ПРАКТИКУМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Оценка 4.9

ПРАКТИКУМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оценка 4.9
Рабочие тетради
pdf
экология
СCУЗ, ВУЗ
30.01.2023
ПРАКТИКУМ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» предназначена для выполнения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине и предусматривает изучение тем следующих разделов: «Экосистемы», «Глобальные экологические проблемы», «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды», «Социально-экономические аспекты экологии».
00. RT = ehkologicheskie_osnovy_spo (1).pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щеткин Б.Н.

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование». – Пермь: Изд-во ПИ ФСИН, 2022. – 43с.

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» предназначена для выполнения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине и предусматривает изучение тем следующих разделов: «Экосистемы», «Глобальные экологические проблемы», «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды», «Социальноэкономические аспекты экологии». 

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы и рубежного контроля студентов в течение семестра в соответствии с требованиями ФГОС, определяющего важное место экологических компетенций в подготовке специалистов сектора экономики. Рабочая тетрадь содержит задания, которые выполняются с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы. Материал для самостоятельной подготовки представлен в виде заданий, таблиц и схем, словаря терминов по дисциплине. 

Задания выполняются студентами по мере прохождения программы. Часть заданий дается на дом для самостоятельной работы¸ часть выполняется при закреплении изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В

РОССИИ

 

Установите соответствие между названиями дисциплин и их определением:  1)наука, изучающая систему отношений между людьми, обусловленную производством,обменом и потреблением жизненных благ; 

2)                 наука о функционировании и развитииэкологических систем различных иерархических уровней; 

3)                 наука, занимающаясяизучением социально–экономических вопросов взаимодействия общества и окружающейприродной среды на глобальном, региональном, национальном и локальном уровняхтакого взаимодействия.

 

А – Экология;

Б – Экономика;

В – Экономика природопользования;

 

 

 

 

Выберите правильный ответ: Кто из авторов определяет экономикуприродопользования как экономическую науку, занимающую изучением социально-экономических вопросоввзаимодействия общества и окружающей среды на глобальном,региональном, национальном и локальном уровнях такого взаимодействия:

 

Хачатуров Т.А.

Р. Костанца

Пахомова Н.В.

Голуб А.

 

 

 

 

 

Выберите правильный ответ: Какое взаимоотношение связей является предметомизучения экономики природопользования:

 

 

эколого-социальноэкономические

эколого-социальнополитические

эколого-социальнокультурные

 

 

 

 

Вставьте пропущенное слово в определение:  

«Предметом изучения экономикиприродопользования является исследование …………………. отношений людей в системе «……..………………..», возникающие в процессе использования, охраны, воспроизводстваприродных ресурсов».

 

Дополните предложение, отвечая на вопрос, какова связь экономики и экологии?

1)   Экономика не может развиваться без учета …………………………. факторов, аэкология без

………………... …. вливаний, как и любая другая наука;

2)   Обе науки имеютобщие задачи. Экология решает задачу изучения ……………………… экосистем, ихспособности противостоять техногенным нагрузкам. Экономика изучает развитие …………………………социального общества (как экосистему) с точки зрения внедрениятех или иных финансовых отношений.

3)   Обе науки имеют общие законы. Например,закон……………………………………………. 4) Обе науки имеют общиеметоды..изучения……………………………………………

 

 

 

 

Заполните схему:

 

Схема взаимосвязей между главными компонентами экосферы

 

 

 

Какое свойство (качество) не характерно при выделении экорегионов на карте:

Ответ: 

1) Экологическая напряженность;

 

2) Неблагоприятные природные условия(землетрясения, мерзлота, болота и т. д.);

 

3) Социально-экономическое положение,состояние здоровья населения, степень урбанизации;

 

4) Оценка экономического ущербаот загрязнения природной среды.

 

 

Выберите правильный ответ: Когда вышел указ Президента РФ поутверждению Концепции перехода России к устойчивому развитию:

 

1) апрель 1998 г.;

2)март 2004 г.;

3) апрель 1996 г.

