Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Оценка 5
Занимательные материалы +6
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
06.03.2018
Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями. Методическое пособие предназначено студентам профессиональных педагогических учебных заведений, и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений для работы по формированию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями и целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности, а также для родителей и тех, кто интересуется проблемами формирования познавательного интереса у детей.Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с комнатными растениями.
Методическое пособие На окне зимой и летом вечно зелен и красив.docx
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическое пособие
г. Ульяновск
Автор – составитель:
Кузнецова Лидия Руководитель: Ермолаева М. В., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский социально – педагогический колледж»
Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного
интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с
комнатными растениями.
Методическое пособие предназначено студентам профессиональных
педагогических учебных заведений, и педагогическим работникам дошкольных
образовательных учреждений для работы по формированию познавательного
интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с
комнатными растениями и целенаправленной организации их социально
одобряемой деятельности, а также для родителей и тех, кто интересуется
проблемами формирования познавательного интереса у детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
2 От автора.………………………………………………….……………..………......4
Календарно перспективный план по ознакомлению детей младшего
дошкольного возраста с комнатными растениями ……………………………6
Приложение …………………………………..………..………….……..……….14
Конспекты ООД по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с
комнатными растениями …………………..…..……..…………….………………15
Занимательные опыты по ознакомлению с комнатными растениями ……….....30
Загадки о комнатных растениях …………………………………………………..33
Стихи о комнатных растениях …………………………………………………….37
Дидактические игры для ознакомления детей с комнатными растениями ..…...41
Пальчиковые игры …………………………………………………………………45
Диагностический инструментарий по выявлению уровня знаний детей младшего
дошкольного возраста о мире комнатных растений ……………………….…….47
Консультации для родителей ……………………………………………….……..50
Иллюстрации комнатных растений ……………………………….………………64
Список используемых источников и литературы…………….…………..….70
3 ОТ АВТОРА
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем,
чтобы пройти мимо, не задев, не затронув».
Е. Леонов
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. Именно дошкольный
возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет
широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в
экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного
интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития
бережного отношения к природе, с другой – его результатом.
Экологическое воспитание это формирование осознанно правильного
отношения детей к объектам природы. Очень важно в детском саду заложить
основы экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
Основной целью экологического воспитания является развитие практически –
деятельного отношения к окружающей среде. Наряду с игровой активностью,
огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная
деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным
формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами
могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия,
предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится
сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы,
наблюдать.
Необходимо научить ребёнка осознанноправильному отношению к природе,
радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать,
встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.
4 А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического
образования следует как можно раньше. Усваивается всё прочно и надолго, когда
ребёнок слышит, видит и делает сам.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет,
но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть
ориентация образовательного процесса на познавательные возможности
дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие
с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного
интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательное
развитие
предполагает
познавательную
активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность,
необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается
ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая
жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в
виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет
представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причино – следственными, родо
видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими
связать отдельные представления в целостную картину мира.
Таким образом, развитие познавательной активности у детей вопрос
актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей
дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
5 Календарно перспективный план по ознакомлению детей младшего
дошкольного возраста с комнатными растениями
СЕНТЯБРЬ
ООД
Тема:
Покажем Дюймовочке наш
уголок природы
Цель: Закреплять умение
детей ориентироваться в
Наблюдения
Тема: Наблюдение
1. Комнатные растения
украшают наш дом
Цель: Формировать понятие
«комнатные растения»,
Трудовая деятельность
При поливе комнатных
растений воспитатель дает
детям простые поручения:
подержать лейку, поставить ее
на место и т.п.
групповой комнате, знать,
где расположены игрушки,
выделяя основные признаки:
растут дома, в горшочках, за
предметы для
изодеятельности, книги и т.п.
ними ухаживают люди. Эти
цветы не могут жить на
Формировать представление
об уголке природы: это
улице. Дать представление
об одном из назначении
место, где находятся
растения и животные. В
комнатных растений: они
красивые, украшают
уголке природы созданы
условия для удовлетворения
комнату.
потребностей растений и
животных в свете, тепле,
питании. Учить детей
заботливому отношению к
обитателям уголка природы.
Тема: «В гостях у
бальзамина»
Цель: Дать детям знания о
внешнем виде бальзамина, о
его строении стебель
листья, цветки; знания о
величине,
количестве и
характере
листьев.
поверхности
6 Закреплять знания детей о
способах
за
ухода
растениями
о
потребности растений в
(полив),
воде.
Развивать
деятельность
наблюдения,
способности.
сенсорные
Воспитывать интерес к миру
растений.
ООД
Тема:
Знакомство
с
Тема:
ОКТЯБРЬ
Наблюдения
Наблюдение за
комнатными растениями
(герань)
поливом
растений (герань)
комнатных
Цель: Познакомить детей с
новым комнатным растением,
имеющим типичное строение
Цель: Познакомить детей со
способом ухода за
комнатными растениями –
(ГЕРАНЬ), с целью уточнить
название частей растения:
поливом, предметами для
работы. Показать, как нужно
листья, стебель, ветки, цветы.
