Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Оценка 5

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Оценка 5
Занимательные материалы +6
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
06.03.2018
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями. Методическое пособие предназначено студентам профессиональных педагогических учебных заведений, и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений для работы по формированию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями и целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности, а также для родителей и тех, кто интересуется проблемами формирования познавательного интереса у детей.Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями.
Методическое пособие На окне зимой и летом вечно зелен и красив.docx
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Методическое пособие  г. Ульяновск Автор – составитель: Кузнецова Лидия Руководитель: Ермолаева М. В., преподаватель общепрофессиональных  дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский социально – педагогический колледж» Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   ознакомления   с комнатными растениями.  Методическое   пособие   предназначено   студентам   профессиональных педагогических учебных заведений, и педагогическим работникам дошкольных образовательных   учреждений   для   работы   по   формированию   познавательного интереса   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   ознакомления   с комнатными   растениями  и   целенаправленной   организации   их   социально­ одобряемой   деятельности,   а   также   для   родителей   и   тех,   кто   интересуется проблемами формирования познавательного интереса у детей.  ОГЛАВЛЕНИЕ 2 От автора.………………………………………………….……………..………......4 Календарно   ­   перспективный   план   по   ознакомлению   детей   младшего дошкольного возраста с комнатными растениями ……………………………6 Приложение   …………………………………..………..………….……..……….14 Конспекты   ООД   по   ознакомлению   детей   младшего   дошкольного   возраста   с комнатными растениями …………………..…..……..…………….………………15 Занимательные опыты по ознакомлению с комнатными растениями ……….....30 Загадки о комнатных растениях …………………………………………………..33 Стихи о комнатных растениях …………………………………………………….37 Дидактические игры для ознакомления детей с комнатными растениями ..…...41 Пальчиковые игры …………………………………………………………………45 Диагностический инструментарий по выявлению уровня знаний детей младшего дошкольного возраста о мире комнатных растений ……………………….…….47 Консультации для родителей ……………………………………………….……..50 Иллюстрации комнатных растений ……………………………….………………64 Список используемых источников и литературы…………….…………..….70 3 ОТ АВТОРА «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем,  чтобы пройти мимо, не задев, не затронув». Е. Леонов В   дошкольном   детстве   закладываются   основы   личности,   в   том   числе позитивное   отношение   к   природе,   окружающему   миру.   Именно   дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие   возможности   для   экологического   воспитания.   Ведущую   роль   в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса   к   природе.  Интерес,   с   одной   стороны,   является   стимулом   развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.  Экологическое   воспитание   ­   это   формирование   осознанно   правильного отношения детей к объектам природы. Очень важно в детском саду заложить основы   экологического   воспитания   у   детей   младшего   дошкольного   возраста. Основной целью экологического воспитания является развитие практически – деятельного отношения к окружающей среде. Наряду с игровой активностью, огромное   значение   в   развитии   личности   ребёнка   имеет   познавательная деятельность,   в   процессе   которой   формируется   способность   к   начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут   обнаружить   новые   свойства   предметов,   их   сходство   и   различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. В   дошкольном   возрасте   ребёнок   всё   воспринимает   сердцем,   он   учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать. Необходимо научить ребёнка осознанно­правильному отношению к природе, радоваться   всему,   что   вызывает   добрые   чувства,   возмущаться,   негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. 4 А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др.  В   соответствии   с   ФГОС   ДО   в   центре   внимания   педагогов   должна   быть ориентация   образовательного   процесса   на   познавательные   возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с   ребенком,   чтобы   оно   было   направлено   на   формирование   познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Познавательное   развитие   предполагает   познавательную активность дошкольника.   А   чтобы   поддержать   познавательную   активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,   самостоятельно   искать   новые   сведения   о   мире, традиционно   рассматриваются   как   важнейшие   черты   детского   поведения. Удовлетворяя   свою   любознательность   в   процессе   активной   познавательно   – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде   детского   экспериментирования,   ребенок   с   одной   стороны   расширяет представления   о   мире,   с   другой   –   начинает   овладевать   основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причино – следственными, родо­ видовыми,   пространственными   и   временными   отношениями,   позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Таким   образом,   развитие   познавательной   активности   у   детей   вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.  