 

 

 

 

 

 

 

Выберите правильный ответ:

 

Какие индикаторы устойчивого развития России относятся только к экологическим:

Ответ:

1) Выбросы вредных веществ, показатели защиты атмосферы от загрязнения;

 

2) Показатели сохранения качества водных ресурсов и снабжения ими, защиты океанов, морей и прибрежных территорий от загрязнения;

 

3) Показатели, характеризующие рациональное управление уязвимыми экосистемами, сохранение биологического разнообразия;

 

4) Доля эколого-экономического ущерба в ВВП, защита и улучшение здоровья людей;

 

             

Где наименьшую роль в улучшении экологической обстановки в регионе может сыграть предпринимательская деятельность:

 

1) Обеспечение переработки отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий;

 

2) упорядочение и согласование отдельных экологических законов, приведение их в соответствие с международными правовыми формами, договорами, конвенциями;

 

3) стимулирование и создание малоотходных предприятий.

 

 

             

Раздел 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ.

АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Тема 1.1:  Современный  экологический  кризис.  Состояние  и глобальные проблемы окружающей среды

1. Дайте характеристику экологическим кризисам в предыстории человека и экологическим революциям,  позволившим выйти человечеству из сложившейся ситуации.

Таблица 1.1

Экологические кризисы и революции в предыстории человечества

 

п/п

Экологические кризисы

(описать суть указанного кризиса)

Период

Экологические революции, завершающие экологический кризис

(описать суть указанной революции)

1

Доантропогенный экологический кризис

аридизации - 

3 млн.  лет назад

 

2

Кризис обеднения ресурсов промысла и собирательства

 

 

 

36-50 тыс. лет назад.

Биотехническая революция

3

Первый антропогенный кризис (консументов, пререпромысла)

10-50 тыс. лет назад

Сельскохозяйственная революция, переход  к производственному хозяйству

4

Кризис примитивного поливного земледелия

2 тыс.  лет назад

Вторая сельскохозяйственная революция широкого освоения неполивных земель

5

Второй антропогенный экологический кризис

(продуцентов)

150-350   лет назад

Промышленная революция

 

2. Укажите, чем отличаются понятия экологический кризис и экологическая катастрофа.   Глобальный экологический кризис –   

 

 

 

 

Глобальная экологическая катастрофа –   

 

 

 

 

3.                  Приведите  примеры    деградации  окружающей  среды,  и сделайте вывод-  в современном мире развивается глобальный экологический  кризис или катастрофа.

 

Примеры деградации окружающей среды, свидетельствующие о развитии в современном мире глобального(ой) или экологического(ой) ………………….. ?........................

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

 

Заключение:

 

 

 

 

 

4.                  Назовите причины стремительного роста народонаселения в конце  XIX и середине XX столетия?

Демографический взрыв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                  Расставьте в  историческом порядке этапы демографического перехода, характеризующие демографические изменения в обществе.

 

ответ

Этапы демографического перехода

 

Низкая степень устойчивости: снижение и стабилизация рождаемости, смертности и численности населения

 

Начальный  период  роста:  сохраняется  высокая  рождаемость, снижается смертность, растет продолжительность жизни  

 

Современный период роста: стабилизация коэффициента смертности на низком уровне и некоторое снижение коэффициента рождаемости

 

Высокая  степень  устойчивости:  высокая  рождаемость  и  высокая смертность, которые сдерживали рост населения

 

6.                  Дайте  определение  понятию  «парниковый  эффект» и объясните сущность процессов, представленных на рисунке.

 

 

Отражение теплового излучения Земли

Парниковый эффект – 

 

 

 

 

 

7.  Назовите вещества, загрязняющие атмосферу, усиливающие парниковый эффект. 

Естественного происхождения

Антропогенного происхождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Приведите факты, свидетельствующие об изменении климата, вследствие усиления «парникового эффекта».

 

 

 

 

 

9.  Назовите страны, которые в настоящее время осуществляют наибольший выброс парниковых газов. 

 

СТРАНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  Укажите,  какими  способамиможно  снизить  выбросыпарниковых  газов.Приведите  пример 

результатов  международной деятельности под эгидой ООНв борьбе с глобальным изменением

климатапод действием парниковых газов                                  

 

Способы снижения выбросов парниковых газов:

 

 

 

 

 

Международная   деятельность  под  эгидой  ООН  в  борьбе  с  глобальным изменением климата под действием парниковых газов:

 

 

 

 

 

11.  Дайте  ответ  на  вопрос  «почему  ХХ  век  называют  веком углеводородного топлива», и сохраняется ли такая же ситуация и сегодня. 

