Методика формирования количественных представлений у детей старшей группы

  • docx
  • 03.07.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика формирования количественных представлений у детей старшей группы.docx

ЗФО Задание 4.5. Методика формирования количественных представлений у детей старшей группы ДОО

Программные задачи

Методика решения программных задач в ходе ООД  

Методика решения программных задач в режимных моментах   

Дидактические игры и упражнения

Примечания

Учить создавать множества (группы предметов)
из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера,
формы, назначения; звуков, движений)

Давайте разделимся на 3 команды. (Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.)

В: Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите?

Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

В: Геометрические фигуры все одинаковой формы?

Дети: Нет.

В: Скажите у круга какая форма? Есть у него углы?

Дети: Форма круглая, без углов.

В: Какая форма у квадрата? Есть у него углы?

Дети: Форма квадратная, есть углы.

Воспитатель: Сколько углов у квадрата?

Дети: У квадрата 4 угла.

В: У треугольника какая форма? Есть углы?

Дети: Форма треугольная, есть углы.

Воспитатель: Сколько углов у треугольника?

Дети: У треугольника 3 угла.

В: У прямоугольника какая форма? Есть углы?

Дети: Форма прямоугольная, есть углы.

В: Сколько углов у прямоугольника?

Дети: У прямоугольника 4 угла.

В: Каким цветом геометрические фигуры?

Дети: красный, желтый, синий, зеленый.

Воспитатель: По величине они все одинаковы?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какого они размера?

Дети: Маленькие и большие.

В: Первая команда собирает все геометрические фигуры только синего цвета. Вторая команда собирает все маленькие геометрические фигуры. Третья команда собирает геометрические фигуры только круглые.

В: На сколько групп вы разделили геометрические фигуры?

Дети: На три группы.

В: Первая, вторая, третья команда по какому признаку вы их разделили?

Д: Первая команда – по цвету. Вторая команда – по величине. Третья команда – по форме.

 

Физкультурное занятие (мешочки для метания разной величины, цвета, веса, разные геометрической фигуры) Музыка (музыкальные инструменты)
Прогулка (совочки, формочки, ведра – по цвету, по величине, по форме)

Игровое упражнение «Не ошибись», «Геометрическое лото»

1.разрезные карточки с геометрическими фигурами разными по форме, величине, цвету. Группа детей 4-5 человек играют в данную игру.

 

2.Лото с изображением геометрических фигур, разные по цвету, форме, величине.

В данную игру играет группа детей (4-5). Составлять карточки можно по группам (цвету, форме, величине)

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Игровое упражнение «Учись считать».

Воспитатель предлагает детям расположить на верхней полоске наборного полотна 5 желтых цветов, а затем выложить столько же красных цветов на нижней полоске.

Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и спрашивает: «Что можно сказать о количестве желтых и красных цветов?»

Воспитатель добавляет к 5 красным цветам еще 1 и уточняет свои действия: «К пяти красным цветам я добавила еще один цветок. Больше или меньше стало красных цветов?»

Затем выясняет: «Как мы получили шесть красных цветов? (К пяти добавили один.) Сколько красных цветов? (Шесть.) Сколько желтых цветов? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Какое число меньше: пять или шесть? Как сделать так, чтобы красных и желтых цветов стало поровну?» (Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.)

Физо (посчитай мячи, мешочки для метания) Музыка (посчитать музыкльные инструменты, стулья) Прогулка (посчитать деревья, кусты)
Дежурство (отсчитай 10 ложек и раздай)

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Угадай вопрос». В сказках «Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев» ,  «Веселый счет».

1.Детям предлагаются разрезные карточки на которых изображено количество предметов от 1-10. Пример.карточка с изображением 5 бабочек. Воспитатель в хаотичном порядке располагает карточки на столе ребенок выкладывает их по порядку, закрывает глаза, воспитатель карточки переставляет местами, ребенок говорит, что изменилось 

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения
конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет
или убирая из большего количества один предмет

Ребята, к нам в гости пришел ежики с полными корзинами грибов
Давайте посмотрим сколько у первого ежика в корзине грибов (7)
сколько у второго ежа грибов (8)

У кого больше? Почему?
у кого меньше? Почему?

