Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
23.04.2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЦЕ» В НАПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СТЕНАХ ДЕТСКОГО САДА. В содержании пособия представлены различные методы развития речи детей с нарушением интеллекта (дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, ИЗО деятельность.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ -К особым детям с добрым сердцем-.docx
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................
I Краткая характеристика детей с нарушениями в интеллектуальном
развитии................................................................................................................
1.1 Понятие «умственная отсталость» ................................................................
1.2 Основные функции речевой деятельности и ее нарушения у детей с
умственной недостаточностью.............................................................................
II Методы и приёмы развития речи и коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с нарушением интеллекта .............................................
2.1 Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи .........
2.2 Развитие речи и коммуникативных навыков детей посредством игр –
драматизаций и сюжетно – ролевых игр........................................................
2.3 Роль изобразительной деятельности в развитии речи дошкольников с
нарушением интеллекта........................................................................................
III Методические разработки творческой группы «Золотое сердце» в
направлении развития речи дошкольников с нарушением интеллекта в
стенах детского сада..........................................................................................
Приложение 1 ...................................................................................................
Приложение 2 ........................................................................................................
Приложение 3 .......................................................................................................
Приложение 4 ........................................................................................................
Приложение 5 ........................................................................................................
Литература .............................................................................................................
2
4
4
5
8
8
10
15
17
22
25
30
31
44
47
1 ВВЕДЕНИЕ
Речь – это процесс общения; язык – система выработанных
предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических
средств, используемых в процессе общения. Речь тесно связана со всей
психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и
другими.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития
ребенка. Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная
функция речи — коммуникативная. Речь — это прежде всего средство общения,
средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и
переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и
является речь.
Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка. На
первом году его жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга —
мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных
действий, а речь — в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов,
обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления
и речи, которые шли до сих пор раздельно, пересекаются, совпадают. По словам Л.
С. Выготского, происходит встреча мышления и речи, которая дает начало
совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека.
Выготский рассматривал значение слова «не только как единство мышления и
речи, но и как единство общения и обобщения, коммуникации и мышления».
Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу
совершенно новой форме человеческой жизни — вербальному, речевому
мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности
которого безграничны. Этой важнейшей для раннего возраста линии развития
ребенка — развитию речи — будет посвящена следующая глава.
А.Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
1й – подготовительный до 1 года;
2 В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система
психической деятельности, которая связана с формированием речи. Крик, плач,
гуление, лепет, лепетная речь, первые слова – составляющие первого этапа
становления речи.
2й – преддошкольный – до 3 лет;
С появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления активной
речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих.
Первые слова носят общественносмысловой характер. С полутора лет слово
приобретает обобщенный характер.
К концу второго года появляется фразовая речь. К двум годам речь
становится основным средством общения. На третьем году возникает способность
к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов.
3й – дошкольный – до 7 лет;
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и
овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом
развитии ребенка формируется к 45 годам.
Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство
языка, словотворчество.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя
речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функция речи. В этом
возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает
содержание картинок.
К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. В этот
период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается
формирование правильного звукопроизношения.
К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие
отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту
дети полностью овладевают разговорнобытовым стилем.
4й – школьный – от 7 до 17 лет.
Особенность данного возраста – сознательное усвоение.
Более подробно о данном возрасте будет говориться ниже.
Развитие общения качественносвоеобразных целостных образований,
представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной
деятельности и называемых формами общения.
В современной психологии умственно отсталых детей речь рассматривается
как особый вид деятельности и как познавательный процесс.
Наряду с игрой, учением, трудом речевое общение является важнейшим
видом деятельности. В общении происходит обмен мыслями, выражение чувств,
3 воздействие на поведение ребенка и взрослого человека. Среди различных
проявлений аномального развития психики умственно отсталых детей особое
место занимают отклонения в речи.
I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
1.1 Понятие «умственная отсталость»
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение
преимущественно познавательной деятельности, а также эмоциональноволевой и
поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного
мозга, имеющим диффузный характер.
Большинство среди умственно отсталых составляют лица, имеющие
медицинский диагноз – олигофрения (в переводе с греческого oligosмалый, phren
– ум) – особая форма психического недоразвития.
В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детейолигофренов
различают три группы:
• идиотия – наиболее тяжелая;
• имбецильность – менее тяжелая;
• дебильность – относительно легкая.
Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей
требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода. Согласно
международной классификации (МКБ – 10), выделяют четыре формы умственной
отсталости:
• легкую (IQ4069);
• умеренную (IQ3549);
• тяжелую (IQ2034);
• глубокую (IQниже 20).