Познакомить с правилами
правильно поливать растения
(не поднимать высоко носик
поливки растения. Учить
моделировать растение из
лейки, воду лить осторожно,
под растение).
отдельных частей.
Заучивание стихотворения
ООД
НОЯБРЬ
Наблюдения
Тема: «Сравнение
Тема: Наблюдение – с
комнатных растений –
герань и бальзамин»
Цель: Формирование умения
сравнивать листья растений
по следующим признакам:
окраске, форме, величине,
характеру поверхности,
водой и без воды (опыт 3)
Цель: Формировать понятия
о потребностях растений,
выделить факторы внешней
среды для роста и развития
растений (вода).
Наблюдение 4. Результаты
7
Трудовая деятельность
Индивидуальная работа по
обучению правильному
поливу растений (на первых
порах держа руку ребенка с
лейкой)
Трудовая деятельность
Полив растений совместно с
детьми. В процессе работы
воспитатель объясняет
детям, что поливают
растения для того, чтобы они
лучше росли. опыта «С водой и без
воды».
количеству листьев.
Закрепление умений
пользоваться моделями.
Упражнять в
обследовательских действиях
(обвести, погладить) .
Тема:
Мы научились
поливать
растения
комнатные
Цель: Уточнить и закрепить
представления о частях
растения: листья стебель,
цветок, корень. Дать
первоначальное
представление о
потребностях растения в
воде, свете, тепле, почвенном
питании; об уходе – создании
необходимых условий
(прежде всего своевременном
поливе). Воспитывать
желание помогать
воспитателю в уходе за
комнатными растениями.
ООД
Тема:
Знакомство
с
Тема:
ДЕКАБРЬ
Наблюдения
Наблюдение
за
комнатными растениями
(фикус)
протиранием широких
листьев фикуса
Цель: Познакомить детей с
комнатным
новым
растением,
имеющим
Цель: Знакомить детей со
способами ухода за
комнатными растениями,
типичное строение,
но
отличающиеся от знакомого
инвентарем. Учить
осторожно, протирать
детям – формой и величиной
влажной тряпочкой широкие
8
Трудовая деятельность
Поручения под руководством
воспитателя: полив
влаголюбивых растений,
уборка инвентаря. листьев (большие, широкие,
гладкие, ровные, овальные и
т.п.). Учить детей сравнивать
два растения, моделировать
растение из
отдельных
частей. Воспитывать интерес
к комнатным растениям.
ООД
Тема: Мытье комнатных
растений
Цель: Закрепить названия
растений и знания детей о
них. Познакомить детей с
растением
новым
большими листьями,
с
но
отличающееся от фикуса
строением (АСПИДИСТРА,
листья растений.
Д/игра «Большие и
маленькие»
Цель: Закреплять знания
детей о характерных
особенностях внешнего вида
комнатных растений, их
названия. Закрепить понятия
«большие» – «маленькие».
(Найти растения с большими
и маленькими листочками,
большое и маленькое
растение, растения в
большом и маленьком
горшочке и т.п.)
ЯНВАРЬ
Наблюдения
Посещение
Наблюдение.
старшей группы
наблюдения за работой детей
для
в уголке природы по уходу
за комнатными растениями.
Д/игра «Найди похожее»
Цель: Упражнять детей в
названии растений, учить их
несложному описанию
Трудовая деятельность
Поручения при поливе
растений: налить в лейку воды,
уборка инвентаря на место.
Упражнять детей правильно
держать лейку при поливе.
КАЛАТЕЯ,
КАЛЛЫ).
МАРАНТА,
Дать
внешнего вида растения.
(Нади растение похожее на
представление о функциях
листьев, уточнить способ
травку, дерево; найди
растение похожее на
содержания листьев в
чистоте. Учить протирать
картинку, модель, как на
фото; найди два похожих
листья влажной тряпочкой.
Поддерживать интерес к
растениям и желание
растения и т.п.)
Опыт. На свету и в темноте
Цель: Определить факторы
9 ухаживать
ними.
Побуждать к использованию
за
слов: ухаживать, поливать,
протирать листья.
внешней среды,
необходимые для роста и
развития растений.
ООД
ФЕВРАЛЬ
Наблюдения
Тема: Наше комнатное
Наблюдение за цветущими
растение
Цель: Учить детей умению
передавать в аппликации
растениями
Цель: Привлекать детей к
наблюдениям за комнатными
свои впечатления от
наблюдений за комнатными
растениями, за изменениями
в их развитии. Учить видеть
растениями. Закрепить
название и строение
красоту в цветах, развивать
сенсорный опыт.
растения (ФИКУС), цвет
величину, форму его частей.
(Данные наблюдения за
цветущими растениями
Учить сопоставлять
предметы по величине (внизу
большие листья, вверху
поменьше) Закреплять
приемы правильного
раскладывания и
наклеивания фигур.