«7 меньше 8, если
к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8
предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Прогулка (в нашей группе на 1 ребенка больше, чем в соседней) , чтение (вера ответила на 2 вопроса меньше,чем Витя)

«математическое лото», «Посчитай и скажи»

2. Ребенку даются разрезные карточки (пример на карточке 3 ежика, на другой 7 цветов) ребенок берет одну карточку, считает сколько ежиков, берет вторую, считает сколько цветов и говорит, что ежиков меньше чем цветов и говорит, что нужно сделать чтобы было поровну

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел

Воспитатель: Я буду называть с Вам число, а вы должны назвать его соседей.

Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше).

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием.

(5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).

Прогулка игра «классики»?

«Считай дальше». «Назови соседей»
«Найди свое место»
.

2. Даются разрезные карточки

Нужно назвать соседей

Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10)

- Ну, вот мы и прибыли. Ребята, пока мы ехали, на пути нам повстречалась белка. Это белка – художница. Посмотрите, какую картину она нарисовала. Что у нас изображено на картине? (Природа)

– Что нарисовано посредине? (Дерево.)

- Сколько деревьев нарисовала белочка? (1) Возьмите столько же счетных палочек. Покажите эту цифру.

– Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками.)

– Сколько уток? (4.) Возьмите столько же счетных палочек. Покажите эту цифру.

– Что нарисовано слева? (Грибы.)

– Сколько? (2.) возьмите столько же счетных палочек. Покажите цифру 2.

– Чего, ребята, не хватает на картине? Что бы вы нарисовали (Ответы детей.)

– А когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем? (0.)Покажите 0.

Прогулка (отсчитай 9 ведерок), чтение (возьми пожалуйста 5книгу с полки)

Игра с мячом «Не ошибись», Назови соседей цифры, Соедини цифру и количество предметов.

2. аналогичная игра

Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке
(в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить
количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10)

К старту космического корабля приготовиться!

- Начинаем счет от 1 до 10!  (Дети считают до 10)

(Космический корабль стоит на месте)

- Что случилось? Ракета не взлетает. Может, мы неправильно считали? Наверное, нужно считать наоборот, от большего числа к меньшему…

- Начинаем обратный отсчет.

Дети и воспитатель: 10, 9…. 1,  Пуск!  (Звучит космическая музыка)

 

Прогулка (считаем деревья в прямом и обратном порядке), на ФИЗО

Игровое упражнение «По порядку рассчитайсь!» (порядковый счет).

На Физо игровое упражнение очень часто применяется, дети стоят в одну колону  и рассчитываются подпорядку поворачивая голову друг к другу

 

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Перед детьми на столах цветные счетные палочки и цифры.
- Найдите коричневую палочку, положите её перед собой. Над ней вы будете выкладывать числовой ряд от одного до восьми. Что нужно сделать, чтобы продолжить счет дальше?
Дети добавляют синюю палочку и объясняют свои действия. По завершении работы дети обозначают цифрами числовой ряд и находят место цифры 9 в ряду.
Вопросы для детей:
- Сколько всего столбиков?
-Который по счету желтый столбик? Красный?
-Между какими столбиками находиться черный столбик?
-Какого цвета девятый столбик?
-Какое число обозначает этот цвет?
Ребята сегодня мы с вами познакомимся с новой цифрой 9.

 стихотворения С. Маршака «Веселый счет»
Музыка, Физо, сбор на прогулку (я считаю до 9, на 9 ребята уже должны быть одеты)

«Веселый счет», «Лото», «состав числа»

2. Разрезные карточки, с одной стороны картинка которая соответствует цифре, ведущий раздает карточки с картинками игрокам и вытягивает цифры , игроки быстро и ориентируясь сопоставляют цифр с картинками, кто быстрее заполнит картинки, тот  выйграет

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать
вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать
на них.

