений, развивать память и речь.

 

Для игры нужен: мяч среднего диаметра

 

Ход игры: Станьте с ребенком на некотором расстоянии друг от друга. Бросайте ребенку мяч и называйте любой предмет. Если он съедобный – ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить. Существует множество вариантов этой игры, направленной на развитие речи ребенка: «Животные и их детеныши», «Кто как разговаривает»,  «Кто где живет», «Кто как передвигается», «Скажи ласково», «Противоположности», «Из чего сделано», «Один – много».

 

 

 

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/1789fceed194.png

 

Игра  «МЯЧИ  РАЗНЫЕ  НЕСЁМ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в цель, умение уворачиваться от летящего мяча, координацию движений.

 

Для игры нужны: мячи малого диаметра на половину детей

 

Ход игры: Дети строятся в две шеренги у противоположных сторон площадки. У детей первой шеренги маленькие мячи. Дети второй шеренги стоят спиной к детям первой шеренги. Воспитатель произносит слова:

Мы идем, идем, идем, разные мячи несем!

Первая шеренга подходит ко второй,  на расстоянии двух шагов дети останавливаются и кладут мячи на пол. Воспитатель говорит:

У кого здесь мяч лежит, тот за нами не бежит,

А свой мячик поднимает и скорее в нас кидает!

После этих слов дети первой шеренги убегают на свои места, а остальные – бросают мячи в убегающих. Дети, осаленные мячом, выбывают из игры, остальные продолжают игру.

 

 

Игра «ВЫШИБАЛЫ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в цель, умение уворачиваться от летящего мяча, координацию движений.

 

Для игры нужен: мяч среднего диаметра

 

Ход игры: Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

 

Правила:

1.  Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное


очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2.  Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3.  Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4.  Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

 

Игра «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ »

 

Цель: Формировать умение согласовывать свои действия со словами. Развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: резиновый мяч

 

Ход игры: Предложите ребенку ударять по мячу рукой, сопровождая словами:

 Мой веселый звонкий мяч,  ты куда помчался вскачь?

 Желтый, красный, голубой  не угнаться за тобой.

Эта игра развивает чувство ритма, ребенок учится вести мяч.

 

Игра «Я  ЗНАЮ  ПЯТЬ  ИМЁН…»

 

Цель: Формировать умение согласовывать свои действия со словами. Развивать координацию движений.

 

Для игры нужен: резиновый мяч

 

 

 

Ход игры: Задача ребенка – стучать об пол мячом и без остановок называть подряд пять предметов: пять имен, пять овощей, пять городов, пять марок машин и так далее.

 Кто сбился, тот проиграл.

 

Игра  «ЛАПТА»

 

    Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой».

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания палкой по мячу, умение ловить летящий мяч, координацию движений.

 

Для игры нужны: палка – лапта, малый мяч

 

Ход игры: Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым. Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 метров, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

 

Правила:

1.  Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2.  Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше.

3. Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда «города» проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона, все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город, во время перебежки игрока «города» запятнали.

 

 

Игра  «ЛУНКИ»

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в лунки, координацию движений.

 

Для игры нужны: малые мячи по количеству детей

 

Ход игры: Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой линии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллельно на расстоянии 2—3 метра проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой резиновый мяч поочередно в каждую лунку — это определяется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считается игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

 

Правила:

1.  Обычно игру проводят с небольшим количеством «лунок», в любом случае их не должно быть более 10.

2.  Количество участников необходимо также ограничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго.

Игра «ШАР - МАЗЛО» («КОТЁЛ»)

 

     Это очень популярная старинная русская игра, которая имеет и другие названия, например, «Кубарь», «Клюшки», «Лунки», «Мазлы». В нее можно играть, используя современные клюшки для хоккея.

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в лунки, координацию движений.

 

Для игры нужно: тяжёлый резиновый мяч, клшки по количеству игроков

 

Ход игры: Перед началом игры в центре игровой площадки выкапывают яму диаметром 20—50 сантиметров, которую называют «котлом». Вокруг «котла» по окружности радиусом 1,5—2 метра все игроки, кроме водящего, выкапывают лунки такого размера, чтобы в них свободно мог поместиться конец одной клюшки.

