Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина»
А.В.Соломатина
Методические рекомендации к выполнению практических работ
методические материалы по дисциплине
«Основы проектной деятельности» для студентов 1-го курса профессий подготовки квалифицированных рабочих и служащих
2017
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол № ___ от _______2017 г.
Председатель МК/_________/Белавина Н.М.
Рецензенты:
Королева Е.В., к.т.н., доцент кафедры Информационной безопасности ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».
Белавина Н.М., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Разработала:
Соломатина А.В., преподаватель проектной деятельности БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина»
Данные материалы предназначены для студентов I курса профессий ПКРИС и содержат темы практических работ и требования к их выполнению по дисциплине: «Основы проектной деятельности».
Оглавление
Введение. 4
Практическая работа №1: Изучение источников информации. 5
Практическая работа №2: Поиск информации в Интернете ……………………………………..…..……….……………...……11
Практическая работа №3: Работа с Интернет-библиотеками….12
Практическая работа №4: Работа с текстом в MS Office Word. 15
Практическая работа №5: Создание презентации в MS PowerPoint 22
Литература. 26
Введение
Данные материалы написаны в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине «Основы проектной деятельности» для студентов БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Данные материалы предназначены для студентов I курса профессий подготовки квалифицированных рабочих и служащих и содержат темы практических работ и требования к их выполнению по дисциплине «Основы проектной деятельности».
Основными целями данных материалов являются:
-прочное и сознательное овладение студентами знаниями и умениями проектирования, необходимыми для успешного усвоения дисциплины и использование её при изучении обще профессиональных и специальных дисциплин, в курсовом и дипломном проектировании;
-развитие логического и алгоритмического мышления;
-воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Практическая работа №1
Тема: Изучение источников информации
Цель работы: изучить источники информации.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Заполнить таблицу «Виды источников информации».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Все источники научно-технической информации можно подразделить на два вида: документальные и электронные. Основная часть научной информации представлена в виде документов, которые можно условно подразделить на первичные и вторичные, являющиеся результатом преобразования информации на основе изучения первичных документов. Перечень основных источников информации представлен на рис. 1.
Рис. 1. Основные источники информации
В свою очередь, первичные источники делятся на опубликованные и неопубликованные (рис.2).
Рис. 2. Классификация первичных источников информации
Рассмотрим опубликованные источники информации.
Книга - непериодическое издание в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала, объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете, прошедшее редакционно-издательскую обработку. Книги подразделяются на несколько типов:
- научная, научно-популярная и производственно-техническая;
- учебники и учебные пособия;
- справочники и энциклопедии;
- нормативная литература.
Брошюра - произведение печати, объемом от 5 до 48 страниц.
Периодическое издание – это произведения печати, выпускаемые отдельными, неповторяющимися по содержанию выпусками, под одним названием, которые регулярно выходят через определенные или неопределенные промежутки времени, причем каждый выпуск имеет порядковый номер или дату.
Журнал - периодическое издание, выходящее не реже двух раз в год и не чаще одного раза в неделю, подчиненное интересам определенного круга читателей, имеющее постоянное название, одинаковое оформление и ежегодную сквозную нумерацию.
Важная роль журнала в научных коммуникациях состоит в следующем:
- журнал выполняет одновременно функции текущего оповещения и публичного архива, обеспечивая оперативное доведение информации;
- является средством апробации результатов научных исследований;
- фиксирует приоритет научных и прикладных задач, создавая условия для признания авторов как ученых.
Журнальные публикации составляют примерно 70 % всех научных документов и около 80 % специалистов различных уровней считают научный журнал основным источником научно-технической информации.
Препринт - оттиск опубликованной статьи, который издательство рассылает по своей корреспондентской сети. В препринте публикуется то, что, возможно, не могло быть опубликовано в журнале и никогда потом не будет опубликовано, а так же материал, считающийся сырым, спорным, неапробированным, не требующий такого рецензирования, как журнальная статья.
Среди неопубликованных следует отметить отчеты о НИР и ОКР и диссертации, а также депонированные рукописи, хранящиеся в хранилищах.
Диссертация - квалификационная научная работа в определенной области наук, содержащая совокупность научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующая о личном вкладе автора в науку и о его качествах как ученого. Основу диссертации составляют выполненные и опубликованные научные работы, открытия или изобретения, внедренные в производство технологические процессы и др.
