
Щеткин Б.Н.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование». – Пермь: Изд-во ПИ ФСИН, 2022. – 43с.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология и рациональное природопользование» предназначена для выполнения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине и предусматривает изучение тем следующих разделов: «Экосистемы», «Глобальные экологические проблемы», «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды», «Социальноэкономические аспекты экологии».
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы и рубежного контроля студентов в течение семестра в соответствии с требованиями ФГОС, определяющего важное место экологических компетенций в подготовке специалистов сектора экономики. Рабочая тетрадь содержит задания, которые выполняются с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы. Материал для самостоятельной подготовки представлен в виде заданий, таблиц и схем, словаря терминов по дисциплине.
Задания выполняются студентами по мере прохождения программы. Часть заданий дается на дом для самостоятельной работы¸ часть выполняется при закреплении изученного материала.
РОССИИ
Установите соответствие между названиями дисциплин и их определением: 1)наука, изучающая систему отношений между людьми, обусловленную производством,обменом и потреблением жизненных благ;
2) наука о функционировании и развитииэкологических систем различных иерархических уровней;
3) наука, занимающаясяизучением социально–экономических вопросов взаимодействия общества и окружающейприродной среды на глобальном, региональном, национальном и локальном уровняхтакого взаимодействия.
|
А – Экология; |
Б – Экономика; |
В – Экономика природопользования; |
|
|
|
|
Выберите правильный ответ: Кто из авторов определяет экономикуприродопользования как экономическую науку, занимающую изучением социально-экономических вопросоввзаимодействия общества и окружающей среды на глобальном,региональном, национальном и локальном уровнях такого взаимодействия:
|
Хачатуров Т.А. |
Р. Костанца |
Пахомова Н.В. |
Голуб А. |
||
|
|
|
|
|
||
|
Выберите правильный ответ: Какое взаимоотношение связей является предметомизучения экономики природопользования:
|
|
||||
|
эколого-социальноэкономические |
эколого-социальнополитические |
эколого-социальнокультурные |
|||
|
|
|
|
|||
Вставьте пропущенное слово в определение:
«Предметом изучения экономикиприродопользования является исследование …………………. отношений людей в системе «……..………………..», возникающие в процессе использования, охраны, воспроизводстваприродных ресурсов».
Дополните предложение, отвечая на вопрос, какова связь экономики и экологии?
1) Экономика не может развиваться без учета …………………………. факторов, аэкология без
………………... …. вливаний, как и любая другая наука;
2) Обе науки имеютобщие задачи. Экология решает задачу изучения ……………………… экосистем, ихспособности противостоять техногенным нагрузкам. Экономика изучает развитие …………………………социального общества (как экосистему) с точки зрения внедрениятех или иных финансовых отношений.
3) Обе науки имеют общие законы. Например,закон……………………………………………. 4) Обе науки имеют общиеметоды..изучения……………………………………………
![]()
![]()
![]()
Заполните схему:
Схема взаимосвязей между главными компонентами экосферы
|
Какое свойство (качество) не характерно при выделении экорегионов на карте: |
Ответ: |
|
1) Экологическая напряженность; |
|
|
2) Неблагоприятные природные условия(землетрясения, мерзлота, болота и т. д.); |
|
|
3) Социально-экономическое положение,состояние здоровья населения, степень урбанизации; |
|
|
4) Оценка экономического ущербаот загрязнения природной среды. |
|
Выберите правильный ответ: Когда вышел указ Президента РФ поутверждению Концепции перехода России к устойчивому развитию:
|
1) апрель 1998 г.; |
2)март 2004 г.; |
3) апрель 1996 г. |
|
|
|
|
Выберите правильный ответ:
|
Какие индикаторы устойчивого развития России относятся только к экологическим: |
Ответ: |
|
1) Выбросы вредных веществ, показатели защиты атмосферы от загрязнения; |
|
|
2) Показатели сохранения качества водных ресурсов и снабжения ими, защиты океанов, морей и прибрежных территорий от загрязнения; |
|
|
3) Показатели, характеризующие рациональное управление уязвимыми экосистемами, сохранение биологического разнообразия; |
|
|
4) Доля эколого-экономического ущерба в ВВП, защита и улучшение здоровья людей; |
|
|
Где наименьшую роль в улучшении экологической обстановки в регионе может сыграть предпринимательская деятельность: |
|
|
1) Обеспечение переработки отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий; |
|
|
2) упорядочение и согласование отдельных экологических законов, приведение их в соответствие с международными правовыми формами, договорами, конвенциями; |
|
|
3) стимулирование и создание малоотходных предприятий. |
|
Раздел 1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
1. Дайте характеристику экологическим кризисам в предыстории человека и экологическим революциям, позволившим выйти человечеству из сложившейся ситуации.