      Игроки становятся каждый у своей лунки, опустив в нее конец клюшки, а водящий берет деревянный шар (или тяжелый резиновый мяч) диаметром около 10 сантиметров и отходит в сторону на расстояние несколько метров. Он пытается с помощью своей клюшки попасть шаром в центр «котла», при этом не важно, катится мяч от удара по нему или летит невысоко над землей. Остальные игроки пытаются отбить мяч своими клюшками. Если им это не удалось и мяч все-таки попал в центр «котла», то игроки должны поменяться своими лунками. В это время водящий может занять одну из лунок своей клюшкой. Тогда игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.

Правила:

1.  Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел». Остальные игроки могут ударять по мячу своими клюшками, стараясь не пропустить его в «котел».

2.  Нельзя препятствовать движению мяча к «котлу» ногой или рукой, игрок, нарушивший это правило, становится водящим.

3.  Если во время игры дети слишком удалились от своих лунок, водящий может оставить мяч и попытаться добежать до свободной лунки и занять ее своей клюшкой.

4.  Ребенок, оставшийся без лунки, не должен пытаться освободить ее силой.

 

 

 

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/49/61/little-football-players-vector-8554961.jpg

 

 

Игра   «ЗЕМЛЯ – ВОДА – НЕБО»

(«Зверь – рыба  – птица»)

 

     Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

 

Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать умение ловить мяч, развивать координацию движений, развивать память и речь.

 

Для игры нужно: мяч среднего диаметра, фанты

 

Ход игры: Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллективное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

Правила:

1.  Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2.  Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

3. Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.

 

 

Игра «ВЫБЕЙ  ШАР»

 

Цель: Развивать навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Указания к проведению: У каждой команды шары своего цвета. Они могут быть деревянными, полиэтиленовыми. Можно игру проводить с мячами. В клетках шары нужно располагать одинаково. Размеры клеток 50 на 50 сантиметров, располагают их на одной линии в шахматном порядке на расстоянии 30 сантиметров друг от друга.

 

Ход игры: На земле чертят клетки, на расстоянии 2метра по ту и другую сторону от них проводят линии кона. В каждой клетке лежит по 3-4 шара. Участники игры делятся на две команды и встают за линиями напротив клеток своего противника.

Игру начинают одновременно все игроки одной из команд. Они по сигналу прокатывают шары, забирают выбитые. Затеи прокатывают шары игроки другой команды. Выигрывает та команда, игроки которой выбили больше шаров.

Правила:

1. Прокатывая шары, играющие стоят за линией кона.

2. Участники игры выбивают шары поочерёдно.

Игра «ЗАЩИТА  ГОРОДА»

 

Цель: Развивать навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

 

Для игры нужны: кегли, малые мячи по количеству игроков

 

Ход игры: Участники игры встают в круг, на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, то есть поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч.

Город охраняют три сторожа.

Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьёт кеглю, встаёт на место сторожа.

 

Правила:

1. Мяч игроки должны только прокатывать.

2. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; кто пропустил мяч, выходит из игры.

3. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую.

4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

 

Игра  «ЛЕТУЧИЙ  МЯЧ»

 

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужен: мяч среднего диаметра

 

Ход игры: Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.

 

Правила:

1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места.

2. Играющие не должны задерживать мяч.

3. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

 

Игра  «МЯЧ   В  СТЕНУ»

 

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, навыки попадания мячом в цель.

 

Для игры нужен: резиновый мяч

 

Ход игры: На расстоянии 1-2 метра от стены проводят черту. Играющие встают в поле за чертой свободно, кому как удобно. Водящий встаёт у черты лицом к стене и бьёт мячом в стену, так, чтобы он перелетел за черту. В поле его ловит тот игрок, которому это удобнее. Поймавший мяч перебрасывает его водящему. Если водящий поймает его, то уходит играть в поле, а на его место идёт тот, кто перебрасывал мяч. Если же брошенный мяч водящий не поймает, то остаётся у стены водить. Игру можно усложнить, если играющим дать 2-3 мяча и выбрать 2-3 водящих.

