Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"
Оценка 4.6

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
обществознание
Взрослым
27.03.2017
Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"
Методическое руководство по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Обществознание» способствует формированию у студентов системы знаний, практических умений и навыков. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: - уровень освоения учебного материала; - уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - уровень умения анализировать исторический документ; - уровень сформированности общеучебных умений; - уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; - обоснованность и четкость изложения материала и т.д.
метод реком по вср по обществу.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН­ТЕКС» Рассмотрено  на заседании ЦМК  от ________протокол №_______           Утверждаю Зам.директора по УР ______________ Золотовская О.И. «_____»___________ 20_____г. Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществознание Разработано   на   основе  примерной   программы   дисциплины   «Обществознание», специальностей начального и среднего профессионального образования    общеобразовательной  предназначенной   для   профессий   и Организация­разработчик:   государственное   бюджетное   профессиональное образовательное   учреждение   Ростовской   области   «Шахтинский   техникум дизайна и сервиса «Дон­текс» Разработчик:   Токарева   Анастасия   Владимировна,  Жукова   Елена   Сергеевна ГБПОУ РО «Дон­текс» Методическое руководство рассмотрено и рекомендовано ЦМК __________ Протокол №____________  от «____»__________20__ г. Председатель _________________ Н.Ю.Владимирова Содержание 1 Пояснительная записка 2 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы 3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 4  Краткий тематический план видов самостоятельной работы 5 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы 6 Литература 1 Пояснительная записка Методическое руководство по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Обществознание» способствует формированию у студентов системы знаний, практических умений и навыков  Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной   программы:   дисциплина   входит   в   общеобразовательный цикл. Цели  и задачи  учебной  дисциплины  ­  требования  к  результатам освоения учебной дисциплины. В результате изучения дисциплины «Обществознание» студент должен: знать: ­   сущность   общественного   прогресса   и   его   противоречивость;   системный характер общества; взаимосвязь основных элементов структуры общества;  ­   значение   самопознания   и   самореализации,   социальные   роли,   влияние менталитета общества на сознание человека, связь свободы и ответственности личности;  ­   значение   познавательной   деятельности,   сходство   и   различие   учебного   и научного познания;  ­ понятие культуры и духовной жизни, значение морали для регулирования человеческих отношений, роль науки, образования;  ­   понятие   социальной   структуры,   характер   и   формы   социальных взаимодействий, основные социальные нормы;  ­ основные элементы политической системы и их роль в политической жизни, различия демократии и тоталитаризма, основные типы политических партий.   Уметь:       ­ характеризовать общество как сложную динамическую систему, основные социальные институты;  ­   приводить   примеры   многообразия   человеческих   знаний,   проявлений молодежной культуры, этнического многообразия современного мира; ­ характеризовать социальную структуру современного общества;  ­   объяснять   взаимосвязь   сознания   и   деятельности,   единство   свободы   и ответственности, место культуры в духовной жизни общества;  ­ правильно применять понятия: общество, деятельность, сознание, свобода, самореализация,   совесть,   долг,   мораль,   социальная   культура,   социальные роли, семья, нация, этнос, политика, идеология;  ­ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  2 Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы Критериями   оценки   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы студентов являются: ­ уровень освоения  учебного материала; ­ уровень   умения   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических задач; ­ уровень умения анализировать исторический документ; ­ уровень сформированности общеучебных умений; ­ уровень   умения   активно   использовать   электронные   образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; ­ обоснованность и четкость изложения материала; ­ оформление материала в соответствии с требованиями  ­ уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; ­ уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; ­ уровень   умения   определить, возможности, варианты действий;   проанализировать   альтернативные ­ уровень   умения   сформулировать   собственную   позицию,   оценку   и аргументировать ее. 3 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  Количе­ ство часов 256 171 в том числе: практические работы контрольные работы Самостоятельная работа студента (всего) в том числе: подготовка информационного сообщения; подготовка рефератов; составление тестовых заданий; создание материалов­презентаций; написание конспекта первоисточника 51 9 85 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 4 КРАТКИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Раздел, тема,  Раздел 1.  Общество Жизнь во взаимосвязи и движении Человек с точки зрения человека Деятельность человека и поведение животных Интуитивность  Общение и коммуникация Классификация цивилизаций по А.Тойнби Промышленная революция Концепция глобализации Типология обществ Раздел 2. Человек Закон «ускорения ритма истории» Человек   как   продукт   биологической   и   социальной эволюции Гуманизация труда Культура общения Деятельность и общение Критерии духовности человека Бытие человека Учение о реинкарнации Раздел 3. Познание Роль языка в процессе познания Раздел 4. Социальные отношения Человек в неформальной группе Жизненный цикл семьи. Семейное право Раздел 5. Политика Кол­во часов 1 1 2 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 Вид работы доклад доклад сообщение сообщение реферат Написание конспекта  доклад сообщение сообщение сообщение сообщение сообщение презентация сообщение Написание конспекта Написание конспекта доклад сообщение презентация презентация Идеологический и политический плюрализм Проблемы   правового   государства   в   современной России Неолиберализм и либерализм Раздел 8. Духовная жизнь общества Ранние формы религии 2 1 1 1 сообщение доклад сообщение доклад Всего: 39 Подготовка   информационного   сообщения  –  это   вид   внеаудиторной самостоятельной   работы   по   подготовке   небольшого   по   объему   устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация   носит   характер   уточнения   или   обобщения,   несет   новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам. Сообщение   отличается   от   докладов   и   рефератов   не   только   объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими   или   статистическими   материалами.   