Совершенствовать приемы
намазывания клея. Обращать
внимание на аккуратность в
работе с материалами. Учить
работать вместе.
ООД
Тема:
Знакомство
с
проводятся по мере их
цветения.)
Д/игра «Один и много»
Цель: Учить детей
несложному описанию
внешнего вида растений,
развивать наблюдательность.
Учить моделировать
растения. (К растению с
одним цветком подобрать
изображение; найти
растение, у которого много
цветов; Найти цветы с
красными и белыми
цветками; посчитать стебли,
листья растений и т.п.)
МАРТ
Наблюдения
Наблюдение
–
комнатными растениями
исследование «надо ли
10
Трудовая деятельность
Индивидуальная работа по
обучению протиранию широких
листьев растений (фикуса,
каллы, аспидистры и т.п.)
Трудовая деятельность
Привлекать к уходу за
комнатными растениями: полив растений, протирание
широких листьев фикуса и
длинных листьев кливии
(кливия, зеферантес)
поливать растения?»
Цель: Познакомить детей с
новым комнатным
растением, имеющим
Цель: Формировать у детей
избирательный подход к
поливу растений одним из
нетипичное строение,
отличающиеся от
способов: по осязанию
(сырая земля липкая, сухая –
предыдущих. Выделить
отличительные особенности
сыпучая). Развивать
сенсорный опыт
внешнего вида (похожие на
травку). Упражнять детей в
умении отвечать на вопросы,
составляя несложное
описание комнатных
растений, учить сравнивать
их между собой.
(рассматривание образцов
сырой и сухой почвы)
Д/игра «Найди такой же»
Цель: Закреплять знания
детей о комнатных
растениях. Учить узнавать
растения по фотографии,
картинке, модели. Учить
объяснять свой выбор,
сравнивая фото и объект.
Опыт. Может ли растение
дышать?
Цель: Выявить потребность
растения в воздухе, дыхании.
Понять, как происходит
процесс дыхания у растения.
ООД
Тема: «Поможем зеленому
другу»
АПРЕЛЬ
Наблюдения
Наблюдение
рассаживанием цветка
Продолжать
Цель:
формировать внимательное и
бережное отношение к
Цель: Познакомить детей с
одним из способов
размножения комнатных
комнатным
закреплять
растениям,
о
знания
растений – делением куста
(из одного растения – два).
строении и функциях частей
Уточнить знания о
11
Трудовая деятельность
за
Поручения и совместная
работа детей и воспитателя по
пересадке остальных
комнатных растений: набрать в
горшочек земли, убрать
инвентарь на место. растения.
Формировать
понятие, что растение живое:
оно
Продемонстрировать
растет.
пересадку растения из
маленького горшка в более
просторный. Учить детей
сравнивать предметы по
величине, употреблять слова
«больше», «меньше».
подземной части растения.
Д/игра «Цветовод»
Цель: Закреплять знания
детей о строении и
характерных особенностях
внешнего вида растений, их
названия. Учить составлять
модели комнатных растений.
Опыт. Что нужно для
питания растениям?
Цель: Установить
необходимость света для
питания растения.
МАЙ
ООД
Наблюдения
Трудовая деятельность
Тема:
Мы научились
ухаживать за комнатными
растениями
Цель: Обобщить и закрепить
знания детей о комнатных
растениях, их потребностях
и элементарных способах
ухода за ними. Уточнить
знания о строении растения
и о функциональном
значении
Закрепить
его
частей.
названия
известных
растений.
Воспитывать интерес к
«Что
Поручения отдельным детям
по уходу за комнатными
растениями: полив растений,
протирание листьев,
наполнение леек водой,
уборка инвентаря.
Наблюдение
изменилось?»
Цель: Привлечь детей к
осмотру растений в уголке
природы. Обратить внимание
на изменения в их развитии
(появился новый лист, бутон
и т.п.) Связать начавшийся
бурный рост растений с
приходом весны
(увеличением солнечного
света и тепла)
Д/игра «Узнай растение»
Цель: Закрепить знания
детей о комнатных
комнатным цветам и желание
за ними ухаживать в
растениях. Учить находить
растение по названию, по
дальнейшем.
описаниюзагадке.
Опыт: «Есть ли у растения
органы дыхания?»
12 Цель: Определить, что все
части растения участвуют в
дыхании.
13 14 15 Приложение 1
ООД на тему:
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ» (ГЕРАНЬ)
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с комнатным растением, имеющим типичное
строение (герань), с целью уточнить и закрепить название частей растения:
листья, стебель, веточки, цветы. Познакомить с правилами поливки растений.
Учить составлять модель комнатного растения из отдельных частей.
(Знакомство с д/игрой «Цветовод»)
МАТЕРИАЛ: Персонаж – Дюймовочка, комнатное растение, черенок,
схемарисунок строения растения, лейка, д/игра «Цветовод».
ХОД: В гости к детям приходит Дюймовочка и приносит в подарок новое
комнатное растение – герань (примула). П.: Что же принесла нам Дюймовочка? (цветы) Комнатное растение –
герань. Давайте поприветствуем его, улыбнемся ему, покажем, что мы ему
рады. Давайте рассмотрим новый цветок.