 

http://woloshka.ucoz.ru/_nw/1/78577753.png

 

Игра  «МЯЧ  С  ТОПОТОМ»

 

Цель: Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужны: мяч, любая игрушка

 

Ход игры: Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга на расстоянии 4-6 метра. На середину поля кладут любой предмет. Игру начинают по жребию первый игрок одной из команд. Он называет по имени игрока из второй команды, бросает ему мяч и быстро бежит на середину поля, останавливается у предмета, топает ногами и возвращается на своё место. В это время игрок, поймавший мяч, старается его осалить. Если он промахнётся, то переходит сам в первую группу, если же попадёт мячом, то осаленный переходит во вторую группу. Побеждает группа, в которой окажется больше детей.

Игра «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!»

 

Цель: Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, быстроту, зрительно-двигательную координацию.

 

Для игры нужен: мяч

 

Ход игры: Водящий стоит в центре круга и выполняет упражнения с мячом, дети считают до пяти. На счёт «пять» они быстро разбегаются. Водящий кричит: «Стой!» - и бросает мяч в того из играющих, кто стоит к нему ближе. Запятнанный становится водящим. Если он промахнулся, то должен догнать мяч, а дети в это время стараются убежать как можно дальше. На сигнал «Стой!» все останавливаются, водящий вновь старается осалить кого-нибудь.

 

Правила:

 1.  Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.

2. Если кто-то из играющих после слов «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

3. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья.

 

Указания к проведению. Дети встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Если водящий не поймал мяч, который далеко укатился, прежде чем кричать «Стой!», ему нужно догнать мяч и вернуться на своё место. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на сигнал.

 

Игра «ПЕРЕБЕЖКИ»

 

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, координацию в пространстве.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3-4 метра и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребёнок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встаёт за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше перешло игроков.

 

Правила:

1. Мяч игроки перебрасывают друг другу по порядку.

2. Тот, кто начинает игру, может придумать любое упражнение, а другие должны точно его повторять.

 

Указания к проведению. Если в игре принимает участие большое количество детей, то нужно дать 2-3 мяча. Взрослый может взять руководство игрой на себя, подсказать детям, какое упражнение они должны выполнить.

 

 

Игра  «ОХОТНИК»

 

Цель: Развивать скоростные качества, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч среднего размера

 

Ход игры: Одного из детей по жребию выбирают охотником, все остальные игроки – дичь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливается, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника, остаётся на площадке и встаёт не далеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи, он может передать мяч своему помощнику и тот пятнает игроков.

 

Правила:

1. Игрокам не разрешается двигаться после слова «Дичь!».

2. Играющие могут перейти на новое место, если при передаче от  охотника к помощнику мяч не был пойман, упал на землю.

3. Игрокам не разрешается прятаться от охотника за предметы.

4. Охотник должен выполнять разные упражнения с мячом.

 

Указания к проведению. Эту игру нужно проводить на большой площадке, иначе охотник и его помощник быстро переловят дичь. Для усложнения можно разрешить детям увёртываться от мяча – отклоняться, приседать, подпрыгивать, но нельзя сходить с места.

 

 

Игра  «СТОЙКИ»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, навыки попадания мячом в цель, ориентировку в пространстве, глазомер.

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Дети встают у стены на расстоянии 4-5 шагов, у одного из них мяч. По сигналу он бросает мяч о стену и называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его о стену, называя нового игрока, и так далее. Если игрок не поймал мяч, то он становится салкой. Ему нужно быстро поднять мяч и крикнуть: «Стой!» Так как дети в это время все разбегаются в разные стороны, на сигнал «Стой!» они останавливаются. Салка пятнает ближайшего игрока, запятнанный выходит из игры. Играющие идут к стене, салка начинает игру. Если же салка промахнулась, то, пока он бегает за мячом, играющие стараются убежать как можно дальше. Салка берёт мяч, кричит: «Стой!» - и вновь пятнает играющих.

Игра продолжается, пока не будет осалена половина играющих.

 

Правила:

1.  Играющим разрешается ловить мяч с отскоком от земли.

2.  Салка не должен сходить с места, когда он пятнает игрока.