5 Календарно ­ перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями СЕНТЯБРЬ ООД Тема:  Покажем Дюймовочке наш уголок природы Цель: Закреплять умение  детей ориентироваться в  Наблюдения Тема: Наблюдение  1.   Комнатные   растения украшают наш дом Цель: Формировать понятие  «комнатные растения»,  Трудовая деятельность При поливе комнатных  растений воспитатель дает  детям простые поручения:  подержать лейку, поставить ее  на место и т.п.  групповой комнате, знать,  где расположены игрушки,  выделяя основные признаки:  растут дома, в горшочках, за  предметы для  изодеятельности, книги и т.п. ними ухаживают люди. Эти  цветы не могут жить на  Формировать представление  об уголке природы: это  улице. Дать представление  об одном из назначении  место, где находятся  растения и животные. В  комнатных растений: они  красивые, украшают  уголке природы созданы  условия для удовлетворения  комнату. потребностей растений и  животных в свете, тепле,  питании. Учить детей  заботливому отношению к  обитателям уголка природы.  Тема: «В гостях у  бальзамина» Цель:  Дать   детям   знания   о внешнем виде бальзамина, о его   строении   ­   стебель листья,   цветки;   знания   о величине,   количестве   и характере листьев.   поверхности 6 Закреплять   знания   детей   о способах за ухода     растениями     о потребности   растений   в (полив), воде. Развивать   деятельность наблюдения, способности.   сенсорные Воспитывать интерес к миру  растений. ООД Тема:   Знакомство   с Тема: ОКТЯБРЬ Наблюдения   Наблюдение   за комнатными   растениями (герань)   поливом растений (герань) комнатных Цель: Познакомить детей с  новым комнатным растением,  имеющим типичное строение  Цель: Познакомить детей со  способом ухода за  комнатными растениями –  (ГЕРАНЬ), с целью уточнить  название частей растения:  поливом, предметами для  работы. Показать, как нужно  листья, стебель, ветки, цветы.  Познакомить с правилами  правильно поливать растения (не поднимать высоко носик  поливки растения. Учить  моделировать растение из  лейки, воду лить осторожно,  под растение). отдельных частей. Заучивание стихотворения ООД НОЯБРЬ Наблюдения Тема: «Сравнение  Тема:   Наблюдение   –   с комнатных растений –  герань и бальзамин»  Цель: Формирование умения  сравнивать листья растений  по следующим признакам:  окраске, форме, величине,  характеру поверхности,  водой и без воды (опыт 3) Цель: Формировать понятия  о потребностях растений,  выделить факторы внешней  среды для роста и развития  растений (вода). Наблюдение 4. Результаты  7 Трудовая деятельность Индивидуальная работа по  обучению правильному  поливу растений (на первых  порах держа руку ребенка с  лейкой) Трудовая деятельность Полив растений совместно с  детьми. В процессе работы  воспитатель объясняет  детям, что поливают  растения для того, чтобы они  лучше росли. опыта «С водой и без  воды». количеству листьев. Закрепление умений  пользоваться моделями. Упражнять в  обследовательских действиях (обвести, погладить) . Тема:   Мы   научились поливать растения    комнатные Цель: Уточнить и закрепить  представления о частях  растения: листья стебель,  цветок, корень. Дать  первоначальное  представление о  потребностях растения в  воде, свете, тепле, почвенном  питании; об уходе – создании  необходимых условий  (прежде всего своевременном  поливе). Воспитывать  желание помогать  воспитателю в уходе за  комнатными растениями. ООД Тема:   Знакомство   с Тема: ДЕКАБРЬ Наблюдения   Наблюдение   за комнатными   растениями (фикус) протиранием   широких листьев фикуса  Цель:    Познакомить детей с комнатным новым растением, имеющим     Цель: Знакомить детей со  способами ухода за  комнатными растениями,  типичное   строение,   но отличающиеся   от   знакомого инвентарем. Учить  осторожно, протирать  детям – формой и величиной влажной тряпочкой широкие  8 Трудовая деятельность Поручения под руководством воспитателя: полив  влаголюбивых растений,  уборка инвентаря. листьев   (большие,   широкие, гладкие, ровные, овальные и т.п.). Учить детей сравнивать два   растения,   моделировать растение   из   отдельных частей. Воспитывать интерес к комнатным растениям. ООД Тема:   Мытье   комнатных растений  Цель:  Закрепить   названия растений   и   знания   детей   о них.   Познакомить   детей   с растением   новым   большими   листьями, с   но отличающееся   от   фикуса строением   (АСПИДИСТРА, листья растений. Д/игра «Большие и  маленькие» Цель: Закреплять знания  детей о характерных  особенностях внешнего вида  комнатных растений, их  названия. Закрепить понятия «большие» – «маленькие».  (Найти растения с большими  и маленькими листочками,  большое и маленькое  растение, растения в  большом и маленьком  горшочке и т.п.) ЯНВАРЬ Наблюдения   Посещение Наблюдение. старшей   группы  наблюдения за работой детей для в  уголке   природы   по  уходу за комнатными растениями. Д/игра «Найди похожее» Цель: Упражнять детей в  названии растений, учить их  несложному описанию  Трудовая деятельность Поручения при поливе  растений: налить в лейку воды,  уборка инвентаря на место.  Упражнять детей правильно  держать лейку при поливе. КАЛАТЕЯ, КАЛЛЫ).   МАРАНТА, Дать   внешнего вида растения.  (Нади растение похожее на  представление   о   функциях листьев,   уточнить   способ травку, дерево; найди  растение похожее на  содержания   листьев   в чистоте.   Учить   протирать картинку, модель, как на  фото; найди два похожих  листья   влажной   тряпочкой. Поддерживать   интерес   к растениям   и   желание растения и т.