МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ (лекция)
Оценка 4.7

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ (лекция)

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
русский язык
11 кл +1
25.05.2020
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ  (лекция)
лекция 11 МПРЯ.ppt

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ПЛАН

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ПЛАН

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.Значение, задачи, место раздела. Структура и содержание раздела. Фонетические понятия как учебные единицы.
2.Частнометодические принципы изучения фонетики.
3.Методы и приемы изучения фонетики. Основные виды упражнений по фонетике. Фонетический разбор, его значение и методика проведения.
4.Связь фонетики с орфоэпией. Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков. Использование в работе основных словарей и справочников.

Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой, грамматикой и орфографией

Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой, грамматикой и орфографией

Цели изучения фонетики – раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка, показать связь последней с лексикой, грамматикой и орфографией.


Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка, предупредить бытовое смешение звука и буквы, познакомить с нормами литературного произношения.
Практические цели: формирование учебно-языковых (фонетических) явлений: распознать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор), применять к орфограммам.
Развивающие цели: развитие произносительно-слуховой культуры.
Воспитательные цели: воспитание речевой культуры.

В содержание обучения входят знания и умения

В содержание обучения входят знания и умения

В содержание обучения входят знания и умения. Основная единица фонетического уровня языка представлена в школьном курсе звуком.
Звук рассматривается в 3 аспектах: функциональном, физиологическом и акустическом.
Звук с физиологической точки зрения  рассматривается как система, творческий продукт работы органов речи, артикуляции.
С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органом слуха, соотношения голоса и шума.
С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи:
ком - дом - лом – сом
Функция звуков речи – различать слова.




В раздел «Фонетика» включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные…

В раздел «Фонетика» включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные…


В раздел «Фонетика»  включены следующие лингвистические понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие; мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости - глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. . В школьном учебнике еще добавлены понятие шипящие согласные, а также функции звуков речи.
Помимо понятий в школьный курс фонетики входят отдельные языковые фонетические факты, например непарные согласные по твердости-мягкости, по звонкости-глухости: звуки [й], [ц] и др.
Для описания звуков языка через учебник вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки.
Изучение фонетики предусмотрено программой в 5 классе 11-летней школы.

При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе формируется языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции

При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе формируется языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции


При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе формируется языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции.
К предметным результатам относятся умения: вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию, характеризовать звуки, определять фонетические процессы, делить слова на слоги и для переноса, устанавливать соотношения между звуками и буквами, производить фонетический разбор, наблюдать за использованием звукописи, овладевать основными правилами нормативного произношения.
В результате изучения фонетики дети должны осознать неразрывную связь, которая существует между звуковой и смысловой стороной, понимать, как звуковая оболочка связана с лексическими и грамматическими явлениями.

Частнометодические принципы изучения методики фонетики 1

Частнометодические принципы изучения методики фонетики 1

Частнометодические принципы изучения методики фонетики

1. Опора на речевой слух самих учащихся.
2. Рассмотрение звука в морфеме.
3. Сопоставление звука и буквы.
Реализация первого принципа приводит школьников к сознательному восприятию звуков и правильному определению их свойств.
Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции и чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами.
Последний принцип предупреждает смешение детьми звуков и букв (единиц фонетики и графики), существенно влияет на овладение орфографией.

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного…

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного…

При изучении фонетики наиболее распространенными приемами является наблюдение за звуковой стороной речи, употребление в произношении, звукобуквенный (фонетический) разбор, группировка слов с определенными звуками, прием установочного чтения.
Организуя наблюдения надо учитывать принцип от звука к букве (Пешковский).

Методы и приёмы изучения фонетики

Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике

Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике

Фонетический разбор – это не только прием обучения, но и средство закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике.
Порядок фонетического разбора:
1. Слоги, ударение.
2. Гласные: ударные, безударные.
3. Согласные: звонкие/глухие, мягкие/твердые.
4. Количество букв и звуков.