 

 

Игра  «ШЛЁПАНКИ»

 

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, навыки попадания мячом в цель, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч

Ход игры: Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до пяти: пятый — водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает ладонью), стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договорённости, но не более 5, чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встаёт на место водящего. Играть можно в 2—3 мяча, тогда выбирают 2—3 водящих.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2497678/c0324144-6065-4506-a5dd-69dcdaab9345/s1200?webp=false

 

 

 

Игра  «ШАРИЛЬЩИК»

 

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, навыки попадания мячом в цель, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: На земле чертят два круга на расстоянии 10—15 метров  один от другого. В одном круге стоят все играющие, а шарильщик-водящий находится в поле. Один из игроков подходит к границе круга, с силой ударяет мячом о землю так, чтобы он отскочил как можно выше, и быстро бежит в соседний круг. Шарильщик ловит мяч на лету или с отскока о землю и старается осалить бегущего. Если он осалил игрока, то встаёт в первый круг к играющим, а осаленный становится шарильщиком. Если же мяч пролетел мимо бегущего, то водящий-шарильщик по-прежнему остаётся в поле. Он поднимает мяч, передаёт его в круг, где стоят все играющие, игра продолжается. Заканчивается игра, когда все дети из первого круга перебегут во второй.

 

Правила:

1. Вместе с игроком, бросившим мяч в поле, могут перебегать и другие дети, но их должно быть не более трёх.

2. Шарильщик бросает мяч в убегающих с того места, где он его поймал.

3. Играющие остаются во втором круге до конца игры.

 

Указания к проведению. В этой игре принимают участие не более 10—15 человек. Успех игры зависит от того, насколько


дети хорошо владеют мячом. Играющим нужно сильнее ударять мячом о землю: от сильного удара он высоко подскакивает и шарильщику мяч труднее поймать. Проводят её на ровной площадке, чтобы мяч хорошо отскакивал. Для игры лучше взять мяч среднего размера.

 

Вариант. На площадке чертят несколько кругов, их может быть 3—4. В каждый круг кладут по одному мячу. Дети выбирают водящих шарильщиков по числу кругов. Все играющие, а их не более 10, встают в первый круг. Водящие идут каждый к своему кругу и встают в стороне от него.

Игра начинается по сигналу. Один из играющих первого круга ударяет мячом о землю и, пока шарильщик его ловит, бежит во второй круг. Если во время перебежки его не осалили, он из второго круга, также ударив в нём мячом о землю, бежит в третий, из третьего перебегает в четвёртый и возвращается в первый круг. Следующий ребёнок бежит из первого круга сразу, как только шарильщик возвратит мяч. Так все дети перебегают из круга в круг друг за другом. Если во время перебежек играющего осалят, он занимает место шарильщика. Шарильщик же идёт в первый круг и ждёт своей очереди для перебежки.

Побеждает в этой игре тот, кого во время перебежек ни разу не осалят. Игра заканчивается, когда все игроки вернутся в первый круг.

 

Правила:

1. Играющие и шарильщик не должны задерживать мяч.

2. Шарильщик независимо от того, попал мячом в бегущего или промахнулся, возвращает мяч в свой круг.

Игра «СВЕЧИ  СТАВИТЬ»

 

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: небольшая дощечка, мяч малого диаметра

 

Ход игры: В земле делают небольшую ямку, опускают в неё одним концом дощечку так, чтобы другой её конец был приподнят над землёй. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьёт ногой по выступающему, концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идёт к ямке, кладёт его на доску и бьёт по доске. Игра продолжается.

 

Правила:

1. Играющие должны стоять на удобном расстоянии от доски с мячом.

2. Во время игры не разрешается отбирать мяч друг у друга.

 

Вариант. Небольшую доску, на одном конце которой закреплена корзиночка или коробочка, кладут на невысокую перекладину. В корзиночку кладут шарики по числу играющих. Играющие стоят полукругом на некотором расстоянии от доски. Водящий ударяет ногой по свободному концу доски, шарики разлетаются в разные стороны. Каждый ребёнок старается поймать или найти шарик и положить его в корзинку. Тот, кто прибежал с шариком последним, становится водящим.

