Методика формирования математических представлений у детей с нарушениями интеллекта
Оценка 4.9

Методика формирования математических представлений у детей с нарушениями интеллекта

Оценка 4.9
docx
14.06.2021
Методика формирования математических представлений у детей с нарушениями интеллекта
Методика формирования математических представлений у детей с ОВЗ.docx

Методика формирования математических представлений у детей с нарушениями интеллекта

 

Под математическим развитием детей понимается качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

В коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, преобразование множеств предполагают осуществление целенаправленных интеллектуальных действий. Опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Формирование математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков и т.д. Как правило, указанные функции недоразвиты у детей с органическим поражением мозга. Координационные способности в значительной степени определяют уровень двигательных возможностей ребенка, необходимых для развития математических представлений, прежде всего представлений о пространстве, величине, количестве. У дошкольников долго и с большим трудом формируются серии движений нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела).

Отмечено, что детей с ОВЗ наиболее несформированными оказываются пространственно-временные представления. Действия по словесной инструкции или самостоятельное определение и называние пространственных и временных отношений вызывают значительные затруднения. Дети с трудом овладевают количественными представлениями. В деятельности выделяются: неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; низкий уровень сформированности обобщенных представлений о количестве; сложности в усвоении правил пересчета предметов, “безытоговый” счет; неумение выполнять действия сложения и вычитания. Математические представления у этих детей имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первый план выступает слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий. У детей этой категории нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что непосредственное, конкретное восприятие доминирует, препятствуя усвоению элементарных математических представлений. Затруднен перенос имеющихся знаний и умений в новые условия.

Для формирования математических способностей необходимы развитая познавательная активность, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям с ОВЗ свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Суть математического развития дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью в процессе дошкольного образования состоит в организации детской деятельности, предполагающей взаимодействие детей и взрослых, которая помогает ребенку овладевать средствами и способами получения элементарных математических знаний, проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта в освоении культуры.

Разрабатывая подходы к математическому развитию детей, следует учитывать тот факт, что освоение дошкольников с ОВЗ математического опыта идет, как правило, двумя путями:

·    под руководством педагогов (игры и занятия со специальным заданием);

·    в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка (использование всех многочисленных поводов, которые доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.)

В коррекционно-развивающей работе с детьми указанные пути всегда перекрещиваются. Такое построение коррекционно - развивающей работы с ОВЗ в включает в себя:

 - развитие математических способностей с учетом психофизических особенностей;

 - построение предметно – развивающей среды, способствующей развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности;

- поэтапное формирование математических представлений в предметно-практической, игровой, элементарной учебной и речевой деятельности.

Формирование математических представлений у детей с ОВЗ осуществляется в разных видах деятельности:

·    В повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи (в известных пределах), участие в коллективной деятельности с математическим содержанием, совместное выражение чувств, возникающих в зависимости от ее результата;

·    В специальных играх и упражнениях;

·    В обучении сюжетно–дидактическим и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание количественных, пространственно-временных отношений было целью и средством деятельности;

·    На специальных занятиях по формированию математических представлений;

·    Во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы. При этом основное внимание уделялось работе по специально созданной для каждого ребенка индивидуальной коррекционно-развивающей программе математического развития. В процессе ее реализации в известной мере восполнялись “пробелы” в формировании количественных, временных, пространственных, величинных и геометрических представлений в соответствии с индивидуально - типологическими особенностями детей. На основе диагностических данных нарушениях пространственного восприятия, протекания наглядно-образных операций, о наличии дефектов целенаправленности поведения и организации счетной деятельности и т.д. проводилась индивидуальная работа по профилактике и коррекции дискалькулии.

При построении занятий по формированию математических представлений следует учитывать основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, такие как:

·    игровая форма обучения;

·    смена видов деятельности;

·    повторяемость программного материала;

·    обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, показывает, что знания, полученные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми с особенностями в развитии быстрее, прочнее и легче чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными упражнениями». При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Используя в коррекционно-развивающей работе множество дидактических игр по формированию и развитию математических представлений, с их помощью уточняю и закрепляю представления о геометрических формах, временных и пространственных отношениях, числах, об отношениях между ними.

На одном из занятий предлагаю детям от трех до пяти разных заданий, это поддерживает активность детей и предупреждает их утомление. Точное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьировании приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более точными и обобщенными.

На примере математической темы «Один и много» можно проследить повторение материала и взаимосвязь всех специалистов:

Учитель - дефектолог

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре

Лексическая тема «Игрушки»

На занятиях по ФЭМП «В красной корзине один мяч, в синей - много мячей»

На занятиях по рисованию «Елка одна, а шариков на ней нарисуем много»

Игра с погремушками «У всех по одной погремушке, в корзине много»

Я прыгну как зайка один раз, а вы много раз.

Для осуществления более эффективной коррекционной работы, необходимо не только обеспечивать приобретение детьми новых знаний и умений, но и развивать способность использовать, применять их в новых условиях, при выполнении новых заданий. У детей с ОВЗ чрезвычайно затруднено именно использование имеющихся знаний в новых ситуациях. В связи с этим, формируя у воспитанников какие-либо знания на основе использования дидактического материала, в занятия необходимо включать разнообразные игровые и практические ситуации для закрепления полученных знаний и формирования умения применять их в других условиях.

Итак, можно сделать вывод, что своеобразие организации коррекционно-образовательного процесса для детей с особенностями в развитии состоит в использовании таких мер, как:

·    индивидуальный и дифференцированный подход;

·    сниженный темп обучения;

·    структурная простота содержания знаний и умений;

·    повторность в обучении;

·    самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения;

·    наглядность.

Для формирования математических представлений значимой является предметно - практическая деятельность, игровая, речевая и трудовая деятельность.

Целенаправленное резонансное воздействие на математическое развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья может быть основано на комплексном использовании разнообразных доступных видов деятельности при взаимодействии всех взрослых-участников образовательного процесса. Эта работа включает: формирование познавательного интереса к деятельности с математическим содержанием; развитие познавательных процессов во взаимосвязи с развитием и коррекцией речи, развитие математических способностей, с учетом психо - физических особенностей детей; выбор принципов, методов и содержания работы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей; построение предметно-развивающей среды способствующей формированию и развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка видах деятельности; поэтапное математическое развитие в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.


 

Методика формирования математических представлений у детей с нарушениями интеллекта

Методика формирования математических представлений у детей с нарушениями интеллекта

В деятельности выделяются: неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; низкий…

В деятельности выделяются: неосознанный счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; значительная зависимость счетной деятельности от качественных особенностей предметов и их пространственного расположения; низкий…

Формирование математических представлений у детей с

Формирование математических представлений у детей с

На примере математической темы «Один и много» можно проследить повторение материала и взаимосвязь всех специалистов:

На примере математической темы «Один и много» можно проследить повторение материала и взаимосвязь всех специалистов:

работы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей; построение предметно-развивающей среды способствующей формированию и развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка…

работы в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей; построение предметно-развивающей среды способствующей формированию и развитию математических представлений в доступных и значимых для каждого ребенка…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2021