в чем растет наш цветок? (цветок растет в горшке, в земле)
какой у герани стебель? (стебель у герани прямой, толстый,
зеленый вверху и темный внизу)
цветы)
На что похожа герань, на травку или деревце?
Что располагается на стебле? (на стебле есть веточки и листья,
Сколько веточек на стебле, много или мало?
На веточках растут листочки. Какой они формы? Выберите у себя
похожий по форме листочек (у детей на столе по два листочка,
напоминающие по форме листья герани и фикуса).
Какого цвета листочки? (листья у герани зеленого цвета)
Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что еще можно сказать про
листочки? (они мягкие, пушистые, пахнут)
Что еще есть у герани? (цветок) Какого он цвета. У герани много
маленьких цветочков, собранных в зонтик.
П.: Давайте составим наш новый цветок – герань.
Педагог вместе с детьми выкладывает на фланелеграфе модель цветка
(горшочек, ствол с веточками, дети прикладывают свои листочки, воспитатель
приставляет цветок) еще раз называя части растения. Обобщает полученные
детьми знания о герани.
П.: Это комнатное растение – герань. Оно растет дома в горшочке. У нее
прямой, зеленый стебель с веточками. На веточках круглые, зеленые
листочки. Листочки у герани неровные, с мелкими волосками – мохнатенькие,
мягкие, имеют запах. Цветочек живой, ему обязательно нужна вода, дадим
ему попить. Предлагает посмотреть, как при поливе вода уходит в землю.
Приговаривает: «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла
осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы
живые, не могут жить без воды».
Педагог с детьми относит цветок в уголок природы, определяет ему
место.
П.: Герань очень любит солнышко, поэтому ее мы поставим поближе к
окну (на окно).
На окне в такую рань
Распустилась герань.
Круглые листочки,
пышные цветочки
Даже очень хороши,
Так решили малыши.
ООД на тему:
«В ГОСТЯХ У БАЛЬЗАМИНА»
ЦЕЛЬ:
Дать детям знания о внешнем виде бальзамина, о его строении стебель
листья, цветки; знания о величине, количестве и характере поверхности
листьев. Закреплять знания детей о способах ухода за растениями (полив), о
потребности растений в воде. Развивать деятельность наблюдения, сенсорные
способности. Воспитывать интерес к миру растений.
МАТЕРИАЛ: комнатное растение бальзамин, картинки модели,
наборное полотно.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: бальзамин, стебель, листья, цветки, гладкие,
лейка. ХОД:
1 Игровой момент:
Пришла посылка от друзей из другого детского сада. А там цветок –
бальзамин. Полюбуйтесь, посмотрите, какой он красивый, нарядный.
2 Художественное слово:
«Цветок – огонек»
3 Рассматривание цветка:
Посмотрите внимательно, ребята, на бальзамин, какие яркие у него
цветочки! Поэтому его еще иногда называют цветок огонек. Цветки у
бальзамина яркие, их много, они похожи на огоньки. Какого цвета цветки у
бальзамина? (красные). Воспитатель выставляет на наборное полотно модель
цвета.
4 Обследование: А что еще есть у бальзамина? (стебель). А на стебле что
растет? (листья). Какого они цвета? Листочков много или мало? (воспитатель
показывает карточки, обозначающие численность, выставляет на наборное
полотно карточку, обозначающую большое количество).
Ребята, посмотрите, (их много) листья у бальзамина большие или
маленькие? Давайте проверим.
5 Сравнение величины листка со своей ладошкой: дети подставляют
ладонь под листок и говорят: листочек маленький и воспитатель выставляет
на наборное полотно соответствующую карточку.
6 Обследование, вопросы: А как вы думаете, ребята, стебель у бальзамина
гладкий или шероховатый (шершавый)? Как мы можем это проверить?
(потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение.
Потрогай стебель бальзамина и скажи, какой он? (гладкий). Найди
карточку с гладкой поверхностью, покажи мне. (выставляет на наборное
полотно). Потрогай лист и скажи, какой он (гладкий). Найди карточку с гладкой
поверхностью, покажи мне.
7 Пояснение: бальзамин это комнатный цветок, потому что он живет в
комнате; бальзамин живой, также как и мы, он дышит листочками; у
бальзамина свой дом горшок с землей.
А еще бальзамин питается? Вы знаете чем? (водой). Да, мы поливаем
бальзамин, и он пьет воду корнями; корни находятся в земле.
8 Трудовое поручение: Возьмем леечку и польем наш бальзамин: леечку
ставим на край горшка и аккуратно льем воду в землю. Вот так, правильно!
Как бальзамину понравилось, он стал веселым (в землю можно воткнуть
картинку с улыбающимся личиком).
9 Подведение итога: У нас появилось новое комнатное растение
бальзамин. Мы много о нем узнали и научились за ним ухаживать (поливать).