Игра  «ПОДСТЕНКА»

 

Цель:  Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: резиновый мяч

 

Ход игры: Дети (не более 4 человек) встают друг за другом, лицом к стене. Первый игрок бросает мяч в стену, стоящий за ним ловит. Поймав мяч, он бросает его в стену, а ловит первый игрок. Затем первый снова бросает мяч, но так, чтобы, отскочив от стены, он долетел до третьего игрока. Третий ловит его и бросает в стену, первый ловит мяч и снова бросает его так, чтобы, отскочив от стены, он перелетел через головы всех играющих и достиг четвёртого игрока, который должен поймать мяч. После этого играющие меняются местами, первый встаёт последним, второй первым и так далее. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят роль водящего.

 

Правила:

1. Играющим разрешается при ловле мяча сходить с места, ловить мяч с отскока от земли.

2. Тот, кто мяч не поймал, выходит из игры.

 

Вариант. Две команды играющих (в каждой не более 10 человек) встают у черты на расстоянии 1 метра от стены. По сигналу первые игроки в командах одновременно бросают мяч о стену, быстро отходят и встают за последним в своей команде. Ловят мяч вторые игроки. Они также бросают мяч о стену и быстро уходят. Мяч ловят третьи игроки и так далее. Если играющий уронил мяч, он его поднимает, встаёт на своё место и продолжает игру. Выигрывает команда, в которой играющие уронили меньше мячей.

 

Правила:

1. При бросании и ловле мяча можно сходить с места, но не переступать черту.

2. Прежде чем ловить мяч, играющий должен быстро подойти к черте.

3. Разрешается ловить мяч с отскока от земли.

 

Указания к проведению. Успех игры зависит от умения детей бросать и ловить мяч, поэтому нужно, чтобы в каждую команду входили игроки примерно с одинаковыми умениями и навыками владения мячом. Игру лучше проводить как соревнование.

По договорённости игроки при ловле мяча могут выполнять разнообразные задания. Они могут быть и простые, и более сложные:

1. Ударить мячом о стену и поймать одной рукой, правой или левой;

2. Ударить мячом о стену и поймать с отскока от земли одной рукой, правой, левой (все эти упражнения можно выполнять с хлопком);

3. Ударить мячом о стену, бросив его из-под ноги, поймать и другие.

 

 

Игра «ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ  МЯЧА»

 

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Участники игры делятся на две группы, не более 10 человек в каждой, встают за линиями друг против друга на расстоянии от 3 до 5 метров. По жребию право начать игру получает ребёнок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не поймал мяч, он выходит из игры, а право продолжать игру остаётся за командой, которая подавала мяч. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.

 

Правила:

1. При ловле мяча играющий не должен заходить за черту.

2. Игрок выходит из игры, если он не поймал мяч.

3. Не разрешается долго задерживать мяч в руках; если это правило играющий нарушил, мяч передают другой группе.

 

Указания к проведению. Если в игре принимает участие более 20 человек, нужно несколько мячей. Интересно проходит игра, когда при ловле или перебрасывании мяча дети по договорённости выполняют разные задания, например: прежде чем поймать мяч, ударить в ладоши над головой, за спиной, перед грудью; ударить в ладоши 1 — 2 — 3 раза; бросить мяч от плеча, из-под ноги или руки.

Вариант. Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3—5 метра и начинают перебрасывать мяч. Если тот, кому брошен мяч, его не поймал, он переходит из своей команды и встаёт рядом с игроком, который бросал ему мяч. Побеждает команда, в которой оказывается больше игроков.

 

 

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/37/68/young-male-basketball-player-vector-16663768.jpg

 

 

Игра  «ЗЕВАКА»

 

Цель: Мобилизовать внимание, волю; развивать чувство ритма , умение ловить и точно бросать мяч.

 

Для игры нужно: мяч

Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию игроков выполняет 1—2 упражнения с мячом.

 

Правила:

1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему даётся дополнительное задание.

2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

 

Указания к проведению. Эту игру лучше проводить с небольшим количеством детей. Мяч для игры можно взять любой величины, в зависимости от умений детей: чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.

 

 

Игра  «КРУГ»

 

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Все играющие, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадёт на землю, играющие разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнётся, то снова идёт в круг водить.

 

Правила:

1. Играющие должны быстро и точно передавать мяч друг другу.

2. Водящий задерживает только летящий мяч.