 

13.              Дайте  оценку  современному  состоянию  использования альтернативных  источников энергии,  и  возможный  прогноз  на  будущее. Приведите пример стран,  уже сегодня использующие эти виды энергетики.

Таблица 1.2 Альтернативные источники энергии. Состояние. Перспективы.

Источник энергии

Состояние на данное время

Перспективы использования

Страны, использующие данные

источники энергии

Атомная энергия

 

 

 

 

 

 

 

Солнечная энергия

 

 

 

 

 

 

 

Ветровая энергия

 

 

 

 

 

 

 

Геотермальная энергия

 

 

 

 

 

 

 

Энергия приливов и и отливов

 

 

 

 

 

 

 

Биотопливо

 

 

 

 

 

 

 

Водородное топливо

 

 

 

 

14.              Перечислите источники альтернативной  энергии, проведите сравнительную оценку, и сделайте вывод. 

 

 

 

Плюсы

Минусы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

15.              Назовите страны, не испытывающие проблемы  в  обеспечении продовольствием  населения,  и  страны  с  постоянно  ухудшающимся продовольственным обеспечением.

 

Страны, не испытывающие проблемы в обеспечении продовольствием населения

Страны с постоянно ухудшающимся продовольственным обеспечением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.              В  условиях  стремительного  роста  населения  планеты глобальной  проблемой  является  скрытый  голод,  поясните  суть  этого термина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.              Назовитепути решения продовольственной проблемы, которые предлагаются в современном мире (дополните схему).  

 

 

 

18.              Один из путей решения продовольственной проблемы – это использование генномодифицированных организмов (ГМО). Назовитепримерыположительного  эффекта  иэкологические  риски,  возникающиев  связи  с использованием ГМО. 

 

 

Положительный эффект

Экологические риски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.              Дайте  определение  понятию  биологическое  разнообразие. Укажите значение биоразнообразия в обеспечении устойчивости экологических систем.

 

Биологическое разнообразие –   

 

 

 

Значение  биоразнообразия  в  обеспечении  устойчивости  экологических систем –  

 

 

 

 

20.  Назовите причины сокращения биоразнообразия в биосфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.  Перечислитемероприятия  мирового  сообщества  длясохранения биоразнообразия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.  Заполните схему биоразнообразия

 

 

Структура и уровни изучения биоразнообразия

 

23.  Дайте  определение  следующим  понятиям,  согласно Федеральному закону от 10.01.2002 

№ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

 

Качество окружающей среды–   

 

 

 

Благоприятная окружающая среда–  

 

 

 

 

24.  Приведите  примеры  антропогенных  воздействий  на окружающую среду.

 

Примеры  отрицательного  антропогенного  воздействия  наокружающую среду:

Примеры  положительного  антропогенного  воздействия  наокружающую среду:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.  Дайте определение понятию загрязнение

 

 

 

 

26.  Дайте  определениевидамзагрязнения,  назовите источникизагрязненияи приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.  Назовите,  какие  источники  загрязнения  относятся  кстационарным, какие к передвижным и приведите примеры.

 

Стационарные источники загрязнения–

 

 

 

Передвижные источники загрязнения– 

 

 

 

28. Укажите,какие виды загрязнений относят квыбросам, какие к сбросам,  приведите  пример, 

связанный  с  вашей  будущей  профессиональной деятельностью

Выбросы 

–  

Сбросы  – 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Раздел [1]. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Тема 2.1:  Экологические  принципы  рационального  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

 

1. Дайте определения понятиям природопользование, рациональноеприродопользование,  природные  ресурсы,  природно-ресурсный  потенциал, охрана окружающей среды. Природопользование –  

 

 

 

Рациональное природопользование – 

 

 

 

Природные ресурсы – 

 

 

 

Природно-ресурсный потенциал –  

 

 

Охранаокружающей среды –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Дайте оценку состоянию и перспективам природных ресурсов.