Таблица 1.1
|
№ п/п |
Экологические кризисы (описать суть указанного кризиса) |
Период |
Экологические революции, завершающие экологический кризис (описать суть указанной революции) |
|
1 |
Доантропогенный экологический кризис аридизации - |
3 млн. лет назад |
|
|
2 |
Кризис обеднения ресурсов промысла и собирательства
|
36-50 тыс. лет назад. |
Биотехническая революция |
|
3 |
Первый антропогенный кризис (консументов, пререпромысла) |
10-50 тыс. лет назад |
Сельскохозяйственная революция, переход к производственному хозяйству |
|
4 |
Кризис примитивного поливного земледелия |
2 тыс. лет назад |
Вторая сельскохозяйственная революция широкого освоения неполивных земель |
|
5 |
Второй антропогенный экологический кризис (продуцентов) |
150-350 лет назад |
Промышленная революция |
2. Укажите, чем отличаются понятия экологический кризис и экологическая катастрофа. Глобальный экологический кризис –
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3. Приведите примеры деградации окружающей среды, и сделайте вывод- в современном мире развивается глобальный экологический кризис или катастрофа.
Примеры деградации окружающей среды, свидетельствующие о развитии в современном мире глобального(ой) или экологического(ой) ………………….. ?........................
|
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
Заключение:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
4. Назовите причины стремительного роста народонаселения в конце XIX и середине XX столетия?

Демографический взрыв
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
5. Расставьте в историческом порядке этапы демографического перехода, характеризующие демографические изменения в обществе.
|
ответ |
Этапы демографического перехода |
|
|
Низкая степень устойчивости: снижение и стабилизация рождаемости, смертности и численности населения |
|
|
Начальный период роста: сохраняется высокая рождаемость, снижается смертность, растет продолжительность жизни |
|
|
Современный период роста: стабилизация коэффициента смертности на низком уровне и некоторое снижение коэффициента рождаемости |
|
|
Высокая степень устойчивости: высокая рождаемость и высокая смертность, которые сдерживали рост населения |
6. Дайте определение понятию «парниковый эффект» и объясните сущность процессов, представленных на рисунке.
Отражение теплового излучения Земли
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
7. Назовите вещества, загрязняющие атмосферу, усиливающие парниковый эффект.
|
Естественного происхождения |
Антропогенного происхождения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Приведите факты, свидетельствующие об изменении климата, вследствие усиления «парникового эффекта».
![]()
![]()
![]()
![]()
9. Назовите страны, которые в настоящее время осуществляют наибольший выброс парниковых газов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Укажите, какими способамиможно снизить выбросыпарниковых газов.Приведите пример
результатов международной деятельности под эгидой ООНв борьбе с глобальным изменением
климатапод действием парниковых газов
Способы снижения выбросов парниковых газов:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Международная деятельность под эгидой ООН в борьбе с глобальным изменением климата под действием парниковых газов:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
11. Дайте ответ на вопрос «почему ХХ век называют веком углеводородного топлива», и сохраняется ли такая же ситуация и сегодня.

13. Дайте оценку современному состоянию использования альтернативных источников энергии, и возможный прогноз на будущее. Приведите пример стран, уже сегодня использующие эти виды энергетики.