3. Водящий пятнает детей с того места, где поднял мяч.

 

Указания к проведению. Проводить игру желательно с подгруппами по 10—12 человек. Водящий должен внимательно следить за направлением летящего мяча и действовать уверенно и ловко, чтобы его задержать. Быть активным водящим нужно научить каждого ребёнка.

Если играет большая группа детей, то их лучше разделить на 2—3 круга и в каждой выбрать водящего.

 

 

Игра «ВЫБЕЙ  МЯЧ  ИЗ  КРУГА»

 

Цель: Формирование позитивного отношения к сверстникам. Мобилизовать внимание, волю; развивать чувство ритма,  умение  точно вести мяч ногой.

 

Для игры нужно: резиновый мяч

 

Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встаёт в центр,


кладёт мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идёт водить.

 

Правила:

1. Играющие не должны касаться мяча руками.

2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле.

3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше, чем на два шага.

 

Указания к проведению. В игре принимают участие не более 10 человек. Детям нужно напомнить, что мяч нужно подталкивать внутренней стороной стопы или носком. Нельзя сильно ударять по мячу. Если играющие хотят остановить мяч, прежде чем его передать водящему, лучше это сделать внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок.

 

Вариант. Дети так же, как и в предыдущей игре, встают в круг, но спиной к центру. Водящих должно быть несколько человек, но не более четырёх. Цель игры — не пропустить мяч в круг.

 

Игра  «КОРОЛЬ»

 

Цель: Формирование позитивного отношения к сверстникам. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч среднего диаметра

 

Ход игры: Дети встают в круг, по считалке выбирают водящего, он стоит вместе с играющими. В центре круга в лунку кладут мяч. Дети, называя по имени водящего, говорят такие слова: «Коля, ты Король, не спи, мяч быстрей бери!» Водящий бежит к лунке, а играющие в это время разбегаются. Берёт мяч и кричит: «Стой!», называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если промахнётся, то остаётся вновь Королём, если попадёт в игрока, то запятнанный становится Королём. Игра повторяется; мяч кладут в лунку, водящий встаёт вместе с детьми в круг.

 

Правила:

1. Водящий должен бежать за мячом только после слов: «Быстрей бери!»

2. Ему не разрешается задерживать мяч, сразу же после слова «Стой!» он должен назвать игрока по имени и бросить в него мяч.

 

https://p7.hiclipart.com/preview/476/975/583/download-vector-painted-boy-holding-football.jpg

Игра « ОДИН  В  ЛАПТУ»

 

Цель: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: палка – лапта, малый мяч

 

Ход игры: На площадке проводят линию кона. Играют двое. Один ребёнок встаёт за линию кона, он подбрасывает мяч и отбивает его лаптой. Другой ловит мяч в поле. Если он поймал мяч, то идёт за линию кона отбивать мяч.

 

Правила:

1. Игрок кона в случае промаха имеет право отбивать мяч два раза.

2. После двух промахов игрок кона меняется местом с игроком поля.

 

«ДАРОВКИ»

Игра отличается от предыдущей только тем, что мяч в поле ловит не один игрок, а несколько. Тот, кто поймал мяч, идёт на кон забивать мяч, «давать даровки».

 

 

Игра  «ЗАСТУКА»

 

Цель: Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по игре. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: доска – застука, мяч

 

Ход игры: На площадке роют лунку, водящий кладёт в лунку мяч. На расстоянии 3—6 метров проводят черту, откуда играющие поочерёдно бросают битой в мяч. Около лунки кладут застуку — небольшую доску. Как только один из играющих попадёт в мяч, все, кто бросил биты, бегут за ними, быстро возвращаются на свои места, постучав по пути битой в застуку. Водящий бежит в поле за мячом вместе со всеми и, прежде чем положить его в лунку, также стучит о доску. Тот из играющих, кто постучал о застуку сразу же после водящего, встаёт у ямки с мячом, а водящий идёт в поле.

 

Игра «САМЫЕ  ЛОВКИЕ»

 

Цель: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: мяч

 

Ход игры: Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, проводят линию. Водящий встаёт на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнётся, то встаёт на линию и начинает водить. Если мяч попадёт в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встаёт на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встаёт на линию и продолжает водить.

