Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Середейская средняя школа»
г. Сухиничи Калужской области
«Технология
моделирования как средство повышения качества знаний учеников
на уроках литературного чтения в рамках ФГОС»
Королева Екатерина Юрьевна
Учитель начальных классов
МКОУ «Середейская средняя школа»
г. Сухиничи 2017г.
Введение
Наше время востребует нового человека – не только исполнителя, но и исследователя проблем. И задача учителя – воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы, принимать решения.
Думаю, каждый учитель свой педагогический опыт осмысливает в новых условиях, в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения.
В связи с введение ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи; технологию развития критического мышления. Одной из инновационных методик обучения на уроках литературы является использование метода моделирования.
В своей работе я расскажу о применении метода моделирования на уроках литературы.
Цели и задачи работы
ЦЕЛЬ: организовать работу по решению проблемы с точностью восприятия информации при чтении художественной и научно-популярных текстов; трудности в работе с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем.
Задачи:
1.Организовать построение рассуждения и сравнения.
2.Способствовать осознанию композиции литературного произведения.
3.Организовать осмысление, образную конкретизацию и образное обобщение для понимания прочитанного.
Концептуальность опыта
Повышение уровня мотивации приведет к положительной динамике. За счет этого повышается уровень, как на самом уроке, так и во внеурочное время. Возникает все больше возможности для творческой реализации, например, в исследовательской деятельности. Заинтересованность в изучении предмета приведет к более высоким результатам.
Теоретическая база.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать. Поэтому, анализ литературных произведений разных жанров я начинаю проводить в период обучения грамоте, и продолжаю на протяжении всего обучения в школе.
Как помочь ученикам преодолеть возникающие при чтении трудности, при этом сохранить интерес к чтению и желание постоянно встречаться с книгой?
Такая потребность возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Именно эта проблема — формирование навыков чтения без насилия, с развитием мыслительных процессов, с постоянным ростом интереса ребенка к чтению является актуальной. Как ее решить? Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.
На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для реализации следующих целей:
- построения модели ориентировочной основы умственного действия;
- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений;
- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия;
- для лучшего запоминания учебного материала.
Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников
- правильно строить рассуждения и сравнения;
- проводить композиционный анализ литературного произведения,
- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.
Моделирование - это введение система заместителей (т.е. условных обозначений), жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. В первом классе модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги; т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет более наглядно и доступно для юного слушателя, также дает возможность включить каждого ребенка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).
Заместители (условные обозначения) вводятся постепенно, по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет, формы. Они раскрывают тему произведения.
В первом классе мы составляем модель обложки после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.
Начитанность предполагает знание детьми названий произведений и фамилий их авторов, умение определять темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта работы знаем, что 70 % выпускников начальных классов не владеют ими. Моделирование - реальный путь решения этой проблемы.
Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребенка на столе находиться четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Даются следующие задания:
- дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора
- дополни модель названием произведения
- рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку.
При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие. Начиная с 1 класса, я регулярно провожу проверочные работы. Это позволяет оценить каждого ученика в овладении читательской деятельностью и в литературном развитии и скорректировать работу.
Во 2 классе мы продолжаем совершенствовать полученные умения. Дети учатся самостоятельно знакомиться с произведением и книгой; пользоваться словарями и книгами - справочниками; самостоятельно отбирать книги для чтения.
В 3 классе выделяются следующие умения: самостоятельно определять темы, жанры; работа с оглавлением, предисловием, послесловием; отбор произведений по теме и жанру; авторской принадлежности.
Более подробно вы можете прочитать в методических рекомендациях Л.А. Ефросининой. Она предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребенку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения: жанры обозначены геометрическим фигурами, тематика - цветом. Ефросинина предлагает моделировать обложку книги, а также составлять план к произведению с использованием заместителей.
Типы заданий по методу моделирования используемые на уроках.
Важной частью при применении метода моделирования является моделирование отношений – героев произведения, героев и автора, героев и читателя, автора и читателя. На уроках используются следующие виды планов.
Модельный план. Последовательность событий записывается с помощью «заменителе» имён персонажей. В модельном плане можно использовать блок-схемы. В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.
Составление плана с использованием «заместителей» героев.
Например: Заяц - З , Волк - В , Медведь - М , т.е. «заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.
Составление схематического плана (цепочка событий).
Например:
1. Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:
Д Б К М В Л
Эскизно - модельный план позволяет показать последовательность событий и взаимодействие героев.