Таблица 2.1 Запасы и перспектива использования природных ресурсов

Ресурсы

Запасы

Перспектива

Энергетические ресурсы

 

 

Альтернативные источники энергии

 

 

Нефть

 

 

Природный газ

 

 

Уголь

 

 

 

 

 

Газово-атмосферные ресурсы

 

 

О2

 

 

СО 2 

 

 

Озоновый экран

 

 

 

 

 

Водные ресурсы

 

 

Атмосферная влага

 

 

Океанические и морские воды

 

 

Озера, водохранилища, пруды

 

 

Текущие воды (рек, ручьев, поверхностного и глубинного стока)

 

 

Почвенная влага

 

 

Гидрогеологические ресурсы (грунтовые и т.д.)

 

 

Криогенные субстраты (ледники и т.д.)

 

 

 

 

 

Почвенно-геологические ресурсы

 

 

Почвы и подпочвы

 

 

Металлические руды

 

 

Неметаллические руды

 

 

 

 

 

Ресурсы растений-продуцентов

 

 

Генетико-видовой состав

 

 

Биомасса (в том числе лесные ресурсы)

 

 

Хозяйственная производительность растительного покрова

 

 

Фотосинтетическая активность

 

 

Очистительная способность растений

 

 

 

 

 

Ресурсы консументов

 

 

Генетико-видовой состав

 

 

Биомасса

 

 

Продуктивность

 

 

 

 

 

Ресурсы редуцентов

 

 

Генетико-видовой состав

 

 

Биомасса

 

 

Химико-физическая активность

 

 

 

 

 

Ресурсы общего экологического баланса

 

 

 

4.  Опишите  суть      экологических  принципов  рациональногоиспользования природных ресурсов.

Принцип системного подхода –

 

 

Принцип оптимизации природопользования –    

 

 

Принцип опережения темпов добычи сырья темпами переработки – 

 

 

 

Принцип гармонизации отношений природы и производства – 

 

 

 

Принцип комплексного использования природных ресурсов – 

 

 

 

Тема 2.2: Водные ресурсы и их охрана

 

5. Рассчитайте объем вод гидросферы,процент отдельных водныхресурсовотдоли от общих мировых запасов гидросферы, результаты занесите в таблицу.

Распределение воды в гидросфере             Соотношение площадей суши и океана Таблица 2.2

Распределение воды в гидросфере

Часть гидросферы

Площадь распространения, тыс. кв. км

Объем воды, тыс.

куб. км

Доля от общих мировых запасов воды, %

Мировой океан

361300

 

96,53

Ледники и  постоянный снежный покров

16227

 

1,74

Подземные воды

134800

 

1,69

Многолетняя мерзлота

21000

 

0,023

Почвенная влага

82000

 

0,001

Озера

2058

 

0,014

Болот

2682

 

0,0007

Речные воды

148800

 

0,0002

Пары атмосферы

510000

 

0,001

Вся гидросфера

 

 

 

 

6. Назовите примерыотрицательного  антропогенноговоздействия на водные объекты гидросферы.

Загрязнение вод – 

 

 

 

 

Замусоривание – 

 

 

 

 

Истощение вод – 

 

 

 

 

 

Деградация водных объектов – 

 

 

 

 

Эвтрофикация – 

 

 

 

 

7.  Назовите основные загрязнители водных объектов и оценитестепень их воздействия.

 

 

Загрязнитель

Степень воздействия на водный объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Назовите  основные  методы обработки сточных вод  для  сохранениякачества водных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Назовите  примеры  российских   законодательных  актов,содержащих требования в области охраны вод 

 

 

 

 

Тема 2.3: Охрана атмосферного воздуха и почвы

 

10.  Дайте характеристику приземного слоя атмосферного воздуха.

 

 

Химический состав атмосферного воздуха у земной поверхности

 

11.  Назовите  основные  источникизагрязнения  атмосферноговоздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.  Охарактеризуйте  загрязнители  атмосферного  воздуха  иукажите, какие заболевания человека может вызвать данный загрязнитель.

Загрязнитель

Заболевания человека, вызванные загрязнителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.  Назовите основные способыочистки выбросов для сохранениякачества атмосферного воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.  Изучив  состав  земель  Российской  Федерации,  укажите,  какиеземлинуждаются в приоритетной охране и почему.