п.) Опыт. На свету и в темноте Цель: Определить факторы  9 ухаживать ними. Побуждать к использованию за     слов:   ухаживать,   поливать, протирать листья. внешней среды,  необходимые для роста и  развития растений. ООД ФЕВРАЛЬ Наблюдения Тема:   Наше   комнатное Наблюдение за цветущими растение Цель:  Учить детей умению  передавать в аппликации  растениями Цель: Привлекать детей к  наблюдениям за комнатными свои впечатления от  наблюдений за комнатными  растениями, за изменениями  в их развитии. Учить видеть  растениями. Закрепить  название и строение  красоту в цветах, развивать  сенсорный опыт. растения (ФИКУС), цвет  величину, форму его частей.  (Данные наблюдения за  цветущими растениями  Учить сопоставлять  предметы по величине (внизу большие листья, вверху  поменьше) Закреплять  приемы правильного  раскладывания и  наклеивания фигур.  Совершенствовать приемы  намазывания клея. Обращать внимание на аккуратность в  работе с материалами. Учить работать вместе. ООД Тема:   Знакомство   с проводятся по мере их  цветения.) Д/игра «Один и много» Цель: Учить детей  несложному описанию  внешнего вида растений,  развивать наблюдательность. Учить моделировать  растения. (К растению с  одним цветком подобрать  изображение; найти  растение, у которого много  цветов; Найти цветы с  красными и белыми  цветками; посчитать стебли,  листья растений и т.п.) МАРТ Наблюдения   Наблюдение – комнатными   растениями исследование   «надо   ли 10 Трудовая деятельность Индивидуальная работа по  обучению протиранию широких  листьев растений (фикуса,  каллы, аспидистры и т.п.) Трудовая деятельность Привлекать к уходу за  комнатными растениями: полив растений, протирание  широких листьев фикуса и  длинных листьев кливии (кливия, зеферантес) поливать растения?» Цель: Познакомить детей с  новым комнатным  растением, имеющим  Цель: Формировать у детей  избирательный подход к  поливу растений одним из  нетипичное строение,  отличающиеся от  способов: по осязанию  (сырая земля липкая, сухая – предыдущих. Выделить  отличительные особенности  сыпучая). Развивать  сенсорный опыт  внешнего вида (похожие на  травку). Упражнять детей в  умении отвечать на вопросы, составляя несложное  описание комнатных  растений, учить сравнивать  их между собой. (рассматривание образцов  сырой и сухой почвы) Д/игра «Найди такой же» Цель: Закреплять знания  детей о комнатных  растениях. Учить узнавать  растения по фотографии,  картинке, модели. Учить  объяснять свой выбор,  сравнивая фото и объект. Опыт. Может ли растение  дышать? Цель: Выявить потребность  растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит  процесс дыхания у растения. ООД Тема: «Поможем зеленому другу» АПРЕЛЬ Наблюдения   Наблюдение рассаживанием цветка Продолжать Цель:  формировать внимательное и бережное   отношение   к Цель: Познакомить детей с  одним из способов  размножения комнатных  комнатным закреплять     растениям, о знания   растений – делением куста  (из одного растения – два).  строении и функциях частей Уточнить знания о  11 Трудовая деятельность за Поручения и совместная  работа детей и воспитателя по  пересадке остальных  комнатных растений: набрать в  горшочек земли, убрать  инвентарь на место. растения.   Формировать понятие, что растение живое:   оно Продемонстрировать растет. пересадку   растения   из маленького   горшка   в   более просторный.   Учить   детей сравнивать   предметы   по величине, употреблять слова «больше», «меньше». подземной части растения. Д/игра «Цветовод» Цель: Закреплять знания  детей о строении и  характерных особенностях  внешнего вида растений, их  названия. Учить составлять  модели комнатных растений. Опыт. Что нужно для  питания растениям? Цель: Установить  необходимость света для  питания растения. МАЙ ООД Наблюдения Трудовая деятельность Тема:   Мы   научились ухаживать за комнатными растениями Цель: Обобщить и закрепить знания   детей   о   комнатных растениях,   их   потребностях и   элементарных   способах ухода   за   ними.   Уточнить знания   о   строении   растения и   о   функциональном значении   Закрепить его     частей. названия известных растений. Воспитывать   интерес   к     «Что Поручения отдельным детям  по уходу за комнатными  растениями: полив растений,  протирание листьев,  наполнение леек водой,  уборка инвентаря. Наблюдение изменилось?» Цель: Привлечь детей к  осмотру растений в уголке  природы. Обратить внимание на изменения в их развитии  (появился новый лист, бутон  и т.п.) Связать начавшийся  бурный рост растений с  приходом весны  (увеличением солнечного  света и тепла) Д/игра «Узнай растение» Цель: Закрепить знания  детей о комнатных  комнатным цветам и желание за   ними   ухаживать   в растениях. Учить находить  растение по названию, по  дальнейшем. описанию­загадке. Опыт: «Есть ли у растения  органы дыхания?» 12 Цель: Определить, что все  части растения участвуют в  дыхании. 13 14 15 Приложение 1 ООД на тему:  «ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ» (ГЕРАНЬ) ЦЕЛЬ: Познакомить детей с комнатным растением, имеющим типичное строение (герань), с целью уточнить и закрепить название частей растения: листья, стебель, веточки, цветы. Познакомить с правилами поливки растений. Учить   составлять   модель   комнатного   растения   из   отдельных   частей. (Знакомство с д/игрой «Цветовод») МАТЕРИАЛ:   Персонаж   –   Дюймовочка,   комнатное   растение,   черенок, схема­рисунок строения растения, лейка, д/игра «Цветовод». ХОД: В гости к детям приходит Дюймовочка и приносит в подарок новое комнатное растение – герань (примула). П.:   Что   же   принесла   нам   Дюймовочка?   (цветы)   Комнатное   растение   – герань. Давайте поприветствуем его, улыбнемся ему, покажем, что мы ему рады. Давайте рассмотрим новый цветок.   в чем растет наш цветок? (цветок растет в горшке, в земле) какой   у   герани   стебель?   (стебель   у   герани   прямой,   толстый, зеленый вверху и темный внизу)   цветы)   На что похожа герань, на травку или деревце? Что располагается на стебле? (на стебле есть веточки и листья, Сколько веточек на стебле, много или мало? На веточках растут листочки. Какой они формы? Выберите у себя похожий   по   форме   листочек   (у   детей   на   столе   по   два   листочка, напоминающие по форме листья герани и фикуса).  Какого   цвета   листочки?   (листья   у   герани   зеленого   цвета) Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что еще можно сказать про листочки? (они мягкие, пушистые, пахнут)  Что еще есть у герани? (цветок) Какого он цвета. У герани много маленьких цветочков, собранных в зонтик. П.: Давайте составим наш новый цветок – герань. Педагог  вместе   с  детьми   выкладывает   на  фланелеграфе   модель  цветка (горшочек, ствол с веточками, дети прикладывают свои листочки, воспитатель приставляет цветок) еще раз называя части растения. Обобщает полученные детьми знания о герани. П.: Это комнатное растение – герань. Оно растет дома в горшочке. У нее прямой,   зеленый   стебель   с   веточками.   На   веточках   круглые,   зеленые листочки. Листочки у герани неровные, с мелкими волосками – мохнатенькие, мягкие, имеют запах. Цветочек живой, ему обязательно нужна вода, дадим ему попить. Предлагает   посмотреть,   как   при   поливе   вода   уходит   в   землю. Приговаривает:   «Носик   лейки   прислоню   к   горшку,   чтобы   вода   текла осторожно,   налью   ее   столько,   чтобы   цветок   напился   вдоволь.   Все   цветы живые, не могут жить без воды». Педагог   с   детьми   относит   цветок   в   уголок   природы,   определяет   ему место. П.: Герань очень любит солнышко, поэтому ее мы поставим поближе к окну (на окно). На окне в такую рань Распустилась герань. Круглые листочки,  пышные цветочки Даже очень хороши, Так решили малыши. ООД на тему:  «В ГОСТЯХ У БАЛЬЗАМИНА» ЦЕЛЬ: Дать детям знания о внешнем виде бальзамина, о его строении ­ стебель листья,   цветки;   знания   о   величине,   количестве   и   характере   поверхности листьев. Закреплять знания детей о способах ухода за растениями (полив), о потребности растений в воде. Развивать деятельность наблюдения, сенсорные способности. Воспитывать интерес к миру растений. МАТЕРИАЛ:   комнатное   растение   ­   бальзамин,   картинки   ­   модели, наборное полотно. СЛОВАРНАЯ   РАБОТА:   бальзамин,   стебель,   листья,   цветки,   гладкие, лейка. ХОД: 1 Игровой момент: Пришла   посылка   от   друзей   из   другого   детского   сада.   А   там   цветок  – бальзамин. Полюбуйтесь, посмотрите, какой он красивый, нарядный. 2 Художественное слово: «Цветок – огонек» 3 Рассматривание цветка: ­   Посмотрите   внимательно,   ребята,   на   бальзамин,   какие   яркие   у   него цветочки!   Поэтому   его   еще   иногда   называют   цветок   ­   огонек.   Цветки   у бальзамина яркие, их много, они похожи на огоньки. Какого цвета цветки у бальзамина? (красные). Воспитатель выставляет на наборное полотно модель цвета. 4 Обследование: ­ А что еще есть у бальзамина? (стебель). А на стебле что растет? (листья). Какого они цвета? Листочков много или мало? (воспитатель показывает   карточки,   обозначающие   численность,   выставляет   на   наборное полотно карточку, обозначающую большое количество). ­   Ребята,   посмотрите,   (их   много)   листья   у   бальзамина   большие   или маленькие? Давайте проверим. 5 Сравнение   величины   листка   со   своей   ладошкой:   дети   подставляют ладонь под листок и говорят: листочек маленький и воспитатель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку. 6 Обследование, вопросы: А как вы думаете, ребята, стебель у бальзамина гладкий   или   шероховатый   (шершавый)?   Как   мы   можем   это   проверить? (потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение. ­   Потрогай   стебель   бальзамина   и   скажи,   какой   он?   (гладкий).   Найди карточку   с   гладкой   поверхностью,   покажи   мне.   (выставляет   на   наборное полотно). ­ Потрогай лист и скажи, какой он (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне. 7 Пояснение: бальзамин ­ это комнатный цветок, потому что он живет в комнате;   бальзамин   живой,   также   как   и   мы,   он   дышит   листочками;   у бальзамина свой дом ­ горшок с землей. ­ А еще бальзамин питается? Вы знаете чем? (водой). Да, мы поливаем бальзамин, и он пьет воду корнями; корни находятся в земле. 8 Трудовое поручение: Возьмем леечку и польем наш бальзамин: леечку ставим на край горшка и аккуратно льем воду в землю. Вот так, правильно! Как   бальзамину   понравилось,   он   стал   веселым   (в   землю   можно   воткнуть картинку с улыбающимся личиком). 9 Подведение   итога:   У   нас   появилось   новое   комнатное   растение   ­ бальзамин. Мы много о нем узнали и научились за ним ухаживать (поливать). Ребята, смотрите, бальзамину у нас понравилось, он стал веселым ( в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком). Поставим его вот здесь, у окна. Оставайся у нас, бальзамин, мы рады тебе! ООД на тему: «МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» ЦЕЛЬ:   Уточнить   представления   детей   о   строении   растения:   листья, стебель, корни, цветок; о функциональном значении частей растения. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном   питании;   об   уходе   за   ним   –   создании   необходимых   условий (прежде   всего,   своевременно   поливать).   