Методическое сопровождение ФГОС СОО на муниципальном уровне.
Сегодня в системе образования страны происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом её на федеральные государственные образовательные стандарты. С 01 сентября 2011г. уже в штатном режиме осуществлен переход всех общеобразовательных учреждений на ФГОС НОО. С 01 сентября 2015г. - на ФГОС ООО. С 1 сентября 2020 года запланирован переход школ на ФГОС СОО. В Маслянинском районе с 1 сентября 2018 года в пилотном режиме на ФГОС СОО переходит Маслянинская СОШ № 1. К 2020 году ФГОС СОО должен быть введен во все СОШ района.
Нормативная база введения ФГОС СОО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов.
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
3) Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
4) Примерная основная образовательная программа среднего общего образования;
5) Профессиональный стандарт педагога.
6) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Исходя из содержания этих документов всем участникам образовательного пространства Маслянинского района необходимо сопровождение по различным направлениям, а именно: кадровое; финансово-экономическое; материально-техническое; психолого-педагогическое; информационно-методическое.
На основе этого МКОУ ДПО «ИМЦ» Маслянинского района разработана программа методического сопровождения введения ФГОС СОО.
Цель программы: создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС СОО.
Главными задачами программы являются:
- создание информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов общеобразовательных учреждений в условиях перехода на ФГОС СОО;
- обеспечение сопровождения перехода «пилотных» школ на стандарт второго поколения в средней школе;
- изучение, обобщение и интеграция положительного опыта реализации образовательными учреждениями района ФГОС СОО.
- информирование педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования; инновационными процессами;
Педагог - ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного учащегося зависит от качества профессиональной подготовленности преподавателя.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Нововведения часто встречают сопротивление, обусловленное психологическими и социальными причинами, поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс. Следовательно, методическая служба, организованная на базе МКОУ ДПО «ИМЦ», должна дифференцировать свою помощь в зависимости от отношения к инновациям субъектов образовательного процесса. Условно, среди педагогов, можно выделить 4 группы людей: активные сторонники инноваций, «инертные» педагоги, «традиционщики» и «равнодушные». Для каждой группы, соответственно необходим свой род деятельности и цель, которую необходимо достигнуть. Например:
|
Содержание деятельности |
Цель |
Активные сторонники инноваций |
Работа в творческих группах, активных семинарах, погружения, тренинги, практическая деятельность (открытые уроки) |
Вывести на более высокий уровень |
«Инертные» |
Участие в семинарах, педсоветах, тренингах, научно-исследовательской деятельности |
Приобщить к участию в работе |
«Традиционщики» |
Показ результатов и достижений, работа в ШМО и РМО, получение информации на педсоветах и мероприятиях |
Ознакомление с преимуществами инноваций |
«Равнодушные» |
Введение в проблему, сравнение результатов, ознакомление с мнениями изучения практического опыта |
Убедить в преимуществах использования инноваций |
На базе «ИМЦ» мы предлагаем следующие формы работы для педагогов: системное обучение, эксперимент (практика), общение.
Источники повышения квалификации |
Формы методической работы |
Систематическое обучение |
- организация обучения на проблемных и квалификационных курсах; - организация участия в работе муниципальных, областных, федеральных методических семинарах, вебинарах; - организация и проведение методических семинаров, тематических совещаний; - организация работы «Школы молодого учителя»; - организация работы районных методических объединений |
Эксперимент Практика |
- работа в проблемных и творческих группах по изучению методических материалов и разработке необходимых документов для реализации ФГОС СОО; - работа в рамках муниципальной площадки «Образовательные тренды»; - внедрение в практику современных педагогических технологий; - обобщение опыта инновационной педагогической деятельности, муниципальная площадка «Мобильный учитель» |
Общение |
- участие в работе районных методических объединений, творческих и проблемных группах; - выступления на педагогических конференциях; - проведение и посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов; - участие в конкурсах профессионального мастерства; |
Среди этих форм, педагог сможет выбрать именно те, которые подойдут именно ему.
На данный момент уже функционируют «Школа молодого педагога», «Мобильный учитель», площадка «Образовательные тренды», организованна работа районных методических объединений, конкурсы профессионального мастерства. На 2018 год запланировано проведение методических семинаров для заместителей директоров по УВР и заседания районных методических объединений учителей-предметников по теме «Введение ФГОС СОО». Совместно с «Образованием Сибири» ведется работа по подготовке и проведению проблемных курсов и семинаров по данному вопросу. На протяжении всего периода введения ФГОС СОО (с 2018 по 2020 годы) будут организованы совещания, семинары и вебинары как для администрации школы, так и для всех желающих педагогов. Сейчас мы ведем работу по организации проблемных и творческих групп по изучению методических материалов и разработке необходимых документов для реализации ФГОС СОО. Приглашаем всех желающих педагогов, принять участие в работе такой проблемной группе.
Несмотря на это, мы предполагаем, что столкнемся с определенными рисками при введении данной программы. Это, риск негативного отношения к Стандарту среди участников образовательного процесса (с чем уже приходилось сталкиваться при введении ФГОС НОО и ФГОС ООО); Риск неэффективного управления, администрирования процессом; Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля за соблюдением стандарта; Риск несоблюдения требований к условиям реализации средней образовательной программы. Все риски рассмотрены и по каждому из них предложены свои пути решения.
Введение ФГОС СОО в пилотной, позволит нам выявить положительный результат и недостатки в период реализации программы. На протяжении всего периода введения ФГОС СОО методической службой «ИМЦ» будет вестись мониторинг и анализ информации (предварительной и текущей), что позволит определить сбои в программе, скорректировать план, разработать рекомендации по устранению сбоев в процессе введения ФГОС СОО и спрогнозировать дальнейшую деятельность на муниципальном уровне.
Таким образом, предполагается, что к 2020 году 100% средних общеобразовательных школ района перейдет на ФГОС СОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.