Депонированные рукописи - переданные на хранение в орган-депозитарий научные работы, выполненные индивидуально или в соавторстве и рассчитанные на ограниченный круг потребителей. Сведения о депонированных рукописях отражаются в реферативных журналах и библиографических указателях. Депонированные рукописи приравниваются к публикациям, а их авторы сохраняют право на публикацию статей в научных изданиях. Ограничения по объему депонированных рукописей значительно меньше, чем для публикаций, что позволяет автору более полно представить результаты своей работы.
Научный отчет - отчет научной организации о проведенном исследовании, который доступен организациям и частным лицам.
Вторичные источники служат посредником между документами и реципиентами (читателями, зрителями, слушателями) и являются результатом аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ). Информационные издания, целью выпуска которых является предоставление оперативной информации о самих публикациях и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но и идеями и фактами, в них заключенными. Выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ).
Основная масса источников подразделяется на три вида: библиографические, реферативные и обзорные.
Резюме - отвечает на вопрос “Что?” об источнике информации.
Аннотация - отвечает на вопрос “Что?” и “О чем?” об источнике информации.
Реферат - это сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферирование подразумевает анализ литературы по проблеме, т.е. систематизированное изложение чужых мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного.
Каталоги (картотеки), указатели, которые могут быть составлены по различным признакам. Чаще всего встречаются алфавитный, авторский, предметный, географический, нумерационный, хронологический, систематический каталоги (по отраслям знаний, независимо от того, кто является автором), картотеки персоналий (о ком-то), адресные картотеки.
Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают специалистов о том, что издано по интересующему его вопросу. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой - сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.
Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
Реферативные сборники представляют собой периодические, продолжающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят обычно узкотематический характер.
Экспресс-информация (ЭИ) - это периодическое издание журнальной или листовой формы, которое содержит расширенные рефераты наиболее актуальных опубликованных зарубежных материалов и неопубликованных отечественных документов, требующих оперативного освещения. Рефераты содержат все основные данные первоисточников, сопровождающиеся рисунками и таблицами, а также теоретическими выкладками, вследствие чего необходимость обращения к оригиналу отпадает.
Информационные листки - оперативные печатные издания, которые содержат рефераты, отражающие информацию о передовом производственном опыте или научно-технических достижениях.
К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Такие издания обычно сообщают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.
Цель обзоров - обеспечить проведение научных исследований и разработок на современном уровне, устранить параллелизм в работе научно-исследовательских организаций, помочь сделать правильный выбор направления и методов разработки в определенной области.
Соискателю, ведущему разыскание литературных источников, нельзя обойти вниманием издания книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели; издания государственной библиотеки; государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки.
Наряду с информационными изданиями для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Данные поиска могут быть использованы непосредственно, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к обнаружению первичных источников информации, каковыми являются научные труды (монографии, сборники) и другие нужные для научной работы издания.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Используя материал из теоретической части, заполнить таблицу.
Таблица 1:Виды источников информации
Виды источника информации |
Краткая характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №2
Тема: Поиск информации в Интернете
Цель: научиться искать информацию в сети Интернет.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Выполнить поиск необходимой информации в сети Интернет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Поисковый сервер - это программа, которая выполняет поиск документов по ключевым словам и возвращает список документов, в которых эти ключевые слова были найдены, обычно упорядочив их по значимости. Хотя поисковый сервер на самом деле представляет собой общий класс программ, этот термин часто используется в более конкретном смысле для описания таких систем, как Google, которые позволяют пользователям искать документы в глобальной сети Интернет.
Для организации поиска в Интернете существуют специализированные службы, называемые поисковыми серверами. На практике – это веб-сайты, где можно набрать в соответствующей строке ключевые слова, касающиеся интересующей темы, и получить множество ссылок на ресурсы с нужной информацией.
Поисковый сервер — это довольно сложная программа, точнее комплекс программ, в которых используются специальные алгоритмы анализа содержимого веб-сайтов в масштабах всего Интернета.
Российские поисковые серверы: «Яндекс» — www.yandex.ru; «Рамблер» — www.rambler.ru.
