Методика изучения временной перспективы
Оценка 5

Методика изучения временной перспективы

Оценка 5
docx
21.03.2022
Методика изучения временной перспективы
Методика изучения временной перспективы.docx

Методика изучения временной перспективы (Ф.Зимбардо)40

 

Методика была разработана известным американским психологом Филиппом Зимбардо (Zimbardo, 1999). Опросник предназначен для исследования субъективной картины времени индивида и состоит из 56 утверждений. При ответе респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым утверждением в соответствии с предложенными вариантами ответа:

1.  Совсем неверно;

2.   Скорее неверно;

3.   Нейтрально;

4.   Скорее верно;

5.   Очень верно.

Опросник состоит из пяти шкал, каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентаций:

          Прошлое Негативное;

          Настоящее Гедонистическое;

          Будущее;

          Прошлое Позитивное;

          Настоящее Фаталистическое.

Прошлое Негативное: В данную шкалу входят утверждения: 4, 5, 16, 22, 27, 33, 34, 36, 50, 54. Высокие баллы по этой шкале означают в целом негативный, пессимистичный взгляд на прошлое. В силу реконструктивного характера прошлого такие негативные аттитюды могут быть связаны как с действительным переживанием неприятных или травматичных событий в прошлом, так и с негативной реконструкцией нейтральных событий. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с депрессией, тревожностью и низкой самооценкой. Также исследователями обнаружена корреляция между высокими баллами по этой шкале и уровнем агрессии (Zimbardo, 1999).

Межличностные отношения людей с высокими баллами по этой шкале ограничены и зачастую неудовлетворительны. Они не мотивированы работать ради вознаграждения в будущем, но также не получают удовольствия и от своей жизни в настоящем.

Настоящее Гедонистическое: Высокие баллы по этой шкале отражают гедонистическое, рискованное, «бесшабашное» отношение ко времени и жизни. Отражает ориентацию на удовольствие в настоящем и неспособность принести что-то в жертву в настоящем, чтобы получить вознаграждение в будущем. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, непоследовательностью, слабым контролем эго, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений. Согласно данным исследований представители этой группы более склонны к употреблению психоактивных веществ, имеют неясные цели на будущее. При этом они энергичны, участвуют в большом количестве разных дел, часто занимаются спортом.

К этой шкале относятся следующие утверждения: 1,8, 12, 17, 19, 23,

26, 28, 31,32, 42, 44, 46, 48, 55.

Будущее: Высокие баллы по данной шкале отражают общую ориентацию субъекта на будущее. Поведение людей с высокими баллами по этой шкале определяется мотивацией на достижение будущих целей и вознаграждений. Высокие баллы также коррелируют с развитой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, добросовестностью, постоянством. Эти респонденты высокоорганизованны, амбициозны, ориентированы на достижение поставленных целей. Они зачастую ощущают субъективную нехватку времени, но готовы принести в жертву сегодняшние удовольствия ради успеха в будущем. При этом они отличаются прекрасными навыками организационного планирования и высокой личной эффективностью, обладают четкими целями на будущее, а их повседневная жизнь упорядочена и структурирована. Склонны испытывать средний и высокий уровни стресса, на субъективном уровне связанный с нехваткой времени.

К этой шкале относятся следующие утверждения: 6, 9, 10, 13, 18, 21,

24, 30, 40, 43, 45, 51,56.

Прошлое Позитивное: Высокие баллы по этой шкале отражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому. Высокая самооценка и субъективное чувство радости этих субъектов, указывают на здоровое, радостное отношение к жизни. Несмотря на склонность к интроверсии и некоторую стеснительность, они способны к построению близких межличностных отношений. В поведении разумны и осторожны, неохотно идут на риск. К этой шкале относятся следующие утверждения: 2, 7, 11, 15, 20, 25, 29, 41, 49.

Настоящее Фаталистическое: Высокие баллы по этой шкале демонстрируют фаталистичное, беспомощное и безнадежное отношение субъекта к будущему и к жизни в целом. Эти люди убеждены в том, что будущее предопределено и не зависит от действий самого человека. С точки зрения этих людей, человек - игрушка в руках судьбы. Они, как правило, не удовлетворены своей жизнью и не думают, что в дальнейшем это изменится. По данным исследований высокие показатели по этой шкале коррелируют с депрессией и высоким уровнем тревожности, низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, а также с агрессией. Специальные исследования указывают на то, что высокие баллы по этой шкале коррелируют с рискованным поведением по ВИЧ. Люди, получившие такие высокие баллы, имеют большее число половых партнеров, практикуют небезопасный секс (Kalichman, 1997, Keough, 1999). К этой шкале относятся следующие утверждения: 3, 14, 35, 37, 38, 39, 47, 52, 53.

По мнению авторов методики с точки зрения психологического благополучия идеальным вариантом является сбалансированная картина субъективного времени. "Ориентация на будущее дает людям крылья, чтобы воспарить к новым достижениям, ориентация на прошлое (Позитивное) укрепляет корни и питает чувство идентичности, а ориентация на настоящее (Гедонистическое) наполняет нашу ежедневную жизнь молодостью и чувственными радостями. Человек нуждается в гармоничном сочетании этих трех ориентаций для того, чтобы полностью реализовать свой потенциал"( Zimbardo, 1999).