 

 

Состав земель Российской Федерации

 

 

 

 

 

15.  Назовите  причины  ветровой  и  водной  эрозии  почв  и  мерызащиты земель от эрозии.

             

Причины:

 

Меры по защите земель:

 

Ветровая эрозия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная водная эрозия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторичная водная эрозия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.  Охарактеризуйте  вред  плодородному  слою  почвы  исельскохозяйственной  продукции,    причиняемый  химизацией  сельскогохозяйства.

 

Негативное  воздействие  химизации  сельского  хозяйства  на  плодородный слой почвы:

Негативное  воздействие  химизациисельского  хозяйства  насельскохозяйственную продукцию:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.4: Экозащитная техника и технологии

 

16. Дайте  определение  понятиям  экозащитная  техника  иэкозащитные технологии. Экозащитная техника–  

 

 

 

Экозащитные технологии – 

 

 

 

17.  Поясните смысл понятия малоотходные технологии.

 

 

 

18.  Назовите современные способы очистки сточных вод.

 

 

 

 

19.  Назовите современные способы очистки выбросов.

 

 

 

 

20.  Дайте определение понятияморганическое животноводство иземледелие? Органическое земледелие – 

 

 

 

 

Органическое животноводство – 

 

 

 

 

21. Поясните  термин  «экологизация  сельского  хозяйства»,  чемотличается

«глубокаяэкологизация» от «поверхностной».

 

Экологизация сельского хозяйства –   

 

 

 

Поверхностнаяэкологизация сельского хозяйства

Глубокаяэкологизация сельского хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Тема2.5: Особо охраняемые природные территории. Охрана животного и  растительного мира

 

22.Назовите  категории  и  цели  особо  охраняемых  природных территорий РФ.

 

 

 

 

23. Дайте определение понятиям животный и растительный мир.

 

Животный мир –  

 

 

 

Растительный мир –

 

 

 

24.              Назовите  вымерших  по  вине  человека  представителей животного  мира.

 

 

 

 

25.              Назовите вымерших представителей растительного мира.

 

 

 

 

26.              Перечислите меры охраны животного и растительного мира.

 

 

 

 

27.              Назовите  представителей  редких  и  исчезающих  животных, растений, обитающих на территории Пермского края.

 

 

 

 

 

Тема 2.6: Системы управления окружающей средой

 

28.  Дайте определение понятию «система управления окружающейсредой».  

 

 

 

 

29.  Дайте  определения  понятию  «экологический  мониторинг», назовите его цель и задачи.

 

 

 

 

30.  Дайте  определения  понятиям  «экологическая  экспертиза», «экологический контроль». Экологическая экспертиза  –    

 

 

 

Экологический контроль          –   

 

 

 

31. Укажите,  какие  виды  экологического  управления  можноприменить в деятельности сельскохозяйственных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

 

Тема 3.1:  Экология  и  здоровье  человека.  Риски  снижения экологической безопасности сырья и готовой продукции.

 

1. Назовите факторы окружающей среды, негативно влияющие на здоровье человека.

 

 

 

Химические факторы –

 

 

 

Физические факторы –  

 

 

 

Социально-экономические  факторы –

 

 

 

 

 

Социально-психологические факторы –

 

 

 

 

 

Техногенные факторы –  

 

 

 

 

 

 

Урбанизация – 

 

 

 

 

 

2. Заполните таблицу и укажите влияние на здоровье человека наиболее  опасныхзагрязнителей,    приведите  примеры  источников  и  путей поступления загрязнителей всырье и пищевую продукцию,   

Таблица 3.1

Загрязнители окружающей среды, сырья и пищевой продукции

Загрязнитель

Влияние на здоровье человека

Источник поступления в

окружающую среду

Пути поступления в сырье и готовую продукцию

1

Ртуть, Hg органические соединения ртути

 

 

 

2

Кадмий, Cd

 

 

 

3

Свинец, Pb

 

 

 

4

Пестициды

 

 

 

5

Нитраты

 

 

 

6

Нитриты

 

 

 

7

Диоксины

 

 

 

8

Радионуклиды

 