Зарубежные поисковые серверы: Google — www.google.com; Altavista — www.altavista.com; Yahoo! — www.yahoo.com.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выполнить поиск необходимой информации для ответов на вопросы с помощью поисковых систем Google и Яндекс:
1. Через сколько секунд после старта произошел первый взрыв на космическом корабле Челленджер?
2. Что означает латинское название щавеля?
3. Какой высоты памятник Чижику-Пыжику?
4. Кто первый в истории премии стал нобелевским лауреатом по литературе?
5. Кто автор строки «в гостиной разговаривают тети о Микеланджело Буонаротти»?
6. Кто был историческим прототипом убитого в романе Акунина «Смерть Ахиллеса»?
7. В какой день недели произошло Ледовое побоище?
8. Сколько автомобилей можно припарковать у магазина «Ашан» в Омске?
9. Кому принадлежат слова «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды»?
10. Почему Л. Толстому не была присуждена Нобелевская премия.
11. Приведите цитату Нобелевского комитета.
12. Как звали бога неба в мифах древних шумеров?
13. Сколько весит бейсбольный мяч?
Самостоятельная работа №3
Тема: Работа с Интернет-библиотеками
Цель: научиться работать с Интернет-библиотеками.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Выполнить поиск книг в Интрнет-библиотеке IPRbooks.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Интернет-библиотека – это информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.
Посредством Интернет-библиотек могут быть решены следующие задачи:
· ·Обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);
· ·Организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;
· Предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.
Как любой целостный фонд, Интернет-библиотека способствует выполнению следующих основных функций:
· Информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;
· Просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;
· Научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;
· Образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;
· Справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида.
Преимущества Интернет-библиотеки:
· Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки.
· Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.
· Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.
· Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей.
· Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.
· Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.
· Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.
· Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Найти литературу для учебного проекта в Интернет-библиотеке IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru).
Практическая работа №4
Тема: Работа с текстом в MS Office Word
Цель: изучить основные приемы работы в MS Office Word.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Оформить текст согласно требованиям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Установка параметров страницы
Необходимо перейти на вкладку "Разметка страницы" выбрать "Поля" и из выпадающего списка выбрать подходящий вариант или настроить самостоятельно (рис.3).
Рис.3.Разметка страницы
2. Выбор шрифта для текста
Необходимо перейти на вкладку "Главная" выбрать "Изменение шрифта" и из выпадающего списка выбрать шрифт (рис.4).
Рис.4. Выбор шрифта
3. Выбор размера шрифта
Необходимо перейти на вкладку "Главная" выбрать "Размер шрифта" и из выпадающего списка выбрать размер (рис.5).
Рис.5. Размер шрифта
4. Выравнивание текста
Необходимо перейти на вкладку "Главная" выбрать нужный вид выравнивания текста (рис.6).
Рис.6. Выравнивание текста
5. Красная строка
Необходимо выделить текст, затем перейти на вкладку "Главная" выбрать "Абзац" в открывшимся окне выбрать "Первая строка" и из выпадающего списка выбрать "Отступ" и нажат "ОК" (рис.7).
Рис.7. Абзацы
6. Выбор междустрочного интервала
Необходимо перейти на вкладку "Главная" выбрать "Междустрочный интервал " и из выпадающего списка выбрать нужный интервал (рис.8).
Рис.8. Междустрочный интервал
7. Форматирование абзацев в тексте
Необходимо перейти на вкладку "Главная" выбрать "Междустрочный интервал " и из выпадающего списка выбрать "Добавить интервал перед абзацем" или "Добавить интервал после абзаца".
Рис.9.Форматирование абзацев
8. Необходимые начертания к тексту
Необходимо выделить изменяемый текст, затем перейти на вкладку "Главная" выбрать нужное начертание (рис.10).
Рис.10. Начертания текста
9. Замена слов
Необходимо перейти на вкладку "Главная" выбрать "Заменить" в открывшимся окне в пункте "Найти" написать, то слово, которое надо заменить, а в пункте "Заменить на" написать, то слово, на которое нужно заменить, затем нажать "Заменить" или "Заменить все" (рис.11).