Ребята, смотрите, бальзамину у нас понравилось, он стал веселым ( в землю
можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком). Поставим его вот здесь,
у окна. Оставайся у нас, бальзамин, мы рады тебе!
ООД на тему:
«МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о строении растения: листья,
стебель, корни, цветок; о функциональном значении частей растения. Дать
первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле,
почвенном питании; об уходе за ним – создании необходимых условий
(прежде всего, своевременно поливать). Воспитывать желание помогать
воспитателю в уходе за растениями. МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (для рассматривания подобрать
цветущее растение или растение с яркими листьями); луковица с корнями,
игровой персонаж, лейки. Д/игра «Цветовод».
ХОД: Педагог вместе с детьми рассматривает комнатные растения в
уголке природы.
П.: Дети, у нас в группе много растений. Они зеленые, красивые. Кто за
ними ухаживает? Вы уже подросли, и я научу вас, как нужно ухаживать за
комнатными растениями.
Стук в дверь, внесение персонажа – ежик.
Е.: Ой, как много у вас зелени. Это, наверное, лес?
П.: Ребята, это лес? Скажем дружно – комнатные растения, цветы.
Е.: Посмотрю на растения поближе (подходит и показывает на листья).
Как много у растений лап!
П.: Ребята, скажите ежику, что это? (листья)
Е.: Листья, надо запомнить. А это что за палка торчит из земли?
П.: Это стебель. На стебле есть веточки и листочки. Запомнил ежик?
Е.: Нет, не запомнил.
Педагог предлагает 2 – 3 детям назвать и показать ежику части растения.
Е.: Сейчас запомнил. А что у растения спрятано в земле? Можно
посмотреть?
П.: Ребята, кто знает, что у растения в земле? (корни) Вот такие корешки
(показывает луковицу с корешками или черенок). На что похожи корешки? (на
белые ниточки)
Е.: У растения есть листья, стебель, корни в земле. А где же у растения
голова? Где рот, чтобы есть и пить?
П.: У растения нет головы, нет рта. Растение пьет воду и берет из земли
питательные вещества корнями, всасывает их. По корням вода и питательные
вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растет. Многие
растения, когда вырастут, цветут красивыми цветочками. Покажите ежику, где у нашего растения цветы. Найдите в уголке природы еще цветущие
растения.
Е.: Какие красивые цветочки. Как интересно. Как же мне это все
запомнить?
П.: Чтобы запомнить, давайте поиграем в игру. (У каждого ребенка и у
педагога наборы частей растения: стебель, корни, листья, цветок). Педагог и
дети выкладывают на столе растение, называя его части.
Е.: Я тоже хочу комнатное растение, чтобы оно росло и цвело.
П.: Для того, чтобы растение хорошо росло и цвело, за ним надо
ухаживать.
Е.: А как?
П.: Ну, прежде всего, растение надо регулярно поливать водой. Сейчас я
покажу ребятам, как правильно поливать комнатное растение, и ты, ежик,
смотри и запоминай. Педагог показывает способ поливки растения и
объясняет свои действия.
П.: Лейку нужно держать так, чтобы носик касался края горшка. Поливать
надо землю осторожно,
Педагог предлагает 2 – 3 детям показать, как они будут поливать растения.
не лить воду на листья и стебель.
П.: Еще растения любят тепло, свет, солнышко, поэтому их ставят на
окно, в светлую часть комнаты, поближе к солнечному свету.
В нашей группе, на окне, во зеленой, во стране,
В расписных горшочках подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка, колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку, я и все мои друзья.
Е.: Я все понял. Сейчас пойду в цветочный магазин, куплю цветочек и
буду за ним ухаживать. Спасибо вам ребята за то, что рассказали мне о
комнатных растениях. До свидания. П.: Ребята, а вы научились ухаживать за растениями, поливать их. Сейчас
вы каждый день будете помогать мне, ухаживать за нашими комнатными
растениями.
ООД на тему:
«ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ»
(ФИКУС)
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим
типичное строение, но отличающееся от знакомого (герани) формой и
величиной листьев (большие, овальные, гладкие и т.п.) Учить детей
сравнивать два растения, составлять модель растения. Воспитывать интерес к
комнатным растениям.
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (фикус и герань). Д/игра «Цветовод»
ХОД: Воспитатель вносит и читает письмо от Дюймовочки, в котором она
сообщает, что цветок изображенный на фотографии появился в уголке
природы. Дети рассматривают фотографию и вместе с педагогом идут в
уголок природы искать новое растение. В уголке природы они обнаруживают
новый цветок – фикус.
П.: Давайте познакомимся с новым растением.
Педагог ставит растение на стол новое растение для рассматривания.
Спрашивает: «Какое растение нам подарила Дюймовочка в прошлый раз?»
Один ребенок находит герань, и ее тоже ставят на стол.
П.: Это комнатные растения. Как называется это комнатное растение?