Легкая степень умственной отсталости соотносится с дебильностью,
умеренная – пограничная между легкой и тяжелой, тяжелая умственная
отсталость – имбецильность.
Этиологические факторы олигофрений:
• эндогенные (наследственные);
• экзогенные (воздействие различных химических препаратов, радиация и
т.д.)
4 • смешанный характер олигофрении.
Признаки олигофрении:
• стойкость;
• необратимость;
• органическое происхождение дефекта;
• непрогредиентность (не носит прогрессирующего характера).
При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами
являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его
плохая восприимчивость нового.
Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие этих детей с
первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в
течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или
позднее проявление интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители,
преобладание вялости и сонливости, что не исключает крикливости, беспокойства
и т.п.
У умственно отсталых детей не возникает со временем:
эмоциональное общение со взрослыми, “комплекс оживления” отсутствует
или неполноценен;
интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках
взрослого;
новая форма общения жестовое общение, возникающее на основе
совместных действий со взрослыми;
умение различать своих и чужих людей.
У детей с умственной отсталостью на первом году жизни не развиваются
действия с предметами, отсутствует хватание, что серьезно сказывается на
развитии восприятия и зрительнодвигательной координации, что в свою очередь
отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.
В начале дошкольного периода (в 23 года) происходят некоторые сдвиги в
овладении манипуляций с предметами. Например, малыш берет игрушку, тянет ее
в рот, но не рассматривает, практических действий с ней не выполняет.
Далее (на 34 году) интеллектуальная недостаточность продолжает
проявляться в особенностях поведения и игровой деятельности. Дети медленно
овладевают навыками самообслуживания,
не проявляют живости,
любознательности, которые свойственны здоровому ребенку. Интерес к
окружающим предметам и явлениям остается весьма низким, кратковременным.
Игры их характеризуются простым манипулированием,
непониманием
элементарных правил игры, слабостью контактов с детьми, меньшей
подвижностью.
В старшем дошкольном возрасте отсутствует желание заниматься
интеллектуальными играми, повышен интерес к подвижным, нецеленаправленным
играм. Дети несамостоятельны, безынициативны, больше подражают, копируют.
1.2 Основные функции речевой деятельности и её нарушения у детей с
5 умственной недостаточностью
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается
от развития речи детей дошкольного возраста с нормой. Актуальность и
значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным
недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной
связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
У умственно отсталого ребенка ко времени поступления в школу, практика
речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего тричетыре года.
Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность
недостаточна. Разговорнобытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это
затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на
вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно
осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий.
При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование речи
у умственно отсталых детей, следует исходить, прежде всего, из характерного для
них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным
изменениям и задержкам в умственном развитии.
развитие эмоциональноволевой сферы,
Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает
накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного
возраста у них нет готовности к ее усвоению. Не сформированы такие
предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, интерес к
окружающему,
в частности
эмоционального общения с взрослыми, не сформирован фонематический слух, не
развит артикуляционный аппарат. Многие дети с нарушением интеллекта не
начинают говорить и к 45 годам. С точки зрения развития речи дети с нарушением
интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются
дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и
простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет
ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной
стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает
истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить
полноценным источником передачи ему знаний и сведений. Фразовая речь
отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений.
Овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как
правило не происходит.
Особенно страдает связная речь. Одной из характерных особенностей
оказывается при этом стойкое нарушение согласования числительных с
существительным. Словарный запас в пассивной форме значительно превышает
активный, но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных
слов, и то не во всех случаях. Есть слова, которые ребенок с нарушениями
интеллекта может произносить к какойлибо картинке, предмету, но не понимает,
когда их произносит другой человек вне привычной ситуации. Это свидетельствует
6 о том, что у детей с нарушениями интеллекта длительно сохраняется ситуативное
значение слова. Семантическая нагрузка слова у этих детей много меньше, чем у
детей в норме того же возраста. Ситуативное значение слова, недостаточная
грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и
замедленность восприятия приводят к тому, что речь взрослого часто совсем не
понимается ребенком с нарушением интеллекта, либо понимается неточно, либо
искаженно. Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что
не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной
функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности
мимикожестикуляторными; имимичное (лишенное мимики) лицо, плохое
понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают
детей с нарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими
нарушениями. Овладение родным языком как средством и способом специфически
человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном возрасте. Развитие речи у детей происходит в процессе всех
видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а
также на специальных занятиях по развитию речи.