 

 

9

Антибиотики и другие вещества, используемые в ветеринарии

 

 

 

10

Бензо(а)пирен

 

 

 

11

ПАУ (Полициклические ароматические углеводороды)

 

 

 

12

Пищевые добавки

 

 

 

13

Меламин

 

 

 

14

Пластификаторы 

 

 

 

15

Бактериальные токсины и микотоксины

 

 

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

3. Опираясь  на    данные  таблицы  3.1,    укажите  какие загрязнители, вызывают риски снижения экологической безопасности пищевой продукции на разных стадиях производства

(рис. 1)

 

 

 

 

Рис 1. Снижение экологической безопасности пищевой продукции на разных стадиях производства:

1 - тяжелые металлы; 2 - пестициды;3 - нитраты; 4 - диоксины; 5 - вещества, используемые в ветеринарии;6 - радионуклиды; 7 - нитриты, нитрозоамины; 8 - полиароматические УВ; 9 - пищевые добавки; 10 - мономеры; 11 - пластификаторы; 12 - микотоксины

 

Загрязнители на стадии получения сырья:

 

 

 

 

Загрязнители на стадии переработки сырья:

 

 

 

 

Загрязнители на стадии упаковки готовой продукции:

 

 

 

 

Загрязнители на стадии хранении:

 

 

 

 

Тема 3.2:  Основы  экологического  права  и  профессиональная ответственность

 

4.  Дайте определение понятию «экологическое право».

 

 

 

 

 

Укажите роль экологического права в охране окружающей среды.

 

 

 

 

5.  Приведите  пример  федеральных  законов,  применяемых  дляохраны  окружающей  среды  при  осуществлении  сельскохозяйственнойдеятельности.

 

 

 

 

 

 

6.  Укажитевиды  профессиональной  ответственности  занарушение требований в области охраны окружающей средык осуществлениюсельскохозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.3: Основы экономики природопользования

 

7.  Назовите основныеэкономические рычаги в организации охраныокружающей среды.

 

 

 

 

 

 

8.  Укажите,  за  виды  негативного  воздействия  на  окружающуюсреду взимается плат, согласно № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

 

 

 

 

9.  Приведите  пример  экономическихмеханизмов  при  выдачелицензии  наприродопользование  или  при  заключении  договоров природопользования.

 

Лицензия на природопользование – 

 

 

 

Договор природопользования–  

 

 

 

10. Напишите,  как  рассчитается  сумма  возмещения  ущерба,причиненного экологическим правонарушением.

 

 

 

 

 

Тема 3.4:  Международное  сотрудничество  в  области  охраны окружающей среды и устойчивое развитие

 

11.  Разъясните суть концепции устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.  Опишите  меры,  предпринятые  мировым  сообществом  дляборьбы с разрушением озонового слоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

13.  Опишите  меры,  предпринятые  мировым  сообществом  дляборьбы с изменение климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.5: Экологические издержки производства и пути их сокращения

 

14. Проведите анализ микроэкономической системы: предприятие, домохозяйство, природа (рис. 2) и сделайте выводы.

 

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

15.  Составьте таблицу решения экологических проблем системы «предприятие,домохозяйство, природа» при переработке отходов и финансированию мероприятий поохране природы

Таблица 3.2

Проблема

Пути решения

Оптимальное

ИспользованиеПР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.  Заполните схему: структура экологических издержек (рис.3).

 

 

 

Рис. 3. Структура экологических издержек

 

17.  Выберите один правильный ответ:

К какой группе экологических издержек относят экологическое страхование:

Ответ:

1) постзатраты;

 

2) экономический ущерб;

 

3)предзатраты.

 

 

 

К какому виду экологических издержек,затрат со стороны факторов производства относят затраты на реализациюприродоохранных мероприятий:

 

1) текущие затраты предприятия;

 

2) экономическийущерб от выбросов ЗВ в ОС;

 

3) издержки предотвращения загрязнения.

 

 

 

Выберите, какие издержки производственныхпредприятий характеризуют затраты на очистку 1 т выбросов ЗВ в ОС:

 

1) суммарныеиздержки;

 

2) удельные издержки;

 

3) издержки предотвращения загрязнения.