Оформляется   задание письменно,   оно   может   включать   элементы   наглядности   (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин. Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации,  сложности   материала   по   теме,  индивидуальных   особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1­3ч. Дополнительные   задания   такого   рода   могут   планироваться   заранее   и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Роль преподавателя: • определить тему и цель сообщения; • определить место и сроки подготовки сообщения; • оказать   консультативную   помощь   при   формировании   структуры сообщения; • рекомендовать по теме сообщения;   базовую   и   дополнительную   литературу • оценить сообщение в контексте занятия. Роль студента: • собрать и изучить литературу по теме; • составить план или графическую структуру сообщения; • выделить основные понятия; • ввести   в   текст   дополнительные   данные,   характеризующие   объект изучения; • оформить текст письменно; • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок. Критерии оценки: • актуальность темы; • соответствие содержания теме; • глубина проработки материала; • грамотность и полнота использования источников; • наличие элементов наглядности. Написание   реферата  –  это   более   объемный,   чем   сообщение,   вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес,  несущий   элемент   новизны.   Реферативные   материалы   должны   представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи.   Реферат   может   включать   обзор   нескольких   источников   и   служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата – 7­10 мин. Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации,  сложности   материала   по   теме,  индивидуальных   особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 3­5 ч. В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.  Роль   преподавателя:  идентична   роли   при   подготовке   студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: • выбора   источников   (разная   степень   сложности   усвоения научных работ, статей); • составления плана реферата (порядок изложения материала); • формулирования основных выводов (соответствие цели); • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению). Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: • выбора литературы (основной и дополнительной); • изучения   информации   (уяснение   логики   материала   источника,   выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов); • оформления реферата согласно установленной форме. Критерии оценки: • актуальность темы; • соответствие содержания теме; • глубина проработки материала; • грамотность и полнота использования источников; • соответствие оформления реферата требованиям. Характеристика исторической личности  –  представляет собой вид внеаудиторной   самостоятельной   работы   студента   по   созданию   портрета исторической личности. Опорный конспект. Этот вид деятельности призван направлять уч­ся на создание образа по средствам личного. Основная цель­ делать выводы, работать над  Ориентировочное время на подготовку – 1 ч. Алгоритм характеристики исторической личности 1.Историческая обстановка в которой жил данный человек 2. Из какой среды он происходил 3.Опишите его внешность черты характера. Какие вам нравятся, какие нет. Почему 4. Какие задачи ставил перед сбой и перед своими сторонниками? 5.Интересам какого класса он служил? 6. Как вы оцениваете его деятельность. Нет ли противоречий? 7. Сделайте вывод: прогрессивна ли эта личность? Роль преподавателя: • консультировать при затруднениях; Роль студента: • оформить   работу   и   предоставить   в   установленный   срок. Критерии оценки: • соответствие содержания теме; • правильная структурированность информации; • наличие логической связи изложенной информации; • соответствие оформления требованиям; • аккуратность и грамотность изложения; • работа сдана в срок. Написание конспекта первоисточника  (статьи) – представляет собой вид   внеаудиторной   самостоятельной   работы   студента   по   созданию   обзора информации,   содержащейся   в   объекте   конспектирования,   в   более   краткой форме.   В   конспекте   должны   быть   отражены   основные   принципиальные положения   источника,   то   новое,   что   внес   его   автор,   основные методологические   положения   работы,   аргументы,   этапы   доказательства   и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме. Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места,   примеры   выделяются   цветным   подчеркиванием,   взятием   в   рамку, пометками   на   полях,   чтобы   акцентировать   на   них   внимание   и   прочнее запомнить. Работа   выполняется   письменно.   Озвучиванию   подлежат   главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3­4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем. Затраты   времени   при   составлении   конспектов   зависят   от   сложности материала   по   теме,   индивидуальных   особенностей   обучающегося   и определяются   преподавателем.   Ориентировочное   время   на   подготовку конспекта статьи – 1­2 ч. Задания   по   составлению   конспекта,   как   вида   внеаудиторной самостоятельной   работы,   вносятся   в   карту   самостоятельной   работы   в динамике   учебного   процесса   по   мере   необходимости   или   планируется   в начале изучения дисциплины. Роль преподавателя: • усилить   мотивацию   к   выполнению   задания   подбором интересной темы; • консультирование при затруднениях. Роль студента: • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное; • установить логическую связь между элементами темы; • записывать только то, что хорошо уяснил; • выделять ключевые слова и понятия; • заменять   сложные   развернутые   обороты   текста   более лаконичными (свертывание); • разработать и применять свою систему условных сокращений. Критерии оценки: • содержательность конспекта, соответствие плану; • отражение автора, выводов; результатов положений,     основных     работы • ясность, лаконичность изложения мыслей студента; • наличие   схем,   графическое   выделение   особо   значимой информации; • соответствие оформления требованиям; • грамотность изложения; • конспект сдан в срок. Написание   доклада  –  это   более   объемный,   чем   сообщение,   вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущий   элемент   новизны.   