Таблица 1.2 Альтернативные источники энергии. Состояние. Перспективы.
|
Источник энергии |
Состояние на данное время |
Перспективы использования |
Страны, использующие данные источники энергии |
|
Атомная энергия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Солнечная энергия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ветровая энергия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Геотермальная энергия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Энергия приливов и и отливов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Биотопливо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Водородное топливо |
|
|
|
14. Перечислите источники альтернативной энергии, проведите сравнительную оценку, и сделайте вывод.

![]()
|
Плюсы |
Минусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
15. Назовите страны, не испытывающие проблемы в обеспечении продовольствием населения, и страны с постоянно ухудшающимся продовольственным обеспечением.
|
Страны, не испытывающие проблемы в обеспечении продовольствием населения |
Страны с постоянно ухудшающимся продовольственным обеспечением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. В условиях стремительного роста населения планеты глобальной проблемой является скрытый голод, поясните суть этого термина.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
17. Назовитепути решения продовольственной проблемы, которые предлагаются в современном мире (дополните схему).
18. Один из путей решения продовольственной проблемы – это использование генномодифицированных организмов (ГМО). Назовитепримерыположительного эффекта иэкологические риски, возникающиев связи с использованием ГМО.
|
Положительный эффект |
Экологические риски |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. Дайте определение понятию биологическое разнообразие. Укажите значение биоразнообразия в обеспечении устойчивости экологических систем.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
20. Назовите причины сокращения биоразнообразия в биосфере.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
21. Перечислитемероприятия мирового сообщества длясохранения биоразнообразия.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
22. Заполните схему биоразнообразия
Структура и уровни изучения биоразнообразия
23. Дайте определение следующим понятиям, согласно Федеральному закону от 10.01.2002
№ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
24. Приведите примеры антропогенных воздействий на окружающую среду.
|
Примеры отрицательного антропогенного воздействия наокружающую среду: |
Примеры положительного антропогенного воздействия наокружающую среду: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25. Дайте определение понятию загрязнение
![]()
![]()
![]()
26. Дайте определениевидамзагрязнения, назовите источникизагрязненияи приведите примеры.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
27. Назовите, какие источники загрязнения относятся кстационарным, какие к передвижным и приведите примеры.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
28. Укажите,какие виды загрязнений относят квыбросам, какие к сбросам, приведите пример,
![]()
связанный с вашей будущей профессиональной деятельностью.
|
Выбросы |
– |
Сбросы – |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
[1].
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Дайте определения понятиям природопользование, рациональноеприродопользование, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, охрана окружающей среды. Природопользование –
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3. Дайте оценку состоянию и перспективам природных ресурсов.
Таблица 2.1 Запасы и перспектива использования природных ресурсов
|
Ресурсы |
Запасы |
Перспектива |
|
Энергетические ресурсы |
|
|
|
Альтернативные источники энергии |
|
|
|
Нефть |
|
|
|
Природный газ |
|
|
|
Уголь |
|
|
|
|
|
|
|
Газово-атмосферные ресурсы |
|
|
|
О2 |
|
|
|
СО 2 |
|
|
|
Озоновый экран |
|
|
|
|
|
|
|
Водные ресурсы |
|
|
|
Атмосферная влага |
|
|
|
Океанические и морские воды |
|
|
|
Озера, водохранилища, пруды |
|
|
|
Текущие воды (рек, ручьев, поверхностного и глубинного стока) |
|
|
|
Почвенная влага |
|
|
|
Гидрогеологические ресурсы (грунтовые и т.д.) |
|
|
|
Криогенные субстраты (ледники и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
Почвенно-геологические ресурсы |
|
|
|
Почвы и подпочвы |
|
|
|
Металлические руды |
|
|
|
Неметаллические руды |
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы растений-продуцентов |
|
|
|
Генетико-видовой состав |
|
|
|
Биомасса (в том числе лесные ресурсы) |
|
|
|
Хозяйственная производительность растительного покрова |
|
|
|
Фотосинтетическая активность |
|
|
|
Очистительная способность растений |
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы консументов |
|
|
|
Генетико-видовой состав |
|
|
|
Биомасса |
|
|
|
Продуктивность |
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы редуцентов |
|
|
|
Генетико-видовой состав |
|
|
|
Биомасса |
|
|
|
Химико-физическая активность |
|
|
|
|
|
|
|
Ресурсы общего экологического баланса |
|
|
4. Опишите суть экологических принципов рациональногоиспользования природных ресурсов.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
5. Рассчитайте объем вод гидросферы,процент отдельных водныхресурсовотдоли от общих мировых запасов гидросферы, результаты занесите в таблицу.

