ЗФО Задание 4.5. Методика формирования количественных представлений у детей старшей группы ДОО
Программные задачи |
Методика решения программных задач в ходе ООД |
Методика решения программных задач в режимных моментах |
Дидактические игры и упражнения |
Примечания |
Учить
создавать множества (группы предметов) |
Давайте разделимся на 3 команды. (Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.) В: Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите? Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. В: Геометрические фигуры все одинаковой формы? Дети: Нет. В: Скажите у круга какая форма? Есть у него углы? Дети: Форма круглая, без углов. В: Какая форма у квадрата? Есть у него углы? Дети: Форма квадратная, есть углы. Воспитатель: Сколько углов у квадрата? Дети: У квадрата 4 угла. В: У треугольника какая форма? Есть углы? Дети: Форма треугольная, есть углы. Воспитатель: Сколько углов у треугольника? Дети: У треугольника 3 угла. В: У прямоугольника какая форма? Есть углы? Дети: Форма прямоугольная, есть углы. В: Сколько углов у прямоугольника? Дети: У прямоугольника 4 угла. В: Каким цветом геометрические фигуры? Дети: красный, желтый, синий, зеленый. Воспитатель: По величине они все одинаковы? Дети: Нет. Воспитатель: Какого они размера? Дети: Маленькие и большие. В: Первая команда собирает все геометрические фигуры только синего цвета. Вторая команда собирает все маленькие геометрические фигуры. Третья команда собирает геометрические фигуры только круглые. В: На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? Дети: На три группы. В: Первая, вторая, третья команда по какому признаку вы их разделили? Д: Первая команда – по цвету. Вторая команда – по величине. Третья команда – по форме.
|
Физкультурное
занятие (мешочки для метания разной величины, цвета, веса, разные
геометрической фигуры) Музыка (музыкальные инструменты) |
Игровое упражнение «Не ошибись», «Геометрическое лото» |
1.разрезные карточки с геометрическими фигурами разными по форме, величине, цвету. Группа детей 4-5 человек играют в данную игру.
2.Лото с изображением геометрических фигур, разные по цвету, форме, величине. В данную игру играет группа детей (4-5). Составлять карточки можно по группам (цвету, форме, величине) |
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). |
Игровое упражнение «Учись считать». Воспитатель предлагает детям расположить на верхней полоске наборного полотна 5 желтых цветов, а затем выложить столько же красных цветов на нижней полоске. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и спрашивает: «Что можно сказать о количестве желтых и красных цветов?» Воспитатель добавляет к 5 красным цветам еще 1 и уточняет свои действия: «К пяти красным цветам я добавила еще один цветок. Больше или меньше стало красных цветов?» Затем выясняет: «Как мы получили шесть красных цветов? (К пяти добавили один.) Сколько красных цветов? (Шесть.) Сколько желтых цветов? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Какое число меньше: пять или шесть? Как сделать так, чтобы красных и желтых цветов стало поровну?» (Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.) |
Физо (посчитай
мячи, мешочки для метания) Музыка (посчитать музыкльные инструменты, стулья)
Прогулка (посчитать деревья, кусты) |
«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Угадай вопрос». В сказках «Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев» , «Веселый счет». |
1.Детям предлагаются разрезные карточки на которых изображено количество предметов от 1-10. Пример.карточка с изображением 5 бабочек. Воспитатель в хаотичном порядке располагает карточки на столе ребенок выкладывает их по порядку, закрывает глаза, воспитатель карточки переставляет местами, ребенок говорит, что изменилось |
Сравнивать
рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения |
Ребята,
к нам в гости пришел ежики с полными корзинами грибов У кого
больше? Почему? «7
меньше 8, если |
Прогулка (в нашей группе на 1 ребенка больше, чем в соседней) , чтение (вера ответила на 2 вопроса меньше,чем Витя) |
«математическое лото», «Посчитай и скажи» |
2. Ребенку даются разрезные карточки (пример на карточке 3 ежика, на другой 7 цветов) ребенок берет одну карточку, считает сколько ежиков, берет вторую, считает сколько цветов и говорит, что ежиков меньше чем цветов и говорит, что нужно сделать чтобы было поровну |
Формировать
умение понимать отношения рядом стоящих чисел |
Воспитатель: Я буду называть с Вам число, а вы должны назвать его соседей. Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше и на один меньше). Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). |
Прогулка игра «классики»? |
«Считай дальше». «Назови соседей» |
2. Даются разрезные карточки Нужно назвать соседей |
Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10) |