Воспитывать   желание   помогать воспитателю в уходе за растениями. МАТЕРИАЛ:   Комнатные   растения   (для   рассматривания   подобрать цветущее растение или растение с яркими листьями); луковица с корнями, игровой персонаж, лейки. Д/игра «Цветовод». ХОД:   Педагог   вместе   с   детьми   рассматривает   комнатные   растения   в уголке природы. П.: Дети, у нас в группе много растений. Они зеленые, красивые. Кто за ними ухаживает? Вы уже подросли, и я научу вас, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Стук в дверь, внесение персонажа – ежик. Е.: Ой, как много у вас зелени. Это, наверное, лес? П.: Ребята, это лес? Скажем дружно – комнатные растения, цветы. Е.: Посмотрю на растения поближе (подходит и показывает на листья). Как много у растений лап! П.: Ребята, скажите ежику, что это? (листья) Е.: Листья, надо запомнить. А это что за палка торчит из земли? П.: Это стебель. На стебле есть веточки и листочки. Запомнил ежик? Е.: Нет, не запомнил. Педагог предлагает 2 – 3 детям назвать и показать ежику части растения. Е.:   Сейчас   запомнил.   А   что   у   растения   спрятано   в   земле?   Можно посмотреть? П.: Ребята, кто знает, что у растения в земле? (корни) Вот такие корешки (показывает луковицу с корешками или черенок). На что похожи корешки? (на белые ниточки) Е.: У растения есть листья, стебель, корни в земле. А где же у растения голова? Где рот, чтобы есть и пить? П.: У растения нет головы, нет рта. Растение пьет воду и берет из земли питательные вещества корнями, всасывает их. По корням вода и питательные вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растет. Многие растения, когда вырастут, цветут красивыми цветочками. Покажите ежику, где   у   нашего   растения   цветы.   Найдите   в   уголке   природы   еще   цветущие растения. Е.:   Какие   красивые   цветочки.   Как   интересно.   Как   же   мне   это   все запомнить? П.: Чтобы запомнить, давайте поиграем в игру. (У каждого ребенка и у педагога наборы частей растения: стебель, корни, листья, цветок). Педагог и дети выкладывают на столе растение, называя его части. Е.: Я тоже хочу комнатное растение, чтобы оно росло и цвело. П.:   Для   того,   чтобы   растение   хорошо   росло   и   цвело,   за   ним   надо ухаживать. Е.: А как? П.: Ну, прежде всего, растение надо регулярно поливать водой. Сейчас я покажу ребятам, как правильно поливать комнатное растение, и ты, ежик, смотри   и   запоминай.   Педагог   показывает   способ   поливки   растения   и объясняет свои действия. П.: Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка. Поливать надо   землю   осторожно, Педагог предлагает 2 – 3 детям показать, как они будут поливать растения.   не   лить   воду   на   листья   и   стебель. П.:   Еще   растения   любят   тепло,   свет,   солнышко,  поэтому   их   ставят   на окно, в светлую часть комнаты, поближе к солнечному свету. В нашей группе, на окне, во зеленой, во стране, В расписных горшочках подросли цветочки.  Вот розан, герань, толстянка, колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку, я и все мои друзья. Е.: Я все понял. Сейчас пойду в цветочный магазин, куплю цветочек и буду   за   ним   ухаживать.   Спасибо   вам   ребята   за   то,   что   рассказали   мне   о комнатных растениях. До свидания. П.: Ребята, а вы научились ухаживать за растениями, поливать их. Сейчас вы   каждый   день   будете   помогать   мне,   ухаживать   за   нашими   комнатными растениями. ООД на тему:  «ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ» (ФИКУС) ЦЕЛЬ:   Познакомить   детей   с   новым   комнатным   растением,   имеющим типичное   строение,   но   отличающееся   от   знакомого   (герани)   формой   и величиной   листьев   (большие,   овальные,   гладкие   и   т.п.)   Учить   детей сравнивать два растения, составлять модель растения. Воспитывать интерес к комнатным растениям. МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (фикус и герань). Д/игра «Цветовод» ХОД: Воспитатель вносит и читает письмо от Дюймовочки, в котором она сообщает,   что   цветок   изображенный   на   фотографии   появился   в   уголке природы.   Дети   рассматривают   фотографию   и   вместе   с   педагогом   идут   в уголок природы искать новое растение. В уголке природы они обнаруживают новый цветок – фикус. П.: Давайте познакомимся с новым растением. Педагог   ставит   растение   на   стол   новое   растение   для   рассматривания. Спрашивает: «Какое растение нам подарила Дюймовочка в прошлый раз?» Один ребенок находит герань, и ее тоже ставят на стол. П.:   Это   комнатные   растения.   Как   называется   это   комнатное   растение? (герань) А это комнатное растение называют фикус. Давайте поприветствуем его, улыбнемся, скажем, весело (грустно, громко, тихо, как медвежонок и т.п.): «Здравствуй фикус!» Рассмотрим новый цветок:   в чем растет цветок? (наш цветок растет в горшочке, в земле)  что есть у цветка? (стебель, листья)  какой стебель у фикуса? (толстый, круглый, прямой) А у герани?   На что похоже новое растение: на дерево или на травку?  Что расположено на стебле? (на стебле есть веточки, листья)  Какой они формы? (листья у фикуса большие, овальные) а у герани? Выберите у себя листочек похожий на листок фикуса (модели).  Какого цвета листочки? Что еще можно сказать про листья фикуса? Погладьте их (они гладкие, широкие, ровные, блестящие, овальные, большие) А какие листочки у герани? (круглые, неровные, мохнатенькие, не блестят, пахнут).   Выберите   модель   листочка   герани   (из   бархатной   бумаги).   