Методичка.
Оценка 4.6

Методичка.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
4 кл
08.06.2017
Методичка.
«Технология моделирования как средство повышения качества знаний учеников на уроках литературного чтения в рамках ФГОС» Наше время востребует нового человека – не только исполнителя, но и исследователя проблем. И задача учителя – воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы, принимать решения. Думаю, каждый учитель свой педагогический опыт осмысливает в новых условиях, в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения.
Пояснительная записка к презентации педагогического опыта.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Середейская средняя школа»

г. Сухиничи Калужской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Технология моделирования как средство повышения качества знаний учеников
на уроках литературного чтения в рамках ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Королева Екатерина Юрьевна

Учитель начальных классов

МКОУ «Середейская средняя школа»

 

 

 

г. Сухиничи  2017г.

 

Введение

Наше время востребует нового человека – не только исполнителя, но и исследователя проблем. И задача учителя – воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы, принимать решения.

Думаю, каждый учитель свой педагогический опыт осмысливает в новых условиях, в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения.

В связи с введение ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи; технологию развития критического мышления. Одной из инновационных методик обучения на уроках литературы является использование метода моделирования.

В своей работе я расскажу о применении метода моделирования на уроках литературы.

 

Цели и задачи работы

ЦЕЛЬ: организовать работу по решению проблемы с точностью восприятия информации при чтении художественной и научно-популярных текстов; трудности в работе с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем.

Задачи:

1.Организовать построение рассуждения и сравнения.

2.Способствовать осознанию композиции литературного произведения.

3.Организовать осмысление, образную конкретизацию и образное обобщение для понимания прочитанного.

 

 

Концептуальность опыта

Повышение уровня мотивации приведет к положительной динамике. За счет этого повышается уровень, как на самом уроке, так и во внеурочное время. Возникает все больше возможности для творческой реализации, например, в исследовательской деятельности. Заинтересованность в изучении предмета приведет к более высоким результатам.

 

Теоретическая база.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать. Поэтому, анализ литературных произведений разных жанров я начинаю проводить в период обучения грамоте, и продолжаю на протяжении всего обучения в школе.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие при чтении трудности, при этом сохранить интерес к чтению и желание постоянно встречаться с книгой?

Такая потребность возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Именно эта проблема — формирование навыков чтения без насилия, с развитием мыслительных процессов, с постоянным ростом интереса ребенка к чтению является актуальной. Как ее решить? Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для реализации следующих целей:

- построения модели ориентировочной основы умственного действия;

- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений;

- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия;

- для лучшего запоминания учебного материала.

Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников

- правильно строить рассуждения и сравнения;

- проводить композиционный анализ литературного произведения,

- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.

Моделирование - это введение система заместителей (т.е. условных обозначений), жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. В первом классе модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги; т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет более наглядно и доступно для юного слушателя, также дает возможность включить каждого ребенка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

Заместители (условные обозначения) вводятся постепенно, по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет, формы. Они раскрывают тему произведения.

В первом классе мы составляем модель обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.

Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70 % выпускников начальных классов не владеют ими. Моделирование - реальный путь решения этой проблемы.

Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребенка на столе находиться четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Даются следующие задания:

 - дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора

 - дополни модель названием произведения

 - рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку.

При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие. Начиная с 1 класса, я регулярно провожу проверочные работы. Это позволяет оценить каждого ученика в овладении читательской деятельностью и в литературном развитии и скорректировать работу.

Во 2 классе мы продолжаем совершенствовать полученные умения. Дети учатся самостоятельно знакомиться с произведением и книгой; пользоваться словарями и книгами - справочниками; самостоятельно отбирать книги для чтения.

В 3 классе выделяются следующие умения: самостоятельно определять темы, жанры; работа с оглавлением, предисловием, послесловием; отбор произведений по теме и жанру; авторской принадлежности.

Более подробно вы можете прочитать в методических рекомендациях Л.А. Ефросининой. Она предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребенку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения: жанры обозначены геометрическим фигурами, тематика - цветом. Ефросинина предлагает моделировать обложку книги, а также составлять план к произведению с использованием заместителей.

Типы заданий по методу моделирования используемые на уроках.

Важной частью при применении метода моделирования является моделирование отношений – героев произведения, героев и автора, героев и читателя, автора и читателя. На уроках используются следующие виды планов.

Модельный план. Последовательность событий записывается с помощью «заменителе» имён персонажей. В модельном плане можно использовать блок-схемы. В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.

 

        Составление плана с использованием «заместителей» героев.

Например: Заяц -     З   , Волк -     В    ,    Медведь -   М    , т.е. «заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.

           Составление схематического плана (цепочка событий).

Например:

1. Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

        Д                   Б                  К                  М                 В                  Л

 

Эскизно - модельный план позволяет показать последовательность событий и взаимодействие героев.

На примере произведения Л. Н. Толстого «Солнце и ветер» рассмотрим, как составляется модель отношений персонажей. Самое простое задание: назовите героев сказки (часть класса вспоминает или ищет ответы в тексте, а часть остаётся пассивной, потому что не знает, как работать). Поэтому, ставим по-другому: укажите на схеме всех героев, используя условные обозначения («заместители»), каждый ученик включается в работу. Дети просматривают текст или перечитывают произведение (просмотровое чтение) и быстро выписывают всех персонажей.

Схема позволяет вести разговор о каждом персонаже и о их отношениях, побуждает обучающихся проанализировать поступки героев, чтобы ответить на вопрос: «Какие они?» В процессе составления подобных схем дети овладевают поисковым чтением и приучаются к самостоятельной работе с произведением.

