Министерство образования Пензенской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Пензенской области
«Каменский техникум промышленных технологий
и предпринимательства»
Методическое пособие
по дисциплине
«Экологические основы природопользования»
г. Каменка
2018
Одобрена цикловой комиссией общеобразовательных и социально – экономических дисциплин Протокол № 7 от 15. 02. 2018 г. Председатель _____________Богомолов С.Г.
Разработал: Кортышкова С.А. – преподаватель биологии, географии ГАПОУ ПО КТПТП Каменка: Издательский центр ГАПОУ ПО КТПТП, 2018. – 22 стр.
|
Методическое пособие создано на основе современной учебной программы по «Экологическим основам природопользования», отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта. Изложение материала в данной тетради систематизировано, насыщено заданиями творческого уровня, что способствует развитию исследовательских навыков у студентов, прочному закреплению и обобщению знаний. Данное пособие может быть использовано студентами в качестве тренажёра, как для самостоятельной подготовки, так и на занятиях под руководством преподавателя.
Разработка предназначена для преподавателей и студентов учреждений профессионального образования.
©Издательский центр ГАПОУ ПО КТПТП,2018
I. Введение
Природопользование – это совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов, т.е. воздействие человека на природу в процессе ее хозяйственного использования.
Чтобы подчеркнуть неразрывную связь между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения, говорят о рациональном природопользовании и охране природы. Рациональное природопользование относят к той части социальной экологии, которую называют прикладной.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- об условиях устойчивого состояния экосистем и причин возникновения экологического кризиса;
- о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- об экологических принципах рационального природопользования;
знать:
- правовые вопросы экологической безопасности.
уметь:
- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;
- планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;
- использовать нормативно - правовые основы управления природопользованием;
- разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы владеть;
- навыками экономического расчета рентабельности хозяйственной деятельности без ущерба окружающей среде;
- навыками расчета платежей за природопользование и оценки экономического ущерба, причиняемого хозяйству загрязнением окружающей среды.
II. Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества
Тема 1.1. Природоохранный потенциал
Студент должен:
иметь представление:
- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
- о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение;
- о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф
1. Какие отрицательные влияния человека на окружающую среду вы можете отметить в своей местности? В чем они выражаются и каковы их последствия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое экологический кризис?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Опишите наиболее важные экологические проблемы биосферы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте схему механизма образования озонового слоя, вписав в прямоугольники следующие компоненты: ультрафиолетовое излучение, свободный атом кислорода, молекула кислорода, молекула озона.
5. Какую роль играют зеленые насаждения в экосистеме города? Почему в городе рекомендуется высаживать только определенные виды деревьев и кустарников? Чем они отличаются?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.
Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства с/х продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов
6. Назовите известные Вам классификации природных ресурсов.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
9. В чем отличие использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
10. Охарактеризуйте значение сознательного (планомерного, целеустремленного) воздействия на природную окружающую среду и на 2-х примерах покажите его позитивную и негативную роль.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными
и радиоактивными веществами
Студент должен:
иметь представление:
- об основных источниках загрязнения окружающей среды;
- о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;
- об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.
11. Что такое мониторинг?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
12. Источниками каких загрязняющих веществ являются химическая и нефтехимическая промышленность?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
13. Какова цель установления пределов допустимого воздействия на природную среду?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
14. Какова техногенная ситуация в России?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
15. Какое воздействие загрязняющие вещества могут оказывать на организмы (1), на популяции (2), на сообщества в целом (3)?
1. ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по
предотвращению разрушающих воздействий на природу.
Природоохранный надзор
Студент должен:
иметь представление:
· об истории становления Российского природоохранного законодательства;
· о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;
знать:
· задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.