Рис.11. Замена слов
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ознакомившись с теоретической частью, выполнить оформление текста согласно следующим требованиям:
· Установить параметры страницы:
Верхнее: 2см; Нижнее: 2см; Левое: 3см; Правое: 1,5см;
· Выбрать шрифт для текста: Times New Roman;
· Выбрать размер шрифта: 14;
· Выполнить выравнивание текста по ширине;
· Оформить красную строку;
· Выбрать междустрочный интервал: 1,5;
· Отформатировать абзацы в тексте;
· Применить необходимые начертания к тексту;
· Произвести замену слов: «везение» на «удачу», «бросить» на «оставить»;
· Сохранить работу.
Текст для редактирования:
Определение цели в поиске работы
Стратегически процесс поиска работы можно разбить на несколько этапов.
Прежде всего, следует честно и искренне для себя решить, будете ли Вы сами искать работу, или искать-то работу Вы будете, но где-то в глубине души больше будете надеяться на помощь со стороны, «везение». Результат поиска работы будет намного эффективнее, если Вы берёте ответственность на себя, в этом случае Вы способны подчинить свои чувства поставленной цели, проявлять инициативу, Ваши поступки становятся результатом Вашего выбора. Лишь тогда будет действовать механизм успеха, интуиция, активно участвуя в решении Ваших личных проблем.
Очень важно правильно определить Ваши цели в поиске работы и Ваши требования к искомой работе, найти разумный компромисс между Вашими хочу – могу – надо, между тем, к чему лежит душа, учитывая Ваши способности, темперамент, характер, состояние здоровья и тем, за что платят хорошие деньги. Ошибки в выборе сферы деятельности, в правильном определении своего места в иерархической структуре деятельности чреваты загубленными годами, если не целой испорченной жизнью. Потеря работы, несмотря на негативные стороны этого события, - повод задуматься о своей профессии. Может быть, раз уж она «бросила» Вас, и Вам есть смысл «бросить» её?
Не спешите отвергать эту идею. Шведские специалисты подсчитали, что за свою жизнь практически каждый швед два-три раза меняет профессию. Известно также, что 20 миллионов американцев ежегодно оставляют свои рабочие места, причём половина их них добровольно. Ещё 10 миллионов меняют свою карьеру. Многих людей только страх перед неизвестностью заставляет мириться с нелепым, но привычным порядком.
Если работа не соответствует Вашему типу личности, характеру и темпераменту, то можно с уверенностью сказать, что к хорошим результатам это не приведёт. Конечно, Вы можете отказаться от постановки цели – все равно как эта ситуация разрешится. Но если Вы хотите прожить не чью-то жизнь, а свою собственную, не стоит отдавать принятие решений на волю обстоятельств. Лучше это сделать самому, тогда, весьма вероятно, что и через год, и через пять и десять Вы окажетесь там, где хотите быть именно Вы, и будете иметь то, что именно Вы хотите. «Наступать на горло собственной песне» - это не подвиг, а преступление. И перед собой и перед обществом.
Пример как должен выглядеть готовый текст:
Практическая работа №5
Тема: Создание презентации в MS PowerPoint
Цель: научиться создавать презентации в MS PowerPoint.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Создать презентацию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Для создания слайда необходимо выбрать ГЛАВНАЯ-СОЗДАТЬ СЛАЙД (рис.12):
Рис.12. Создание слайда
После этого появляется титульный слайд с заголовком слайда и подзаголовком слайда:
Рис.13. Создание титульного слайда
2. Для создания дизайна необходимо выбрать ДИЗАЙН (рис.14):
Рис.14. Выбор дизайна слайда
3. Необходимо заполнить титульный слайд (рис.15):
Рис.15. Заполнение титульного слайда
4. Далее необходимо оформить следующие слайды, заполнив заголовок слайда и добавив текст (рис.16):
Рис.16. Оформление заголовка слайда и добавление текста
5. Для вставки таблицы нужно выбрать ВСТАВКА-ТАБЛИЦА (рис.17):
Рис.17. Добавление таблицы
Аналогично можно вставить рисунок, нажав ВСТАВКА-РИСУНОК.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создать презентацию для своего проекта, состоящую из 15 слайдов, при этом:
· оформить титульный слайд;
· использовать любой дизайн и анимацию;
· вставить таблицы, картинки.
ЛИТЕРАТУРА
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.