На примере произведения Л. Н. Толстого «Солнце и ветер» рассмотрим, как составляется модель отношений персонажей. Самое простое задание: назовите героев сказки (часть класса вспоминает или ищет ответы в тексте, а часть остаётся пассивной, потому что не знает, как работать). Поэтому, ставим по-другому: укажите на схеме всех героев, используя условные обозначения («заместители»), каждый ученик включается в работу. Дети просматривают текст или перечитывают произведение (просмотровое чтение) и быстро выписывают всех персонажей.
Схема позволяет вести разговор о каждом персонаже и о их отношениях, побуждает обучающихся проанализировать поступки героев, чтобы ответить на вопрос: «Какие они?» В процессе составления подобных схем дети овладевают поисковым чтением и приучаются к самостоятельной работе с произведением.
Если работа выполнялась самостоятельно, она требует проверки, ведь каждый ребёнок хочет знать, справился ли он с заданием, какие допустил ошибки. Формы проверки, которые я выбираю, могут быть различными: моя проверка, фронтальная проверка, проверка в парах, самоконтроль и самооценка. Первый способ: один учащийся читает, а остальные знаком «+» отмечают правильный ответ, если что-то пропущено, дописывают, допущенные ошибки исправляют. Второй способ: сравнение своей работы с образцом. И так же, как в первом варианте, ставит «+», или дополняет свою работу, или что-то исправляет. При самопроверке дети должны уметь оценивать свою работу. У нас с детьми составлена памятка.
Модель-сравнение - позволяет сравнить персонажей произведения, дать характеристику противоположным героем.
При работе над сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» данная модель позволяет сравнить черты характера Рукодельницы, Ленивицы и Мороза Ивановича, события, которые происходят в сказке, построить цепочку причинно-следственных связей. Так, например,
Рукодельница вежливая Мороз Иванович
добрая, добрый,
внимательная, внимательный,
смелая, но еще и справедливый,
отзывчивая, умный,
скромная, мудрый
трудолюбивая,
Ленивица противопоставляется Рукодельнице.
Ленивица ленивая, Рукодельница трудолюбивая,
злая, злопамятная, добрая, внимательная,
упрямая, вредная, жадная, отзывчивая,
самолюбивая, скромная
неряшливая, завистливая.
Модель описания - позволяет составлять словесную модель героя, формирует умения обучающихся работать над образом героя. Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
- заместитель героя
- опорные слова, составляющие характеристику героя
Например: Модель - описание героев сказки братьев Гримм «Заяц и еж».
важный заботливый
гордый вежливый
Заяц грубый хитрый Ёж
глупый умный
невежливый приветливый
Модель – рассуждение позволяет формировать умения обучающихся анализировать, доказывать и отбирать необходимую информацию. Дети рассуждают какой бывает персонаж: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
Например:
Модель-рассуждение по рассказу В.Драгунского «Что любит Мишка».
1. Что любит Дениска?
Все, все… Дениска собака
звезды строганье
слоненка (любимое
дело)
Целый мир
. Модель-рассуждение.
2. Что любит Мишка?
Килька,
Мишка булки,
сайра плюшки
колбаса крыжовник, печенка,
морковь пельмени
Целый продуктовый магазин
Составление кластера - позволяет систематизировать знания обучающихся по теме урока или поставленной проблеме на уроке. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.
Блок-схема – позволяет наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно представить себе композицию произведения.
Например: Блок-схема к рассказу Е. Пермяка «Пичугин мост»:
Сема Речка Мосток Мечты Мостишко Мост
Пичугин Быстрая
Результат педагогического опыта.
В результате использования выше описанных подходов в изучении удалось:
1) включить каждого ребенка в процесс познания;
2) дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
3) создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
4) Повысить интерес к чтению.
Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его (подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение, высказать свое мнение, то есть развивает речь учащегося.
Заключение.
Моделирование в начальной школе – это самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения.
Считаем целесообразным использование метода моделирования в образовательном процессе.
Реализация данного метода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Моделирование как наиболее универсальный способ познания в условиях информационного общества становится одним из самых эффективных инструментов учебной деятельности уже с начальной ступени обучения. Для педагога это – инструмент мониторинга и построения учебного процесса. Для ученика это – универсальный инструмент основного вида деятельности – обучения.
Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу, работающему по ФГОС, необходимо владеть современными технологиями.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Библиография:
1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Знание, 1979.
2.Богданова О.Ю., Леонов С.А, Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 1999.
3.Бондаренко А.А., Калинчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: Просвещение, 1989.
4.Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей /Сост. И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 1981.
5. Л. А. Ефросининой «Литературное чтение. 1 класс» .- М.: Вентана-Граф, 2012.
6.Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
7. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева,
И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении /Дусавицкий А.К., Кондратюк
Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И./ Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС,
2008.
8.Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е./
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е/ Деятельностный подход к обучению в начальной
школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые
образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.