 

 

18.  Расшифруйте смысловое значение параметров на графике определенияэффективного уровня загрязнения природной среды (рис. 4)

 

 

Рис. 4Определение эффективного уровня загрязнения природной среды

 

МАС – 

МД –

Q – 

P – 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Словарь терминов

 

Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).

Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.

Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.

Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.

Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.

Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).

Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.

Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).

Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.

Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли.

Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду.

Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода.

Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др.

Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом. Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания.

Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории.

Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам.

Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ.

Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных.

Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.

Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами.

Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях.

Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях.

Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему).

Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.

Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.

Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени.

Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований. Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля).

Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов.

Консумент - организм, питающийся органическим веществом.

Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли.

Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы.

Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо.

Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков.

Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга.

"Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга.

Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации. Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью.

Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона.

Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов.

Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.

Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран.

Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование.

Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.

Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае тепло потери ниже.

Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате.

Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих.

Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.

Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.

Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами.

Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений.

Сообщество - совместно живущие в определенном пространстве автотрофы и гетеротрофы (или один из них).

Среда обитания - все, что окружает организм.

Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды.

Стресс - состояние напряжения организма - совокупность защитных физиологических реакций в организме животных и человека в ответ на воздействие. Стресс неблагоприятных (холода, голода, загрязнения окружающей среды и т.д.) или некмочительно благоприятных (радости и т.д.) факторов.

Сукцессия - последовательная смена биоценозов, возникающая по одной и той же территории под влиянием природных, антропогенных факторов или их взаимодействие.

Тератоген - вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии.

Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений.

Эволюция - необратимое, направленное историческое развитие живой природы.

Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды.

Экологическая ниша - положение, которое занимает вид в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т.д.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором биотические и абиотические компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.

Эпидемия - быстрое и непрерывное распространение инфекционных заболеваний в пределах какой-либо совокупности организмов или определенного региона.

             

Тематика рефератов и конференций

 

1.      Экология и здоровье человека.

2.      Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

3.      Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.

4.      Экология человека и социальные проблемы.

5.      Экологическая культура человека.

6.      Прогноз последствий взаимодействий человека   с природой.

7.      Город – новая среда обитания человека и животных.

8.      Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью студентов.

9.      Значение невозделываемых и исключаемых из  хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.

10.  Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

 

Конференции

 

1.      Экология России.

2.      Экология вашего города.

3.      Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России. 4. Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.

 

 



[1] . Приведите  пример  возобновляемым  и  невозобновляемымприродным ресурсам.

 

 

ПРАКТИКУМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРАКТИКУМ  ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ

Щеткин Б.Н. Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование»

Щеткин Б.Н. Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Обе науки имеютобщие задачи. Экология решает задачу изучения ……………………… экосистем, ихспособности противостоять техногенным нагрузкам

Обе науки имеютобщие задачи. Экология решает задачу изучения ……………………… экосистем, ихспособности противостоять техногенным нагрузкам

Какое свойство (качество) не характерно при выделении экорегионов на карте:

Какое свойство (качество) не характерно при выделении экорегионов на карте:

Выберите правильный ответ:

Выберите правильный ответ:

Экологические кризисы (описать суть указанного кризиса)

Экологические кризисы (описать суть указанного кризиса)

Глобальная экологическая катастрофа – 3

Глобальная экологическая катастрофа – 3

Демографический взрыв 3

Демографический взрыв 3

Современный период роста: стабилизация коэффициента смертности на низком уровне и некоторое снижение коэффициента рождаемости

Современный период роста: стабилизация коэффициента смертности на низком уровне и некоторое снижение коэффициента рождаемости

Приведите факты, свидетельствующие об изменении климата, вследствие усиления «парникового эффекта»

Приведите факты, свидетельствующие об изменении климата, вследствие усиления «парникового эффекта»

Международная деятельность под эгидой

Международная деятельность под эгидой

Дайте оценку современному состоянию использования альтернативных источников энергии, и возможный прогноз на будущее

Дайте оценку современному состоянию использования альтернативных источников энергии, и возможный прогноз на будущее

Солнечная энергия

Солнечная энергия

Плюсы Минусы

Плюсы Минусы

Назовите страны, не испытывающие проблемы в обеспечении продовольствием населения, и страны с постоянно ухудшающимся продовольственным обеспечением

