Методика для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диагностика по Фотековой.docx

Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников

(составлена по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В.)

 

Стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки применяется для решения следующих задач:

1.     диагностики;

2.     уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

3.     построение системы индивидуальной коррекционной работы;

4.     комплектование подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;

5.     отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

 

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Кроме этого исследуется понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия.

 

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

 

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной.

 

ба-па-па-ба        жа-ша-ша-жа          ла-ра-ра-ла              са-ша-ша-са                ца-са-ца-са

         

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0.5 балла – первый член воспроизводиться правильно, второй уподобляется первому;

0.25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0- отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное количество баллов – 5

 

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция. «Повторяй за мной движения».

·        Губы в улыбке

·        Губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;

·        Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

·        «Маятник» - рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

·        Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

 

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0.5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0.25 – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

Максимальное количество – 5 баллов

 

3. Исследование звукопроизношения.

Инструкция. «Повторяй за мной»

·        Собака-маска-нос

·        Сено-василек-высь

·        Замок-коза

·        Зима-магазин

·        Цапля-овца-палец-

·        Шуба-кошка-камыш

·        Жук-ножи

·        Щука-вещи-лещ

·        Чайка-очки-ночь

·        Рыба-корова-топор

·        Река-варенье-дверь

·        Лампа-молоко-пол

·        Лето-колесо-соль

 

Оценка:

3балла – безукоризненное произношение всех звуков;

1.5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 – искажениям и заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

1группа – свистящие (с, сь, з, зь, ц)

2 группа – шипящие (ш, ж, ч, щ)

3 группа – сонорные – л, ль

4 группа – сонорные – р, рь;

5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные гь, кь, хь, , й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Максимальное количество – 15 баллов.

 

4. Исследование сформированность звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция «Повторяй за мной слова».

 танкист      космонавт      сковорода     аквалангист     термометр

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0.5 балла – замедленное послоговое  воспроизведение;

0.25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуск, перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное количество – 5 баллов.

Максимальное количество баллов за серию – 30.

 

 

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Инструкция. «Послушай предложение и постарайся повторить его»

·        Птичка свила гнездо.

·        В саду было много красных яблок.

·        Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

·        Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

·        На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка:

1балл – правильное и точное воспроизведение предложения;

05 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0.25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 – невоспроизведение.

Максимальное количество 5 баллов.

 

2. Верификация предложений.

Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить»

·        Собака вышла в будку.

·        По морю плывут корабль.

·        Дом нарисован мальчик.

·        Хорошо спится медведь под снегом.

·        Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки.

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0.25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 – ошибка не выявлена.

Максимальное количество – 5 баллов.

 

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция. «Постарайся составить из слов предложение».

·        Мальчик, открывать, дверь

·        Сидеть, синичка, на, ветка

·        Груша, бабушка, внучка, давать

·        Витя, косить, трава, кролики, для

·        Петя, купить, шар, красный, мама

 

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл – предложение составлено верно.

0.5 – нарушен порядок слов;

0.25 – наблюдаются пропуски, привнесения, замены, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

0баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимально количество – 5 баллов.

 

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция. «Вставь пропущенное слово а предложение»:

·        Лена наливает чай … чашки.

·        Почки распустились …деревьях.

·        Птенец выпал…гнезда.

·        Щенок спрятался …крыльцом.

·        Пес сидит …конуры.

Оценка:

1балл – правильный ответ;

0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи («Подумай еще»).

0.25 – правильный ответ после помощи виде вопроса.

0 баллов – неэффектное использование помощи как первого, так и второго вида.

Максимальное количество – 5 баллов.

 

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция. «Назови предметы по образцу»

Образец: один- дом, а если их много, то это дома:

·        Один – стол, а много это…

·        Один – стул, а

·        Одно – окно

·        Одна – звезда

·        Одно – ухо

Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.

·        Один- стол, а много (чего?) –

·        Один – стул, а

·        Одно – окно

·        Одна – звезда

·        Одно – ухо

 

Можно использовать картинки.

Оценка:

1балл – правильный ответ.

0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0.25 – форма образована неверно;

0 – невыполнение.

Максимальное количество 10 баллов.

Максимальное количество за серию – 30 баллов.

 

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

 

1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных.

Инструкция. «Назови детенышей животных по образцу»

Образец: у кошки – котята

·        У козы –

·        У волка –

·        У утки

·        У лисы

·        У льва

·        У собаки

·        У курицы

·        У свиньи

·        У коровы

·        У овцы

Максимальное количество – 10 баллов.

 

2. Образование прилагательных от существительных.

А. Относительных

Инструкция. «Назови слова по образцу»

Образец: кукла из бумаги – она бумажная.

·        Шляпка из соломы – она…

·        Горка изо льда

·        Салат из моркови

·        Варенье из вишни

·        Суп из грибов

·        Варенье из яблок

·        Варенье из сливы

·        Варенье из клюквы

·        Лист дуба

·        Лист осины

Максимальное количество – 10 баллов.

 

Б. Качественных

Образец: если днем жара, то день – жаркий.

·        Если днем мороз, то день –

·        Если днем солнце, то день-

·        Если днем снег

·        Если днем дождь

·        Если днем ветер

 

В. Притяжательных

Инструкция. «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья

·        У кошки лапа-

·        У медведя

·        У льва

·        У лисы

·        Клюв птицы - … клюв

 

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0.25 – неверно образованная форма;

0 баллов невыполнение.

Максимальное количество баллов за серию – 30 баллов.

 

 

Серия 4. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии из 4-5 сюжетных картинок.

Инструкция. «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

Оценка:

1)    Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

 2.5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 – отсутствует описание ситуации.

2)    Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

2.5 – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

3)    Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2.5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

 

2. Пересказ прослушанного текста

Рассказ предъявлять не более 2 раз.

Инструкция. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказать».

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка:

1)    Критерий смысловой целостности:

5 баллов- воспроизведены все смысловые звенья; 2.5 – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

2)    Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2.5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен.

3)    Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2.5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.

Максимальное количество баллов за серию -30 баллов.

Экспресс – вариант включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Наибольшее количество баллов за всю методику равно – 120 баллов (100%).

4 уровень – 100-80%;

3 уровень - 79.9 – 65%;

2 уровень – 64.9 – 45%;

1 уровень – 44.95 – и ниже.