- Ну, вот мы и прибыли. Ребята, пока мы ехали, на пути нам повстречалась белка. Это белка – художница. Посмотрите, какую картину она нарисовала. Что у нас изображено на картине? (Природа) – Что нарисовано посредине? (Дерево.) - Сколько деревьев нарисовала белочка? (1) Возьмите столько же счетных палочек. Покажите эту цифру. – Что нарисовано справа от дерева? (Пруд с утками.) – Сколько уток? (4.) Возьмите столько же счетных палочек. Покажите эту цифру. – Что нарисовано слева? (Грибы.) – Сколько? (2.) возьмите столько же счетных палочек. Покажите цифру 2. – Чего, ребята, не хватает на картине? Что бы вы нарисовали (Ответы детей.) – А когда ничего нет, пусто, каким числом мы обозначаем? (0.)Покажите 0. |
Прогулка (отсчитай 9 ведерок), чтение (возьми пожалуйста 5книгу с полки) |
Игра с мячом «Не ошибись», Назови соседей цифры, Соедини цифру и количество предметов. |
2. аналогичная игра
|
Совершенствовать
умение считать в прямом и обратном порядке |
К старту космического корабля приготовиться! - Начинаем счет от 1 до 10! (Дети считают до 10) (Космический корабль стоит на месте) - Что случилось? Ракета не взлетает. Может, мы неправильно считали? Наверное, нужно считать наоборот, от большего числа к меньшему… - Начинаем обратный отсчет. Дети и воспитатель: 10, 9…. 1, Пуск! (Звучит космическая музыка)
|
Прогулка (считаем деревья в прямом и обратном порядке), на ФИЗО |
Игровое упражнение «По порядку рассчитайсь!» (порядковый счет). |
На Физо игровое упражнение очень часто применяется, дети стоят в одну колону и рассчитываются подпорядку поворачивая голову друг к другу |
Познакомить с цифрами от 0 до 9. |
Перед детьми на
столах цветные счетные палочки и цифры. |
стихотворения С. Маршака «Веселый счет» |
«Веселый счет», «Лото», «состав числа» |
2. Разрезные
карточки, с одной стороны картинка которая соответствует цифре, ведущий
раздает карточки с картинками игрокам и вытягивает цифры , игроки быстро и
ориентируясь сопоставляют цифр с картинками, кто быстрее заполнит картинки,
тот выйграет |
Познакомить
с порядковым счетом в пределах 10, учить различать |
Воспитатель предлагает детям в верхнем ряду фланелеграфа отсчитать 9 квадратов, а в нижнем – 9 треугольников. Вместе с детьми он устанавливает, что квадратов и треугольников поровну – по 9. Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет на нижнюю полоску 1 треугольник и считает треугольники. Воспитатель спрашивает: «Сколько треугольников? Какое число получили? Как получили число десять? (Воспитатель поясняет образование числа десять.) Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять?»
|
стихотворения С. Маршака «Веселый счет» |
Игра с мячом: Прямой и обратный счет до 10. Работа в тетради. Вставить пропущенные цифры в числовом ряду. Игровое упражнение «Считай дальше». |
Дается карточка с героями, ребенок считает, воспитатель задет вопросы «Сколько героев сказки?», «Какой по счету волк?» |
Продолжать
формировать представление о равенстве: определять |
Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам – 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол. Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Воспитатель уточняет: «Пять машин и четыре куклы – сравните, что больше. (Пять машин больше, чем четыре куклы.) Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше. (Четыре куклы меньше, чем пять машин.) Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?» -«По сколько стало кукол и машин?» – выясняет воспитатель. (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5) |
Прогулка (6 деревьев и 4 куста, значит на участке больше деревьев) Дежурство в уголке природы (на первой полке стоят 4 цветка и на второй 4, значит цветов поровну) |
Игровые упражнения в тетради |
Ребёнку дается задание в тетради, которое выполняет под контролем воспитателя |
Упражнять
детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов,
расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления
счета (справа налево, слева направо, с любого |
«Смотри, слушай,
делай» |
Конструирование, дежурство в уголке природы (счет цветов), подготовка к тихому часу (посчитать кровати, предметы постельного белья) |
«Веселый счет»(карточкки), «Счет с ног на голову» |
Дается разрезная карточка. Дети считают сколько животных изображено на ней |
Познакомить
с количественным составом числа из единиц в пределах |
«Сколько кубиков на столе? Сколько красных (синих, зеленых и др.)? Один – красный, один – синий, один -желтый, один- зеленый, один – коричневый. А сколько всего кубиков? Значит, 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один. |
Завтрак (сколько элементов посуду лежит на столе у тебя) рисование (сколько у тебя карандашей) |
«Состав числа», «Мы считаем» |
Ребенку даются домики с составом числа, отдельные кружочки с цифрами, дети сопоставляют их, воспитатель проверяет |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.