Методика изучения мотивации обучения
Оценка 4.7

Методика изучения мотивации обучения

Оценка 4.7
docx
19.02.2021
Методика изучения мотивации обучения
metodika_izucheniya_motivatsii_obucheniya_obuchayushchihsya_5 (1).docx

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

ФРАГМЕНТ

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

 

Дата_________ Ф.И.__________________ Класс_________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые спра­ведливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж)  меня хвалили родители;

з)  мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

д) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з)  я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з)  я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з)  меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!

 

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы ис­ключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество бал­лов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

 

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется ито­говый уровень мотивации учения.

Таблица 8

 

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

 

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на мо­мент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III  нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается коли­чество выборов ими каждого мотива, а затем определяется про­центное соотношение между ними.

 


Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эф­фективности образовательного процесса на данном этапе тестиро­вания осуществляется по следующим групповым показателям:

- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от обще­го числа обследуемых;

- количество учащихся со средним уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

- количество учащихся с низким уровнем учебной мотива­ции, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


 

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса

Каждый вариант ответов имеет определенное количество бал­лов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл

Каждый вариант ответов имеет определенное количество бал­лов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2021