Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина»
А.В.Соломатина
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ
методические материалы по дисциплине
«Основы проектной деятельности» для студентов 1-го курса специальностей подготовки специалистов среднего звена
2017
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол № ___ от _______2017 г.
Председатель МК/_________/Белавина Н.М.
Рецензенты:
Королева Е.В., к.т.н., доцент кафедры Информационной безопасности ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».
Белавина Н.М., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Разработала:
Соломатина А.В., преподаватель проектной деятельности БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина»
Данные материалы предназначены для студентов I курса специальностей ПССЗ и содержат темы самостоятельных работ и требования к их выполнению по дисциплине: «Основы проектной деятельности». Кроме того, пособие включает критерии оценки за выполнение самостоятельных работ.
Оглавление
Введение. 4
Самостоятельная работа №1: Сравнение определений проекта. 5
Самостоятельная работа №2: Составление таблицы "Классификация проектов"…………………………………...……6
Самостоятельная работа №3 Формулировка темы и цели проекта……………………. ……………………………………….7
Самостоятельная работа №4: Изучение литературы по теме проекта 9
Самостоятельная работа №5: Составление плана проекта..……12
Самостоятельная работа №6: Оформление проекта……...……..12
Критерии оценки проектов. 15
Литература. 16
Приложение. 17
Введение
Данные материалы написаны в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине «Основы проектной деятельности» для студентов БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Данные материалы предназначены для студентов I курса специальностей подготовки специалистов среднего звена и содержат темы самостоятельных работ и требования к их выполнению по дисциплине «Основы проектной деятельности».
Основными целями данных материалов являются:
-прочное и сознательное овладение студентами знаниями и умениями проектирования, необходимыми для успешного усвоения дисциплины и использование её при изучении обще профессиональных и специальных дисциплин, в курсовом и дипломном проектировании;
-развитие логического и алгоритмического мышления;
-воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Самостоятельная работа №1
Тема: Сравнение определений проекта
Цель работы: сравнить определения проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Выполнить самостоятельную работу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проект – это:
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сравнить приведенные в теоретической части понятия проекта, а также найти в литературе и сети Интернет другие понятия проекта и проанализировать их.
Самостоятельная работа №2
Тема: Составление таблицы «Классификация проектов»
Цель: рассмотреть классификацию проектов.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Заполнить таблицу «Классификация проектов».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности.
Классификация проектов имеет следующие основания:
- структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;
- сфера деятельности, где он осуществляется, определяющая его тип;
- размеры проекта, число участников, а также степень влияния его на окружающий мир, определяющие его масштаб;
- продолжительность реализации, определяющая его длительность; - степень технологической, финансовой, организационной, технической и другой сложности.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заполнить таблицу «Классификация проектов».
Таблица 1: Классификация проектов
Признаки для классификации |
Виды проектов |
Масштаб (размер) |
Малый, средний, мегапроект |
Сложность |
|
Сроки реализации |
|
Отраслевая принадлежность |
|
Функциональное направление |
|
Количество участников |
|
Бюджет |
|
Самостоятельная работа №3
Тема: Формулировка темы и цели проекта
Цель: сформулировать тему и цель проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Сформулировать тему и цель своего учебного проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выбор темы – это очень важный и трудный этап. Это процесс интенсивного размышления, серьезной интеллектуальной деятельности. Определяя тему, формулируется также проблема исследования. Тема определяет область исследования. Она имеет более широкий, чем проблема характер. В рамках одной темы может быть сформулировано несколько проблем. Определив для себя область исследования, и сформулировав проблему, следует конкретизировать тему самостоятельного учебного проекта:
Выбирая тему, необходимо помнить следующее:
1. Эта тема должна быть действительно интересна.
2. Результаты проектной деятельности должны иметь реальное практическое значение.
3. Материал, собранный по теме, должен быть полезен другим людям, заинтересованным в этом вопросе.
Для того, чтобы правильно сформулировать тему проекта, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какова сфера вашего исследования?
2. В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?
3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?
4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный результат вашего проектирования?
5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?
6. С кем вы собираетесь работать над проектом?
7. Какая помощь вам потребуется?
Цель – это желаемое состояние будущего. Значение целей определяется тем, что каждый проект существует ради некого результата.
Цель – это источник мотивации и вовлеченности. Благодаря ясным целям участники проекта понимают, к каким конкретным результатам они стремятся, работая по проекту. В стратегической цели содержится ответ на вопрос: «Зачем существует проект?».