(герань) А это комнатное растение называют фикус. Давайте поприветствуем
его, улыбнемся, скажем, весело (грустно, громко, тихо, как медвежонок и
т.п.): «Здравствуй фикус!» Рассмотрим новый цветок:
в чем растет цветок? (наш цветок растет в горшочке, в земле) что есть у цветка? (стебель, листья)
какой стебель у фикуса? (толстый, круглый, прямой) А у герани?
На что похоже новое растение: на дерево или на травку?
Что расположено на стебле? (на стебле есть веточки, листья)
Какой они формы? (листья у фикуса большие, овальные) а у герани?
Выберите у себя листочек похожий на листок фикуса (модели).
Какого цвета листочки? Что еще можно сказать про листья фикуса?
Погладьте их (они гладкие, широкие, ровные, блестящие, овальные, большие)
А какие листочки у герани? (круглые, неровные, мохнатенькие, не блестят,
пахнут). Выберите модель листочка герани (из бархатной бумаги). Что
больше: листок фикуса или листок герани (дети прикладывают модели друг к
другу и сравнивают).
Воспитатель предлагает одной подгруппе выложить модель цветка фикуса
(каждый берет по одному элементу: горшочек или корень, стебель, листья), а
другой – герани.
Педагог предлагает поставить цветы на место, уточняет с детьми, как надо
ухаживать за комнатными растениями, поливает из лейки фикус, напоминает
правила полива.
ООД на тему:
«МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ И ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ
РАСТЕНИЕМ – АСПИДИСТРА»
ЦЕЛЬ: Закрепить названия знакомых растений и знания детей о них.
Познакомить детей с новым растением с большими широкими листьями, но строением отличающееся от фикуса (аспидистра, каллы, марантовые). Дать
представления о функциях листьев, познакомить со способами содержания
листьев в чистоте. Учить протирать широкие листья влажной тряпочкой.
Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать
детей к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья.
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения с широкими большими листьями,
инвентарь для работы.
ХОД: Воспитатель предлагает навестить зеленых друзей в уголке
природы. Дети обходят растения, называют знакомые. Обнаруживают на
фикусе знак «печаль».
П.: Что случилось, почему наш фикус грустит? Может, мы забыли его
полить? (дети проверяют землю в горшке – цветок полит) Давайте
внимательно рассмотрим цветок, узнаем, почему он сегодня грустит.
Педагог проводит пальцем по листу и обращает внимание детей на
оставшийся след.
П.: Что такое? Да он пыльный, грязный, не умытый. Что же нам надо
сделать, как помочь фикусу? Умоем наше растение. Посмотрите внимательно,
нет ли в уголке природы еще растений с такими большими листьями, может и
их надо умыть?
Дети осматривают цветы в уголке природы и показывают на незнакомые
растения (аспидистра, марантовые).
П.: Это новое растение, его нам, наверное, тоже Дюймовочка прислала.
Педагог предлагает рассмотреть растение. Называет новое растение.
на что похоже это растение: на дерево или на травку? У аспидистры нет
стебля, листья растут прямо из земли на длинных черенках. Какие листья у
аспидистры: большие или маленькие, какого они цвета?
Педагог предлагает погладить листья растения (листья аспидистры
большие, зеленые, гладкие) П.: Вот какой у нас новый зеленый друг. Аспидистра похожа на широкую
травку, у нее большие, широкие, гладкие, зеленые листья. Листочки у
растений всегда должны быть чистыми, чтобы растение могло дышать. Мы
дышим носом, а все растения дышат листочками. Сегодня мы будем учиться
мыть листья растений – протирать листочки влажной тряпочкой.
П.: Возле каждого растения лежат тряпочки. Я расправляю тряпочку на
правой руке, на левую кладу листок фикуса (аспидистры), и осторожно, чтобы
не повредить, протираю его тряпочкой. Потом осторожно поверну листок и
протру его снизу (одновременно с объяснением воспитатель показывает
приемы работы) Посмотрите, какой чистый стал листок. А теперь вы
подойдите к растениям и попробуйте сами протереть листья.
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом,
тактильно, при необходимости еще раз показывает приемы работы. В конце
занятия предлагает полюбоваться, как чисто вымыты растения, как они теперь
блестят. Воспитатель отмечает хорошую работу детей, подчеркивает, что они
теперь будут не только поливать растения, но и протирать листья.
(Расставляются знаки «улыбка») Педагог уточняет еще раз название нового
растения и ставит цветы на место в уголок природы.
ООД на тему:
АППЛИКАЦИЯ «НАШЕ КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ»
(коллективная работа)
ЦЕЛЬ: Учить детей передавать в аппликации свои впечатления от
наблюдений за комнатными растениями. Закрепить название и строение
растения, цвет, величину. Учить сопоставлять предметы по величине (внизу
большие листья, вверху поменьше). Закреплять приемы правильного
раскладывания фигур. Закрепить приемы намазывания и наклеивания. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами. Учить работать
коллективно.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение – фикус. Изображение стебля фикуса в
горшке, готовые формы листьев (двух величин), клей, кисточки, салфетки.