Воспитатель предлагает детям в верхнем ряду фланелеграфа отсчитать 9 квадратов, а в нижнем – 9 треугольников. Вместе с детьми он устанавливает, что квадратов и треугольников поровну – по 9.

Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижнюю полоску 1 треугольник и считает треугольники. Воспитатель спрашивает: «Сколько треугольников? Какое число получили? Как получили число десять? (Воспитатель поясняет образование числа десять.) Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять?»

 

 стихотворения С. Маршака «Веселый счет»
Прогулка (у нас 8 цветов в цветнике, сколько нужно посадить чтобы было 10?) Музыка (у нас 7 ребят, а стульев 5, сколько нужно добавить стульев ?)

Игра с мячом: Прямой и обратный счет до 10.

Работа в тетради. Вставить пропущенные цифры в числовом ряду.  Игровое упражнение «Считай дальше».

 

Дается карточка с героями, ребенок считает, воспитатель задет вопросы «Сколько героев сказки?», «Какой по счету волк?»

Продолжать формировать представление о равенстве: определять
равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения
групп

Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам – 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол.

Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет.

Воспитатель уточняет: «Пять машин и четыре куклы – сравните, что больше. (Пять машин больше, чем четыре куклы.) Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше. (Четыре куклы меньше, чем пять машин.) Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?»

-«По сколько стало кукол и машин?» – выясняет воспитатель.

(здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5)

Прогулка (6 деревьев и 4 куста, значит на участке больше деревьев)  Дежурство в уголке природы (на первой полке стоят 4 цветка и на второй 4, значит цветов поровну)

Игровые упражнения в тетради

 

Ребёнку дается задание в тетради, которое выполняет под контролем воспитателя

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого
предмета)
.

«Смотри, слушай, делай»
- Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы все вместе их считайте!
- Сколько кубов я поставила? (8.)
- Давайте посчитаем с другой стороны. (8)
Сама считаю кубы и допускаю ошибку при счёте.
-Ребята, почему у меня не получилось посчитать правильно кубы? (Допущена ошибка, один куб не посчитан)
- Что надо запомнить, когда считаешь предметырасположенные в ряд(Ответы детей)
Правильно, надо хорошо запомнить, с какого предмета начат счет, чтобы не пропустить ни одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды
Перемещаю кубы в хаотичном порядке
- Как вы думаете изменилось количество кубиков? (нет, изменилось только их расположение)
- Давайте посчитаем. (дети считают кубы и убеждаются что количество осталось прежним.
-Какой вывод сделаем? (от изменения пространственного расположения не меняется количество предметов)
- Закройте глаза! (На каждый большой куб педагог помещает маленький.)
- Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила?
- Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких и больших кубов поровну (На каждом большом кубе стоит маленький, а так как больших кубов 8, значит и маленьких тоже 8).
- Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше, чем больших? (Добавить один маленький куб)
- Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб)(Маленьких кубов стало 9)
- Каких кубов стало больше? (Маленьких)
- Сколько их? (9)
- Каких меньше? Сколько их? (8)
- Какое число больше (меньше): 8 или 9? (8 меньше 9, 9 больше 8).
- Что нужно сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну? (добавить 1 большой куб, либо убрать маленький)

Конструирование, дежурство в уголке природы (счет цветов), подготовка к тихому часу (посчитать кровати, предметы постельного белья)

«Веселый счет»(карточкки), «Счет с ног на голову»

 

Дается разрезная карточка. Дети считают сколько животных изображено на ней

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах
5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще
один и еще один.

 «Сколько кубиков на столе? Сколько красных (синих, зеленых и др.)? Один – красный, один – синий, один -желтый, один- зеленый, один – коричневый. А сколько всего кубиков? Значит, 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Завтрак (сколько элементов посуду лежит на столе у тебя) рисование (сколько у тебя карандашей)

«Состав числа», «Мы считаем»

 

Ребенку даются домики с составом числа, отдельные кружочки с цифрами, дети сопоставляют их, воспитатель проверяет