Фактически цель – это уникальное решение проблемы группой авторов (проектантов), обладающих необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели. Цели могут быть долгосрочными и краткосрочными.
Основные требования к цели проекта:
1. Этические требования к целям:
· Цель должна быть позитивной. В формулировке цели должно быть отражено то состояние дел, которое человек желает достичь, а не то, чего человек хотел бы избежать в будущем.
· Цель должна лежать в области возможностей. Это правило утверждает, что человек должен ставить такие цели, на достижение которых у него хватит интеллектуальных и административных ресурсов.
2. Технические требования к целям
· Цель должна быть конкретной. Желаемый результат должен быть описан в виде существенных характеристик.
· Цель должна носить временные характеристики. Из формулировок цели должно недвусмысленно вытекать, когда и какие результаты должны быть достигнуты, то есть должны быть указаны временные этапы достижения цели.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На основании теоретического материала сформулировать тему и цель своего учебного проекта.
Самостоятельная работа №4
Тема: Изучение литературы по теме проекта.
Цель: изучить литературу по теме своего учебного проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Изучить литературу по теме проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество проекта.
Для качественной работы с литературой необходимо знать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статья, брошюры, рецензии и т.д., знать, как вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.
Монография - это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.
Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Сборник научных статей - издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.
Журнальная статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.
Диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой степени.
Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюра, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.
Аннотации - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.
Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы.
Учебное и методическое пособия - издания, предназначенные для педагогических целей.
Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Выделяют следующие виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое и творческое.
Библиографическое чтение - это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения - по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.
Просмотровое чтение, как библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе.
Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель - познакомиться с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения.
Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.
Аналитико-критическое и творческое чтение - два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе - поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научной литературы - серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
· общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
· беглый просмотр всего содержания;
· чтение в порядке последовательности расположения материала;
· выборочное чтение какой-либо части произведения;
· выписка представляющих интерес материалов;
· критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ознакомившись с теоретической частью, выполнить поиск литературы по теме своего учебного проекта.
Самостоятельная работа №5
Тема: Составление плана проекта
Цель: составить план проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Составить план своего учебного проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планирование проекта – это непрерывный, уточняемый на протяжении всего жизненного цикла процесс, в ходе которого определяется лучший способ достижения поставленных целей и задач с учётом требований к выполнению проекта.
На стадии планирования устанавливаются следующие параметры:
1. Сроки выполнения проекта (срок выполнения введения, основной части, заключения);
2. Необходимость в источниках литературы;
3. Алгоритмы решения возможных проблем.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Составить план своего учебного проекта.
Самостоятельная работа №6
Тема: Оформление проекта
Цель: оформить учебный проект.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Оформить учебный проект.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Оформление письменного отчета.
Письменный отчет по учебному проекту оформляется согласно следующим требованиям:
· Шрифт Times New Roman;
· Размер шрифта – 14;
· Интервал – 1,5;
· Выравнивание по ширине.
· Не менее 10 источников;
· Литература, не старше 5 лет.
2. Оформление слайдов в программе MS PowerPoint.
Презентация оформляется согласно следующим требованиям:
1. Наличие титульного слайда (тема проекта, автор, руководитель);
2. Наличие слайда-содержания;
3. Наличие слайда с целью и задачами;
4. Наличие слайдов с выводами;
5. Использование анимации слайдов;
6. Использование картинок;
7. Количество слайдов – не менее 15.
3.Составление выступления по проекту.
Выступление по учебному проекту должно включать следующие пункты:
1. Тема;
2. Цель и задачи;
3. Актуальность;
4. Раскрытие основной информации;
5. Выводы по проекту.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ознакомившись с теоретическими указаниями, выполнить письменный отчет по проекту в MS Word, презентацию в MS PowerPoint и подготовить устный доклад.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
Оценка |
Критерий |
«Отлично» |
Тема проекта раскрыта полностью, имеются все компоненты проекта. |
«Хорошо» |
Проект в целом выполнен, но допущены неточности. |
«Удовлетворительно» |
Показано знание общих положений выполнения проекта, проект выполнен с ошибками. |
«Неудовлетворительно» |
Проект не выполнен, не продемонстрированы умения самостоятельного выполнения проекта. |
ЛИТЕРАТУРА
Приложение1
Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина»
ПРОЕКТ
по дисциплине «Физика»
на тему «Сила притяжения»
Выполнил: студент группы 111
Иванов И.И.
Руководитель: Ганичева Е.В.
Оценка: ___________
Дата сдачи работы: __________
Череповец, 2018
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.