Методическое пособие по дисциплине «Экологические основы природопользования» Рабочая тетрадь

  • Рабочие тетради
  • doc
  • 30.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие создано на основе современной учебной программы по «Экологическим основам природопользования», отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта. Изложение материала в данной тетради систематизировано, насыщено заданиями творческого уровня, что способствует развитию исследовательских навыков у студентов, прочному закреплению и обобщению знаний. Данное пособие может быть использовано студентами в качестве тренажёра, как для самостоятельной подготовки, так и на занятиях под руководством преподавателя. Разработка предназначена для преподавателей и студентов учреждений профессионального образования.
Иконка файла материала Мет разр ЭОП.doc

Министерство образования Пензенской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Пензенской области

«Каменский техникум промышленных технологий

и предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

по дисциплине

 «Экологические основы природопользования»

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменка

2018

 

 

Одобрена цикловой комиссией

общеобразовательных и социально – экономических дисциплин

Протокол  № 7

от  15. 02. 2018 г.

Председатель

_____________Богомолов С.Г.

 

 

 

 

 

Разработал:

Кортышкова С.А. – преподаватель биологии, географии ГАПОУ ПО КТПТП 

Каменка: Издательский  центр ГАПОУ ПО КТПТП, 2018. – 22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие создано на основе современной учебной программы по «Экологическим основам природопользования», отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта. Изложение материала в данной тетради систематизировано, насыщено заданиями творческого уровня, что способствует развитию исследовательских навыков у студентов, прочному закреплению и обобщению знаний. Данное пособие может быть использовано студентами в качестве тренажёра,  как для самостоятельной подготовки, так и на занятиях под руководством преподавателя.

 

Разработка предназначена для преподавателей и  студентов учреждений профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

©Издательский центр ГАПОУ ПО КТПТП,2018

 

I.      Введение

 

Природопользование – это совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов, т.е. воздействие человека на природу в процессе ее хозяйственного использования.

Чтобы подчеркнуть неразрывную связь между эксплуатацией природных ресурсов и необходимостью их сохранения, говорят о рациональном природопользовании и охране природы. Рациональное природопользование относят к той части социальной экологии, которую называют прикладной.

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» направлена на формирование у студента экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

-        о взаимосвязи организмов и среды обитания;

-  об условиях устойчивого состояния экосистем и причин возникновения экологического кризиса;

-       о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

-       об экологических принципах рационального природопользования;

знать:

-   правовые вопросы экологической безопасности.

 

уметь:

- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы; 

- планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

- использовать нормативно - правовые основы управления природопользованием;

- разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы                                                                                                                       владеть;                     

- навыками экономического расчета рентабельности хозяйственной деятельности без ущерба окружающей среде;

- навыками расчета платежей за природопользование и оценки экономического ущерба, причиняемого хозяйству загрязнением окружающей среды. 

II.   Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества

 

Тема 1.1. Природоохранный потенциал

 

 

          Студент должен:

иметь представление:

-   о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

-    о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение;

-    о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф

 

 

1.       Какие отрицательные влияния человека на окружающую среду вы можете отметить в своей местности? В чем они выражаются и каковы их последствия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.       Что такое экологический кризис?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.       Опишите наиболее важные экологические проблемы биосферы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.       Составьте схему механизма образования озонового слоя, вписав в прямоугольники следующие компоненты: ультрафиолетовое излучение, свободный атом кислорода, молекула кислорода, молекула озона.

 

 

5.       Какую роль играют зеленые насаждения в экосистеме города? Почему в городе рекомендуется высаживать только определенные виды деревьев и кустарников? Чем они отличаются?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

 

Студент должен:

иметь представление:

-    о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

 

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства с/х продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов

 

6.       Назовите известные Вам классификации природных ресурсов.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.       Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

8.       Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

9.       В чем отличие использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

10.     Охарактеризуйте значение сознательного (планомерного, целеустремленного) воздействия на природную окружающую среду и на 2-х примерах покажите его позитивную и негативную роль.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными

и радиоактивными веществами

 

          Студент должен:

иметь представление:

-    об основных источниках загрязнения окружающей среды;

-    о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;

-    об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

 

11.     Что такое мониторинг?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

12. Источниками каких загрязняющих веществ являются химическая и нефтехимическая промышленность?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

13. Какова цель установления пределов допустимого воздействия на природную среду?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

14. Какова техногенная ситуация в России?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

15. Какое воздействие загрязняющие вещества могут оказывать на организмы (1), на популяции (2), на сообщества в целом (3)?

1. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

 

          Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по

предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Природоохранный надзор

 

          Студент должен:

иметь представление:

·        об истории становления Российского природоохранного законодательства;

·        о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;

знать:

·        задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

 

16. Расскажите об основных направлениях экологической политики России на современном этапе.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

17. Назовите состав  государственных органов управления специальной компетенцией в области охраны окружающей среды.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

18. Назовите функции государственных органов управления специальной компетенции в области охраны окружающей среды.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

19. Чем отличаются комплексные, отраслевые, функциональные органы управления в области охраны окружающей среды?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

20. Перечислите организационные формы экологического движения в России.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

         

 

 

 

 

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность

 предприятий, загрязняющих окружающую среду

 

          Студент должен:

знать:

-правовые вопросы экологической безопасности.

 

21. Дайте определение экологического права.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

22. Что включает система экологического законодательства?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

23. Какие вы знаете законодательные акты по охране атмосферы (1); гидросферы (2); недр(3); почвы (4).

1. _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

24. Какую юридическую ответственность несут руководители предприятий, учреждений за загрязнение, нерациональное использование:

атмосферы ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

гидросферы ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

почвы ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

недр _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

25. Какие меры применяют для охраны редких и исчезающих млекопитающих?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

 

III. Тематика рефератов и конференций

 

1.  Экология и здоровье человека.

2.  Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

3.  Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.

4.  Экология человека и социальные проблемы.

5.  Экологическая культура человека.

6.  Прогноз последствий взаимодействий человека   с природой.

7.  Город – новая среда обитания человека и животных.

8.  Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью студентов.

9.  Значение невозделываемых и исключаемых из  хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

 

 

 

 

Конференции

 

1.  Экология России.

2.  Экология вашего города.

3.  Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.

4.  Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.

 

 

 

 

 

IV. Словарь терминов

 

Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).

Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.

Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.

Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.

Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.

Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).

Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.

Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).

Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.

Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли.

Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду.

Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода.

Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др.

Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом.

Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания.

Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории.

Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам.

Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ.

Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных.

Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.

Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами.

Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях.

Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях.

Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему).

Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.

Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.

Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени.

Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований.

Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля).

Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ  сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов.

Консумент - организм, питающийся органическим веществом.

Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли.

Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы.

Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо.

Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.

Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков.

Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга.

"Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга.

Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации.

Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью.

Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона.

Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов.

Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.

Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран.

Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование.

Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.

Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае теплопотери ниже.

Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате.

Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих.

Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.

Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.

Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами.

Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений.

Сообщество - совместно живущие в определенном пространстве автотрофы и гетеротрофы (или один из них).

Среда обитания - все, что окружает организм.

Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды.

Стресс - состояние напряжения организма - совокупность защитных физиологических реакций в организме животных и человека в ответ на воздействие. Стресс неблагоприятных (холода, голода, загрязнения окружающей среды и т.д.) или некмочительно благоприятных (радости и т.д.) факторов.

Сукцессия - последовательная смена биоценозов, возникающая по одной и той же территории под влиянием природных, антропогенных факторов или их взаимодействие.

Тератоген - вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии.

Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений.

Эволюция - необратимое, направленное историческое развитие живой природы.

Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды.

Экологическая ниша - положение, которое занимает вид в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т.д.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором биотические и абиотические компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.

Эпидемия - быстрое и непрерывное распространение инфекционных заболеваний в пределах какой-либо совокупности организмов или определенного региона.

 

 

 

 

 


Список литературы

 

1.     Э.А. Арустамов. Природопользование: М.: Издательский Дом "Дашков и К", 2017 -284 с.

2.     Н.Ф. Винокурова ., В.В.Трушин . Глобальная экология: учеб. для 10-11 кл. профил. шк. - М.: Просвещение, 2016 -270 с.

3.     В.М. Константинов., Ю.Б. Челидзе. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - ММ.: Издательский центр "Академия", 2016 - 208 с.

4.     Е.А. Криксунов.  и др. Экология: 9 класс: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2017 -96 с.

5.     Е.И. Тупихин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учебное  пособие для начального  профессионального образования - М.: Издательский центр "Академия", 2016 -384 с.

6.     Интернет- сайты:

www.borodino. ru;

http://www.tiensmed.ru/news/tuberkulisis2.html;

http://ru.wikipedia.org/wiki/;

http://yandex.ru/yandsearch?tex

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………….…3

II. Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества……………...….4

Тема 1. Природоохранный потенциал…………………………………………..….4

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование……...…….6

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными      веществами………………………………………………………………………...….7 Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по

предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор…………………………………………………………………………….….10

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду…………………………………………...…...12

III. Тематика рефератов и конференций…………………………………………...15

IV. Словарь терминов…………………………………………………………..…..16

     Литература…………………………………………………………………….... 21

 


Скачано с www.znanio.ru