Распределение воды в гидросфере Соотношение площадей суши и океана Таблица 2.2
|
Часть гидросферы |
Площадь распространения, тыс. кв. км |
Объем воды, тыс. куб. км |
Доля от общих мировых запасов воды, % |
|
Мировой океан |
361300 |
|
96,53 |
|
Ледники и постоянный снежный покров |
16227 |
|
1,74 |
|
Подземные воды |
134800 |
|
1,69 |
|
Многолетняя мерзлота |
21000 |
|
0,023 |
|
Почвенная влага |
82000 |
|
0,001 |
|
Озера |
2058 |
|
0,014 |
|
Болот |
2682 |
|
0,0007 |
|
Речные воды |
148800 |
|
0,0002 |
|
Пары атмосферы |
510000 |
|
0,001 |
|
Вся гидросфера |
|
|
|
6. Назовите примерыотрицательного антропогенноговоздействия на водные объекты гидросферы.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
7. Назовите основные загрязнители водных объектов и оценитестепень их воздействия.
|
Загрязнитель |
Степень воздействия на водный объект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Назовите основные методы обработки сточных вод для сохранениякачества водных ресурсов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Назовите примеры российских законодательных актов,содержащих требования в области охраны вод
![]()
![]()
![]()
10. Дайте характеристику приземного слоя атмосферного воздуха.
|
|
|
11. Назовите основные источникизагрязнения атмосферноговоздуха.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Охарактеризуйте загрязнители атмосферного воздуха иукажите, какие заболевания человека может вызвать данный загрязнитель.
|
Загрязнитель |
Заболевания человека, вызванные загрязнителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Назовите основные способыочистки выбросов для сохранениякачества атмосферного воздуха.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
14. Изучив состав земель Российской Федерации, укажите, какиеземлинуждаются в приоритетной охране и почему.
Состав земель Российской Федерации
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
15. Назовите причины ветровой и водной эрозии почв и мерызащиты земель от эрозии.
|
Причины: |
|
Меры по защите земель: |
|
|
Ветровая эрозия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первичная водная эрозия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторичная водная эрозия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Охарактеризуйте вред плодородному слою почвы исельскохозяйственной продукции, причиняемый химизацией сельскогохозяйства.
|
Негативное воздействие химизации сельского хозяйства на плодородный слой почвы: |
Негативное воздействие химизациисельского хозяйства насельскохозяйственную продукцию: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Дайте определение понятиям экозащитная техника иэкозащитные технологии. Экозащитная техника–
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
17. Поясните смысл понятия малоотходные технологии.
![]()
![]()
![]()
18. Назовите современные способы очистки сточных вод.
![]()
![]()
![]()
![]()
19. Назовите современные способы очистки выбросов.
![]()
![]()
![]()
![]()
20. Дайте определение понятияморганическое животноводство иземледелие? Органическое земледелие –
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
21. Поясните термин «экологизация сельского хозяйства», чемотличается
«глубокаяэкологизация» от «поверхностной».
![]()
![]()
![]()
|
Поверхностнаяэкологизация сельского хозяйства |
Глубокаяэкологизация сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]()
22.Назовите категории и цели особо охраняемых природных территорий РФ.
![]()
![]()
![]()
23. Дайте определение понятиям животный и растительный мир.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
24. Назовите вымерших по вине человека представителей животного мира.
![]()
![]()
![]()
25. Назовите вымерших представителей растительного мира.