Назовите страны, не испытывающие проблемы в обеспечении продовольствием населения, и страны с постоянно ухудшающимся продовольственным обеспечением

Назовитепути решения продовольственной проблемы, которые предлагаются в современном мире ( дополните схему )

Назовитепути решения продовольственной проблемы, которые предлагаются в современном мире ( дополните схему )

Положительный эффект Экологические риски 13

Положительный эффект Экологические риски 13

Назовите причины сокращения биоразнообразия в биосфере

Назовите причины сокращения биоразнообразия в биосфере

Заполните схему биоразнообразия

Заполните схему биоразнообразия

Приведите примеры антропогенных воздействий на окружающую среду

Приведите примеры антропогенных воздействий на окружающую среду

Назовите, какие источники загрязнения относятся кстационарным, какие к передвижным и приведите примеры

Назовите, какие источники загрязнения относятся кстационарным, какие к передвижным и приведите примеры

Выбросы – Сбросы –

Выбросы – Сбросы –

Раздел [1] . РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Раздел [1] . РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Природно-ресурсный потенциал –

Природно-ресурсный потенциал –

Океанические и морские воды

Океанические и морские воды

Принцип опережения темпов добычи сырья темпами переработки –

Принцип опережения темпов добычи сырья темпами переработки –

Распределение воды в гидросфере

Распределение воды в гидросфере

Деградация водных объектов –

Деградация водных объектов –

Назовите основные методы обработки сточных вод для сохранениякачества водных ресурсов

Назовите основные методы обработки сточных вод для сохранениякачества водных ресурсов

Химический состав атмосферного воздуха у земной поверхности 10

Химический состав атмосферного воздуха у земной поверхности 10

Загрязнитель Заболевания человека, вызванные загрязнителем 10

Загрязнитель Заболевания человека, вызванные загрязнителем 10

Назовите причины ветровой и водной эрозии почв и мерызащиты земель от эрозии

Назовите причины ветровой и водной эрозии почв и мерызащиты земель от эрозии

Тема 2.4: Экозащитная техника и технологии 16

Тема 2.4: Экозащитная техника и технологии 16

Дайте определение понятияморганическое животноводство иземледелие?

Дайте определение понятияморганическое животноводство иземледелие?

Тема2.5: Особо охраняемые природные территории

Тема2.5: Особо охраняемые природные территории

Перечислите меры охраны животного и растительного мира

Перечислите меры охраны животного и растительного мира

Экологический контроль – 31

Экологический контроль – 31

Химические факторы –

Химические факторы –

Урбанизация – 2

Урбанизация – 2

Бактериальные токсины и микотоксины

Бактериальные токсины и микотоксины

Загрязнители на стадии получения сырья:

Загрязнители на стадии получения сырья:

Укажите роль экологического права в охране окружающей среды

Укажите роль экологического права в охране окружающей среды

Укажите, за виды негативного воздействия на окружающуюсреду взимается плат, согласно № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Укажите, за виды негативного воздействия на окружающуюсреду взимается плат, согласно № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Тема 3.4: Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие 11

Тема 3.4: Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие 11

Опишите меры, предпринятые мировым сообществом дляборьбы с изменение климата

Опишите меры, предпринятые мировым сообществом дляборьбы с изменение климата

Тема 3.5: Экологические издержки производства и пути их сокращения 14

Тема 3.5: Экологические издержки производства и пути их сокращения 14

Рис. 2

Рис. 2

Составьте таблицу решения экологических проблем системы «предприятие,домохозяйство, природа» при переработке отходов и финансированию мероприятий поохране природы

Составьте таблицу решения экологических проблем системы «предприятие,домохозяйство, природа» при переработке отходов и финансированию мероприятий поохране природы

К какому виду экологических издержек,затрат со стороны факторов производства относят затраты на реализациюприродоохранных мероприятий: 1) текущие затраты предприятия; 2) экономическийущерб от выбросов

К какому виду экологических издержек,затрат со стороны факторов производства относят затраты на реализациюприродоохранных мероприятий: 1) текущие затраты предприятия; 2) экономическийущерб от выбросов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023