 

Правила:

1. Водящему разрешается бегать по линии из одного конца в другой.

2. Водящему разрешается ловить мяч, тогда он меняется местами с игроком, который его посылал.

 

 

Игра  «ПИРАМИДКА»

 

Цель: Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, глазомер.

 

Для игры нужно: 7 небольших шаров, мяч, фишки

 

Ход игры: На площадке очерчивают круг диаметром 50 сантиметров. Один из играющих выбирается сторожем. Он стоит в середине круга, где из 7 небольших шаров установлена пирамидка. На расстоянии 2—3 метров от круга проводят черту, от которой играющие поочерёдно бросают мяч или шар, стараясь сбить пирамидку. Тот, кто попадёт в пирамидку и выбьет шары за пределы круга, получает от сторожа фишку. Когда играющие выбьют все шары, сторож строит новую пирамидку. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто больше всех выбил шаров.

Правила:

1. Играющие не должны заходить за черту.

2. Каждый бьёт по пирамидке один раз, после чего передаёт очередь следующему.

3. Играющий получает фишку за каждый выбитый шар.

Указания к проведению. Мяч, которым играющие бьют, должен быть больше размером, чем шары в пирамиде. Устанавливают пирамиду по-разному: 5 шаров лежат на земле, а 2 сверху, или 6 лежат на земле, а седьмой сверху.

 

https://st4.depositphotos.com/2747043/20216/v/950/depositphotos_202162916-stock-illustration-kids-little-boys-girls-standing.jpg

 

     Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Действия с мячами различного веса и объема развивают, не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают  подвижность в суставах пальцев и кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции детей. В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ради интересов команды ребенку часто приходится, скажем, отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствует развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться в другими. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.  Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

ДЛЯ  ЗАМЕТОК

Список использованных источников

 

 

1. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 160 c.

 

2. Детские подвижные игры народов СССР / ред. Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1988. - 239 c.

 

3. Долбилова, Ю. В. Игры в сапогах-скороходах. Подвижные игры / Ю.В. Долбилова. - М.: Феникс, 2008. - 256 c.

 

4. Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М.А. Ключева. - М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 c.

 

5. Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 256 c.

 

6. Н. Дедулевич, М. Играй - не зевай. Подвижные игры с дошкольниками / М. Н.Дедулевич. - М.: Просвещение, 2007. - 742 c.

 

7. Матюхина, Ю. А. 365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет на каждый день   / Ю.А. Матюхина. - М.: Академия развития, 2008.

 

8. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 80 c.

 

9. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.

 

10. Степаненкова, Э. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх / Э.А. Степаненкова, Т.А. Семенова. - М.: Компания Спутник +, 2013. - 200 c.

 

11. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 859 c.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ульяновск, 2020 год Автор – составитель –

Ульяновск, 2020 год Автор – составитель –

Влияние народных игр с мячом на гармоничное развитие личности дошкольника

Влияние народных игр с мячом на гармоничное развитие личности дошкольника

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены

России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу

России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу

Взрослым, воспитателям детского сада или родителям, следует учитывать возрастные особенности

Взрослым, воспитателям детского сада или родителям, следует учитывать возрастные особенности

Не каждый мячик, например, теннисный или баскетбольный, подойдет к игре

Не каждый мячик, например, теннисный или баскетбольный, подойдет к игре

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ

Игра «ПОИГРАЙ СО МНОЮ В МЯЧ»

Игра «ПОИГРАЙ СО МНОЮ В МЯЧ»

Игра «ОТТОЛКНИ И ПОЙМАЙ»

Игра «ОТТОЛКНИ И ПОЙМАЙ»

Игра «МЯЧ ПО ДОРОЖКЕ»

Игра «МЯЧ ПО ДОРОЖКЕ»

Игра «СКАТИ С ГОРКИ»

Игра «СКАТИ С ГОРКИ»

Игра «ПОПАДИ В ВОРОТА»

Игра «ПОПАДИ В ВОРОТА»

Игра «ЗАКАТИ МЯЧ В ВОРОТА»

Игра «ЗАКАТИ МЯЧ В ВОРОТА»

Игра «ПОПАДИ В КРУГ»