Что больше: листок фикуса или листок герани (дети прикладывают модели друг к другу и сравнивают). Воспитатель предлагает одной подгруппе выложить модель цветка фикуса (каждый берет по одному элементу: горшочек или корень, стебель, листья), а другой – герани. Педагог предлагает поставить цветы на место, уточняет с детьми, как надо ухаживать за комнатными растениями, поливает из лейки фикус, напоминает правила полива. ООД на тему:  «МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ И ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ РАСТЕНИЕМ – АСПИДИСТРА» ЦЕЛЬ:   Закрепить   названия   знакомых   растений   и   знания   детей   о   них. Познакомить детей с новым растением с большими широкими листьями, но строением отличающееся от фикуса (аспидистра, каллы, марантовые). Дать представления о функциях листьев, познакомить со способами содержания листьев   в   чистоте.   Учить   протирать   широкие   листья   влажной   тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья. МАТЕРИАЛ:   Комнатные   растения   с   широкими   большими   листьями, инвентарь для работы. ХОД:   Воспитатель   предлагает   навестить   зеленых   друзей   в   уголке природы.   Дети   обходят   растения,   называют   знакомые.   Обнаруживают   на фикусе знак «печаль».  П.: Что случилось, почему наш фикус грустит? Может, мы забыли его полить?   (дети   проверяют   землю   в   горшке   –   цветок   полит)   Давайте внимательно рассмотрим цветок, узнаем, почему он сегодня грустит. Педагог   проводит   пальцем   по   листу   и   обращает   внимание   детей   на оставшийся след. П.: Что такое? Да он пыльный, грязный, не умытый. Что же нам надо сделать, как помочь фикусу? Умоем наше растение. Посмотрите внимательно, нет ли в уголке природы еще растений с такими большими листьями, может и их надо умыть? Дети осматривают цветы в уголке природы и показывают на незнакомые растения (аспидистра, марантовые). П.: Это новое растение, его нам, наверное, тоже Дюймовочка прислала. Педагог предлагает рассмотреть растение. Называет новое растение.  на что похоже это растение: на дерево или на травку? У аспидистры нет стебля, листья растут прямо из земли на длинных черенках. Какие листья у аспидистры: большие или маленькие, какого они цвета? Педагог   предлагает   погладить   листья   растения   (листья   аспидистры большие, зеленые, гладкие) П.: Вот какой у нас новый зеленый друг. Аспидистра похожа на широкую травку,   у   нее   большие,   широкие,   гладкие,   зеленые   листья.   Листочки   у растений всегда должны быть чистыми, чтобы растение могло дышать. Мы дышим носом, а все растения дышат листочками. Сегодня мы будем учиться мыть листья растений – протирать листочки влажной тряпочкой. П.: Возле каждого растения лежат тряпочки. Я расправляю тряпочку на правой руке, на левую кладу листок фикуса (аспидистры), и осторожно, чтобы не повредить, протираю его тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и протру   его   снизу   (одновременно   с   объяснением   воспитатель   показывает приемы   работы)   Посмотрите,   какой   чистый   стал   листок.   А   теперь   вы подойдите к растениям и попробуйте сами протереть листья. Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, тактильно, при необходимости еще раз показывает приемы работы. В конце занятия предлагает полюбоваться, как чисто вымыты растения, как они теперь блестят. Воспитатель отмечает хорошую работу детей, подчеркивает, что они теперь   будут   не   только   поливать   растения,   но   и   протирать   листья. (Расставляются знаки «улыбка») Педагог уточняет еще раз название нового растения и ставит цветы на место в уголок природы. ООД на тему:  АППЛИКАЦИЯ «НАШЕ КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ» (коллективная работа) ЦЕЛЬ:   Учить   детей   передавать   в   аппликации   свои   впечатления   от наблюдений   за   комнатными   растениями.   Закрепить   название   и   строение растения, цвет, величину. Учить сопоставлять предметы по величине (внизу большие   листья,   вверху   поменьше).   Закреплять   приемы   правильного раскладывания   фигур.   Закрепить   приемы   намазывания   и   наклеивания. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами. Учить работать коллективно. МАТЕРИАЛ: Комнатное растение – фикус. Изображение стебля фикуса в горшке, готовые формы листьев (двух величин), клей, кисточки, салфетки. ХОД:   Воспитатель   читает   детям   письмо   от   ежика,   в   котором   он рассказывает   о   своем   комнатном   растении,   прислал   аппликационную картинку с его изображением. Ежик просит детей прислать изображение и написать название комнатного растения, про которое он слышал от совы: это комнатное растение растет в горшке, оно похоже на дерево, у него толстый ствол, большие овальные, толстые, гладкие, блестящие листья. П.: Ребята, вы не знаете, о каком растении спрашивает ежик? (еще раз читает описание цветка) Дети   называют   и   находят   цветок   в   уголке   природы.   Рассматривают, сравнивают   с   описанием,   уточняют   строение,   форму   и   цвет   листьев, направление роста, сопоставляют листья по величине (нижние и верхние). Педагог предлагает детям изобразить цветок аппликацией. Дети берут по одному готовому листочку и определяют его расположение на стебле. Вместе с педагогом уточняют правильность расположения, соответствие направления роста. Рассматривают выложенную композицию. П.:   Что   надо   сделать,   чтобы   листочки   не   отпали?   (приклеить) Педагог   уточняет   способы   намазывания   и   приклеивания,   использования материалов для аппликации. Дети намазывают и наклеивают фигуры. Педагог   еще   раз   уточняет   название   цветка,   сравнивает   изображение   с натурой и предлагает детям отправить его ежику. ООД на тему: «СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ – ГЕРАНЬ ДУШИСТАЯ И БАЛЬЗАМИН» ЦЕЛЬ: Формирование   умения   сравнивать   листья   растений   по   следующим признакам:   окраске,   форме,   величине,   характеру   поверхности,   количеству листьев.   Закрепление   умений   пользоваться   моделями.   