 


 

Инструкция

Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу (1 - совершенно не верно, 2 - скорее неверно, 3 - нейтрально, 4 - скорее верно, 5 - совершенно верно). Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы.

Утверждение

1

2

3

4

5

1. Я считаю, что весело проводить время со своими друзьями – одно из важных удовольствий в жизни.

2. Знакомые с детства картины, звуки, запахи часто приносят с собой поток замечательных воспоминаний.

3. Судьба многое определяет в моей жизни.

4. Я часто думаю о том, что я должен(-на) был(а) сделать в своей жизни иначе.

5. На мои решения в основном влияют окружающие меня вещи и люди.

6. Я считаю, что каждое утро человек должен планировать свой день.

7. Мне приятно думать о своем прошлом.

8. Я действую импульсивно.

9. Я не беспокоюсь, если мне что-то не удается сделать вовремя.

10. Если я хочу достичь чего-то, я ставлю перед собой цели и размышляю над тем, какими средствами их достичь.

11. Вообще говоря, в моих воспоминаниях о прошлом гораздо больше хорошего, чем плохого.

12. Слушая свою любимую музыку, я часто забываю про время.

13. Если завтра необходимо закончить (сдать) работу и предстоят другие важные дела, то сегодня я думаю о них, а не о развлечениях сегодняшнего вечера.

14. Если уж чему-то суждено случиться, то от моих действий это не зависит.

15. Мне нравятся рассказы о том, как все было в старые добрые времена.

16. Болезненные переживания прошлого продолжают занимать мои мысли.

17. Я стараюсь жить полной жизнью каждый день, насколько это возможно.

18. Я расстраиваюсь, когда опаздываю на заранее назначенные встречи.

19. В идеале, я бы проживал(а) каждый свой день так, словно он последний.

20. Счастливые воспоминания о хороших временах с легкостью приходят в голову.

21. Я вовремя выполняю свои обязательства перед друзьями и начальством.

22. В прошлом мне досталась своя доля плохого обращения и отвержения.

23. Я принимаю решения под влиянием момента.

24. Я принимаю каждый день, каков он есть, не пытаясь планировать его заранее.

25. В прошлом слишком много неприятных воспоминаний, я предпочитаю не думать о них.

26. Важно, чтобы в моей жизни были волнующие моменты.

27. В прошлом я совершил(а) ошибки, которые хотел(а) бы исправить.

28. Я чувствую, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса работы, чем выполнить её в срок.

29. Я скучаю по детству.

30. Прежде чем принять решение, я взвешиваю, что я затрачу, и что получу.

31. Риск позволяет мне избежать скуки в жизни.

32. Для меня важнее получать удовольствие от самого путешествия по жизни, чем быть сосредоточенным(-ной) только на цели этого путешествия.

33. Редко получается так, как я ожидаю.

34. Мне трудно забыть неприятные картины из моей юности.

35. Процесс деятельности перестает приносить мне удовольствие, если приходится думать о цели, последствиях и практических результатах.

36. Даже когда я получаю удовольствие от настоящего, я все равно сравниваю его с чем-то похожим из своего прошлого.

37. Ты реально не можешь планировать свое будущее, потому что все слишком изменчиво.

38. Мой жизненный путь контролируется силами, на которые я не могу повлиять.

39. Нет смысла беспокоиться о будущем, так как я все равно ничего не могу сделать.

40. Я выполняю намеченное вовремя, постепенно продвигаясь вперед.

41. Я замечаю, что теряю интерес к разговору, когда члены моей семьи начинают вспоминать былое.

42. Я рискую, чтобы придать жизни остроты и возбуждения.

43. Я составляю список того, что мне надо сделать.

44. Я чаще следую порывам сердца, чем доводам разума.

45. Я способен(-на) удержаться от соблазнов, если знаю, что меня ждет работа, которую нужно сделать.

46. Волнующие моменты часто захватывают меня.

47. Сегодняшняя жизнь слишком сложна, я бы предпочел(-ла) более простое прошлое.

48. Я предпочитаю таких друзей, которые спонтанны и раскованы, а не очень предсказуемы.

49. Мне нравятся семейные традиции, которые постоянно соблюдаются.

50. Я думаю о том плохом, что произошло со мной в прошлом.

51. Я продолжаю работу над трудными и неинтересными заданиями, если это поможет мне продвинуться вперед.

52. Лучше потратить заработанные деньги на удовольствия сегодняшнего дня, чем отложить на черный день.

53. Часто удача дает больше, чем упорная работа.

54. Я часто думаю о том хорошем, что упустил(-а) в своей жизни.

55. Мне нравится, когда мои близкие отношения исполнены страсти.

56. Придерживаюсь мнения, что «работа не волк, в лес не убежит».

 


 

Методика изучения временной перспективы (Ф

Методика изучения временной перспективы (Ф

Прошлое Позитивное: Высокие баллы по этой шкале отражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому

Прошлое Позитивное: Высокие баллы по этой шкале отражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому

Инструкция Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении

Инструкция Пожалуйста, прочитайте все предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении

Риск позволяет мне избежать скуки в жизни

Риск позволяет мне избежать скуки в жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022