![]()
![]()
![]()
26. Перечислите меры охраны животного и растительного мира.
![]()
![]()
![]()
27. Назовите представителей редких и исчезающих животных, растений, обитающих на территории Пермского края.
![]()
![]()
![]()
![]()
28. Дайте определение понятию «система управления окружающейсредой».
![]()
![]()
![]()
![]()
29. Дайте определения понятию «экологический мониторинг», назовите его цель и задачи.
![]()
![]()
![]()
30. Дайте определения понятиям «экологическая экспертиза», «экологический контроль». Экологическая экспертиза –
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
31. Укажите, какие виды экологического управления можноприменить в деятельности сельскохозяйственных предприятий.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Тема 3.1: Экология и здоровье человека. Риски снижения экологической безопасности сырья и готовой продукции.
1. Назовите факторы окружающей среды, негативно влияющие на здоровье человека.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
2. Заполните таблицу и укажите влияние на здоровье человека наиболее опасныхзагрязнителей, приведите примеры источников и путей поступления загрязнителей всырье и пищевую продукцию,
Таблица 3.1
|
№ |
Загрязнитель |
Влияние на здоровье человека |
Источник поступления в окружающую среду |
Пути поступления в сырье и готовую продукцию |
|
1 |
Ртуть, Hg органические соединения ртути |
|
|
|
|
2 |
Кадмий, Cd |
|
|
|
|
3 |
Свинец, Pb |
|
|
|
|
4 |
Пестициды |
|
|
|
|
5 |
Нитраты |
|
|
|
|
6 |
Нитриты |
|
|
|
|
7 |
Диоксины |
|
|
|
|
8 |
Радионуклиды |
|
|
|
|
9 |
Антибиотики и другие вещества, используемые в ветеринарии |
|
|
|
|
10 |
Бензо(а)пирен |
|
|
|
|
11 |
ПАУ (Полициклические ароматические углеводороды) |
|
|
|
|
12 |
Пищевые добавки |
|
|
|
|
13 |
Меламин |
|
|
|
|
14 |
Пластификаторы |
|
|
|
|
15 |
Бактериальные токсины и микотоксины |
|
|
|
Вывод:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3. Опираясь на данные таблицы 3.1, укажите какие загрязнители, вызывают риски снижения экологической безопасности пищевой продукции на разных стадиях производства
(рис. 1)
|
Рис 1. Снижение экологической безопасности пищевой продукции на разных стадиях производства: 1 - тяжелые металлы; 2 - пестициды;3 - нитраты; 4 - диоксины; 5 - вещества, используемые в ветеринарии;6 - радионуклиды; 7 - нитриты, нитрозоамины; 8 - полиароматические УВ; 9 - пищевые добавки; 10 - мономеры; 11 - пластификаторы; 12 - микотоксины |
Загрязнители на стадии получения сырья:
![]()
![]()
![]()
![]()
Загрязнители на стадии переработки сырья:
![]()
![]()
![]()
![]()
Загрязнители на стадии упаковки готовой продукции:
![]()
![]()
![]()
![]()
Загрязнители на стадии хранении:
![]()
![]()
![]()
4. Дайте определение понятию «экологическое право».
![]()
![]()
![]()
![]()
Укажите роль экологического права в охране окружающей среды.
![]()
![]()
![]()
5. Приведите пример федеральных законов, применяемых дляохраны окружающей среды при осуществлении сельскохозяйственнойдеятельности.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
6. Укажитевиды профессиональной ответственности занарушение требований в области охраны окружающей средык осуществлениюсельскохозяйственной деятельности.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
7. Назовите основныеэкономические рычаги в организации охраныокружающей среды.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
8. Укажите, за виды негативного воздействия на окружающуюсреду взимается плат, согласно № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
![]()
![]()
![]()
![]()
9. Приведите пример экономическихмеханизмов при выдачелицензии наприродопользование или при заключении договоров природопользования.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
10. Напишите, как рассчитается сумма возмещения ущерба,причиненного экологическим правонарушением.