ХОД: Воспитатель читает детям письмо от ежика, в котором он
рассказывает о своем комнатном растении, прислал аппликационную
картинку с его изображением. Ежик просит детей прислать изображение и
написать название комнатного растения, про которое он слышал от совы: это
комнатное растение растет в горшке, оно похоже на дерево, у него толстый
ствол, большие овальные, толстые, гладкие, блестящие листья.
П.: Ребята, вы не знаете, о каком растении спрашивает ежик? (еще раз
читает описание цветка)
Дети называют и находят цветок в уголке природы. Рассматривают,
сравнивают с описанием, уточняют строение, форму и цвет листьев,
направление роста, сопоставляют листья по величине (нижние и верхние).
Педагог предлагает детям изобразить цветок аппликацией. Дети берут по
одному готовому листочку и определяют его расположение на стебле. Вместе
с педагогом уточняют правильность расположения, соответствие направления
роста. Рассматривают выложенную композицию.
П.: Что надо сделать, чтобы листочки не отпали? (приклеить)
Педагог уточняет способы намазывания и приклеивания, использования
материалов для аппликации. Дети намазывают и наклеивают фигуры.
Педагог еще раз уточняет название цветка, сравнивает изображение с
натурой и предлагает детям отправить его ежику.
ООД на тему: «СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ – ГЕРАНЬ ДУШИСТАЯ И
БАЛЬЗАМИН»
ЦЕЛЬ:
Формирование умения сравнивать листья растений по следующим
признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству
листьев. Закрепление умений пользоваться моделями. Упражнять в
обследовательских действиях (обвести, погладить) .
Оснащение: У детей конверты с моделями признаков растений, корточки
с двумя полосками, у воспитателя демонстрационный материал.
ХОД:
1. Обезьянка прилетела на самолете из Африки, увидела у ребят в группе
комнатные растения и сказала, что в Африке такие растения растут прямо на
улице. А как они называются, она не знает.
2. Воспитатель предлагает детям рассказать, какие комнатные растения
есть у них в группе. Дети называют комнатные растения уголка природы.
Обезьянка удивляется как дети различают растения. Ей кажется, что все
одинаковые.
Воспитатель предлагает научить обезьянку различать растения и
предлагает ей выбрать любые два растения в уголке природы, которые ей
понравятся. Обезьянка «выбирает» душистую герань и бальзамин.
Растения выставляются на невысоком столике в центре группы, дети
рассаживаются на ковре вокруг стола. Воспитатель выясняет у детей, как
называются растения, предлагает вспомнить, из каких частей состоят эти
растения. Дети называют и выставляют на наборе полотно модели строения
растения (корень, стебель, лист, цветок) .
Обезьянка спрашивает у детей, зачем растению нужен корень и почему она
его не видит. Дети объясняют. Воспитатель обобщает, что герань и бальзамин похожи тем, что у них, как
и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает детям
подумать, чем же различаются эти растения и как научить обезьянку узнавать
герань и бальзамин.
С помощью воспитателя дети объясняют обезьянке, что листья у растения
разные. Дети сравнивают листья по величине, характеру поверхности,
количеству, окраске и форме.
Воспитатель задает соответствующие вопросы:
как узнать, какие листья по форме? (провести пальчиком по краю листа.)
какие листья по величине? По цвету?
как проверить, какая поверхность у листа герани, бальзамина?
(погладить)
Дети называют, а воспитатель выкладывает на наборном полотне
соответствующие сенсорные модели.
Для того чтобы обезьянка лучше запомнила, воспитатель предлагает детям
рассказать про герань и бальзамин по порядку с помощью подсказок
картинок.
Опираясь на модели, дети рассказывают о герани и бальзамине по
следующему плану:
• Как называется это растение?
• Из каких частей оно состоит?
• Какого цвета листья?
• Какой они формы?
• Какие листья по величине?
• Количество листьев (много или мало?
3. Воспитатель предлагает детям поиграть с обезьянкой в уголке природы
в игру «Где спряталась матрешка». По ходу игры обезьянка все время
«ошибается» в названии растений, дети ее исправляют. ООД на тему:
«ПОМОГИ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к
комнатным растениям, закреплять знания детей о строении и функции частей
растения. Формировать понятие, что растение живое, оно растет.
Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более
просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине. Закрепить
понятия «больше», «меньше».
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, горшок большего размера, меньшего и
такого же размера, в котором находится растение для пересадки. Земля,
инвентарь.
ХОД: Дети вместе с педагогом осматривают комнатные растения в уголке
природы. Все ли растения чувствуют себя хорошо. На всех растениях висит
знак «улыбка» (они политы, вымыты). На одном из растений дети замечают
знак «печаль». Вместе с педагогом стараются определить причину:
проверяют, полито ли растение? (растение полито, земля в горшке влажная)
Чистые ли листочки? (Да, листочки чистые)
П.: Что же тогда случилось, почему наш зеленый друг загрустил?
Обращает внимание на то, что растение большое, а растет в маленьком
горшке. Подводит детей к выводу, что растению нужен горшочек побольше.