Если работа выполнялась самостоятельно, она требует проверки, ведь каждый ребёнок хочет знать, справился ли он с заданием, какие допустил ошибки. Формы проверки, которые я выбираю, могут быть различными: моя проверка, фронтальная проверка, проверка в парах, самоконтроль и самооценка. Первый способ: один учащийся читает, а остальные знаком «+» отмечают правильный ответ, если что-то пропущено, дописывают, допущенные ошибки исправляют. Второй способ: сравнение своей работы с образцом. И так же, как в первом варианте, ставит «+», или дополняет свою работу, или что-то исправляет. При самопроверке дети должны уметь оценивать свою работу. У нас с детьми составлена памятка.

Модель-сравнение - позволяет сравнить персонажей произведения, дать характеристику противоположным героем.

При работе над сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» данная модель позволяет сравнить черты характера Рукодельницы, Ленивицы и Мороза Ивановича, события, которые происходят в сказке, построить цепочку причинно-следственных связей. Так, например,

 

Рукодельница вежливая                                         Мороз Иванович

                         добрая,                                                   добрый,

                         внимательная,                                      внимательный,

                         смелая,                                                  но еще и справедливый,

                         отзывчивая,                                          умный,

                         скромная,                                              мудрый

                         трудолюбивая,

 

Ленивица противопоставляется Рукодельнице.

Ленивица ленивая,                           Рукодельница трудолюбивая,

 злая, злопамятная,                           добрая, внимательная,

 упрямая, вредная, жадная,             отзывчивая,

самолюбивая,                                   скромная

неряшливая, завистливая.

 

 

Модель описания - позволяет составлять  словесную модель героя, формирует умения обучающихся работать над образом героя. Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

 


                          - заместитель героя

 

                           - опорные слова, составляющие характеристику героя

Например: Модель - описание героев сказки братьев Гримм «Заяц и еж».

                важный                                               заботливый

                            гордый                          вежливый

         Заяц                 грубый                    хитрый                     Ёж

                                           глупый                      умный

      невежливый                                                                   приветливый

 

 


Модель – рассуждение позволяет формировать умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Дети рассуждают какой бывает персонаж: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Например:

Модель-рассуждение по рассказу В.Драгунского «Что любит Мишка».

1.     Что любит Дениска?

 Все, все…                         Дениска                         собака

 


                   звезды                                                       строганье
                                                 слоненка                     (любимое дело)

 

                                              Целый мир

. Модель-рассуждение.

2.     Что любит Мишка?

     Килька,                                    Мишка                             булки,
    сайра                                                                            плюшки

                    колбаса                   крыжовник,             печенка,
                                                    морковь                   пельмени

                                           Целый продуктовый магазин

 

 

Составление кластера - позволяет систематизировать знания обучающихся по теме урока или поставленной проблеме на уроке. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.

Блок-схема – позволяет наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно представить себе композицию произведения.

Например: Блок-схема к рассказу Е. Пермяка «Пичугин мост»:

Сема               Речка             Мосток        Мечты         Мостишко      Мост

Пичугин        Быстрая

Результат педагогического опыта.

В результате использования выше описанных подходов в изучении  удалось:

1)    включить каждого ребенка в процесс познания;

2)    дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

3)    создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

4)    Повысить интерес к чтению.

Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его (подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение, высказать свое мнение, то есть развивает речь учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение.

Моделирование в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения.

Считаем целесообразным использование метода моделирования в образовательном процессе.

Реализация данного метода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам наглядно демонстрируют это утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Моделирование как наиболее универсальный способ познания в условиях информационного общества становится одним из самых эффективных инструментов учебной деятельности уже с начальной ступени обучения. Для педагога это – инструмент мониторинга и построения учебного процесса. Для ученика это – универсальный инструмент основного вида деятельности – обучения.

Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу, работающему по ФГОС, необходимо владеть современными технологиями.

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Знание, 1979.

2.Богданова О.Ю., Леонов С.А, Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 1999.

3.Бондаренко А.А., Калинчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: Просвещение, 1989.

4.Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей /Сост. И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 1981.

5. Л. А. Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс» .- М.: Вентана-Граф, 2012.

 

6.Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.


7. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении /Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И./  Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.


 8.Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е./ Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е/ Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Середейская средняя школа» г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Середейская средняя школа» г

Введение Наше время востребует нового человека – не только исполнителя, но и исследователя проблем

Введение Наше время востребует нового человека – не только исполнителя, но и исследователя проблем

Заинтересованность в изучении предмета приведет к более высоким результатам

Заинтересованность в изучении предмета приведет к более высоким результатам

Моделирование - это введение система заместителей (т

Моделирование - это введение система заместителей (т

Более подробно вы можете прочитать в методических рекомендациях

Более подробно вы можете прочитать в методических рекомендациях

Если работа выполнялась самостоятельно, она требует проверки, ведь каждый ребёнок хочет знать, справился ли он с заданием, какие допустил ошибки

Если работа выполнялась самостоятельно, она требует проверки, ведь каждый ребёнок хочет знать, справился ли он с заданием, какие допустил ошибки

Например: Модель - описание героев сказки братьев

Например: Модель - описание героев сказки братьев

Целый мир . Модель-рассуждение

Целый мир . Модель-рассуждение

Повысить интерес к чтению. Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его (подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение,…

Повысить интерес к чтению. Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его (подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение,…

Заключение. Моделирование в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения

Заключение. Моделирование в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения

Библиография: 1.Бахтин М.М.

Библиография: 1.Бахтин М.М.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017