![]()
![]()
![]()
![]()
11. Разъясните суть концепции устойчивого развития.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
12. Опишите меры, предпринятые мировым сообществом дляборьбы с разрушением озонового слоя.

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
13. Опишите меры, предпринятые мировым сообществом дляборьбы с изменение климата.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
14. Проведите анализ микроэкономической системы: предприятие, домохозяйство, природа (рис. 2) и сделайте выводы.

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
15. Составьте таблицу решения экологических проблем системы «предприятие,домохозяйство, природа» при переработке отходов и финансированию мероприятий поохране природы
Таблица 3.2
|
Проблема |
Пути решения |
|
Оптимальное ИспользованиеПР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Заполните схему: структура экологических издержек (рис.3).
Рис. 3. Структура экологических издержек
17. Выберите один правильный ответ:
|
К какой группе экологических издержек относят экологическое страхование: |
Ответ: |
|
1) постзатраты; |
|
|
2) экономический ущерб; |
|
|
3)предзатраты. |
|
|
|
|
|
К какому виду экологических издержек,затрат со стороны факторов производства относят затраты на реализациюприродоохранных мероприятий: |
|
|
1) текущие затраты предприятия; |
|
|
2) экономическийущерб от выбросов ЗВ в ОС; |
|
|
3) издержки предотвращения загрязнения. |
|
|
|
|
|
Выберите, какие издержки производственныхпредприятий характеризуют затраты на очистку 1 т выбросов ЗВ в ОС: |
|
|
1) суммарныеиздержки; |
|
|
2) удельные издержки; |
|
|
3) издержки предотвращения загрязнения. |
|
18. Расшифруйте смысловое значение параметров на графике определенияэффективного уровня загрязнения природной среды (рис. 4)
Рис. 4Определение эффективного уровня загрязнения природной среды
МАС –
![]()
МД –
![]()
Q –
![]()
P –
![]()
Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).
Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.
Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.
Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.
Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.
Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.
Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).
Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.
Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).
Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.
Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли.
Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду.
Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода.
Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др.
Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом. Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания.
Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории.
Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам.
Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ.
Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных.
Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.
Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами.
Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях.
Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях.
Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему).
Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.
Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.
Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени.
Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований. Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля).
Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.
Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов.
Консумент - организм, питающийся органическим веществом.
Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли.
Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы.
Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо.
Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков.
Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга.
"Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга.
Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации. Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью.
Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона.
Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов.
Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.
Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран.
Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.
Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование.
Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.
Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае тепло потери ниже.
Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате.
Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих.
Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.
Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.
Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами.
Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений.
Сообщество - совместно живущие в определенном пространстве автотрофы и гетеротрофы (или один из них).
Среда обитания - все, что окружает организм.
Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды.
Стресс - состояние напряжения организма - совокупность защитных физиологических реакций в организме животных и человека в ответ на воздействие. Стресс неблагоприятных (холода, голода, загрязнения окружающей среды и т.д.) или некмочительно благоприятных (радости и т.д.) факторов.
Сукцессия - последовательная смена биоценозов, возникающая по одной и той же территории под влиянием природных, антропогенных факторов или их взаимодействие.
Тератоген - вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии.
Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений.
Эволюция - необратимое, направленное историческое развитие живой природы.
Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды.
Экологическая ниша - положение, которое занимает вид в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т.д.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.
Экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором биотические и абиотические компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.
Эпидемия - быстрое и непрерывное распространение инфекционных заболеваний в пределах какой-либо совокупности организмов или определенного региона.
1. Экология и здоровье человека.
2. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
3. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.
4. Экология человека и социальные проблемы.
5. Экологическая культура человека.
6. Прогноз последствий взаимодействий человека с природой.
7. Город – новая среда обитания человека и животных.
8. Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью студентов.
9. Значение невозделываемых и исключаемых из хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы (заповедники и др. охраняемые территории). Заповедное дело в России.
10. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.
Конференции
1. Экология России.
2. Экология вашего города.
3. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России. 4. Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.
[1] . Приведите пример возобновляемым и невозобновляемымприродным ресурсам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.