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от
развития речи детей дошкольного возраста с нормой.
Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает
накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного
возраста у них нет готовности к ее усвоению.
Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная
деятельность, интерес к окружающему, развитие эмоциональноволевой сферы, в
частности эмоционального общения со взрослыми,
не сформирован
фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат. Тяжелые речевые
дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и
поведении умственно отсталых детей. Нарушения речи затрудняют общение
ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания,
осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости.
Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает
сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой),
лексической, грамматической. В структуре речи умственно отсталых детей
прослеживается нарушение указанных компонентов.
7 II МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
2.1. Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи
Овладение родным языком как средством и способом специфически
человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном возрасте. Развитие речи у детей происходит в процессе всех
видов детской деятельности, в повседневной жизни, в общении с членами семьи, а
также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий у детей
создаются адекватные образы представлений об окружающей действительности;
происходит усвоение слов, обозначающих свойства предметов, усваиваются
причинноследственные связи. Весь приобретенный социальный и эмоциональный
опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную
содержательную основу. На специальных занятиях по развитию речи
систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в
процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь,
активизируется связная речь.
решаются специфические
коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая,
сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также
осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей. В процессе
развития речевой деятельности ребенка с отклонениями в интеллектуальном
развитии большое внимание должно быть уделено индивидуальным занятиям,
которые обычно направлены на формирование связной речи, грамматического
строя речи и коррекцию звукопроизношения. Основная цель речевого развития –
доведения его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя
индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно
Кроме того,
8 велики. Значительное место при решении вышеназванных задач и целей должно
занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры, основное
значение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному
употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей,
пополнение и активизация словаря словами разных частей речи. Упражнения,
связанные с выполнением движений, могут использоваться на физкультминутках, в
повседневной жизни, на прогулке дневной и вечерней. В процессе подвижных игр,
в ходе утренней гимнастики проводятся упражнения, в которых речевой материал
сочетается с действиями ребенка.
В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по
формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание
уделяется ведущей деятельности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы
моделируются различные ситуации речевого общения.
сказанные слова.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного и речевого
развития детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества,
необходимые для успешного умственного развития; проявляется способность
сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на
способность и склонность маленьких детей к подражанию, педагог побуждает их
воспроизводить показанные действия,
Развитие
сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие
усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач которая, должна
быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают
этими качествами. Вызывая подражание своим действиям и словам, педагог учит
детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих
возможностей делать то, что от них требуется. Получая пищу для своего ума,
маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На
занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему
показывают, овладевает определенными знаками. Он многое узнает о разных
предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет,
величина, вес, качество материала и др.
Как форма обучения детей, дидактическая игра содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно
является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра имеет определённую структуру — основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность
одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической
игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры;
результат (подведение итогов). Дидактическая задача определяется целью
обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом
и отражает его обучающую деятельность. В дидактической игре правила являются
заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами речевой и
9 познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение
дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их
внимание на выполнение конкретной задачи.
Дидактические игры по развитию речи умственно отсталых детей можно
разделить на несколько видов:
1. Дидактические игры на развитие речевого общения детей.
Эти игры способствуют формированию у умственно отсталых детей
предпосылок к деловому общению, учат обращаться друг к другу по имени,
согласовывать свои действия с действиями взрослого, запоминать имена
сверстников.
2. Игры на развитие голоса
Цель этих игр: развитие силы голоса, обучение детей говорить шёпотом и
громко.
3. Игры на координацию речи с движением
Эти игры способствуют выработке умения сочетать речь с движениями,
закреплению понятий «далеко», «близко», «высоко», «низко».
4. Дидактические игры по формированию лексикограмматических
категорий и навыков словообразования у детей.
Цель этих игр: уточнение, расширение и активизация словарного запаса
ребенка по определённой теме, закрепление тех или иных названий и понятий.
5. Дидактические игры с предметами
Эти игры способствуют пониманию и произнесению детьми обобщающих
слов: мебель, одежда, транспорт, посуда, игрушки, овощи, фрукты.
2.2 Развитие речи и коммуникативных навыков детей посредством
игр – драматизаций и сюжетно – ролевых игр
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя,
мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому
можем научиться сами и научить наших детей. Игра имеет большое значение в
жизни ребёнка, впрочем, как и в жизни взрослого.
10
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Методическое пособие "К особым детям с добрым сердцем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.