МНЕМОТЕХНИКА (от греч. mneme - память и techne – искусство, мастерство) - искусство запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность: * мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; * применения мнемотехники позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; * ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотехника помогает развивать: ü ассоциативное мышление; ü зрительную и слуховую память; ü зрительное и слуховое внимание; ü Воображение; ü связную речь; ü мелкую моторику рук.
|
Приёмы мнемотехники: Мнемодорожка – схема, в которую заложена обучающая информация, но не в большом количестве. Используется на первых порах обучения.
В работе с мнемодорожкой используется приём наложения и приложения, без графической зарисовки. Мнемотаблица – схема, в которую заложена обучающая информация в большем размере, чем в мнемодорожке. Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. |
Мнемотехника используется: - для обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказывании художественной литературы; - при отгадывании и заучивании загадок, пословиц, стихов; - при знакомстве с цифрами и буквами.
Мнемотехнику можно использовать с раннего возраста. Таблицы могут быть цветными и чёрно-белыми.
Что можно отображать в таблице:
- главных героев произведений
волк -
- явления природы
дождь - солнце -
- понятные детям действия - бил-бил - предметы и их признаки
|
Этапы использования мнемотехники
1. Выразительное прочтение стихов, сказки. 2. Рассматривание таблиц и разбор того, что там изображено. 3. Перекодировка информации. 4. Пересказ с опорой на картинки и символы. 5. Графическая зарисовка детьми символов. 6. Воспроизведение по нарисованной таблице.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Китайская пословица. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребёнок видит, слышит и делает сам.
|
Мнемотаблицы – это дидактический материал.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15 «Журавушка»
«Роль мнемотехники в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Подготовила: учитель-дефектолог, учитель-логопед С.А. Поволоцкая
г. Мариинск
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.