П.: Все наши растения живут в своих домиках – горшочках. Каждый в
своем домике. Когда цветочек еще маленький, ему нужен маленький горшочек
(демонстрирует небольшое растение в маленьком горшке). Но все растения
живые и как вы, они тоже растут. Этот цветочек вырос и ему сейчас нужен
другой домик. Давайте поменяем нашему зеленому другу домик, пересадим
его в горшочек побольше. Педагог предлагает выбрать подходящий горшочек из трех предложенных
(меньшего размера, такого же и большего размера). Дети выбирают нужный
горшок, проверяя себя путем сравнения, приставляя горшочки к объекту.
Педагог вместе с детьми переходят к столу для пересадки растения, на
котором расположен инвентарь.
оборудование (совок, лейка и т.п.)
Педагог предлагает рассмотреть
В процессе рассматривания каждого предмета уточняет название, внешние
характеристики и детали, а так же функциональное назначение. Далее педагог
приступает к пересадке растения. Все свои действия он комментирует, задает
вопросы детям, предлагает оказать посильную помощь.
П.: Сначала растение надо аккуратно вынуть из горшка со старой землей.
Что значит аккуратно? Я осторожно тяну растение за основной стебель, но
растение не вытаскивается. Значит, чтото его там держит, давайте
посмотрим.
Педагог бережно вытаскивает растение вместе с комом земли
(предварительно аккуратно обведя его тупой стороной ножа по краю горшка)
и также бережно стряхивает старую землю в тазик (при этом начинают
оголяться корни растения).
П.: Вот что так прочно держит растение в земле. Это корни. Корни не
только держат растение и не дают ему упасть, но и с помощью их растение
пьет воду. Посмотрите, какие большие корни у этого растения, они заполнили
весь горшок, им некуда больше расти. Если мы не пересадим растение в
горшочек побольше, то оно может заболеть и погибнуть. И не будет тогда
красивых листьев и цветов.
Что еще есть у растения? (стебель, листья, цветы)
Затем педагог начинает заполнять горшок свежей землей, привлекает к
этому детей. Наполнив горшок примерно на одну треть, педагог опускает
туда растение, присыпает корни землей, слегка поливает землю. После этого
насыпает еще земли, покрывая полностью корни, и снова поливает. Все любуются выполненной работой. Педагог заменяет знак «печаль» на
знак «улыбка».
Приложение 2
С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин), вода.
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без
воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет,
если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет,
пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за
состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной
недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают
вывод, что растение без воды жить не может.
НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и
развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из
прочного картона, две емкости с землей.
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений.
Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона.
Зарисовывают результаты опыта через семьдесять дней (цветок под колпаком
стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семьдесять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем
образовалось питание)
МОЖЕТ ЛИ РАСТЕНИЕ ДЫШАТЬ?
ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как
происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат.
Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при
дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают
вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что
вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в
листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить
это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение
недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки
«дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были
смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
ЕСТЬ ЛИ У РАСТЕНИЯ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ?
ЦЕЛЬ: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
МАТЕРИАЛ: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или
стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
ХОД: Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья во
внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить
воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия),
погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля).
Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист»: наливают в бутылку воды,
оставив ее не заполненной на 23 см. вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду. Плотно замазывают отверстие бутылки
пластилином, как пробкой. Здесь же проделывают отверстие для соломинки и
вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку
пластилином. Встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из
погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как
видно выделение пузырьков в воду из стебля.
КОМУ ЛУЧШЕ?
ЦЕЛЬ: Выявить благоприятные условия для роста и развития растений,
обосновать зависимость растений от почвы.
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой,
предметы ухода за растениями.
ХОД: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без
почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают
черенки герани в разные емкости – с водой, с почвой. Наблюдают за ними до
появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в
дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у
растения в почве новый лист появляется быстрее, растение лучше набирает
силу, в воде растение слабое).
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЯМ?
ЦЕЛЬ: Установить необходимость света для питания растения
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения с твердыми листьями (фикус,
толстянка), лейкопластырь.
ХОД: Взрослый предлагает детям письмозагадку: что будет, если на часть
листа не будет попадать свет (часть листа будет светлее). Предположения
детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают, дети
делают вывод: без света питание в растениях не образуется.
Приложение 3
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив.
Яркокрасным цветом
Горит нежно…
(Бальзамин)
Вырос кустик пышный,
На окне не лишний,
Листья незаметные,
А плоды запретные.
(Аспарагус)
Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.(Алоэ) Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. (Кактус)
Журавлиный нос
Нам духи принёс. (Герань, или журавлиный нос.)
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет.(Плющ)
На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (Алоэ.)
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.(Фикус) На
Очищают воздух,
Создают уют,
окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Герань)
Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.(Кактус)
Чтобы солнце сквозь стекло
К нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку,
На белую распорочку,
Не крючком плетеную
Живую и зеленую.(Традесканция)
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Методическое пособие "На окне зимой и летом, вечно зелен и красив..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.