16. Расскажите об основных направлениях экологической политики России на современном этапе.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
17. Назовите состав государственных органов управления специальной компетенцией в области охраны окружающей среды.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
18. Назовите функции государственных органов управления специальной компетенции в области охраны окружающей среды.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
19. Чем отличаются комплексные, отраслевые, функциональные органы управления в области охраны окружающей среды?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
20. Перечислите организационные формы экологического движения в России.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность
предприятий, загрязняющих окружающую среду
Студент должен:
знать:
-правовые вопросы экологической безопасности.
21. Дайте определение экологического права.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
22. Что включает система экологического законодательства?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
23. Какие вы знаете законодательные акты по охране атмосферы (1); гидросферы (2); недр(3); почвы (4).
1. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
24. Какую юридическую ответственность несут руководители предприятий, учреждений за загрязнение, нерациональное использование:
атмосферы ____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
гидросферы ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
почвы ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
недр _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
25. Какие меры применяют для охраны редких и исчезающих млекопитающих?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
III. Тематика рефератов и конференций
1. Экология и здоровье человека.
2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
3. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.
4. Экология человека и социальные проблемы.
5. Экологическая культура человека.
6. Прогноз последствий взаимодействий человека с природой.
7. Город – новая среда обитания человека и животных.
8. Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью студентов.
9. Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.
10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
1. Экология России.
2. Экология вашего города.
3. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.
4. Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.
IV. Словарь терминов
Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).
Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.
Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.
Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.
Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.
Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.
Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).
Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.
Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).
Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.
Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли.
Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду.
Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода.
Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др.
Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом.
Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания.
Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории.
Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам.
Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ.
Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных.
Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.
Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами.
Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях.
Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях.
Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему).
Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.
Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.
Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени.
Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований.
Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля).
Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.
Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов.
Консумент - организм, питающийся органическим веществом.
Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли.
Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы.
Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо.
Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.
Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков.
Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга.
"Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга.
Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации.
Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью.
Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона.
Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов.
Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.
Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран.
Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.
Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование.
Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.
Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае теплопотери ниже.
Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате.
Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих.
Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.
Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.
Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами.
Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений.
Сообщество - совместно живущие в определенном пространстве автотрофы и гетеротрофы (или один из них).
Среда обитания - все, что окружает организм.
Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды.
Стресс - состояние напряжения организма - совокупность защитных физиологических реакций в организме животных и человека в ответ на воздействие. Стресс неблагоприятных (холода, голода, загрязнения окружающей среды и т.д.) или некмочительно благоприятных (радости и т.д.) факторов.
Сукцессия - последовательная смена биоценозов, возникающая по одной и той же территории под влиянием природных, антропогенных факторов или их взаимодействие.
Тератоген - вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии.
Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений.
Эволюция - необратимое, направленное историческое развитие живой природы.
Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды.
Экологическая ниша - положение, которое занимает вид в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т.д.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
Экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором биотические и абиотические компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.
Эпидемия - быстрое и непрерывное распространение инфекционных заболеваний в пределах какой-либо совокупности организмов или определенного региона.
Список литературы
1. Э.А. Арустамов. Природопользование: М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2017 -284 с.
2. Н.Ф. Винокурова ., В.В.Трушин . Глобальная экология: учеб. для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение, 2016 -270 с.
3. В.М. Константинов., Ю.Б. Челидзе. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - ММ.: Издательский центр "Академия", 2016 - 208 с.
4. Е.А. Криксунов. и др. Экология: 9 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2017 -96 с.
5. Е.И. Тупихин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебное пособие для начального профессионального образования - М.: Издательский центр "Академия", 2016 -384 с.
6. Интернет- сайты:
www.borodino. ru;
http://www.tiensmed.ru/news/tuberkulisis2.html;
http://ru.wikipedia.org/wiki/;
http://yandex.ru/yandsearch?tex
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………….…3
II. Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества……………...….4
Тема 1. Природоохранный потенциал…………………………………………..….4
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами………………………………………………………………………...….7 Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по
предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор…………………………………………………………………………….….10
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду…………………………………………...…...12
III. Тематика рефератов и конференций…………………………………………...15
IV. Словарь терминов…………………………………………………………..…..16
Литература…………………………………………………………………….... 21
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.