МЕТОДИКА И СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ЗАДАНИЯМ НА ЛЕКСИКУ И ГРАММАТИКУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ОГЭ И ЕГЭ
Михайлова Елена Владимировна, учитель английского языка, МБОУ «СОШ «Муринский ЦО №2», Ленинградская область.
В настоящее время бытует мнение среди родителей и начинающих учителей что можно подготовиться к экзамену по английскому языку буквально за 1-2 года, наняв репетитора или «натаскать» ученика путем решения вариантов ОГЭ или ЕГЭ в многочисленных сборниках или на сайте ФИПИ. Таким образом, репетиторы и некоторые учителя стараются завалить «несчастных» выпускников тестами из книг или распечатками из сайта и чем больше, тем лучше. Но научатся ли обучающиеся тем навыкам и умениям, которые они должны продемонстрировать на экзамене в стрессовой ситуации. Мой опыт подсказывает, что далеко не всегда. Прорешивая варианты ОГЭ или ЕГЭ учитель лишь знакомит с форматом экзамена, взваливая непосильный труд в качестве самостоятельной работы в конце года. Я же хочу рассказать, что подготовка к экзамену требует систематической работы в течении долгого времени.
В своей статье я хочу поделиться опытом о причинах неудач на экзамене, о типичных ошибках, которые допускают выпускники, и познакомить с полезными упражнениями, которые действительно способствуют обучению и подготовки к экзамену по английскому языку.
Раздел лексики и грамматики по английскому языку всегда вызывает наибольшие затруднения. Во-первых, разберемся в причине неудач, которые преследуют наших выпускников. Учащийся должен помнить фундаментальные основы выполнения задания в форме ОГЭ и ЕГЭ:
- прочитать текст любого задания целиком до конца;
- проанализировать контекст;
- прочитать с заполненными пропусками.
Такое умение должно быть доведено у выпускников до автоматизма. Это необходимо для того, так как формат данных заданий подразумевает не изолированные лексико-грамматические формы слов, а в контексте.
По результатам работ выпускников прошлых лет ФИПИ называет следующие типичные ошибки, которые допустили выпускники:
- не умеют изменять местоимение it;
- пассивный залог
- путают активный и пассивный залог
- числительные
- орфографические ошибки в написании слов, которые также влекут потерю баллов;
- неправильное употребление Present Perfect;
-не согласуют подлежащее и сказуемое.
Итак, перейдем к упражнениям, которые помогут нам обучить умениям, которые проверяются на экзамене.
1. Полезное упражнение на глагольные формы в контексте – это проговаривание в группах. парах вслух структур целиком. Лучше это делать на количество структур или на время.
Where did you go? (swim, travel…)
When do you usually do? (get up, hav lunch ….)
If I were you I would ….
2. Упражнения на словообразование проверяет способность узнавать (догадаться) нужную форму слова и как правильно данную часть речи образовать от производной, т.е применять деривативы. от указанной формы.
Какие ошибки здесь допускают выпускники:
- образование однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту;
- заполнение пропуска без изменения формы (чего не может быть в ОГЭ или ЕГЭ в отличии от международных экзаменов);
- неправильное написание слов – орфографические ошибки в ответах.
Рассмотрим, как бороться с безграмотностью: Самый простой способ - это лексические диктанты, но действенный ли он? Каждый учитель имеет свое мнение на этот счет. Но так как каждый урок приходится запоминать определенное кол-во слов. этот вид деятельности можно разнообразить, а не просто диктовать слова, которые задали выучить в качестве домашнего задания. Например, это зрительный диктант (на доске записаны слова, в течении 1 минуты дети пытаются запомнить слова, а потом по памяти пишут и проверяют все вместе количество слов и их правописание). Не навязчивыми упражнениями могут быть карточки: вставить пропущенные буквы в слова, найти ошибки в слове или поставить буквы в таком порядке, чтобы получилось нужное слово. В старших классах интересен будет диктоглог или running dictation.
Для развития навыков словообразования и отработки однокоренных слов подойдут такие упражнения:
- Заполните таблицу (жирным шрифтом выделено слово, которое дано в таблице. Остальные части речи учащиеся дописывают сами)
noun |
verb |
adject |
adverb |
occurence |
occur |
Occuring reoccuring |
x |
Tour Tourist tourism |
tour |
Touristic touristy |
x |
Образуя прилагательные и глаголы, можно так же писать их с префиксами (un-, in-, im-, ir-; mis-, dis-, re- и т.д.) Это хорошая тренировка для запоминания. Важно заниматься систематически с многократным повторением, тогда эти слова перейдут в долговременную память.
И, наконец, если вы работаете над каким-либо аспектом, например, словообразованием, то сделайте так, чтобы несколько упражнений разного характера преследовали одну цель обучения и отработки данного навыка. Например, вот группа упражнений на развитее навыка словообразования:
1. Определите какая часть речи пропущена.
My uncle is an ….
My uncle is an …. person.
My uncle is an ….amazing person.
2. Далее работаете с этими же предложениями, но нужно заполнить пропуски словами из рамки.
Artist teacher unusual famous rather …………………и т.д. |
3. Придумайте свои слова, которые можно вставить в данные пропуски. Таким образом, все три упражнения служат одной цели и отрабатывают навыки и умения, которые проверяются на экзамене: узнать часть речи и правильно ее образовать
Приведу еще один пример группы таких упражнений. Например такое задание: образуйте слова при помощи суффиксов-or, -er
Act Writе Direct Print Speak Dig Conduct Mix Sail Calculate Cook Read drive |
Далее работаем со словами, которые мы образовали:
- Назовите слова, которые обозначают профессии людей
- Назовите слова, которые обозначают только вещи
-Назовите слова, которые обозначают и род деятельности людей и вещи одновременно.
Actor Writer Director Printer Speaker Digger Conductor Mixer Sailor Calculator cooker Reader driver …. и другие |
И последнее. Во многих учебниках при изучении словообразования даются такие или подобные таблицы:
-ion / -ation |
Action, combination, connection ……. |
-ment |
Development, employment, entertament, enjoyment …. |
-ity |
Creativity, equality, minority …. |
-ance / -ence |
Acceptance, appearance, assistance, difference, performance |
Как правило ученики читают эту таблицу и учитель просит запомнить как образуются эти слова. Но лучшие, попросить учащихся вывести самих правило словообразования. Например: Скажите от каких частей речи образуются слова с суффиксами -ion / -ation : от прилагательных или глаголов? Если слово заканчивается на непроизносимую е, как дописать суффиксы -ion / -ation и т.п. Важно проанализировать каким образом образуются слова и что они обозначают.
Таким образом, рассуждая о подготовке к экзамену, можно увидеть, что простым решением вариантов ОГЭ и ЕГЭ выпускнику не подготовиться. Важна систематическая тренировка определенных навыков и умений, которые достигаются путем отработки в системе упражнений. И напротив, если эти навыки сформированы путем таких не сложных, но систематических упражнений, то ученику будет легко сдать ОГЭ по английскому языку даже с минимальной подготовкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.