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений различение звуков в словах: определите по слуху, какие глас­ные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды); согласные…

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений различение звуков в словах: определите по слуху, какие глас­ные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды); согласные…

Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений

различение звуков в словах: определите по слуху, какие глас­ные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды); согласные в корнях слов (например, сторож и сторожить);
смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и тол, спор и спорт);
деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;

Дайте характеристику звуков : звуки

Дайте характеристику звуков : звуки

Дайте характеристику звуков :

звуки

гласные ударные безударные

гласные ударные безударные

гласные

ударные

безударные

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Э

Й

Ь

Ю

Я

алфавит

Назовите гласные буквы

Назовите согласные буквы

Продолжение постановка ударения в словах : произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя…

Продолжение постановка ударения в словах : произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя…

Продолжение

постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями;
группировка слов с определенными звуками: спишите, рас­пределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой – с безударным; в один столбик запишите сло­ва с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягки­ми и т.д.;
определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова.

Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый,…

Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый,…

1 вариант: с ударением на первом слоге.
2 вариант: с ударением на последнем слоге.
3 вариант: с двумя равнозначными вариантами.
Вертит, облегчить, на двери, силос, звонишь, компас, каталог, ржаветь, средства, жалюзи, кулинария, кремы, диспансер, колледж, начал, щавель, по средам, памятуя, столяр, свекла, дефис, творог, движимый, досуг, понял, заняла.

Сделайте фонетический разбор слов ( по вариантам):

Сделайте фонетический разбор слов ( по вариантам):

Сделайте фонетический разбор слов
( по вариантам):
Счастье
Дождь
Чувство
Сберечь

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:

Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:
Лед –
Торг –
Лес –
Лещ –
Куль –

Толь

Грот

Сель

Щель

Люк

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв

Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:


– обозначьте звуки (в произносимом
слове) буквами;
– определите звуковое значение выделенных букв (или указан­ных учителем);
– расположите слова по алфавиту;
– подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Сколько звуков «С» и сколько звуков «З» в предложении?

Сколько звуков «С» и сколько звуков «З» в предложении?

Сколько звуков «С» и сколько звуков «З» в предложении?

Позже раздался резкий звук, словно сделанный железкой по стеклу.

4 звука «С» – резкий, словно, железкой, по стеклу;
3 звука «З» – раздался, звук, сделанный.

Объяснительный словарный диктант …дача, нян(?)чить, отреж…те, гиган…ский, смен(?)щик, январ(?)ский, фальш…, лес…ница, фотос…емка, веч(?)ный, невтерпеж…, и…подлоб…я, сверх…естественный, сел…дь, …брить, прилеч…, мач(?)та, мощ…ность, муж…ина, жен(?)щина, в…крикнуть, в…лететь,…

Объяснительный словарный диктант …дача, нян(?)чить, отреж…те, гиган…ский, смен(?)щик, январ(?)ский, фальш…, лес…ница, фотос…емка, веч(?)ный, невтерпеж…, и…подлоб…я, сверх…естественный, сел…дь, …брить, прилеч…, мач(?)та, мощ…ность, муж…ина, жен(?)щина, в…крикнуть, в…лететь,…

Объяснительный словарный диктант
…дача, нян(?)чить, отреж…те, гиган…ский, смен(?)щик, январ(?)ский, фальш…, лес…ница, фотос…емка, веч(?)ный, невтерпеж…, и…подлоб…я, сверх…естественный, сел…дь, …брить, прилеч…, мач(?)та, мощ…ность, муж…ина, жен(?)щина, в…крикнуть, в…лететь, …жечь, прос…ба.
Подчеркните слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.

В чем заключается необычность стихотворения

В чем заключается необычность стихотворения

В чем заключается необычность стихотворения В.Брюсова?
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.

Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв в русском алфавите.

Новой темой в преподавании русского языка является фонология, учение о фонеме

Новой темой в преподавании русского языка является фонология, учение о фонеме

Новой темой в преподавании русского языка является фонология, учение о фонеме. И принята эта тема пока не многими учителями.
В основе своей фонология проста. Звуки служат для различения слов. В словах дом, дома, домовой звуки [о], [а], [ъ] позиционно чередуются, они представляют одну фонему <о>, а в словах пять, пяти, пятёрка звуки [а], [иЭ], [ь] представляют фонему <а>.
Фонема – это различительная единица языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.
Сильные и слабые позиции фонем.
Одно орфографическое правило! Фонема в сильной или слабой позиции? Если в сильной, пиши, что произносится: звонкий звук – букву звонкой фонемы, глухой звук – букву глухой фонемы. Если в слабой позиции, проверь её, приведи к сильной позиции.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020