Упражнять   в обследовательских действиях (обвести, погладить) . Оснащение: У детей ­ конверты с моделями признаков растений, корточки с двумя полосками, у воспитателя демонстрационный материал. ХОД: 1. Обезьянка прилетела на самолете из Африки, увидела у ребят в группе комнатные растения и сказала, что в Африке такие растения растут прямо на улице. А как они называются, она не знает. 2. Воспитатель предлагает детям рассказать, какие комнатные растения есть  у  них  в группе. Дети  называют  комнатные  растения  уголка  природы. Обезьянка   удивляется   как   дети   различают   растения.   Ей   кажется,   что   все одинаковые. Воспитатель   предлагает   научить   обезьянку   различать   растения   и предлагает ей выбрать любые два растения в уголке природы, которые ей понравятся. Обезьянка «выбирает» душистую герань и бальзамин. Растения   выставляются   на   невысоком   столике   в   центре   группы,   дети рассаживаются  на ковре  вокруг  стола. Воспитатель   выясняет  у детей, как называются   растения,   предлагает   вспомнить,   из   каких   частей   состоят   эти растения. Дети называют и выставляют на наборе полотно модели строения растения (корень, стебель, лист, цветок) . Обезьянка спрашивает у детей, зачем растению нужен корень и почему она его не видит. Дети объясняют. Воспитатель обобщает, что герань и бальзамин похожи тем, что у них, как и  у   всех   растений,  есть   корень,  стебель,  листья,  цветы.  Предлагает   детям подумать, чем же различаются эти растения и как научить обезьянку узнавать герань и бальзамин. С помощью воспитателя дети объясняют обезьянке, что листья у растения разные.   Дети   сравнивают   листья   по   величине,   характеру   поверхности, количеству, окраске и форме. Воспитатель задает соответствующие вопросы: ­ как узнать, какие листья по форме? (провести пальчиком по краю листа.) ­ какие листья по величине? По цвету? ­   как   проверить,   какая   поверхность   у   листа   герани,   бальзамина? (погладить) Дети   называют,   а   воспитатель   выкладывает   на   наборном   полотне соответствующие сенсорные модели. Для того чтобы обезьянка лучше запомнила, воспитатель предлагает детям рассказать   про   герань   и   бальзамин   по   порядку   с   помощью   подсказок­ картинок. Опираясь   на   модели,   дети   рассказывают   о   герани   и   бальзамине   по следующему плану: • Как называется это растение? • Из каких частей оно состоит? • Какого цвета листья? • Какой они формы? • Какие листья по величине? • Количество листьев (много или мало? 3. Воспитатель предлагает детям поиграть с обезьянкой в уголке природы в   игру   «Где   спряталась   матрешка».   По   ходу   игры   обезьянка   все   время «ошибается» в названии растений, дети ее исправляют. ООД на тему:  «ПОМОГИ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ» ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания детей о строении и функции частей растения.   Формировать   понятие,   что   растение   живое,   оно   растет. Продемонстрировать   пересадку   растения   из   маленького   горшка   в   более просторный.   Учить   детей   сравнивать   предметы   по   величине.   Закрепить понятия «больше», «меньше». МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, горшок большего размера, меньшего и такого   же   размера,   в   котором   находится   растение   для   пересадки.   Земля, инвентарь. ХОД: Дети вместе с педагогом осматривают комнатные растения в уголке природы. Все ли растения чувствуют себя хорошо. На всех растениях висит знак «улыбка» (они политы, вымыты). На одном из растений дети замечают знак   «печаль».   Вместе   с   педагогом   стараются   определить   причину: проверяют, полито ли растение? (растение полито, земля в горшке влажная) Чистые ли листочки? (Да, листочки чистые) П.: Что же тогда случилось, почему наш зеленый друг загрустил? Обращает внимание на то, что растение большое, а растет в маленьком горшке. Подводит детей к выводу, что растению нужен горшочек побольше. П.: Все наши растения живут в своих домиках – горшочках. Каждый в своем домике. Когда цветочек еще маленький, ему нужен маленький горшочек (демонстрирует небольшое растение в маленьком горшке). Но все растения живые и как вы, они тоже растут. Этот цветочек вырос и ему сейчас нужен другой домик. Давайте поменяем нашему зеленому другу домик, пересадим его в горшочек побольше. Педагог предлагает выбрать подходящий горшочек из трех предложенных (меньшего размера, такого же и большего размера). Дети выбирают нужный горшок, проверяя себя путем сравнения, приставляя горшочки к объекту. Педагог вместе с детьми переходят к столу для пересадки растения, на котором   расположен   инвентарь. оборудование (совок, лейка и т.п.)    Педагог   предлагает   рассмотреть В процессе рассматривания каждого предмета уточняет название, внешние характеристики и детали, а так же функциональное назначение. Далее педагог приступает к пересадке растения. Все свои действия он комментирует, задает вопросы детям, предлагает оказать посильную помощь. П.: Сначала растение надо аккуратно вынуть из горшка со старой землей. Что значит аккуратно? Я осторожно тяну растение за основной стебель, но растение   не   вытаскивается.   Значит,   что­то   его   там   держит,   давайте посмотрим. Педагог   бережно   вытаскивает   растение   вместе   с   комом   земли (предварительно аккуратно обведя его тупой стороной ножа по краю горшка) и   также   бережно   стряхивает   старую   землю   в   тазик   (при   этом   начинают оголяться корни растения). П.: Вот что так прочно держит растение в земле. Это корни. Корни не только держат растение и не дают ему упасть, но и с помощью их растение пьет воду. Посмотрите, какие большие корни у этого растения, они заполнили весь   горшок,   им   некуда   больше   расти.   