Обучение классическим лыжным ходам
К обучению лыжным ходам и перехода с хода на ход следует приступать после того, как занимающиеся пройдут «Школу лыжника».
Последовательность изучения лыжных ходов и переходов следующая:
Сначала осваивают одновременный бесшажный и попеременный двухшажный ходы, затем одновременный одношажный ( скоростной и основной варианты), переходы без шага, с прокатом и прямой, одновременный двухшажный ход.
«Школа лыжника»-это система специальных упражнений, направленная на формирование большого арсенала двигательных навыков, необходимых для освоения различными лыжными ходами, а также совершенствования ими.
Исходя из ныне существующих методик и развивая их в предлагаемой системе упражнений, ставятся следующие задачи.
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК
- Основа техники-скольжение (на одной или двух лыжах).
- Ведущее звено техники-отталкивание (палками и лыжами).
- Любой ход состоит из двух периодов (стояния и скольжения), кроме одновременного бесшажного.
- Цикл лыжного хода- движение частей тела лыжника, последовательно выполнив которые. Он возвращается в исходное положение.
- Цикличность-повторяемость движений. Цикл любого хода имеет временную и пространственную характеристики.
- Фаза-условно выделенная часть цикла.
- Центр масс тела лыжника (ц.м.т.) -точка приложения равнодействующих масс всех частей тела лыжника.
- Центр опоры-центр давления лыжи на снег.
Опорная нога-нога, выполняющая опорную функцию,т .е. принимающая на себя полностью или частично массу тела лыжника.
Толчковая нога - опорная нога, которой лыжник отталкивается.
Переносная или свободная нога- нога, делающая маховое движение, направленное на подготовку к приему массы тела лыжника на нее.
Группировка-совокупность движений лыжника, приводящих его в исходное положение перед отталкиванием.
Смещение-наклон динамической оси лыжника в направлении отталкивания.
При обучении лыжными ходами важно, чтобы обучающиеся прочувствовали (приняли) граничные позы начала и окончания отталкивания.
1.Задача: Выработать у лыжников чувство лыж и снега ( умение использовать сцепление лыжи со снегом и ее скольжение, а также управлять лыжами, в движении или по снегу и при переносе без опоры.)
2.Задача: Выработать равновесие на скользящей опоре (умение уверенно скользить на двух и одной лыже, целесообразно и своевременно переносить вес тела с одной ноги на другую).
4.Задача: Научить рационально отталкиваться лыжами ( с переносом опоры тела с лыжи на лыжу). При овладении отталкиванием лыжей очень важно хорошо приготовиться к началу отталкивания (уметь хорошо расслабить мышцы у коленного и голеностопного суставов, уметь выполнять вращательное движение в тазобедренном суставе относительно опорной ноги).
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД
Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания палками. Применяется он на пологих спусках, а также на равнине и пологих подъемах при хороших условиях скольжения.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД
(основной и скоростной вариант)
Применяется на равнине и на пологих подъемах при хороших условиях скольжения.
Цикл хода состоит из одного отталкивания лыжей, одновременного отталкивания палками и свободного скольжения на двух лыжах.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД
Применяется на равнине и в пологие подъемы.
Цикл хода состоит из двух поочередных отталкиваний лыжами, поочередное скольжение на каждой лыже, одновременное отталкивание палками и скольжение на двух лыжах.
Список используемой литературы
Д.Д.Донской, Х.Х Гросс, «Техника лыжника гонщика».
В.Д.Евстратов, «Лыжный спорт: учебник для институтов физической культуры», 1989 г.
Е.И.Кудрявцев, «Программа для ДЮСШ», 1977 г.
В.Д.Евстратов, П.М.Виролайнен, «Коньковый ход? Не только…».
Т.И.Раменская, «Техническая подготовка лыжника: учебно-практическое пособие», 2000 г.
Т.И.Раменская, «Специальная подготовка лыжника», 2001 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.