Методика обс ледования реч и детей с фо нетико-фоне матическим не доразвитие м речи
Перед обсле дованием фо нетико-фоне матической сторо ны речи ло гопед изучает анамнестические данные ребенка для того, чтоб ы понять пр ироду нару шения и начинать про водить обс ледование, опираясь н а эти данн ые.
Логопедическое обс ледование дете й включает в себ я:
1) обследо вание звуко произношен ия;
2) обследо вание фоне матического с луха;
3) обследо вание слого вой структур ы слова.
Перед сами м обследов анием лого пед опреде ляет общую ос ведомленност ь ребенка, з адавая сле дующие вопрос ы:
- Как тебя зо вут?
- Сколько тебе лет?
- В каком горо де ты живе шь?
- Как называетс я твоя гру ппа в детс ком саду?
- Как зовут т вою маму?
После того, к ак логопед з адал ребен ку вышеуказ анные вопрос ы, он начи нает провер ять состоя ние артику ляционной мотор ики, используя с ледующие у пражнения арт икуляционно й гимнасти ки:
1. Упражнение «О кошко». Ло гопед пред лагает ребе нку повтор ять за ним: « Широко открое м рот, ког да жарко и з акроем его, ко гда холодно».
Цель: умет ь удерживат ь открытым рот с о дновременн ым показом вер хних и ниж них зубов.
2. Упражне ние «Чисти м зубки». Ло гопед: «Широ ко открывае м рот, улыб аемся и ко нчиком язы ка чистим зуб ки. Сначал а верхние, пото м нижние».
Цель:выработать у мение удер живать конч ик языка з а нижними зуб ами, актив изировать ко нчик языка.
3. Упражне ние «Месим тесто». Логопед: «У лыбаемся, к ладем язычо к между губ и го ворим «пя- пя-пя».
Цель:Вырабатывать у мение, расс лабив мышц ы языка, у держивать е го широким и р аспластанн ым.
4. Упражне ние «Чашеч ка». Логопе д: «Улыбае мся, широко от крываем рот, в ысовываем яз ык и превр ащаем его в ч ашечку».
Цель: Науч иться удер живать язы к в форме ч ашечки навер ху, у верх них зубов. У креплять мус кулатуру яз ыка.
5. Упражне ние «Часик и». Логопе д: «Улыбае мся и немно го открывае м рот. Высо вываем язы к и двигае м им от од ного уголк а рта к дру гому».
Цель: Укре плять мышц ы языка, отр абатывать е го подвижност ь.
Демонстрационный м атериал к д анным упра жнениям пре дставлен в Пр иложении 3, рисунки 1–5.
Обследование з вукопроизно шения
Необходимо про верить, ка к ребенок про износит зву к изолиров анно в сло гах, слова х, предложе ниях, текст ах. Ему пре длагается н азвать карт инки, повтор ить слова, г де исследуе мый звук ззанимает раз ные позици и: в начале, в сере дине, в ко нце слова. Учитывая возр астные особе нности дете й-дошкольн иков, более эффе ктивно про водить обс ледование с ис пользование м разнообр азных игро вых приемо в. Дидактичес кие игры н а обследов ание звуко произношен ия предста влены в Приложении 5.
Обследование фо нематическо го слуха
Вместе с выявлен ием навыко в звукопро изношения, следует уз нать, как дети н а слух раз личают фоне мы родного яз ыка. Для этого пре длагаются с ледующие з адания:
1. "Слушай и по казывай". Н а столе ле жат нескол ько картино к, обознач ающих слов а, сходные по з вучанию, но р азные по з начению (нос- нож, усы-у ши, удочка-уточка, зме я-земля). Логопед ме дленно и чет ко произнос ит название к артинки, а ребенок отыскивает нужную и по казывают ее ло гопеду.
2. "Кто самый в нимательны й?". Логопе д называет р яд звуков (с логов), а ребенок дол жен хлопнут ь в ладоши, если услыш ит исследуе мый звук, с лог с этим звуком.
3. "Путешест вие". Дети от правляются н а прогулку в лес. Н а пути им встреч ается ежик, котор ый их не про пускает, а прос ит вынуть из е го иголок к артинки с о пределенны м звуком. Путе шествие про должается. Н а дороге по является Кр асная шапоч ка с корзи нкой и пре длагает дет ям взять себе и грушки, в н азвании котор ых есть исс ледуемый з вук. В кон це путешест вия дети по дходят к " волшебному" до мику. В не го могут во йти только те реб ята, котор ые придума ют слова с з аданным зву ком.
Нарушения р азвития фо нематическо го слуха про являются в с ледующем:
‒ нечетком р азличении н а слух фоне м в собстве нной и чужо й речи;
‒ неподгото вленности к э лементарны м формам з вукового а нализа и с интеза;
‒ затрудне ниях при а нализе зву кового сост ава речи.
Обследование с логовой стру ктуры слов а
Для обследо вания слого вой структур ы и звукон аполняемост и слов подб ираются сло ва с опреде ленными зву ками и с р азным количест вом и типа ми слогов; с лова со стече нием соглас ных в нача ле, середи не и в кон це слова.
Детям даетс я задание по вторить за ло гопедом пре дложения с бо льшой конце нтрацией с ложных сло в, например:
Водопроводчик ч инит водопрово д.
Полицейский ре гулирует у личное дви жение.
В аквариуме п лавают раз ноцветные р ыбки.
Строители р аботают на стро ительстве в ысокого до ма.
Волосы подстр игают в пар икмахерско й.
Кроме того, дет ям предлаг ается самосто ятельно сост авить пред ложения по с южетным карт инкам.(Картинки пре дставлены в Пр иложении 7, рис. 1-2)
Таким образо м, в ходе обс ледования ло гопед выяв ляет степе нь и урове нь нарушен ия слогово й структур ы слов в к аждом конкрет ном случае и н аиболее ти пичные ошиб ки, которые до пус кает ребено к. Это поз воляет уст ановить гр аницы досту пного для ребе нка уровня, с которо го следует н ачинать корре кционные у пражнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.