Игра «ПОПАДИ В КРУГ»

Игра «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Игра «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Игра «ОТБЕЙ МЯЧ» Цель:

Игра «ОТБЕЙ МЯЧ» Цель:

Игра «ПОПАДИ В КОМАРА»

Игра «ПОПАДИ В КОМАРА»

Игра «СМОТРИ, МЯЧ НЕ УРОНИ»

Игра «СМОТРИ, МЯЧ НЕ УРОНИ»

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ

НАРОДНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ

Для малыша занимателен мяч с полосками или цветными секторами, а вот старшие ребята предпочитают мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные

Для малыша занимателен мяч с полосками или цветными секторами, а вот старшие ребята предпочитают мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные

Игра «ВСТРЕЧА» Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию…

Игра «ВСТРЕЧА» Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию…

Игра «СВЕЧКИ» Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки подбрасывания мяча вверх, ловли мяча, стремительного бега, развивать фиксацию взора

Игра «СВЕЧКИ» Цель: Формировать эмоциональный контакт детей друг с другом, развивать навыки подбрасывания мяча вверх, ловли мяча, стремительного бега, развивать фиксацию взора

Для игры нужно: мяч Ход игры:

Для игры нужно: мяч Ход игры:

Игра «МЯЧИ РАЗНЫЕ НЕСЁМ»

Игра «МЯЧИ РАЗНЫЕ НЕСЁМ»

Первая шеренга подходит ко второй, на расстоянии двух шагов дети останавливаются и кладут мячи на пол

Первая шеренга подходит ко второй, на расстоянии двух шагов дети останавливаются и кладут мячи на пол

Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим

Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим

Ход игры: Задача ребенка – стучать об пол мячом и без остановок называть подряд пять предметов: пять имен, пять овощей, пять городов, пять марок машин…

Ход игры: Задача ребенка – стучать об пол мячом и без остановок называть подряд пять предметов: пять имен, пять овощей, пять городов, пять марок машин…

Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше

Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше

Количество участников необходимо также ограничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго

Количество участников необходимо также ограничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго

Правила: 1. Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел»

Правила: 1. Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел»

Игра «ЗЕМЛЯ – ВОДА – НЕБО» («Зверь – рыба – птица»)

Игра «ЗЕМЛЯ – ВОДА – НЕБО» («Зверь – рыба – птица»)

Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю

Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю

Игра «ЗАЩИТА ГОРОДА» Цель:

Игра «ЗАЩИТА ГОРОДА» Цель:

Для игры нужен: мяч среднего диаметра

Для игры нужен: мяч среднего диаметра

Игра «МЯЧ С ТОПОТОМ»

Игра «МЯЧ С ТОПОТОМ»

Игра «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!»

Игра «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!»

Игра «ПЕРЕБЕЖКИ» Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, координацию в пространстве

Игра «ПЕРЕБЕЖКИ» Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции, координацию в пространстве

Для игры нужно: мяч среднего размера

Для игры нужно: мяч среднего размера

Для игры нужно: мяч Ход игры:

Для игры нужно: мяч Ход игры:

Ход игры: Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга

Ход игры: Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга

Игра «ШАРИЛЬЩИК» Цель:

Игра «ШАРИЛЬЩИК» Цель:

Играющим нужно сильнее ударять мячом о землю: от сильного удара он высоко подскакивает и шарильщику мяч труднее поймать

Играющим нужно сильнее ударять мячом о землю: от сильного удара он высоко подскакивает и шарильщику мяч труднее поймать

Игра «СВЕЧИ СТАВИТЬ» Цель:

Игра «СВЕЧИ СТАВИТЬ» Цель:

Игра «ПОДСТЕНКА» Цель:

Игра «ПОДСТЕНКА» Цель:

Ловят мяч вторые игроки. Они также бросают мяч о стену и быстро уходят

Ловят мяч вторые игроки. Они также бросают мяч о стену и быстро уходят

Игра «ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ МЯЧА»

Игра «ПЕРЕБРАСЫВАНИЕ МЯЧА»

Вариант. Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3—5 метра и начинают перебрасывать мяч

Вариант. Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3—5 метра и начинают перебрасывать мяч

Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить

Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020