Доклад   может   включать   обзор   нескольких источников для выступления на семинарах, конференциях. Регламент озвучивания доклада – 7­10 мин. Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации,  сложности   материала   по   теме,  индивидуальных   особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 3­5 ч. В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.  Роль   преподавателя:  идентична   роли   при   подготовке   студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: • выбора   источников   (разная   степень   сложности   усвоения научных работ, статей); • составления плана доклада (порядок изложения материала); • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению). Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: • выбора литературы (основной и дополнительной); • изучения   информации   (уяснение   логики   материала   источника,   выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов); • оформления доклада согласно установленной форме. Критерии оценки: • соответствие содержания теме; • глубина проработки материала; • грамотность и полнота использования источников; • соответствие оформления доклада требованиям. Создание материалов­презентаций – это вид самостоятельной работы по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной   компьютерной   программы   PowerPoint.   Этот   вид   работы требует   координации   навыков   студента   по   сбору,   систематизации, переработке   информации,   оформления   ее   в   виде   подборки   материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Создание материалов­презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере. Материалы­презентации   готовятся   студентом   в   виде   слайдов   с использованием   программы   Microsoft   Power   Point.   В   качестве   материалов­ презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала   по   теме,   его   объема,   уровня   сложности   создания   презентации, индивидуальных   особенностей   обучающегося   и   определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч. Дополнительное задание по созданию материалов­презентаций вносятся в карту   самостоятельной   работы   в   динамике   учебного   процесса   по   мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях. Роль преподавателя: • помочь в выборе главных и дополнительных элементов  темы; • консультировать при затруднениях. Роль студента: • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное; • установить логическую связь между элементами темы; • представить характеристику элементов в краткой форме; • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы; • оформить работу и предоставить к установленному сроку. Критерии оценки: • соответствие содержания теме; • правильная структурированность информации; • наличие логической связи изложенной информации; • эстетичность оформления, его соответствие требованиям; • работа представлена в срок. Составление   тестов   и   эталонов   ответов   к   ним  –  это   вид самостоятельной   работы   по   закреплению   изученной   информации   путем   ее дифференциации,   конкретизации,   сравнения   и   уточнения   в   контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны   ответов   к   ним.   Тесты   могут   быть   различных   уровней   сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить   либо   давать   произвольно.   Контроль   качества   тестов   можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их   качества   также   целесообразно   провести   в   рамках   занятия.   Задание оформляется письменно. Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности   ее   структурирования   и   определяются   преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч. Роль преподавателя: • конкретизировать задание, уточнить цель; • познакомить с вариантом тестов; • проверить исполнение и оценить в конце занятия. Роль студента: • изучить информацию по теме; • провести ее системный анализ; • создать тесты; • создать эталоны ответов к ним; • представить на контроль в установленный срок. Критерии оценки: • соответствие содержания тестовых заданий теме; • включение в тестовые задания наиболее важной информации; • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности; • наличие правильных эталонов ответов; • тесты представлены на контроль в срок. 6 Литература 1  Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,   естественно­научного,   социально­экономического   профилей: учебник для нач. и сред. проф. образовании: в 2 ч.  – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 2 Загладин Н.В., Козленко С.И. История России 20­начало 21 века 3 Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. – СПб.,  2003. 4 Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. – М., 2002. 5 Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. – М., 2001. 6 Зайончковский А.М. Первая мировая война. – М., 2000. 7 Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. –  М., 2006. 8 Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты.  – М., 2007. 9 Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. –  М., 2006. 10 Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. – М.,  2006. 11 Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. – М.,  2006. Интернет­ресурсы: 1. Historic.Ru: Всемирная история. http://historic.ru Библиотека Мошкова: история. http://lib.ru/HISTORY/ Загадочные преступления прошлого. http://murders.ru Хронос ­ всемирная история в интернете. http://hrono.info/ Военная история. Книги и фильмы. http://military.borifan.com.ua/ Российский этнографический музей. http://www.ethnomuseum.ru Все полководцы мира. http://all­generals.ru/ Книги по истории. http://istoriofil.org.ua История цивилизованного человечества. http://new­history2005.narod.r 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Примерные нормы времени по выполнению самостоятельной работы студентов Вид самостоятельной работы Норма времени (час.) Подготовка плана Подготовка сообщения Подготовка реферата Подбор информации по теме Составление сводной таблицы по теме Составление глоссария Подготовка одного тестового задания Составление и решение ситуационных задач Составление схем, иллюстраций, графиков,  диаграмм Составление кроссвордов Создание презентаций Составление анкет, вопросов интервью и беседы 1­2 1­3 3­6 2 1­2 1­2 0,1 1 1  1­2 1­2 1

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"

Методическое руководство по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине "Обществознание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017