Если   мы   не   пересадим   растение   в горшочек побольше, то оно может заболеть и погибнуть. И не будет тогда красивых листьев и цветов. Что еще есть у растения? (стебель, листья, цветы) Затем педагог начинает заполнять горшок свежей землей, привлекает к этому  детей. Наполнив   горшок   примерно  на  одну  треть, педагог   опускает туда растение, присыпает корни землей, слегка поливает землю. После этого насыпает еще земли, покрывая полностью корни, и снова поливает. Все любуются выполненной работой. Педагог заменяет знак «печаль» на знак «улыбка». Приложение 2 С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ ЦЕЛЬ:   Выявить   факторы   внешней   среды,   необходимые   для   роста   и развития растений (вода, свет, тепло) МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин), вода. ХОД: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели.   Составляют   модель   зависимости   растения   от   воды.   Дети   делают вывод, что растение без воды жить не может. НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ ЦЕЛЬ:   Определить   факторы   внешней   среды,  необходимые   для   роста   и развития растений. МАТЕРИАЛ:   черенок   комнатного   растения   в   горшочке,   коробка   из прочного картона, две емкости с землей. ХОД: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают   горшочек   с   черенком   растения   колпаком   из   картона. Зарисовывают результаты опыта через семь­десять дней (цветок под колпаком стал   светлым,   бледным).   Убирают   колпак.   Через   семь­десять   дней   вновь зарисовывают   результат   (цветок   на   свету   позеленел   –   значит,   в   нем образовалось питание) МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ? ЦЕЛЬ: Выявить  потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин. ХОД: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании   воздух   должен   поступать   внутрь   растения   и   выходить   из   него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином.   Дети   пытаются   дышать   через   трубочку   и   делают   вывод,   что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели   наблюдают   за   листьями.   Через   неделю   делают   вывод:   листочки «дышат»   своей   нижней   стороной,   потому   что   те   листочки,   которые   были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.  ЕСТЬ ЛИ У РАСТЕНИЯ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ? ЦЕЛЬ: Определить, что все части растения участвуют в дыхании. МАТЕРИАЛ: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. ХОД: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья во внутрь   растения.   Высказываются   предположения   о   том,   как   обнаружить воздух:   дети   рассматривают   срез   стебля   через   лупу   (есть   отверстия), погружают   стебель   в   воду   (наблюдают   выделение   пузырьков   из   стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист»: наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2­3 см. вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик   стебля   погрузился   в   воду.   Плотно   замазывают   отверстие   бутылки пластилином, как пробкой. Здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином.   Встав   перед   зеркалом,   отсасывают   из   бутылки   воздух.   Из погруженного   в   воду   конца   стебля   начинают   выходить   пузырьки   воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков в воду из стебля. КОМУ ЛУЧШЕ? ЦЕЛЬ: Выявить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. МАТЕРИАЛ: Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями. ХОД: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, с почвой. Наблюдают за ними до появления   первого   нового   листочка.   Оформляют   результаты   опыта   в дневнике   наблюдений   и   в  виде   модели   зависимости   растения   от   почвы  (у растения в почве новый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу, в воде растение слабое). ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЯМ? ЦЕЛЬ: Установить необходимость света для питания растения МАТЕРИАЛ:   Комнатные   растения   с   твердыми   листьями   (фикус, толстянка), лейкопластырь. ХОД: Взрослый предлагает детям письмо­загадку: что будет, если на часть листа не будет попадать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей   проверяются   опытом:   часть   листа   заклеивают   пластырем,   растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают, дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется. Приложение 3 На окне зимой и летом  Вечно зелен и красив.  Ярко­красным цветом  Горит нежно…                              (Бальзамин) Вырос кустик пышный,   На окне не лишний,   Листья незаметные,   А плоды запретные.                                 (Аспарагус)  Лист с горбочком, желобочком,   Шипы имеет, а ранить не умеет,   Зато лечит нас в любой час.(Алоэ) Зелёный, в колючках,  Похож на ежа, А цветки атласные Белые, жёлтые, красные. (Кактус) Журавлиный нос  Нам духи принёс. (Герань, или журавлиный нос.)     Вверх по стенке крутой,   По бетонке литой   Многоножка ползет,   С собой листья везет.(Плющ)   На целый век украсит дом,  И всех излечит в доме том.  Цветок тот неказист на вид,  Но как целитель знаменит. (Алоэ.) С молоком, а не коза,  С корой, а не лоза.(Фикус) На   Очищают воздух,  Создают уют,  окнах зеленеют,  Круглый год цветут.(Герань) Накрыт бокал с водицей  Ежовой рукавицей.(Кактус) Чтобы солнце сквозь стекло   К нам в окошко не пекло,   Я повешу шторочку,   На белую распорочку,   Не крючком плетеную ­   Живую и зеленую.(Традесканция)

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."

Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018